главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
ГРУППА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
РАЗРАБОТКИ /
КОМИТЕТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ТПП
   
  региональные институты развития  
  группа территориальных стратегий оснащение культурного предприятия
  региональный учебно-технический центр ск- и ст-системы
  комитет по строительству управление развитием и ресурсами
  русская онтологическая школа организационное развитие
     
вернуться в разделш комитет по строительству ульяновской торгово-промышленной палаты
  комитет по строительству: проект группы тест и регионального центра
  комитет по строительству: анонс создания, состав комитета, цели и задачи, строение разработки
  планы, проекты и разработки комитета
   
Советнику Губернатора по вопросам жилищно-коммунального комплекса
В.Ф.ЯРОШУ
Уважаемый Вячеслав Федорович!
По Вашему предложению в связи с реорганизацией регионального Министерства строительства подготовлена соответствующая записка. Данная записка, адресованная Вам, подразумевает при этом еще целый ряд адресатов, имеющих прямое и опосредованное отношение к сложившемуся положению дел с промышленно-строительными активами территории.
Именно поэтому записка, в первую очередь ее 1-я часть, имеет достаточно "пространный" характер.
Надеемся, если Вы извлечете из записки некоторую пользу, то далее откорректируете ее смысл и поможете направить его в круг ответственных лиц, курирующих поднятые Вами проблемы. Ваша компетенция тому порукой.
Комитет по строительству Ульяновской Торгово-промышленной палаты и Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH готовы посильно включить свои знания и опыт в дело возвращения строительного комплекса области в русло народно-хозяйственных задач Ульяновской области.
В.В.Сааков, Заместитель председателя Комитета по строительству,
УлТПП, 2010.08.09
проектно-аналитическая записка
МЕСТО И ФУНКЦИИ КОМИТЕТА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ УлТПП В ВОЗМОЖНОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ И АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ АКТИВОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1 ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ
1.
Лицо, принимающее решение (ЛПР) о характере, структуре и составе систем оргуправления (организации, руководства и управления) вправе строить их в двух вариантах. Выбор того или иного варианта определяется оценкой положения дел в подведомственной сфере. Если ЛПР решает использовать для целей развития подведомственной сферы ее ресурсы и потенции в полной мере, то он, как правило, использует вариант "а" (смотри варианты на схеме). Если он по известным причинам не решается на таковой шаг, то вынужденно противопоставляет систему администрирования системе управления в соответствие с вариантом "б". Здесь издержки для ЛПР будут выше, т.к. помимо координации управленческих целей в варианте "1" встают задачи соорганизации деятельности двух систем по варианту "2". Но в определенной - краткосрочной перспективе - цели здесь более достижимы.
2.
По компетентным оценкам подведомственная сфера - промышленно-строительные активы региона - близка к точке невозврата в воспроизводстве и наращивании своих ресурсов. Регресс этот не абсолютен, а относителен, и именно по отношению к счету и оценке активов со стороны территориальной администрации Ульяновской области. На других территориях, безусловно, отмечают рост "ульяновских активов" в своих системах счета и оценок.
Объяснение лежит в схеме варианта "б".
При этом в ней необходимо видеть следующее. Блок администрирования по определению принадлежит Субъекту Федерации - Ульяновской области, а блоки системы управления промышленно-строительными активами в подавляющем большинстве "прописаны" на других территориях. Здесь также необходимо иметь в виду совершенно новый в государстве институт - саморегулируемые организации.
3.
В этой связи актуальна цель: восстановление институтов управления, являющихся резидентами территории Субъекта Федерации - Ульяновской области. Схематически (для наглядности) цель может быть изображена следующим образом (см.схему-3). Согласно схеме, ЛПР-у требуется пакет решений, который бы обеспечил перевод "небезнадежных" строительно-промышленных пассивов в актуальные, дееспособные хозяйственные единицы территории. И обратное - сброс неактульных активов. Знаменателем решений и соответствующих мер выступают задачи территории: в виде больших региональных проектов, программ Федерального центра, проецируемых на территорию, программ и проектов субъектов местного самоуправления, трендов массива частных инициатив… Со всей очевидностью представляется, что за двумя полукруглыми стрелками должны "скрываться" искомые институты - резиденты и нерезиденты территории, нуждающейся в плане своих хозяйственных задач в сохранении и росте промышленно-строительных активов.
4.
И последнее в части исходных принципов. Общей рамкой и стратегической целью политической, управленческой, административной и хозяйственной активности на сегодня определена организационно-технологическая модернизация (от госуправления в целом до отдельного рабочего места в реальном секторе экономики). Следовательно, искомые институты, влияющие на динамику роста/упадка и распределения/перераспределения промышленно-строительных активов, должны быть квалифицированы как институты модернизации.
2 СХЕМЫ РАБОЧИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
1.
Институты служат гарантами состоятельности той или иной политики: госстроительства, социальной политики в широком смысле и в узком - национальной, конфессиональной, демографической, а также научной политики и, главное - промышленной. Проблема качества промышленно-строительных активов в той или иной трактовке (неуправляемости, слабости, малочисленности, недооценности, переоцененности…) всецело определяется состоятельностью промышленной политики. Поэтому наши предложения будут исчерпывающим образом отталкиваться от данного определения.
варианты организации систем управления и администрирования
(1а) администрирование, включенное в управление
(1б) администрирование, выключенное из управления
(3) структура цели управления промышленно-строительными
