главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
  PRISS-laboratory: интеллектуальное оснащение и сопровождение проектов и предприятий
Региональный учебно-технический центр (РУТЦ)
Правительства Ульяновской области и компании BOSCH

социокультурные горизонты, институты, инфраструктуры
   
  эти материалы 20 апреля 2017 перенесены в данный раздел "priss-laboratory" с сайта "rytc.ru" в связи с его предстоящим закрытием
 

РУТЦ: аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности | проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий | экспериментальная профподготовка в контексте технологической платформы и в координатах пространственного развития аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности ш | ш аналитическое сопровождение проектов переноса фрагментов дуальной системы профобразования германии ш | ш проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий ш | ш проектирование экспериментальной профподготовки в организационных технологиях ведущих корпораций ш | ш конструирование содержания профессионального образования для перспективной технологической платформы и модели пространственного развития города и региона аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности ш | ш аналитическое сопровождение проектов переноса фрагментов дуальной системы профобразования германии ш | ш проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий ш | ш проектирование экспериментальной профподготовки в организационных технологиях ведущих корпораций ш | ш конструирование содержания профессионального образования для перспективной технологической платформы и модели пространственного развития города и региона
РУТЦ: аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности | проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий | экспериментальная профподготовка в контексте технологической платформы и в координатах пространственного развития аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности ш | ш аналитическое сопровождение проектов переноса фрагментов дуальной системы профобразования германии ш | ш проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий ш | ш проектирование экспериментальной профподготовки в организационных технологиях ведущих корпораций ш | ш конструирование содержания профессионального образования для перспективной технологической платформы и модели пространственного развития города и региона
 
проект центраш PRISS-laboratory | исследование и проектирование социокультурных и социотехнических систем
партнеры центраш Ульяновская
торгово-промышленная палата
Департамент
профессионалного образования
Сигма-СИ
торговая компания
 
   
главная | новости и обновления | важные ссылки | оставить сообщение | почта сайта | поиск по сайту | карта сайта
 
  о центре проекты центра рабочие мероприятия АНАЛИТИКА
технологии модернизации практическая подготовка HR-РЕСУРСЫ для партнеров центра
Ольга КАРАНДИНА, руководитль службы обучения ("Роберт Бош"), Сергей ЧУРКИН, переводчик Центра, Маршалл ЛУТЦ, региональный директор по продажам электроинструмента в России и СНГ ("Роберт Бош"), Олег МИДЛЕНКО, управляющий проектами Центра (министерство образования Ульяновской области)
в зале Регионального учебно-технического центра "BOSCH -Ульяновск". Анализ технологической модернизации в промышленности региона: Алексей ПИРОГОВ, специалист отдела отраслей (департамент промышленности), Вера МУЗЫКАНТОВА, Юрий ЮРИН, управляющие проектами Центра (ГК Сигма-СИ)
Александр СМЕКАЛИН (департамент инвестиций), Алексей ПИРОГОВ (департамент промышленности), Вера МУЗЫКАНТОВА, Юрий ЮРИН, управляющие проектами Центра (ГК Сигма-СИ), Талгат ХАЙРУТДИННОВ, Олег МИДЛЕНКО (департамент образования), Абдулла ЯМБАЕВ (директор профессионального училища), Виталий СААКОВ, управляющий проектами Центра (PRISS-laboratory)
аналитика функций и места "ресурсных центров" профтехобразования в строительном комплексе Ульяновской области: Владимир ПАВЛЕНКО (руководитель ТренингЦентра BOCSH в России), Виталий СААКОВ, управляющий проектами Центра (PRISS-laboratory)
         
аналитика функций и места "ресурсных центров" профтехобразования в строительном комплексе Ульяновской области: Владимир ПАВЛЕНКО (руководитель ТренингЦентра BOCSH в России), Виталий СААКОВ, управляющий проектами Центра (PRISS-laboratory) Ольга КАРАНДИНА, руководитль службы обучения ("Роберт Бош"), Сергей ЧУРКИН, переводчик Центра, Маршалл ЛУТЦ, региональный директор по продажам электроинструмента в России и СНГ ("Роберт Бош"), Олег МИДЛЕНКО, управляющий проектами Центра (министерство образования Ульяновской области) в зале Регионального учебно-технического центра "BOSCH -Ульяновск". Анализ технологической модернизации в промышленности региона: Алексей ПИРОГОВ, специалист отдела отраслей (департамент промышленности), Вера МУЗЫКАНТОВА, Юрий ЮРИН, управляющие проектами Центра (ГК Сигма-СИ) Александр СМЕКАЛИН (департамент инвестиций), Алексей ПИРОГОВ (департамент промышленности), Вера МУЗЫКАНТОВА, Юрий ЮРИН, управляющие проектами Центра (ГК Сигма-СИ), Талгат ХАЙРУТДИННОВ, Олег МИДЛЕНКО (департамент образования), Абдулла ЯМБАЕВ (директор профессионального училища), Виталий СААКОВ, управляющий проектами Центра (PRISS-laboratory)
аналитика | технологии модернизации | практическая подготовка в деятельности | квалификационные ресурсы | для партнеров центра |
   
   
   
Пётр Георгиевич Щедровицкий - эксперт при Правительстве России по управлению развитием, по вопросам региональной и промышленной политики, инновационной деятельности и подготовки кадров. Петр Щедровицкий
О СИТУАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
никого и ничему научить нельзя. Можно только помочь научиться  
Пётр Георгиевич Щедровицкий - эксперт при Правительстве России по управлению развитием, по вопросам региональной и промышленной политики, инновационной деятельности и подготовки кадров.
 
