главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
скриншот со страницы http://www.praktikatheatre.ru/Spectacle/Details/179 |
|
КОММЕНТАРИЙ
|
|
В 2004-м здесь был театр "Луна", что и зафиксировано
на снимке, а ныне театр "Практика"
|
В 1978-1980г.г. на месте театра был просто подвал, а сдвоенные окна (на снимке вверху слева) второго этажа были моими окнами. До поступления в аспирантуру я снимал комнату в этом доме по соседству с Патриаршими прудами. Отсюда и название - Трехпрудный переулок. Вход же в театр со стороны Большого Козихинского переулка, через арку, которая прямо за спиной фотографа, Елены Сааковой. Нынешние двери в театр вели на черную лестницу, из которой можно было также попасть в квартиру. Парадное, с пологой трехмаршевой лестницей, выходило в Трехпрудный. К сожалению, мистика Патриарших прудов в данном случае оказалась не до конца исполненной. Спектакль О.И.Генисаретского идет на другой сцене театра - в "Мастерской". |
театр "Практика", 2010 год, фото Анастасии
Мясниковой
|
|
ИНТЕРВЬЮ ОЛЕГА ИГОРЕВИЧА
РУССКИЙ СЛОН В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОСУДНОЙ ЛАВКЕ текст интервью Олега Игоревича Генисаретского для рижской газеты "Час". Вопросы задавал Игорь Ватолин. апрель 2011 http://www.chas.lv/culture/theme/interview/7611-russij-slon-v-evropejskoj-posudnoj-lavke.html текст в формате Word |
|
1. РИЖСКИЙ ДУПЛЕТ
Каким образом ваш спектакль приехал в Ригу? Получился такой рижский дуплет. В ваш город я приехал по приглашению рижского методологического семинара, который время от времени собирается у Игоря Злотникова. Они даже сайт имеют, где опубликовали оных времен рижские лекции Г.П.Щедровицкого. Сразу по приезду состоялась встреча с участниками методологического семинара. Я рассказывал про свой путь в методологии. В основном объясняя, почему я с точки зрения занятий методологом не являюсь, хотя это важная часть моей жизни... Мне заранее предложили список тем, которые можно было раскрыть в выступлении типа лекции. Но я решил перевести все это в проектный режим: рассказывал про соответствующие заявленным темам проекты, которыми в настоящее время занимаюсь. На следующий день произошло то, ради чего я собственно согласился на рижскую поездку. Театральное действо. Это восьмой по-счету спектакль. По внутреннему самоощущению он существенно отличался от того, что было раньше. Я попал в совершенно другую этнокультурную среду (примерно половину аудитории составляли латыши, -- ИВ). Для меня оказалось внове и по душе, что все это происходит не в театре, а в библиотеке, где нет сцены в прямом смысле слова, просто физически другое пространство. Что это именно такая библиотека -- со своей задачей. В моих глазах Михаил Задорнов сразу вырос. Очень радует, когда есть такое, возможно одно из важнейших для него дел. |
2. ТЕАТР ДЛЯ СЕБЯ
Что побудило человека достаточно академического заняться лицедейством, вместо того, чтобы писать книги, читать лекции? -- Ну, во-первых, называть меня человеком академическим -- это достаточно большая натяжка. Более сорока лет участия в методологическом движении и сообществе наложили на меня глубокий внутренний отпечаток. Хотя в последнее время я не принимаю участия в программах большой методологии, рассматриваю это частью моей жизни. Какая-то субличность во мне продолжает этими компетенциями пользоваться и даже как-то по своему развивать. Одна из существенных частей движения -- организационно-деятельностные игры (ОДИ), построенные на процедурах игрового типа. С тех времен где бы я ни оказался, всегда задаю себе несколько стандартных вопросов. Что здесь, на этой сцене, происходит?... Ведь первым делом надо понять характер происходящего... Место действия!.. Сколько отдельных игр одновременно происходит в этой игре? Ведь, как правило, одновременно ведется много разных игр... Play, game и performance... -- Совершенно верно. И в чем состоит моя игра?.. Каждый раз улавливать свою игру в сравнении с играми других. А дальше возникает вопрос: Как осуществить захват игрового поля? Выйти на него со своей игрой и, если не понудить, то по крайней мере предложить другим обратить на нее внимание и как-то соотнестись. |
