главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Политическая осень региона/ осенняя синоптика
материалы группы территориальных стратегий
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
вернуться в разделш группа территориальных стратегий
содержание разделаш политическая осень региона/ осенняя синоптика
  (1) осенняя синоптика
  (2) формат и рамки для 2004 года
  (3) школа стратега
   
     
   
  материал (1): осенняя синоптика  
Во-первых, личная точка зрения на очередной завершающийся этап блужданий Ульяновской области по политико-экономическим весям. Она весьма пристрастна, зато в дальнейшем позволит мне (и, м.б., не только мне) освободиться от чрезмерной "объективности" всяческих замеров и измерений "многострадального" бытия региона. Она в следующем: властно-политическая машина со всем приданным штатным хозяйством, ответственная за судьбу данной территории, уже второй десяток лет демонстрирует свою несостоятельность. В политической и экономической практиках подобное положение дел характеризуется не иначе, как банкротство. Известна и вытекающая отсюда санационная процедура - антикризисное и внешнее управление. Тем самым, я считаю, что на территории нет внутренних политических резервов, прежде всего волевых и проектных. А также моральных сил.
Резервов и запасов действительно нет. Ведь все на свете конечно, если к тому же нещадно эксплуатируется и не восстанавливается. При всем при том, размерами и замерами запасов современная политическая и экономическая реальность не исчерпывается. Более того, запасы и резервы, как показывает история, являются не лучшими, если не худшими, средствами/помощниками территории и ее элиты. Поэтому, как говорится, нет худа без добра. Изначальное отсутствие или исчерпанность таковых есть первое условие становления на территории политической сцены/площадки со всем необходимым технологическим оборудованием.
А, как известно, на сцену политика выходит не во многих, даже редких случаях. Один из них - исчерпанность наличных средств достойной жизни. Это бытийная проблема. Ее другое, культурное имя/определение - востребованность ресурса. Разумеется, на сцене/площадке разыгрывается впредь единственный сюжет - созидание ресурса.
Стоит напомнить, что ресурсы в соответствии со своим деятельностным понятием вовсе не являются вещами природы и никакими другими вещами, которые можно складировать, двигать, менять... Ресурс есть определенная схема политического, управленческого и, в целом, оргтехнического взаимодействия. Ее определенность заключена, в свою очередь, в особый тип диспозиции и коммуникации. И только в связи с типом коммуникации и диспозиции возможно говорить о ресурсах (роста, развития, воспроизводства, трансформации...). Пока только говорить. Таким образом, этот текст есть приглашение к разговору. Но к разговору в весьма жестких рамках и протокольно отформатированном. О рамках и формате далее. А пока два насущных вопроса.
Возможенны ли ресурсы регионом? Не следует искать подсказку в статистических выкладках, также не стоит обращаться к тем или иным инвентаризационным спискам, даже если это перечни т.н. инвестиционных проектов, вложенных в папки красной кожи или украшающих информационные стенды и сайты администраций и корпораций разных уровней.
Ответ о ресурсе, как сказано, можно получить только в коммуникации (о ресурсе), обрести его только в соответствующей диспозиии (для ресурса). Если таковые коммуникация и диспозиция смогут быть.
Есть ли у региона коммуникация по поводу ресурса? Есть ли диспозиция, в которой только и возможно обращение ресурса? Если ответов напрашивается много, то вряд ли. Если даже всего несколько - то и тогда грош им цена. Как и всем прочим декларациям, к которым регион уже глух.
Следовательно, все упирается в принципы и способы коммуникации и диспозиции. И на самом деле все. Право на достойную жизнь и право на разумное управление не исключения. Но актуальное право, не записанное, прежде всех нуждается в ресурсах. И потому само это право, актуальное и осуществляемое право, заявляет себя в собой же складываемых правовой коммуникации и диспозиции. Здесь возможен далеко идущий вывод: актуальное право и есть ресурс, к тому же множественный и даже неизбывный. Хотя этот вывод рассудочен. А разуму не отмахнуться от сегодняшнего правового дефицита (он же произвол и беспредел), даже если подразумеваются права записанные (в Конституцию и далее по нисходящей). Постольку:
право на достойную жизнь и хорошее управление не требуют записи, являясь правом естественным
подобное право должно осуществляться, реализовыватиься, даже вне согласия на то живущих и управляемых, и это не ущемление их прав
ресурсы требуются как управляемым, так и управляющим, первым - чтобы реализовывать свое право в отстутствие хорошего управления, вторым - для того же управления разумного.
И что: вместе им не сойтись? Здесь не требуется ответ, требуются пробы и попытки. Другими словами, не ответы, а решения. Универсальных, ведущих прямо к ресурсу, разумеется, нет. Но есть обнадеживающее условие - чтобы встать на путь к ресурсу, необходимы предельно эффективные коммуникация и диспозиция. А здесь уже есть, из чего выбирать. Политический ландшафт страны демонстрирует сегодня достаточное разнообразие соответствующих форматов и немалое число рамок. Следует только создать т.н. ловушку, приемник, садок.., которые были бы небезучастны и неравнодушны к тем рамкам и форматам, в которых культивируется идея и методы стратегической, политической и управленческой коммуникации и диспозиции, принципы и подходы к развитию.
К тому же момент весьма подходящий. Область и город опять готовятся к "отчетно-перевыборному" собранию. И почему бы это собрание не привести в соответствие к форматам и рамкам ресурсных коммуникации и диспозиции? Разумеется, речь не идет о PR-кампании, о мероприятих около избирательных участков. Здесь вообще все не предсказуемо (как не наводили бы тут глянец или туман политтехнологи и социологи). Речь, по возможности, о конструктивном и продуктивном подходе.
Во-первых, такой подход должен непосредственно олицетворять событие гражданского общества и акт самоуправления.
Во-вторых, событие и акт должны быть максимально публичны.
В-третьих, публичной демонстрации должна подлежать стратегия регионального развития.
Чтобы выдержать подобные требования, необходим соответствующий им коммуникативный формат. А равно требуется соответствующая коммуникативная технология. На первых порах и формат, и технология должны представлять собой нечто вроде гражданского штаба (в дополнение и в противовес избирательным штабам кандидатов). Можно и так: нечто вроде гражданского агентства (также в дополнение и в противовес информационным каналам "независимых" и "ангажированных" СМИ). Отмечая необходимость именно коммуникативного формата, я предполагаю здесь приоритет содержания над формой, по крайней мере, их равенство. Далее я постараюсь более-менее детально, насколько это пока возможно в одиночку, обозначить рамки и разделы подобного содержания, смысл которого заключен в предстоящем со- и у-держании коммуникантами стратегического горизонта.
  Виталий СААКОВ и Группа ТеСт, Ульяновск, 29 сентября 2004  
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  материал (2): формат и рамки для 2004года  
А пока намечу так называемые стратегемы. Они иерархичны.
Начну с "верхней", или завершающей, венчающей. Эта стратегема должна формулироваться, к примеру, как
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ РЕГИОНА: ДИСПОЗИЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ
Под нее подводятся две следующие взаимосвязанные стратегемы:
1 КОММУНИКАЦИЯ В РЕГИОНЕ: ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ/ОТВЕТЫ
2 РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИСПОЗИЦИЯ: ПРОЕКТЫ И АНТИПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
Теперь настоятельные темы, которые должны обеспечить стратегическую интонацию в предстоящем разговоре/обсуждении.
Это, с одной стороны,
РЕЗЕРВЫ, ЗАПАСЫ И РЕСУРСЫ РЕГИОНА, а с другой,
ПРЕДМЕТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИСКУ, ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ
С одной стороны, названы, собственно тематизмы, а с другой, как бы роли, призванные сыграть названные тематические партии и сюжеты. Разделение на темы и роли продолжится и в следующих сюжетах. Все это нацелено на установление регламента коммуникации, а далее - на составление ее протокола. В противном случае сложить рабочую диспозицию не представляется возможным.
Названные темы нуждаются в местных ограничениях и оформлениях, например, в виде понятий:
МЕСТНОСТЬ, ТЕРРИТОРИЯ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ и
КОММУНИКАЦИОННЫЕ И ДИСПОЗИЦИОННЫЕ ФОРМАТЫ