telegraf.lv: новости Латвии  
Систему образования придется перестраивать
http://www.telegraf.lv/news/sistemu-obrazovaniya-pridetsya-perestraivaty
Анжела РЖИЩЕВА 08:15 18.03.2011
версия для печати формат Microsoft Word версия для печати версия для печати
В рижской гостинице Albert Hotel состоялся круглый стол по вопросам образования. Мероприятие организовала газета Телеграф. В качестве эксперта был приглашен известный российский методолог Петр Щедровицкий.
В работе круглого стола участвовали руководители латвийских школ, вузов, ведущие педагоги и научные сотрудники, специализирующиеся в вопросах развития образования, представители СМИ.
Задав тон дискуссии, П.Щедровицкий отметил, что мало знает о специфических проблемах образования в Латвии, но хотел бы выделить 7 глобальных мировых тенденций, которые оказывают влияние на процессы, происходящие в том числе и в нашей стране:
Глобализация рынков труда
В первой четверти XXI века основными точками глобальной конкуренции являются рынки продовольствия и человеческих ресурсов, хотя еще в конце XX века глобализация разворачивалась прежде всего на рынках финансов и природных ресурсов. Конкуренция за человеческие ресурсы накладывает отпечаток на многие стороны не только образования, но и экономики.
Изменилась роль традиционного образования в системе передачи знаний
Еще 100 лет назад система передачи знаний от учителя к ученику являлась фактически единственным способом их получения. В век развитых технологий и информационной насыщенности сложилось множество других способов получить знания: СМИ, Интернет, консультационные услуги, выставки и т.д. И хотя доля традиционного образования в системе передачи знаний в развивающихся странах по-прежнему может достигать 70%, в развитых она снижается до 15-20%.
Общая система передачи знаний - часть системы капитализации человеческих ресурсов
Важно не только научить человека, но и создать подходящие условия, чтобы он мог полноценно работать. Только тогда человеческий ресурс превратится в человеческий капитал, т.е. начнет давать отдачу, своего рода проценты.
Помимо системы образования, на капитализацию человеческих ресурсов оказывают влияние качество воздуха, воды, здоровый образ жизни, продукты питания, система здравоохранения и уровень мобильности. Именно в таком порядке.
Перестройка форм, технологий и содержания образования
Важно учить не так, как раньше, и не тому, что раньше. Способность уловить современные потребности позволит выжить самым сильным учебным заведениям. В ближайшие 15 лет многие вузы, не сумевшие ответить на вызовы времени, закроются либо сольются с другими.
Представление о человеческом капитале меняет логику государства
Если невозможно создать специалистам комфортную среду для проживания, реализации их потенциала в компаниях и в обществе, то теряется смысл вложения средств в их обучение. Слишком высока вероятность того, что специалисты все равно уедут в страну, где их знания оценят по достоинству.
Меняются финансовые основы капитализации человеческих ресурсов
Объем затрат на обучение детей в развитых странах неуклонно растет и ныне может превышать 50% от общего бюджета семьи. Воспитывать и растить детей очень дорого. Чтобы определить единственного ребенка в хорошую школу, университет, семья зачастую готова переехать в другой район города или даже в другую страну. Поэтому на двух, трех и более детей ресурсов семьи может не хватить.
Люди более мобильны
Ныне в мире 2 млрд человек находятся в постоянном движении. Идет процесс формирования новых мегаполисов, где концентрируется ценный человеческий капитал. Ключевым вопросом для предприятий и компаний, а также для стран в целом становится вопрос: как удержать людей?
Условия использования ресурсов
По мнению П.Щедровицкого, интеллектуальные ресурсы не являются достоянием отдельного индивида. То, что человек может сделать в интеллектуальном плане, зависит от коллектива и команды, в которой он оказался. Если работодатель предоставляет нормальные условия труда, знает, чего ожидает от сотрудника, а сотрудник способен эти ожидания оправдать, если достигнут взаимный консенсус о вознаграждении, то человек будет работать эффективно. Если же сотрудника приняли не на то место, требуют не то, чего он хочет и может, то при равных стартовых позициях он выполнит лишь 10% от возможного. Вкладывая в интеллектуальный потенциал, мы можем как повышать, так и понижать уровень использования человеческих ресурсов. Дополнительное образование может оказаться путевкой в жизнь, но может обернуться невозможностью найти на рынке труда рабочее место, соответствующее полученной высокой квалификации. Это еще один, чрезвычайно важный аспект эффективности вложений в образование.
Асимметричность информации - ключевая проблема рынка труда
Например, на работу приходит устраиваться человек, который показывает респектабельный диплом и говорит, что может хорошо выполнять стоящие перед предприятием задачи. Как можно быть уверенным в том, что он выполнит обещанное? Только взяв его на работу и только через несколько месяцев. Намного дешевле навести справки у руководителя на прежнем месте работы соискателя. Однако так поступают немногие. И даже информация прежнего руководства при ее более высокой достоверности покажет, как специалист работал на предыдущем месте, и никоим образом не покажет, что он будет делать на новом. Отличия возможны и в худшую, и в лучшую сторону.
Роль политиков и государства
Председатель Латвийской ассоциации частных вузов, ректор Высшей школы социальных технологий Юрис Закис поднял вопрос о роли политиков в процессе развития системы образования.
Согласно традиционному определению, политика связана прежде всего с отношениями между социальными группами, а ее суть - определение форм, задач, содержания деятельности государства.
Например, в России ведется дискуссия о формировании инновационной экономики. Однако существующая система образования не может готовить кадры для инновационной деятельности.
В этой связи интерес политиков к системе образования становится очень острым.
Руководитель портала meeting.lv Армен Халатян поинтересовался мнением П.Щедровицкого о странах, руководство которых проводит политику привлечения человеческого капитала. Петр Георгиевич привел в пример систему высшего образования Южной Кореи - одну из лучших в мире, построенную с учетом плюсов и минусов опыта Японии. Сегодня также перестраивается система образования в Китае и во многих европейских странах.
Риски в системе образования
Директор гимназии "Максима" Ольга Исакова обратила внимание на характер рисков, которые должны взять на себя люди, работающие в системе образования. По мнению Петра Георгиевича, самое главное - адекватность самооценки образовательных учреждений и отдельных программ. Увы, сегодня чаще наблюдается явное рекламное преувеличение возможностей со стороны вуза, кафедры и т.д. Это создает ложные ожидания у потребителя (потенциального студента), а также у работодателя.
Отвечая на вопрос Телеграфа о том, как должна перестроиться система образования в Латвии с учетом названных тенденций, П.Щедровицкий подчеркнул, что давать подобные советы с его позиции неблагоразумно.
Перемен не избежать
В ходе дискуссии участники круглого стола затронули болевые точки латвийской системы образования. Соведущая дискуссии Елена Бреслав подчеркнула, что традиционная система образования порождает неподкрепленные амбиции. Как результат, в Латвии наблюдается переизбыток людей с высшим образованием наряду с дефицитом специалистов, имеющих профессиональное образование и умеющих работать руками. Также поднимались вопросы оттока молодых специалистов, которые обучались "на бюджете", а затем уехали работать за границу.
Лейтмотивом прозвучала мысль о том, что систему образования в Латвии придется перестраивать с учетом глобальных мировых тенденций. "Штрихом к портрету" стал пример, приведенный Петром Георгиевичем о выставке "Экспо" в Шанхае, которую посетили 70 млн человек.
Билет стоил 20 долларов - внушительная сумма для Китая. Китайцы выбирали нескольких представителей от каждой деревни, собирали для них деньги, находили видеокамеры, чтобы в течение дня каждый из них мог обойти несколько павильонов и по возвращении домой рассказывать, как Китай будет жить через 10-20-30 лет. Комментарии, как говорится, излишни.
Искусство философии
По окончании круглого стола состоялась презентация издания "Персоналии" книжной серии "Философия России второй половины ХХ века". Это совместный проект Фонда им. Г.П.Щедровицкого, Института философии РАН и издательства "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН). Каждый из 21 вышедшего тома посвящен творчеству одного из выдающихся отечественных философов того времени. Серия состоит из трех частей: "Персоналии", "Проблемное поле философии России второй половины XX века" и "Неизданное", где впервые будут представлены неопубликованные работы и архивные материалы из наследия философов.
Первая часть серии состоит из 21 тома и посвящена анализу идей, высказанных известными российскими философами, среди которых Алексей Лосев, Михаил Бахтин, Сергей Рубинштейн, Юрий Лотман и другие. "Это не переиздание работ философов, это фактически справочные издания, которые могут позволить погрузиться в лабораторию мыслей этих людей через факты их биографий", - отметил П.Щедровицкий.
Петр Георгиевич передал первую часть серии "Философия России второй половины ХХ века" в дар Русскому центру БМА. Ознакомиться с изданием может каждый желающий (подробности на сайте академии).

