MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01D804BC.CE56D6F0" Этот документ представляет собой веб-страницу в одном файле, или файл веб-архива. Если вы видите это сообщение, ваш браузер или редактор не поддерживает файлы веб-архивов. Скачайте браузер, поддерживающий веб-архивы. ------=_NextPart_01D804BC.CE56D6F0 Content-Location: file:///C:/5209C671/meta-design_conf_2021.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="windows-1251"
Виталий Саак=
ов
Статья может=
иметь
название несколько в ином развороте: «Дизайн в системе разделения труда, или К опыту другой историографии дизайна». Такой разво=
рот
обусловлен следованием традиции Московского методологического кружка (ММК),
основанного в начале 1950-х с целью разработки новых методов мышления и
деятельности. Данные методы должны были противостоять тенденциям все более и
более узкой их специализации и фрагментаризации знания в самых различных
областях теории и практики, что неотвратимо грозило непреодолимости
профессионально-предметных и дисциплинарных границ. Уже в 1960-е ММК под
руководством Г.П.Щедровицкого взял на себя труд интеллектуального обеспечен=
ия
становящегося отечественного дизайна[1] [=
=
[1]]. Генезис
дизайна был категориально и онтологически выведен из системы общественного
разделения труда, вызываемого той или иной промышленной революцией. Это
выведение, как представляется, более существенно и объективно для историчес=
кого
и организационного понимания дизайна, его проблематики и перспектив, в
сравнение с корпоративными версиями истории его происхождения[2=
]. Группа
Г.П.Щедровицкого, в 60-е составлявшая во ВНИИТЭ лабораторию общетеоретическ=
их
проблем и методов дизайна, прекрасно понимала, что в социалистическом вариа=
нте
разделения труда деятельностный статус дизайна, особенно в части
проектирования, откровенно сомнителен. Методы дизайна, развиваемые данной
лабораторией, были призваны компенсировать фиктивные элементы и связи дизай=
на в
той системе разделения труда (СРТ) с другими областями практик[3=
].
Поскольку ре=
чь будет
касаться другой историографии дизайна, а следовательно, и его картины, то и=
меет
смысл предварить данную статью несколькими постановочными вопросами. С одной
стороны, они вполне привычны и ответы на них воспроизводимы под разными угл=
ами
зрения (в аспектах культурологии, социологии, образования, профессии...). Д=
ругая
сторона этих же вопросов, имея прямое отношение к названию статьи в
СРТ-развороте, пока не вполне привычна. Согласно ей, ответы на эту сторону
вопросов будут извлекаться, как только что отмечено, из онтологической карт=
ины системы разделения труда [=
=
[2]],
рисуемой П.Г.Щедровицким, и соответствующей ей логики промышленных революций [[3]]. Картина
изображает историческую динамику деятельностей, относимых и к человечеству в
целом, и к его различным группам – профессиональным и территориальным. В
соответствии с характером и направленностью динамики некоторым территориям =
и группам
"выпадает" миссия развития[4],
и они занимают главную сцену истории. Тем, которым "не выпало", в=
ынуждены
ее оставить. Баухаузу и его коллективу "выпало" – они оседлали во=
лну второй
промышленной революции. Но это была завершающая, нисходящая волна, а волна =
зарождающейся,
третьей, революции еще даже не угадывалась.
Итак, вопрос=
ы, перекликающиеся
с тематикой конференции, в следующем:
– почему воз=
ник и
почему исчез Баухауз (а равно и другие небезызвестные учреждения подобного
профиля)?
– каковы на =
тот
момент источник и нацеленность проектно-методических приемов Баухауза (и др=
угих
методически сходных учреждений в различных направлениях и отраслях
деятельности)?
– почему ист=
очник оскудел,
а содержательность целей выродилась в их формализм?
– в чем на т=
от же
момент состояла специфическая, не эстетическая, роль искусства в Баухаузе и=
в
дизайне в целом?
– в каком ас=
пекте
возможно сопоставление Баухауза и ВХУТЕМАСа – одновременно альтернативных (=
до
противоположности) и близких (до совпадения) моделей проектной стратегии и =
проектного
образования?
Почему возник и почему исчез Баухауз?