Теперь темы и роли тех, кто заключается в данные формы и границы:
ХОЗЯИН, ДЕЯТЕЛЬ, АКТИВИСТ, ЖИТЕЛЬ и
ФОРМАТИРУЮЩИЕ И ФОРМАТИРУЕМЫЕ
И, наконец, то, ради чего выстраиваются все эти подготовительные строительные леса, инструментарий и рабочая оснастка:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДЕЙСТВИЕ И СОДЕЙСТВИЕ и
ЗНАКИ И ОБРАЗЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛАНДШАФТА РЕГИОНА.

Работ предстоит, как минимум, три этапа. Условно обозначу их как:
1 ОРГАНИЗАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ
- обозначение и артикулирование политического протокола (протокол №1)
- протоколирование коммуникации и диспозиции
квалифицирование
2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАДИКАЛИЗАЦИЯ И ПРОСТРАЦИЯ
- составление протокола дисквалификации (протокол №2)
- сертификация региональных качеств жизни
3 РЕГИОН В ГОРИЗОНТАХ СТРАТЕГИИ, ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ. ПРОЯВЛЕНИЕ ДИСПОЗИЦИИ
- демонстрация позиций областного закона и городского устава
- занятие позиционных вакансий
- введение внешнего управления, региональное слияние и самоорганизация.

Первый этап работ, собственно, протокольный, второй - экспертно-аналитический, третий - проектный. В целом же, все три этапа составят форму программирования - в которой, я надеюсь, возможно будет впервые разработать программные материалы. Не столько политизированные, сколько политические, не столько популистские, сколько популярные. Другое дело, среди кого и в какой среде. Но на то и требуется коммуникация и диспозиция.
Пока ставлю точку. Далее о том, как эта работа может состояться. А поскольку речь о не простой работе, то соображения о ней должны быть не только мои личные. Ведь вполне возможно, я в чем-то ошибаюсь.
  Виталий СААКОВ и Группа ТеСт, Ульяновск, 29 сентября 2004  
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  материал (3): школа стратега  
Почему "школа стратега"? Объяснений не меньше двух. Первое по поводу "школы стратега", а второе по поводу "политического экспериментирования". О втором чуть ниже. Мне представляется, что это те две взаимосвязанные рамки, те две точки зрения, которые могут прояснить новую и новейшую историю событий и фактов ульяновской территории.
о школе стратега
Сначала о "стратеге", затем о "школе".
Буквально вчера симпатичный активист (смотри тему "хозяин, деятель, активист и житель " в материале-2) попытался, что называется, снести идею стратегии, объявляя ее просто важным писанным документом. Подобное обесценивание рабочей значимости данной идеи наблюдается в ульяновской территории не первый десяток лет. И что же? Область как не вписывалась (и в буквальном смысле писанины), так и не вписывается ни в какие страновые и региональные контуры, представляя собой своеобразный анклав и рецидив. Последние термины можно также, как это сделал помянутый активист со стратегий, спустить в банальность и фразеологию, а можно попытаться взять как рабочие инструменты/понятия. Вот этот прием вполне стратегичен. Но кто им пользуется? Где соображения, размышления, предложения и пр. о вписанной области? Что это за анклав и что это за рецидив?
Безусловно, для дальнейшей жизни региона выборы-2004 - событие потенциально из разряда стратегических. Потенциально - т.к. ими еще нужно так распорядиться. А до этого - еще и увидеть соответствующим образом. Таких образов два. Но сначала объяснюсь. Я вовсе не намерен смотреть на выборную компанию предписанным ею же образом: как на столкновение различных конъюнктур, как на различные рейтинги, как на политический сериал. При таком рассмотрении образов возникает великое множество, что их и обесценивает. Поэтому всего два.
Первый образ. Видится продолжение политического экспериментирования на местной почве. Как экспериментирование, это не вызывает неприятия. Возражение вызывает масштаб и границы экспериментирования - сугубо местные, вне отнесенности к региональным и страновым рамкам и рынкам. Что это действительно так, свидетельствует отсутствие наших политических лидеров на площадке Приволжского региона и страны. Ни как идеологов развития или стабилизации, ни как менеджеров реформ или модернизации, ни как девелоперов, осваивающих и перестраивающих эту территорию. А местнический, местячковый подход далеко от избы-печки не уводит. Так и варится все в своем соку. А если изъясняться более строго, то территориальные лидеры не вступают в коммуникацию, где требуются либо предъявление ресурса, либо обращение к ресурсу.
Коротко говоря, не общаются (публично) со стратегическими коммуникантами. Следовательно, не может и быть стратегических выводов из политического и хозяйственного экспериментирования (областью, городом), не может быть результатов, не говоря о продуктах.
В какой школе стратега проходили выучку наши лидеры?