© ТЕЛЕГРАФ
  ^^^вверх
   
серия материалов для ИТАР-ТАСС  
(1) Кризис системы образования в России: перезагрузка стандартов
(2) Основные причины кризиса отечественного образования
(3) Почему преподаватели не понимают, к чему готовить учащихся?
(4) Реформа образования – шанс для рынка труда
(5) Индивидуальная система образования
(1) Кризис системы образования в России: перезагрузка стандартов
http://www.itar-tass.com/opinions/1789 / 10:50 / 10.04.2013 версия для печати формат Microsoft Word версия для печати версия для печати
Миф о высоком качестве советского образования не перестает преследовать нас: фраза "Вот в Союзе учили…" звучит рефреном весь постсоветский период.
Что бы ни происходило в сфере образования сегодня, мы обязательно сравниваем с тем, что было в советские годы, точнее - с нашими воспоминаниями об этой эпохе.
Объемы финансирования, типовые проекты школьных зданий и учебных программ, пресловутый "физтех" и уровень инженерного образования в целом, воплощенный в победах советских физиков на военном и гражданском поприще. Однако, первое, что мы должны осознать - советское образование в течение 60 лет было самой настоящей "пирамидой".
Миф о высоком качестве советского образования не перестает преследовать нас: фраза "Вот в Союзе учили…" звучит рефреном весь постсоветский период.
Что бы ни происходило в сфере образования сегодня, мы обязательно сравниваем с тем, что было в советские годы, точнее - с нашими воспоминаниями об этой эпохе.
Объемы финансирования, типовые проекты школьных зданий и учебных программ, пресловутый "физтех" и уровень инженерного образования в целом, воплощенный в победах советских физиков на военном и гражданском поприще. Однако, первое, что мы должны осознать - советское образование в течение 60 лет было самой настоящей "пирамидой".
Советская пирамида образования  

Представьте себе обычного представителя третьего поколения советского проекта индустриализации: его дед был крестьянином, его отец - даже если семья попала под "раскулачивание" - уже имел возможность стать квалифицированным рабочим, а он сам - инженером. Это классическая структура социального лифта, которая захватила практически всё население СССР, включая самые отсталые национальные окраины. Для любой семьи, кроме узкого слоя детей российской аристократии и интеллигенции, это почти мгновенное, в историческом смысле, социальное продвижение было запечатлено в семейных фотоальбомах, на досках почета перед проходной любого завода и на страницах печати.
Любой человек чувствовал, как стремительно происходят социальные изменения. К середине 60-х существенная часть населения ощущала себя представителями "советского" варианта среднего класса, живущими в "советской" версии общества всеобщего благосостояния. Бесплатное здравоохранение и образование, гарантированная работа, перспектива получить квартиру и, вместе с ней, весь набор социальных благ: радио, телевизор, телефон, стиральную машину.

