главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
  PRISS-laboratory: интеллектуальное оснащение и сопровождение проектов и предприятий
Региональный учебно-технический центр (РУТЦ)
Правительства Ульяновской области и компании BOSCH

социокультурные горизонты, институты, инфраструктуры
   
  эти материалы 20 апреля 2017 перенесены в данный раздел "priss-laboratory" с сайта "rytc.ru" в связи с его предстоящим закрытием
 

РУТЦ: аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности | проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий | экспериментальная профподготовка в контексте технологической платформы и в координатах пространственного развития аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности ш | ш аналитическое сопровождение проектов переноса фрагментов дуальной системы профобразования германии ш | ш проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий ш | ш проектирование экспериментальной профподготовки в организационных технологиях ведущих корпораций ш | ш конструирование содержания профессионального образования для перспективной технологической платформы и модели пространственного развития города и региона аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности ш | ш аналитическое сопровождение проектов переноса фрагментов дуальной системы профобразования германии ш | ш проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий ш | ш проектирование экспериментальной профподготовки в организационных технологиях ведущих корпораций ш | ш конструирование содержания профессионального образования для перспективной технологической платформы и модели пространственного развития города и региона
РУТЦ: аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности | проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий | экспериментальная профподготовка в контексте технологической платформы и в координатах пространственного развития аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности ш | ш аналитическое сопровождение проектов переноса фрагментов дуальной системы профобразования германии ш | ш проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий ш | ш проектирование экспериментальной профподготовки в организационных технологиях ведущих корпораций ш | ш конструирование содержания профессионального образования для перспективной технологической платформы и модели пространственного развития города и региона
 
проект центраш PRISS-laboratory | исследование и проектирование социокультурных и социотехнических систем
партнеры центраш Ульяновская
торгово-промышленная палата
Департамент
профессионалного образования
Сигма-СИ
торговая компания
 
   
главная | новости и обновления | важные ссылки | оставить сообщение | почта сайта | поиск по сайту | карта сайта
 
  о центре ПРОЕКТЫ ЦЕНТРА рабочие мероприятия аналитика
тематика проектов управление проектами навигация по разработкам ПРОЕКТНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Модернизация российского "профтеха". Тренер BOSCH Вячеслав ПЛЕШАКОВ демонстрирует учебные технологии BOSCH  / © фото Сигма-СИ, 2008-11-19 Модернизация российского "профтеха": учебные технологии BOSCH    / © фото Сигма-СИ, 2008-11-19 Модернизация производственных процессов и операций: сварочные технологии EWM. Дмитрий КУЛАГИН, главный специалист по сварке, Николай СОРОКИН, начальник сварочной лаборатории ("АвтоУАЗ"), Юрий ЮРИН, управляющий проектами центра (ГК Сигма-СИ)    / © фото Сигма-СИ, 2008-11-19 Модернизация производственных процессов и операций: сварочные технологии EWM. Анатолий ФОМИН и Валерий СМОЛЬКИН, мастера производственного обучения, Геннадий НИКОНОВ, главный сварщик (Ремстроймост), Абдулла ЯМБАЕВ, директор профессионального училища    / © фото Сигма-СИ, 2008-11-19
         
Модернизация российского "профтеха": учебные технологии BOSCH    / © фото Сигма-СИ, 2008-11-19 Модернизация производственных процессов и операций: сварочные технологии EWM. Анатолий ФОМИН и Валерий СМОЛЬКИН, мастера производственного обучения, Геннадий НИКОНОВ, главный сварщик (Ремстроймост), Абдулла ЯМБАЕВ, директор профессионального училища    / © фото Сигма-СИ, 2008-11-19 Модернизация производственных процессов и операций: сварочные технологии EWM. Дмитрий КУЛАГИН, главный специалист по сварке, Николай СОРОКИН, начальник сварочной лаборатории ("АвтоУАЗ"), Юрий ЮРИН, управляющий проектами центра (ГК Сигма-СИ)    / © фото Сигма-СИ, 2008-11-19
проекты центра | тематика проектов | управление проектами | навигация по разработкам | проектные разработки |
Модернизация российского "профтеха". Тренер BOSCH Вячеслав ПЛЕШАКОВ демонстрирует учебные технологии BOSCH  / © фото Сигма-СИ, 2008-11-19
   
   
методический кабинет оргпроекта "темпп":
методические исследования и разработки
   
 
содержание страницы
методические исследования
методические разработки
методические основания организации профессиональной подготовки
   
