главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории    
Виталий СААКОВ
Бизнес и университетская наука
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
вернуться в разделш интеллектуальное оснащение и сопровождение культурного предприятия  
содержание разделаш бизнес и университетская наука  
  неопубликованное обращение    
  отчет о проделанной работе    
       
     
   
  смотри также: бизнес и наука 2 - отчет о проделанной работе  
  ГДЕ И КАК ВСТРЕЧАТЬСЯ БИЗНЕСУ С УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАУКОЙ  
  неопубликованное обращение от лица нормальной городской науки к нормальному бизнесу ульяновска-симбирска накануне 2002г.(1)  
  Смысл данного обращения заключен в возможность и необходимость коммерческого (экономического) распоряжения некоторыми ресурсами высшей школы – отчасти научными, отчасти методическими, а также информационными и организационными. Суть моего предложения исходит из бесспорных принципов и будет изложена в следующих двух аспектах.  
  АСПЕКТ ПЕРВЫЙ  
Высшую школу сегодня стоит рассматривать как банальный склад знаний. Большинство из них из-за своей невостребованности уже покрылось пылью и паутиной. Лишь малая толика знаний сегодня находит применение в деловом мире. Но и в этом случае высшая школа, как правило, является здесь всего-навсего посредником между далеким (зарубежным) поставщиком знания и "местным потребителем". Дело вовсе не в моральном устаревании так называемого академического знания (которое, конечно, имеет место быть), т.е. далеко не в содержании знания, а в его форме.
Картинка:
Известно, что асфальтобетонная смесь или просто раствор бетона должны быть использованы до определенного срока. Если не уложил вовремя, то будешь иметь место с незадачей: что делать с этой кучей? Ясно, что в той форме, в которой схватилась смесь, она уже ни на что не пригодна. Более того, возникает серьезная проблема с ее утилизацией. Проблема, можно сказать, неразрешимая, если ее решать "в лоб". В то же время каждый из нас мог наблюдать в цивилизованных городах такую картину.
По старому асфальтовому шоссе двигается довольно сложный механизм. Он буквально наезжает на шоссе, заглатывает его изношенное покрытие и… оставляет после себя уже новое. И никто не подвозит к нему горы строительно-дорожных материалов.
Эта вставка иллюстрирует один из рабочих принципов теории знания. Согласно этому принципу знание должно употребляться многократно и различным образом, но для этого должно разбираться на «кирпичики» и собираться, но уже в новую постройку. Действительно, собственно новое знание появляется не так уж часто, и не каждому поколению удается быть свидетелем этого. Тем не менее, нас постоянно уверяют в лавинообразном росте знания. Ну что ж, каждое предприятие, в том числе научное, должно производить впечатление процветающего. Но это отступление в сторону и я возвращаюсь к основной теме. Знание, как и любая другая вещь на свете, кроме, разумеется, музейных экспонатов, требует время от времени своего переоформления. Были бы на то специалисты своего дела.
Итак, из пыльных знаниевых запасов (например, того же технического или просто университета) можно произвести знания вполне действующие, рабочие, функциональные. В Ульяновске этим пока никто не занимался. И заказа на то вроде бы не было, и специалистов таких местные университеты никогда не готовили и вряд ли будут. Поэтому сидят они, буквально, на золотой жиле, а делают вид, что натурально умирают с голоду. Пустить запас в дело можно при двух условиях:
а) нужна в добром смысле слова незаурядная предприимчивость и азартный заказчик,
б) умение переоформлять знания до требуемой кондиции, например, до их коммерческой, технической, культурной и прочей значимости. Продолжу картинки:
Высшая школа с помощью бизнеса должна уподобиться тому пожирателю асфальта. Если же требуются более аппетитные аналогии, то – определенной бактериальной культуре, которая перерабатывает свое окружение в полезные для нас вещи, например, так, как это делают пивные дрожжи.
