главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории    
Виталий СААКОВ
БАУХАУЗ: ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ И КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ЗАВЕРШАЮЩЕЙ ВОЛНЫ ВТОРОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Дизайн в системе разделения труда, или к опытам другой историографии дизайна

конференция "100 лет БАУХАУЗУ", Санкт-Петербург, 16 ноябрь 2018
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
 
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
содержание разделаш Баухауз: историческое предприятие и культурный феномен завершающей волны второй промышленной революции  
  (0) Преамбула
 
  (1) Почему возник и почему исчез Баухауз?  
  (2) Каков источник проектно-методических приемов Баухауза и на что они были нацелены?  
  (3) Почему содержательные цели Баухауза выродились в формальные?  
  (4) В чем состояла не эстетическая роль искусства в Баухаузе?  
  (5) Как и для чего сопоставлять Баухауз и ВХУТЕМАС?  
  (6) Сниски и примечания  
     
     
    текст в формате Word версия для печати/ текст в формате Word
версия для печати/ текст в формате Word
смотри также: - Дизайн как метадеятельность начала ХХ и XXI веков / доклад на конференции "Октябрь. Авангард. Дизайн", Санкт-Петербург, 27 октября 2017
- Дизайн как метадеятельность ХХI века
/ доклад на Летней методологической школе, Юрмала, август, 2017
- Методологический набросок экологических компетенций дизайна в задачах программирования "устойчивого развития" / дизайн-форум Сочи`2017 "Дизайн и экология. Дизайн - драйвер устойчивого развития"
- О дизайне-знакотехнике и дизайне-логистике в роли бренд-мастера территории / Форум Союза дизайнеров России`2016 "Брендинг территорий: формирование образа страны, региона, города"
- Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре / дизайн-форум Сочи`2014 "Культура и город. Роль дизайна в организации культурной среды обитания", 2014
- Дизайн-форматирование бизнеса / "Деловое обозрение", № 7, 2003
- Дизайн культурного ландшафта / сборник статей под ред. В.Л.Глазычева. - М.: Союз Дизайнеров России, - 2003
 
     
  конференция "100 лет БАУХАУЗУ", Санкт-Петербург, 16 ноябрь 2018  
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ БАУХАУЗ: ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ И КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ЗАВЕРШАЮЩЕЙ ВОЛНЫ ВТОРОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Дизайн в системе разделения труда, или к опытам другой историографии дизайна / конференция "100 лет БАУХАУЗУ", Санкт-Петербург, 16 ноябрь 2018
   
     
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ БАУХАУЗ: ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ И КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ЗАВЕРШАЮЩЕЙ ВОЛНЫ ВТОРОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Дизайн в системе разделения труда, или к опытам другой историографии дизайна / конференция "100 лет БАУХАУЗУ", Санкт-Петербург, 16 ноябрь 2018
     
Виталий Сааков БАУХАУЗ: ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ И КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ЗАВЕРШАЮЩЕЙ ВОЛНЫ ВТОРОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Дизайн в системе разделения труда, или к опытам другой историографии дизайна(1)
 
