главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории    
Виталий СААКОВ
Консалтинг для бизнеса
сказки и подсказки, решебники и задачники
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
   
вернуться в разделш интеллектуальное оснащение и сопровождение культурного предприятия  
     
       
     
Перечень в подзаголовке в полушутливой-полусерьезной форме намекает на те ситуации в бизнесе, когда последнему требуются знания, а под рукой их нет. Этот же перечень обозначает и ту "упаковку", и то "меню", в котором подаются знания в специально отведенных на то местах и в особое время.
Поэтому стоит выделить из всех возможных ситуаций именно те, в которых имеет смысл обращаться к консультанту. А из всех упаковок только те, в которых консалтинг является именно начинкой, но никак не наоборот (если консалтинг всего лишь упаковка, то что тогда в начинке?). Сделаю это способом исключения, предварительно объединив все ситуации, напоминающие консалтинг и являющиеся таковыми, в четыре группы.
1. СКАЗКА
Здесь я имею в виду так называемые школы бизнеса, многочисленные курсы предпринимательства, всевозможные инкубаторы. Называю эти ситуации "сказкой" потому, что слушатели еще не бизнесмены, у них пока нет ни практического, ни критического отношения к деловому знанию (а преподают же в основном те, кто вырос на учебниках и популярной литературе о бизнесе). Естественно, эта ситуация исключается из претендующих на бизнес-консалтинг.
Также следует учитывать, за чей счет все они существуют (деньги, собранные за обучение никогда не смогут обеспечить базу обучения, разве что назначать цену в круглых долларовых суммах). Стартовали все школы, курсы, инкубаторы как пропагандисты "нового образа жизни", в лучшем случае как его миссионеры. Грубо, и вместе с тем точно говоря, они отрабатывали средства, выделенные на пропагандистскую работу. Понятное дело, что пропаганда и бизнес - вещи очень далекие друг от друга. Такие же далекие, как школьный учитель химии и Менделеев, или как священник местного прихода и Папа римский. Химиком можно стать только в химической лаборатории (если повезет, то самого Менделеева), но никак не на школьном уроке химии.
Два слова тертым бизнесменам: никогда не смотрите на бизнес-семинары, бизнес-консалтинг и пр., как на школы. Иначе и для вас начнутся сказки, правда, не столь увлекательные и не с таким счастливым концом, как в школах.
2. ПОДСКАЗКА
Почему-то считается, всегда где-то есть этакий умник, всеведущий знаток. Так сказывается неискоренимая вера в авторитеты. Уж он-то - авторитет - знает. И тем больше и точнее знает, чем ближе к "кухне", где пекутся законы и знания, запреты и рекомендации. Да к тому же по тайным формулам. И не все знания выставляются напоказ (на продажу), что-то и придерживается. Короче говоря, в подсказки, как и в сказки, требуется верить.
Внешне эта ситуация вполне напоминает консалтинг, но не является таковой. Ведь даже консультация у врача, основываясь на доверии, является диалогом. Диалогом хотя бы потому, что решающими голосами обладают обе стороны. Пациент волен не воспользоваться рецептом, как бы не настаивал врач. Пациент также вправе игнорировать диагноз, как бы ни был убедителен врач. Без взвешенного и продуманного согласия пациента или его душеприказчиков никогда не будет предпринята хирургическая операция. Чему тут удивляться, жизнь-то является в конечном счете собственностью пациента, и потому всю полноту ответственности за нее несет только он.
Сегодня нас переполняет скепсис к нашим поликлиникам. Вот этот скепсис я бы советовал перенести и на "поликлинический консалтинг". Надо помнить, что помимо поликлиники есть и домашние, личные доктора, а также личные юристы, психологи и прочие "домашние" консультанты. Естественно, не всем это по карману, да и просто дефицит пока таких фигур, но важен сам принцип: следовать советам только тех, кто разделяет с тобой ответственность за последствия советов, рекомендаций, не говоря уже о самом действии. Профессиональный консалтинг - это как бы общество (товарищество), основанное на доверии.