  АСПЕКТ ВТОРОЙ  
Он более ясен и прозрачен, нежели первый. В соответствии с ним, современная фирма (предприятие) должна обладать сегодня достаточно сложной организационной структурой (вне зависимости от того, большая это фирма или нет). Сложность организационной структуры вовсе не подразумевает большого числа отделов и подразделений, "многоэтажной" системы управления и прочих наворотов. Подразумевается то, как эта структура может обеспечить динамику и развитие фирмы в различных их измерениях. Динамичность фирмы и ее способность к развитию напрямую зависит от наличия в ее организационной структуре назначенных к тому механизмов. Это и есть упомянутая сложность. В то же время не всегда оправдано, например, экономически, обзаводиться подобными механизмами посредством создания в фирме специальных отделов и подразделений. Также, не всегда возможно, хотя это и требуется, обеспечить эффективность и действенность механизмов динамики и развития. Например, из-за отсутствия персонала с должной квалификацией и соответствующим оборудованием их рабочих мест. Помимо всего прочего, подобные механизмы не всегда должны, что называется, быть в постоянном наличии. Можно еще приводить соображения о механизмах динамики и развития, но и сказанное уже позволяет предвидеть, а далее реализовывать различные организационные формы взаимодействия бизнеса и высшей школы. Как никак, это нормальная мировая практика. Картинка:
Вот именно, что практика, а не красивые декорации и декларации о таком сотрудничестве. Последнего у нас вполне хватает. Не хватает собственно организационных форм взаимодействия бизнеса и высшей школы, которых «на западе» превеликое множество. Да еще с разнообразной финансовой поддержкой со стороны правительственных и неправительственных учреждений (фондов, ассоциаций, программ…). Выбор из этого опыта, казалось бы, необъятен. Но это опыт здоровых, крепких партнеров. Нам же следует действовать по принципу "один без рук, другой без ног – вместе как будто бы уже и не урод".

В каждом конкретном случае должна создаваться своя уникальная форма взаимодействия (см.об этом ниже), но все многообразие форм всегда определяется экономической или политической рациональностью инициатора взаимодействия. Некоторым прообразом здесь может служить форма, суммирующая в себе принципы обслуживания типа "Гарант" или "Кодекс". Правда, здесь есть одно "но". Те задачи, которые призвана решать требуемая форма взаимодействия не могут быть унифицированы аналогично приведенному примеру. Следовательно, эта организационная форма не может быть центрирована только на фирме или только на вузе. Иначе под вопросом окажется мобильность самой формы и, соответственно, динамичность предприятия.
Ниже я набросаю эскиз механизма динамики и развития с учетом высказанных выше соображений. Сразу же отмечу, имея в виду читателя "Бизнес-Симбирска", "Эксперта", "Коммерсанта", или "Делового обозрения" (которого, конечно же, голыми словами не купишь), что этот эскиз в своих принципиальных чертах отрабатывался практически и продолжает отрабатываться. Но прежде небольшая преамбула, в которой я опять изложу бесспорные основания для конструктивного взаимодействия бизнеса и науки. Практически любая задача, стоящая (а равно стоявшая или которая еще встанет) может быть решена трояким образом:
1. Благодаря наличию соответствующего хозяйства. Так, если речь идет о транспортном предприятии и перевозках, то его хозяйство предстает парком машин, ремонтной мастерской, диспетчерской и пр. Если речь идет о задачах складирования и хранения, то мы тут же представляем себе соответствующее складское хозяйство, например, ангары, дебаркадеры, автопогрузчики, охрану... Если стоит задача подготовки кадров, то мысленным взором перебираем известные нам учебные хозяйства – кафедры, аудитории, библиотеки, лаборатории...
2. За счет организации специализированных служб. В этом случае для решения тех или иных задач не создается собственное хозяйство, а используется хозяйства других фирм и предприятий.
Так, если фирма делает бизнес в строительстве, не обзаводясь строительным хозяйством, то для решения строительных задач ей необходимы соответствующая компетенция персонала и определенные должностные инструкции, что и есть специализированная служба.
