главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории    
Виталий СААКОВ
Про образование
1990
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
   
     
       
     
     
На трудную историю нашей страны я пытаюсь смотреть как на строительство жизни. Не как на историю жизни, а именно ее строительства. И только в таком рассмотрении она предстает мне позитивной, чем и должна представать история, освобождаясь от наносной экстраординарности и необычности. Все человечество испокон веков делится на живущих и строящих жизнь. Жили древние египтяне и китайцы, и им запрещалось под страхом смерти не то что строить жизнь, а даже задумываться над этим. И не было более стабильных, устойчивых и вне-временных устройств жизни. Строителями же ее были древние греки и римляне - философы, политики и просто "труженики". И нет более яркой и живой истории.
Наша страна в 20-е годы дала целый веер жизнестроительных идей. "Пища" для них была приготовлена задолго до революционных событий, и все последующее есть лишь отдельные этапы и фрагменты грандиозного плана строительства жизни. Пытаемся строить жизнь и мы, здесь, в нашей области. Подчеркну, что пытаемся строить, а не пробуем жить. Что значит "жить"? Да наслаждаться ею, подчиняться ее особому течению, испытывать удовлетворение от ее устойчивости и стабильности, от уверенности в завтрашнем дне. Нет, этими чувствами, скорее всего, был охвачен древний китаец, и были у него все основания для подобных чувств. Нами эти чувства не могут быть поняты, поскольку не могут быть прожиты. Мы - строители жизни.
Спрашиваю себя: что значит "строить жизнь", что значит вообще "строить"? Ответ может быть развернут двояким образом. Первое. Либо мы полагаем, что "жизнь" такая, какая она есть, никуда не годится, что это просто не жизнь и необходимо что-либо предпринимать для ее исправления, например, ПЕРЕстроить ее. Второе. Мы набираемся духу и утверждаем, что ее не было и нет. Казалось бы, между первым и вторым всего лишь эмоциональный нюанс, но для меня - логическая пропасть. Для первого случая необходимы реформаторство, новации, перестройка тех или иных фрагментов жизни с целью их "оживления". Во втором случае все наши устремления, помыслы и действия будут под знаком окаянства от осознания себя в роли Творца. Я склонен считать, что мы сегодня (и вчера, и завтра) жизнь строим, а не перестраиваем. Конечно, это рискованный счет, он напрочь отметает любые предположения о наличии, существовании пусть и неустроенной, но все-таки жизни, жизни людей, самих людей и всего людского.
На время я готов допустить это как частный взгляд, но имеет он под собой весьма веское основание. Если еще можно спорить о том, что непосредственно представлено нашим глазам - "наличие или отсутствие жизни на…", то основания моей точки зрения бесспорны. Спорить же будут "отцы" города и области, спорить будут родящие и растящие детей - пусть их спорят. Я вообще не о том, что представлено их глазам. Я об основаниях. У нас отсутствует основание жизни и одновременно ее важнейший инструмент - образование.
Я напрямую связываю саму возможность жизни с фактом образования. Речь не о его имитации, этого предостаточно. Ведь даже те, кто еще совсем недавно отстаивал чистоту и нерушимость высоких ректорских, деканских и пр. стен, сегодня усомневают само их наличие, видя их эфемерность и фиктивность. Да, мы все более убеждаемся в анти-жизненности форм "образования", одетых на всю страну, подчиняющих все и вся непонятно каким целям, какому идеалу, какому устройству жизни и жизни ли…
Теперь отставим столь высокий тон. Эти первые несколько абзацев, думаю, сделали свое дело. Склонный задумываться задумался, а не приемлющий размышления отодвинул все это в сторону. И я с удовольствием оставляю его в покое (ох! если бы в жизни была возможность вот также оставлять в покое не приемлющих размышления, ратующих "за практические дела", мы бы сделали гигантский скачок на пути прогресса). Итак, думаю, что эмоции сыграли свою роль, теперь немного поразмышляем по поводу образования. Сразу отбрасываю любые домыслы о связи образования с грамотностью, не будем путать ликвидацию безграмотности (вплоть до ликвидации неграмотных) с образованием страны. Нe будем путать образованного человека со специалистом. Как показал пример нашей страны, развернуть систему подготовки специалистов - дело, мягко говоря, немудреное. Сегодня мы имеем самую мощную такую систему в мире, "всасывающую" в себя и "выбрасывающую" в заводские цеха, лаборатории институтов, кабинеты учреждений миллионы специалистов.
