главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
  PRISS-laboratory: интеллектуальное оснащение и сопровождение проектов и предприятий
Региональный учебно-технический центр (РУТЦ)
Правительства Ульяновской области и компании BOSCH

социокультурные горизонты, институты, инфраструктуры
   
  эти материалы 20 апреля 2017 перенесены в данный раздел "priss-laboratory" с сайта "rytc.ru" в связи с его предстоящим закрытием
 

РУТЦ: аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности | проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий | экспериментальная профподготовка в контексте технологической платформы и в координатах пространственного развития аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности ш | ш аналитическое сопровождение проектов переноса фрагментов дуальной системы профобразования германии ш | ш проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий ш | ш проектирование экспериментальной профподготовки в организационных технологиях ведущих корпораций ш | ш конструирование содержания профессионального образования для перспективной технологической платформы и модели пространственного развития города и региона аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности ш | ш аналитическое сопровождение проектов переноса фрагментов дуальной системы профобразования германии ш | ш проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий ш | ш проектирование экспериментальной профподготовки в организационных технологиях ведущих корпораций ш | ш конструирование содержания профессионального образования для перспективной технологической платформы и модели пространственного развития города и региона
РУТЦ: аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности | проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий | экспериментальная профподготовка в контексте технологической платформы и в координатах пространственного развития аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности ш | ш аналитическое сопровождение проектов переноса фрагментов дуальной системы профобразования германии ш | ш проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий ш | ш проектирование экспериментальной профподготовки в организационных технологиях ведущих корпораций ш | ш конструирование содержания профессионального образования для перспективной технологической платформы и модели пространственного развития города и региона
 
проект центраш PRISS-laboratory | исследование и проектирование социокультурных и социотехнических систем
партнеры центраш Ульяновская
торгово-промышленная палата
Департамент
профессионалного образования
Сигма-СИ
торговая компания
 
   
главная | новости и обновления | важные ссылки | оставить сообщение | почта сайта | поиск по сайту | карта сайта
 
  о центре проекты центра рабочие мероприятия АНАЛИТИКА
технологии модернизации практическая подготовка hr-ресурсы ДЛЯ ПАРТНЕРОВ
Ольга КАРАНДИНА, руководитль службы обучения ("Роберт Бош"), Сергей ЧУРКИН, переводчик Центра, Маршалл ЛУТЦ, региональный директор по продажам электроинструмента в России и СНГ ("Роберт Бош"), Олег МИДЛЕНКО, управляющий проектами Центра (министерство образования Ульяновской области)
в зале Регионального учебно-технического центра "BOSCH -Ульяновск". Анализ технологической модернизации в промышленности региона: Алексей ПИРОГОВ, специалист отдела отраслей (департамент промышленности), Вера МУЗЫКАНТОВА, Юрий ЮРИН, управляющие проектами Центра (ГК Сигма-СИ)
Александр СМЕКАЛИН (департамент инвестиций), Алексей ПИРОГОВ (департамент промышленности), Вера МУЗЫКАНТОВА, Юрий ЮРИН, управляющие проектами Центра (ГК Сигма-СИ), Талгат ХАЙРУТДИННОВ, Олег МИДЛЕНКО (департамент образования), Абдулла ЯМБАЕВ (директор профессионального училища), Виталий СААКОВ, управляющий проектами Центра (PRISS-laboratory)
аналитика функций и места "ресурсных центров" профтехобразования в строительном комплексе Ульяновской области: Владимир ПАВЛЕНКО (руководитель ТренингЦентра BOCSH в России), Виталий СААКОВ, управляющий проектами Центра (PRISS-laboratory)
         
аналитика функций и места "ресурсных центров" профтехобразования в строительном комплексе Ульяновской области: Владимир ПАВЛЕНКО (руководитель ТренингЦентра BOCSH в России), Виталий СААКОВ, управляющий проектами Центра (PRISS-laboratory) Ольга КАРАНДИНА, руководитль службы обучения ("Роберт Бош"), Сергей ЧУРКИН, переводчик Центра, Маршалл ЛУТЦ, региональный директор по продажам электроинструмента в России и СНГ ("Роберт Бош"), Олег МИДЛЕНКО, управляющий проектами Центра (министерство образования Ульяновской области) в зале Регионального учебно-технического центра "BOSCH -Ульяновск". Анализ технологической модернизации в промышленности региона: Алексей ПИРОГОВ, специалист отдела отраслей (департамент промышленности), Вера МУЗЫКАНТОВА, Юрий ЮРИН, управляющие проектами Центра (ГК Сигма-СИ) Александр СМЕКАЛИН (департамент инвестиций), Алексей ПИРОГОВ (департамент промышленности), Вера МУЗЫКАНТОВА, Юрий ЮРИН, управляющие проектами Центра (ГК Сигма-СИ), Талгат ХАЙРУТДИННОВ, Олег МИДЛЕНКО (департамент образования), Абдулла ЯМБАЕВ (директор профессионального училища), Виталий СААКОВ, управляющий проектами Центра (PRISS-laboratory)
аналитика | технологии модернизации | практическая подготовка в деятельности | квалификационные ресурсы | для партнеров центра |
   