3. Способом включения действенной функции. Здесь отсутствуют как хозяйства, так и службы. Решение задач обеспечивается за счет обращения к службам других фирм и предприятий. Включение той или функции (строительной, финансовой, коммерческой...) – это определенный способ задействования "чужой" службы. Толковый менеджер – это всегда арсенал способов подобного решения задач.
Каждая из этих организационных форм (хозяйство, служба, функция) явно или неявно, но всегда наличествуют в структуре любого предприятия (а также организации, учреждения) и всегда определенным образом представлены в его бюджете. Наиболее "обременительным" является, разумеется, хозяйство или, по-другому, хозяйственная форма (территория и недра, строения и помещения, машины и оборудование, мебель и штаты...). Наименее – функция или функциональная форма. Связанные с ней издержки и накладные расходы определяются по большому счету затратами на постановку цели и формулировку задачи. Сравнивая их все вместе, необходимо, прежде всего, отметить, что каждая из трех организационных форм требует разного оргуправленческого отношения.
Хозяйству нужна опека: от постановки цели до постановки заданий и определения способов решения задач. Служба не нуждается в разработке (разжевывании) заданий, но требует (с удовольствием) определения достаточно сложных задач. А вот функция обязывает "лишь" к постановке цели. Но какой?.. Другими словами, к хозяйству должен быть приставлен Руководитель, служба не мыслима без Организатора, функция предполагает Управленца. Все вместе это не какой-то там новомодный – стратегический, корпоративный, функциональный и пр. – менеджмент.
На практике весьма редко встречаются предприятия в чистых формах "хозяйства", "службы" или "функции". Объяснений этому может быть несколько, но я приведу, с моей точки зрения, самое важное. У менеджеров фирм и предприятий нет соответствующих методик и оргуправленческих технологий. Поэтому в конкретной форме предприятия смешиваются и первое, и второе, и третье. Все это приводит к дублированию задач, излишней административной рутине, организационным авралам и кадровым чисткам. Тем не менее, любое из предприятий можно квалифицировать либо как хозяйство (хозяйственное), либо как службу (служебное), либо как функцию (функциональное). Все дело в балансе – что превалирует в структуре фирмы. К примеру.
Фирмы, занимающиеся юридическим бизнесом, следует относить к предприятиям-функциям и, соответственно, критиковать их за лишние службы и хозяйства (действительно, все подобные юридические предприятия в пределе могут действовать в виде юридических норм и документов, и не боле того). По поводу предприятий-служб и предприятий-хозяйств, я думаю, и примеров приводить не нужно. Рентабельность и рациональность – тема, разумеется, самостоятельная, т.к. требует нескольких страниц текста, но общими соображениями на счет возможных вариантов организационного взаимодействия можно поделиться и сейчас. Изображу их в виде таблицы со схемами. Кружками разного тона обозначена деловая активность, заключенная в ту или иную оргформу – хозяйственную, служебную или функциональную. В верхней строчке таблицы расположены оформленные данным образом активности, принадлежащие бизнесу (исходящие от бизнеса). В нижней – те оргформы с деловой активностью, которыми располагают университеты и их научно-исследовательские подразделения. Сразу же отмечу один из возможных вариантов таблицы – это когда бизнес вообще не рассчитывает на хозяйства, службы и функции вуза, имея собственные. Но, думаю, это дело не ближайшего дня и не малого бизнеса (отдельно готов это пояснить на фоне очевидного проникновения бизнеса в здания учебных заведений). Т.о., эта таблица иллюстрирует три варианта взаимодействия (см.таблицу).
