главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
   
Виталий СААКОВ
ЗНАНИЕ: ХРАНЕНИЕ И ДОСТУП
техническое задание на исследование и разработку, 1994
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
вернуться в разделш интеллектуальное оснащение и сопровождение культурного предприятия  
       
     
  смотри также:
Подготовка к библиотечному делу/ доклад, 1994
Эпистемологические, семиотические и знакотехнические основания библиотечного дела/ 1994
Идеологические рамки и стратегия библиотечного дела/ Высшая школа: аналитические материалы/ 1994-1995
К службе образовательной программы университета/ Высшая школа: аналитические материалы/ 1994-1995
 
  ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
на систему исследований и разработок, предпринимаемых в ориентации на современные формы организации библиотечного дела
 
  УТВЕРЖДАЮ:
Директор Областной научной библиотеки - Дворца книги им.Ленина
Барановская И.А.
1994
 
  (1) рамки технического задания  
1.1. Настоящее Техническое задание определяется задачами совершенствования и развития традиционных, исторически сложившихся функций БИБЛИОТЕКИ и постановкой перед ней задач, отражающих новые, современные (нетрадиционные) формы существования "культуры": ее множественность, экспериментирование с ее знаковыми формами и совокупностями значений, оппозицией "логического" и "технического," отношения к культуре, давление и экспансия масс-медиа... 1.2. Как первое (традиционные функции), так и второе (новые и перспективные задачи) связываются с необходимостью установления смысловых и конструктивных отношений между двумя ипостасями "жизни" знания: его порождения и распоряжения им.
1.3. Условием включенности БИБЛИОТЕКИ в обстоятельства "культуры" (прежде всего ее трансляции) является гуманитарная практика по "обнажению" оснований, на которых строит себя та или иная "культура" (наука, техника, педагогика, право, хозяйство...), что, в конечном счете, позволяет осуществлять техническое отношение к их содержаниям, например, их хранению.
1.4. Назначение БИБЛИОТЕКИ как одного из основных механизмов трансляции культуры реально воплощается в первом по значимости и функционально важнейшем культурном акте - усилии по хранению знания. Действительность, действенность данного культурного и интеллектуального усилия только и позволяет вести речь о доступе к знанию.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (2) наименование разработки и область употребления предполагаемых результатов  
2.1. В формулировке названия - "Знание: хранение и доступ" - заключена рамочная тема, т.е. тема, освоение котрой является залогом и условием того, что БИБЛИОТЕКА (и любая конкретная библиотека), пребывающая в режиме и состоянии хранилища книжной продукции обретет роль гуманитарного центра по исследованию и управлению процессами трансляции культуры и воспроизводства ее основных и производных форм (например, разного рода "коммуникаций"). 2.2. Культивирование идеологии "хранилища" обрекает БИБЛИОТЕКУ и библиотеку на следование за темпами и направленностью процессов и тенденций в "мире книг", уже приобретших имманентные формы, во многом независимые и оторванные от первоначальной своей связи с БИБЛИОТЕЧНЫМ ДЕЛОМ, например, с библиотекой как изготовителем книг.
2.3. Признание (реальное и практическое, а не столько идеологическое) БИБЛИОТЕКИ и библиотеки центром гуманитарных практик обозначает и очерчивает область употребления результатов предпринимаемой разработки.
Это задачи и работы
по аккумулированию, хранению, систематике и парадигматике именно знания, а не книжной "массы",
по заданию и регулированию техниками доступа к знанию и его востребования,
задачи по аналитике, преобразованию и оперированию с различными инструментами каталогизации массива хранимого знания и знания, к которому налажен и налаживается доступ...
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (3) схема исследования  
3.1. Логика и схема исследования предполагают, как минимум, три взаимоувязанных области:
а) область объективного содержания, подлежащего знаковому оформлению и принятию статуса культурного значения, фиксируемую и удерживаемую в средствах семиотики и эпистемологии,
б) собственно область библиотечного дела, конституируемую двумя типами аналитик знаковой формы, в т.ч. текста, первой - как обеспечивающей разотождествление способов, в которых репрезентирует себя знаковая форма; второй - как обеспечивающей различение видов материала, в которых воплощается знаковая форма, в т.ч. текст.
Далее - двумя ткпами конструкторских работ, один из которых связан с разработкой, а также заданием требований на способы фиксации и хранения единиц, поставляемых первой аналитикой, другой - способов хранения единиц, поставляемых второй аналитикой.
Наконец, поддержанием функционирования "машин" хранения, являющихся, с одной стороны, производными отмеченных выше аналитической и конструкторских работ, с другой - служащих регуляторами доступа к единицам хранения,
в) область агентов знания, выделяемых по характеру организационно-технического отношения к знанию.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (4) цели разработки  
4.1. В соответствие со схемой пространства и логики исследований целями разработки являются:
формулирование и разработка исследовательских проектов, ориентированных на реализацию идеи библиотеки как Центра гуманитарных исследований,
постановка и практическая интерпретация задач по складыванию механизмов и обозначению интеллектуальных ресурсов становления и развертывания Центра в рамках и на базе Областной научной библиотеки, на базе библиотечной сети и сети научных школ, культуротехнических программ и проектов, выращивание и подготовка в библиотеке и библиотечной сети группы аналитиков культурных процессов, способов хранения и доступа к единицам культуры (культурным знакам и значениям, текстам, знаниям),
включение аналитической группы в формы работы, а далее в проблематику, разрабатываемую постоянной конференцией по эпистемологии (теории знания).
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-Эпистемология/ Интеллектуальное оснащение культурного предприятия/ В.Сааков: Знание. Хранение и доступ/ ТЗ на разработку
© priss-laboratory, 2004
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (5) способ реализации технического задания  
5.1. Исходя из гуманитарного характера предпринимаемой разработки, способом реализации Технического задания является задействуемый набор форм коммуникации, характер и особенность которых являются условием выхода на профессиональное содержание, адекватное выдвинутым целям, а также условием его удержания и развертывания в соответствие с возможными исследовательскими проектами. 5.2. Таковыми коммуникационными формами являются:
лекция, как форма трансляции знаний, не входящих в задачи исследовательской и проектной работы,
тематический семинар, как форма введения участников исследования в общее пространство работ,
проблемный семинар, как форма построения общего объекта исследований и проектных разработок.
5.3. Рабочие процессы (понимание, аналитика, различение, теоретизация...) оснащаются средствами и аппаратом эпистемологии и семиотики.
Целевыми функциями перечисленных коммуникационных форм являются подготовка, повышение квалификации персонала, передача ему методических и методологических средств, совместное конструирование средств и методов организации и ведения современного библиотечного дела и становления гуманитарных практик.
5.4. Тема, место и время организации коммуникации отражены в календарном плане, прилагаемом к Договору, и определяются сроками его действия и договорной ценой на предпринимаемую разработку.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  СОГЛАСОВАНО:
Сааков В.В, Руководитель методологической лаборатории
Белозерова Л.В., Заместитель директора Областной научной библиотеки - Дворца книги им.Ленина
1994г.
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 25 января 1994
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 16 январь 2008
последнее обновление
09 март 2012
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-Эпистемология/ Интеллектуальное оснащение культурного предприятия/ В.Сааков: Знание. Хранение и доступ/ ТЗ на разработку