главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Московский методологический кружок / Школа культурной политики / Летние методологические школы  
Виталий СААКОВ
ДИЗАЙН КАК МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ XXI ВЕКА
Летняя Методологическая школа / доклад группы "Дизайн", Юрмала, 25 августа 2017
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
 
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в разделш Летние методологические школы  
содержание разделаш Дизайн: метадеятельность XXI века  
    Дизайн в ряду инстанций, ответственных за положение дел в мире
 
    Схематизированное представление дизайна  
      - дизайн как деятельность  
      - дизайн как искусство  
      - дизайн как инженерия  
    Дизайн как открытый контур и организационная платформа технологий мышления  
      - дизайн и его платформа  
      - дизайн и повестка дня  
         
     
     
     
  программа Школы - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/Jurmala_method-school_2017_programm.htm
доклад в Facebook - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1681728545205110&id=100001039424801
 
Дизайн в ряду инстанций, ответственных за положение дел в мире  
Таковой ряд задается базовыми модусами, а далее базовыми моделями процессов и механизмов, исчерпывающе образующих и складывающих наш мир как мир вещей и знаков. Один модус - это модус естественного, другой - искусственного. С первым связываются процессы и механизмы осуществления, со вторым - процессы и механизмы проектирования.
В результате первых мир представлен констелляциями вещей и знаков, осуществившихся вне и помимо наших на то замыслов, в результате вторых - вещами и знаками как реализациями задуманного. Тем не менее, полнота вещей и знаков мира с необходимостью предполагает третий модус - искусственно-естественного и соответствующую фокусировку на процессах и механизмах, также "населяющих" мир вещами и знаками. В данной фокусировке они определяются как конфигурации, а сами процессы и механизмы как дизайн. Согласно предыдущему, дизайн в данном ряду, рассматриваемый в организационном плане, производит свои продукты только и только из материала констелляций и реализаций. При этом материал полагается пока без учета его актуальной формы, а также исторической и культурной связанности условиями и обстоятельствами процессов осуществления и проектирования. Способы учета далее будут рассматриваться одной из важнейших характеристик дизайна.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
Схематизированное представление дизайна  
(А) дизайн как деятельность  
 
рисунок А
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Мировые проблемы. Повестка дня / ДИЗАЙН КАК МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ XXI ВЕКА / доклад группы "Дизайн", Юрмала, 25 августа 2017 / Дизайн принадлежит миру деятельности и в этом плане не отличен от любой другой деятельности. Для его схематизированного представления здесь достаточно отметить следующее. Дизайн, как и любая другая деятельность, включает в себя знание о материале своей преобразовательной деятельности. Это знание нормативно и постольку предполагает предзаданные границы и способы обращения к материалу и обращения с ним: в его изыскании, а также в его извлечении из связанного формой/конструкцией состояния и, соответственно, в его применении, т.е. в связывании другой формой/конструкцией (т.н. материаловедение) . Отмеченные моменты есть сокращение "полной" схемы акта деятельности (мыследействования)
© priss-laboratory, 2017 август
  Дизайн принадлежит миру деятельности и в этом плане не отличен от любой другой деятельности (рисунок-А). Для его схематизированного представления здесь достаточно отметить следующее. Дизайн, как и любая другая деятельность, включает в себя знание (верхняя часть рисунка) о материале (стрелки в нижней части) своей преобразовательной деятельности. Это знание нормативно и постольку предполагает предзаданные границы и способы обращения к материалу и обращения с ним: в его изыскании, а также в его извлечении из связанного формой/конструкцией состояния и, соответственно, в его применении, т.е. в связывании другой формой/конструкцией (т.н. материаловедение)(1). Отмеченные моменты есть сокращение "полной" схемы акта деятельности (мыследействования)(2).
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
(Б) дизайн как деятельность искусства  
 
