главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Московский методологический кружок / Школа культурной политики / Летние методологические школы  
Виталий СААКОВ
Карта-схема Летней методологической школы "Технологии мышления: Позиционирование. Самоопределение"
ТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
Юрмала, 2016, август
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
 
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в разделш Летние методологические школы  
содержание разделаш Карта-схема проблематики Школы "Технологии мышления: Позиционирование. Самоопределение", 2016  
    (0) преамбула  
    (1) введение карты-схемы  
    (2) тематические регионы и направления  
    (3) проблемные контуры и узлы  
         
     
     
     
  программа Школы - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/Jurmala_method-school_2016_programm.htm
обсуждение в Facebook - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/priss-laboratory_on_face-book_saakov_jurmala_2016-08.htm
 
(0) преамбула  
  смотри - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/Jurmala_method-school_2016_0.htm  
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
(1) введение карты-схемы
смотри - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/Jurmala_method-school_2016_1.htm
 
1 2 3 4 5 6    
кликните рисунок , чтобы выбрать раздел
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Карта-схема проблематики Летней методологической школы "Технологии мышления: Позиционирование. Самоопределение" / Юрмала, август 2016
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Карта-схема проблематики Летней методологической школы "Технологии мышления: Позиционирование. Самоопределение" / Юрмала, август 2016
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Карта-схема проблематики Летней методологической школы "Технологии мышления: Позиционирование. Самоопределение" / Юрмала, август 2016
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Карта-схема проблематики Летней методологической школы "Технологии мышления: Позиционирование. Самоопределение" / Юрмала, август 2016
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Карта-схема проблематики Летней методологической школы "Технологии мышления: Позиционирование. Самоопределение" / Юрмала, август 2016
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Карта-схема проблематики Летней методологической школы "Технологии мышления: Позиционирование. Самоопределение" / Юрмала, август 2016
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Карта-схема проблематики Летней методологической школы "Технологии мышления: Позиционирование. Самоопределение" / Юрмала, август 2016
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Карта-схема проблематики Летней методологической школы "Технологии мышления: Позиционирование. Самоопределение" / Юрмала, август 2016
   
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Карта-схема проблематики Летней методологической школы "Технологии мышления: Позиционирование. Самоопределение" / Юрмала, август 2016
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
(2) тематические регионы и направления  
2.1 1. Тематизация позиционирования-самоопределения (пока слитно) должна регулироваться знаком и понятием "роль", как-никак здесь центральными. Но прежде логического введения в искомое пространство "мира культуры" и "мира социального" соответствующих знака и понятия (поскольку доклады Школе, кроме установочного, в тематическом здесь развертывании карты-схемы хронологически пока еще впереди), можно вполне опереться на интуицию, а вместе с ней на общую идею и распространенный смысл "роли"(1). Интуиция здесь усматривает неизменность "двойной" смысловой фокусировки "роли", в какой бы теоретической и практической области мы ее не фиксировали. Имеются в виду предметно--содержательный фокус и фокус функционально-операционный.

2. Это значит, что к какой бы "границе мира" не тяготела "роль" (культурной или социальной), она одновременно вносит в пространство "мира" определенные моменты устойчивости (обстоятельности) и подвижности (условности).

3. Это также означает, что смысловая совмещенность в "роли" структурности и процессуальности не только не диссонирует с методологическим представлением организованности - "важнейшей характеристикой СМД-подхода" (П.Щедровицкий, Установочный доклад), но, напротив, может позволить ее дополнить и развернуть.

4. И еще не менее важный момент "двойного" смыслового фокуса "роли": возможность его СМД-интерпретации как в объектно-онтологическом, так и в организационно-деятельностном планах (уже отмеченных выше).
 
2.2 1. Предыдущими тремя пунктами тематически размечается "пустое" пространство схемы-1, а на схеме-2 подготавливается разметка тематических регионов и направлений, задаваемых Школой. Тематические регионы уже могут быть нанесены на схему-2 хотя бы формально, отталкиваясь от программы Школы. А если не формально, то следуя различению "замысел - реализация", введенному Установочным докладом. Тогда каждое из подпространств схемы-2 получит дополнительное расчленение. Необходимо отметить, что это ход на тематизацию, в которой тематические регионы обозначатся структурно (в виде статики, см. п.2.1.2).