Согласно
методологическим исследованиям истории промышленных революций, проектирован=
ие
как вид деятельности возникает в Англии около 1700 годов. К началу ХХ века,=
оформившись
за два столетия в технологию мышле=
ния,
оно уже представляет вполне массовую деятельность, особенно в виде проектир=
ования
инженерного и архитектурного. Как новый тип деятельности, проектирование вх=
одит
в систему разделения труда явным и несомненным плюсом: возможностью создава=
ть
типовые, т.е. идентичные (и экономичные!) изделия в любом предзаданном
количестве, а следовательно и возможностью после=
дующей
промышленной сборки из них сложных конструкций/сооружений различного назнач=
ения.
Дизайн первой
половины ХХ века и вместе с ним Баухауз возникают вовсе не как оппоненты
"бездушному" массовому производству – мифу, культивируемому для
внутрипрофессионального употребления, а как антитеза проектированию, занявш=
ему
лидирующее место в системе разделения труда. С этой, системодеятельностной, точки зрения на переломе XIX-XX веков больш=
инство
продуктивных деятельностей оказываются "внутри" проектирования, и=
производство
в этом плане не исключение. Но при своем масштабировании, оцениваемом социа=
льно-экономически
и гуманитарно, проектировочная деятельность обнаруживает в преддверии очере=
дной,
третьей, промышленной революции скрытые до того минусы. Действительно, возм=
ожность
производить в опоре на проектирование неограниченное количество типовых изд=
елий
вносит "неожидаемые" дисбалансы в разного рода рынки и в предметн=
ую
среду в целом. Во что и оказался вскоре погружен практически весь западный =
мир.
В этой ситуации и на этом фоне и возникает Баухауз.
Его ведущая =
идея
состояла в превращении отмеченных минусов проектирования, по мнению лидеров=
раннего дизайна ставшего "орудийным подспорьем&qu=
ot;
производства, в плюсы – в обращенность проектирования к нуждам общества и к=
его
предметной среде. Рабочее решение негативной по Баухаузу ситуации –
минимизировать минусы проектирования и максимизировать плюсы – в конце конц=
ов, вылилось
в идеологию и утопию тотальной
архитектуры [[4]]. Историчес=
кий же
взгляд на промышленные революции как на механизмы глубинных и повсеместных
изменений указывает на важнейшее обстоятельство возможной реалистичности та=
кого
рода воззрений: на необходимость в новом
типе деятельности и, главное, на ключевую роль данного типа в системе
разделения труда. Гропиус и Баухауз, ни много, ни мало, были намерены созда=
ть в
образе дизайна подобный тип деятельнос=
ти[5].
История отме=
рила Баухаузу
немного. Разумеется, объяснение в первую очередь должно принимать во вниман=
ие социальную
и государственную катастрофу Германии. Поэтому, не сбрасывая со счетов соци=
альной
драмы Баухауза, следует принимать в расчет и его гипотетическую перспективу=
. Мировой
и региональные дизайны, и вместе с ними Баухауз, не заняли ключевых мест в
системе разделения труда ни второй, ни третьей промышленных революций. Что
касается второй промышленной революции, то она пускала по миру технологичес=
кие,
экономические и социальные побеги благодаря своей "клеточке" – фабрике[6] [3]. Баухауз и как до известной
степени производственное предприятие, и как образовательное учреждение не с=
мог
последовательно смоделировать на себе организационную и функциональную
структуру фабрики. При всей приверженности модернизации он оставался в плену
ремесленных форм. Данные же формы никоим образом не могли обеспечить
масштабирования новорожденного дизайна, а следовательно, и массовизации
становящейся деятельности. Поэтому не имеет принципиального значения
хронологическая дата (само)ликвидации Баухауза. Он в ретроперспективе
промышленных революций с их перестройкой разделения труда, а
следовательно и развития, с самого момента своего основания для этой
истории не был вполне жизненным [7].
Каков источник проектно-м=
етодических
приемов Баухауза и на что они были нацелены?
