главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory
Щедровицкий Георгий Петрович
Щедровицкий Георгий Петрович, 23.02.1929 — 03.02.1994, философ и методолог, общественный и культурный деятель. Создатель научной школы, лидер основанного и руководимого им на протяжении 40 лет Московского Методологического Кружка (ММК) и развернувшегося на его основе методологического движения. Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности.
виталий сааков / priss-laboratory:
тексты-темы / тексты-годы / публикации
 
вернуться в разделш библиотека  
     
вернуться в разделш г.п.щедровицкий
 
содержание разделаш Основные категории системного подхода
   
   
   
  Основные категории системного подхода  
Когда сейчас характеризуют "систему" (будь то содержание понятия или объект), то говорят обычно, что это сложное единство, в котором могут быть выделены составные части - элементы, а также схема связей или отношений между элементами - структура(1). За этим определением мы как бы непосредственно видим объект, составленный из элементов и связей между ними; то, что мы видим, и есть онтологическая картина системного подхода. Но сама онтологическая картина, как мы уже говорили выше, снимает, "свертывает в себе" все те процедуры и способы оперирования, которые мы применяем к различным знаковым элементам научных предметов, воспроизводящих объекты в виде систем. И именно они должны быть раскрыты, если мы хотим определить категории системного подхода.
За онтологической картиной, представленной в приведенном выше определении, стоят по меньшей мере три группы процедур.
Первая из них включает две процедуры: разложение объекта на части и объединение частей в целое (схема-3а). Обычно объединение производится с помощью дополнительно вводимых связей. Благодаря связям части, выступавшие после разложения в роли простых тел, становятся элементами. С определенной точки зрения объединение частей в целое выступает как обратная процедура по отношению к разложению целого на части; однако то, что получается в результате, не есть возвращение к исходному состоянию целого./
Вторая группа процедур - измерение эмпирически заданного объекта и фиксация его "сторон" или свойств в различных по своему формальному строению характеристиках. После того, как объект разложен на части, к полученным "простым телам" тоже могут применяться процедуры измерения и таким образом мы будем получать, с одной стороны, характеристики исходного объекта, целого, а с другой стороны - характеристики его частей (схема-3б). Операцией, обратной измерению, будет восстановление объекта по его характеристике.
Третья группа процедур включает, во-первых, погружение элементов и объединяющей их структуры как бы внутрь целого (схема-3в) и, во- вторых, обратную операцию "извлечения", "вынимания" элементов или структуры из этого целого.
Перечисленные группы процедур теснейшим образом связаны и взаимно дополняют друг друга. Объединение частей в единство с помощью связей преследует цель вернуться назад к исходному целому. Но само это возвращение может быть определено и оценено лишь с точки зрения характеристик, выявленных с помощью второй группы процедур.

рис.3а
Г.П.Щедровицкий: Когда сейчас характеризуют "систему" (будь то содержание понятия или объект), то говорят обычно, что это сложное единство, в котором могут быть выделены составные части - элементы, а также схема связей или отношений между элементами - структура
Г.П.Щедровицкий: Когда сейчас характеризуют "систему" (будь то содержание понятия или объект), то говорят обычно, что это сложное единство, в котором могут быть выделены составные части - элементы, а также схема связей или отношений между элементами - структура

рис.3б
Г.П.Щедровицкий: Когда сейчас характеризуют "систему" (будь то содержание понятия или объект), то говорят обычно, что это сложное единство, в котором могут быть выделены составные части - элементы, а также схема связей или отношений между элементами - структура
Г.П.Щедровицкий: Когда сейчас характеризуют "систему" (будь то содержание понятия или объект), то говорят обычно, что это сложное единство, в котором могут быть выделены составные части - элементы, а также схема связей или отношений между элементами - структура

рис.3в
Г.П.Щедровицкий: Когда сейчас характеризуют "систему" (будь то содержание понятия или объект), то говорят обычно, что это сложное единство, в котором могут быть выделены составные части - элементы, а также схема связей или отношений между элементами - структура
Г.П.Щедровицкий: Когда сейчас характеризуют "систему" (будь то содержание понятия или объект), то говорят обычно, что это сложное единство, в котором могут быть выделены составные части - элементы, а также схема связей или отношений между элементами - структура
По сути дела, отождествление исходного целого и вновь созданной структурной целостности происходит по характеристикам свойств (схема-3г): свойства структурной целостности должны быть точно такими же, какими были характеристики исходного целого. Именно для этого мы производим объединение частей.

