главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
ВиталийСААКОВ Схематизация сознания и мышления Сознание как функция следования культурным значениям: к типологии предприятий и практик человечества/ фрагмент 5 |
вернуться в разделш | схематизация сознания и мышления: топические и средовые универсалии | |
фрагмент 5 | Сознание
как функция следования культурным значениям: к типологии предприятий и практик человечества |
Параллели
в типологизации сознания и деятельности 4.2/2 Я буду отталкиваться от вполне реалистичного предположения о том, что многообразие человеческих практик и предприятий может быть типизировано "параллельно" типологии сознания. Конечно же, это не прямая связь и, кроме того, найдется этому немало возражений у психологии, социологии, экономики, теории организации. Тем не менее, здравому смыслу подобная зависимость вполне представима. Но здравости смысла самого по себе не достаточно, хотя он надежный спутник в блуждании по неочевидному. Один из рассудочных аргументов в пользу не только прямой, но и "короткой" связи -- педагогический. Действительно заманчиво: педагогика как неиссякаемый источник и виновник бесчисленных человеческих предприятий и практик. Если педагогику понимать в узком и строгом смысле, то приписываемое ей никогда не получит одобрения, а потому будет сочтено как несвойственное занятие или превышение педагогикой своих служебных полномочий. Для педагогики в широком и общем смысле, т.е. для любого рода обстоятельств, в которых мы вынуждены признавать сами, а устранять с "чужой" помощью собственную несостоятельность -- это вполне нормальное положение дел и потому вполне достижимое. Поэтому короткая -- педагогическая -- связь есть ничто иное, как и двойная зависимость. Во-первых, как сознательное (обусловленное наличным сознанием) строительство практики того, а не иного типа, во-вторых, как осознанное (в рефлексивной работе сознания) предприятие, отобранное из всех возможных. |
4.2/3 Отступление Аналитический взгляд "во вне" не нуждается в пропаганде, он как бы общепринят, нечто вроде правила хорошего тона, усваиваемого уже со школьной скамьи. Взгляд "во внутрь", не смотря на пропагандистские усилия различных духовных наставников, всегда остается благим намерением. Я считаю, что психологические теории действия, управления, организации, коммуникации и пр. не только не опосредуют строение практик и предприятий характером работы сознания, но неуклонно отдаляют их друг от друга. Возможно, дело в том, что здесь присутствует намерение соединить две парадигмы, это вещь сама по себе немыслимая. Одну парадигму -- имеющую в себе точки соприкосновения и совпадения психологической теории сознания с психотехникой сознания различных школ и традиций. Другую парадигму - заключающую в себе теорию хозяйства, деятельности, организации (с некстати бесконечно разошедшимися путями отечественной и западноевропейской мысли). Психология считает, что ее разработки, касаясь "человека единого", приложимы к любым практикам и предприятиям, исторически, культурно, географически, экономически, этически, социально... различным. В этом смысле, психология сама недостаточно рефлектирует собственные же установки и состояния сознания. По-моему, здесь не может быть двух точек зрения: психологические теории и рекомендации состоятельны лишь в ритуализованной практике и стереотипных предприятиях (или же их post factum). |
Т.е., в таких обстоятельствах,
где определенному типу сознания уже приуготовлено место в определенной
практической деятельности, и обратное: определенным типом сознания приемлется
и определенный же тип деятельности. Там, где обстоятельства неопределенны
или разрывны, психология своими теориями и методическими рекомендациями
оказывает деятельности медвежью услугу (хотя я должен признать, что на
эту оценку накладывается моя пристрастность). 4.2/4.1 Универсализирующая связь Чтобы со связью можно было бы считаться как универсальной, а не случайной или единичной, ее необходимо представить как механизм универсализации "случайных" зависимостей, соединений, сопоставлений, столкновений и пр. "Случайных" -- это не оговорка, а критерий фактичности, другими словами, связывание должно именно случиться, логически или эмпирически. Связь будет универсализирующей, если в результате связываний мы будем иметь устойчивые пары "универсалия - экземплификат", если мы сможем однозначно (а если целевым образом, то ни разу не промахнувшись) устанавливать или находить соответствие между единицами мира логического и мира эмпирического. И обратное. Одно -- универсализация, другое -- экземплификация. Универсализация сама по себе как бы полусвязь, односторонняя связь. |
|
То же и экземплификация.