Этот же пример показывает, что развертывание такой системы может уложиться в считанные годы и не требует значительных материальных, интеллектуальных и нравственных затрат от своих создателей. Более того, поддерживать ее в "рабочем" состоянии не так уж сложно, и для этого не требуются образованные, достаточно тех же специалистов.
Но вот сегодня мы с этой системой "образования", что называется, уперлись в … пустоту. И если можно так сказать, то мы здорово врезались, ударились, ушиблись. Самый сильный удар, по телу и по чувствам, производит именно пустота, производя опустошенность. А как же иначе? На протяжении десятков лет предполагать, что имеешь дело с "нечто" и вдруг оказывается, что с фикцией, пустотой. Тысячи спецов-педагогов - и нет воспитания, десятки, сетки тысяч спецов-инженеров - и самые отсталые технологии, сотни тысяч, миллионы спецов-строителей - и нет жилья. И так во всем.
Вот вопрос, требующий честного и принципиального ответа. Что мы собираемся гуманитаризировать - вот это пустое место? Что собираемся компьютеризировать - это же пустое место? Что мы собираемся реформировать и перестраивать, интенсифицировать и оптимизировать, повышать и ускорять..? Обратите внимание на этот словарь, не ему ли мы обязаны в первую очередь пустотой?
А вот вопрос в продолжение. А что строит или собирается строить город или область? И кто собирается строить? И для кого? Ведь если строить, то только жизнь, и если строить, то только образованным и для образованных. Иначе это будет не жизнь, а опять же ее ожидание, ее предвкушение, и опять состояние неудовлетворенности, лишений, борьбы и трудностей.
Чтобы не увести ответы в сторону, например, за счет ссылок на экономику, на задачи, требующие немедленного разрешения, на отсутствие материально-технической базы и пр. и пр., я выскажу следующую мысль: жизнь - есть образование, и образование есть жизнь. Идея, а также подтекст здесь довольно просты. Ссылки на экономические трудности, на материально-техническую базу, необходимость компьютеризации и гуманитаризации есть только и только непонимание, нежелание и боязнь образования. Действительно, образование не требует капвложений (или таких вложений, которое требует компьютеризация пустого места), образованию не нужны ни материальная, ни техническая базы, нет необходимости и в его гуманитаризации. Скажу даже еще резче: ему не нужны реформы и перестройки. Если есть образование, то оно есть, если его нет, то нет.
Мне понятны усилия городских властей, тружеников "на ниве" образования". Столько работы, столько забот! Какие планы и программы!
И все это для того, чтобы… Не поворачивается язык сказать, чтобы наши дети и дети наших детей были образованными. Нет, все это для того, чтобы наши дети и дети наших детей были специалистами. Чтобы заводские цеха, лаборатории, кабинеты могли нас использовать со 100% к.п.д. Ведь все беды нынешнего "образования" связываются с невозможностью использовать нас и наших детей подобным образом. Но, простите, при чем здесь собственно образование? Уже в древнем Риме понимали, что ни при чем, связывая необходимость получения образования с возможностью занятия политикой. Можно даже провести аналогию, пусть несколько натянутую, что и сегодня дело обстоит именно таким образом. Иначе морская пехота не расстреливала бы американских студентов, южно-корейские университеты не штурмовались бы полицией, а Франция не оказалась бы на пороге революционного взрыва в 60-е годы, т.е., буквально вчера.
