главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации |
вернуться в разделш | библиотека | |
|
||
вернуться в разделш | г.п.щедровицкий | |
содержание разделаш | Коммуникация и процессы понимания: методологические проблемы организации, развития и познания | |
Коммуникация и процессы понимания: методологические проблемы организации, развития и познания |
Доклад на совещании «Коммуникация в процессах решения задач» в НИИОПП АПН СССР. 1982 // Г.П.Щедровицкий. Мышление. Понимание. Рефлексия. М., 2005 |
Мы начинаем наше рабочее совещание по теме «Коммуникация и взаимопонимание в коллективной мыследеятельности: логические, лингвистические, психологические аспекты». |
Вот так будет организована наша работа: с одной стороны, банально и просто, а с другой – сложно. Здесь я перехожу непосредственно к теме своего доклада: «Коммуникация и процессы понимания: методологические проблемы организации и познания». Задача очень сложная, потому что последние 30 лет попытки сделать коммуникацию и понимание предметом строгого и методологически оснащенного системного анализа, попытки, предпринятые с самых разных сторон, каждый раз заканчивались неудачей, и, несмотря на то, что издается довольно много литературы специально по вопросу коммуникации, до сих пор мы не имели ни одного примера предметизированного и онтологически организованного анализа коммуникации и процессов понимания. Если кто-то из присутствующих воспримет мое утверждение как преувеличение, я с удовольствием выслушаю любые контрпримеры, возражения. Думаю, мы не будем жалеть на это время. Итак, для начала я утверждаю, что все попытки представить коммуникацию и процессы понимания в строгих, конструктивно развертываемых онтологических схемах, раз, и в виде предмета научного, технического и просто распредмеченного исследования, два, окончились по рлной неудачей. На прошлом совещании по этой теме я вкратце рассматривал классический, с моей точки зрения, пример такого положения дел. Это сборник, переведенный на русский язык под редакцией Мирского и Соломина -«Коммуникация в науке». Если мы начинаем внимательно анализировать собранные там примеры анализа коммуникативных процессов, то мы убеждаемся прежде всего в одном: несмотря на непрерывную апелляцию к коммуникации, ни в одной из этих работ коммуникация как таковая не становится предметом изучения. Ну, скажем, работы Гриффитса, Маминса и др. являются в этом плане классическими и выражающими общий подход и общую точку зрения. Там коммуникация каждый раз является показателем границ, с одной стороны, тех научных сообществ или социокультурных коллективов, которые они называют малыми или сплоченными, а с другой – более широких образований, которые, по терминологии Прайса, получили название «невидимого колледжа». Так вот, каждый раз, несмотря на наличие этого, сейчас уже достаточно высокого интереса к проблемам коммуникации, до сих пор не удается выделить саму коммуникацию и связанные с ней процессы понимания в виде предмета изучения. |
Причем, я сейчас не делаю разницы между строго научными, объективированными исследованиями и, скажем, тем что в последние 20-30 лет получило название «понимающего исследования» и широко распространилось как в области психологии, социальной психологии, так и в области социологии. Для меня диалектический анализ точно так же представляет собой методическую процедуру исследования понимания, и по отношению к нему я точно также ставлю вопрос о том, каков же там очерченный и определенным образом выделенный предмет, и по-прежнему утверждаю, что такого там нет. Если, скажем, какой-то крайний представитель герменевтической точки зрения будет мне говорить, что там этого и не должно быть, я приму это как позиционное кредо, подтверждающее вроде бы мою позицию - только с тем отличием, что здесь утверждается не просто отсутствие таких предметных представлений, но, кроме того, и принципиальная невозможность их построить. Продолжая очерчивать ситуацию, сложившуюся в этой области на сегодня, я хочу теперь подчеркнуть отличие нашей позиции, нашего подхода к проблемам коммуникации, процессам понимания, взаимопонимания от других направлений, в частности социологических или близких к ним – социально-психологических. Нами, в нашем интересе к этой теме, двигали не только, даже и не столько, теоретические и методологические моменты, сколько необходимость практической организации коммуникации и взаимопонимания.В этом я вижу особенности нашего подхода и нашей позиции сравнительно с другими, достаточно хорошо сейчас известными. Может быть, наиболее резко и жестко эта проблема практической организации коммуникации и взаимопонимания возникает у нас в практике организационно-деятельностных игр (ОДИ). Поэтому я мог бы сейчас сказать, что наш интерес к коммуникации и процессам понимания детерминирован, в частности, необходимостью развертывания практики ОДИ. Организационно-деятельностная игра – это метод организации коллективного мышления и деятельности, направленных на решение сложных проблем и задач. Я говорю «организация коллективного мышления и деятельности», но точно так же я мог бы сказать «организация коммуникаций в коллективе», поскольку решение проблем и задач, осуществляемое в организационно-деятельностных играх, происходит прежде всего в форме коммуникации и предполагает очень четкие процедуры понимания позиций, точек зрения, средств других участников коллективной работы, даже в тех случаях, и особенно в тех случаях, когда эти другие участники являются носителями других парадигм. |