Связь становится рабочей, т.е. полной, двусторонней, включающейся в логические
порядки и практический опыт в случае экземплификации универсалий в мире
эмпирического (событийном мире) и универсализации экземплификатов в мире
логического (необходимого). 4.2/4 Дело в пороке той теории и типологии сознания, которой располагает психология. Порок этот -- психологизм, ставящий человека (сомневающегося и самоуверенного, мятущегося и безмятежного, безвольного и решительного...) в центр мира деятельности. В подобной постановке две страдательные стороны: человек и деятельность. В центре имеет смысл оставить лишь только место для (антипсихологистического) сознания, которое будет наполнено деятельностью из ее -- деятельности -- логических соображений. Ей, деятельности, требуется либо средовой, либо топический тип сознания. |
Тот,
кто сможет стать носителем подобных или же каких либо других типов безотносительно
к структуре предприятия или практики, тот пусть и удовлетворяет интерес
психологии деятельности. Устройство социокультуры Прежде всего необходимо дать рабочую интерпретацию схемы трансляции культуры и воспроизводства деятельности (Фиг.4.2/4), приемлемую для задачи исследования и конструирования сознания. В соответствии с данной схемой, транслируемая культура является условием и механизмом воспроизводства дея тельности, а в целом это есть фундаментальные обстоятельства человеческой практики. Схема членит эти обстоятельства на подпространство каналов транляции и регулятивов (норм, образцов, предписаний, эталонов...) и подпространство социетальных ситуаций [1]. |
В подпространстве
культуры происходит переорганизация каналов и регулятивов в ответ на их
несоответствие "новым" ситуациям. Эти новые регулятивы задают
необходимость в дополнительных каналах трансляции, что обеспечивает разрешение
социокультурных рассогласований и составляет область технической работы
с процессами нормопорождения и трансляции в деятельности проектирования,
аналитики, иссследования, систематики (в общем виде - культуротехники,
если применительно к данной схеме). Схема задает предельное представление человеческого мира, высший из возможных его порядков и, тем самым, единственно возможную структуру как отражающего (ориентируемого)(1), так и интендирующего типа сознания. |
|
4.2/5 Логические и психологические экстремумы сознания Здесь я оттолкнусь от жесткой, схематизирующей мысли Имре Лакатоса: "Если мы хотим изучить что-нибудь действительно глубоко, то нам нужно исследовать это не в его "нормальном", правильном, обычном виде, но в его критическом положении, в лихорадке и страсти. Если вы хотите узнать нормальное здоровое тело, то изучайте его, когда оно болеет..." (с.35). Именно так, определяя логические экстремумы, но не как психиатр, я попытаюсь далее типологизировать сознание как топический и средовой типы. В чистом виде (в пределе) данные типы есть, несомненно, идеализация, логико-эпистемологическая конструкция. Но также: это и живое реальное сознание, хотя и экстремальное по типу установки и формы. Например, сознание слепого. Для него "отражение" в самом тривиальном смысле слова отсутствует. Сознание глухого -- здесь также нет нормального, как бы полного "отражения". А если настаивать на том, что материалом, из которого исполнено сознание, является телесность в целом (вспомним меткое замечание Кондорсе, что мышление находится в руках), то же самое относится и к паралитику. |
Так вот, чтобы подобное
экстремальное сознание могло функционировать, будучи лишенным определенной
части натуральных и естественных механизмов (органов), ответственных за
функцию отражения, оно восполняет их "неестественными", "сверхъестественными"
-- механизмами интендирования. Это как бы вынужденная компенсация, компенсация
в условиях безысходности. В то же самое время культура обязывает "протезировать"
природную ущербность -- отсутствие у "природного" сознания механизмов
интендирования. Способность к интендированию -- культурный феномен (если
не принимать пока во внимание данного приобретения теми, чье со-стояние
только на натуральных механизмах становится не просто драматичным, но
катастрофичным). И насколько сложна культура, настолько многообразными
являются операции "протезирования" сознания механизмами интендирования(2).