   
рабочий отчет
для управляющих промышленными активами и руководителей Администрации
Ульяновской области

Технологическая модернизация: промышленная политика и инжиниринг
2009, ноябрь
   
программа
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СОВЕЩАНИЙ
инженерно-технического и управленческого персонала промышленных предприятий, системы профессионально-технического образования
и разработчиков производственного оборудования
ЭКСПЕРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБНОВЛЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧИЙ ОТЧЕТ
для управляющих промышленными активами и руководителей Администрации Ульяновской области
подготовлен
PRISS-laboratory, управляющей проектами Центра
e-mail: saakov@list.ru, http//: priss-laboratory.net.ru,
моб. 8 903 336 45 36
т. 8(8422) 30 01 10
Разделы отчета:
Перечень отчетов, подготовленных Региональным учебно-техническим центром в 2009г.,
Общие замечания
- технологическая модернизация и качество промышленных активов
- к модельным представлениям объектов и процессов в аналитике и управлении: картины, карты и план-карты,
Методика. Картина области и процессов технологической модернизации
- рамки и сюжеты картины
- операционализация модельных представлений для нужд организационного проектирования,
Аналитика. Картирование и карты технологической модернизации
- понятийные определения элементов картины,
- схема-принцип картирования технологической модернизации в регионе,
Проектирование. План-карты модернизационно-технологических разработок Центра
(материал готовится к размещению)
Выводы отчета
(материал готовится к размещению)

ОТЧЕТЫ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ЦЕНТРОМ

ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕСУРСНАЯ ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИЙ, ОБОРУДОВАНИЯ И МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРСОНАЛА (совещание 1-е), 1 июля 2009г.
взаимосвязь промышленной, инвестиционной и кадровой политик в Ульяновской области,
зависимость практики инвестиционной политики в регионе от макрорегиональных и глобальных процессов стандартизации деятельности,
ресурсы Центра, текущие задачи и перспективные планы органов управления, бизнес-сообществ и систем профессионального обучения
ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕСУРСНАЯ ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИЙ, ОБОРУДОВАНИЯ И МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРСОНАЛА (совещание 2-е), 27 августа 2009г.
РАБОЧЕЕ СОВЕЩАНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТНЫХ РАЗРАБОТОК ЦЕНТРА и ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ-КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ 28 октября 2009г.
программа Регионального центра "Технологическая модернизация" и ее мероприятия,
организационные характеристики процессов и мероприятий технологической модернизации,
схема рабочих взаимодействий Центра и лиц, принимающих решения о модернизации,
учет производственных факторов в обновлении технологического оборудования