В мире, охва=
ченном
кризисом, поиск антикризисных инструментов велся с разных сторон, и велся он
различными социальными, политическими и профессиональными движениями и
отдельными группами. Но именно нарождающееся дизайнерское движение оказалось
наиболее чувствительным к наименее заметным механизмам кризиса. И наибольшу=
ю чувствительность
продемонстрировал Баухауз. Тем не менее, заслуга Баухауза не исчерпывается
психологией (творческой атмосферой, предвидениями и озарениями, которые игр=
ает
здесь по умолчанию свою роль). Важнее другое: не индивидуальные или
коллективные психологические факторы, а проектно-методические средства и
приемы, возможные к анализу, изучению и передачи другим дизайнерам-проектир=
овщикам,
в том числе последующих поколений. На что и был нацелен Баухауз.
Принципиальн=
ых источников,
как это всегда и бывает, два: "внутренний" и "внешний".=
"Внутренний"
– это собственно проектная идеология Баухауза, следовательно, и его проектн=
ое
мировоззрение. Мир, по Баухаузу, – это нечто подлежащее проектированию. И е=
сли
что-то в мире не так, значит что-то в нем не спроектировано. Поэтому не
удивительно, что "внешний" источник обнаруживает себя, грубо гово=
ря,
незамедлительно. Это – "человек", точнее, "мотив человека&qu=
ot;,
а если еще точнее – "тема социального". Для этого случая стоит пе=
рефразировать
Ле Корбюзье: социально ориентированное проектирование или революция. Но это
сказано после взлета идеологии Баухауза, которая на своем подъеме выражала =
все
же идеологически противоположное корбюзианскому
постулату: социально ориентированное проектирование и есть революция, а в
контексте идей Баухауза – именно технологическая революция. Поскольку сложи=
вшийся
мир в большинстве своих измерениях неудобен человеку, постольку миссия диза=
йна
состоит, по Баухаузу, в проектном совершенствовании мира. Здесь следует вно=
вь
разделить субъективную и объективную стороны в деле Баухауза. Согласно Викт=
ору Папанеку, субъективно Баухауз и его лидеры были оппон=
ентами
технологии и техники вообще [[5]].
Объективно же, именно они впервые разорвали бесперспективную связь дизайна и
искусства, открыв перспективу собственно дизайну, до того закрытую для него
тенью т.н. промышленного искусства и искусства вообще.
Для подобной=
проектной
революции Баухауз создает соответствующие средства. Их, как и средства Корб=
юзье,
имеет смысл квалифицировать как "социальную эргономику", подразум=
евая
под ней одновременно повышенное внимание к устройству мира при одновременно=
м низведении
мира до его измеримых свойств. Тем не менее, есть определенные основания
связать "социальную эргономику", как познавательную установку, с
исследовательскими интуициями и как бы с прото-исследованиями. И постольку с
потенцией к собственно исследовательской деятельности как ведущей в
предстоящей, третьей, промышленной революции.
Почему
содержательные цели Баухауза выродились в формальные?
Длительная
эксплуатация одной идеологии неизбежно истощает свое ресурсное основание. В
данном случае таким основанием, без какой-либо натяжки, выступало
подвижничество, укорененное в дизайнерском движении. В первой четверти века=
движение
было чрезвычайно деятельным и имело весьма широкий спектр устремлений. И вс=
е же
Баухауз заметно выделялся на этом пестром фоне, внося в него особый пафос,
исходящий от идеологии социально- и гуманитарно-ориентированного проектиров=
ания
и задающий, тем самым, различной глубины горизонты жизнестроительства.
Действительн=
о, Северная
Европа (Англия, Нидерланды, Германия…) в начале ХХ века демонстрировала в э=
том
плане высокую плотность профессиональных контактов и коммуникации[8].
Данная плотность не только способствовала интенсификации проектных поисков,=
но
и определенное время компенсировала отсутствие исследовательской компоненты=
у
представителей того или иного направления («Де Штайль<=
/span>»,
Веркбунд…). Следовательно, компенсировала и отсутствие механизма,
ответственного за выработку нового содержания (знания) и обновление уже
ставшего. Это тем более справедливо, если в плане жесткого и методичного ра=
зличения
"формы" и "содержания" первую связывать с проектировани=
ем,
а вторую с исследованием. В этом смысле "формализм" Баухауза, и в
первую очередь его целей, был предопределен.