рис.3в
Г.П.Щедровицкий: Когда сейчас характеризуют "систему" (будь то содержание понятия или объект), то говорят обычно, что это сложное единство, в котором могут быть выделены составные части - элементы, а также схема связей или отношений между элементами - структура
Г.П.Щедровицкий: Когда сейчас характеризуют "систему" (будь то содержание понятия или объект), то говорят обычно, что это сложное единство, в котором могут быть выделены составные части - элементы, а также схема связей или отношений между элементами - структура
Но этому отождествлению характеристик должно соответствовать в другом слое предмета погружение структурной целостности в исходное целое. Таким образом, объединение частей с помощью связей и отождествление характеристик выступают как форма логического движения, благодаря которому осуществляется погружение.
< . . . >
Огромное влияние на онтологию и категории системного подхода, как мы уже не раз отмечали, оказывает проектирование технических и смешанных систем. Наверное, можно даже сказать, что именно оно задает основу в современных системных представлениях, во многом определяя развивающиеся сейчас естественнонаучные представления.
В основании нового представления о системе лежат не структура и не материальные элементы, а процесс, определяющий лицо объекта и задающий его целостность; в одних случаях это будет процесс функционирования, в других - процесс развития, в третьих - их единство.
Вместе с тем "процесс" выступает как первая, исходная категория системного анализа; она определяет первый слой системного представления какого-либо объекта [Гущин и др. 1969; Дубровский 1969]. В этом слое процесс предстает независимо от материала, на котором он может реализоваться, безотносительно к каким-либо структурам. Если речь идет о функционировании, то оно само предстает как система; и эта система "чистого", если можно так сказать, функционирования на этом этапе и есть объект изучения, он тождествен ему и совпадает с рассматриваемым объектом.
Являясь первым и основополагающим в системном подходе, представление объекта в виде чистого процесса или процессуальной системы недостаточно для полного и практически значимого описания системного объекта. Оно недостаточно прежде всего потому, что в реальности нет чисто процессуальных систем. Непременным условием существования какой-либо системы является материал. Именно процесс и материал создают то исходное противопоставление, на основе которого и вокруг которого строится затем системный анализ и создаются его основные категории.
Подавляющее большинство авторов говорит об этом отношении между прочим и скороговоркой - и от этого складывается впечатление, что само это отношение является чем-то само собой разумеющимся и устанавливается легко, без всяких затруднений. Но в реальной практике научного и технического системного анализа именно это составляет главную проблему, ибо вызывает больше всего затруднений, и именно на разработку методов ус-тановления этого соответствия направлены сейчас основные усилия: как соотнести процессуальные системы с материалом - так прежде всего ставится задача в проектировании, и как отделить процессы от материала и представить их в виде самостоятельной, независимой системы - так в первую очередь ставятся задачи в естественнонаучных исследованиях.
Процессы или процессуальная система должны быть отделены от материала, чтобы мы могли выявлять и фиксировать законы и механизмы этих процессов. Но если процессы или процессуальная система уже отделены от материала и противопоставлены ему, то затем, чтобы получить достаточно полное описание объекта, нужно опять собрать, соединить их вместе, наложить процессы на материал.

Именно при решении этой задачи создаются и оформляются остальные категории системного подхода, среди которых мы хотим в первую очередь выделить, с одной стороны, структуру и организованность, с другой - форму, с третьей - механизм и конструкцию .
Их оппозиции представлены на схеме-4. Перечисленные категории образуют несколько относительно независимых друг от друга "полей", которые используются совместно при описании конкретных объектов и при этом между ними устанавливается еще один ряд категориальных отношений.