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Технологическая модернизация и качество промышленных активов
Данный отчет фиксирует результаты Рабочего совещания 28 октября 2009г. (см. Повестку и Протокол) и предварительные выводы о деятельности Центра в мае-ноябре 2009г. в соответствие с его Программными положениями (1) (смотри Приложение, Программные положения). Соответственно, оценке и коррекции подлежат Тематические планы управляющих проектами Центра(2) (смотри Приложение, Тематические планы). Исходя из этого, в отчете предполагается выделить проблемные области (организационно проблемные) в работах Центра по моделированию и опытному конструированию механизмов технологической модернизации. Следующим шагом предполагается наметить по отношению к этим областям способы разрешения задач, составляющих выделяемые области. И, в конечном итоге, сориентировать управляющих промышленными активами и субъектов региональной промышленной политики на ресурсы Центра в промышленно-политических и инжиниринговых задачах повышения организационно-технологического качества промышленных активов.
Безусловно, что задаваемые и контролируемые индексы промышленного производства - как внешняя нормативная оценка самоуправления территории - отражают исключительно качество промышленных активов (в т.ч. качество управления ими). Качество активов сегодня определяется на фоне обострения конкуренции за основные ресурсы производства и, что не менее важно, в обстоятельствах смены курса с "экстенсивного" роста на "интенсивное" развитие (что, собственно и составляет смысл технологической модернизации). Т.н. экстенсивный рост уже приводит только к катастрофическому дисбалансу внутренних ресурсов территории (в лучшем случае), а по отдельным направлениям роста к истощению и внешних, невозможному к восполнению ("стандартный" вариант)(3).
Таким образом, управление качеством промышленных активов - а это, как было отмечено, первое условие технологической модернизации - не имеет алгоритма испытанных решений и гарантированных результатов. Следовательно, включение промышленных активов в работу на позитивные сдвиги в хозяйственно-экономическом положении дел Ульяновской области необходимо рассматривать как работу проблемную - не имеющую готовых решений и, что существеннее, специалистов-решателей.
К модельным представлениям объектов и процессов в аналитике и управлении: картины, карты и план-карты
Региональный учебно-технический центр исходит из той точки зрения, что главный дефицит в управлении качеством промышленных активов (и промышленно-технологических потенциалов) региона в целом и отдельных промышленных предприятий заключен в следующий факт. Его можно (и следует) обозначить через понятие "карта". При этом "карта" производна от понятия "картина" - вполне целостного и всеобъемлющего (в определенной функции) изображения процессов, подлежащих рассмотрению и управлению (организационному отношению). Соответственно, только на "карте", построенной на основе "картины", могут приниматься организационные решения по управлению качеством промышленных активов. Сами же решения оформляются в виде "план-карт" работ. Игнорирование высказанных банальностей неизбежно приводит к работе "вслепую".
Ниже приведена схема, включающая в себя основные конструктивные элементы "картины", "карты" и "план-карты". Отчет будет опираться на них, как на комплекс взаимосвязанных понятий и средств управления, в данном случае, управления процессами технологической модернизации.
Цифрами на схеме обозначены:
1 - территория "жизни" промышленных и других активов,
2 - субъекты территории и управляющие ее активами, согласовывающие (взаимное) усиление активов,
3 - комплекс мер и мероприятий, направленный на изменение положения дел с территориальными активами (объединяется понятием "организационные технологии"),
4.1, 4.2 - "экраны" для подготовки и принятия решений (об учете, оценке, изменении, вводе-выводе активов…).
МЕТОДИКА. КАРТИНА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
РАМКИ КАРТИНЫ И ЕЕ СЮЖЕТЫ
Первым атрибутом управленческой (как и любой) картины служат ее "рамки", но никак не "сюжет". Вне рамок сюжет с неизбежностью "плывет" в сознании управленца (как и любого субъекта и индивида). Тематические планы управляющих проектами РУТЦ и пилотные проекты Центра в первую очередь служат определению рамок "картины" технологической модернизации, а в языке управления - служат целям и задачам определения места и функций территории в процессах модернизации, связанных:
- с глобальным (международным) разделением труда и со стандартизированием деятельности, в данном случае, производственной деятельности (в индустриально-промышленной и неиндустриальной, например, в промышленно-сетевой или предпринимательской формах),
- с макрорегиональным рынком, влияющим на специализацию территориальных активов в каркасах промышленно-технологического переустройства страны,
- с "местным" (региональным) рынком внутреннего распределения активов и их обмена.
Ниже даны понятийные определения фрагментам схемы, из которых будут набираться изображения самой картины, а далее карт и план-карт. Нумерация следующих разделов соответствует нумерации фрагментов схемы-1.
ПОНЯТИЙНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.
Территория

Помимо рамок, определяющих территорию, приходится до поры до времени считаться с принципами ее "устройства". А это значит: не пренебрегать административным, экономическим, национальным (этническим), конфессиональным, историческим, культурным, географическим, климатическим… и другим существенным "содержанием". Территория как целое не может быть сведена без ущерба для понимания к той или иной, или даже к нескольким избранным характеристикам(4). Действительно, примат "экономического" содержания выводит из обращения капиталы и активы в форме "этнической", "конфессиональной", "культурно-исторической" и других формах(5).
схема 1
PRISS-laboratory / интеллектуальное оснащение и сопровождение проектов и предприятий / Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH GMBH / 2008 / технологическая модернизация / рабочий отчет / территория: картины, модели, субъекты
При этом отмеченные и неотмеченные содержательные аспекты территории имеют место быть далеко не в силу природных (естественных, закономерных) условий. Они существуют фактически (эмпирически) только и только благодаря наличию на территории деятельных позиций и позиционеров - держателей ее активов того или иного типа (держателей и в плане внимания, и в плане организационном). Другими словами, содержательные аспекты территории (а за ними и ее активы) не закономерны, а про-из-вольны, т.е. вызываются к экономической и другой жизни территории волей ее позиционеров. Соответственно, для со-держания (совместного держания) разнотипных активов требуется специфическая диспозиция держателей активов. Здесь я перехожу к следующему фрагменту схемы.
2.
Субъекты или рабочие и практические знания деятельности