Перед следующим поколением - четвертым, всерьез открывались горизонты научно-технической революции. А значит, ни у кого, кроме махровых диссидентов, по большому счету, не было сомнений в правильности выбранного пути и эффективности работы всех социальных институтов - в том числе, и системы образования.
В 60-е и 70-е годы существенно растет количество выпускников ВУЗов, в том числе инженеров. Ценность получения высшего образования становится для любой семьи привлекательным образом будущего, достижимым в условиях советского варианта демократии. В этот момент никто не задает себе вопроса, что будет дальше, когда 100 % выпускников школ поступят в ВУЗы и станут дипломированными специалистами и инженерами. Это кажется еще отдаленной перспективой, хотя "маховик" массовизации высшего образования уже запущен. Почему я и говорю, что это пирамида. Дело в том, что устоять такая система может только при одном условии: если одновременно происходит глобализация хозяйства по-советски. Если эти десятки миллионов инженеров, ученых, специалистов, живущих на территории Советского Союза, становятся "золотыми тремя сотнями миллионов" для стран Восточной Европы, а в большей степени - для Азии, Африки и Латинской Америки.
Тогда эта модель работает, и у советской системы образования есть очевидная перспектива и программа развития. То есть, по сути, у СССР и его системы образования мог быть только один сценарий развития: стать лидерской структурой некой глобальной мировой кооперации стран.
Но не стоит забывать, что этот процесс происходил в условиях постоянной и обостряющейся конкуренции с другим центром силы, который действовал похожим образом, с США. Пресловутое противостояние двух систем имело, конечно, и свое военно-стратегическое измерение, но основная конкуренция и борьба развертывались в геоэкономическом и геокультурном пространстве. Правда, этот конкурент гораздо быстрее понял, что образование, как канал к будущим успехам, выгоднее продавать у себя дома индусам и китайцам, чем дарить бесплатно, как это делал СССР.
К сожалению, история поражения СССР в этой глобальной конкуренции еще никем не осмыслена и не описана. Это дело будущего. Важен результат: в тот момент, когда конкуренция двух стран, одинаковых по претензиям на глобальное лидерство, закончилась поражением Союза, все обеспечивающие и поддерживающие ее системы были обречены.
В том числе, и система образования. Безусловно, подобные катаклизмы не происходят одномоментно. Отмирание "советских" систем и институтов идет уже более 25 лет и будет продолжаться. Важно, что "пирамида" рухнула. Ей не для кого стало готовить всех тех специалистов, которых она выпускала для мегапроекта глобализации по-советски - более чем 300-миллионной экономики СССР плюс несколькосот-миллионной полупереферии и периферии советской "мир-системы". Да простят меня представители исторической макросоциологии за эту аналогию. Но любые социальные системы чрезвычайно живучи. Так и советская система образования, оставшаяся от умершего строя, стала воспроизводить себя на остаточной ресурсной базе. В какой форме? В форме нарастающего псевдопредложения. Люди наивно верят, что размахивая над головой парой плохо понятых лозунгов, вычитанных в третьесортной западной публицистике, мы завтра построит "капитализм". Отлично! "Юристы" и "экономисты" в невероятном количестве - продукт "модернизации" системы образования первых постсоветских лет. Менеджеры и управленцы - продукт 2000-х.
Перестройка после 90-х  
Наши ВУЗы, рассчитанные на совершенно другие масштабы и перспективы развития, на совершенно другую профессиональную и социальную структуру, в 90-е годы стали продавать людям, теряющим работу, под видом нового образования некий "пакет" расхожих мифов. Конечно, образование всегда продает некий миф, образ желательного будущего, но не настолько! Бывшие преподаватели научного коммунизма быстро переквалифицировались в преподавателей маркетинга, недоучившиеся психологи стали специалистами в кинематографе или ... коучинге, и, конечно, всех захватило повальное увлечение "менеджментом". А поскольку у подавляющего большинства в голове еще живет старая модель "советского" социального лифта, то они своих детей традиционно видят выше себя: "Я инженер, а он должен быть управленцем, менеджером". Только непонятно, чем они все будут управлять, эти 20-30 миллионов новых управленцев?
Вдумайтесь в проблему, она катастрофична: наша система образования, как любая сложная и инерционная социальная система, не способна перестроиться быстро. Она не может не быть пирамидой.
В 90-е и в начале 2000-х годов она все глубже и глубже затягивала петлю у самой себя на шее, продавая заведомо некачественный продукт полубезработным людям из какого-нибудь дальнего региона. Создавая десятки филиалов крупных ВУЗов в самых отдаленных городах, комплектуя из преподавателей "стройотряды" для образовательной вахты. А люди, движимые одним из самых сильных человеческих мотивов - заботой о собственных детях и их будущем - собирали последние крохи и покупали за тысячу долларов в "филиале" какого-нибудь, условно говоря, иркутского института в Краснокаменске курс юриспруденции или менеджмента соответствующего качества. По тысяче долларов каждый год, в течение нескольких лет. Люди отнимали у своего здоровья, питания. Они копили и покупали самое важное - образование для своих детей. Почему? Потому что они понимают, что их дети должны вырваться куда-то в приличную жизнь. Они помнят, что прадед был крестьянином, отец рабочим, я инженер, а мой ребенок будет юристом или даже ... управленцем. Никто не задает себе вопрос: где и какую работу найдет этот юрист с "краснокаменским" образованием? Человек - это существо, которое превращает желаемое в явь. Люди не хотят думать о крахе СССР, о перспективах тех или иных отраслей промышленности и видов деятельности, о глобальной конкуренции, смене технологических платформ и экономике знания. Большинство не знает иностранных языков, мало ездит по миру, а если и ездят, то с туристическими целями. Но при этом они твердо помнят о победах СССР в космосе и о советском "физтехе". И они хотят, чтобы их дети жили лучше родителей. Странно было бы их в этом упрекать.
Но когда отдельные представители системы образования, озабоченные сохранением сложившейся системы, своего положения и финансового достатка, начинают "раскачивать лодку" и подбивать родителей выйти на улицу с маршем протеста против реформирования образования - это, по-моему, слишком. С позиции исследователя можно, конечно, описать причины и движущие силы такой мотивации, но с моральной точки зрения, это выглядит неприглядно. Так же как форменная травля Министерства образования, которая в последние недели приобрела новую остроту.
Советскую систему образования не восстановить: она будет разлагаться и деградировать дальше. Иностранные лекала нам не сильно помогут. Система образования и система капитализации человеческих ресурсов современной России в целом требуют сегодня полной переналадки. Но задача эта, возможно, одна из самых сложных, стоящих перед страной. И никто, подчеркиваю, никто пока не предложил ничего внятного в этой сфере.

