главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Образование и инженерный подход
к совещанию "Методология инженерной деятельности", Обнинск, 1991
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:
 
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия
  образовательные проекты смд-эпистемология и эпистемотехника
  инженерия образования  
     
     
вернуться в разделш образовательные проекты  
       
     
     
Текст нацелен на дополнительную тематизацию "инженерии образования" (смотри здесь основные направления тематизации). Оба термина взяты в кавычки, т.к. еще не представляют собой понятия. Оно - дело будущего, а пока предваряющий его шаг в тематизации.
Общая характеристика ситуации в образовании может быть обобщена в действительностях психологии и психотехники. В этой связи остается открытым и конструктивно не поставленным вопрос о "целостности" образования. Открытость вопроса о "целостности" останется таковой, пока она не будет рассмотрена в действительности продуцирования механизмов кооперации (сферной соорганизации). Это до сих пор не входило и не входит в собственные функции образования.
В этом смысле, инженерный подход полагает образование в функции искусственных изменений и преобразований - в функции развития. Но и собственно возможный механизм кооперации и должная функция развития (как положения инженерного подхода к образованию) актуальны только и только как стороны категориального отношения "рисунок-ткань".
Другими словами, назначение инженерного подхода к образованию есть переоформление отношения "механизм-процесс", распространяемого на системы образования и обслуживаемые образованием системы, в отношение "рисунок-ткань". Как переоформление сервисной функции в функцию кооперации и развития.
Положения инженерного подхода к образованию развертываются в его рабочие принципы, а далее в методы и средства:
- выделение в материале ситуации фокусов, связывающих ее с "миром инженерии",
- интерпретация выделенных фокусов в действительности "машины", как особой действительности, выделяющий, обозначающей и связывающей "мир инженерии" с множеством других миров,
- различение в пространстве "машины" типов орг-технического (процесс-механизм) и системомыслительного (рисунок-ткань) отношений,
- функциональное определение и закрепление в пространстве (конструкции) "машины" процессов производства и воспроизводства,
- объективация и актуализация функций и механизмов действительности образования-как-машины (кооперация и развитие)
ИНЖЕНЕРНАЯ СХЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Контекстом предыдущего раздела является процесс объективации, во всяком случае так я предполагаю. Объективация с моей точки зрения есть, с одной стороны, и следствие и значение инженерного подхода, с другой же стороны - один из основных принципов образования. В мире "инженерии" объективация выражается широко и, в то же время, точно смыслом технологизации. Смыл, вкладываемый здесь в технологизацию заключается в следущем:
- в описании "естественных" изменений и преврацений материала или "естественных" изменений и превращений, происходящих в материале,
- в воспроизведении обстоятельств, в которых осуществлялись изменения и превращения, как "естественных", что практически то же самое - имитация или моделирование "естественных" процессов в технической конструкции,
- в "переворачивании" второго пункта и, как следствие этой процедуры - производство искусственно-технических конструкций, эксплуатирующих явление, описанное как ''естественное" превращение.

Объективация в перечисленных выше пунктах выражается:
- в представлении (и модальности) "естественных" или "закономерных" изменений и явлений,
- в представлении (и модальности) "естественно" или "закономерно" складывающихся обстоятельств и условий для подобного рода изменений и явлений,
- в представлении (и модальности) обратимости положения "условие-явление", что в технических терминах приблизительно означает переворачивание отношения "процесс-механизм",
- в актуализации обратимости положения, как представления об основаниях и процедурах технического и онтологического конструирования.
"Представление", как основная структура процесса объективации, является логическим и интуитивным мостиком в действительность образования, и достаточно очевидно, что "объективация" в отношении образования должна рассматриваться в качестве его базового процесса. Не менее очевидно, что процессы образовательных систем могут полностью следовать выше приведенным схемам. Это только свидетельствует о том, что "логика" образования есть "логика" технологизации, а развернутые системы образования есть продукт инженерного мышления и деятельности. Независимо от того, к каким бы "на самом деле" типам мышления и деятельности мы их не относили.