(0) Преамбула  
Поскольку речь будет касаться другой истории дизайна, то имеет смысл предварить данное сообщение несколькими вопросами. С одной стороны, они вполне привычны и ответы на них воспроизводимы под разными углами зрения (в аспектах культурологии, социологии, образования, профессии...). Другая сторона этих же вопросов, вероятно, не вполне привычна, имея прямое отношение к названному сообщению. Согласно названию, ответы на эту сторону вопросов будут извлекаться из онтологической картины системы разделения труда и соответствующей ей логики промышленных революций (П.Щедровицкий, 2012-2016). Картина изображает историческую динамику деятельностей, относимых и к человечеству в целом, и к его различным группам - профессиональным и территориальным. В соответствии с характером и направленностью динамики некоторым территориям и группам "выпадает" миссия развития, и они занимают главную сцену истории. Тем, которым "не выпало", вынуждены ее оставить. Баухаузу и его коллективу "выпало" - они оседлали волну второй промышленной революции. Но это была завершающая, нисходящая волна, а волна зарождающейся, третьей, революции еще даже не угадывалась.
Итак, вопросы, перекликающиеся с тематикой конференции, в следующем:
- почему возник и почему исчез Баухауз (а равно и другие небезызвестные учреждения подобного профиля)?
- каковы на тот момент источник и нацеленность проектно-методических приемов Баухауза (и других методически сходных учреждений в различных направлениях и отраслях деятельности)?
- почему источник оскудел, а содержательность целей выродилась в их формализм?
- в чем на тот же момент состояла специфическая, не эстетическая, роль искусства в Баухаузе и в дизайне в целом?
- в каком аспекте возможно сопоставление Баухауза и ВХУТЕМАСа - одновременно альтернативных (до противоположности) и близких (до совпадения) моделей проектной стратегии и проектного образования?
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
(1) Почему возник и почему исчез Баухауз?  

Согласно методологическим исследованиям истории промышленных революций, проектирование как вид деятельности возникает в Англии около 1700 годов. К началу ХХ века, оформившись за два столетия в технологию мышления, оно уже представляет вполне массовую деятельность, особенно в виде проектирования инженерного и архитектурного. Как новый тип деятельности, проектирование входит в систему разделения труда явным и несомненным плюсом: возможностью создавать типовые, т.е. идентичные изделия в любом предзаданном количестве, а следовательно и возможностью последующей промышленной сборки сложных конструкций/сооружений различного назначения.
Дизайн первой половины ХХ века и вместе с ним Баухауз возникают вовсе не как оппоненты "бездушному" массовому производству - мифу, культивируемому для внутрипрофессионального употребления, а как антитеза проектированию, занявшему лидирующее место в системе разделения труда. С этой, системодеятельностной, точки зрения на переломе XIX-XX веков большинство продуктивных деятельностей оказываются "внутри" проектирования, и производство в этом плане не исключение. Но при своем масштабировании, оцениваемом социально-экономически и гуманитарно, проектировочная деятельность обнаруживает в преддверии очередной, третьей, промышленной революции скрытые до того минусы.

Действительно, возможность производить в опоре на проектирование неограниченное количество типовых изделий вносит "неожидаемые" дисбалансы в разного рода рынки и в предметную среду в целом. Во что и оказался вскоре погружен практически весь западный мир. В этой ситуации и на этом фоне и возникает Баухауз.
Его ведущая идея состояла в превращении отмеченных минусов проектирования (проектирования, по мнению лидеров раннего дизайна, ставшего "орудийным подспорьем" производства) в плюсы (в обращенность проектирования к нуждам общества и к его предметной среде). Рабочее решение негативной по Баухаузу ситуации - минимизировать минусы проектирования и максимизировать плюсы - в конце концов, вылилось в идеологию и утопию тотальной архитектуры (В,Гропиус, 1955). Исторический же взгляд на промышленные революции как на механизмы глубинных и повсеместных изменений указывает на важнейшее обстоятельство реалистичности такого рода воззрений: на необходимость в новом типе деятельности и, главное, на ключевую роль данного типа в системе разделения труда. Гропиус и Баухауз, ни много, ни мало, были намерены создать в образе дизайна подобный тип деятельности(2).

История отмерила Баухаузу немного. Разумеется, объяснение в первую очередь должно принимать во внимание социальную и государственную катастрофу Германии. Поэтому, не сбрасывая со счетов социальной драмы Баухауза, следует принимать в расчет и его гипотетическую перспективу. Мировой и региональные дизайны, и вместе с ними Баухауз, не заняли ключевых мест в системе разделения труда ни второй, ни третьей промышленных революций. Что касается второй промышленной революции, то она пускала по миру технологические, экономические и социальные побеги благодаря своей "клеточке" - фабрике(3) (П.Щедровицкий, 2014). Баухауз и как до известной степени производственное предприятие, и как образовательное учреждение не смог последовательно смоделировать на себе организационную и функциональную структуру фабрики. При всей приверженности модернизации он оставался в плену ремесленных форм. Данные же формы никоим образом не могли обеспечить масштабирования новорожденного дизайна, а следовательно и массовизации становящейся деятельности. Поэтому не имеет принципиального значения хронологическая дата (само)ликвидации Баухауза. Он в ретроперспективе промышленных революций с их перестройкой разделения труда, а следовательно и развития, с самого момента своего основания для этой истории не был вполне живым(4).
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
(2) Каков источник проектно-методических приемов Баухауза и на что они были нацелены?  

