эпистемология и педагогика
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Виталий СААКОВ
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
психика и знаки

развертывание тезисов от 15 мая 1997

Характеристики "психосомы" могут быть таковы, что к ним не должен быть применен стандарт психических способностей. Это положение не означает отрицательного диагноза, а является нейтральной констатацией педагогического положения дел.
Наряду с объективно существующим стандартом психических способностей объективно существуют знаки с приданными им нормами работ. Первое (психические способности) и второе (знаки и нормы работ с ними) никак не связаны, и второе не привязано к миру субъективного и психологического.
интерпретация:
 
Шрифт Брайля и другие знаковые системы с приданными им процедурами преобразования "находят" себе в качестве исполнителей заранее определенные или функционально адекватные им психические способности.
 

"Психосома" должна рассматриваться Антропотехником исключительно в состоянии порыва - желания, страсти, аффекта (влечения, ухода, призвания, избегания, стремления...). В этом смысле Антропотехник имеет дело с усилием "психосомы" по избавлению от обстоятельств, а равно ощущения негативной экзистенциальной ситуации (безысходности, абсурда, беспросветности, тоски, отчаяния, безнадежности...).
Антропотехническими констатациями данного положения дел служат такие заключения, как "растворимость в экзистенциальной
схема 6


© priss 18.05.1997
ситуации", "невозможность дистанцирования от гнетущих обстоятельств (в действии и представлении)", "экзистенция как таковая" и т.п.
Требуется особое знаковое оформление подобным заключениям, предупреждающее от психологического истолкования и, более того, психологистического истолкования констатируемого положения дел. Ибо психологистическое истолкование будет тождественно
функции диагноза, что исключит данное положение дел из педагогической области. Порыв должен быть истолкован объективистски, основываясь, например, на той или иной антропологической модели (по Шелеру, Фрейду, Шардену, Выготскому, Пиаже, Г.Щедровицкому, М.К.Петрову, Эльконину...).
Запрет на стандартизацию психических функций не есть негативное действие, а есть позитивная установка на их конструирование. Конструирование психических способностей - это, в конечном счете, антропотехнические работы, полагающие своим результатом факт принятия "психосомой" определенной - обозначенной - роли. Др.словами, факт индификации порыва (в его неоформленном энергетизме) с дисциплинарной формой. Наиболее разработанным конструктором и комбинаторикой психических способностей является сценическое искусство.
Изображение на схеме-6 иллюстрирует схему представления Антропотехника, которое позволяет ему различить себя с Диагностом, целью которого является тестирование некоторой активности индивида с последующей его квалификацией в отношении заранее определенного стандарта (структуры, состава, перечня...) способностей. В соответствие со схемой-1 Антропотехник всегда имеет в своем распоряжении специфический материал. Под таковым подразумевается содержание (смысл и значение) активности и экзистентности индивида. Понятие "материал" привлекается с двоякой целью. Во-первых, как принцип системного описания (наряду с описанием морфологии индивида, функциональной структуры, структуры связей, процессов). Во-вторых, как определенным образом выраженная "вещественность" активности и экзистентности (как бы их материализация). И поскольку Антропотехник имеет дело с характером (тезис 10.1), то вне зависимости от психологической окраски представляемой и наблюдаемой активности (по ее преимущественной принадлежности "миру субъективного"), таковая является объективным существованием, атрибутом характера.

Напротив, психические способности есть всегда определенное допущение (ориентированное тем или иным стандартом). Как допущение, они вполне могут иметь только статус объяснительной модели, описывающей не определяемые и не онтологизируемые явления и феномены психики (как это принято, например, в бихевиористском подходе). Необходимо двинуться дальше - к полаганию психических способностей как "пустых мест" в общем представлении (и модели) психики. Подобное полагание и является первым условием конструктивного подхода в теории и практике педагогики. Действительно, отталкиваясь от схемы-1, психические способности будут при этом условии всегда выступать в качестве связи между, с одной стороны, процессами (явлениями и феноменами) психики и, с другой стороны, работами со знаками и знаковыми формами (их восприятии, следованию им, их счислению, преобразованию...). В этом смысле психические способности как функциональные связи не имеют собственного содержания и собственной "вещественности", являясь умозрительными конструкциями.

© Виталий Сааков,
 PRISS-Laboratory, 18 мая 1997
^^^вверх

© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 17 марта 2006