И если образование изначально не полагается принадлежащим "миру инженерии", то мы в конце концов вынуждены иметь дело лишь с внешне технологичными его формами:
- лежащей на поверхности функцией описания "естественных" изменений и превращений (психология),
- педагогами и методистами, занятыми воспроизведением обстоятельств для подобных изменений и превращений,
- организаторами образования, во множестве производящими оргформы такого рода обстоятельств.
Но все это, как правило, фиктивные процессы и функции.
Относя образовательные процессы к технологическим, технологизацию в образовании-как-машше следует рассматривать основным рабочим процессом, а его материалом организационно-техническое отношение. Другими словами, образование-как машина есть технологизация организационно-тежнического отношения. Что может быть представлено за этой схемой?
Во-первых, различение процессов подготовки и образования. Процесс подготовки в этой схеме по сути есть выражение оргтехнического отношения к материалу преобразования. И в то же время он является производным процесса образования посредством отношения технологизации. Иначе: процесс подготовки есть подсистема, элемент, момент образования и, соответственно, вне системы образования является фиктивным процессом.
Во-вторых, схема обозначает или, по крайней мере, намечает круг вопросов, относящихся непосредственно к области образования и встающих в ходе построения или восстановления логики, в силу которой вообще имеет место быть подготовка. Так, "форма и содержание подготовки" есть вопрос образовательный, вопрос из области образования. То же относится и к "методам подготовки", к "учебным предметам подготовки", к ее "системам знаний", к "комплексу умений и навыков" и пр.
В-третьих, так поставленные вопросы расширяют и детализируют эту схему. Например, если вновь обратиться к исходной посылке о двух фокусах образования, то фокусу индивидуализации необходимо противопоставить в фокусе коллективизации (организации) смысл объективации.
Тогда, следуя схеме, процесс подготовки замыкается на первый фокус и трактуется следующим образом. Подготовка как воспроизводство деятельности обеспечивает в силу своего назначения приведение "есественного материала" к требованиям того или иного рабочего места, той или иной функций в системе деятельности, той или иной единицы деятельности. Или по другому: функциональные и морфологические характеристики одной (не-деятельностной) системы должны быть приведены к характеристикам другой (деятельностной).
По сути, это есть формирование и выражение "индивидуализации", но не в психологическом смысле, не в смысле присвоения индивидом определенных характеристик, а в прямо противоположном смысле, связываемом с процессом "реализации" (оестествяения, натурализации...). И этот смысл, как мне представляется, вложен в основу идеологии подготовки.
Так, идеализация в процессах реализации приобретает конкретность, предметность, специфичность, а вместе с тем "индивидуализированность". Интерпретируя же в плане подготовки, нормы и эталоны деятельности, как особые идеализации, с одной стороны, персонифицируются в том или ином "живом образце", а с другой, редуцируются к особенностям подготавливающегося. И в пррвом, и во втором мы обнаруживаем индивидуализацию.
Если обобщить сказанное, то подготовка заключена в обозначенные фокусы-пределы индивидуализации и коллективизации и как процесс представляет собой организационно-техническое действие-последовательность индивидуализации объективного. Но действие, которое "не доходит" до первого и "не отправляется" от второго. Подготовка есть "фрагмент" системы образования, помещаемый в пределы объективного и индивидуального.
Другим "фрагментом" системы образования является собственно обраэование: как идеализация подготовки и как "рисунок", наносимый на "подготовку-ткань".
То есть, собственно образование (или идеальная действительность образования) выступает к подготовке, как к подсистеме системы образования, в двух типах отношений. В одном случае - как нормировка подготовки (объективация), в другом - как форма, достаточно безотносительная к материалу подготовки, свободная от его характеристик система, использующая подготовку как повод или план интерпретаций (индивидуализация). Эти два типа отношений должны составить форму технологизации, содержанием которой должны стать представления о подготовке (идеализация подготовки). Другими словами, система подготовки есть содержание системы образования, а системность подготовки возможна только как ее объективация в особом "рисунке", накладываемом на" подготовку-ткань".
В целях тематизации, как постановки вопросов и обозначения планов разработки темы инженерии образования, к "композиционным" принципам "рисунка" по всей видимости должен быть отнесен подход - совокупность рамок, ориентации, оснований и т.д. мышления и деятельности. Понимаемые как подход, они прежде всего связываются с заданием и целостности, и открытости операциональной и объектной составляющих мышления и деятельности. А понимаемые как инженерный подход, включают в себя совокупность целого ряда подходов, объединяемых в две основные группы - исследовательского и проектного (преобразовательного).
Тогда смысл инженерии образования обнаруживается и строится в особой рамке, подводящей под себя не только объектное представление образования, но и его процедурно-операциональный план в его наиболее широком смысле - в смысле подхода. И поскольку подход, в особенности инженерный, не есть в строгом смысле нормативная действительность, а скорее пред-нормативная, постольку систему образования нельзя в целом относить к институциональным системам. Момент институционализации связан лишь с "фрагментом" системы образования - с подсистемой подготовки.
Не-институционализированность систем образования накладывает особые требования, с одной стороны, на их описание, с другой - на их организацию. Невозможно и бессмысленно описывать развернутые "системы образования" как реализованные идеи образования. Кроме ставших оргформ такое описание ничего дать не может. Образование как содержание, образование как метод... останутся за пределами описания. А в логике инженерии образования такое описание будет описанием систем подготовки. То же самое об организации. В рамке образования-как-машины подсистемы подготовки, замкнутые на "естественные" процессы (социальные, технические, экономические и пр., полагаемые как естественные) есть оестествление образования. И в силу своего оестествления они не могут выполнить ни собственно образовательного назначения, ни следовать собственно образовательным функциям.
  ЛИТЕРАТУРА:
Педагогика и логика. Под ред. Щедровицкого Г.П. - М.: 1968.
Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. - М.: Сов.радио, 1973.
Мартин Троу. Высшее образование в США: прошлое, настоящее, будущее // Современная высшая школа. - Варшава, №4, 1989.
Генисаретский О.И. ... // Вестник высшей школы, №9
 
 
 
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, май 1991
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 23 сентябрь 2006

последнее обновление
06 декабрь 2014
05 декабрь 2011