рис.4
Г.П.Щедровицкий: Именно при решении этой задачи создаются и оформляются остальные категории системного подхода, среди которых мы хотим в первую очередь выделить, с одной стороны, структуру и организованность, с другой - форму, с третьей - механизм и конструкцию
Г.П.Щедровицкий: Именно при решении этой задачи создаются и оформляются остальные категории системного подхода, среди которых мы хотим в первую очередь выделить, с одной стороны, структуру и организованность, с другой - форму, с третьей - механизм и конструкцию
О категориях "процесс-структура-организованность" мы будем более подробно говорить в следующем разделе этого приложения, а здесь сделаем несколько замечаний о категориях "форма-материал", образующих особое поле. Свое начало эта категориальная оппозиция ведет по крайней мере от Аристотеля.
Общепринятая и весьма эффективная в его время и затем на протяжении еще нескольких веков, она была затем существенно трансформирована средневековыми схоластами, получила совершенно новый смысл в дискуссиях рационализма и эмпиризма ХVII и ХVIII вв., выделила из себя ряд новых категорий и категориальных оппозиций, оформленных в ХVIII и ХIХ вв. [Щедровицкий, Костеловский 1964 g], а сейчас вновь все больше возвращается к своему прежнему исходному смыслу благодаря исследованиям деятельности и ее специфических структур (см., например, [Генисаретский 1965 a]).
Аристотелевы категории формы и материала были теснейшим образом связаны с анализом деятельности; именно это определило их характер и отличие от всех последующих упот-реблений и смысловых наполнений. Вводя эти категории, Аристотель, как правило, обращался к примерам деятельности, а перенос самих категорий на чисто природные явления (если такое представление было возможно во время Аристотеля) был уже вторичным актом. Рассматривая происхождение статуи, Аристотель называл медь, из которой она изготовляется, материалом, а само образование статуи трактовал как наложение на материал формы. Еще более ярким является пример с воском и печатью на перстне: перстень вдавливается в воск и создает в нем свой отпечаток, при этом форма переносится с перстня на воск.
Сейчас мы пользуемся категорией формы и материала для того, чтобы объяснить такие явления, как, например, движение букв сообщения на световом табло над зданием "Известий" . Лампочки, которые составляют табло, то зажигаются, то гаснут в определенном порядке; они являются материалом, а само сообщение, живущее на этом материале (можно сказать для образности, "паразитирующее на нем", ибо оно подчиняется совсем другим законам, нежели законы электрического тока), образует форму [Лефевр 1970]. Этот пример хорошо поясняет, почему мы связываем друг с другом названные выше поля категорий: без труда можно заметить, что форма в этом беге светящихся букв представляет собой определенную структуру, объединяющую отдельные элементы - лампочки табло; и то, что они загораются и гаснут, определяется законом развертывания и движения этой структуры.
< . . . >

источник:
[Г.П.Щедровицкий. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. Теория и методология. - М.: ЦНИИПИАС, 1975*]
(1) - В этом плане очень интересны тексты авторов, работающих в различных областях науки и техники и стремящихся там прикладывать общие понятия системно-структурной методологии, например [Gersch, Lдhning 1969; Heinzmann 1967; Мельников 1967, 1969]. Но точно такие же определения можно найти и во многих работах, специально посвященных системной проблематике, например [Bertalanffy 1949, 1956; Bertalanffy etc. 1951; Vasspeg 1965; Ланге 1969; Холл, Фейджин 1969; Эллис, Людвиг 1969; Клир, 1969].  
     
вверх вверх вверх вверх
     
Щедровицкий Георгий Петрович (23.02.1929 - 03.02.1994), философ и методолог, общественный и культурный деятель. Создатель научной школы, лидер основанного и руководимого им на протяжении 40 лет Московского Методологического Кружка (ММК) и развернувшегося на его основе методологического движения. Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности.
- - - - - - - - - - - - - - - -
смотри сайт Фонд "Институт развития им.Щедровицкого"
http://www.fondgp.ru/
- - - - - - - - - - - - - - - -
Щедровицкий Георгий Петрович, 23.02.1929 — 03.02.1994, философ и методолог, общественный и культурный деятель. Создатель научной школы, лидер основанного и руководимого им на протяжении 40 лет Московского Методологического Кружка (ММК) и развернувшегося на его основе методологического движения. Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности. Щедровицкий Георгий Петрович, 23.02.1929 — 03.02.1994, философ и методолог, общественный и культурный деятель. Создатель научной школы, лидер основанного и руководимого им на протяжении 40 лет Московского Методологического Кружка (ММК) и развернувшегося на его основе методологического движения. Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности.
     
     
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
с 14 сентябрь 2009

последнее обновление/изменение
08 апрель 2018
11 ноябрь 2017
23 сентябрь 2017
12 февраль 2017
20 май 2015
22 ноябрь 2014
10 сентябрь 2014
08 сентябрь 2014
02 июль 2013
01 август 2011