  АСПЕКТ ВТОРОЙ  
таблица
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Интеллектуальное оснащение и сопровождение культурного предприятия/ Сааков В.: Бизнес и университетская наука
© priss-laboratory, 2003
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Интеллектуальное оснащение и сопровождение культурного предприятия/ Сааков В.: Бизнес и университетская наука
 
1. В соответствии с первым вариантом бизнес (конкретная фирма) оснащает (дополняет) свое постоянное хозяйство новыми (или временными) службами и функциями. Это значит, что у фирменного хозяйства (у хозяйства фирмы) нет "раз и навсегда" заданных служб и функций. В этом – залог динамики (не единственный, но и не последний). Службы и функции являются переменными бизнеса. Забота об этих переменах и ответственность за них ложится уже на высшую школу. Понятно, что в этом варианте фирме достаточно иметь минимальное хозяйство. Это то, что касается рациональности. Степень рентабельности каждый может прикинуть сам. Я же со своей стороны утверждаю о его повсеместной рациональности. 2. Во 2-м варианте хозяйства и службы бизнеса (фирмы) дополняются специальными функциями, реализация которых лежит на высшей школе. Этот вариант отличен от предыдущих тем, что благодаря фирменным службам бизнес может размещать свои функции не только на «базе» высшей школы, но и везде, где посчитает нужным. Точнее, только там, где встретит понимание подобного рода взаимодействия. Не исключено, что размещение функций может осуществиться как бы скрытно. Может быть, именно в этом кто-то увидит высокорентабельный вариант. И хотя он в определенном смысле рискованный (т.н. венчурное предприятие), но кто не рискует, тот не… 3. Можно также изобразить таблицу, в которой 1-м вариантом будет бизнес, основанный на функции. Но еще раз подчеркну, что оценка того или иного варианта на его приемлемость бизнесу вытекает только и только из конкретики. Здесь же можно говорить лишь о том, что все варианты всех таблиц есть варианты различной динамики: от сокращения времени на решение задач, которые ставит себе бизнес, до минимизации временных циклов смены бизнес- и оргуправленческих технологий.
А пока напомню, что все написанное выше написано было почти два года назад и исключительно с той целью, чтобы самому последовать этим самым рекомендациям.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  отчет о проделанной работе(2)  
Мой Учитель(3) сказал в 1988г., что перестройка давно свершилась. Свершилась в том смысле, что теперь в стране свобода мысли: можешь быть свободен от мысли, можешь быть не свободен. Итак, уже до 1988г. в стране разошлись пути тех, кто избрал для себя ту или иную свободу мысли. Касается это как бизнеса, так и науки. Теперь в 2003г. я говорю: кончилась монополия науки на мысль, мысль обрела свободу. Отныне и бизнес может и должен быть мыслителем. Это для него насущнее, чем для науки (которой кое-что даром перепадает из "закромов родины"). Об этом и пойдет речь. Но сначала отнесусь к статье "Бизнес и наука: как им найти друг друга" (БиС №2). Редакция, как никак, приглашает к детальному обсуждению.
Складывается впечатление, что обе стороны – наука в лице проректора УлГТУ и бизнес в лице известного в городских кругах предпринимателя – вполне свободны от мысли, которая требуется, и не вполне свободны от мыслей стереотипных. Поясню второе. До потребной мысли бывает только до-мысел. Отмечу лишь один – чинить вину в собственных неудачах/незадачах другому лицу, в данном случае, государству. Вот уж извините! Государство не закрыло ни одного института, а даже переименовало в университеты. Государство санкционировало частное предпринимательство. Я не этатист и потому вовсе не собираюсь государство приукрашивать, обелять и пр.
Но сетовать на то, что государство не помогает получать сверхсверхприбыли, что государство не расскажет, что изобретать, а что нет… Специально утрирую. Оба респондента мне прекрасно знакомы уже не первый десяток лет, оба мне симпатичны, вместе переговорили ни одну кучу разговоров. Утрирую же для ясности мысли. Той мысли, к которой еще только предстоит пробиться. Как ни крути, но не бывает вчерашних мыслей, как не бывает осетрины вчерашней свежести.
Итак, если конкретный бизнес и определенная наука где-то и когда-то не нашли друг друга, значит не судьба. А в чем судьба? Судьба сводит или не сводит воедино нас, нужное место и нужное время. Поэтому формально можно ответить так: не нас, не место, не время. Бизнес и/или наука не готовы к этой встрече, не назначено место и время встречи. Буду пояснять по порядку и, по возможности, кратко.