....методические исследования
Виталий СААКОВ, руководитель PRISS-laboratory, оргпроектировщик и аналитик Регионального учебно-технического центра, заместитель председателя Комитета по строительству при Ульяновской торгово-промышленной палате
Виталий Сааков,
руководитель PRISS-laboratory, научный руководитель проектов Регионального учебно-технического центра
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory, научный руководитель проектов Регионального учебно-технического центра
Виталий СААКОВ,
Аналитика и разработка учебных материалов и технологий
техническое задание на рецензирование учебных материалов "роберт бош"
формат Microsoft Word версия для печати
2011-03-31
Соглашение о сотрудничестве Министерства образования Ульяновской области и ООО "Роберт Бош"
Преамбула Соглашения:
Систематическое введение технологий БОШ в образовательную практику российского профессионального образования
Предмет 2.1:
Рецензирование учебных материалов и технической литературы БОШ, предназначенной к использованию в учебном процессе
образовательных учреждений Ульяновской области и других регионов России
ЦЕЛИ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ
определение характера и направлений возможных методических разработок, обеспечивающих мероприятия организационно-технологической модернизации профобразования
указание на аналитический инструментарий для методического наблюдения разноформатной работы тренеров Службы обучения ООО "Роберт Бош"
ЗАДАЧИ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ
оценка дидактической формы и содержания учебных материалов БОШ
- структура изложения
- материал изложения
- перевод (терминологическое соответствие российской практике)
оценка комплектности учебных материалов БОШ
- с точки зрения нормативной полноты, предъявляемой государственной системой профессионального образования (общее обучение и профессиональная подготовка, обучение и подготовка различных ступеней, дополнительное обучение, повышение квалификации и переподготовка)
- с точки зрения новых форм и содержания общего и профессионального обучения (ресурсные центры, центры переподготовки, центры ускоренного обучения, продвинутые курсы, мастер-классы…)
предложения о приведении учебных материалов БОШ к стандартам российской системы профессионального образования
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЦЕНЗИРОВАНИЮ
опора на материалы
- учебная и техническая литература Службы обучения ООО "Роберт Бош"
- нормативные методические положения российской и региональной системы профобразования
- методические заделы проекта "Региональный учебно-технический центр"
постановка методических вопросов
- к форме и содержанию курсов повышения квалификации (18-24 апреля, Ульяновск)
- к работе (целям, средствам, результатам) Службы обучения ООО "Роберт Бош"
- к взаимодействию учебных технологий повышения квалификации и Службы обучения ООО "Роберт Бош"
ПРОДУКТЫ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ
официальные рецензии на учебно-техническую литературу, запрашиваемую ООО "Роберт Бош" и подготовленную специалистами системы среднего и высшего профессионального образования
ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ЗАДАНИЮ
План-карта методической подготовки курсов повышения квалификации
с участием Службы обучения "Роберт Бош"
PRISS-laboratory / интеллектуальное оснащение и сопровождение проектов и предприятий / Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH GMBH / 2008 / оектные разработки/ тематика разработок/ методический кабинет/ План-карта методической подготовки курсов повышения квалификации
© 2011-03-07, В.Сааков
рук.проекта "Региональный учебно-технический центр"
рук. Лаборатории проектирования и исследования СК и СТ-систем
 
  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА И ПРОФПОДГОТОВКА
..методические разработки
Виталий СААКОВ, руководитель PRISS-laboratory, оргпроектировщик и аналитик Регионального учебно-технического центра, заместитель председателя Комитета по строительству при Ульяновской торгово-промышленной палате
Виталий Сааков,
руководитель PRISS-laboratory, научный руководитель проектов Регионального учебно-технического центра
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory, научный руководитель проектов Регионального учебно-технического центра

Виталий СААКОВ,
Методические основания организации профессиональной подготовки
 
1. тренинг эксплуатации техники в индустриальной модели образования формат Microsoft Word версия для печати
2011-06-14
   