рисунок Б
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Мировые проблемы. Повестка дня / ДИЗАЙН КАК МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ XXI ВЕКА / доклад группы "Дизайн", Юрмала, 25 августа 2017 / Специфика дизайна-как-деятельности состоит в том, что он регулируется не только нормой деятельности, но и ее образом (рисунок-Б). Следовательно, дизайн не только воспроизводится благодаря транслируемой и реализуемой норме, но и видоизменяется сгенерированным образом. Таковую деятельность принято называть искусством. Под воздействием/влиянием образа "мир" уже не воспринимается в прежнем виде: меняется исходная "оптика". И, что более важно, "оптика" зачастую становится множественной. Тогда деятельности "открывается вид" на множество разнородного материала (стрелки вверху), годного для одной и той же формы/конструкции
© priss-laboratory, 2017 август
  Специфика дизайна-как-деятельности состоит в том, что он регулируется не только нормой деятельности, но и ее образом (рисунок-Б). Следовательно, дизайн не только воспроизводится благодаря транслируемой и реализуемой норме, но и видоизменяется сгенерированным образом. Таковую деятельность принято называть искусством. Под воздействием/влиянием образа "мир" уже не воспринимается в прежнем виде: меняется исходная "оптика". И, что более важно, "оптика" зачастую становится множественной. Тогда деятельности "открывается вид" на множество разнородного материала (стрелки вверху), годного для одной и той же формы/конструкции (стрелка внизу)(3).
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
(В) дизайн как инженерная деятельность  
 
рисунок В
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Мировые проблемы. Повестка дня / ДИЗАЙН КАК МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ XXI ВЕКА / доклад группы "Дизайн", Юрмала, 25 августа 2017 / Следующим схематизмом (рисунок-В) дизайн наряду с искусством специфицируется также как инженерная деятельность. Преобразовательное отношение к "миру" у дизайна сродни инженерному. Это, во-первых, внимание к "естественным" процессам и механизмам (см. начальный пункт "Дизайн в ряду инстанций, ответственных за положение дел в мире"). И, во-вторых, претензия на всеохватность предметного мира, подтверждаемая предложением ему множества новых форм/конструкций. Последнее позволит далее категоризовать дизайн как подход.
© priss-laboratory, 2017 август
  Следующим схематизмом (рисунок-В) дизайн наряду с искусством специфицируется также как инженерная деятельность. Преобразовательное отношение к "миру" у дизайна сродни инженерному. Это, во-первых, внимание к "естественным" процессам и механизмам (см. начальный пункт "Дизайн в ряду инстанций, ответственных за положение дел в мире"). И, во-вторых, претензия на всеохватность предметного мира, подтверждаемая предложением ему множества новых форм/конструкций (нижний ряд стрелок)(4).
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Мировые проблемы. Повестка дня / ДИЗАЙН КАК МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ XXI ВЕКА / доклад группы "Дизайн", Юрмала, 25 августа 2017 / Следующим схематизмом (рисунок-В) дизайн наряду с искусством специфицируется также как инженерная деятельность. Преобразовательное отношение к "миру" у дизайна сродни инженерному. Это, во-первых, внимание к "естественным" процессам и механизмам (см. начальный пункт "Дизайн в ряду инстанций, ответственных за положение дел в мире"). И, во-вторых, претензия на всеохватность предметного мира, подтверждаемая предложением ему множества новых форм/конструкций. Последнее позволит далее категоризовать дизайн как подход.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
Дизайн как открытый контур и организационная платформа технологий мышления  
дизайн и его платформа  
 
схема из Установочного доклада
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Мировые проблемы. Повестка дня / ДИЗАЙН КАК МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ XXI ВЕКА / доклад группы "Дизайн", Юрмала, 25 августа 2017 / Последнее обеспечивается платформой, на которой развертываются разного рода практики уникализации/универсализации(5). Возможности данной платформы в отношении означенных практик отчасти обусловлены, что вполне очевидно, всегда комплексными занятиями дизайна - одновременно художественными и техническими, а также комплексностью его профессионального образования - также художественного и технического. Не вполне очевидно то, что решающими здесь все же выступают процедуры т.н. конфигурирования (Г.П.Щедровицкий "Синтез знаний: проблемы и методы").
© Ник.Верховский, 2017 август; priss-laboratory, 2017 сентябрь
  Последнее обеспечивается платформой, на которой развертываются разного рода практики уникализации/универсализации(5). Возможности данной платформы в отношении означенных практик отчасти обусловлены, что вполне очевидно, всегда комплексными занятиями дизайна - одновременно художественными и техническими, а также комплексностью его профессионального образования - также художественного и технического. Не вполне очевидно то, что решающими здесь все же выступают процедуры т.н. конфигурирования (Г.П.Щедровицкий "Синтез знаний: проблемы и методы").
На допустимость подобного сопоставления дизайнерского мышления с эпистемолого-методологическим указывает уже не столько комплексный, сколько меж- и надпредметный характер занятий дизайна. А сами процедуры, предпринимаемые дизайном в составе метода конфигурирования, с необходимостью предполагают опору на определенные технологии мышления(6). Постольку изображение дизайна в качестве контура и платформы технологий мышления выполнено на основе схемы из Установочного доклада (Ник.Верховский, 19 августа 2017).
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Мировые проблемы. Повестка дня / ДИЗАЙН КАК МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ XXI ВЕКА / доклад группы "Дизайн", Юрмала, 25 августа 2017 / Последнее обеспечивается платформой, на которой развертываются разного рода практики уникализации/универсализации(5). Возможности данной платформы в отношении означенных практик отчасти обусловлены, что вполне очевидно, всегда комплексными занятиями дизайна - одновременно художественными и техническими, а также комплексностью его профессионального образования - также художественного и технического. Не вполне очевидно то, что решающими здесь все же выступают процедуры т.н. конфигурирования (Г.П.Щедровицкий "Синтез знаний: проблемы и методы").
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
дизайн и повестка дня  
 
