главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
ВиталийСААКОВ
К ЗОНИРОВАНИЮ ТЕАТРАЛЬНОГО ФОЙЕ
Московский Архитектурный институт, 1984
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
     
     
Процесс, протекающие в театральном фойе по своему содержанию относится к рекреационным. Фойе выполняет свою рекреативную функцию только в том случае, если посетителю предоставлена определенная свобода выбора формы поведения и вида деятельности. Свобода выбора в этом случае подразумевает возможность назначения самим посетителем последовательности и продолжительности отдельных функциональных актов. Обеспечение этого требования является одной из главных задач функционально-пространственного зонирования театрального фойе. Условием же его реализации является организация гибкой, граничащей с аморфностью структуры процесса, обусловленной закономерностями рекреативного поведения.
Благоприятный физический и психологический комфорт для посетителя достижим при наличии взаимоувязанных уровней функциональной организации и пространственного решения фойе. К первому относится степень функциональной насыщенности помещения, ко второму - его пространственная сложность, предоставляющая возможность развертывания функционального содержания и удовлетворения разнообразных мотивов поведения посетителя.
Рекреационный процесс, априорно являясь комплексным, включает в себя ряд составляющих. Их количество и содержание, как правило, связаны с конкретной проектной программой. Но в то же время обладают достаточной универсальностью и постоянством, свободны от конкретных планировочных ситуаций и, минуя их, связаны с типологическим признаком объекта в целом.
Протекающий в фойе процесс может быть выражен через следующие функциональные составляющие:
- пассивный отдых (как правило, сидя, с сопутствующими элементами - чтением, беседой и т.п.),
- активный отдых (например, в форме рекреативного движения),
- информационное обеспечение (в том числе экспозиции выставочного и музейного характера),
- коммуникации (обеспечение, как внутреннего перемещения посетителей фойе, так и внешнего транзита),
- операционная составляющая (сопровождает такие действия посетителей, как питание, покупки сувениров, программ и пр.),
- питание,
- сопутствующее обслуживание (в целях повышения функционального комфорта; наиболее распространенные формы - торговля, прокат биноклей; могут иметь место лекции, экскурсии, встречи с работниками театра и др.).
Состав подфункций в связи с программой на проектирование, или другими соображениями, может быть расширен, но не может быть уже приведенного, что объясняется типологическим признаком объекта. Возможности дифференциации функциональных составляющих процесса практически безграничны. Но дальнейшее их выявление выводит за границы архитектурной проблематики.
Представление достаточно однозначной и элементарной на первый взгляд функции театрального фойе в качестве многоуровневой функциональной позволяет:
- во-первых, преодолеть все еще распространенный стереотип - пространственно-нейтральный архитектурный объем со вписанной в него функцией любой сложности и порядка,
- во-вторых, обосновывает необходимость развития функционально-пространственной структуры фойе, увеличения его объемно-планировочных показателей, что находит все более широкое распространение в проектной практике и строительстве.
Многоуровневость функционально-пространственной структуры заключается, прежде всего, в комплексности (как сложности) функционального, планировочного и объемного решений. Комплексной, многоуровневой организацией обладает как само понятие-явление "функциональный процесс театрального фойе и его пространственная оболочка", так и стоящие за понятием планировочные элементы - зоны, подзоны и т.д. вплоть до "рабочих мест" посетителей. Подобное представление если и не застраховывает от принятия решений, нивелирующих и упрощающих функциональную структуру и архитектурный облик фойе, то нацеливает на отказ от них.
В каждой из функциональных составляющих отражается комплексная структура процесса в целом. Так, подфункция "активный отдых" складывается из коммуникационной и информационной составляющих, сопутствующего обслуживания и т.д.
Сочетание подфункций, а также их составляющих не является механическим суммированием, а определяется основными характеристиками деятельности посетителей:
- ее динамикой в той или иной функционально-планировочной зоны (с выходом на удельные параметры зоны),
- с психологическим пространством действия,
- с фиксированностью действия в определенных планировочных границах (определяемых содержанием самого действия и связанного с ним вспомогательного оборудования),
- с неподдающейся однозначной оценке степенью "приватности" действия ,
- с ориентацией в физическом архитектурном пространстве,
- и т.д.
Отмеченные характеристики в значительной мере определяют функционально-планировочное и пространственное решение фойе: габариты и взаимосвязи зон, пространственную расчлененность… Наименьшая динамика действия наблюдается при пассивном отдыхе. Рекреационное движение, напротив, обладает максимальной динамикой. Соответственно, разнится и пространственное обеспечение индивидуальных действий посетителя: 0,95 кв.м и 2,5 кв.м. Данные параметры соотносятся только с физическим пространством действия. Общая пространственная обеспеченность является совокупностью физического и психологического пространств. Последнее покрывает параметры физического и тем больше, чем "выше" рекреационный признак помещения. Для театрального фойе, например, удельные параметры зон пассивного и активного отдыха составят 3,82 кв.м и 6,0 кв.м, соответственно.
Пространственная фиксированность действия опосредует либо его локализацию в каких-либо зонах фойе, либо возможность его рассредоточения. Например, функция "питание" требует локализации, вплоть до организации отдельного помещения (исключение может составить фуршетное обслуживание). Напротив, "информационная" функция может быть рассредоточена.
Следуя из характеристики действия, локализация или рассредоточение функциональных составляющих выражается в адекватных им планировочных зонах. Например, следующим образом:

локализуемые зоны
рассредоточиваемые зоны
пассивный отдых пассивный отдых
  информационная экспозиция
выставочная экспозиция  
внутренние коммуникации  
  внешние коммуникации
рекреативное движение рекреативное движение
питание питание  
  торговля

Отнесение зоны к локализуемой или рассредоточиваемой определяет соответствующим образом функциональное зонирование помещения. Локализация зон способствует дифференциации функциональной структуры фойе. Рассредоточение - организации равномерного или дискретного функционального фона, выполняющего связующую роль в функциональной структуре пространства.
Разграничение зон на локализуемые и рассредоточиваемые должно в целом соответствовать приведенной схеме. В то же время специфика театра (его. ориентация на определенные социальные группы, жанр, режим функционирования…) может дать иную схематизацию.
Локализуемые зоны, как правило, кладутся в основу планировочного и пространственного решений, тем самым опосредуя его сложность и расчлененность.
В связи с этим нерасчлененное пространство фойе достаточно трудно взаимоувязывается со сложной многоуровневой структурой рекреационного процесса. Происходит неизбежное смятие спонтанности процесса и ломка стереотипов поведения посетителей. Безразличное, нейтральное в своей массе архитектурное пространство как бы противопоказано психологической неоднозначности и многоплановости рекреативного поведения. Подобное пространство не в состоянии обеспечить психологический комфорт. Сложноорганизованное пространство, даже обладающее избыточной сложностью, содержит потенциальную возможность к проявлению самых разнообразных психологических мотивов в поведении посетителей (и в сопровождающих его функциональных актах).
Открытые и замкнутые пространственные зоны, общественный или личностный масштаб, экстерьерная или интерьерная их трактовка найдут своего посетителя, отвечая как социально-психологическим аспектам их поведения, так и сугубо индивидуальным.
Пространственная и функциональная сложность и избыточность являются элементами необходимой "скрытой" информативности. Неформальные познание, поиск, открытие представляют собой естественные составляющие рекреативного поведения. Отмеченные требования, в достаточной степени объективные, в этой связи разумно сочетаются с традиционным взглядом на т.н. свободную планировку, гибкую компоновку пространства фойе. С другой стороны, противопоставляются "жесткой", рациональной структуре зрительного зала.
Важным элементом зонирования является учет закономерностей распределения посетителей в помещении фойе. Отметим следующие. Зоны с пространственно и количественно фиксированными рабочими местами посетителей имеют, соответственно, и заранее определенную, программируемую вместимость (например, локализуемые зоны отдыха и питания). Рассредоточиваемые зоны (например, рекреационного движения и торговли) фиксированных рабочих мест не имеют. Их вместимость изменяется даже в течение коротких временных интервалов вследствие смещения интересов посетителей. Предварительный расчет их фактической вместимости в этом случае затруднителен, т.к. связывается со спонтанностью поведения посетителей фойе.Под влиянием как внешних условий, так и внутренней мотивации поведения посетителей вместимость подобных зон может значительно отличаться от предполагаемой доли общего количества посетителей фойе. Особого внимания заслуживает случай превышения.Чтобы обеспечить в данном случав оптимальный режим функционирования зоны, ее габариты должны быть несколько выше по отношению к расчетным, привязанным к ее среднеарифметической доле в общей вместимости фойе. Превышение тем значительней, чем больше зон с подобной '"пульсирующей" вместимостью. Данные зоны желательно устраивать смежными по отношению друг к другу, тем самым способствуя естественной "миграции" посетителей.Как само функциональное содержание зон, не вступающее в сколь-нибудь серьезное противоречие, так и структура рекреационного процесса, позволяют осуществлять достаточно свободную их комбинаторику.
Функциональная комбинаторика находит закономерное отражение в ряде планировочных операций: отмеченных выше локализации, рассредоточения, а также в различной степени совмещения зон.Совмещение определяется сопоставимостью функционально-смыслового содержания зон , опосредованного по какому-либо признаку. Так, рассредоточиваемая зона пассивного отдыха, отмечаемая "рассеянным" в фойе оборудованием для отдыха сидя, функционально и планировочно может быть частично совмещена с локализованной зоной питания. Функция питания в этом случае благоприятно нагружается рекреативным содержанием и наоборот. Экспозиционные зоны частично совмещаются с зонами рекреационного движения и т.д.Совмещение влечет за собой определенную экономичность и компактность планировочного решения. Степень опосредованного функционально-смыслового единства функций непосредственно связана со степенью планировочного совмещения зон. Например, зона рекреационного движения, в принципе, может дублироваться внешними коммуникациями. В этом случае совмещение будет практически полным.Но здесь необходимо соблюдать разумные границы. Крайние позиции - полная самостоятельность всех планировочных зон или же излишнее совмещение - ведут к функциональному и психологическому дискомфорту, более явному во втором случае.
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
 
с 15 декабрь 2008

последнее обновление
23 ноябрь 2014
19 сентябрь 2011