Административно-политические, властные, хозяйственные, исторические… Опять перечень, но и в данном случае он необходим логически и по смыслу(6). Обоснованием этому служит т.н. эпистемологический фактор. Если мы отдаем себе отчет в том, что общие знания(7) (полученные в обобщениях и помещенные в книги) не могут быть применены в конкретной ситуации принятия решения и организационного действия, то должны принять как "неприятный" факт то обстоятельство, что рабочие знания есть только и только производное актов субъективации. Следовательно, к территории и ее активам недопустимо применение общего, например экономического, знания, если территория не располагает соответствующим, экономическим, субъектом(8). Рабочие знания должны быть произведены субъектом, произведены в акте субъективации, как бы пропускания содержания (проблем и задач) территории через себя, свои цели, намерения, планы, ценностные симпатии и антипатии. Общие знания ему потребуются для установления организационных контактов с другими субъектами. По достижении и установлению контакта общие знания должны быть отброшены как ненужный балласт.
Здесь становится достаточно очевидным, что знания для работы с территорией и ее активами могут быть только комплексными, синтетическими, конфигуративными, т.е. скомплексированными и сконфигурированными в результате диспозиционной субъективации. И если таковая имела место быть, то знания в ходе работ распределяются по отдельным позициям-субъектам(9). В современном менеджменте и девелопменте это обстоятельство получило название управления знаниями.
Что еще важно для этого фрагмента картины? Субъект, чтобы быть ему таковым, занимает по отношению к территории и пертурбациям ее активов "внешнюю" (рефлексивную и организационную) позицию(10). В противном случае он, в соответствие со схемой понятия "субъект-объект", становится объектной, т.е. пассивной, частью территории. И тогда сам (в придачу со своими активами) подлежит управлению(11).
Итак, в понятийной действительности работ следует функционально уравнять субъекта и знание. Если нам требуется рабочее знание, то следует обратиться к его носителю - субъекту. Если требуется субъект, то следует решить вопрос о том, какое рабочее знание необходимо. Безличные статистика и наука, как наиболее яркие представители общих знаний, рабочего знания не предоставят. Более того, данным инстанциям возбраняется сама субъективация, т.е. занятие определенной деятельной позиции - ведь они должны служить как бы всем(12).
Подытоживая этот фрагмент картины, отмечу, что рабочее (практическое) знание, тем самым, есть производная воли, про-из-воление - хозяйственное, политическое, экономическое… Но это произволение, безусловно, "упаковано" в логику технических правил и практико-методических предписаний, что и есть первые для деятельности практические знания - знания, отвечающие на вопрос "как?", а не "что?".
3.
Организационные технологии

Под таковыми подразумевается комплекс мер и мероприятий, направленный на изменение некоторого существующего положения дел. Комплекс называется технологией постольку, поскольку насквозь нормативен. Можно сказать, что он весь без остатка составлен нормами деятельности, а таковые выделяются из технического анализа проблематики решения задач деятельности и реализации деятельностных установок. Нормы могут выделяться и как описание механизмов и средств отдельных успешных действий. Это т.н. эмпирические нормы, но они имеют локальное значение. Ясно, что мероприятия технологической модернизации "вещи" далеко не локальные, хотя при наличии план-карты работ могут стать таковыми. В этом случае можно обращаться и к эмпирическим нормам. Главное тогда - быть уверенным, что локальные ситуации в "своих" планируемых мероприятиях технологической модернизации по большому счету сродни ситуациям, имевшихся в "чужих" планах.
Что входит в комплекс оргтехнологий? Это непосредственное, как бы силовое, воздействие на "объект" и прямое регулирование, это регламенты и распорядки руководства и администрирования, это и все более "тонкие" меры вроде координирования и соорганизации, политики и стратегирования… Определенные типы технического отношения к "объекту" и их комбинации напрямую соотнесены с рабочими знаниями об объекте и его "поведении". Здесь уместно еще замечание к понятию рабочего знания. Оно всегда актуально, т.е. способом существования рабочего знания является не хранение, а актуализация (неустранимое проявление) в ходе позиционной субъективации. Будучи отработано, а другими словами, потеряв актуальность, знание, до того рабочее, может быть переведено в форму кейса - знака и доказательства имевшейся субъективации и актуализации.
4.
Аналитика задач и оформление решений

