главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории   Елена СААКОВА/ Методологическая школа, Светлогорск, 2005-08-20/ Куршская коса
Виталий и Елена СААКОВЫ
Семиотические рамки дизайнерской подготовки
конференция "КАЧЕСТВО ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ", Ульяновск, 2002
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
   
     
       
Елена СААКОВА/ Методологическая школа, Светлогорск, 2005-08-20/ Куршская коса
     
1. Семиотический треугольник
1.1. Широко известен семиотический треугольник Огдена-Ричардса "знак-смысл-денотат". Мы коснемся его методической роли в отношении дизайнерского образования. Эта вовсе не простая схема несет на себе универсумальное значение. А все, что несет его на себе, заслуживает со стороны образования самого пристального внимания. Единицы рода "мир-как-целое" (т.е. универсумальные единицы, универсумы) являются основными ядрами содержания образования. Их не так много и поставляются они на "рынок образования" весьма узким избранным кругом "агентов". Издавна среди них философия, история, религия, филология и некоторым образом наука. С недавних пор в этот круг вступила семиотика. И это большая удача для дизайна. В этом круге поставщиков содержания для дизайна она первая среди равных.

рисунок 1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/
© priss-laboratory, 2002

1.2. Треугольник "знак-смысл-денотат" введен в семиотике, во-первых, в качестве объяснительного средства, во-вторых, как операциональная система. Нас должно интересовать второе - дизайн является деятельной профессией, и подготовка к нему не может нести сугубо теоретического или герменевтического начала.
2. К различению подготовки и образования
2.1. Образование и подготовка различаются по многим основаниям. Мы будем отталкиваться от тех различий, которые становятся более рельефными на фоне семиотики.
Любые возможные миры - не более чем "тексты". Но и не менее. Образованность в этом ракурсе есть приобретенная способность к прочтению и истолкованию их как "знаков". Пушкин, как и всякий классически образованный человек, был не плохим графиком (да и архитектурный план мог составить, была бы в том нужда). Но он не готовился к работе графика. Готовился к поэтическому поприщу.
Подготовленность, в отличие от образованности, позволяет культивировать приобретенные способности и вынуждает к приобретению новых. В ракурсе семиотики это означает техническое отношение к "знакам" - их творение, разборку, синтез... Пушкин не творил знаков в графике, он творил их в поэзии, в литературе, языке. Графиком он был постольку, поскольку являлся образованным для своего времени человеком.
2.2. В организационном плане образование и подготовка, будучи текущими процессами, а не ставшими состояниями, находятся в функциональном отношении друг к другу. Вряд ли можно возражать тому, что писание стихов повышает рейтинг образованности дизайнера. То же самое в отношении вальсирования или умения математического анализа. Но это не имеет никакого отношения к смыслу профессиональной подготовки. В то же самое время вряд ли кто может гарантировать, что препятствование способностям танцевать и интегрировать не скажется отрицательным образом на про-фессиональной подготовленности дизайнера.
2.3. Из этого следует, что помимо понимания банального смысла подготовки и образования требуется их логическое представление. Для этого и воспользуемся логико-семиотической конструкцией Огдена-Ричардса. Согласно ей, нормальное понимание, как минимум, трехфокусно. Далее, понимание не безразлично к выбору фокусов и их сочетанию. Тем более, такое специфическое понимание, как понимание дизайна и обучения дизайну. Выше мы отметили данную специфику: дизайн родственен технической версии семиотики. Следовательно, он может рассматриваться одной из ее практик (в духе ранних методологических изысканий ВНИИТЭ). Практика же семиотики (семиотехника, знакотехника, семиотическая инженерия в различных предметных версиях - от построения космогоний до искусства жеста) осуществляет себя в знаках, над знаками, по поводу знаков, против знаков, при дефиците знаков, их девальвации и т.п. Ясно, что для этого требуется именно подготовка.