Для понимания
вырождения содержательных целей в формальные также следует учитывать необыч=
айно
напряженные усилия Баухауза по распространению своей идеологии. И здесь
принципиальное замечание. "Содержание" в отличие от "формы&q=
uot;
не транслируется и не воспроизводится в исходном виде, т.к. требует своей
реконструкции, извлечения из запечатавшей его "формы". И потому в=
сегда
проблематично. "Форма", облекающая "содержание", в отли=
чие
от него самого подкупает мнимой ясностью и потому доступностью[9].
Поэтому не случайна ставка Баухауза на формализацию культивируемого им &quo=
t;содержания"
и последующее его распространение посредством формализованных образцов (чер=
ез
печать, выставки, образование). В этом плане Баухауз разделил общую судьбу
авангарда начала века.
Здесь встает
принципиальный вопрос, ретроспективный и проспективный, о необходимых и
достаточных условиях трансляции ку=
льтуры
и воспроизводства деятельности [[6]]. В
обстоятельствах "живого", непосредственного общения и коммуникаци=
и,
не говоря уже о совместной деятельности, передача содержания так или иначе,
долго ли коротко, решается. Трансляция же содержания (через время и поколен=
ия,
в другие ситуации и обстоятельства) требует специальных механизмов. Печатный
текст, а также выставочный экспонат или учебный предмет лишь отчасти могут =
выступить
подобным механизмом. Востребование специальных механизмов еще более
настоятельно, если содержанием, как в случае с Баухаузом, является знание –
методическое и конструктивно-техническое, т.е. вовсе не предметное. На
фундаментальном уровне этот вопрос был решен только через полвека в Московс=
ком
методологическом кружке. Решением выступили построенные схема трансляции
культуры и воспроизводства деятельности (см. схему-1) и схема знания (см.
схему-2). Эти схемы использовалась Кружком в ходе становления и развертыван=
ия в
60-70-е г.г. советской (социалистической) верси=
и "буржуазного"
дизайна: в СССР новая профессия должна была воспринять не только предшеству=
ющий
опыт отдельных зарубежных коллективов, но и совокупный мировой опыт проектн=
ой
культуры.
Схема
1: Трансляция культуры и воспроизводство деятельности (ММК, 1960-е г.г.)
В чем состояла не эстетическая роль искусства в
Баухаузе?
Этот вопрос,
пожалуй, самый спорный, поскольку в данном случае необходимо подвергнуть
пересмотру, казалось бы, навсегда утвердившуюся точку зрения на значение
Баухауза для современного "мира искусства" (не только промышленно=
го).
Значение приписывается новаторству в плане формообразования: провозглашению
прямой связи формы и функции, замыканию формы на функцию, в том числе
"чистой формы" на "чистую функцию". Пересмотреть значен=
ие
(без его отбрасывания) имеет смысл также в рамках системы разделения труда,
перестроенного второй промышленной революцией.
Одной из важ=
нейших
задач проектно-методических разработок Баухауза, нацеленных, как отмечено в=
ыше,
на преобразование мира, выступила радикальная трансформация художественной
оптики в оптику собственно проектную. Мало сказать, что эстетика в Баухаузе
перестала предшествовать образным поискам и стала играть роль, подчиненную
форме и функции [5]. Следует сказать больше: эстетика, будучи вытеснена с
переднего края мастерских и лабораторий Баухауза, импортируется им из
экспериментов художественного авангарда. Импортируемой эстетике отводится
сугубо служебная роль – оправдывать форму проектных и конструкторских
продуктов, обусловленных, а то и детерминированных исключительно проектно-м=
етодическими
приемами.
Какова же то= гда должна быть трактовка усилий скульпторов, живописцев, графиков и фотографов= в многочисленных мастерских и лабораториях Баухауза? Представляется, что единственной возможностью убрать кажущееся противоречие между несомненным <= span class=3DSpellE>баухаузовским "культом художника" и бескомп= ромиссной служебностью (подчиненностью) эстетики – это считать, что их усилия были направлены исключительно на преодоление в становящейся дизайнерской оптике "вещизма" с неотрывной от него материальностью. Данные "изъяны" оптики удерживают нарождающийся = дизайн в рамках специализированного предметного ремесленничества[10]= span>. Поэтому практическое/физическое преодоление "сопротивления материала&q= uot; в мастерских Баухауза – это одновременно и преодоление в дизайнерском видении предметности вещи. Преодол= ение предметности – это важное и необходимое условие становления онтологичности видения[11]= span>, за которым уже намечается и далее обнаруживается не что иное, как система вещей [[7]]. Система вещей онтологически противостоит не только отдельной вещи, но и все= му их множеству, произведенному армией искусных ремесленников. Оставалось сдел= ать шаг к системности предметно-пространственной среды как таковой и в целом. <= o:p>
Бесспорно, э=
тот
шаг – самый трудный в сумме проектно-методических шагов, предпринятых Бауха=
узом.