дизайн как контур и платформа технологий мышления
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Мировые проблемы. Повестка дня / ДИЗАЙН КАК МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ XXI ВЕКА / доклад группы "Дизайн", Юрмала, 25 августа 2017 / Первые в числе технологий мышления - это схематизация и объективация. Говоря о схематизации, из числа ее техник в первую очередь подразумевается знакотехника(7). Наряду с предметно-профессиональной ролью знакотехники в дизайне как искусстве и инженерии, она берется преимущественно со стороны методологического конструирования. А техники объективации (и, соответственно, предметизации) в данном случае направлены преимущественно на процессы осуществления(8) с их организованностями в виде осуществившихся констелляций.
© priss-laboratory, 2017 сентябрь
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Мировые проблемы. Повестка дня / ДИЗАЙН КАК МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ XXI ВЕКА / доклад группы "Дизайн", Юрмала, 25 августа 2017 / Первые в числе технологий мышления - это схематизация и объективация. Говоря о схематизации, из числа ее техник в первую очередь подразумевается знакотехника(7). Наряду с предметно-профессиональной ролью знакотехники в дизайне как искусстве и инженерии, она берется преимущественно со стороны методологического конструирования. А техники объективации (и, соответственно, предметизации) в данном случае направлены преимущественно на процессы осуществления(8) с их организованностями в виде осуществившихся констелляций.
  Первые здесь из технологий мышления - схематизация и объективация. Говоря о схематизации, из числа ее техник в первую очередь подразумевается знакотехника(7). Наряду с предметно-профессиональной ролью знакотехники в дизайне как искусстве и инженерии, она берется преимущественно со стороны методологического конструирования. А техники объективации (и, соответственно, предметизации) в данном случае направлены преимущественно на процессы осуществления(8) с их организованностями в виде осуществившихся констелляций.
В процессуальной действительности дизайн теперь может быть уподоблен знаковой и технической инженерии: помимо запуска "искусственных" процессов, он втягивает в свои пространственные конструкции(9) процессы "естественные" и, тем самым, организует их воспроизведение. Тогда в действительности организованностей материала становится возможным конфигурирование результатов проектирования и осуществления - соответственно, реализаций и констелляций.
(…)(10).
И в заключение. Проблемы, как вызовы и/или угрозы, различной масштабности и локальности не в последнюю очередь обусловливаются, если схематично, несовпадением трасс сценирования (см. схему установочного доклада) и осуществления(11) (см. схему дизайна). Дело не в том, что подобное несовпадение принципиально и потому неизбежно: дело в его "разбеге".
(...)
   
