главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Теории Московского методологического кружка и проблематика визуализации знания (методологический очерк)
проект Международной конференции "Визуализация знаний (knowledge visualization)", 2011/
Университет прикладных наук, Берлин и Южный Федеральный университет, Россия
  семиотика и знакотехника
  схематизация в московском методологическом кружке
  системомыследеятельностная эпистемология
  интеллектуальное оснащение предприятия
   
   
вернуться в разделш Теории Московского методологического кружка и проблематика визуализации знания  
  3. Место и функции знака и знания в деятельности  
    Строение акта деятельности
Схема-модель акта знакового преобразования
 
  Используемая литература и источники  
     
    текст в формате Word PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Теории Московского методологического кружка и проблематика визуализации знания/ текст в формате Word
Место и функции знака и знания в деятельности
Строение акта деятельности
С точки зрения деятельностного подхода знак и знание принадлежат деятельности, и вне деятельности теряют свой строгий онтологический, функциональный и фактический статус, становясь "просто" вещами в широком и узком смысле этого слова. Принадлежность деятельности означает, что знак и знание создаются в деятельности и употребляются как таковые также в деятельности(13). Причем последнее должно рассматриваться преимущественно в плане кооперационных структур, составленных различными актами деятельности, или в более сложных формах соорганизации(14).
Единичный (отдельный, индивидуальный) акт деятельности представляет собой синкретичную структуру(15), включающую три блока или слоя элементов (схема-4).
В нижней части схемы изображен блок преобразования исходного материала в продукт. В среднем блоке - индивид, производящий преобразование в ходе действий и операций, и применяющий для этого знания, орудия и средства. В верхней части изображен блок из двух групп элементов: (а) ценностей, способностей, интериоризированных средств и знаний, регулирующих "внутреннюю" работу индивида, и (б) задач, проблем и целей, регулирующих его "внешнюю" работу. Все блоки и группы элементов, исключая элементы в верхнем левом углу схемы, возможны к объективированному изображению и анализу(16). Представленная выше схема акта деятельности охватывает все онтологические и типологические классы отдельных актов, подразделяющихся на две большие группы: группу преобразования вещественного (природного, естественного) материала и группу преобразования знакового (технического, искусственного) материала(17). В контексте темы "визуализации знания" преимущественный интерес представляет вторая группа актов деятельности - акты преобразования знакового материала и знаковых форм. Отметим здесь, что деятельность по преобразованию знакового материала, и шире - деятельность оперирования со знаками, должна определяться строго как мыслительная деятельность(18).
 
схема 4
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Теории Московского методологического кружка и проблематика визуализации знания/ Тема визуализации в контексте интеллектуальной традиции ММК/ Схематизированное представление темы/ схема-4: акт деятельности
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Теории Московского методологического кружка и проблематика визуализации знания/ Тема визуализации в контексте интеллектуальной традиции ММК/ Схематизированное представление темы/ схема-4: акт деятельности © priss-laboratory, 2011
 
вверх вверх вверх вверх
Акт деятельности знакового преобразования
Следующая схема (схема-5) представляет упрощенное изображение полной схемы акта деятельности. И так как она изображает акт деятельности исключительно знакового преобразования, то различное наполнение ее мест-элементов, маркированных как "исходный материал" и "продукт", по функциональному определению должно являться знаковыми и знаниевыми образованиями. При этом два места-элемента - "знание" и "средство" - представляют собой знаки и знания не только функционально, но и морфологически. Упростив исходную схему акта деятельности и специфицировав ее в плане и контексте визуализации знания, далее можно конкретизировать вопрос, поставленный в начале статьи. Итак,
какой класс и тип задач (затруднений и напряжений, рассогласований и разрывов) в деятельности востребуют своего решения в средствах визуализации знания?
какие техники и приемы визуализация знания обеспечивает оптимизацию деятельности?
каковы возможности и границы технологий визуализации знания в компенсировании дисфункций в работах знакового преобразования?
Вопрос о классе задач в деятельности, как впрочем, и два других вопроса, востребующих решения в средствах визуализации знания есть вместе с тем вопрос о стратегиях визуализации знания. Наметим таковые исходя из вышеизложенного, а также опираясь на характерные примеры и ситуации из практики визуализации знания.
 
схема 5
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Теории Московского методологического кружка и проблематика визуализации знания/ Тема визуализации в контексте интеллектуальной традиции ММК/ Схематизированное представление темы/ схема-5: акт мыслительной деятельности
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Теории Московского методологического кружка и проблематика визуализации знания/ Тема визуализации в контексте интеллектуальной традиции ММК/ Схематизированное представление темы/ схема-5: акт мыслительной деятельности © priss-laboratory, 2011
 

(13) - В предельном антинатурализме системомыследеятельностного подхода ММК и знак, и знание рассматриваются как деятельность, а их натуральные репрезентации выступают ее эпифеноменами (как бы случайными, случившимися организованностями деятельности). Но мы в данном очерке не можем позволить себе "чистый" антинатурализм: очерк адресован не методологическим, а профессиональным сообществам (схема-1), и здесь важен учет их традиций.  
(14) - Если же данное положение рассматривается исключительно "внутри" отдельного акта деятельности, то мы будем иметь дело не с предметами семиотики и эпистемологии, а с предметами психологии (например, психологии визуального восприятия). Соответственно, речь уже будет идти не столько о деятельности, сколько о поведении.  
(15) - Синкретичность здесь является позитивной системной характеристикой: в акте деятельности скомплексирован целый ряд структур (материальных, функциональных, знаниевых…).  
(16) - Детальное изложение схемы смотри в [17].  
(17) - Характеристика материала, и впрочем, всех других элементов, дана как категориально-функциональная, из чего следует, что исходным материалом выступает и все то, что так или иначе преобразовывается в продукт.  
(18) - Заметим, что не все технические устройства (машины) "искусственного интеллекта" мыслят. Хотя внешне все они производят как бы одну и ту же работу - манипулирование со знаками и знаковыми цепочками.  
 
   
вернуться в разделш Теории Московского методологического кружка и проблематика визуализации знания  
     
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, апрель-май 2011
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 31 август 2011
последнее обновление
03 апрель 2013
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Теории Московского методологического кружка и проблематика визуализации знания/ текст в формате Word