Действительно, требовалось от эстетичности и эстетизации образа, как
незыблемого основания искусства, шагнуть к онтологичности образа и его
онтологизации. К чему должен был привести данный революционный шаг? Во-перв=
ых, если
в логике разделения труда, к повышению эффективности самого дизайна как
проектирования. Эффективность возрастает благодаря онтологичным образам
(квазионтологическим протомоделям) как необходимому условию выделения типа в
разнообразии объектов. Тип, в свою очередь, – это шаг к типовому
проектированию. Во-вторых, к возможности появления впервые (!) внутренней д=
ля
дизайна исследовательской компоненты и, тем самым, принципиально нового типа
знания (в логике промышленных революций исследовательское знание принципиал=
ьно
отличается от знания в проектировании). Первое, так или иначе, было достигн=
уто:
квазионтологические изображения выступили как бы нормалями, логическими и
вместе с тем образными направляющими для дизайнерского (художественного) пр=
оектирования.
Ниже на основе схемы знания (схема-2) показаны операции со знаком (знаковой
формой) и денотатом (объектом) (схема-3). В методологической реконструкции
именно благодаря им дизайн генерирует свои образы-формулы – квазионтологиче=
ские
картины и модели. Онтологичность достигалась, если отталкиваться от схемы з=
нания,
за счет сведéния двух разнонаправленных интенций: а) отнесения
определенного знака (знаковой формы) к некоторому множеству объектов
(денотатов), для которых выстраивалось "пустое место" (схема 3.1)=
и
б) замещения определенного объекта (денотата) некоторым множеством знаков
(знаковых форм), для которых также выстраивалось "пустое место"
(схема 3.2).
Схема
2: Структура знания (ММК, 1960-е г.г.)
Схемы
3.1 и 3.2: Генерирование образа-формулы (priss-laboratory, 2018)
Так, примем в
известной формуле «дом – машина для жилья» дом за знак, а машину за денотат.
Тогда, во-первых, требуется очистить в сознании место для онтика машины, что
равно распредмечиванию данной онтологемы с той целью, чтобы машиной выступи=
ло
"чистое" о ней знание или понятие, а не привычное повседневности
представление[12]=
span>. И, во-втор=
ых, необходимо
заместить данным понятием, или "чистым" знанием, некоторый ряд до=
ступных
опыту "реальных" машин. И обратно. Если принять в этой же формуле=
дом
за денотат, а машину за знак, тогда потребуется распредметить представления=
о
доме и заместить их "чистым" знанием дома. Корбюзье мог сводить э=
ти
две разнонаправленные процедуры, поскольку среди прочего был мыслителем, а
многочисленные его последователи, не будучи мыслителями, были вынуждены дов=
ольствоваться
исключительно внешней тиражируемой формой.
С исследоват=
ельским
знанием оказалось сложнее: в силу исторических обстоятельств (разразившейся=
II мировой войной) исследовательской компоненте в
Баухаузе не суждено было сложиться. Постольку дизайн первой половины ХХ век=
а с
его приверженностью форме и парадоксальному (если не сказать, мистическому)=
по
происхождению проектному знанию уступает место дизайну второй половины века=
– дизайну,
который подключился к мировому актуальному фронту междисциплинарных исследо=
ваний
и, тем самым, вышел на новые типы объектов, типологически не выводимых из
проектного представления о предметно-пространственной среде [=
=
[8]].
Как и для чего сопоставлять Баухауз и ВХУТЕМАС? <= o:p>
Разделение т=
руда
включает в себя три уровня: социальное разделение, экономическое и собствен=
но технологическое
[3]. Возникновение проектирования как нормированной деятельности (а не стол=
ько,
как ранее, искусности и мастерства отдельных личностей) возможно лишь вслед=
за
социальным и экономическим разделениями. Так свидетельствуют история и теор=
ия.