3. РЕШЕБНИК
Также считается, что можно купить опыт, как правило, чужой (а вот за свой что - платить не надо?, но об этом ниже). А купив его, делать с ним все, что в твоей власти: хранить, перекладывать, употреблять самому, по-немногу делиться с нуждающимися. Трудно возражать против подобного отношения к опыту, но я знаю, что по большому счету это все фикция. Приобрести чей-то опыт, а до того кому-то собрать его - это невероятно сложно, долго и потому дорого. Копилки опыта создаются тогда, когда игнорировать опыт просто смертельно.
Так обстоит дело, например, в медицине и авиации. В большинстве же случаев, т.е. не в смертельных, происходит лишь профанация опыта. На самом деле, за чужой опыт готов платить только профан. Чтобы не быть профаном, надо создавать свою "копилку" и не тратить деньги на "секонд хэнд". Вот здесь уже может появиться специальный (целевой) консалтинг, пусть даже внутренний, что называется, "доморощенный".
Но так как на самом деле это штука тонкая, даже темная, нас не оставляет в покое чужой опыт, а своему придается заниженная ценность. И вот, мы уже готовы платить за чужой опыт (почему-то не приходит на ум взять его "за так", если ум чуть поднапрячь). Мы готовы, если вернуться к аналогии с врачом и пациентом, платить за чужие болезни, за чужое здоровье. В чем же здесь резон? Как я уже отметил, в ситуации "решебника" все же есть место консалтингу, и оно только что обозначено. Это, прежде всего, забота о СОБСТВЕННОМ опыте. Забота о нем требует, и это психологически понятно, как бы стороннего собеседника. Если удастся с ним столковаться (поиметь толк друг от друга), то удастся, наконец-то, обзавестись и своим опытом - самым ценным для бизнесмена знанием. Ведь только в сопоставлении опыта своего и опыта чужого последний находит место в первом. Правда, это в случае с профессиональным, т.е. честным, консалтингом. Во всех остальных случаях консультант будет вставлять ваш опыт (ему мало знакомый и потому неприятный) в тот опыт, который он вызубрил наизусть. Тогда консультант всегда будет иметь возможность (и право) указывать на несоответствие вашего опыта опыта чужому и на ошибки, которые вы якобы совершили, продолжаете делать и в чем вы будете ошибаться впредь.
Итак, в ситуации "решебника" есть место консалтингу и консалтингу: либо вы обзаводитесь собственным опытом и становитесь хозяином чужого, либо остаетесь заложником чужого с бесхозяйственным отношением к опыту собственному.
4. ЗАДАЧНИК
Но, может быть, дело в том, что нужное бизнесмену знание именно таково и другого не бывает вовсе? Отнюдь. Дело в том, что вряд ли будут привозить знание с торговой маркой "ноу вай" (know why) - "знать почему". Торгуют (но об этом ниже) знанием "ноу хау" (know how) - "знать как". Производить на месте "ноу вай" - дело хлопотное и мало кто рискует заняться такого рода предприятием. Поэтому при покупке выбор чаще всего и останавливается на этикетке "ноу хау". Узнал "как" это сделать - и сделал. Потом пошел купил другое "как", потом еще и еще. Получается вроде товара повседневного спроса, торгуй пока платят. Это если не дорого. А если дорого, то похоже на расточительное коллекционирование.
Уметь обращаться с опытом - чужим и своим - уже не малое дело, обеспечиваемое консалтингом. Хотя и не большое. Но стоит здесь помнить, за какое знание спешим сегодня отдавать деньги: к нему прикреплена бирка "ноу хау". Это знание перечислимо, т.е. его всегда можно пересчитать. А если можно пересчитать, значит оно ограниченное. Таким образом, спешим отдать деньги за ограниченное знание. Было бы справедливо продавать такое знание крупным оптом или по низким, бросовым ценам. Ведь на самом деле: если я покупаю автомобиль, но с условием ездить на нем только днем, пассажиров не брать, мотор не заглушать, пользоваться только ручным тормозом.., то согласитесь, что цена такому авто - грош. Но вот за подобное знание (а это вам не какой-то там автомобиль) платим сполна. Что же здесь спят защитники священных прав потребителя?!.