В мире, охваченном кризисом, поиск антикризисных инструментов велся с разных сторон, и велся он различными социальными, политическими и профессиональными движениями и отдельными группами. Но именно нарождающееся дизайнерское движение оказалось наиболее чувствительным к наименее заметным механизмам кризиса. И наибольшую чувствительность продемонстрировал Баухауз. Тем не менее, заслуга Баухауза не исчерпывается психологией (творческой атмосферой, предвидениями и озарениями, которые играет здесь по умолчанию свою роль). Важнее другое: не индивидуальные или коллективные психологические факторы, а проектно-методические средства и приемы, возможные к анализу, изучению и передачи другим дизайнерам-проектировщикам, в том числе последующих поколений. На что и был нацелен Баухауз.

Принципиальных источников, как это всегда и бывает, два: "внутренний" и "внешний". "Внутренний" - это собственно проектная идеология Баухауза, следовательно, и его проектное мировоззрение. Мир, по Баухаузу, - это нечто подлежащее проектированию. И если что-то в мире не так, значит что-то в нем не спроектировано. Поэтому не удивительно, что "внешний" источник обнаруживает себя, грубо говоря, незамедлительно. Это - "человек", точнее, "мотив человека", а если еще точнее - "тема социального". Для этого случая стоит перефразировать Корбюзье: социально ориентированное проектирование или революция. Но это сказано после взлета идеологии Баухауза, которая на своем подъеме выражала все же идеологически противоположное корбюзианскому постулату: социально ориентированное проектирование и есть революция, а в контексте идей Баухауза - именно технологическая революция(5). Поскольку сложившийся мир в большинстве своих измерениях неудобен человеку, постольку миссия дизайна состоит, по Баухаузу, в проектном совершенствовании мира. Для подобной проектной революции Баухауз создает соответствующие средства. Их, как и средства Корбюзье, имеет смысл квалифицировать как "социальную эргономику", подразумевая под ней одновременно повышенное внимание к устройству мира при одновременном низведении мира до его измеримых свойств. Тем не менее, есть определенные основания связать "социальную эргономику", как познавательную установку, с исследовательскими интуициями и как бы с прото-исследованиями. И постольку с потенцией к собственно исследовательской деятельности как ведущей в предстоящей, третьей, промышленной революции.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
(3) Почему содержательные цели Баухауза выродились в формальные?  

Длительная эксплуатация одной идеологии неизбежно истощает свое ресурсное основание. В данном случае таким основанием, без какой-либо натяжки, выступало подвижничество, укорененное в дизайнерском движении. В первой четверти века движение было чрезвычайно деятельным и имело весьма широкий спектр устремлений. И все же Баухауз заметно выделялся на этом пестром фоне, внося в него особый пафос, исходящий от идеологии социально- и гуманитарно-ориентированного проектирования и задающий, тем самым, различной глубины горизонты жизнестроительства.
Действительно, Северная Европа (Англия, Нидерланды, Германия…) в начале ХХ века демонстрировала в этом плане высокую плотность профессиональных контактов и коммуникации(6). Данная плотность не только способствовала интенсификации проектных поисков, но и определенное время компенсировала отсутствие исследовательской компоненты у представителей того или иного направления ("Де Штайль", Веркбунд…).