© ИТАР-ТАСС
 
^^^вверх
   
(2) Основные причины кризиса отечественного образования
http://www.itar-tass.com/opinions/1790 / 14:00 / 16.04.2013 версия для печати формат Microsoft Word версия для печати версия для печати
Разбирая причины падения качества отечественного образования, мы привычно перечисляем многое. И существенное сокращение объемов бюджетного финансирования по сравнению с СССР. И ощутимый рост затрат образовательных учреждений на услуги, не связанные с основной деятельностью - тепло, электроэнергию и воду, содержание основных фондов: денег и так не хватает, и тратятся они, во многом, не на решение собственно образовательных задач. И падение уровня оплаты труда в образовательной сфере, особенно по сравнению с другими сферами деятельности.
Как одно из следствий - падение престижа педагогических профессий в общем социальном "табели о рангах". И развал СССР с его претензиями на глобальное лидерство: де-индустриализация, сопоставимая по масштабу с падением объемов промышленного производства во время войны. И потеря "заказчиками" на образование - государством, представителями промышленности и предпринимательского сообщества - целевых ориентиров в своих сферах деятельности. Особенно на фоне тех масштабных изменений, которые происходят в глобальной экономике и системе разделения труда в целом. Все эти причины я в той или иной степени разбирал в своих предыдущих материалах.
Но есть еще, по крайней мере, одна причина, которую пришло время признать. Без этого, на мой взгляд, мы не двинемся никуда. Ответ заложен в самом слове "образование": для того, чтобы у человека возникал целостный образ самого себя, ему нужно давать картину мира, в которую этот образ вписан. Учащийся должен представлять себе, как устроен этот мир: какие закономерности его создают, какими причинно-следственными связями он пронизан, какое место в нем занимают те или иные явления и процессы. Слово "образование" досталось нам из лексикона христианской педагогики. А "картина мира" это метафора того, что в философии называется "онтология" (новолат. ontologia от др.-греч. "сущее", "то, что существует" и "учение", "наука"), то есть - наиболее систематическое и целостное представление о том, как устроен мир.
Образование в Средние века так и строилось: первый, высший, факультет - теологический, остальные подчиненные ему. Почему? Потому что тогда картина мира была, прежде всего, религиозной: в центре Вселенной стоял Бог. В эту картину мира встраивалась медицина, философия, астрономия, учение о государстве и праве, которые с разных сторон объясняли различные аспекты мироустройства, но всегда - с религиозных позиций. Все частные дисциплины были встроены в единую картину бытия.
Позже, в ХVIII- ХХ вв., широкое распространение получила так называемая научная картина мира, берущая свое начало в средневековых спорах, через постепенную критику и развитие религиозной картины мира, и идущую в европейской интеллектуальной ситуации с ХV века. Эта онтология - или картина мира - легла в основу нового идеала знания и новой системы образования. Как известно, один из родоначальников современной педагогики, Ян Амос Коменский, был активным участником "протестантского интернационала", с позиций которого формулировал новые цели, содержание и методы образования. В этой картине мира, которая носила ярко выраженный деятельностный и исторический характер, важнейшим становится процесс накопления знаний и развития деятельности на основе новых инструментов и средств. Меняются представления о человеке: ведущая роль теперь отводится Ученому и Инженеру - с его достижениями и открытиями. Эти слова теперь пишутся с большой буквы, потому что именно ученый и инженер, помогая друг другу создают "вторую природу", новую среду и новое качество жизни человечества, именно они представляют, как устроен мир, могут на него влиять и улучшать.
В середине ХIХ возникают модели современного исследовательского университета и высшей инженерной школы. Любой студент четко понимает, какое место в общей системе знания занимают те или иные предметы и дисциплины, зачем их изучать. Эта картина мира и опирающаяся на нее модель образования доминировала до середины ХХ века и сегодня является ведущей в сфере образования. Уберите ее - и вся последовательность учебных программ, вся логика учебного процесса и его содержательная основа просто рухнут. Онтология также оказывает важнейшее воспитательное влияние на любого специалиста и профессионала. Ведь в ней есть ясные ценностные моменты: не только ответ на вопрос что нужно знать, но и норма того, что можно и нужно делать, а чего, напротив, делать нельзя.
У нас в СССР эту функцию - картины мира - долгие годы выполнял марксизм. Мы сейчас не обсуждаем, хорошая ли она или плоха; важно, что картина мира была. В ней объяснялось все: и политическое устройство, и экономические перспективы, и отношение человека к природе, и представления о самом человеке, и логика конкуренция мировых сил. Был исторический материализм, диалектический материализм и даже "химическая форма движения материи".
Основные представления марксизма, разработанные в середине ХIХ века, как известно, опирались на достижение современной Марксу науки и философии. Ряд последователей Маркса "причесали" его гегельянство и сделали экономическое и политическое учение своего учителя более позитивистким, в соответствии с духом и веяниями своей эпохи. Это была настоящая онтология - стройное представление о том, как устроен мир.
Конечно, критика Маркса на Западе шла с момента появления его первых работ, но и заслуг его в развитии и углублении исторической и деятельностной картины мира никто не отрицал. С падением СССР марксизм как картина мира был выброшен. А новая версия картины мира не сложилась. Слишком долго Советский Союз оставался закрытым обществом, в которое не проникли отголоски современных философских споров или проникли в извращенной форме "критики современных буржуазных учений". Без сомнения, кризис марксизма почти не повлиял на научную и инженерную компоненту онтологии. Она продолжала существовать, и представители научно-инженерного сообщества даже первое время радовались тому, что избавлены от необходимости сдавать основы марксисткой философии на кандидатских экзаменах, и от идеологического давления со стороны райкомов и горкомов партии.
Однако, это была Пиррова победа: будучи отделенной от общего социально-философского мировоззрения и системы ценностей, научная и инженерная деятельность неминуемо вырождается в недальновидный технократизм. Какие могут быть инструменты без ценностей?
Чему мы теперь учим? Где ответ на вопрос о природе тех или иных явлений, о причинно-следственных связях, которые пронизывают окружающий нас мир? Содержание образования все больше напоминает популярные комиксы. Общесистемный кризис научной и деятельностной картины мира, проявляющийся, в том числе, в нарастании так называемых экологических проблем, в частном случае стран, возникших на развалинах СССР, дополняется специфическим кризисом деятельностной и исторической онтологии марксизма. В итоге - хаос в головах. Вместо содержания образования - набор случайных данных, надерганных из популярной литературы вперемешку с гороскопами и новостями. Какое в этих условиях может быть образование? Образование - это путь к образу чего-то. Мы попали в ситуацию, "идеологического", как сейчас говорят - но на самом деле не идеологического, а онтологического вакуума. Мы не понимаем, в каком мире мы живем.