Таким образом, в практике своей работы, в частности в ОДИ, мы сталкиваемся с тем (на мой взгляд, теперь уже всеобщим) обстоятельством, что мы сегодня, как правило, либо просто не понимаем друг друга, либо понимаем очень плохо. В подавляющем большинстве случаев так называемая научная коммуникация, или коммуникация на совещаниях и конференциях, представляет собой такой характерный бедлам, в котором, когда люди дискутируют, то они спорят, как правило, с ветряными мельницами, а когда они делают вид, что они обсуждают, то каждый из них произносит свой монолог, не считаясь с тем, что говорилось другими. Каждый из нас представляет собой такую окуклившуюся монаду, по сути дела, уже коллапсировавшую, мертвую, и только делающую вид, будто бы она живет. Вот так, в этой достаточно резкой форме, мне представляется сегодня практика так называемых научных дискуссий, обсуждений, которые мы наблюдаем на конференциях. Она демонстрирует нам результаты дальнейшего развития научной точки зрения, развивающейся в течение 300 лет на пути дифференциации предметов, уточнения их, организации строгих, идеальных объектов, и мы, собственно говоря, получили то, что было оплачено исходной идеологией научного подхода. Теперь каждый имеет свой маленький предметик, достаточно часто хорошо построенный, и может уже вообще не интересоваться тем, что происходит в мире. И поэтому то, что в нашем мире происходит, является результатом вот этой хуторской политики и обособления и автономизации каждого исследователя. Наумов СВ. … Я думаю, Сергей Валентинович, политическая борьба происходит не на совещаниях. А на совещании, к сожалению, никто не выдвигает своей позиции «в лоб». Поэтому я бы ответил вам очень резко: все научные конференции в 99 случаях из 100 выдают лишь фиктивно-демонстрационный продукт. Это есть ритуал, который мы воспроизводим, и содержания он, как правило, не имеет, ибо хотя мы сидим вместе, но на самом деле каждый сидит сам по себе. Так вот (я возвращаюсь к основной линии моего рассуждения), поскольку мы набрались окаянства и решились сформировать некоторые коллективные формы мышления и деятельности и сформировать соответствующие, на коллективах развертывающиеся мегамашины мышления и деятельности, то естественно, что мы прежде всего столкнулись с проблемой организации коммуникации и взаимопонимания. |
Не может быть никакой мегамашины, никакой коллективной мыследеятельности, если участники общей работы просто не понимают друг друга. А следовательно, перед организаторами и руководителями ОДИ встала в качестве важнейшей сугубо техническая, с одной стороны, и организационно практическая, с другой стороны, задача – уметь организовывать эту коммуникацию и взаимопонимание. Отсюда, как вы понимаете, уже шли требования к научному, квази- или псевдонаучному исследованию самой коммуникации и взаимопонимания. Все представления, которые мы сегодня можем заимствовать из других работ и направлений исследования для нас являются, во-первых, слишком абстрактными, а во-вторых, слишком крупноблочными. Иначе говоря, все эти представления о коммуникации и процессах взаимопонимания не могут обеспечить наших организационно-практических целей и установок. И обратно: чтобы мы могли решить свои организационно-практические задачи, мы должны выработать куда более детализированные представления о коммуникации и взаимопонимании, раз, и найти средства организационного воздействия на эти процессы коммуникации и взаимопонимания, два. И поэтому с середины 60-х годов, уже в силу практики развития Московского методологического кружка (ММК), его семинарской практики, или практики интеллектуальных игр, мы должны были обратиться к процессам коммуникации, и по мере того, как мы углубляли свои собственные представления и практику своей работы, коммуникация все больше и больше выходила на передний план. Так повелось еще с 50-х годов, и так продолжалось, наверное, до середины 70-х. Постепенно мы начали понимать, что такого рода стратегия является, по-видимому, принципиально ложной и что значительно более эффективной должна быть вроде бы принципиально иная стратегия. Я ее сейчас сформулирую предельно резко и, может быть, даже утрированно: стратегия анализа коммуникаций как того, в чем мышление может существовать реально. Это очень резкий тезис, поскольку если вы возьмете наши самые ранние работы первой половины 50-х годов и второй половины 60-х, то, в общем-то, мы всегда понимали, что при анализе речевых форм, в том числе и мышления, уйти от коммуникации нельзя. Поэтому родился тезис «языкового мышления» и «речевого мышления», делались утверждения, что вообще-то никакого мышления, кроме речевого, не существует. Я специально обращаюсь к этому тезису, потому что дальше буду ревизовать его и вносить в него очень существенные поправки, без которых (как мы сейчас это уже вроде бы понимаем) вообще нельзя исследовать мышление и коммуникацию. |