Следовательно, компенсировала и отсутствие механизма, ответственного за выработку нового содержания и обновление уже ставшего. Это тем более справедливо, если в плане жесткого и методичного различения "формы" и "содержания" первую связывать с проектированием, а вторую с исследованием. В этом смысле "формализм" Баухауза, и в первую очередь его целей, был предопределен.
Для понимания вырождения содержательных целей в формальные также следует учитывать необычайно напряженные усилия Баухауза по распространению своей идеологии. И здесь принципиальное замечание. "Содержание" в отличие от "формы" не транслируется и не воспроизводится в исходном виде, т.к. требует своей реконструкции, извлечения из запечатавшей его "формы". И потому всегда проблематично. "Форма", облекающая "содержание", в отличие от него самого подкупает мнимой ясностью и потому доступностью(7). Поэтому не случайна ставка Баухауза на формализацию культивируемого им "содержания" и последующее его распространение посредством формализованных образцов (через печать, выставки, образование).
Здесь встает принципиальный вопрос, ретроспективный и проспективный, о необходимых и достаточных условиях трансляции культуры и воспроизводства деятельности (Г.Щедровицкий, 1962). В обстоятельствах "живого", непосредственного общения и коммуникации, не говоря уже о совместной деятельности, передача содержания так или иначе, долго ли коротко, решается. Трансляция же содержания (через время и поколения, в другие ситуации и обстоятельства) требует специальных механизмов. Печатный текст, а также выставочный экспонат или учебный предмет лишь отчасти могут выступить подобным механизмом. Востребование специальных механизмов еще более настоятельно, если содержанием, как в случае с Баухаузом, является знание - методическое и конструктивно-техническое, т.е. вовсе не предметное. На фундаментальном уровне этот вопрос был решен только через полвека в Московском методологическом кружке. Решением выступили построенные схема знания и схема трансляции культуры и воспроизводства деятельности(8).
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
(4) В чем состояла не эстетическая роль искусства в Баухаузе?  

Этот вопрос, пожалуй, самый спорный, поскольку в данном случае необходимо подвергнуть пересмотру, казалось бы, навсегда утвердившуюся точку зрения на значение Баухауза для современного "мира искусства" (не только промышленного). Значение приписывается новаторству в плане формообразования: провозглашению прямой связи формы и функции, замыканию формы на функцию, в том числе "чистой формы" на "чистую функцию". Пересмотреть значение (без его отбрасывания) имеет смысл также в рамках системы разделения труда, перестроенного второй промышленной революцией.
Одной из важнейших задач проектно-методических разработок Баухауза, нацеленных, как отмечено выше, на преобразование мира, выступила радикальная трансформация художественной оптики в оптику собственно проектную. Мало сказать, что эстетика в Баухаузе перестала предшествовать образным поискам и стала играть роль, подчиненную форме и функции (В.Папанек, 2004). Следует сказать больше: эстетика, будучи вытеснена с переднего края мастерских и лабораторий Баухауза, импортируется им из экспериментов художественного авангарда. Импортируемой эстетике отводится сугубо служебная роль - оправдывать форму проектных и конструкторских продуктов, обусловленных, а то и детерминированных проектно-методическими приемами.