А вот про знание "ноу вай" почему-то забываем (или не знаем вовсе?). С наибольшей вероятностью встретиться с ним можно только в случае профессионального консалтинга. Эту ситуацию стоит назвать "задачником". На первый взгляд кажется, что для решения задач всегда требуется только "ноу хау" - знать КАК решать. Но напомню, что "ноу хау" - ограниченное знание. Можно знать как решается вот именно эта задача по физике (подглядел, к примеру, решение у соседа по парте). Можно знать как решаются физические задачи по статике (натаскал репититор). Но вот знать КАК решаются вообще задачи по физике - это уже из области самонадеянного воображения или просто розыгрыш. Слишком уж они разные. Слишком много способов решения, и всеми ими не запастись. Здесь требуется другое. Требуется знать ПОЧЕМУ так, а не иначе решаются задачи по статике; так, а не иначе по динамике; так, а не иначе с двумя неизвестными; так, а не иначе... Короче, ПОЧЕМУ здесь требуется именно фи-зическое решение, а не химическое, к примеру. ПОЧЕМУ - это направление к сути дела, к сути бизнеса.
Здесь же я только отмечу, что "ноу вай" купить весьма сложно, разумнее его строить. И как при любом строительстве вам не избежать покупки комплектующих, инструмента, найма прораба. А если это строительство к тому же для себя, то имеет смысл провести полную инвентаризацию всего, что имеется в запасе, то бишь в своем опыте и припасенном чужом. Согласитесь, что это совсем иная атмосфера, иной настрой, нежели при покупке вещей, готовых к употреблению. Итак, четыре ситуации, из которых три первых можно было бы смело отбросить, как не удовлетворяющие смыслу и сути консалтинга. Можно было бы, но как-то не по хозяйски это. А как по хозяйски? Ну, например, так: следует изменить порядок ситуаций. Самой первой ситуацией (и по времени, и по важности) должна быть консультация типа "задачника". И так в обратной последовательности вплоть до первой. Что из этого получается? Во-первых, только в ситуации "задачника" могут решаться проблемы, т.е. не просто задачи, а очень сложные или чрезвычайно многочисленные задачи (не важно, субъективно или объективно они так видятся). Во-вторых, исходя из любых смыслов их лучше решить сразу, а не ждать, когда за их решение цена будет потребована непомерная. Нерешенная проблема со временем только усложняется и порождает лавину все новых задач.
Переходя теперь от "задачника" к "решебнику", становится вполне понятно, ЧТО именно требуется решать. Главное - никто теперь не сможет навязать своего готового решения и универсального рецепта, т.к. "задачник" уже пройден. На третьем шаге - при "подсказке" (полагая, что перед этим уже определено решение и выработаны для него подходящие приемы) - подсказывать начинает, как говорится, сама жизнь. В этом нет никакого преувеличения. Строго говоря, специальных консультаций теперь потребуется многократно меньше, нежели двигаться по ситуациям в противоположном направлении (когда их число может только нарастать). И, наконец (не хочется теперь употреблять слово "сказка"), вы сами для себя становитесь миссионерами и проводниками. Это значит, только вы сами и никто другой открываете новые перспективы и намечаете пути движения в них. Но самое главное, начинаете разбираться в консультациях и консультантах. А как же иначе? Никто ведь не рискнет сам покупать автомобиль, если до того ни разу не садился за руль. Если понимаешь толк в автомобилях, тогда и покупаешь. То же самое с консалтинговыми услугами.
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, апрель 2001
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 20 декабрь 2008

последнее обновление
28 ноябрь 2014
01 апрель 2012