Картина, а также карта и план-карта не будут полны без изображения механизмов подготовки и принятия решений. Можно сказать, что это самое тонкое и "темное" место в практике управления, взятой со стороны подготовки и принятия решений. В соответствие двум функциям механизма - подготовки и принятия - должны быть поставлены и два устройства. В понятийной действительности - это "экраны", как бы раскрывающие глаза управленца на положение дел, с одной стороны, и на перспективы их изменения, с другой(13) .
Эти два механизма являются центральными "сюжетами" картины, выступают главными "персонажами" в картах и служат единственными "действующими лицами" в план-картах. Во всех случаях на экранах должны присутствовать схемы, изображающие "объекты" управления и само управление ими, а также подспорье схем в виде таблиц, графиков (план-графиков, сетевых графиков), диаграммы отображения "динамики" и прочие формы наглядного отображения положения дел(14).
АНАЛИТИКА. КАРТИРОВАНИЕ И КАРТЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАРТИНЫ В РАЗРАБОТКАХ ЦЕНТРА
Выше намечена общая картина технологической модернизации. Конечно, она еще не полна и будет требовать своего дополнения и уточнения. Но в то же время она, в соответствии с принципом рабочего знания, определенным образом соединяет наши представления о должном и возможном и потому на данный момент служит достоверным изображением технологизации. Чтобы "оживить" (операционализировать) картину, в нее следует ввести цели, задачи и результаты разработок Центра.
Территория
Территория рассматривается Центром во взаимосвязи промышленного и профобразовательного содержания. Все прочие аспекты находятся вне территории - внимания и ведения - Центра. Это есть принципиальная и честная позиция: Центр знает необходимость данной взаимосвязи, может ее анализировать и организовывать и, следовательно, нести ответственность за положение дел на "своей" территории. Любое безответственное отношение к положению дел территории (по умыслу или по простоте наивной) территорию разрушает(15). Внимание Центра к положению дел "своей" территории акцентировано и мотивировано процессом технологизации, "сшивающем", "насаживающем" на себя как на шампур промышленное и профобразовательное содержание, или активы, территории. Центр не заблуждается в учете и оценке активов: активы лишь постольку активы, поскольку ре-активны, т.е. вступают в реакцию, взаимодействие. И если активы вполне разнотипны, реакция будет "бурной", экзотермичной. Понятно, что идентичные активы не взаимодействуют(16).
Технологическая модернизация
Технологическая модернизация аналитически и организационно берется в своем системном виде, а практическим выражением системности служит технологический трансфер. При всей сложности данного понятия, в практическом действии следует неукоснительно следовать простому смыслу трансфера - смыслу перемещения. Самое беспроблемное перемещение - это канализирование, т.е., организационно- и инженерно-техническое исключение границ и ограничений на перемещение. Лучший пример здесь - самотечная канализация. Самое проблемное перемещение имеется в случае преодоления множества разнородных границ (между различными средами, укладами, системами…).
При этом следует отличать трансфер от транспортировки. Первому не обязательно сообщать физическое движение, соответственно, логистика трансфера и логистика транспортировки не имеют ничего общего. Наглядный пример. Гастарбайтер есть всегда явление технологического трансфера, в котором "технология" покоится, а физически перемещается "труд". При этом технология(17) проходит через различные среды (культурные, языковые), уклады (хозяйственные, этические), системы (знаний, верований).
Логистика трансфера (для нужд аналитики и организационного действия) в целях учета всех этих ситуативных моментов проектируется Центром в идее учебно-производственной ситуации (см.здесь веб-ресурс Центра - http://rutc_projects_project-works_2009-01-07_educ-tech-center_concept.htm - концепция регионального учебно-технического центра "BOSCH - Ульяновск").
Учебно-производственная ситуация
Учебно-производственная ситуация в аналитическом залоге представляет собой концентрированное выражение несостыковки пользовательских компетенций и производственных квалификаций, а с организационной точки зрения представляет собой площадку проекта их взаимоувязки. Термин "пользовательская компетенция" Центр использует для выделения репертуара полномочий и ответственности в распоряжении и владении техническими средствами. Термин "производственная квалификация" используется для определения регламента и уровня допуска к эксплуатации технических средств. Значения терминов не пересекаются и не перекрывают друг друга, как это повсеместно происходит в сознании организаторов производства и профподготовки.
В определенном смысле учебно-производственная ситуация (как организационный инструмент анализа и проектирования) запараллеливает производственную подготовку и подготовку производства. Другими словами, в пилотных проектах Центра производственная подготовка "вставляется" в мероприятия подготовки производства, а подготовка производства - в режимы и мероприятия производственной подготовки. И в таком виде учебно-производственная ситуация есть исходный пункт в организации и анализе взаимообмена ресурсами между "территорией" профподготовки и "территорией" промышленности(18). Реальным и повседневным условием взаимообмена должна выступать соответствующая организационная и материальная инфраструктура региона, а условием регулирования взаимообмена - соответствующие региональные институты.
И первое, и второе для страны дело новое и незнакомое, но необходимое. Поэтому пилотные проекты Центра по своим целям и задачам являются инфраструктурными и институциональными. Решающими результатами пилотных проектов Центром видятся приобретение их участниками организационных компетенций по становлению современных инфраструктур и институтов. Другие практические результаты (в привычной продуктной форме) должны появляться по сопричастности с культивированием компетенций и передачей специальных квалификаций.
Субъекты
Субъекты промполитики и технологизации в картине, "рисуемой" Центром, определяются функционально, а не по номиналу, например, по номинациям списка регионального Закона о промышленной политике (при этом данные номинации Центром не усомневаются). Центром создана "площадка", работа на которой как бы автоматически отливается в функции субъекта промышленной политики и технологической модернизации со всеми вытекающими отсюда следствиями(19). Площадка регламентируется как коммуникативная, т.е. обеспечивающая взаимное позиционирование участников работ в проблематике:
- промышленной политики как таковой,
- технологической модернизации как задачи промполитики,
- инжиниринга(20) как средства решения задач технологизации.
Коммуникативная площадка - не значит только разговорная, но и - переговорная и договорная по согласованию целей и позиций, представляющих движущие силы и факторы технологической модернизации. Подобных сил и факторов, откровенно говоря, не так уж и много, поэтому их согласованное действие (в мысли и в поступке) является крайне важным. В коммуникативный формат площадки Центра как не менее важный момент включены многосторонние консультации. В их ходе выявляется то, что не попало в поле зрения Центра в силу его ограниченных на данный момент возможностей.
Возвращаясь к предыдущему разделу - учебно-производственной ситуации - дополню ее "механику" взаимообмена ресурсами. Операторами взаимообмена могут быть только субъекты, т.е. знания о ресурсах и дефицитах различных "территорий" деятельности, в данном случае, промышленной и образовательной.
Субъективация положения дел на той и другой территориях служит единственно верным решением в оценке их ресурсов и дефицитов. Только на основе данной оценки промышленность в лице того или иного экономического субъекта (акта экономической субъективации) можно покрыть основной дефицит профподготовки. Этот дефицит - понимание задач, точнее, непонимание задач, стоящих перед производством. А такие задачи только и составляют основу учебной работы с компетенциями и квалификациями будущих работников. Напомню, что речь не идет о "старых" институтах (учреждениях) профподготовки, для которых подобный ресурс разрушителен, если они будут всерьез к нему относиться. А если, что неизбежно, будут относиться в соответствие с укоренившимися традициями, то и принимать подобные институты в расчет не следует(21). Соответственно, в результате ресурсно-квалификационной субъективации положения дел с дефицитами образования и промышленности возможно предоставление производству его первейших ресурсов - производственных решений. Следует понимать, что решения не будут в форме нормативных предписаний, это было бы глупо, а будут в форме производственных квалификаций и компетенций, крепленных на выпускников производственной подготовки. И это должны быть осмысленно содержательные компетенции и квалификации. Их осмысленность и содержательность зависят от того, насколько и как восприняты субъектами профподготовки задачи производства. Разумеется, все это справедливо при взаимном учете порядка сложности задач и решений одной стороны, выступающих в функции покрытия дефицита другой, что предъявляет вполне определенные требования к форме и содержанию учебно-производственных ситуаций.
СХЕМА-ПРИНЦИП КАРТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Операциональная картина модернизации