© ИТАР-ТАСС
© Петр Щедровицкий
^^^вверх
   
(3) Почему преподаватели не понимают, к чему готовить учащихся?
http://www.itar-tass.com/opinions/1791 / 10:00 / 22.04.2013 формат Microsoft Word версия для печати версия для печати
Существует, по крайней мере, три группы вызовов, стоящих перед современной российской системой образования  
Сегодня мы наблюдаем, как меняется институциональное ядро сферы образования и подготовки кадров, а шире - системы капитализации человеческих ресурсов. Серьезные изменения идут во всех областях, которые отвечают за превращение потенциала в человеческий - а главное, социальный капитал. Речь и о качестве среды обитания, и о здоровье, и о социальной мобильности, и о владении человеком достаточным объемом знаний о себе самом и возможном применении своих компетенций.  
Перезагрузка стандартов  
Если раньше в центре институциональной матрицы стояло отдельное образовательное учреждение, то сегодня это уже не так. Большую часть информации и знаний ребенок с самого раннего возраста получает в семье, из СМИ и за счет индивидуальной работы с помощью информационных технологий. Однако гораздо важнее тот факт, что ни одно образовательное учреждение в мире - будучи организацией, конечной по своим ресурсам и составу преподавательских кадров - уже не может обеспечить полноценной образовательной траектории для своих студентов. Этот вопрос нельзя решить ни за счет кратного увеличения объемов финансирования, ни за счет совершенствования лабораторной базы, ни за счет приглашения "лучших" преподавателей как отечественных, так и зарубежных. Необходимо, чтобы школы и ВУЗы как можно раньше осознали эту проблему. И вместо безумных попыток учить всех всему, сосредоточились бы на узких зонах своих реальных достижений и преимуществ, имеющих исторический характер. В одном ВУЗе есть пять хороших кафедр, а в другом - провинциальном - только две. Вместе с тем, само по себе это ни хорошо, ни плохо. Главное не обманывать студентов и не делать вид, что отдельный ВУЗ может одинаково хорошо давать все предметы, дисциплины и типы знаний.
При этом важную роль в процессе обучения должна занять самоподготовка, передача навыков самообразования, формирование навигационных карт и лоцманская помощь.
Придется смириться с тем, что часть школ и ВУЗов попадут при этом в водоворот отрицательной обратной связи.
Низкое качество профессорско-преподавательского состава приведет к постепенному снижению уровня абитуриентов и учащихся. Более сильные студенты, естественно, будут стараться поступить в более сильные ВУЗы. Падение уровня подготовки учащихся, в свою очередь, будет вызывать еще один виток падения уровня преподавания. Уже сейчас во многих ВУЗах на первых курсах приходится заново проходить школьную программу для старших классов. Многие абитуриенты не умеют писать, читать, понимать, говорить, слушать. Эти ВУЗы в кратко- или среднесрочной перспективе вынуждены будут закрыться или влиться в другие. Хотя укрупнение ВУЗов - лишь полумера. Для головного ВУЗа такие депрессивные филиалы, скорее, еще одна головная боль. Хотя объемы финансирования и численность студентов временно вырастет.
Индивидуальные программы образования  
В центр образовательного процесса и самого процесса формирования человеческого капитала сегодня встает новый институт - индивидуальных образовательных программ. Индивидуальную программу необходимо разрабатывать для каждого человека, начиная с 3-х летнего возраста. А может быть, и раньше. Делать это должны профессиональные тьюторы - специалисты, берущие на себя функции диагностики индивидуальных предпочтений ребенка, его мотивации и психо-физиологических особенностей. Эта работа ведется вместе с родителями, и что очень важно - при активном участии самого ребенка. В дальнейшем, получившуюся программу необходимо дополнять и корректировать, постепенно помогая подростку стать ее полноценным автором. По мере усложнения программы, изменяются и способы ее воплощения в жизнь.
Это потребует от представителей профессиональных областей и специалистов в области педагогики большой работы по созданию нового содержания образования и подготовки, а также новых методик, ориентированных на индивидуализацию процессов развития человека. Уже сегодня в огромных масштабах востребованы учебные игры, индивидуальные и групповые тренажеры, интерактивные учебники, учебные фильмы и компьютерные программы.
Кроме того, политика в области образования и подготовки кадров должна учитывать состояние рынка труда. И не только сегодняшние требования промышленности, но и долгосрочные экономические циклы, процессы смены технологических платформ. Сегодня представители бизнеса часто не могут сформулировать требования к выпускнику ВУЗа или профессионально-технического училища, потому что сами не понимают, в каком направлении развивается их сфера деятельности.
В чем парадокс?  
Рассматривая отношения между системой образования и системой занятости, мы видим гигантский парадокс: уровень промышленности в России в среднем таков, что для тех, кто находится в самой высокой зоне по образованию, он слишком низкий, а для тех, кто в низкой зоне - он высокий. Получается, что "звездочки" требуют других рабочих мест, более высоко квалифицированных. Они хотят работать на современных, высокотехнологических, автоматизированных и относительно свободных, в смысле стиля управления, местах: креативных, творческих, без излишней директивности, на других принципах мотивации. И когда они смотрят на это рынок труда, они видят, что таких мест мало, и начинают оглядываться по сторонам, искать работу в другой отрасли, в другой стране. И снова парадокс: с одной стороны, серьезная безработица, более того, на многих предприятиях избыточная численность по сравнению с мировыми аналогами, а с другой - нехватка рабочих рук. Мы все время говорим, что у нас низкая производительность труда. Что это значит? Это значит, что каждый человек на своем рабочем месте вырабатывает меньше, чем мог бы и должен с точки зрения технологии. А почему? Потому что он не умеет делать то, что от него требуется.
Если же мы говорим о средней прослойке по успеваемости, то должны помнить, что сегодня средний уровень требований в промышленности достаточно высок. Человек должен обязательно владеть иностранными языками, информационными технологиями, свободно ориентироваться в поисковых системах, работать с современным станочным парком.
Кроме того, он должен уметь участвовать в коммуникации, если нужно - в кружках качества, в групповой работе. К тому, что мы называем средним уровнем, в общем, довольно серьезный набор требований. Но сегодняшняя система образования и подготовки кадров в подавляющем числе случаев не может обеспечить этого.
Третью проблему, связанную с кризисом картины мира, я подробно разбирал в предыдущем своем материале. Повторю только, что она крайне серьезна.
Все эти вызовы требуют разработки нового содержания образования и подготовки. И этих задач не решить одними организационными реформами и изменением механизмов финансирования образования.