Но все равно, несмотря на такие тесные сближения, несмотря на утверждение, что мышление есть всегда речевое, языковое, принципиально знаковое мышление, все то, что я сказал о коммуникации, остается в силе, поскольку не надо смешивать друг с другом коммуникацию как таковую и речевую или языковую формы. Это разные вещи. Коммуникация есть вроде бы особого рода предмет, который мы создаем, и утверждение, что мышление всегда осуществляется в речевой, языковой или знаковой форме, отнюдь еще не означало, что анализ коммуникации и анализ мышления тождественны. |
Рисунок 1 |
И когда я обращаюсь к этой онтологической картине (рис. 1), вы можете видеть, что вот этот процесс коммуникации (а две двойные стрелки означают у меня текст, передаваемый в процессе коммуникации) и образует стержень и сердцевину того, что мы называем сегодня мыследеятельностью. И все то, что относится к сфере чистого мышления, и то, что относится к сфере действования (мы дальше будем все это обсуждать), образует, по сути дела, периферию по отношению к процессу коммуникации Поэтому сегодня, на этом этапе развития наших представлений, я бы взял девизом библейский тезис: «В начале было слово». Все остальное прикладывается потом. Я специально оговариваю, что так обстоит дело на этом этапе развития наших представлений. И если раньше мы выбирали тезис «в начале было дело», то сейчас, для данного этапа развития наших представлений, правильным мне представляется тезис «в начале было слово». Но хотя вроде бы наши ориентации за последние шесть или семь лет и сместились, изменилась общая структура ценностей, существо дела в онтологическом изображении коммуникации (а для нас коммуникация всегда в структуре мыследеятельности и мышления) практически не изменилось. И точно так же нас до сих пор преследуют неудачи в построении предмета исследований. У нас его нет. Но тут я опять разделяю эти два пункта – онтологическую картину и предметную структуру. И нынешнюю ситуацию я бы определял так. Я полагаю, что нам в 1980 г. удалось построить очень мощную схему мыследеятельности с коммуникацией внутри, и поэтому я могу сказать так: онтологическую картину мы сейчас имеем. А вот предмета мы еще не имеем. Поэтому главная цель и задача на нынешнем этапе, с моей позиции, заключается в том, чтобы так проработать эту онтологическую картину, чтобы наметить пути, средства и методы ее предметизированного развертывания, определить пути построения предмета. Вот в этом я вижу сейчас нашу основную цель, таким образом я хочу воспринимать это совещание. Если бы мы продвинулись на этом пути, я бы считал, что достигнут очень важный результат. Теперь я должен вернуться назад и постараться ответить на вопрос: а в чем же заключены глубинные причины неудач в построении онтологической картины коммуникации и понимания и, соответственно, причины неудач в построении предмета изучения? По сути дела, я возвращаюсь здесь к тому тезису, который я формулировал на заседании четвертого круглого стола совещания по Выготскому. Я не буду повторять аргументацию, которую я проводил тогда, сформулирую самое главное. |
На мой взгляд, коммуникация, сама по себе и как образующая центр структуры мыследеятельности, является по отношению ко всем развитым до сих пор научным предметам междисциплинарным, комплексным объектом. Набор предметов, так или иначе относящихся к коммуникации, достаточно ясен. Это логика, лингвистика, семиотика, социология знания, то, что принято называть психологией мышления, в какой-то мере педагогика, эстетика – перечень этот можно продолжить, я не стремлюсь здесь к полноте. Каждый из названых здесь предметов имеет свой особый идеальный объект. Скажем, логика – то, что называется правильным, формализованным мышлением; лингвистика – язык и организация его в текстах речи; семиотика – знаки любого рода, как в их синтагматическом, так и в парадигматическом функционировании; педагогика – коммуникация в процессах обучения и воспитания. Каждая из этих дисциплин имеет свою реальную действительность. И вот теперь, когда мы начинаем обсуждать вопрос о том, что же такое коммуникация и как, собственно, нам ее схематически предъявить, то единственное, от чего мы можем идти, это от всей той совокупности предметов, которая уже существует и в которых так или иначе схвачены или