3. Ориентиры и направления подготовки
3.1. Исходя из логико-семиотической конструкции "знак-смысл-денотат" следует различать три направления подготовки (названия вполне условны):
Предметная подготовка. Чтобы представить эту форму подготовки, мы должны оттолкнуться в схеме от "денотата" (а) в направлениях "смысла" (б) и "знака" (в). В образовательной терминологии это будет означать:
(б) нацеленность на в ряд гуманитарных практик ("сферы смысла"),
(в) специализацию в некоторые отраслях визуалистики (прежде всего зависимых от знаковых традиций, например, в экранных технологиях).
Художественная подготовка. Для представления этой формы необходимо отталкиваться от "смысла" (б) в направлениях "знака" (в) и "денотата" (а). С точки зрения образования это будет означать:
(в) освоение декорационных ремесел и театрализации (например, искусство интерьера, вещи, действия… как знаковвых стилистик),
(а) установку на средовые реализации (как предметизации семиотических экспериментов).
Конструктивистская подготовка. Здесь следует отталкиваться от "знака" (в) в направлениях "денотата" (а) и "смысла" (б). В плане обучения это может означать:
(а) овладение специальными техниками композиции и декомпозиции (в целях распредмечивания/перепредмечивания знаково-символических стереотипов "вещного мира"),
(б) целевое построение в ходе обучения индивидуальных/персональных средств для строительства "рынков дизайна" (разоформление/оформления обыденного и профессионального смысла "культуры").
3.2. Три данных различения могут быть призваны обеспечить: а) рефлексивные фиксации существующего и возможного положения дел в обучении дизайну и б) решения задач организации тех или иных форм подготовки и конструирования ее содержания.
4. Рефлексивные фиксации
4.1. Поспешить сказать, что обучение дизайну непременно и одновременно основывает себя в трех данных формах подготовки - это значит вообще отказаться от каких-либо попыток осмысления и анализа образования и подготовки в сфере дизайна (и не только дизайна). Скорее обратное. Следует предположить, что та или иная школа дизайна отдает предпочтение одному из фокусов схемы, преимущественно, денотату. В итоге имеет сугубо "предметные" форму и содержание (в независимости оттого, что реально присутствует в названии школы).
4.2. В качестве перспективы развития методических приемов, нами используемых, можно предположить следующее. Форма подготовки конструируется, а далее организуется в удержании всех трех фокусов. Например, "источник" подготовки (ситуационный, проблемный, энергетический, конъюнктурный…) - "плацдарм" подготовки (практически, тот же перечень) - "горизонт" подготовки (что-либо из этого перечня). В качестве "источника", "плацдарма" и "горизонта" могут выступать все три фокуса схемы.
5. Организационные представления
5.1. Сразу выскажем свое предпочтение - нам более всего симпатична конструктивистская форма подготовки. И симпатична тем, что не является обслуживающей устоявшиеся практики дизайна. Ровным счетом наоборот: эта форма устремлена "в сторону" возможных практик дизайна (возникающих как бы помимо его дрейфа или инерции). Более того, данное направление по своему внутреннему смыслу и организационной логике является как бы порождающим сами практики дизайна. Это не прихоть и не изыск пишущего.
5.2. Дело в том, что подготовка эффективна постольку, поскольку, во-первых, осуществляет себя исключительно в проектных формах (начиная от проектирования учебного плана через проектирование учебного материала и кончая проектом профессиональной деятельности на рынке культуры), и, во-вторых, заключает себя в "тело" образования, открытого актуальным и будущим вызовам времени (вопреки идеям адаптивности системы образования, например, в виде целевой подготовки или так называемого социального, корпоративного и прочего заказа).
Елена и Виталий СААКОВЫ, май 2002
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, май 2002
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 04 апрель 2005
последнее обновление
30 март 2012
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Образовательные проекты/ Елена и Виталий Сааковы: Семиотические рамки дизайнерской подготовки