© ИТАР-ТАСС
© Петр Щедровицкий
^^^вверх
   
(4) Реформа образования – шанс для рынка труда
http://www.itar-tass.com/opinions/1792 / 16:30 / 10.10.2013 формат Microsoft Word версия для печати версия для печати
Реформа системы образования и подготовки кадров, безусловно, одна из самых конфликтных тем этого года. Однако в многочисленных дискуссиях обычно выпадает из поля зрения один принципиальный момент - прямая зависимость развития рынка труда от состояния образовательной сферы.
Мировой рынок труда и, как следствие - российский, очень скоро кардинально изменится: какие-то профессии исчезнут полностью, одновременно появится целый ряд совершенно новых видов деятельности, востребованных так называемой третьей "промышленной революцией". Даже те профессии и специализации, которые сохранят свои названия, существенно поменяют профиль компетенции - то есть набор требований к человеку, его навыкам, знаниям и способностям. Например, 100 %-ная информатизация - перевод всех объектов и данных в цифровой и электронный формат - уже сегодня поменяла облик практически всех видов деятельности: от жилищно-коммунального хозяйства до медицины, от обеспечения безопасности до сельского хозяйства.
В результате таких метаморфоз на рынке, кому-то придется переквалифицироваться, а кто-то может и вовсе оказаться за бортом. Главное - глобальный рынок труда уже на пороге.
Бывший СССР очень долго был изолирован от остального мира, в нем несколько десятков лет реализовывался проект глобализации по-советски, создавались свои технические стандарты, своя система разделения труда, и обслуживающая ее система подготовки кадров. СССР распался, распалась и созданная система технологической и экономической кооперации. Сегодня мы быстро входим в более широкое экономическое пространство, в котором и нашей экономике в целом, и отдельным отраслям, и каждому человеку придется всерьез бороться за своё место. При этом выясняется, что низкоквалифицированную работу наши специалисты делать не хотят, а до высокой квалификации в большинстве случаев не дотягивают.
В секторе низкоквалифицированного труда мы конкурируем с огромным предложением трудовых ресурсов из развивающихся стран. Сегодня это проявляется, прежде всего, в наплыве мигрантов из ближнего зарубежья.
Завтра мы столкнемся с выходцами из Азиатско-Тихоокеанского региона: из Китая, Вьетнама, Индонезии, Индии. Запретительные меры со стороны государства могут затормозить этот процесс, но не смогут его остановить. Тем более, что этого требует сама реальная экономика многих видов деятельности: затраты на труд - важнейший фактор конкурентоспособности любого предприятия.
Новые требования в области высоких квалификаций  
Тем временем, в области высоких квалификаций требования растут. Современному специалисту необходимо, как минимум, свободное знание нескольких языков, умение работать в проектных командах, опыт работы в мировых компаниях, реальное знакомство с новыми технологическими решениями. Меняется характер глобальных инфраструктур, на наших глазах складывается не только новая информационно-коммуникационная платформа, но и другая энергетика, другой транспорт, другое жилище, другое сельское хозяйство. Большинство новых решений вызваны к жизни экологическими требованиями, ценностями сохранения среды обитания человека и ресурсосбережения, которые активно разрабатывались и внедрялись в последние 25-30 лет. Создается новое поколение материалов - с управляемыми свойствами. Не только в производство, но и в повседневную жизнь входят роботы.
В то же время возможности нашей образовательной системы - включая подсистему подготовки и переподготовки кадров - все больше и больше расходятся с возрастающими требованиями жизни.
Ведь создавалась эта система для советской экономики, которой нет уже четверть века.
Всем известно, как общество обычно встречает попытки реформировать что-либо. Как минимум, настороженно. Как максимум, серьезным сопротивлением. В частности, в сфере образования общая участь постигла как пресловутый ЕГЭ, так и вводимую Болонскую систему. Я не говорю, что ЕГЭ хорош, но этот проект был обусловлен необходимостью создания единого инструмента для оценки уровня навыков и знаний, полученных в школе. Как мы помним, его первые версии активно критиковала продвинутая педагогическая общественность - за низкий уровень заданий, формальность и поверхностность. Но мало кто знает, что за прошедшие несколько лет уровень заданий пришлось еще несколько раз снижать! То, что мы считали "низким" уровнем, оказалось совершенно неподъемным более чем для 70 процентов выпускников обычных школ. Слухи о том, что в СССР повсеместно существовала эффективная система школьного обучения, были, мягко говоря, преувеличены.
Таким образом, ЕГЭ - это попытка вернуть в систему школьного обучения хоть какую-то систему измерений. Представьте себе, что у вас метр был бы 30 см, у меня - 15, а у кого-то - 1,1 м. Как бы мы смогли что-нибудь измерить?
Конечно, эту попытку нужно критиковать, но главное - её нужно развивать и технологически, и институционально. Во всех случаях такая единая "линейка" необходима, чтобы можно было оценивать уровень подготовки в любой школе - и в Тыве, и в Москве. Чтобы родители и дети получили "обратную связь". Чтобы можно было выделить те 10 или 15 % учебных заведений, которые очевидно не способны ничему научить наших детей. Чтобы сделать эти оценки максимально открытыми и публичными. Чтобы, в итоге, постепенно начал расти уровень образовательной мобильности. Это совершенно не исключает, что должны существовать также иные инструменты оценки более высоких достижений, стандарты-рекорды, к которым нужно стремиться, широкие возможности самому проверить свои знания на любом этапе обучения. Ведь, в конце концов, человек всегда учится, только если он этого хочет. Насильно научить нельзя.
Перспективы Болонской системы  
Важно и вхождение в Болонскую систему, которая также направлена на обеспечение большей гибкости и мобильности систем обучения и подготовки на уровне высшего образования. Неслучайно, что эта система носит имя того города, где возник один из первых средневековых университетов, получивший свои привилегии еще в 1158 году и долгие годы бывший центром европейской ученой корпорации юристов. Цель данной системы заключается в том, чтобы "разрезать" учебный процесс на модули: двухлетние, годичные и более "мелкие", в том числе, по отдельным направлениям обучения. В соответствии с этим меняется и система присвоения учёных степеней. Сегодня мир настолько изменился, что сидеть пять лет за партой в самом активном возрасте бессмысленно и контрпродуктивно. Человек не видит в этом смысла: его рабочее место напрямую не связано с результатами получения диплома. А технологии высшего образования часто настолько неэффективны, что они его демотивируют.
Оценки Болонской системы разные. Но нельзя не признать, что получив определенный уровень подготовки, человек должен иметь возможность поработать, чтобы окунуться в реальные ситуации и сформировать самому себе заказ на следующий этап. Учащийся не может знать, что именно ему понадобится во взрослой жизни, если он ни разу не видел своего будущего рабочего места.
Суть ведь не в том, чтобы получить квалификацию и диплом, а в том, чтобы научиться что-то делать.
Важная задача - введение четких образовательных стандартов. Как я неоднократно говорил, при переходе из одного учебного заведения в другое, при переезде из региона в регион, учащийся не должен попадать в ситуацию, когда он всё должен проходить заново. Нужна единая система признанных международным педагогическим сообществом "модулей", которая всегда будет "засчитана" при смене места обучения. При этом надо понимать, что мы только в начале пути. Создание эффективно работающей сетевой системы подобных учебно-образовательных "кредитов" - дело отдаленного будущего, тесно связанное с названными выше изменениями на рынке труда.