ПОЧЕМУ НЕ ГОТОВЫ. Нормальные наука и бизнес живут в проектах. И если бизнес и наука не нашли друг друга, значит они либо еще не приступили к проектированию (орг-проектированию, бизнес-проектированию и прочему проектированию), либо не закончили какой-то значимый для встречи этап проектирования (определение целей, постановку проблем, формулировку задач, сценирование, планирование…). Короче, у сторон нет проектной готовности.
ПОЧЕМУ НЕ МЕСТО. Возможность встречи определяется ныне весьма конкретными обстоятельствами науки и бизнеса. Обстоятельством встреч для науки является технологический парк (специально не пишу "технопарк", чтобы не затушевывался смысл технологий). Обстоятельством встреч для бизнеса служит инвестиционный институт – банк, торгово-промышленная палата, фонд предпринимательский… Фактически, существующий технопарк еще далеко не технологический парк, банк вовсе не финансовый инструмент, ТПП так и не отправляет всех положенных функций, а фонд вообще и всегда фикция. Короче, все они еще не достаточно обстоятельны и потому не уместны друг другу.
ПОЧЕМУ НЕ ВРЕМЯ. Имею в виду время как функцию. Если стороны не встретились, хотя и стремились к этому, то, следовательно, живут они в разные времена, по разному опережают или отстают от времени календарного. Либо живут в разной темпоральности. Либо у обеих сторон элементарная аритмия. Время встречи, как и место, подлежит проектированию и управлению. Другими словами, встреча откладывается, запаздывает, переносится и пр. в силу не самоорганизованности сторон, якобы ищущих встречи.
"Критику" я навел. Теперь необходимо смыть с себя налет "критиканства" и, наряду с аналитикой, показать конкретный механизм встречи бизнеса и науки.
ГОТОВНОСТЬ СТОРОН К ВСТРЕЧЕ
Бывает много разных готовностей, а говоря современным англо-русским языком, фитнесс`ов. Назову важнейшие. Моральное и этическое выздоровление – это к основам будущей кооперации. Приток сил и уверенность в себе – это к конкурентным отношениям. Возобладание технологической и экономической рациональность – это к сотрудничеству. Стремление к юридической ясности и финансовой прозрачности – это к партнерству. Все остальное (знакомства и родственные отношения, жажда прибыли и надежда выжить, сиюминутная выгода и пользование клиента) к обсуждаемой встрече отношения не имеет. Встреча бизнеса и науки – это почти что из природы геологических сдвижек. В том смысле, что образует она бизнес-ландшафты и культурные рельефы местности. Нормальные бизнес и наука, т.е. бизнес и наука с мыслью, это осознали. В материалах журнала "Эксперт" можно ознакомиться, с какой целью и в каких проектах происходят их встречи. Слава богу (аллаху), в нашем городе уже произошла первая "геологическая" подвижка к встрече, т.к. доподлинно знаю, что в городе уже есть три вполне конкретных бизнеса с проектами. Правда, один из них добывает их контрабандным путем, зато второй покупает их через собственных экспертов за пределами города и области, а о третьем пойдет речь ниже.
Его имя, исходя из отмеченных выше критериев (морально-этического здоровья бизнеса, его уверенности в собственных силах, технологической и экономической рациональности, юридической и финансовой прозрачности), я назову – это компания "Сигма-СИ".
УМЕСТНОСТЬ ВСТРЕЧИ
Это о том, во что умещаются проекты, ведущие к встрече. Если они ни во что не умещаются или умещаются кое-как, то их разработчики, либо ничему не уместны или попросту являются местнячковыми, лавочными деятелями. Поэтому я и не называю их имен. Проект не купить и не продать. Проект приобретается в проектировании. Поскольку это дело сугубо персональное. Этим делом и занята "Сигма-СИ" (кому нужна деловая информация об этом, может ее запрашивать). Следовательно, "Сигма-СИ" и оказалась как нельзя уместной для встречи с наукой. Вот только хорошо бы знать, в каких проектах живет эта дама "наука". Я вовсе не имею ввиду накатанные дорожки карьеры к.т.н. и д.т.н., конъюнктуру вроде программ "чистая вода" и "чистый воздух", перепродажу западного софта и харда, оптовую и розничную торговлю учебными местами и т.п. привычные занятия жителей университетских зданий.