Данный материал связан с двумя прошедшими учебными мастерскими в организационном проекте "Учебная мастерская Роберта Боша" (апрель и июнь 2011). Назначение материала - придать необходимую логическую и смысловую полноту мероприятиям данного оргпроекта. Полнота определяется двумя рамками: индустриальной моделью профобразования (СССР), с одной стороны, и принципами Дуальной системы профобразования (Германия), с другой.
Пояснение
Необходимость учета индустриальной модели профобразования (а правильнее - профподготовки) определяется не только историческим наследием индустриального СССР на территории Ульяновской области. Хотя при всем притом, жизненные реалии составлены всецело этим наследием. Это индустриальные гиганты, середнячки и карлики индустрии промышленности строительства Это их придатки в сфере образования, начального, среднего и высшего (см.здесь "К пропедевтике оснащения проф.подготовки"). При этом очевидно, что наши промышленность и ее образовательный сервис еще требуют титанических усилий в их доведении до мировых технологических стандартов второй половины ХХ века.
В противном случае это (и пром и профтех) никакой не ресурс территории, а ненасытные реципиенты, поглощающие и так невеликие наличные ресурсы Ульяновской области (природные, человеческие, хозяйственные, финансовые).
Необходимость учета принципов Дуальной системы лежит в плане управления развитием (учет связан еще и с целым рядом "тонких" политических и идеологических контекстов). Что значит "управление развитием"? Это означает альтернативу функционированию (по определению не предполагающим продуктивных выходов) и мероприятиям, малоосмысленным вне полагаемых и достигаемых целей. Таковой целью и выступают принципы Дуальной системы (но вовсе не образцы и не копии-подобия таковой[1]).
Индустриальная модель образования
К составу технологических и организационных стандартов
Здесь не имеются в виду стандарты вроде ФГОСов, по традиции и инерции причисляемые к общему классу организационно-технологических стандартов. Стандарт - это особый механизм организации взаимодействия, не важно, деталей в машине или людей в деятельности. Поэтому ФГОС - это стандарт в особом и специальном смысле, закрепляющий тот уровень требований, ниже которого и продукт, и сама деятельность перестают быть таковыми. Очевидно, что стандарт как таковой призван поддерживать определенное качество, состоятельность деятельности и продукции, а не предупреждать об их вырождении. Также понятно, с каким вырожденным случаем профподготовки мы сегодня имеем дело, если очередные образовательные стандарты вызывают проблемы не только у самих деятелей профтеха, но и у его управленцев, и у его науки (напр., у института повышения квалификации).
Главной чертой индустриальной модели служит членение профподготовки на этапы. Это есть прямой перенос схемы промышленно-индустриальной технологии из промышленности в образование: от поверностной обработки сырья до все более глубокого передела. Поэтому в индустриальной модели профподготовки не стоят и не могут встать даже самые острые вопросы современности. Минимизация энергозатрат и прочих ресурсов, замкнутость производственного цикла, учет жизненного цикла производственной системы и ее продуктов, экологичность, культурная значимость произведенного[2]… Все эти вопросы ставятся и решаются только в рамках новой индустриальной (неоиндустриальной, постиндустриальной) платформы, но не имеют решения собственно в индустриальном ключе. А если эти вопросы проинтерпретировать к тому же в гуманитарной плоскости (т.е., в плане образования), то значит признать существующую систему профподготовки буквально антигуманной, античеловечной[3] .
Так какие же вопросы ставит индустриальная модель профподготовки? И, соответственно, какие решения-ответы предполагаются от систем профподготовки, развертываемых на ее основе?
Вопросы таковы:
- из чего и как составить профподготовку?
- как в ней учесть требования индустриального производства?
- как соорганизовать взаимодействие того и другого?
Предполагаемые ответы таковы:
- квалификация должна служить основой взаимодействия[4],
- требуется, чтобы квалификация была обеспечена в учебном аналоге реального производства или в самом производстве[5],
- и, наконец, как уже было отмечено выше, подготовка должна члениться на этапы соответственно производственно-технологическим этапам[6].
Вопросы и ответы, связываемые с индустриальной моделью, казалось бы, не вызывают никакого неприятия. Неприятие вызывает сама профподготовка. Причем у всех, кроме деятелей профподготовки, и это по человечески понятно. В чем же дело? Самое поверхностное, и вместе с тем вполне убедительное, объяснение состоит в том, что отечественный профтех слишком, слишком стар[7]. С момента его становления (а это, ни много, ни мало, середина прошлого века) производство обновлялось - организационно и технологически - не единожды. Чего не скажешь о профтехе.
Я не буду здесь вдаваться в причины. Их уяснение осмысленно для совершенно определенных пространственных и временных масштабов. К ним относится проект РУТЦ в целом. А пока для работы мастерской (т.е., для совместных мероприятий продавцов техники и мастеров производственного обучения) это уяснение может быть отодвинуто[8].