Идеальное и эмпирическое сознание Идеальное и эмпирическое сознание, чтобы интендировать -- выносить "себя" вовне -- должны, так или иначе, допустить в себя то или иное устройство внешнего мира, в предельном выражении -- топическое или средовое. |
Для экстремального сознания это вообще единственный выход -- допуск. В который оно и устремляется. Представим на мгновение, что интенция экстремального сознания (например, сознание слепого) есть нечто аналогичное взору зрячего человека, взор которого беспрестанно натыкается на вещи, упирается в них и лишь в исключительных случаях или в результате необычного усилия становится проницательным, и тогда вещи перестают быть препятствием взгляду. Продлевая аналогию: упертость взгляда зрячего -- как бы следствие средового сознания, для которого мир есть телесность, простертость взгляда -- как бы следствие топического сознания, для которого мир есть пространственность. Если "нормальный" индивид может и обойтись без оценки соответствия "своего" сознания некоторому действительному положению дел (если конечно для него не возникнет проблемная, разрывная ситуация), то для носителя экстремального сознания это первый жизненный урок и вопрос. И впредь постоянный. Наиболее очевидно: жизненная стратегия, само мышление и сама деятельность слепого (глухого, немого, лишенного движения) сращены с полаганием устройства мира. |
Если мир есть пространство,
то задача его обживания и ориентации в нем -- это установление границ
в безмерности мира, расчленение его пустоты и заполнение собою. Если же
мир тело -- то признание границ и нетерпение пустотности (подобно бегству
крота от пустоты). 4.2.6 Пример с незрячим есть, прежде всего, плоская метафора, грубая модель. Исходя из них, зрение созерцанию может быть даже помехой, причиняя наряду с приемлемыми оптическими иллюзиями прямую, неустранимую дезинформацию, ложные картины. Картины-как-впечатления требуется на что-то крепить, им необходимо место, фон и многое другое для выполнения своей основной функции -- функции экспозиции. Поэтому аналогия с незрячим привлечена только для акцентирования той роли, которую играет тип сознания -- топический или средовой -- в деятельностном и мыслительном взаимоотношении с миром. И, поскольку это взаимоотношение сознания и мира никем не усомневается, не вызывает с ходу возражения, то приобретает черты банальности. По другому говоря, оно молчаливо предполагается, но в силу приобретенной банальности не предполагает методического анализа. |
4.2/8.7 Рабочая гипотеза Первая рабочая интерпретация процессов интендирования и отражения План функционирования сознания, относимый к его "природным" свойствам (к свойствам "природных" органов-механизмов), ответственен за функцию отражения. А план сознания, возникающий как ракурс (модус) устройства социокультуры и имеющий искусственное происхождение (являющийся полностью продуктом культуры), ответственен за функцию интендирования. Данная функция возникает в связи с появлением техники схематизации и графикации (внешним выражением мыслительной схематизации). В них человечество как единственный биологический вид оснастилось внешними "экранами сознания" и только поэтому было вынуждено функцию отражения, как способность внутреннего "экрана сознания", дополнить способностью, в конце концов, воплотившейся в функции интендирования. Дополнение гарантировало сознанию, претендующему на место во все более сложных практиках и предприятиях, достаточные к ним способности. |
Они следовали из
упражнений сосредоточения и концентрации на схеме (графеме) и ее элементах,
что предполагало от работы сознания самого главного -- производить фокусировки,
напрямую никак не связанные с внешним выражением знаковой формы и ее элементов.
Действительно, восприятие знаковой формы (графемы), удержание на ней внимания,
ее хранение в памяти есть более рафинированная форма эксплуатации естественного
механизма отражения (напомню, что речь идет о безобразной знаковой
форме)(3).