Второй момент. Следует понимать существенное
отличие от всех прочих "пешеходных" игр. Когда мы лично выходим
на определенную площадку, на которой присутствуем непосредственно -- в
теле. Для меня сцена -- место не "сценического", а реального
действия, игры, коммуникации. А оказался я во всем этом случайно. В один прекрасный момент мне позвонили и сказали, что у двух театров, "Практика" и "Мастерская", есть проект "Человек.doc". Мне предложили принять в нем участие в числе десяти других человек. По каким основаниям их отобрали, я не интересовался. Как-то Гете сказал, что лучшие стихи пишутся по-случаю. Вот со мной такой случай и случился... Вы стоите во главе этого списка... -- Просто иду первым по алфавиту... (список "героев современной культуры", который открывает О.И.Генисаретский, составлен не по алфавитному принципу, -- ИВ) Нет случайностей в этом мире... (смеется) Ну да. Отчасти это так... На предложение последовала моя мгновенная реакция. Я дал согласие на участие, еще ничего в сущности не зная. Можно конечно произвести психоанализ: почему это произошло именно в тот момент. Но как только вызов принят, возникает вопрос: как дальше на него адекватно отвечать. |
|
А технология этого действа устроена так. К каждому из "героев"
прикрепляется драматург, он же режиссер-постановщик. Берется многочасовое,
многократное интервью. Мы с Германом Грековым беседовали раза три по
полтора-два часа. интервью. Я заранее подготовился и рассказывал всякие
случаи, жизненные эпизоды. Дальше драматург переложил записи этих бесед
на сюжет "Одиссеи". Отсюда название "Внутренняя одиссея"
-- сценарий внутреннего путешествия со всякими историями и приключениями.
С этим сценарием пришлось разбираться нам с Эмилией Страчевской.
Его первая версия вызвало у меня внутренний протест, началось препирательство. Слава Богу, драматург проявил гибкость и заинтересованность. В конце концов, после всех препирательств мы сошлись на предложенном мной варианте. Спектакль выглядит как импровизация в заданной структуре... Мы сошлись на структуре из восьми эпизодов-инвариантов. Текст, который я произношу, не заучен наизусть. При заданной канве в каждом фрагменте он идет импровизационно, ведь в каждом эпизоде раскрывается моя внутренняя проблема. В данном случае я не актер, исполняющий роль. А кто же тогда? И что это за жанр такой?.. В 1920-е годы по Москве был выдающийся режиссер Николай Евреинов, написавший два замечательных театроведческих трактата. Один из них, "Театр для себя", развивает расхожую метафору эпохи барокко: весь мир -- театр. Что справедливо и для моего случая. Поскольку в ходе вчерашнего представления я произнес, что всякое место действия для меня сцена. Что за сцена? Сцена сознания. Это пространственный аспект. А если добавить временной -- сцена сознания и мышления. Вот какой это жанр. |
На этой сцене я не изображаю самого себя, а присутствую,
проживаю эпизоды жизни, смонтированные не по хронологическому, а по
событийному, проблемному принципу. Я предлагаю мои внутренние вопросы,
за каждым из которых стоит, говоря языком Станиславского, своя сверхзадача
и свое сквозное действие.