Бизнесу куда интересней знать о непривычных занятиях, о занятиях, в которых сочетаются предпринимательский азарт и высокая культура, некая авантюра и фундаментальность намерений. Все-таки уважаемые ученые не какие-нибудь там лавочники.
СОВРЕМЕННОСТЬ СТОРОН
У современности две стороны – историчность и проектность. По первому пункту необходимо знать, что наследуешь своим делом сам и что оставишь другим. По второму – знать, что не смог унаследовать в силу различных причин и что не хотел бы оставить в наследство. Короче, история – это всегда "за", проект – как бы "против". Выверенный баланс "за" и "против" приобщает нас к со-временности, попросту, к учету времени своих и чужих дел. На приобретение способности учета времени (темпов и продолжительности) работ лаборатории "PRISS" со стороны фирмы и учета времени (скоростей и сроков) работ компании "Сигма-СИ" со стороны лаборатории ушло почти два года. Рано говорить, что лаборатория и фирма уже со-временны друг другу в полной мере. Но, тем не менее, то, что удалось достигнуть, представляет вполне действенный инвестиционный "капитал", вложенный сторонами друг в друга и обращающийся между ними.
Дело, как говорится, за малым – включить данный "капитал" в более широкие (географически и экономически) схемы обращения. Другими словами, произвести оптимальную капитализацию нарабатываемых сторонами ресурсов.
И самой фирме, и самой лаборатории, помимо организационного и финансового проектирования форм и способов капитализации, приходится рекрутировать в свои проекты персонал. Это одно из "неприятных" условий, т.к. оргпроекты, в отличие от автоматизированных производств, двигаются людьми. И главное, людьми, которые со-временны целям и задачам проектирования. Казалось бы, нет проблем. В городе несколько человеческих резервуаров-накопителей – три университета и академия. Но не тут-то было. Все эти "образовательные производства" живут в своем времени. Поэтому опять встает задача/незадача: как быть со-временными друг другу двум специфическим контрагентам. Один из них представляет собой фантастически громоздкое хозяйство, неразворотливые службы и минимум функций (см. часть 1).

СТОРОНЫ ВСТРЕЧИ
Фактически двух сторон для встречи оказалось не достаточно, хотя кроме фирмы как таковой и вуза как такового никто отношения к ней не имел. Действительно, что ни говори, а любая задача представляет собой, как минимум, "треугольник", поэтому и встреча оказалась трехсторонней: компания "Сигма-СИ", лаборатория УлГТУ "
PRISS" и кафедра ХП УлГУ.
Как и всякая встреча, эта встреча должна была выработать систему сдержек и противовесов. Но сначала о готовности сторон к встрече, может быть, это послужит кому-нибудь примером. Одна из сторон оказалась без проектной готовности к подобным встречам. Это УлГУ (хотя в название кафедры ХП входит слово "проектирование"). Неготовность УлГУ вылилась в то, что компания "Сигма-СИ", готовая оплатить дипломные темы (учебные! т.е. уже оплаченные налогоплательщиками работы выпускающей кафедры), сделать этого не смогла. Попросту, договор подписан не был.
Что это означает для бизнеса? То, что контрагент не берет на себя никаких обязательств. Стоит уточнить, какие обязательства вообще несет на себе вуз: что учебные работы есть учебные, а никакие другие работы; что они результативны хотя бы по минвузовским меркам; что они обеспечены кадрами, оборудованием и т.п. Можно и нужно входить в нынешнее положение высшей школы, субсидировать ее дефициты, компенсировать бедствия… Дело только за готовностью вуза принимать не только спонсорские подачки и милостыни попечителей, но и целевые предложения бизнеса, имеющие продолжение, как для него самого, так и для высшей школы. Но, как говорится, рынок есть рынок и, возможно, компания "Сигма-СИ" не смогла выиграть какой-то "тендер" на размещение заказов, в данном случае – названий дипломных работ (поприсутствуйте как-нибудь на соответствующем заседании кафедры!).