Какова же тогда должна быть трактовка усилий скульпторов, живописцев, графиков и фотографов в многочисленных мастерских и лабораториях Баухауза? Представляется, что единственной возможностью убрать кажущееся противоречие между несомненным баухаузовским "культом художника" и бескомпромиссной служебностью (подчиненностью) эстетики - это считать, что их усилия были направлены исключительно на преодоление в становящейся дизайнерской оптике "вещизма" с неотрывной от него материальностью. Данные "изъяны" оптики удерживают нарождающийся дизайн в рамках специализированного предметного ремесленничества(9). Поэтому практическое/физическое преодоление "сопротивления материала" в мастерских Баухауза - это одновременно и преодоление в дизайнерском видении предметности вещи. Преодоление предметности - это важное и необходимое условие становления онтологичности видения(10), за которым уже намечается и далее обнаруживается не что иное, как система вещей. Система вещей онтологически противостоит не только отдельной вещи, но и всему их множеству, произведенному армией искусных ремесленников. Оставалось сделать шаг к системности предметно-пространственной среды как таковой и в целом. Бесспорно, этот шаг - самый трудный в сумме проектно-методических шагов, предпринятых Баухаузом. Действительно, требовалось от эстетичности и эстетизации образа, как незыблемого основания искусства, шагнуть к онтологичности образа и его онтологизации. К чему должен был привести данный революционный шаг? Во-первых, к повышению эффективности самого проектирования/дизайна (11) и, во-вторых, к возможности появления впервые (!) внутренней для дизайна исследовательской компоненты и, тем самым, принципиально нового типа знания(12). Первое, так или иначе, было достигнуто: квазионтологические изображения выступили как бы нормалями, логическими и вместе с тем образными направляющими для дизайнерского (художественного) проектирования. Со вторым оказалось сложнее: в силу исторических обстоятельств исследовательской компоненте не суждено было сложиться. Постольку дизайн первой половины ХХ века с его приверженностью форме и парадоксальному (если не сказать, мистическому) по происхождению проектному знанию уступает место дизайну второй половины века - дизайну, который подключился к мировому актуальному фронту междисциплинарных исследований и, тем самым, вышел на новые типы объектов, типологически не выводимые из проектного представления о предметно-пространственной среде (В.Сааков, 2017).
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
(5) Как и для чего сопоставлять Баухауз и ВХУТЕМАС?  

Разделение труда включает в себя три уровня: социальное разделение, экономическое и собственно технологическое (М.Вебер,1925; П.Щедровицкий, 2016). Возникновение проектирования как нормированной деятельности (а не столько, как ранее, искусности и мастерства отдельных личностей) возможно только вслед за социальным и экономическим разделениями. Так свидетельствуют история и теория. В рамках же проектной идеологии Баухауза все три уровня могут и должны быть спроектированы. Череда социальных революций начала века, прокатившаяся по Европе вслед за российскими, казалось бы, утверждает правоту идеологии Баухауза. Историческое назначение социальных революций как масштабных проектов-деяний вносит чаемые коррективы в сложившуюся систему разделения труда, в воззрениях Баухауза далекую от совершенства. Действительно: дизайну в ней нет места! Таким образом, по Баухаузу, явно наличествует не только социальная несправедливость, но и корпоративно-профессиональная(13).

Подобная проблема перед ВХУТЕМАСом не стояла. Перед ним вообще не стояли значимые - исторически, социально, экономически - проблемы, если не считать множества бытовых тягот. Будучи оба до известной меры сходства государственными учреждениями, Баухауз и ВХУТЕМАС в различной степени зависели от государственного участия. Для ВХУТЕМАСа это участие было всеобъемлющим, чего нельзя сказать о Баухаузе. Последний все же с различными оговорками находился в рыночной среде. А рынок - это не что иное, как другая сторона социального, экономического и технологического разделения труда. И эта сторона только с определенной долей условности является естественноисторической. Условность в том, что наряду с "исторической предопределенностью" она включает в себя феномен предпринимательства (Й.Шумпетер, 1912). И как бы ни была статистически мала его доля, именно предпринимательская активность в условиях промышленных революций определяет направление векторов развития и модернизации.
Баухауз, не являясь "чистым" типом предприятия, все же должен быть отнесен к типу предпринимательской институции. Институциональные обстоятельства ВХУТЕМАСа ни в коей мере не допускают подобной трактовки(14). Несомненно, учрежден ВХУТЕМАС в порыве революционного оптимизма и романтизма учредителей.

Но это странный оптимизм, исходящий из не менее странной в своих основаниях веры в возможности государства в целях модернизации планировать динамику "трудовых ресурсов"(15)не менее, а то и более эффективно, чем это возможно в исторической динамике деятельности и при самоорганизации общества. Сопоставление Баухауза и ВХУТЕМАСа еще не дает на почве дизайна достаточно отчетливой картины различия двух моделей модернизации, соответственно, предпринимательской и административной (П.Щедровицкий, 2016). Дизайн начала века пока ищет собственные организационные формы в виде предстоящих ему независимого дизайна и стафф-дизайна второй половины столетия (В.Глазычев, 1970). И все же было бы крайне любопытно разглядеть на материале Баухауза и ВХУТЕМАСа зародыши двух данных моделей, позднее проросших в примерах Оливетти и ВНИИТЭ (ярких иллюстраций модернизации в различных социальных и экономических мирах) и, тем самым, проследить до наших дней расходящуюся логику эволюции мирового и российского дизайнов(16).