Чтобы придать методическую значимость интересующей меня связи, я выдвину рабочую гипотезу об особенностях человеческих предприятий и практик, производимых определенным типом сознания. В самом первом приближении ее можно схватить в следующей табличной форме (фиг.4.2/6, см.также фрагмент 1.2)). |
природа сознания | таблица 2 | ||
механизм отражения
|
механизм интендирования
|
предельные установки | |
реализм
|
исследование
|
среда
|
|
познание
|
конструктивизм
|
топика
|
|
характер практики и предприятия | |||
02.02.2000 |
4.2/8.1 Схема трансляции культуры и воспроизводства деятельности онтологический фон для "среды " и "топики" Чтобы нормируемые, и поэтому воспроизводящиеся ситуации, являлись эмпирическими образованиями, а не только "фактами сознания", они должны иметь и имеют свое пространство существования, окружающий их субстрат, а также способ существования в "момент" социокультурного рассогласования (сбоя механизмов трансляции, износа норм, отказа механизмов реализации норм в социетальных ситуациях), коротко говоря, среду или средовое окружение (Фиг.4.2/4). Подчеркну "моментность". |
Схема показывает, что рассогласование есть только условие культуротехнических мероприятий в подпространстве трансляции культуры, и вне этих мероприятий человеческий мир перестает существовать как социокультура. Тем не менее, в логическом, а не физическом времени, такие "моменты" необходимо допускать, а эмпирическим фактам здесь несть числа. Говоря образно, среда является, с этой стороны, последним мыслимым пределом человеческого мира (Фиг.4.2/8.1). Таким образом, это есть замыкающая рамка -- замыкающая мир и замыкающая сознание. И напротив, культура в составе своих каналов и регулятивов бесплотна. Это принципиально, т.к. исключает специфику того носителя, на котором запечатлена норма или иное содержание культуры. Более того, акцент на материале-носителе грозит склейкой, с одной стороны, превращенных форм культуры, уже покинувших пространство культуры и отражаемых в пространстве социального и, с другой стороны, собственно культурных форм (транслируемых в культуре)(4). | Пределом формальной организации, максимально свободной от от "своего" же материала знаковых форм, является топика. Именно топическое устройство пространства культуры является необходимым обстоятельством культуротехнического отношения (от сугубо "технического" -- проектного, аналитического, конструктивного... до сугубо "культурного" -- до артефактов изящных искусств и субординации светских этикетов). Таким образом, топика есть еще один предел-рамка мира и сознания. |
|
Оптика
и логика схемы: взаимоотображение и взаимное проецирование слоев и элементов схемы как предварительные конструкции сознания (превратные, адаптивные, конструктивистские, детерминистские и другие версии) 4.2/8.2 Первый контур интеллектуальных, духовных, технических и военных практик и предприятий в семантических сетках "формы" и "содержания" сознания (...) Культурологические типы конструкций сознания. Рабочее понятие 4.2/8.4 Типологизация сознания относительно схемы трансляции культуры и воспроизводства деятельности. Каждый из четырех конструируемых типов сознания представляет собой определенный ракурс (модус) устройства социокультуры (смотри интерпретацию схемы трансляции культуры и воспроизводства деятельности в разделе "Устройство социокультуры"), поставленный в связь с естественными, "природными" и искусственными, культурными механизмами сознания. Эти два момента имеет смысл поставить в ортогональное отношение, что позволит предотвратить излишнюю сложность и даст возможность попеременного обращения к тому или иному моменту функционирования сознания (выше я уже его касался в разделе "Первая рабочая интерпретация процессов интендирования и отражения", более подробно эти процессы и их механизмы будут рассмотрены ниже). |
4.2/8.3 Первые два типа сознания как результат аспектизации данной схемы -- средовой и топический -- это либо отражающие устройства (органы), либо механизмы интендирования. Эта аспектизация оказывается возможной по крайней мере, логически, т.к. схема включает планы отражения и имеет глубину пространства -- миры культуры и социальности. 4.2/8.6 В принципе, можно было бы ограничиться двумя типами сознания, мотивируемым средой(5) (социальностью) и устремленного в топику (культуру). Но схема имеет еще два ракурса: (а) в сторону "начала" трансляции и "первой" нормируемой ситуации и (б) в сторону "конца" трансляции и "последней" ситуации. Это также логическое, а не физическое измерение социокультуры. Тем не менее, оно задает свои пределы дознанию, как бы метафизические и трансцендентные. Будучи таковыми, они не составляют эмпирических пределов, которых могло бы достигнуть сознание. Поэтому здесь следует говорить не о рамке-границе, а о рамке-горизонте, иными словами, не о "виде" (типе), а о "характере" сознания (так или иначе в нем проявляющемся). 