Путь к образованию может показаться опасным. И это справедливое опасение, поскольку оно делает человека свободным, делает гражданином, делает космополитом. Такой человек поистине опасен, когда жизнь подменена социальной регламентацией, когда учишься в школе, чтобы поступить в ВУЗ, в ВУЗе учишься, чтобы… Малейшее проявление свободы чревато выбиванием из предуготовленной колеи и социальной изоляцией, отчуждением.
Выбор велик: психиатрическая больница, лагерь, исключение из партии, профсоюза, ярлыки и т.д. Также может показаться, что путь к образованию и путь к анархии идут рядом. Я готов даже это принять, но при условии, если отказаться от штампов. Да, образование делает человека свободным, а анархия являет собой свободу как ценность. Да, свобода, т.е. анархизм, разрушительна. Но где? Там, где человек опутан по рукам и ногам мелочной регламентацией, где можно существовать, только встроившись в "систему распределителя", контролируемого то ли кем-то сверху, то ли контролирующего себя самого. А распределяется все: членство в партии, место и качество жилья, заработная плата, должности и звания, одежда и питание, гаражи и дипломы по специальности, машины для гаражей и мировоззрение... В такой системе образование тождественно анархизму. Что-либо должно взорваться: или такое устройство "жизни" или свобода как образование. Пока "жизнь" выигрывает. Образование же пока может только сниться, или же рядиться в наряды гуманитаризации, компьютеризации, индивидуализации.
Но, простите, при чем здесь анархия? Какое отношение имеет к ней образование? Пока "жизнь" представляет собой мелочную опеку, распределение необходимого и перераспределение дефицита, то ни одно слово, ни одно понятие не может нести в себе собственного смысла. Есть только мир слов-перевертышей, слов-обманок, слов-капканов, слов-сетей.
Слова "образование", "профессия", "жизнь", "анархия" - все перевернуто, искажено, закамуфлировано. Не способствует восстановлению их смысла ни впечатляюще смелая публицистика, ни судорожные экскурсы в "историю мировой культуры", предпринимаемые в ВУЗах.
Чтобы говорить действительно об образовании, прежде всего необходимо восстановить смысл слов и понятий. Это тем более необходимо, когда набираемся духу строить жизнь. От этого избавлены те, кто живет, ибо только жизнь с необходимостью соединяет слова-знаки и слова-смыслы, и то, что стоит за смыслом, то, что он ухватывает в реальности, не оставаясь пустышкой, обманкой, перевертышем. Мы не только не можем быть избавлены от этого, поскольку нет жизни, которая бы сделала это за нас, нам еще не жившим это делать, нам строящим жизнь недопустимы слова-обманки и слова-перевертыши, нам недопустимо построить очередную фикцию. Первейшая задача образования - обеспечить жизнь словам в соответствие с их смыслом и значением. И это есть первейшее условие нашей жизни, а не нашего (само)обмана. А мифов и легенд мы построили достаточно, так что они не оставили для жизни просвета. Еще Гессе в свое время отметил грядущую "фельетонистскую эпоху", в которой главным будет слово-значок, слово-заменитель реального, жизненного, в которой жизнь будет подменена игрой слов. Более страшную действительность нарисовал Оруэлл. Важно, что то и другое создается из слов, слово является и строительным материалом жизни и ее фикции. Вначале было слово…
Итак, важнейший строительный материал - слово. Взять же его, приобрести можно только в сфере образования, которая в свою очередь является собственно мастерской жизни. Но о какой мастерской, простите, можно говорить, когда используемый нами "строительный материал" лучше держать от нее подальше, а то как бы чего не вышло. А ведь вышло же в Ленинакане, и факт этот теперь знаменателен и признан всеми - строительный материал, используемый нами, не должен быть используем для строительства, преступление его использовать. Мы же, точно также, как в Ленинакане цемент, везде и повсюду используем дефектный, лживый строительный материал. В том числе и слово, в том числе и человека. Строитель коммунизма оказался ложью и выдумкой. Учитель - ложь и выдумка, инженер, врач, рабочий…
Так кто же и из чего строит жизнь? Ни экономика, ни производство, ни политика, ни хозяйство жизнь не строят. В крайнем случае, они могут выступать в качестве второстепенных подручных средств на стройплощадке жизни. Самой же стройплощадкой жизни, ее главным инструментарием является образование. Пусть это звучит фразой, даже демагогической. Кто ее так слышит, пусть так и слышит, не к нему разговор. Но фраза проста до банальности, до очевидности. Действительно, носителем жизни, ее проявлением является человек, но не как "форма существования белковых тел", и не как часть сложной, даже такой сложной как у японцев, техники, а как носитель и вместилище идей, идеального мира, т.е. совершенного, лучшего из всех возможных и существующих.