В рамках же проектной идеологии Баухауза все три уровня могут и должны быть
спроектированы. Череда социальных революций начала века, прокатившаяся по
Европе вслед за российскими, казалось бы, утверждает правоту идеологии
Баухауза. Историческое назначение социальных революций как масштабных проек=
тов-деяний
вносит чаемые коррективы в сложившуюся систему разделения труда, в воззрени=
ях
Баухауза далекую от совершенства. Действительно: дизайну в ней нет места! Т=
аким
образом, по Баухаузу, явно наличествует не только социальная несправедливос=
ть,
но и корпоративно-профессиональная (вопрос без надежды на однозначный ответ
состоит в том, какая из этих несправедливостей и в какой этап жизни Баухауза
стояла для него на первом месте?).
Подобная про=
блема
перед ВХУТЕМАС`ом не стояла. Перед ним вообще не
стояли значимые – исторически, социально, экономически – проблемы, если не
считать множества бытовых тягот. Будучи оба до известной меры сходства госу=
дарственными
учреждениями, Баухауз и ВХУТЕМАС в различной степени зависели от
государственного участия. Для ВХУТЕМАС`а это уч=
астие
было всеобъемлющим, чего нельзя сказать о Баухаузе. Последний все же с
различными оговорками находился в рыночной среде. А рынок – это не что иное,
как другая сторона социального, экономического и технологического разделения
труда. И эта сторона только с определенной долей условности является естест=
венноисторической.
Условность в том, что наряду с "исторической предопределенностью"=
она
включает в себя феномен предприним=
ательства
[=
[9]].
И как бы ни была статистически мала его доля, именно предпринимательская
активность в условиях промышленных революций определяет направление векторов
развития и модернизации.
Баухауз, не
являясь "чистым" типом предприятия, все же должен быть отнесен к =
типу
предпринимательской институции. Институциональные обстоятельства ВХУТЕМАС`а ни в коей мере не допускают подобной тракт=
овки[13]=
span>.
Поэтому вряд ли имеет смысл помещать ВХУТЕМАС в какие-либо рамки НЭП`а как некоторой рыночной среды и, тем самым, вооб=
ражать
его не учреждением, а предприятием. Разве что исключительно для описания его
хозяйственных нужд и их покрытия "на рынке". Несомненно, учрежден
ВХУТЕМАС в порыве революционного оптимизма и романтизма учредителей. Но это
странный оптимизм, исходящий из не менее странной в своих основаниях веры в
возможности государства в целях модернизации планировать динамику "тру=
довых
ресурсов" (если соотносить с понятиями системы разделения труда, то фу=
нкциональных
мест массовой деятельности и их человеческого наполнения), не менее, а то и
более эффективно, чем это возможно в исторической динамике деятельности и п=
ри самоорганизации
общества. Сопоставление Баухауза и ВХУТЕМАС`а на
почве дизайна еще не дает достаточно отчетливой картины различия двух модел=
ей
модернизации, соответственно, предпринимательской и административной [3]. Д=
изайн
начала века пока ищет собственные организационные формы в виде предстоящих =
ему независимого
дизайна и стафф-дизайна второй половины столети=
я [=
[10]=
a>].
И все же было бы крайне любопытно разглядеть на материале Баухауза и ВХУТЕМАС`а зародыши двух данных моделей, позднее прор=
осших
в примерах Оливетти и ВНИИТЭ (ярких иллюстраций модернизации в различных
социальных и экономических мирах) и, тем самым, проследить до наших дней
расходящуюся логику эволюции мирового и российского дизайнов. Расхождение
принципиально: мировой дизайн эволюционирует в метадеятельность, присоединяя
себе помимо проектирования функции управления и политики; российский дизайн=
при
небывалом доныне росте своей технической вооруженности регрессирует к
ремесленным формам предметной специализации [8].