4.2/8.3 Вторые два типа -- археологический и эсхатологический -- это рефлектирующие сознания. Рефлектируются пределы мира и свои собственные. В функции рефлексии входят: (а) различение состояний сознания, на основе которого возможно устанавливать те или иные оппозиции "среды" и "топики", типизирующих и модифицирующих состояния сознания, (б) управление организациями и состояниями сознания, в результате чего ожидаются, во-первых, конструктивизация и функционализация средового состояния и, во-вторых, субстантивирование (конституирование) и объективирование топической организации сознания. |
4.2/8.7 Вторая рабочая интерпретация процессов интендирования и отражения Начну с самых "дальних" планов. Первой картиной для сознания (и в сознании) является отображение топики пространства культуры на устройстве самой культуры. Археологический ракурс, сплющивая планы топики и среды (минимизируя и исключая собственно планы культуры и ситуаций), генерирует различные "космогонии", а эсхатологический полностью погружается в превращенные формы -- нерефлектируемые "астрологии" (древние и современные). Эти два типа сознания следует отнести к экстремальным типам, но археологический и эсхатологический характеры сознания должны быть учтены в сознаниях нормального типа. Прежде чем перейти к конструированию нормальных типов сознания, необходимо задать логику аналитических и конструктивных работ. Итак, "первой" картиной для сознания (и в сознании) является отображение топики в действительности культуры. Что представлено в этой картине? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо следовать определенной логике анализа. В соответствии с ней экраном для отражения топики выступает культура. На культуре, как на экране, не лишенном собственной морфологии, должно прорисоваться отображение топики. В то же время экран лишь постольку экран, что не проявляет чрез меры своей морфологии, не заслоняет ею картинных образов. Другими словами, морфология должна сбрасываться со счетов, но 4.2/8.8 элиминировать физически ее не возможно, разве что разрушив сам экран. |
Можно сказать,
что на экране отображается превращенная форма топики: только такая форма,
которая приемлется культурой. Другими словами, не противоречит составу
норм (например, наличным логикам и здравому смыслу) и может быть уложена
в некоторую комбинацию каналов трансляции (т.е., отвечать, например, принципу
междисциплинарности или деятельной кооперации). Второй момент -- комбинация
каналов -- достаточно маневренный, чтобы сохранить нечто от формы топики
(хотя формы превращенной и ограниченной культурой). То, что не смогло
отразиться на экране-культуре, вынуждено пребывать акультурным (с наклонностью
к контр-культуре или суб-культуре). Но что значит "не смогло"?
Значит: даже в превращенной форме теряет какую-либо превращенную связь
с отражаемым. Значит: нет возможности отделить отражаемые образы от морфологии экрана. Первое - это вполне уместная дисфункция, второе - паталогия, органическое расстройство и, в отличие от первого, неустранимо. |
При нормально протекающем
процессе отражения (без расстройств и дисфункций) сознание приобретает
следующие черты: оно культурно (являясь воплощением культуры) и воспроизводит
топические формы (формы форм) в той мере, в какой культура сложна сама
по себе. Можно сказать, что в самом благоприятном случае на данной культуре
(как на носителе) могут быть прорисованы не только иные культуры (все-таки
мыслимые и осознаваемые порядки), но и образы, не имеющие отношения к
культуре как таковой(6).
Например, не поддающиеся трансляции, а возможные только к фиксации -- такова музеефикация вне каких-либо систематик и тематизаций. Или же: избегающие статуса нормативности. Или: транслируемые как нормы, но не реализуемые трансцендентные ценности(7). 4.2.1/8.7 (см. 4.2/8.8.1) Прежде чем "брать" сознание в его структурном представлении (т.е. удобном для анализа и конструирования), я полагаю, необходимо задать поле сознания. |
Требуется такое
поле, которое задается не столько автором данного текста, сколько логикой
и энергетикой схемы трансляции культуры и воспроизводства деятельности
(если, конечно же, "мое", "твое", "его"
и всякое другое сознание принимает ее как некоторый предельный порядок).