Слово "образование" здесь говорит само за себя - ОБРАЗ и ОБРАЗОВАНИЕ, ОБРАЗОВЫВАНИЕ, т.е. вхождение в образ, задуманный и, следовательно, идеальный, и следовательно - самый лучший и совершенный. Кто сегодня из педагогов средней и высшей школы, а также детского сада, задает подобный образ и обеспечивает своему воспитаннику, ученику, студенту вхождение в него.
Смешон и горек такой вопрос. Современный педагог почему-то решил (а вернее, его так воспитали), что ОБРАЗ человека "изготовляется" где-то там, наверху, кем-то наделенным такой ответственностью свыше. Я готов принять такое положение дел, но и квалифицировать тогда надо его соответственно - как мифологию или религию, где есть силы "высшие" и "низшие". Если серьезно, то мы недалеко ушли от такого устройства мира. И все бы ничего, обеспечивало же оно приличную жизнь древним грекам, да и китайцы восставали (т.е. устраивали революции) всего раз в несколько столетий, гораздо реже нас. Думаю, потому что поводов у них было меньше нашего. И бог с ним, что педагог ждет "откровения" свыше, не каждому же учителю и преподавателю создавать образы человека и не просто человека, а века, эпохи и вводить в них своих питомцев. Страшно то, что Педагогика как Деятельность и как Дух оказалась отчуждена от учителя. И в этом смысле сегодня нет людей, поскольку нет их образов и нет того "вождения мальчика" к образу, что буквально означает слово "педагогика".
Вернемся к вопросу, заданному чуть выше. Пока строить жизнь некому и не из кого. Ну что ж, нам не привыкать, не жили и еще не поживем. А наши дети, а дети наших детей..? Неимоверная сложность ЖИЗНЕСТРОИТЕЛЬСТВА нами еще не осознана. До сих пор приходится слышать о необходимости трудиться и трудиться еще лучше, о повышении трудовой дисциплины, о преумножении товаров и продуктов. Слов нет, это все надо. Но кто знает, что именно надо, и сколько и кому? Кого будем экспроприировать следующего, поскольку потребности (то бишь, аппетиты) наши все растут и растут, а трудовая дисциплина падает и падает, товары и продукты исчезают, технологии отстают и отстают. Рискну утверждать, что мы гораздо больше бы выиграли, если бы остановили гигантскую производственную машину нашей страны, достаточно ей перемалывать природные и человеческие ресурсы и мучиться в поисках утилизации своих выбросов (на склад, на свалку, на талоны, на списание, на утиль…). Остановить эту машину уже нужно потому, что она машина производственная, а не СТРОИТЕЛЬНАЯ (только пусть не возникает здесь прямых ассоциаций и аналогий со станками и бульдозерами), потому, что жизнь нельзя производить, ее можно только строить. Но что такое "строить"?