Все, что предшествовало данному пункту, следует отнести к форме и содержанию картины. Можно сказать, что на конец ноября, начало декабря 2009г. другой панорамы технологической модернизации в регионе нет. Представляется, что полнота картины уже вполне достаточна для того, чтобы перейти к следующему шагу - строительству карт. Следующая схема (см. схему-2) и выступит в функции картины (с учетом всего предшествовавшего текста как комментария к ней).
Действительно, на ней для Регионального учебно-технического центра собраны все основные рамки и сюжеты технологической модернизации:
- позиции и диспозиция субъектов технологической модернизации (вверху схемы),
- область технологической модернизации (внизу схемы),
- положения дел с модернизацией в отдельных элементах промышленного и профобразовательного комплексов, а также с ресурсным обеспечением их модернизации (внизу справа),
- пилотные проекты РУТЦ, направленные на организационное моделирование практических ситуаций и кейсов технологической модернизации во фрагментах и элементах отмеченных комплексов (внизу слева),
- аналитика материала в целях производства знания для управления технологической модернизацией (стрелка вверх),
- взаимодействие с лицами, принимающими решения для области технологической модернизации: с держателями промышленных активов, с региональной администрацией, инженерным корпусом и т.д. (две горизонтальные стрелки вверху),
- реализация решений в стратегически ключевых "точках" модернизационного развития региона (стрелка вниз).
Итак, на схеме изображены диспозиция субъектов модернизации, частью которой является Центр, а также территория деятельности Центра и его работ. Схема служит Центру экраном-картиной в оценке ситуации, где и в чем он может опереться на другую сторону, принимающую решения, а где и как должен сам выступать таковой стороной. Таким образом, данная картина работает "проявителем" субъектности в сфере технологической модернизации. За дополнительным пояснением схемы следует обратиться к предыдущему отчету (раздел "Пилотный проект "Производственные факторы технологической модернизации", задачи картирования технологической модернизации).
Схема-2, отличаясь рисунком от схемы-1, тем не менее, строго с ней соотносится.
Определение состава карт
Как было отмечено выше, карты строятся на основе картины. Образно говоря, карта получается за счет как бы накладывания картины на территорию или на местность, а в случае "неизведанной" местности - на ландшафт.
При этом карты никогда не могут быть построены в игнорировании и вне учета последующих план-карт работ(22). Схематизировано это выглядит следующим образом (см. схему-3). На первом шаге картина как бы отпечатывается на территории/ландшафте. Или лучше сказать: картина "вырезает" в местности или ландшафте вещи-знания, объекты деятельности(23). В результате получается заготовка для карты. Заготовка содержит в себе то, что нужно видеть. На втором шаге будущая карта-заготовка получает со стороны намечаемых план-карт (проектов и планов деятельности) окончательную определенность. Это:
- масштаб, как задаваемая степень различительности,
- картированные объекты, как спецификация и номенклатура учетных единиц,
- пояснения и примечания, как дополнительные обстоятельства предстоящей деятельности.