Тем не менее, вне зависимости от результатов тендеров, задачи, стоящие перед бизнесом, не снимаются. Бизнес сегодня нуждается в проектировании, и при том самом различном. Поэтому и возникло предложение в адрес УлГУ, готовящего специалистов-проектировщиков. Компании "Сигма-СИ", со своей стороны, требуются и во все больших масштабах результаты, достигаемые исключительно приемами проектирования, а также собственно проекты и сами проектировщики. Компания вкладывает средства в этот перечень, как в основные фонды. Вот в этой связи и возникла третья сторона взаимодействия – лаборатория УлГТУ "
PRISS" (Проектирование и исследование социокультурных и социотехнических систем). Лаборатория всегда двигалась исключительно в проектах, она так задумывалась и так действует. Одной из проектных целей лаборатории является запуск механизмов взаимодействия, тех же учебных заведений с бизнесом или территориальным управлением. Сразу поясню. Речь идет о фундаментальном, глубоком взаимодействии – ресурсном, кооперационном, технологичном. Поэтому в теоретический треугольник "фирма-вуз-лаборатория" были внесены, по возможности, максимально продвинутые принципы взаимодействия. Вкратце они сводятся к 4 пунктам:
все три стороны достигают своих результатов, совпадающих только с их собственными целями, преследуемыми еще до начала взаимодействия,
 каждая из сторон производит продукты, пригодные к употреблению в собственных контурах деятельности,
взаимодействие обеспечивает ресурс, функциональные и прочие характеристики которого на много бы превосходили значения полученных продуктов,
в ходе взаимодействия стороны подключаются к обращению товаров, в которые произошла капитализация интеллектуальных, финансовых, организационных и других важных результатов продуктов и ресурсов.
Очевидно, что привычные, наезженные, а зачастую фиктивно-демонстративные формы взаимодействия, предлагаемые одной из сторон, никогда не приведут обеих ни к результатам, ни продуктам, ни к ресурсам. Просто каждая из сторон распорядится другой стороной по своему разумению, довольствуясь привычными результатами. Но две стороны – фирму и лабораторию – подобный расклад не устраивал. Поэтому и пришлось в соответствии со схемой из части I произвести т.н. декомпозицию третьей стороны – вуза. По реализованной схеме взаимодействия хозяйственные аспекты были сохранены в ведении УлГУ (это помещения и оборудование для дипломного проектирования, исполнители работ, контроль результатов). Служебная роль взаимодействия была возложена на фирму (например, подключение хозяйственных и организационных ресурсов, отсутствующих в УлГУ). Функциональные задачи взяла на себя лаборатория (проектная и технологическая проработка целей и механизмов взаимодействия).
В качестве компенсации отсутствующих служб и функций УлГУ в лаборатории Технического университета шел многомесячный проектный семинар со студентами-дипломниками кафедры ХП УлГУ и менеджментом фирмы. Его результаты потом были оформлены под руководством сотрудника кафедры ХП (руководителя дипломного проектирования) в форме, предусмотренной стандартом дипломной защиты перед ГЭК. В задачу семинара входило построение "интерфейса" (рабочего взаимопонимания) между дизайном и бизнесом. Смешная ведь ныне ситуация. Целью дизайнера или архитектора стало максимально напрячь и раскрутить своего клиента. Это говорит только о том, архитектурные и дизайнерские факультеты-кафедры в госуниверситетах безвозвратно утеряли смысл и функцию проектирования, превратив его в художественные картинки, продаваемые по нерыночной цене. А о проектировании на других факультетах или кафедрах – управленческих, экономических, социальных, технологических и пр. – вообще говорить не приходится.