05 ноябрь 2018

к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
(6) Сноски и примечания  
  (1) - Сообщение следуют традиции Московского методологического кружка (ММК), с 1960-х взявшего на себя труд интеллектуального обеспечения становящегося отечественного дизайна. Именно ММК понятийно вывел дизайн из системы общественного разделения труда. С 2010-х г.г. тематика и проблематика разделения труда в разрезе промышленных революций исследуется П.Г.Щедровицким (Фонд им.Г.П.Щедровицкого).  
  (2) - Оба вида деятельности - проектирование и художественное проектирование (в соответствии с утвердившимся словоупотреблением "дизайн") - в зависимости от целей осмысления могут быть разведены по разным "мирам", а могут быть сведены к одному "миру" проектирования как такового. Методологические разработки Московского методологического кружка 60-х годов относили "дизайн" в сферу обособляющегося проектирования (О.Генисаретский, В.Глазычев, В.Дубровский, Г.Щедровицкий, 1964-68), не отождествляя его с нею.  
  (3) - Фабрика - это в данном контексте не что иное, как структура функциональных мест, обеспечивающая соответствие актуальным требованиям разделения труда в логике второй промышленной революции. Не важно, идет ли речь о труде физическом (например, в цехе тяжелой промышленности начала прошлого века), или интеллектуальном (например, в `think tanks` - "фабриках мысли" начала века нынешнего).  
  (4) - Дизайн с середины ХХ века являет уже иную стратегию и постольку становится массовой и влиятельной деятельностью.  
  (5) - Здесь следует вновь разделить субъективную и объективную стороны в деле Баухауза. Субъективно Баухауз и его лидеры были оппонентами технологии и техники вообще (В.Папанек, 2004). Объективно же именно они впервые разорвали бесперспективную связь дизайна и искусства, открыв перспективу собственно дизайну, до того закрытую для него тенью т.н. промышленного искусства и искусства вообще.  
  (6) - В современной России наблюдается т.н. кластерный бум. Как-никак, администрации разных уровней выучили: кластер есть условие данной интенсификации. Поэтому на территориях, бедных экономическим потенциалом, имеет место взрывной характер "кластеров креативных индустрий". Дизайн, разумеется, в числе первых креатур. В России подмена содержательных целей формальными за редким исключением неизбывна.  
  (7) - Справедливости ради следует отметить, что природа самой культуры не может не быть не формальной. Транслируется и далее воспроизводится лишь то, что оформлено. Вопрос только с пресловутым "далее" - будет ли оно иметь место, и будет ли оно достаточно значимо в общей массе последователей и эпигонов.  
  (8) - Эти схемы использовались Кружком в ходе становления и развертывания в 60-70-е года советской/социалистической версии буржуазного дизайна: в СССР новая профессия должна была воспринять не только предшествующий опыт отдельных зарубежных коллективов, но и совокупный мировой опыт проектной культуры.  
  (9) - Хотя Гропиус и призывал к созданию "новой гильдии ремесленников", именно Баухауз разорвал порочную - декорирующую - связь искусства и машины (В.Папанек, 2004).  
  (10) - В этом плане еще предстоит осмыслить техники воображения-изображения (визуализации) в дизайне (художественном проектировании), обеспечивающие эффекты, сопоставимые с результатами, получаемыми благодаря онтологическим моделям в теоретических и методологических исследованиях.  
  (11) - К росту его эффективности, если в логике разделения труда. Эффективность возрастает благодаря онтологичным образам (квазионтологическим протомоделям) как необходимому условию выделения типа в разнообразии объектов. Тип, в свою очередь, - это шаг к типовому проектированию.
 