Следуя логике поля, я введу первые координаты: 1. Планы-экраны сознания и картины-образы сознания. Шкалы обеих координат членятся согласно схеме социокультуры (трансляции культуры и воспроизводства деятельности): среда, ситуации, культура, топика (Фиг.4.2.1/8.7.1). Для первой ординаты этот перечень составит наименование экранных слоев или планов-экранов (вертикальное членение). Для второй -- имена образов, отображаемых на экранах (горизонтальное членение). 2. Чтобы и дальше оставаться формальным, я обозначу нулевыми координатами раздел между ситуацией и культурой(8). 3. И чтобы достроить систему координат, я введу в этом поле "равнодействующие" векторы. |
смотри также комментарий
21 февраля 2000: СО-ЗНАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ СЛЕДОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯМ КУЛЬТУРЫ:
|
4.2.3/8.7 Координаты сознания Первый обход координатного поля сознания A. Вектор, направленный вверх-влево производит замыкание сознания. B. Вектор, направленный вниз-вправо -- размыкание(9). C. Направление усилия вверх-вправо знаменует утверждающую функцию сознания D. Направление усилия вниз-влево -- отрицающую. Второй обход координатного поля сознания A. Предельной (наиболее "чистой") формой сознания в 1-ом квадранте является органическое сознание. Замыкается оно субстратом сознания -- средой, отражающей среду. Весь квадрант докультурен, все формы сознания в нем субкультурны. Органическое сознание -- наиболее закрытое, максимально замкнутая форма сознания(10). 4.2.4/8.7 B. Предельной формой по II вектору является виртуальное сознание, без остатка разомкнутое (пространством сознания). Нормальное сознание не в состоянии представить (как и в случае с органической формой) "произведение" топики-плана на топику-образ. |
Эта форма позволяет
допускать (логически) "бесплотные" формы сознания. C. Вектор III ориентирует исследовательское сознание, как предельную форму утверждающего сознания. "Произведение" топики-образа на среду-план только и позволяет нам утверждать среду в ее соответствующей полноте и сложности. D. Вектор IV ориентирован проектным сознанием, как предельной формой отрицающего сознания. Проектное сознание возводит на топических планах различные средовые образы и потому последовательно отрицает саму среду (планы среды), культуру (планы культуры), ситуации (планы ситуаций). Третий обход координатного поля сознания A. Формы сознания, осевые на векторе I-II (замыкающие-размыкающие), равным образом склоняются к отрицающей и утверждающей функциям. Осевые на векторах III-IV амбивалентны к замыканию-отрицанию. Так, органическое сознание безразлично к приоритету отрицающей или утверждающей функции. То же самое относится к форме виртуального сознания. Проектное и исследовательское сознания амбивалентны к замыканию/размыканию. Для осевых же форм сознания присущи вполне однозначные функции. |
B. He-осевые формы
не столь определенны. Так, формы, ориентированные I вектором, несут на
себе помимо отрицающей или утверждающей функций еще и функцию замыкания.
То же самое справедливо и в отношении остальных не-осевых форм. 4.2/8.7.3 Четвертый обход координатного поля сознания До этого схематизация форм сознания осуществлялась как бы симметрично относительно введенных координат. Это позволило выделить предельные ("чистые") формы сознания и их функциональное значение. Также следует исчислить все возможные формы. Для этого следует разделить все множество сознаний, с одной стороны, на слойные и фрагментарные, с другой стороны, на формальные и содержательные(11). Каждый квадрат-сетка Фигуры 4.2/8.7.3 представляет собой координатную сетку аналогично Фигуре 4.2.1/8.7, т.е. таблицу, обе стороны которой членятся на среду, ситуации, культуру, топику. |
Фигура 4.2/8.7.3
|
слойное сознание | ||||||||||||||||||||
план среды | ||||||||||||||||||||
план ситуаций | ||||||||||||||||||||
план культуры | ||||||||||||||||||||
план топики | ||||||||||||||||||||
полноплановое | многоплановое | одноплановое | сплющенное квазиплановое |
сплющенное псевдоплановое |
A. Слойное
сознание индифферентно к отбору картин-образов. В этом смысле оно
как бы плюралистично. Подразделяется слойное сознание на - полно-плановое (включающее в себя все слои-планы: планы среды, ситуаций, культуры, топики), - много-плановое (редуцированное к нескольким планам или лишенное каких-либо планов), - одно-плановое (редуцированное к одному из планов), |
- сплющенное "много-плановое"
(квази-плановое, т.к. игнорирует межплановые границы), - сплющенное полное (псевдо-плановое). B. Фрагментарное сознание избирательно по отношению к образам-картинам: воспринимая одни, игнорирует другие. Его можно отнести к "предвзятым личностям", "зрению со слепыми пятнами"... C. За функционирование формального сознания отвечает, прежде всего, его конструкция (слойность, фрагментарность). |