(...)
схема 2
PRISS-laboratory / интеллектуальное оснащение и сопровождение проектов и предприятий / Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH GMBH / 2008 / технологическая модернизация / рабочий отчет / территориальный субъект модернизации
схема 3
PRISS-laboratory / интеллектуальное оснащение и сопровождение проектов и предприятий / Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH GMBH / 2008 / технологическая модернизация / рабочий отчет / территориальные план-карты модернизации
(1) - Программа реализуется в форме целевых многоформатных совещаний, обеспеченных опытом работы организаторов Центра и, одновременно, управляющих его проектами. Данный опыт является решающим аргументом учредителей Центра - Правительства Ульяновской области и компании BOSCH - в назначении лиц и организаций для обеспечения проектно-программных эффектов и результатов в поисковых разработках по технологической модернизации региона.
(2)
- Тематические планы составлены, прежде всего, для инвентаризации (учета) и оценки организационных, проектных и аналитических ресурсов, требующихся Центру для выхода на практические разработки по технологической модернизации промышленных активов, включенных в экономические процессы Ульяновской области.
(3)
- Наиболее доходчива эта картина в сюжете "нехватка производственных кадров". Этому сюжету были посвящены круглые столы и совещания, проведенные по прямому распоряжению администрации области в начале 2008г. Парадокс, но решения были приняты все в той же идеологии экстенсивного роста - увеличения выпуска "рабочих рук" учреждениями профтеха, предполагающего увеличения количества учебных мест, в свою очередь требующего роста материально-технического оснащения учебного процесса, что потребует… И так далее. В конце концов, этот ряд замыкается в круг - змея начинает поедать свой хвост.
(4)
- Напомню, что речь в данный момент идет о "картине", а не о "карте" или "план-карте". Последние, в отличие от конкретности "картины", есть специальные технические абстракции и модели, строящиеся для нужд управления или другого организационно-технического отношения к активам территории. Соответственно, как абстракции и модели, карты и план-карты "избавляются" от части конкретики. Потеря вынужденная, но предоставляющая возможность действия, а вместе с ним и влияния на положение дел.
(5) - Вполне понятно то характерное обстоятельство, когда мы отбрасываем "лишние" содержательные (сущностные и бытийные) характеристики территории, откровенно и честно признаваясь себе в собственной неспособности управляться с "неэкономическими" активами и капиталами. Мы в данном случае сознательно идем на жертвы. Но совершенно непонятны обстоятельства безответственного сведения территории к тому или иному аспекту (к тому же экономическому) только в силу его идеологического примата, воспринятого в ходе профобразования или от массового бессознательного.
(6) - По ходу изложения материала отчета еще не раз будет возникать феномен списка (как один из вариантов "множественных объектов"). Здесь на всякий случай следует отметить, что "единичные объекты" управления являются давно изжитым анахронизмом. Современная оргуправленческая подготовка сразу же, на первом своем шаге вводит в "картину мира" множественных объектов управления.
(7) - Другое распространенное название общих знаний - доступные знания, доступные для всех, но по определенному регламенту доступа - ученическому регламенту, библиотечному, по подписке...
(8) - Здесь для понимания требуется избавиться от расхожего представления о субъекте (например, экономическом субъекте в хозяйственной или юридической терминологии, под термин которого подводится практически любой представитель деятельного населения). Представьте себе также с помощью расхожего представления о субъекте субъекта исторического... Это не просто. Вот в этом непростом смысле и будет далее использоваться термин "субъект". Этот смысл и это понятие субъекта необходимы, чтобы не подменять рабочие знания общими.
(9) - Забегая вперед: организационно-технический принцип взаимной модернизации "прома" и "профтеха" взят на вооружение в РУТЦ как безусловный. Основывается принцип именно на сборке-распределении знаний о технологической модернизации, но об этом в своем месте отчета.
(10) - Это еще одно не лишнее свидетельство в пользу рабочих знаний. Они помогают занять такую позицию, которая благодаря им оборудуется "помимо прочего" также знаниями (не общими) о прошлом, настоящем и будущем территории.
(11) - Первое, что с ним происходит - он становится учетной статистической единицей. Это может быть вполне безболезненно и незаметно для "субъекта". Но если он становится на учет в рейдерских схемах…
(12) - Отдельная тема, которая увела бы далеко в сторону - информация. Отмечу только, что информация, как это не покажется странным, еще дальше отстоит от рабочего знания, нежели знание общее (статистическое или научное).
(13) - Центр управления действиями авианосца до сих пор является самым насыщенным экранами местом. Экраны выполнены в самом разном материале и в различных техниках. Это и как бы привычные "школьные" доски, прозрачные и непрозрачные, и плоские экраны различных ИТ-систем, и объемные "песочницы" макетирования ситуации, и линейные "бегущие строки", и многое другое.
(14) - Понятие "положение дел" весьма сложно и даже само по себе неопределенно. Его определенность впрямую зависит от характера субъективации и позиционирования управленца. Вот здесь-то и возникает сложность. При этом возникает опасность (пере)упрощения положения дел за счет подмены субъективации "фотографическим" отображением "реальной ситуации" (см. здесь также сноску №17 о информации). Говоря предельно грубо, но вместе с тем точно, последнее есть не что иное, как фантом и иллюзия сознания.
(15) - На всякий случай необходимо еще раз отметить, что речь идет о территории деятельности, т.е. "живой", хозяйственно освоенной территории, а не о "мертвом" географическом ландшафте. Другими словами, подразумевается структура, технологии и контуры деятельности. Все вместе и составляет территорию, включающую в себя и ландшафт.
(16) - Схема-штамп "учебное заведение - работодатель" нивелирует разнотипность потенциальных активов той и другой стороны. Соответственно, реактивный результат их взаимодействия ничтожен и краткосрочен.
(17) - Важное замечание. Не следует смешивать в понятии "технология" т.н. юзерские (пользовательские) технологии (например, сотовый или мобильный телефон) с собственно технологиями (например, сотовой или мобильной связью).
(18) - Приведу в качестве иллюстрации пилотного проекта Центра пункты из соглашения о сотрудничестве между, с одной стороны, Министерством образования Ульяновской области и, с других сторон, Союзом промышленников и предпринимателей Ульяновской области и Ульяновской Ассоциацией производителей мебели и изделий из дерева (см.ниже). В настоящее время в портфеле Центра четыре пилотных проекта, касающихся как бы "основных" промышленных и образовательных активов.
 