представлены различные аспекты, или различные проекции, коммуникации, мышления и мыследеятельности. И поэтому, когда мы становимся на точку зрения того или иного из этих предметов, то коммуникация и мыследеятельность всегда исчезают. Нельзя увидеть коммуникацию и мыследеятельность в целом сквозь призму любого из сложившихся и существующих ныне научных предметов – так можно увидеть только определенный аспект коммуникации и мыследеятельности. Поэтому, говорю я, выход на коммуникацию и мыследеятельность как на целостный объект может происходить только за счет того, что за последние десять лет получило название междисциплинарной и, как сказал бы я, над предметной, или распредмечивающей, работы. Надо взять всю совокупность этих предметов, провести их критику, вычленить то, что фиксируется в действительности каждого из этих предметов, как проекцию и потом, в ходе специальной методологической работы, собрать все это в одно целое. |
Вот в этом пункте самый важный момент: мы сталкиваемся с традиционно-эмпирической, или вульгарно-материалистической, точкой зрения. По сути дела, то, что противостоит здесь подлинной конструктивной работе, это, на наш взгляд, позитивистский предрассудок, будто можно путем наблюдения того, что происходит в окружающем нас мире, сбора каких-то феноменальных аспектов и их определенной систематизации построить представление о коммуникации и понимании и сформировать соответствующий предмет. Это и есть то, что мешает нам продуктивно и конструктивно работать. Но история очень жестока в этом плане, и чудес не происходит. Я бы сказал, что мы в этом плане очень напоминаем людей на островах в Тихом океане, которые создали себе новую религию – религию «добра»: на огороженных колючей проволокой, давно заброшенных аэродромах компании «Транс-Америкэн» построили макеты самолетов по образцу и подобию тех самолетов, которые когда-то доставляли продовольствие и товары, и ждут уже 20 лет, что к ним прилетит аналогичный самолет и привезет им много-много разного добра. В этом смысле мы полностью уподобились этой ситуации. Мы много говорим о коммуникации, о том, что она объективно существует, и ждем, когда же у нас наконец появится соответствующее представление; собираем факты, накапливаем их, стремимся получить побольше таких тонких фактов и думаем, что из этого что-то сложится. Но чуда не происходит. Боюсь, что оно не произойдет никогда, и поэтому для меня остается только один путь – это путь методически строгой, систематической, хотя и очень медленной и трудоемкой, схематизации существующих предметов и построения соответствующих онтологий. И поэтому – хотя мне опять скажут, что это слишком абстрактно, слишком заметодологизировано, может быть, бессодержательно, формально, представляет собой джентльменский набор методологии, а не живой анализ коммуникации и взаимопонимания – я не вижу, тем не менее, другого пути, кроме этого скучного методологизирования, и думаю, что ни о каком другом пути результатов вообще никогда не будет. Можно еще 1000 лет ждать чуда, и оно не произойдет. |
Может быть, потом история будет переписана иначе, и если методологи сделают свою работу, сформируют соответствующие онтологические картины, то они будут взяты и использованы, а потом о предваряющей методологической работе все забудут и будут говорить, что, мол, это очевидно и что мы сами это получили. Но если методологи не проделают своей черной и кропотливой работы формирования онтологической картины, то, на мой взгляд, не будет такого предметного представления, и поэтому я хочу двигаться по этому пути. Еще раз возвращаюсь назад, систематизируя и периодизируя этапы работы и снова формулируя цели и задачи, как они мне видятся. Выдвинутая в ММК в начале 1950-х годов идея, что все научные предметы всегда представляют собой лишь некоторые проекции реальных объектов, или аспекты того, что мы называем объектами, была – как принцип и стратегия – исключительно значимой и, на мой взгляд, очень плодотворной. Именно этот тезис определяет дальнейшую стратегию работы и выход на онтологию. И поэтому вроде бы как раз из этого принципа о проекциях, или аспектах, и вытекают наши представления об основных этапах работы. Прежде всего мы должны собрать определенную совокупность предметных представлений. Неважно, будет их три, четыре или пятнадцать (здесь тоже нужна определенная предваряющая организация). Нам нужна организационно-методологическая схема, т.е. задание пустого места для объекта, представляемого в той или иной онтологической картине, и должна начинаться особая работа, которая в терминологии ММК получила название конфигурирования, особая работа по систематизации содержаний всех этих предметов в сопоставлении друг с другом и с установкой на синтез, но в условиях, когда синтеза не может быть принципиально. Вот это образует то новое, что мы сегодня имеем. Если, скажем, во времена Иммануила Канта, и даже Гегеля, считалось, что установка на синтез знаний является одной из важнейших в образовании научного знания, то предполагалось, что эта установка может быть реализована, синтез может быть осуществлен, то сегодня мы говорим, что вроде бы вся работа по поиску новых объектов является междисциплинарной (и в этом смысле это – общий принцип), сегодня мы считаем, что такая установка должна быть, но только синтеза разнопредметных знаний не может быть в принципе, ибо это противоречит идее предметной организации. Единственное, что здесь может быть (это есть оправдание методологической работы, указание на необходимость самой методологии), это системодеятельностная критика всех предметов, т.е. разворачивание их как систем деятельности. |