D. Содержательное
сознание движимо, прежде всего, образами-картинами, а конструкция
не оказывает влияния на работу сознания. Пятый обход координатного поля сознания К изложенному остается добавить собственно "природу" сознания -- быть отражающим устройством или механизмом интендирования. |
Фиг.4.2.6/8.7 |
фасеточное сознание | фокусное сознание | |||||||||
план среды |
||||||||||
план ситуаций |
||||||||||
план культуры |
||||||||||
план топики |
||||||||||
план среды |
план ситуаций |
план культуры |
план топики |
план среды |
план ситуаций |
план культуры |
план топики |
4.2.6/8.7
Сборка результатов обхода Если теперь все пять обходов свести вместе, то можно удовлетвориться двумя базовыми типами сознания: фасеточным и фокусным (см. Фиг.4.2.6/8.7). Фасеточное сознание обладает функционально равными между собой фасетами, каждая из которых производит "одну и ту же" работу, имеет "одно и то же" устройство. В каждой фасете -- целостный образ-картина. Фокусное сознание избирательно во всех отношениях: избирательно к планам-слоям и к образам-картинам. Это сознание фокусируется на одном или нескольких плане-слое и образе. |
И фасеточное, и
фокусное сознания (во всем многообразии и во всей детализации из предпринятых
обходов) могут выполнять два вида работы: (1) собственно отражения, и
это будет образный тип сознания и (2) собственно интендирования, и это
будет интенционный тип сознания. Мне представляется, что я исчерпал свои возможности в интерпретации схемы трансляции культуры и воспроизводства деятельности в отношении конструирования типов сознания. И я лишь отчасти, весьма ограниченно воспользовался внешними, не имманентными данной схеме, предметами -- в частности, идеей отражения/интендирования(12). (...)(13) |
(...) |
(3) - Это замечание крайне важно, т.к. позволяет не отождествлять с графемой схемы различные знаки, как бы взывающие к сознанию (например, самые "кричащие": денежные знаки, эротические). |
(4) - Иллюстрацией вырожденной схемы трансляции культуры и воспроизводства деятельности являются различные антиутопии. |
(7) - Культура здесь выступает как среда, культурная среда, знаково-символическая по форме и поэтому приемлющая знаковое и символическое содержания. |
(12) - И эта идея может быть истолкована вне психологического предмета, например, вне психологической теории восприятия, а сугубо технически - в идее отражающего и проецирующего экрана. |
(13) - В качестве схематического продолжения пока служит схема координации сознания. |
ЛИТЕРАТУРА:
"СРЕДА - ТОПИКА - СОЗНАНИЕ - МЫШЛЕНИЕ" "Естественное" и "искусственное" в семиотических системах // Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М: Школа Культурной Политики, 1995. - 760 с. Щедровицкий Г.П. "Метод семиотического исследования знаковых систем" // "Семиотика и восточные языки". - М.: 1967 Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии Организации, Руководства и Управления (хрестоматия по работам Г.П.Щедровицкого). - М.: Дело.- 2004 Схема мыследеятельности - системно-структурное строение, смысл и содержание // Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Школа культурной политики, 1995 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. С.-П.: А-кад, 1994 Глазычев В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. М.: Н., 1984 Глазычев В.Л. Культурный потенциал города // Культура города: проблема качества городской среды. - М.: НИИКультуры, 1986 Генисаретский О.И. Упражнения в сути дела. М.: Русск.Мир, 1993 Высоковский А.А. Субстанциональные свойства среды // Городская среда: проблемы существования. - М.: ВНИИТАГ, 1990 Каганов Г.З. О средовом воображении // Городская среда: проблемы существования. - М.: ВНИИТАГ, 1990 Лем С. Сумма технологии. - М.: Мир, 1968 Полани М. Личностное знание. - М.: Прогресс, 1985 Шарден П.Т., де. Божественная среда. - М.: Гнозис, 1994 Турен А. Возвращение человека действующего. - М.: Науч.Мир, 1998 Петров М.К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1995. - 238 с. Лакатос И. Доказательства и опровержения. - М.: Наука, 1967 - 152 с. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: 1995 Рикер П. Конфликт интерпретаций. - М.: 1995 Кант И. Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994 Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т.т., Т.1. - М.: Мысль, 1977 Бергсон А. Собрание сочинений, Т.1. - М.: 1992 Лефевр В. Никитин В.А. Культуротехника Никитин В.А. Автореферат |
© Виталий Сааков, PRISS-Laboratory, 2000 сентябрь |
оставить сообщение для PRISS-laboratory |
|
|
с 14 апреля 2005 | |
последнее
обновление 18 апрель 2012 14 июль 2012 |