задачи
метод решения
форма предъявления результата
Создать условия для переговорного процесса между руководством учебных заведений начального и среднего профессионального образования, с одной стороны, и владельцами и организаторами бизнеса, с другой, о создании совместных форм учебных и производственных предприятий. Введение организационного и хозяйственного аспекта деятельности учебных заведений в форматы, позволяющие формулировать коммерческие предложения в адрес сферы бизнеса Регламент и протокол переговорной площадки образования и бизнеса
Разработать проект типового договора между учебным заведением и бизнес-предприятием о ведении совместной учебной, производственной и предпринимательской деятельности Сведение процедуры заключения договора о совместной деятельности к аналогу и функции "в одно окно" Действующие индивидуальные договоры с примерами различных предметов
Разработать положение о Генеральном бизнес-партнере учебного заведения с учетом реализации в Ульяновской области ПНП "Образование" и обеспечения ведущей роли бизнеса в определении форм и содержания профессионального обучения Анализ существующей в стране практики, подчиненный организационному проектированию центров профессиональных компетенций Положительная оценка бизнес-сообществом Положения о Генеральном партнере
Согласовать пакет готовящихся разрешительных и нормативных документов с территориальными органами исполнительной и законодательной властей Регламенты и Программы Администрации Ульяновской области Пакет, введенный в документооборот органов власти Ульяновской области
 
(19) - Иначе, как функционально, Центр и не может поспособствовать данной субъективации. Да по другому ему и не нужно, поскольку Центр не обязан осуществлять или подменять собой административные функции.
(20) - Инжиниринг здесь понимается только в контексте и в смысле системной инженерии.
(21) - Центр имеет в своем опыте уже целую палитру "репертуаров поведения" руководителей учреждений профтеха в Ульяновской области и в других регионах.
(22)
- "Просто" карта или тот же "обычный" глобус изначально создавались для нужд мореплавания, т.е. для вполне определенных план-карт навигации. Современные школьные карты (географические, политические, экономические…) с особенностями их графики, масштабности, условных изображений и примечаний создаются для нужд обучения, т.е. план-карт уроков географии. Излишне говорить о профессиональных картах военных, нефтяников и других разведчиков. Все они выполнены таким образом, чтобы обеспечить максимально эффективное строительство план-карт соответствующих работ.
   
 
аналитика | технологии модернизации | практическая подготовка в деятельности | квалификационные ресурсы | для партнеров центра |
главная | новости и обновления | важные ссылки | оставить сообщение | почта сайта | поиск по сайту | карта сайта
 
  администратор сайта поиск по сайту карта сайта
  © Подготовлено: Виталий СААКОВ и PRISS-laboratory, 2009 октябрь-ноябрь Опубликовано: PRISS-laboratory / РУТЦ, 2009 декабрь 03
    Обновлено: PRISS-laboratory / РУТЦ, 2011 июль 08
2012 май 26
2015 апрель 24
PRISS-laboratory / интеллектуальное оснащение и сопровождение проектов и предприятий / Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH GMBH / 2008 / технологическая модернизация / рабочий отчет / территория: картины, модели, субъекты PRISS-laboratory / интеллектуальное оснащение и сопровождение проектов и предприятий / Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH GMBH / 2008 / технологическая модернизация / рабочий отчет / территориальный субъект модернизации PRISS-laboratory / интеллектуальное оснащение и сопровождение проектов и предприятий / Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH GMBH / 2008 / технологическая модернизация / рабочий отчет / территориальные план-карты модернизации