Согласно контракту мы должны сыграть десять спектаклей по одному в месяц. И каждый раз это новая ситуация. Именно по части сквозного действия, которое проживаю я и мои зрители. Сохранение внутренней озадаченности в условиях развитой и даже переразвитой медийности -- это проблема для интеллектуалов и всех признающих самоценность мышления. Один из способов решения этой многомерной и разноуровневой задачи -- расширение жанровой палитры, разнообразия коммуникативных жанров. Это как в оркестре, где есть разные инструменты: скрипки, виолончели, ударные... Такая симфоничность, стремление быть человеком-оркестром. Уже существует технологически изощренная, имеющая длительный опыт, в чем-то стандартная ОДИ. Но помимо игр и семинаров, где что-то обсуждается, существует множество других жанров. Для меня одним из таких жанров стала сценическая, сценально-сюжетная, коммуникация. Когда все оборачивается иначе. Причем я бы не сказал, что далеко в этом продвинулся. И конечно этот жанр -- зона риск'ового поведения. Где не походят нарциссизм и эксгибиционизм. Хотя... Чтобы зритель втянулся в канву событий, приходится подставляться, излагать такие эпизоды, упоминать о которых не слишком принято в публичном разговоре. Например, о снах. Ну да, люди спросонья кой-чего друг другу рассказывают. Но так, чтобы сны становились руководством к действию... Хотя для средневековых людей или современных ребят из цеха психоаналитиков или психотерапевтов это конечно же общее место... В общем, выходя на сцене необходимо что-то отдать, пожертвовать, пойти на самоподставу -- только так можно заслужить внимание людей. |
3. ЗАЗРЕНИЕ И СОВЕСТЬ Ознакомившись по программке с названиями эпизодов спектакля, латышские люди первым делом спросили, как перевести слово "зазрение"? Это такой старообрядческий термин. Вот бывает человек просто душевный -- с разнообразными проявлениями души, а есть высшая степень -- задушевный: несущий дополнительную душевную глубину. В обыденном языке наибольшее распространение получило выражение "без зазрения совести". То есть зазрение -- это высшее зрение? Третий глаз? Третий, или восьмой... Что-то глубинное, вещее, к сердцу относящееся... Дело в том, что в старославянском языке было одно слово -- сведати. Которое обозначало сразу два аспекта: сознание и совесть. Когда они еще не разошлись в разные стороны. Сейчас быть сознательным -- значит обладать сознанием и мышлением, той или иной степени рефлексивность, но вовсе не указывает на наличие совести. Потому что два этих акспекта разошлись и даже получили специальное оформление. Так, знаменитый немецкий социолог Макс Вебер сформулировал принцип ценностной нейтральности, из которого следует, что ученые и инженеры должны действовать безотносительно высших ценностей. Какую бы задачу они как профессионалы ни получили, они должны ее решить на высоком профессиональном уровне. А за смыслы, за ценности, за совесть согласно Веберу отвечают политики. Именно им делегировано право на целеполагание. |
|
Надо сказать, из такого принципиального разделения, получившего широчайшее
распространение, получилась вещь достаточно гадкая и унизительная. В
силу которой мы собственно с таким вниманием прислушиваемся и приглядываемся
к политическим дебатам, кипению политических страстей. При таком подходе
мы оказываемся заложниками целеполагания политиков, которое основывается
не понятно на чем. Рано или поздно нам становится тошно от происходящего:
не те цели и ведут нас не туда -- то ли по недоумию, то ли от лукавого.
С другой стороны, в церковной сфере совесть тоже не в большом ходу.
Там все в сердце происходит. Помните у Достоевского: тут дьяволом с
Богом борется, а место битвы -- сердца людей... Опять не до совести
как-то.
Самое любопытное, что тем временем это слово -- совесть -- возвращается в публичный оборот из корпоративного мира. Добросовестный или недобросовестный налогоплательщик. Как и многое другое. Например, доверие. "В атмосфере доверия", "доверительное управление", "доверительные отношения" -- это все корпоративный словарь. Вроде бы странно, что такие человеческие слова возвращаются из сферы, которую в озабоченностью человечностью не заподозришь. |
4. ЧЕЛОВЕК ТРОНУЛСЯ!