Наши предки с ответом бы не затруднились, поскольку связывали строительство с Троицей, страиванием. Вдуматься только! Деятельность, в которой соединяются три откровения, три сущности: Бог-отец, Бог-сын и Св.Дух.
Давайте уйдем на время от нашего конкретного мышления и представим такое действо людей, в котором что-либо творимое, создаваемое, порождаемое (как отец сына, как воплощение в творимом самого себя, себе подобного, с собой соизмеримого) осуществляется в высшей мере одухотворенно, осмысленно (под знаком, в лоне "святого духа"). Как не вспомнить опять Гессе. Искал ли он корни сТРОИтельства или нет, но понимал, что когда исчезает духовность, то перестает расти хлеб, а поезда сходят с рельс.
Теперь давайте от образов и метафор перейдем к рациональному. Что рационального несет в себе строительство-как-деятельность? Что предполагает и какие возможности предоставляет? Сравним следующее: производство лекарств и строительство здоровья. То же самое: производство специалистов и строительство образования. В чем различие здесь, или это игра слов? Не игра слов. Хотя бы потому, что производство всегда выпускает, что называется, детали. И в этом его главный и глубокий смысл. И здесь не встает и не должен вставать вопрос о том, кто и как будет складывать из них "систему", т.е. целостность, которая, видимо, присуща жизни. Где-то эту целостность складывает с переменным успехом рынок, где-то история с сопутствующими им масштабами времени.
Строительство отлично в этом смысле от производства в корне. Нельзя произвести Город, его можно только построить, нельзя произвести Хозяйство, а только строить. Нельзя произвести Государство…
Строительство отлично от производства, во-первых, масштабностью деятельности, времени и пространства. Во-вторых, многообразием втягиваемого на стройплощадку. В-третьих, у него нет "входа" и "выхода", как у производства, а все осуществляется как бы едино - единовременно, единопространственно. Есть странный термин - "протребление", в котором некоторым образом соединяется то, что мы привыкли называть "производством" и "потреблением". Даже не соединены или связаны, т.к. это предполагает когда-то и где-то их разъединенность, нет, это изначально единое "протребление". На самом деле, город строится, чтобы был город, само строительство города - и есть город. Если есть город - то он строится, если строится - то город. И в-четвертых, если и обращаться к термину "продукт", привычно связываемому нами с производством, то "продуктом" строительной деятельности является сама эта деятельность и, следовательно, сам "продукт" соизмерим, сомасштабен деятельности, как бы его "производящей". Это важный момент.
Здесь я ввел бы еще одно тождество, а именно, ОБРАЗОВАНИЕ ТОЖДЕСТВЕННО СТРОИТЕЛЬСТВУ. Taкже справедливо, поскольку предыдущее есть тождество, и обратное ему. У образования, как и у строительства, не может и не должно быть продуктов. Глупо представлять "продуктом" образования образованного человека. ОБРАЗОВЫВАНИЕ постольку необходимо, поскольку должно быть ОБРАЗОВЫВАНИЕ.
Добавил сюда бы в качестве следствия остальные четыре момента, отличающих строительство от производства.
Теперь необходимо сделать следующий шаг и ввести тождество ЖИЗНЬ - ОБРАЗОВАНИЕ - СТРОИТЕЛЬСТВО. Попытаюсь в этой мыслительной конструкции помыслить регион. Есть ли жизнь в нем, быть ли ей, как образовываться и строиться? В какой из областей знания могут быть получены ответы на подобные вопросы, с помощью какого знания может быть получен метод решения жизненных проблем, не выдуманных и не надуманных, не ради удовлетворения собственного или научного любопытства, не для самоутверждения собственного "творческого" начала, не столько для философствования, сколько для СТРОИТЕЛЬСТВА, хотя честно говоря, не понятно мне, что это такое.