Производственная квалификация: смысл и понятие
Но есть один момент, не терпящий отлагательства - это восстановление смысла производственной квалификации. Дело в том, что до тех пор, пока профподготовка самым непосредственным образом входила своими учреждениями в "тело" производства (ФЗУ, училища "на балансе" предприятий, развитые отделы производственного обучения), нужды в объективированном представлении квалификации у работников профобучения не было. Они сами составляли часть производственного коллектива, трудились бок обок, работали над общей задачей. Поэтому одна из веских причин дезорганизации до того единой системы "производство-подготовка" заключена в фактическом (организационном) и институциональном (в т.ч. юридическом и финансовом) разрыве единого технологического процесса "подготовка производства >>> производство".
Профподготовка за редким исключением перестала относиться к технологическому блоку подготовки производства (ответственного за все ресурсы и за все аспекты безопасности производства). Для восстановления смысла и понятия производственной квалификации я воспользуюсь следующей схемой (см. табл.1).

таблица 1   этапы и ступени профподготовки
  общая начальная подготовка начальная специальная подготовка специальная подготовка
содержание
профподготовки
материалы простые и природные композитные и искусственные конструкционные
операции автоматические ручные и механические нетехнологизируемые
конструкции элементарные сложные функциональные

(продолжение следует)

2011 июнь 14
(1) - Принципы социальных, производственных и прочих систем из иной культуры еще возможны к заимствованию, но сами системы в принципе заимствованными быть не могут. На основе заимствованных принципов строятся свои системы, относимые к исходным только и только на основании принципов.
(2) - Не слабый пример к последнему пункту о культурной значимости. По решению ЮНЕСКО любой и каждый автомобиль, выходящий из цехов Porsche, автоматически причисляется к культурным экспонатам современности (следовательно, может быть выставлен в музее).
(3) - Одна из немногих человечных черт регионального профтеха - опека несовершеннолетних и охрана их прав. Да и эта протосоветская черта на фоне современных подходов к выходцам из "низких" социальных слоев выглядит уже не только анахронизмом, но и противоречием и Конституции, и региональным декларациям прав человека. Если не более того, т.к. вопреки идее равных возможностей закрепляет выходцев в среде их родителей-пролетариев. А это уже походит если и не на злой умысел, то на скверную шутку: родители-пролетарии мечтают сделать из своего чада человека, а местный профтех, противодействуя им, стремится закрепостить в пролетариях (ни в какие времена не считаемых полноценными людьми, ибо отсутствие собственности влечет за собой отсутствие ответственности).
(4) - Вот только нужно восстановить стершийся смысл и подзабытое понятие квалификации (и деятелями профподготовки, и деятелями производства). Пока же отмечу, что квалификация принадлежит к роду стандартов.
(5) - А так как "одну и ту же" квалификацию можно получить различными способами, то профподготовка убеждает производство в адекватности поставляемых производству квалификаций, производимых далеко не на производственных аналогах. Но тут спасает т.н. "производственная практика". В ней, якобы, и удается обеспечить искомое соответствие.
(6) - С одной стороны, это требование диктуется самой идеей квалификации, с другой - целью не дать производителю квалификаций поставить что-либо "лишнее".
(7) - Как в беззлобном анекдоте на излете социализма - "суперстар".
(8) - Отодвинуто до той поры, когда департамент профобразования и местный институт повышения квалификации реально смогут воспользоваться разработками Центра. Следует признать, что это далеко не просто. Поэтому перед Центром еще стоит задача приведения инструментального значения разработок в соответствие с возможностями института и департамента.
 
 
проекты центра | тематика проектов | управление проектами | навигация по разработкам | проектные разработки |
главная | новости и обновления | важные ссылки | оставить сообщение | почта сайта | поиск по сайту | карта сайта
 
  администратор сайта поиск по сайту карта сайта
  © Подготовлено: Виталий СААКОВ и PRISS-laboratory, 2011 июнь 14 Опубликовано: PRISS-laboratory / РУТЦ, 2011 июнь 14
    Обновлено: PRISS-laboratory / 2020 май 04
2015 сентябрь 24
2014 декабрь 03
РУТЦ, 2012 июнь 06
PRISS-laboratory / интеллектуальное оснащение и сопровождение проектов и предприятий / Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH GMBH / 2008 / оектные разработки/ тематика разработок/ методический кабинет/ План-карта методической подготовки курсов повышения квалификации