Вопрос к вам как мудрому человеку -- что сейчас происходит в мире? -- Сейчас в большом ходу представление, что мы живем в переходную эпоху... Известное китайское проклятие мы тоже помним... Не даром гайдаровский институт назвали -- экономики переходного периода. Все это неспроста. Процесс перехода, перемен все время убыстряется. И если когда-то поколение рождалось и умирало при одном и том же образе жизни, то уже с начала ХХ века за жизнь одного человека происходит несколько существенных трансформаций. Это как с творчеством Пабло Пикассо. Искусствоведы только-только научились понимать и объяснять как велик Пикассо голубого периода, а он бац -- и перешел в розовый. Чем естественно вызвал бурю протестов среди искусствоведов... Так что достаточно радикальными изменениями на протяжении одной жизни сейчас никого не удивишь. И судя по происходящему процесс только ускоряется. Например античность и средневековье вообще не знали детства. Не было тогда такого понятия. А сейчас корпорации целенаправленно работают по всему спектру периода взросления. Например специально для новорожденных создаются игрушки, имитирующие ритм сердца матери -- и так по каждой возрастной группе... Везде наблюдаются ускорение и дифференциация. Мы живем в мире стабильных и чрезвычайно интенсивных изменений. |
Разумеется, все это не могло не коснуться человека, историчного по своей
природе. Мой друг и коллега, Сергей Сергеевич Хоружий, с которым мы утруждаемся
в нами же учрежденном Институте синергийной антропологии, частенько прибегает
к лапидарному выражению: -- Человек тронулся!.. Не в том смысле, что у
него просто крыша поехала, а в смысле непрерывного процесса внутренней
трансформации. Лет тронулся, господа присяжные заседатели!.. Да, да.. Когда на вопрос -- куда, собственно, тронулся, нет ответа. Причем речь идет как о стремительных изменениях вне нас, так и о существенных внутренних изменениях. Вы сейчас сказали очень интересную вещь. В антитезу весьма авторитетным утверждениям об одномерности человека в ХХ веке, вы говорите, что каждый карлик-обыватель вынужден жить как гигант Пикассо. Просто потому, что жизнь течет настолько бурно и интенсивно, что поневоле приходится наращивать механизмы приспособления, приобретать множественные идентификации, включать понимание... Какая-то невероятно продуктивная эпоха, в которую мы живем! Безусловно. Только с одной маленькой оговоркой. Для меня слово "обыватель", или "обитатель", -- хорошее слово. У Андрея Платонова есть рассказ "Фро", где дочь бросает отцу: -- Ну вы там: это же мещанство... |
|
В 1920-е было модно лишний раз пнуть мещанство, обывательщину...
А на самом деле мещанин -- это просто горожанин, проживающий в определенном
месте. Поэтому в том платоновском тексте отец резонно отвечает: -- Так
тебе до мещанства еще расти и расти. Пока не встанешь на ноги, наладишь
быт.
Одна из особенностей нашего времени -- реабилитация повседневности. Еще в 1960-е под обыденным сознанием понималось нечто пустое и безликое, находящееся на противоположном полюсе по отношению к максимально развитому философскому сознанию. А сейчас мы живет в эпоху реабилитированной повседневности и, заодно, телесности. Когда не стыдно признать, что повседневность обладает своей невероятной глубиной. И к ней -- к быту, к обыванию и обывателю, следует относиться как к нормальному обитанию, проявлению жизни живой. Когда не нужно рваться каждый данный миг в очередное светлое будущее, во имя которого можно на все и всех положить, принципиально игнорировать... |
Надо стремиться быть отличниками повседневности...