Отмечу пока один принцип строительства, а следовательно и образования, на мой взгляд, основополагающий. Наше сознание, а также его отражение в виде нашего бытия, должны быть не только противопоставлены друг другу (это необходимо), но одновременно составлять некую целостность. Я не оговорился насчет отражения бытия. Жизнь здесь и везде является отражением сознания. Недостаточно быть, нужно жить, иначе собственное сознание станет отражением "бытия", его заложником. Но что, какое "устройство" может обеспечить целостность такому разнородству?
Вот теперь собственно о принципе: жизнь не может построить тот, у кого, грубо говоря, как бы линейное, одноплановое устройство сознания. Ведь именно само это устройство является отражением бытия и ничем больше. Именно такое его устройство уже философы Средневековья называли "материалистическим", а равно - догматическим, понимая оба как синонимы. Не будем разворачивать здесь всех философских тонкостей, на это пока нет ни сил, ни возможностей, а только отметим, что догматическое (читай - материалистическое) сознание всегда было, есть и будет анти-жизненным, разрушающим, коверкающим жизнь. Строительство жизни может обеспечить только как бы многоплановое сознание. Пусть читатель в очередной раз воздержится от прямых аналогий и ассоциаций, у меня просто нет других слов. Многоплановость сознания должна быть представлена, как минимум, следующим: эмпирикой "реального" мира и ответственностью за тот или иной тип отношения к "непосредственно" данному в сознании содержанию (в принципе, к той же эмпирике). Ответственность или отношение может быть различным - от исследовательски-познавательного до преобразовательного или преобразующего. Само соотнесение между планами с "непосредственно" данным сознанию содержанием и планами, ответственными за отношение к первым - есть собственно мыслительная работа.
Сегодня второй план сознания у нас чист, точнее, его вытерли, стерли так, что он исчез вообще. Отдадим должное нашей системе "образования" за освобождение нас от ответственности. А то, что мы привычно называем "мышлением" и "мыслительной работой" - не более как их имитация. И этой имитацией мышления охвачены все поголовно - от самых "верхов" до "пролетариев умственного труда".
Вернемся к началу предыдущего абзаца. Жизнь есть отражение нашего сознания, его устройства, и здесь надо бы подчеркнуть - особого его устройства. Особенность в том, что сознание наше должно быть построено. Это вовсе не означает, как уже догадывается читатель, только усвоения "суммы знаний", однобокой, как правило, идеологизации, приобретения неких навыков "интеллектуальной" работы, закрепления и развития (?) навыков, якобы данных нам природой.
Как отметил в свое время Гегель, собственно образование - или строительство сознания - должно быть на некотором расстоянии, некоторой дистанции от захлестывающего нас мира эмпирики. Обеспечивает же эту дистанцию то, что я назвал "вторым планом" сознания. Сегодняшняя его чистота, а вернее, отсутствие этого "второго плана" играет с нами злую шутку - мы утеряли, пожалуй, главнейшую интеллектуальную, функцию (или функцию интеллигента) - рефлексию. Ту самую функцию, которая являет нам как бы вторичное отражение - отражение нас самих. Жизнь - как первое отражение нашего сознания, и вторичное отражение этого первого в нашем сознании.
Здесь, мне кажется, кроется основной механизм жизни, и обретен он может быть только в образовывании. Другими словами, образование является механизмом жизни. Но я также понимаю и осознаю, что образование можно только строить, именно в том контексте, который, быть может, мне удалось задать в этой статье.
Его нельзя учредить, его нельзя скопировать, здесь мало организационной энергии и администраторской изобретательности, мало навязываемой шефской помощи от "старших" в иерархии науки и системы подготовки кадров.
Наше образование может строить только наш регион, осознав свою региональность. Пусть перечисленное выше будет ему в помощь - и копирование и старшие товарищи, должна же, в конце концов, быть жизнь в нашем регионе, и она должна иметь, в конце концов, и собственный механизм - региональное образование.
 
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 9 марта 1990
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 19 март 2007

последнее обновление
02 декабрь 2014
04 апрель 2012