© ИТАР-ТАСС
© Петр Щедровицкий
^^^вверх
   
(5) Индивидуальная система образования
http://itar-tass.com/opinions/1942 / 27 декабря 2013, 12:17 формат Microsoft Word версия для печати версия для печати
Сегодня мы наблюдаем бурный процесс перемен в образовательной сфере, который для России, как отмечают многие, достаточно мучителен. Не все понимают его суть и причины, и, возможно, поэтому у нас он идет особенно болезненно. Что же происходит? У нас на глазах рождается новая система образования, центром которой стал человек с его индивидуальными потребностями, а не учебное заведение.
Присмотритесь, и вы увидите два течения в образовательном процессе - старое и новое: привычная сфера распадается на две части, фактически на две параллельные реальности. В первой образовательный процесс по-прежнему сфокусирован на образовательном учреждении и вся система разделения труда крутится вокруг него. Все привычно: классно-урочная система, сетки часов, отбор преподавателей для конкретной школы или вуза, очные экзамены, определенный принцип зачисления. В обычную школу, например, попадают все дети, живущие рядом с ней: если в районе 80% китайцев или уроженцев Азии, то в классе соотношение будет таким же. В течение определенного количества лет ребенок или взрослый пребывает в каком-то конкретном образовательном учреждении - школе, колледже, ПТУ, вузе - и получает его диплом.
Дальше, по гласному или негласному рейтингу вузов, человек попадает в некую матрицу оценки: работодатель оценивает, какой вуз окончил выпускник, и от степени престижности вуза зависит дальнейшая судьба соискателя.
Вторая система образования, которая появляется у нас на глазах, работает принципиально иначе. Она сфокусирована на индивидуальных образовательных траекториях человека - и ребенка, и взрослого. У вас родился ребенок, и вы начинаете прежде всего определять, к чему он склонен. И вот на эту траекторию его склонностей и нанизывается эта новая система: репетиторы, гувернеры, специализированные школы, тьюторы, детские психологи. Здесь центр притяжения - индивидуальная линия способностей конкретного ребенка, которой в России следует немалое число родителей.
Но если сегодня у нас родитель вынужден разрываться между обязательным образованием в школе и той программой, которую он формирует для ребенка сам, то уже очень скоро эта индивидуальная система станет самодостаточной. Это новая возможность для каждого: не типовая программа в школе, через которую все, как через сито, должны просыпаться, а теми, кто не просыпался, либо вообще не занимаются - и так все в порядке - либо стремятся отправить их в школу для "отсталых детей".
Потому что ни то ни другое не укладывается в усредненные параметры организации учебного процесса.
Здесь, конечно, возникает целый ряд организационных вопросов. Например, как проверить и оценить знания, полученные в ходе такого домашнего воспитания? Должны ли присутствовать базовые знания в этой схеме? Условно говоря, необходим ли определенный минимум математики, физики, химии ребенку, склонному к гуманитарным наукам, и стоит ли давать технарю некий объем литературы и истории? Полагаю, что ответ станет очевидным уже очень скоро. Когда некая критическая масса перейдет на индивидуальное образование, сложатся определенные принципы и правила регулирования системы. Сейчас же во взаимоотношениях двух полярных систем образования - типовой и индивидуальной - идет своего рода естественный отбор. Пока они существуют параллельно, принимая разного потребителя, так как задачи и ценности у систем разные. В типовой - единые программа и требования. Вы же не можете создать целый класс для одного ребенка, поэтому всех приходится как-то усреднять.
В индивидуальной - диагностика и развитие естественных предпочтений каждого человека. А если сама образовательная система другая, то и система разделения труда в ней будет принципиально иной, то есть педагоги должны быть другие.
Сегодня хорошо видны три типа преподавателей: первые, понимая, что старая система работает все хуже и хуже, ищут способы ее улучшить; вторые махнули на все рукой и ждут, когда для них лично все закончится; третьи уходят в новую систему, стараясь менять свои методики и принципы преподавания. Махнувших рукой рано или поздно вынесет на берег, они будут не нужны в новой системе разделения образовательного труда, а у ищущих есть шанс. Человек, получивший педагогическое или аффилированное с этой областью образование, может найти себе рабочее место в новой сфере. Более того, если он оформит свою методику в соответствии с новыми требованиями, у него появится другой рынок, более широкий и иначе организованный, чем тот, который связан с традиционной системой учебных заведений.
И речь не только о дистанционном образовании, оно может быть и очным. Интернет просто облегчил коммуникацию, сделал образовательные программы доступными для разных слоев общества и помог сформировать эту сферу.
Говоря о новых требованиях, я имею в виду в первую очередь, что образование должно быть активным: включать интерактивные учебники, обучающие игры, творческие задания, участие ученика в реальных проектах. Это более плотный, более насыщенный продукт. Он может быть упакован как в очную, так и в дистантную форму, что облегчает его получение. Если преподаватель смог предусмотреть все это, он станет успешным на новом рынке.
Нелишним будет заметить, что новый подход не только эффективен для учащегося и экономит его время, он еще и выгоден для педагога. Если в школе или вузе преподаватель связан классно-урочной системой, расписанием и единой программой, то в новой системе у него может появиться несколько десятков или даже сотен клиентов, которые через интернет получают его базовую программу, а он следит за тем, как они выполняют задания, периодически консультируя очно. Сегодня реальностью становятся программы, которые одновременно проходят сотни тысяч учащихся. И если даже разработчик нового содержания обучения или тьютор получит с каждого из своих клиентов по 100 руб., его зарплата легко может стать сопоставимой с тем, что он получает в том или ином учебном заведении.
Ясно, что мы входим в долгий и сложный период трансформаций. Новая система будет постепенно набирать обороты, формируя свой оригинальный институциональный ландшафт. Будут накапливаться опыт обучения, новый контент, формироваться принципы и правила его разработки, финансовая и кадровая инфраструктура. Учебные заведения будут также менять свою структуру, требования к преподавателям, стиль взаимоотношений с учащимися и атмосферу внутри учреждений. Не случайно пятерка ведущих американских вузов провозгласила недавно, что будет доводить численность своих удаленных студентов до 1 млрд (!) человек. Другими словами, мы вступаем в интересную эпоху: новая формация образования и подготовки складывается у нас на глазах.

© ИТАР-ТАСС
© Петр Щедровицкий
  ^^^вверх
аналитика | технологии модернизации | практическая подготовка в деятельности | квалификационные ресурсы | для партнеров центра |
главная | новости и обновления | важные ссылки | оставить сообщение | почта сайта | поиск по сайту | карта сайта
 
  администратор сайта поиск по сайту карта сайта
  © Подготовлено: Виталий СААКОВ и PRISS-laboratory, 2013 апрель Опубликовано: PRISS-laboratory / РУТЦ, 2013 июнь 24
2013 апрель 30
    Обновлено: PRISS-laboratory / РУТЦ, 2013 июнь 24
2013 декабрь 01
2014 январь 10
2014 февраль 15
аналитика функций и места "ресурсных центров" профтехобразования в строительном комплексе Ульяновской области: Владимир ПАВЛЕНКО (руководитель ТренингЦентра BOCSH в России), Виталий СААКОВ, управляющий проектами Центра (PRISS-laboratory) Александр СМЕКАЛИН (департамент инвестиций), Алексей ПИРОГОВ (департамент промышленности), Вера МУЗЫКАНТОВА, Юрий ЮРИН, управляющие проектами Центра (ГК Сигма-СИ), Талгат ХАЙРУТДИННОВ, Олег МИДЛЕНКО (департамент образования), Абдулла ЯМБАЕВ (директор профессионального училища), Виталий СААКОВ, управляющий проектами Центра (PRISS-laboratory) в зале Регионального учебно-технического центра "BOSCH -Ульяновск". Анализ технологической модернизации в промышленности региона: Алексей ПИРОГОВ, специалист отдела отраслей (департамент промышленности), Вера МУЗЫКАНТОВА, Юрий ЮРИН, управляющие проектами Центра (ГК Сигма-СИ)
Пётр Георгиевич Щедровицкий - эксперт при Правительстве России по управлению развитием, по вопросам региональной и промышленной политики, инновационной деятельности и подготовки кадров.