Ну да.. Отличниками, маяками... Все, что человеку нужно знать в жизни, ему дано изначально: сны, грезы, тонкие ощущения, интуицию. Мы на них не полагаемся, не доверяем себе, считая, что это все пузыри на воде. А ведь именно самое тонкое может оказаться самым важным. Через что мы обретаем жизнестойкость. Что как никогда востребовано в эпоху быстрых перемен. Ваш спектакль открывает цитата из Конфуция о пользе повседневности... Не пренебрегайте делами повседневности!.. Тут я солидарен с Владимиром Вячеславовичем (Малявиным -- выдающийся российский синолог, исследователь Конфуция, -- ИВ). Велик, велик Конфуций! Именно в признании за повседневностью духовной, метафизической глубины. Иное дело, на что она разменивается. Может быть, главная беда как раз в том, что мы часто халтурим не только на рабочем месте, но и "по жизни", в самой повседневности, не прилагая усилий... |
5. О БОГЕ И МАММОНЕ Сейчас крайне распростренено представление, что в переживаемую эпоху перемен все утопии и религии унесены ветром. Осталась только одна -- деньги... -- При самом мягком отношении можно сказать, что здесь слово "религии" в смысле идеологии можно употребить исключительно как метафору. Вот Ницше сказал -- Бог умер. Но, господа дорогие, что за новость вы мне тут рассказываете?!.. Да , в пятницу умер -- был распят. А в воскресенье -- воскрес. Первую половину этой старой как мир новости вы почему-то преподносите как великое открытие, а вторую стыдливо опускаете. В этом смысле, в мире ничего принципиально не изменилось. Другое дело, что некоторые мифологические упования стали рассматриваться как утопии. На противоположном полюсе которых -- нигилизм. Средний путь между ними -- проектность, такое популярное сейчас проектное отношение. Сейчас проектами занимаются все: от президента до певицы Земфиры, выпустившей новый диск. Проекты, стратегии, программы -- всевозможных видов и масштабов. |
|
Как тогда быть с осуществляющейся сейчас монетизацией -- не только льгот пенсионеров, но и всего остального, что только может быть в мире? Эта "монетизация" осуществляется не только сейчас, а с давних-давних времен. Что финансы -- не просто бумажки, а очень сложная математическая мера, переусложненный способ счета можно узнать хотя бы из "Капитала" Маркса или у предшествовавших ему экономистов. Но тут я хочу вам задать совсем простой вопрос: -- Согласно вашей интуиции, что первично: число или слово?.. То есть мы конечно помним из четвертого Евангелия, что было вначале. Ну а как быть со счетом? Счет лежит в основе религии и философии еще у пифагорейцев... То есть все это уже было. По крайней мере начиная с пифагорейцев... Сейчас язык биржи, финансовой аналитики стал общим местом. Появились средства массовой коммуникации, в особенности электронные, которые говорят исключительно этим языком. Лично я непричастен к финансовой инженерии, но, имея математическое образование, с огромным интересом смотрю телеканал РБК и что еще там появились. Но ведь это и есть -- служить маммоне! Нет. Это другой дискурс. Разговор в других терминах. За одно поколение вырос целый отряд, прослойка людей, способных свободно рассуждать в этих терминах, оценивать риски -- ежедневно и ежечасно!.. При невероятно быстрой динамике изменений в этой действительности. В свое время меня поразило, что банковские брокеры уходят на пенсию чуть ли не в 25 лет. Уж точно пораньше, чем спортсмены и балерины. Когда в реальном времени следишь за тридцатью экранами и все время принимаешь решения, то имеешь соответственную степень нагрузки. |
Получается какая-то вахта на крайнем Севере: с соответствующими надбавками
и ранним уходом на пенсию. Но ведь это не есть целостный мир?
Во всяком случае это достаточно сложное профессиональное занятие, требующее большой сосредоточенности. Мне довелось быть ведущим клуба предпринимателей в корпорации "Ренова". Раз в месяц мы встречались с коллегами, которые вот этим всем занимаются. Среди них было много глубоких и гуманитарно непустых людей. Получается, можно служить и Богу и маммоне -- просто в разных местах... Можно служить Богу словом -- молитвой. И умозрением в красках -- кистью художника и резцом скульптора, как писал Евгений Трубецкой. А можно -- математическим умом. Почему собственно работа в гончарном цехе менее сквалыжная, чем на бирже? В средние века были цеха, гильдии по профессиональному признаку, члены которых были весьма религиозно озабочены... Были строители-каменщики, строившие дома -- maisons, а сейчас это масоны. У всякого дела свой язык, свой внутренний символизм, свои профессиональные особенности. Нет ничего противоестественного, что все это наблюдается в сфере финансово-правовой инженерии. Сначала были инженеры-механики, делавшие машины, были инженеры-строители, которые считали архитектуру, чтобы стояла, не падала. Инженеры-электротехники занялись моторами, а потом пришли инженеры-электронщики... Сейчас говорят о наноинженерии, конструировании каких-то роботов. Почему бы не быть финансово-правовой инженерии. |
