главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Елена СААКОВА/ Методологическая школа, Светлогорск, 2005-08-20/ Куршская коса Елена СААКОВА/ Методологическая школа, Светлогорск, 2005-08-20/ Куршская коса    
Елена СААКОВА
ORDINARY + IMAGINARY
венецианская биеннале-2006: три сравнительных впечатленияшш
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
   
     
     
       
     
     
  ПОВЕРХНОСТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
или ПОРЯДОК vs ВОЛЯ
 
Из Италии в Альпы не проскочить мимо уникального учреждения - Дома Правил. В Альпы нельзя без правил. И речь вовсе не о безопасности альпиниста, речь о безопасности Альп. А вот берега Волги нужно бы оборудовать стендами с бесконечным перечнем предупреждений об опасности (например, нельзя дважды войти в эту реку без риска для здоровья). Справка: Дом Правил стоит в Альпах уже не первый век.
Так вот, фигурально и образно вся Италия предваряется своеобразными домами правил. От "зданий" высокой культуры Античности и Возрождения до элементарных "школ" повседневности. К сожалению, поволжская Россия более-менее укомплектована "домами правил" только среднего (усредненного) уровня.
Не отсюда ли вместо источников порядочной жизни проистекает воля к жизни (по Д.Лондону) и устремляются потоки жизни вольной (вольницы, жизни без правил и правил).
  MEDIA IMPRESSIONE
или ПРАВИЛО И ЗНАК vs СРЕДИННЫЙ ПУТЬ АРХИТЕКТУРЫ
 
Эта группа впечатлений (как бы срединных) идет от сравнения роли Дома Правил и организации-содержания Венецианской биеннале. Можно прослеживать эту связь как в одну, так и в другую сторону. Не могу поручиться, впервые или нет, но Биеннале посвящена особому - образному - порядку города. Точнее, порядку и образу (в их взаимной зависимости), правилу и знаку, закону и впечатлению. Кстати, весной мы пытались почувствовать эту тему в университетской конференции "Образ города как проектируемый объект". Так вот, выставка свидетельствует, что проектирование образа города - работа более сложная, чем традиционное проектирование-строительство. И требует больших затрат. Имею ввиду трату душевных сил, интеллектуальное напряжение, моральные и этические вклады.
Конечно, впечатления о выставке отсепарированы языковым барьером. В том числе и барьером (их) профессионального языка. Тем не менее, сложилось стойкое впечатление, что итальянские архитекторы и российские трудятся над разным и по разному. Та же Венецианская архитектурная академия (даже не университет!) готовит крепких профессиональных ремесленников своего дела.
Этакое архитектурное ПТУ (лучший французский технический вуз и поныне называется Школа). И думаю, что так обстоит во многих высших учебных заведениях. Поэтому и строят так, как надо. На зависть нам. У нас уже (пока?) некому ни проектировать среду, ни обустраивать ее. Что может архитектор без крепкого техника-архитектора? "Отрываться" от земли (среды обитания). Что может строитель без нормальных рук выпускника строительного училища? Только недоделать в среде одно, другое, третье…
Эта Венецианская биеннале прокладывает срединный путь архитектуре. Шедевры и памятники будет отбирать Большая история.
  ГЛУБИННОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
или НАСЛЕДИЕ ГИППОДАМА vs ИНСТИТУТ ГЛАВНОГО АРХИТЕКТОРА
 
Одно из фундаментальных основ устройства жизни европейского города (что буквально лезет в глаза с выставочных стендов), и не в последнюю очередь итальянского, назывным образом известно всем, кто прослушал историю градостроительства. Это - сетка Гипподама. К сожалению, этот фундамент жизни европейского города преподносится слушателям только как сетка (главное - что прямоугольная!). Т.е., без всей той глубины и детализации идеи Гипподама, которая, будучи взята на вооружение стратегом тех времен, становилась механизмом порождения среды во всей своей полноте. И во всех своих измерениях (далеко не прямоугольных). Сегодня городским стратегом по нашим "домам правил", например, по Градостроительному кодексу, должен являться т.н. главный архитектор города (района, поселения, области…). Вот только, благодаря тому же кодексу, он лишен стратегических инструментов. Соответственно, жизнь города в силу кодексных стараний глархитектора лишается стратегического фундамента. А все остальное - дырявая по всем измерениям городская среда, фрагментарное ее латание, провалы и трещины в городской жизни… - уже только следствия. Вряд ли подобная "стратегия" имеет временную (историческую) перспективу в масштабах исторического будущего города. Что сегодня созвучно и соразмерно "сетке Гипподама"? Мне кажется, это самая актуальная тема для лиц, принимающих городские решения. В т.ч. и для архитекторов различных рангов и форм занятий.
Для нас, архитекторов, биеннале выдвинула девиз - ORDINARY + IMAGINARY. Я слышу его так: ОБЫЧАЙ ПЛЮС ФАНТАЗИЯ
© Елена Саакова,  PRISS-Laboratory, 06 октября 2006
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 2006
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 06 октябрь 2006
последнее обновление
15 апрель 2012