Второй образ. Он вырисовывается на фоне президентского намерения перепроектирования демократических и политических механизмов. Наши область и город в связи с выборной компанией одними из первых подпадают под пристальный взгляд политических экспертов и конструкторов (страны и корпораций). Будь на их месте, я высматривал бы эффективность механизма прямого голосования. Разумеется, в сравнении с институтом выборщиков. А ведь еще остается возможность прямого управления из центра и подчинения другому субъекту РФ (см. в материале-2 план стратегических работ). Пытался бы увидеть отражение этой ситуации в программных документах кандидатов. А, следовательно, понимать: будет вписываться территория в происходящее в стране, или по-прежнему будет выпадать, станет она вкладом в государство или изъятием?
о политическом экспериментировании
Поскольку у меня нет на то властных полномочий, я займусь мысленным политическим экспериментом. Представьте себе, что параллельно выборной компании работает в форме гражданской инициативы и самодеятельности, например, "нелигитимный" механизм представительской демократии. А представьте, например, такое: гражданский "суд присяжных" или "мировой суд" по делу кандидатов, могущих нести угрозу качеству жизни территории. Компрометирующих свидетельств в виде агитационных материалов ведь не мало...
Метафора суда вынужденна. Привлекается она постольку, поскольку практически отсутствует институт ценза (имущественного, сословного, образовательного...). Ценз кандидата говорит не меньше, а может и больше, чем кандидат сам о себе (точнее, его имиджмейкеры). Отсутствует не только институт ценза и его механизмы, нет также и котировочной площадки, на которой происходила бы оценка оргуправленческого, гуманитарного и прочего важного капитала кандидата. Потому-то и приходится мысленно обращаться к форме суда. Обращение к данной форме преследует единственную цель, к которой не пробиться в отсутствие ценза и котировки. Суд (не трибунал) есть состязательный процесс, суд выстраивается в правовом пространстве и по поводу права.
Итак, состязание и право - чем не идеальная форма/модель выборной компании, реализуемая форма которой по большому счету случайна и непредсказуема? А конструирование идеальной модели (концепта, а не уподобления реальности) есть первое требование к эксперименту, в том числе мысленному. Далее. Модель суда указывает нам на особенности и нормы коммуникации и диспозиции сторон состязания.
Представим себе, что слушается дело Ульяновской области. Не возбраняется вообразить партии "Шаманов против Горячева", "Романенко против Шаманова".., "избиратель против всех". Хоть и не возбраняется, но стоит предупредить: так воображаемые сюжеты спонтанно выльются в коммуналку, в перебранку на коммунальной кухне. Следовательно, закумуфлируют саму диспозицию и, таким образом, подменят суть и смыслы коммуникации. Чтобы уйти от коммунальной кухни, и нужна-то идеальная форма, принуждающая не к произволу, а к дисциплине (мысли, слова, позы, жеста).
Итак, к диспозиции текущего момента. Кандидаты - это кто: истцы, ответчики, обвинители, защитники..? истцы к кому и с чем? ответчики перед кем и с чем? обвинители и защитники кого и как? Это все дурацкие вопросы, т.к. взывают к той или иной персоне и личности. Кандидат в данной состязательно-правовой форме вовсе не ф.и.о. Это правовая позиция. Но чтобы позиция "нарисовалась", необходима апелляция к правовому кодексу (своду, уложению). Что тогда получается и вырисовывается? Позиционируется (избирательная) программа (кандидата).