А еще были "инженеры человеческих душ"... Да, была такая метафора. Примерно в одно время с биомеханикой Мейерхольда... В контексте того времени она вызывает понятную иронию, хохот и некоторый холодок. А вот теперешнее засилье всяческих полит- и прочих технологов почему-то смеха не вызывает. Инженеры-технологи повседневности, имиджмейкеры -- технологи если не душ, то личин. 6. ПОСТМОДЕРН КАК ВОЗВРАЩЕНИЕ РЕЛИГИИ Получается, что по большому счету все, кроме ускорения темпа жизни, остается по-старому. А как же все разговоры о принципиальной новизне эпохи постмодерна? Я это никогда не мистифицировал. В чем суть постмодерна? Это культура перекрестного цитирования. Но, позвольте: цитатность, сноски и ссылки -- это основа всякого традиционного сознания. Цитирование, рецитация, ритуал... В чем суть ритуала литургии. Человек, крещеный в детстве, вообще-то знает этот текст наизусть. Тем не менее, он каждый раз его выслушивает и пропевает. Множественное повторение, рецитация лежит в основе любого традиционализма: народного, культурного, конфессионального. Историческая заслуга постмодерна в том, что он все это вытащил и заострил. Особенно на фоне предыдущего умозрения, когда традицию отменили и низвели до пережитка, полагая что со временем сама отомрет. Как известно, в советское время у нас было два врага: все время что-то подбрасывали с Запада и пережитки дореволюционного прошлого. Хотя в конце концов в СССР взялись учреждать свои ритуалы.
|
|
То же самое на Западе...
Да. Поэтому постмодерн -- это отчасти возвращение к традиции. При одновременном открытии множественности и расширении мира до глобального, всеземного контекста. Помните, что мы проходили по истории философии -- даже в том, советском, варианте. Древняя Греция, потом Средневековье, темное или светлое в зависимости от степени религиозности. Дальше Возрождение, Новое время, Просвещение и прочий марксизм... При этом как бы не существует дальневосточной культуры, в частности древнекитайской и ее производных. Нет древнеиндийской философии и мусульманской культуры, более поздней латиноамериканской и Африки, которая пока так и не обрела своего философского голоса... Сейчас все по-другому. Традиция вернулась в мир, который порядком расширился и усложнился. То есть Бог если и умер, то воскрес на третий день, и реабилитированный обыватель может спокойно верить в Бога, ходить в церковь... Одна из самых звонких тем последнего десятилетия -- постсекулярный мир. В просвещенческие времена верили, что секуляризация, или обмирщение, или по Максу Веберу -- расколдовывание мира, вот-вот случится. Больше нет никаких тайн, нет и быть не может. Но вот лет десять назад состоялся знаменитый диалог между папой Римским и Юргеном Хабермасом. Как раз о постсекулярном состоянии. А в простоте, что это значит? Что религия возвращается в публичное пространство. Хотя на самом деле она никуда и не уходила. Ну было время -- тягались друг с другом. Религия возвращается, и ситуация становится переходной. Но к чему именно, еще не определилось. |
7. ЧТО ТАКОЕ ЭТНОС Если в России можно жить в тотальной русской языковой и культурной среде -- еще лет на сто хватит, хотя и здесь не все так однозначно, то в Латвии каждый день на работе, на улице, в магазине пребываешь в мультикультурной, мультилингвальной ситуации. И интеллектуалу, и обывателю поневоле приходится отвечать на вопрос о русской идентичности... Действительно, русские, бежавшие из Закавказья и Средней Азии, более активны, острее все ощущают, чем коренное русское население. В них наблюдается куда больший активизм. Тут возникает вопрос о субстрате русской идентичности. Или все сводится к зоне функционирования русского языка и личному самоопределению его носителей? Все-таки нельзя сбрасывать со счетов традицию и трактовать идентичность по заявительному принципу. Как при переписи населения: как люди себя называют, так их и записывают... Назвался груздем... Так груздей еще не появилось, а вот фей, гномов и прочих скифов... Вот сейчас про меря снят фильм "Овсянки"... Ну меря все-таки были, а еще есть Мордовия и в особенности Мари-Эл -- единственное языческое административное образование на территории Европы... |