[4]
Данное понятие, построенное в ММК, весьма отлично от принятого
словоупотребления, которое относит к развитию практически любые изменения, =
если
в них наличествуют или ожидаются какие-либо признаки роста. Согласно ММК,
развитие есть исторический процесс, характеризующийся структурным усложнени=
ем
того или иного положения дел с требованием определенной преемственности на =
всех
его этапах. Радикальная версия методологического понятия развития состоит в
том, что развивается исключительно мышление, а по сопричастности к нему
развиваются практики.
[5]=
Оба
вида деятельности – проектирование и художественное проектирование (в
соответствии с утвердившимся словоупотреблением термина «дизайн») – в
зависимости от целей осмысления могут быть разведены по разным
"мирам". А могут быть сведены к одному "миру
проектирования" как такового. Методологические разработки Московского
методологического кружка 60-х годов относили «дизайн» к сфере обособляющегося
проектирования (О.Генисаретский, В.Глазычев, В.Дубровский, Г.Щедровицки=
й,
1964-68), не отождествляя его собственно с
проектированием.
[6]
Фабрика – это в данном контексте не что иное, как структура функциональных
мест, обеспечивающая соответствие актуальным требованиям разделения труда в
логике второй промышленной революции. Не важно, идет ли речь о труде физиче=
ском
(например, в цехе тяжелой промышленности начала прошлого века), или труде и=
нтеллектуальном
(например, в `think=
tanks
[7]
Дизайн с середины ХХ века являет уже иную стратегию и постольку становится
массовой и влиятельной деятельностью.
[8]=
В
современной России наблюдается т.н. кластерный бум. Как-никак, администрации
разных уровней выучили: кластер есть условие данной интенсификации. Поэтому=
на
территориях, бедных экономическим потенциалом, имеет место взрывной характер
"кластеров креативных индустрий". Дизайн, разумеется, в числе пер=
вых
креатур. В России подмена содержательных целей формальными за редким
исключением неизбывна.
[9]
Справедливости ради следует отметить, что природа самой культуры не может не
быть не формальной. Транслируется и далее воспроизводится лишь то, что
оформлено. Вопрос только с пресловутым "далее" – будет ли оно име=
ть место,
и будет ли оно достаточно значимо в общей массе последователей и эпигонов. =
[10]=
span>=
Хотя
Гропиус и призывал к созданию "новой гильдии ремесленников", имен=
но
Баухауз разорвал порочную – декорирующую – связь искусства и машины [5].
[11]=
span>=
В
этом плане еще предстоит осмыслить техники воображения-изображения
(визуализации) в дизайне (художественном проектировании), обеспечивающие
эффекты, сопоставимые с результатами, получаемыми благодаря онтологическим
моделям в теоретических и методологических исследованиях.
[13]=
span>=
Имеет
ли смысл помещать ВХУТЕМАС в какие-либо рамки НЭПа как некоторой рыночной с=
реды
и, тем самым, воображать его не учреждением, а предприятием? Разве что
исключительно для описания его хозяйственных нужд и их покрытия "на
рынке".
использу=
емая Литература
[1]. Теоретические и методологические исследования в дизайне – М.: Школа культур= ной политики, 2004.
[2]. Щедровицкий П.Г. Самоопределение в мире углубляющегося разделения труда: человек в XXI веке. Источник – https://shchedrovitskiy.com/self-determinati= on-and-division-of-labour/.
[3]. Щедровицкий П.Г. Три индустриализации России – М.: Terra Fantastica, 2018. =
Азбука промышленных революций. Источник – https:/= /shchedrovitskiy.com/azbuka-promishlennih-revolyuciy/.
[4]. Гропиус В. Круг тотальной архитектуры – М.: Garage, 2017.
[5]. Папанек В. Дизайн для реального мира – М., 2004.
[6]. Щедровицкий Г.П. Программирование научных исследований и разработок – М.: 1= 999.
[7]. Бодрийяр Ж. Система вещей – М.: 1995.
[8]. Сааков В.В. Дизайн как метадеятельность начала ХХ и XXI веков – Материалы к= онференция "Октябрь. Авангард. Дизайн", Санкт-Петербург, 27 октября 2017. Источник: http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/meta-design_2017.htm. =
[9]. Щедровицкий П.Г. Возвращение предпринимателя. Источник: https://shchedrovit= skiy.com/vozvrashhenie-predprinimatelja/
[10]= span>. Глазычев В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе – М.: Искусство. 1970.