2. Сложнее с тематическими направлениями, т.е. процессуальностью (в виде кинетики, см. тот же п.2.1.2, на которую также указывается Установочным докладом. Это 4 вектора развертывания схемы "замысел - реализация" в рамках онтологии мыследеятельности (Установочный доклад, стр.5):
- Первый вектор, "горизонтальный", связан с пространственно-временным горизонтом действия (артикулирован в рамках схемы "Шаг развития").
- Второй, "диагональный", вектор предполагает наличие коммуникации, понимания (взаимопонимающей коммуникации) и интерсубъективного взаимодействия актора.
- Третий, также "диагональный", связан с нормировкой и нормативной регуляцией действия. Этот онтологический аспект привносится из схемы "Воспроизводство деятельности и трансляция культуры".
- Четвёртый вектор, "вертикальный", связан с рефлексивным и мыслительным планом организации и управления действием.

3. На схеме-3 перечисленные вектора привязываются к "внутренне функционализированной структуре" (схема-4), здесь - как бы аналогу пояса "действия" или "мыследействования" схемы мыследеятельности. Соответственно, понятийная (объектно-онтологическая) переинтерпретация и организационная (логическая) трансформация "внутренне функционализированной структуры" должны следовать в русле четырех векторов-направлений.
 
2.3 1. В разделе "Проблемные контуры и узлы", п.3.1.2 все (схематизируемое) пространство самоопределения-позиционирования пронизано нормировочными коллизиями. Это явное и скрытое противоречие норм, обусловленное различием их происхождения и направленности. Это конкуренция норм на "почве" их неустранимой множественности. Это конфликт норм, "обещающих" взаимоисключающие культурные и социальные эффекты. Это "зазор" между ожиданием нормативных результатов и нормируемым исполнением, неизбежный в силу подвижности ситуационных обстоятельств…

2. Данный характер пространства самоопределения-позиционирования и тонуса действия в нем соответствуют как обыденному опыту (ошибок "прошлого") с интуицией (успехов "будущего"), так и теоретическому исследованию с онтологическим конструированием, обеспечивающим те или иные социальные и культурные практики.
Таким образом, с одной стороны (в одном подходе) пространство самоопределения-позиционирования являет собой как бы сверхсложный клубок, распутывание которого удел немногих(2). С другой стороны (в другом подходе) оно предстает пусть и не менее сложным, но вместе с тем структурным, т.е. возможным к осмысленным редукциям. И, следовательно, к его свед?нию к немногим основаниям способов и техник оснащения предстоящего действия(3).
 
  (дальнейший материал готовится к размещению)  
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
(3) проблемные контуры и узлы  
  смотри - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/Jurmala_method-school_2016_problems.htm#3  
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
сноски и примечания  
  (1) - Идея и смысл "роли" присутствуют практически во всех докладах Школе. При этом следует отметить, что хотя акцент в их названиях и содержании ставится на "позицию", тем не менее, таковая либо выступает синонимом "роли", либо раскрывается через "роль".  
  (2) - С этой стороны самоопределение и позиционирование числятся за немногими как бы выдающимися, неординарными действиями.  
  (3) - С этой стороны позиционирование и самоопределение предстоят любому и всякому действию, не сбрасывающему со своих счетов разотождествление себя на замысел и реализацию.  
 
.
 
.
.
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 19 сентябрь 2016

последнее обновление
28 октябрь 2016
26 октябрь 2016
12 октябрь 2016
29 сентябрь 2016
27 сентябрь 2016
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Образовательные проекты/ Курсы проектирования/ Методические заметки/ Строение пространства работ над учебным заданием "проект клуба"/ развертывание проектных работ PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Образовательные проекты/ Курсы проектирования/ Методические заметки/ Строение пространства работ над учебным заданием "проект клуба"/ развертывание проектных работ Категориально-онтологически позиционирование и самоопределение (человека-деятеля) размещены в границах "мир культуры - мир социального". Таким образом задается соответствие с фундаментализмом системодеятельностного подхода, выраженного схемой "Трансляция культуры и воспроизводство деятельности. Организационно-деятельностно позиционирование и самоопределение задают пределы, с одной стороны, "мира культуры" и, с другой, "мира социального". Такова их системомыследеятельностная трактовка вообще, а здесь трактовка в контексте "технологий мышления"(1). Позиционирование интендирует себя в "культуру", размещаясь в ней как знак-позиция "мира культуры"(2). Это также следует понимать в соответствии с указанной выше схемой и намечаемыми Школой положениями "технологий мышления". И с этими же соответствиями следует понимать, что самоопределение интенционально относит себя в "социальное", располагаясь в нем как позиция, определенным образом значимая для "мира социального" PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Карта-схема проблематики Летней методологической школы "Технологии мышления: Позиционирование. Самоопределение" / Юрмала, август 2016 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Карта-схема проблематики Летней методологической школы "Технологии мышления: Позиционирование. Самоопределение" / Юрмала, август 2016 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Карта-схема проблематики Летней методологической школы "Технологии мышления: Позиционирование. Самоопределение" / Юрмала, август 2016