Появилось много записей с самой экзотической этничностью... Триумф толкинизма... Совершенно верно. Отдельный этнос -- хоббиты. Это конечно курьез, но тем не менее... Ну а дальше тут возникает очень важная для меня развилка. На такой вопрос можно отвечать исходя из политической рамки, этнополитической ситуации. Или неполитической. Я бы начал обсуждать с неполитической. И тут я всегда задаю вопрос -- есть ли у этничности собственное будущее, в будущих мирах, в которых мы предполагаем жить. Вы уже дали чрезвычайно важный ответ. Что русское -- этнический феномен. Не имперский и не... Именно так. И империя никогда не называлась русской -- была Российская империя. И теперешнее государство называется российским. Русскость сохранилась только в титулатуре патриарха. Что следует считать историческим подарком. Что в названии Русской православной церкви нашлось место для святой Руси. Святой -- в литургическом смысле. Но продолжим об этничности. Наряду с прочими "пост-" -- постмодернизмом, постсекулярным -- еще есть постнациональная этничность. Фаза, в которой мы находимся. Где проходит граница между нацией и этносом? Вроде бы понятно, о чем речь идет, но тем, кто отрицает самоценность этнического, его самоданность, продолжают говорить о нации. Прежде всего потому что это удобно -- иметь возможность в любой момент обвинить кого-то в национализме, в разжигании межнациональной вражды. Однако с тех пор как гражданское общество противопоставило себя государству, роль государств-наций действительно уменьшается. Поэтому сейчас вполне правомерно говорить не только о гражданском обществе, но и о гражданском государстве. |
|
А что такое собственно этническое?
Для начала давайте вспомним хотя бы Льва Николаевича Гумилева, который считал этносы явлением природным, а не социальным. Некой формой жизни, находящейся в процессе развития -- подобно превращению предка человека в гомо сапиенс... Вот такая форма завелась! Он на данных этнологии пытался как-то все это аргументировать. И на мой вкус вполне убедительно. Хотя еще до Гумилева один из основателей этнологии, великий русский ученый Сергей Михайлович Широкогоров вполне в этаком характерном для XIX века немецком духе века писал про государство как высшую форму развития этноса. Не углубляя сейчас в сопоставление двух этих точек зрения, будем считать этнос природным образованием. |
8. РУССКИЙ СЛОН
Что из этого вытекает для латвийских русских? Этот вопрос я вам хочу задать... Однажды в самом начале перестройки мое интервью Владимиру Ракитянскому вышло под заголовком "Быть русским -- значит быть самим собой". Именно так для меня формулируется первичная первичная самоидентификация -- факт самосознания, если хотите. Сегодня практически всякий приличный человек живущий и работающий в Латвии -- трилингв. Владеет латышским, русским и английским. Иначе не прожить, денег не заработать. Поневоле приходится меняться... как Пикассо с его периодами. И тут возникают вопросы: что собой представляет русская делянка и как ее возделывать, что лелеять и развивать, а что ни в коем случае не пускать... Существует ли некий канон, которым обязан владеть каждый русский, где бы он ни жил? Достоевский? Исихазм? Вот-вот, совершенно верно... Традиции существуют. Два года назад я попал на один форум, который оказался настолько замечательным, что я сначала даже не поверил. Назывался он "Дальний свет". Еще есть такой сайт в интернете, где много любопытного. Там вначале кто-то задал вопрос -- что Россия сейчас может дать миру. На что киновед Кирилл Разлогов остроумно отшутился, сказав -- дать-то она, может, и даст, да кто ж возьмет. Обо всем этом сейчас принято рассуждать в терминах бренда. Какой бренд нужно выработать, чтобы продвигать интересы России?.. Даже такой предмет собираются в школе преподавать -- Россия в мире. Учебники правда еще не написали... |
Русский слон... ...в европейской посудной лавке. В общем послушал я эти разговоры и возразил. -- Господа хорошие! Если вы хотите что-то узнать о русском и России, то обращайтесь к высказываниям и прочим плодам творчества выдающихся русских умов. Литераторов, философов, композиторов... Вот всемирно известный физиолог, лауреат Нобелевской премии, академик Иван Петрович Павлов в 1918 году почему-то счел необходимым прочесть несколько лекций на тему "О русском уме". Вы уже упомянули Достоевского, можно добавить Пушкина... Это такая золотая цепь -- духовно-творческая традиция, когда осуществляется непрерывная передача от одного -- другому. Если есть потребность во всем этом, надо не бежать, задрав штаны... теперь не за комсомолом, а за фондом "Русский мир", а читать, вникать, мыслить. В общем, на чердак -- и учиться, учиться, учиться... Можно учиться на чердаке, а можно Рахманинова слушать. Или вот еще... Знаете, в начале прошлого века в России существовало массовое экскурсионное движение. Тогда еще была черта оседлости. Так вот если школьник ехал на экскурсию, то она отменялась. В экскурсионных целях можно было перемещаться куда угодно, чтобы знакомиться с памятниками, со всем, что нужно. Железнодорожные билеты для таких экскурсантов стоили четверть обычного тарифа. Лишь бы могли все увидеть собственными глазами... Увидеть -- и умереть. |
|
Что надо увидеть латвийскому школьнику из русской семьи в России
или где-то еще, чтобы воспроизвести свою русскую идентичность?