Хотя приходится. Бизнес, нуждающийся в проектах, должен быть проектировщиком больше, чем выпускники кафедр, готовящих проектировщиков. А как это? А так, что следует понимать, что никакая современная микро- и макроэкономическая терминология не может заменить проектной мысли, которая к тому же никогда и не предполагалась в качестве цели подготовки проектантов от архитектуры, инженерии, экономики, финансов, управления.
Именно поэтому нарастает вал задач по пере-проектированию, до-проектированию и вновь-проектированию. Начиная от страны в целом и ее устройства до отдельной фирмы и организации ее дела. Тем более, что для отдельной фирмы и ее дела эти задачи куда актуальнее, чем для государства. Все-таки у государства для эксплуатации есть недра и население, чего нет по определению у нормального – культурного и цивилизованного – предпринимателя.
* * *
Лаборатория "PRISS" сейчас подсчитывает виртуальные и реальные убытки сторон не-до-взаимодействия и набрасывает эскизный оргпроект, учитывающий особенности вот такого культурного, а также бизнес-ландшафта нашего города. Прежде всего, убытки. Результаты кафедры ХП остались неизменными (речь вовсе не о соотношении пятерок и четверок, выставленных нынешней ГЭК за дипломы-2003). Как была там подготовка дизайнеров, несовременных и неуместных времени, так и осталась. Это прямые потери для образовательного предприятия. Фирма понесла издержки рабочего времени и перерасход душевной энергии, доводя до сознания участников проектных работ – студентов-дипломников, смысл и назначение проектирования в реальной жизни конкретного бизнеса в конкретном городе.
Это удалось лишь в отношении 2-3 человек из 6. Остальные по-прежнему пребывают в мифах и домыслах своей профессии – злополучного проектного бюро, торгующего вразнос художественными поделками. Лаборатория пересматривает свои планы, которые еще полгода назад казались вполне своевременными и обоснованными.
Теперь о прибытках. Шесть студентов-выпускников кафедры ХП получили благодарность от компании "Сигма-СИ". Цитирую: "За проработку средствами художественного проектирования перспектив нашего развития".
Один из них приглашен в фирму, трое получили различного веса денежные премии-вознаграждения. "Сигма-СИ" включила в свой арсенал еще один метод ведения бизнеса – дизайн-технологии. В интервью для городского журнала управляющий компанией Юрий Юрин озвучил вызревающую в бизнесе мысль – пора от кондового маркетинга переходить к дизайну бизнес-среды. Ведь не секрет, что западное т.н. "общество потребления" взросло благодаря фронтальным усилиям дизайна, не сводящемуся исключительно к приданию привлекательности товарам, услугам, интерьерам…
У лаборатории обозначились новые проектные идеи (теперь по поводу дизайна), уточнились уже существующие бизнес-проекты, сделан еще один шаг в организационном проектировании ресурсного взаимодействия нормального бизнеса и нормальной науки.
P.S. Кстати, первый оргпроектировщик мира – Ульянов-Ленин – стал неудобной фигурой для нашей городской (и шире) элиты. Может быть, поэтому – из-за неприязни к проектированию и программированию – город и область стали фактическими банкротами по счетам экономики, политики и культуры.
 

(1) - Материал 1-ой части не был опубликован в свое время из-за отсутствия подходящего ему Ульяновского издания. "Деловое обозрение" с моей точки зрения далеко не обозрение, не вполне деловое, т.к. слишком заточенное на финисточники своего существования.  
(2) - Поводами к подготовке материала 2-ой части послужили два обстоятельства: уже давнее знакомство с управляющими компанией "Сигма-СИ" и надежда на "Бизнес-Симбирск" – новый деловой еженедельник города. Хотя, как сказал поэт "надежды юношей питают". И на самом деле, материал в редакции лежит уже несколько месяцев, и его "свежесть/актуальность" с каждым днем испаряется.  
(3) - Учитель - Георгий Петрович Щедровицкий – автор переиздаваемых и вновь издаваемых книг о развитии, управлении и других незаменимых вещах для культурной и цивилизованной жизни, теоретик и практик, методолог и философ.
 
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, июнь 2003
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 01 апреля 2005

последнее обновление
26 ноябрь 2014