  (12) - Если в логике промышленных революций. Исследовательское знание принципиально отличается от знания в проектировании.  
  (13) - Вопрос без надежды на однозначный ответ: какая из этих несправедливостей и в какой этап жизни Баухауза стояла для него на первом месте?  
  (14) - Имеет ли смысл помещать ВХУТЕМАС в какие-либо рамки НЭПа как некоторой рыночной среды и, тем самым, воображать его не учреждением, а предприятием? Разве что исключительно для описания его хозяйственных нужд и их покрытия "на рынке".  
  (15) - Функциональных мест массовой деятельности и их человеческого наполнения, если соотносить с терминами системы разделения труда.  
  (16) - Расхождение принципиально: мировой дизайн эволюционирует в метадеятельность, присоединяя себе помимо проектирования функции управления и политики; российский дизайн при небывалом доныне росте своей технической вооруженности регрессирует к ремесленным формам предметной специализации (В.Сааков, 2017).  
   
   
.
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, ноябрь 2018, Ульяновск
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 26 ноябрь 2018

последнее обновление/изменение
09 декабрь 2018
26 ноябрь 2018
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Образовательные проекты/ Курсы проектирования/ Методические заметки/ Строение пространства работ над учебным заданием "проект клуба"/ развертывание проектных работ PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Образовательные проекты/ Курсы проектирования/ Методические заметки/ Строение пространства работ над учебным заданием "проект клуба"/ развертывание проектных работ Категориально-онтологически позиционирование и самоопределение (человека-деятеля) размещены в границах "мир культуры - мир социального". Таким образом задается соответствие с фундаментализмом системодеятельностного подхода, выраженного схемой "Трансляция культуры и воспроизводство деятельности. Организационно-деятельностно позиционирование и самоопределение задают пределы, с одной стороны, "мира культуры" и, с другой, "мира социального". Такова их системомыследеятельностная трактовка вообще, а здесь трактовка в контексте "технологий мышления"(1). Позиционирование интендирует себя в "культуру", размещаясь в ней как знак-позиция "мира культуры"(2). Это также следует понимать в соответствии с указанной выше схемой и намечаемыми Школой положениями "технологий мышления". И с этими же соответствиями следует понимать, что самоопределение интенционально относит себя в "социальное", располагаясь в нем как позиция, определенным образом значимая для "мира социального" PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Мировые проблемы. Повестка дня / ДИЗАЙН КАК МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ XXI ВЕКА / доклад группы "Дизайн", Юрмала, 25 августа 2017 / Дизайн принадлежит миру деятельности и в этом плане не отличен от любой другой деятельности. Для его схематизированного представления здесь достаточно отметить следующее. Дизайн, как и любая другая деятельность, включает в себя знание о материале своей преобразовательной деятельности. Это знание нормативно и постольку предполагает предзаданные границы и способы обращения к материалу и обращения с ним: в его изыскании, а также в его извлечении из связанного формой/конструкцией состояния и, соответственно, в его применении, т.е. в связывании другой формой/конструкцией (т.н. материаловедение) . Отмеченные моменты есть сокращение "полной" схемы акта деятельности (мыследействования) PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Мировые проблемы. Повестка дня / ДИЗАЙН КАК МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ XXI ВЕКА / доклад группы "Дизайн", Юрмала, 25 августа 2017 / Специфика дизайна-как-деятельности состоит в том, что он регулируется не только нормой деятельности, но и ее образом (рисунок-Б). Следовательно, дизайн не только воспроизводится благодаря транслируемой и реализуемой норме, но и видоизменяется сгенерированным образом. Таковую деятельность принято называть искусством. Под воздействием/влиянием образа "мир" уже не воспринимается в прежнем виде: меняется исходная "оптика". И, что более важно, "оптика" зачастую становится множественной. Тогда деятельности "открывается вид" на множество разнородного материала (стрелки вверху), годного для одной и той же формы/конструкции