Ну, у вас столько всего вокруг и рядом. Начиная с Изборска и других мест на Псковщине. Еще Петербург и все, что вокруг. И Соловки с Валаамом не за горами. Хотя русский мир не оканчивается Россией. А Киев? А Святая земля -- Иерусалим. Или Охрид в теперешней Македонии. Там в XII веке в университете учились 3 500 человек. В то время Болонский университет, от которого Европа сейчас отсчитывает начало университетов, только начинался. Фантастика! Сам по себе это место очень обильно и плотно, просто в сознании еще не достаточно проросло. Еще музыка, чтение... И православная литургия -- особенно если совсем невмоготу. Не так давно владыка Климент выступил с предложением внести чины православной литургии в список памятников культурного наследия. Если уж говорить о русском каноне, то я бы в него непременно включил православную литургию и традиционный свадебный обряд. Только к последнему нужно отнестись как к источнику знания и умозрения. А не просто -- поднимем, други, чары! Сейчас с этнокультурной этникой творится просто беда. При бездумном переносе в медиа через инсценирование, или создание экранной версии, теряется практически все. |
А как нужно?
Нужно досконально, поблошно, по эпизодам... Например, в карельском свадебном обряде, с которым мне довелось познакомиться благодаря Эмилии Страчевской, есть эпизод знакомства родов. Породняются роды жениха и невесты, у них будут общие потомки. Их первая встреча -- это сложный ритуал с танцами и представлением, в сопровождении соответствующей музыки. Но если вникнуть, то про что все это? Про то, что кроме нашей самости, индивидуальности есть еще и родовое сознание, родовые отношения с совсем другим строем. Такое же родовое сознание присуще и русскому обряду. Например, фантастический по силе и проникновенности эпизод -- приход колдуна на свадьбу. В Третьяковской галерее висит картина Василия Максимовича Максимова "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу". В чем смысл происходящего? Дело в том, что крестьянский свадебный обряд происходит после венчания в церкви. Когда жених с невестой возвращаются повенчанными домой, дружка со стороны жениха в похожем на епископское облачении представляет светлую сторону будущей судьбы. Темную -- колдун, знахарь, которого в обязательном порядке также должен присутствовать. Происходит что-то вроде ритуального поединка за душу первенца, который сейчас будет зачат. Возможно, он станет основоположником нового рода -- желательно княжеского или царского. Чтобы обмануть колдуна на время свадебного пиршества жениха и невесту переименовывали. |
9. ПЕРЕКРЕСТОК РИГА Вопрос под занавес -- о рижских впечатлениях... Мои рижские друзья и знакомые впервые обратили мое внимание на то, до какой степени Рига является перекрестком всего и вся. Религиозных течений, культурных влияний, идей и капиталов... Даже при поверхностном знакомстве поражает невероятная степень разнообразия различных проявлений европейской жизни и культуры. Для меня это одно из самых сильных впечатлений, которое еще предстоит осознать, глубже познакомиться с отдельными ветвями. Такая уникальная плотность конечно еще сыграет свою огромную и положительную роль. Это "з-з-з-з" неспроста, как говаривал Винни-Пух... Не просто неспроста -- дорогого стоит! |
|
|