активами территории
(4) согласование административного и общественного контура с целью выработки промышленной политики.
детализация 1
2.
Институты не создаются "враз" в результате руководящего действия. Лица или организации, принимающие решения, могут лишь способствовать их становлению. Для этого необходимо располагать своеобразным "конструктором", элементы которого послужат "завязью" института, необходимого территории. Состав элементов задается форматами, регламентами и протоколами организационной природы - от властной идеи до идеи самоуправления и самоорганизации. Здесь важен баланс "конфликтующих" организационных идей, входящих в природу (организм) становящегося института. Самыми характерными (полярными) последствиями наличия институтов с разной "балансировкой" могут служить следующие, важные для нас факты жизни любой территории. Это - феномены мобилизации и феномены саморегулирования.
3.
Институт администрирования (в первую очередь, государственного), с которым связываются ожидания мобилизационного толка, казалось бы наиболее развит. А мобилизовывать есть что и на что. Все еще не оставляющие нас природные катастрофы (невероятная засуха и масштабные пожары), преследующие социальные катастрофы (негативная демография), все еще неустранимые культурные катастрофы (смена населением ценностей созидательного труда на ценности потребления), экономические (исчерпание заделов, созданных предшествующим поколением) и пр. требуют сверхмобилизации имеющихся ресурсов.
Но оказывается, что общекультурный сдвиг хотя и не отменяет роль административных институтов мобилизации, но сводит эту роль уже к критическому минимуму. Целый ряд безуспешных структурных, кадровых и персональных перестановок в региональном Министерстве строительства с целью мобилизации подведомственных активов тому свидетельство. Призыв к всеохватной модернизации только и имеет в виду смену стратегий ожидания: с упования на привычные институты администрирования на становление институтов, поддерживающих модернизацию.
4.
Следовательно, необходимо изменить баланс организационных идей в обновляемом административном институте - в региональном Министерстве строительства. Это возможно при условии деееспособности новых (по преимуществу общественных) институтов. При этом мы понимаем, что институты самоуправления и саморегулирования в силу новейшей истории Ульяновской области еще достаточно слабы и делают лишь свои первые шаги. Наиболее действенен из территориальных общественно-экономических институтов - Торгово-промышленная палата. Создание при ней Комитета по строительству (проект Регионального учебно-технического центра) - тому свидетельство. Далее мы в своей записке попытаемся обрисовать возможные функциональные отношения Комитета с подразделениями Администрации области и, в частности, с Министерством строительства.
5.
В первом приближении основой для взаимодействия Комитета как нового института с институциями и органами Администрации области должна выступить задача формулирования промышленной политики. Имеется в виду не формальный документ, а целевой и актуальный, определяемый проблемными узлами в жизни территории. Забегая вперед, отметим характер требований, налагаемых на направленность и положения будущей промышленной политики. Таковая в данном случае будет направлена на оптимизацию промышленно-строительных активов территории. Сама же оптимизация должна явиться не в результате административных деяний и решений (что было продемонстрировано Министерством образования и мэрией Ульяновска как абсолютно безграмотное действие), а вследствие мероприятий, диктуемых процессами и требованиями модернизации.
6.
Вот два примера, иллюстрирующих как должны формулироваться основы промышленной политики, которые далее логично развертываются в региональные стандарты, городские регламенты и технические условия. В ряде провинций Канады, отдающих предпочтение малоэтажному строительству, действует требование отдельного независимого входа в каждую квартиру. В результате как бы автоматически высотность зданий не превышает трех этажей. В Великобритании социальным жильем признается лишь то, которое доставляется на место одним грузовиком и монтируется в течение светового дня двумя рабочими. Именно в таком духе должны быть выведены положения для региональной промышленной политики. И в части требований к объектам, и в части требований к работам.
(5) согласование ресурсов административного и общественногосвойства
в рамках проведения и обеспечения промышленной политики.
детализация 2
7.
На следующей схеме (4) изображено условие согласования административного и общественного начала в задачах разработки региональной промышленной политики. Это первый уровень детализации наших предложений о роли и месте Комитета в управлении промышленно-строительными активами.
В том случае, если принципиальное согласование будет достигнуто, а именно, о роли и статусе региональной промшленной политики, то следующим шагом должна послужить детализация взаимодействия двух институций и двух организаций, но уже в рамках проведения промышленной политики и ее ресурсного обеспечения.
8.
Эта детализация представлена на следующей схеме (5). Ее центральным элементом выступают мероприятия, реализующие региональную (т.е., привязанную к специфическим особенностям территории) промышленную политику. И именно в том смысле, на который мы указывали в п.6. Чтобы следовать этому смыслу, необходимо согласование, с одной стороны, положений промышленной политики и, с другой стороны, ее обеспечения. На схеме то и другое дано как возможное взаимодействие уже вполне конкретных представителей двух различных институтов с их внутренними потенциалами.
3 ПЛАН КОНКРЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1. (…….…)
подготовлено: В.Сааков, руководитель PRISS-laboratory (УлГТУ), управляющий проектами Регионального учебно-технического центра Правительства Ульяновской области и компании BOSCH (РУТЦ), зам.председателя Комитета по строительству УлТПП, руководитель проекта "Группа территориальных стратегий" (группа ТеСт)
 
 
   
© Виталий Сааков, PRISS-laboratory, март 2010
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
с 27 октябрь 2010
последнее обновление
08 октябрь 2011