   
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
   
  (1) - В практических упражнениях знаменитой британской Bartlett School традиционный материал "пропускается" через современное технологическое оборудование, а современный материал - через традиционное кустарное. Это материаловедение закладывает основу дизайна-как-искусства и дизайна-как-инженерии. А если "материал" и "оборудование" в данном примере рассматривать в самом широком смысле, распредмеченно, то в методике Bartlett School вполне содержится идея и схематизм дизайна-как-метадеятельности.  
  (2) - См. здесь - http://priss-laboratory.net.ru/S.C.H.E.M.E.S.-/museum-schemes_17.htm#schemes  
  (3) - Здесь возникает тема взаимоотношения и взаимовлияния нормы и образа: нормативность образа и образность нормы, переинтерпретация и перекодировка нормативного "мира" под воздействием образа, образование нормативных и нормирующих комплексов "мира": "Москва - третий Рим", "дом - машина для жилья", "платформа"… Особо подчеркну, что образ, зачастую метафорический, в данном случае к метафоре не сводим.  
  (4) - Последнее позволит далее категоризовать дизайн как подход.  
  (5) - Имя данным практикам подсказано докладом Марата Гельмана, 21 августа 2017.  
  (6) - Данный вывод безусловно правомерен, т.к. делается почти на тридцать лет позже публикации статьи Г.П.Щедровицкого и, более того, после ряда Летних методологических школ по технологиям мышления.  
  (7) - См. о знакотехнике: IV семинар по эпистемологии, доклад А.П.Зинченко "Проспект учебного пособия по курсу "Практическая знакотехника" - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/epistem_1994_2-1_zinchenko.htm, статья А.П.Зинченко "Ремесло методолога" - http://www.fondgp.ru/lib/mmk/144/A.P._Zinchenko_Remeslo_metodologa.doc, В.В.Сааков "К проекту СМД-визуализации" - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/smd-scheme_vizualization-in-methodology_project_2013.htm#content и др.  
  (8) - В схеме Ник.Верховского на их месте представлены сценарные процессы.  
  (9) - Напомним, немалую роль в придании пространственных свойств мыслительным и материальным конструкциям дизайна принадлежит образности - см. выше о дизайне как искусстве (в том числе художественном).  
  (10) - Петр Щедровицкий на этом месте сделал следующее замечание: не нужно вводить дизайн на схеме Верховского, нужно сразу схематизировать дизайн как метадеятельность. Обсуждение этого момента было остановлено окончанием вечернего заседания.  
  (11) - На исходной схеме шага в развитии аналогичные процессы означаются как "естественная эволюция".  
   
   
.
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, август-сентябрь 2017, Юрмала-Ульяновск
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 20 сентябрь 2017

последнее обновление/изменение
26 декабрь 2017
30 сентябрь 2017
28 сентябрь 2017
27 сентябрь 2017
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Образовательные проекты/ Курсы проектирования/ Методические заметки/ Строение пространства работ над учебным заданием "проект клуба"/ развертывание проектных работ PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Образовательные проекты/ Курсы проектирования/ Методические заметки/ Строение пространства работ над учебным заданием "проект клуба"/ развертывание проектных работ Категориально-онтологически позиционирование и самоопределение (человека-деятеля) размещены в границах "мир культуры - мир социального". Таким образом задается соответствие с фундаментализмом системодеятельностного подхода, выраженного схемой "Трансляция культуры и воспроизводство деятельности. Организационно-деятельностно позиционирование и самоопределение задают пределы, с одной стороны, "мира культуры" и, с другой, "мира социального". Такова их системомыследеятельностная трактовка вообще, а здесь трактовка в контексте "технологий мышления"(1). Позиционирование интендирует себя в "культуру", размещаясь в ней как знак-позиция "мира культуры"(2). Это также следует понимать в соответствии с указанной выше схемой и намечаемыми Школой положениями "технологий мышления". И с этими же соответствиями следует понимать, что самоопределение интенционально относит себя в "социальное", располагаясь в нем как позиция, определенным образом значимая для "мира социального" PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Мировые проблемы. Повестка дня / ДИЗАЙН КАК МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ XXI ВЕКА / доклад группы "Дизайн", Юрмала, 25 августа 2017 / Дизайн принадлежит миру деятельности и в этом плане не отличен от любой другой деятельности. Для его схематизированного представления здесь достаточно отметить следующее. Дизайн, как и любая другая деятельность, включает в себя знание о материале своей преобразовательной деятельности. Это знание нормативно и постольку предполагает предзаданные границы и способы обращения к материалу и обращения с ним: в его изыскании, а также в его извлечении из связанного формой/конструкцией состояния и, соответственно, в его применении, т.е. в связывании другой формой/конструкцией (т.н. материаловедение) . Отмеченные моменты есть сокращение "полной" схемы акта деятельности (мыследействования) PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Летние методологические школы / Мировые проблемы. Повестка дня / ДИЗАЙН КАК МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ XXI ВЕКА / доклад группы "Дизайн", Юрмала, 25 августа 2017 / Специфика дизайна-как-деятельности состоит в том, что он регулируется не только нормой деятельности, но и ее образом (рисунок-Б). Следовательно, дизайн не только воспроизводится благодаря транслируемой и реализуемой норме, но и видоизменяется сгенерированным образом. Таковую деятельность принято называть искусством. Под воздействием/влиянием образа "мир" уже не воспринимается в прежнем виде: меняется исходная "оптика". И, что более важно, "оптика" зачастую становится множественной. Тогда деятельности "открывается вид" на множество разнородного материала (стрелки вверху), годного для одной и той же формы/конструкции