Позиционирование программы устанавливается внутри кодекса программирования. Для суда также характерны прецеденты(1). С прецедентами легче, но правильнее - с кодексом. И вот здесь мысленный эксперимент может дать первый результат. Отрицательный. Программы-истцы и программы-ответчики не апеллируют ни к кодексу (к культуре), ни к прецедентам (к истории) программирования. Возникает подозрение: не подменяется ли в данном случае правовое (программное) основание иным основанием? Подмена не состоится в единственном случае: при стратегическом позиционировании. Во всех остальных случаях подмена неминуема. Только из позиции стратега усматриваются условия, обстоятельства и факты программирования. Исторические и культурные.
При оборачивании этого положения, выходит: стратег есть фигура культурно-историческая. Точнее: фигура стратега олицетворяет, творит историю и культуру. В определенном ракурсе история и культура только и видятся сквозь, через фигуру стратега. История и культура только в ней и фигурируют: стратегия Горячева не на один десяток лет определила историю области и на еще больший срок сложила ее культуру. Здесь нет высоких слов. Творимые история и культура могут составлять в этом мире вершины и долины, а могут впадины и ущелья.
Предложенная для мысленного эксперимента идеальная форма суда при известных усилиях позволяет отделить в реальном политическом экспериментировании зерна от плевел и мух от котлет. Например, в стратегемах Шаманова, Горячева, Романенко. В данной идеальной форме, хотя и не без усилий, возможно уразуметь смысл коммуникации "программа истец - программа ответчик" в стратегической диспозиции "Шаманов - Горячев", "Романенко - Шаманов". Это необходимо и настоятельно, т.к. ни при каких условиях коммуникация и диспозиция не должны в нашей мысли (в нашем прогнозе) увести область и город в направлениях политической радикализации и экономической прострации (см. в материале-2 план стратегических работ, см.также в разделе оргуправление материал "промышленная политика"). Но как избежать этого самой области? Не в мысли, а на яву. Не просто. Столкновение упомянутых стратегий, кроме как в виде боевых действий и диверсий, не ведется. В этом смысле, ведется не стратегически, а тактически и оперативно. Может быть, ни у той, ни у другой, ни у третьей позиции нет уже воли перевести столкновение в стратегическую диспозицию? А нет воли, то и нет желания коммуницировать в состязательно-правовой форме с апелляцией к кодексу стратегического программирования? А может быть, нет сил? Тогда политическое экспериментирование вряд ли выйдет в горизонт стратегических работ(2). Мне представляется, что идеальная - состязательно-правовая - форма одна из немногих, где напряжение и потенциал коммуникации и отстроенность диспозиции позволяют создать и выдержать стратегическую интонацию. Мне также представляется, что "кухонно-аппаратный" прием работ, проедая последние запасы, никогда не может привести к работам по созиданию ресурса. Прежде всего, ресурса мысли. Стратегия, политика, оргуправление - деяния мыслительные. Первые их дела - мысленные эксперименты. А если не мысленные, то - на себе. Социальные, политические и экономические эксперименты на других с середины ХХ века подлежат судебному преследованию.
  Виталий СААКОВ и Группа ТеСт, Ульяновск, 04 октября 2004  
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
 
(1) - Это в нашем случае план Маршалла или Japan inc., АО "Суэцкий канал" или программа Развития долины реки Теннесси... Это конкретные, прописанные и проанализированные формы и содержание оргуправленческих и политических программ. Это - уже история и культура т.н. программирования регионального развития.  
(2) - Разве недостаточно политических и экономических экспериментов со времен Гайдара?  
 
 
 
вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 вверх вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 04 апрель 2005
последнее обновление
16 январь 2012