И отсюда – невероятно значимый для нас тезис: предмет есть не проекция объекта, предмет есть определенная система деятельности, или, точнее, определенная система мыследеятельности, или мышления и деятельности, замкнутых друг на друга. |
И это задает нам первое направление работы. Итак, мы должны прежде всего понять, что же несут в себе логика, лингвистика, психология мышления, семиотика и другие дисциплины касательно коммуникации и понимания, и зарисовать это понятие. И мы обязательно должны это понять, по крайней мере, на бинарных представлениях, а лучше – на охвате всего целого этих дисциплин. По сути дела, та схема мыследеятельности, которую я здесь нарисовал, представляет собой такой рисованный агрегат. Ее части разнородны, не существует пока никаких конструктивных правил сборки этого представления, тем более оперативного преобразования одних схем в другие. Все это должно появиться потом, на следующем этапе. И вот тут я говорю: после того как онтологическая картина в форме рисованного агрегата создана, необходимо начать очень систематизированную проработку этой рисованной онтологической картины прежде всего на предмет ее конструктивизация. Вообще говоря, принципы и процедуры проработки такой онтологической картины весьма разнообразны. Некоторые из них я буду здесь рисовать. В виде блока я обозначу саму эту схему коммуникаций и мыследеятельности, которую мы рисуем, и теперь начинается серия интенциональных проработок. Первое, что мы должны сделать, это снова, в процедуре уже исторической критики и объяснения, вынуть из всех существующих предметов соответствующие моменты содержания и положить их в схему. Я бы сказал, что это и есть задача нашего совещания. Не обязательно в эту схему – здесь возможны самые разные точки зрения. Чтобы войти сюда, отнюдь не надо платить отказом от собственной точки зрения, наоборот, надо свою точку зрения предельно рафинировать и задавать любые мыслимые схематизмы, которые позволяют собрать коммуникативные, «понимающие» содержания всех существующих предметов. Но нужно их все, в совокупности, пропустить, как через ситечко, через эту схему и положить сюда блоки содержания и логики, и лингвистики, и психологии мышления, и педагогики и т.д. Это первый момент. |
Рисунок 2 |
Когда мы образуем эту схему, будь то в виде модели-конфигуратора или в виде пространственно организованной схемы, мы двигаемся от предметного содержания к схеме-модели или к схеме план-карты. Теперь она у нас задана – начинается обратная, ретроспективная проработка. Мы теперь должны доказать культуросообразность этой схемы, т.е. показать, что онa соответствует существующим предметам и может объяснить их и тем самым оправдать. Иначе говоря, показать, что лингвистика в подходе к коммуникации оправдана, но на своем месте. И даже логика в подходе ко всему этому кругу проблем тоже оправдана. И в той мере, в какой эта схема будет объяснять и оправдывать максимум из уже наработанного, она будет указывать свою культуросообразность, свое право на существование. Туда должны быть отнесены также и все те содержания, которые были выявлены эмпирически, в практике работы и не были охвачены прошлыми предметами. В этом преимущество всякой схемы такого типа – она позволяет втянуть в себя те явления, которые не втягивались в традиционный предмет. Далее, эта схема должна быть объективированной, а следовательно, мы должны теперь оторваться от плана чистых процедур нашего конструирования и показать, как эти наши процедуры конструирования и сам схематизм как фиксирующий эти процедуры схватывают возможный объективный процесс, т.е. то, что происходит в самой природе коммуникации и мыследеятельности. Это – объективация. Затем мы должны осуществлять процедуру оестествления и, может быть даже, если это удастся, либо натурализации, либо, соответственно, ИЕ-представления. Все зависит от того, какого рода мир и какого рода большую метафизику мы здесь задаем. Эта схема должна быть вписана в так называемые объемлющие онтологии и соответствовать им. Если мы подходим с системомыследеятельностной точки зрения, то такой объемлющей онтологией для нас, естественно, будет схема воспроизводства деятельности и трансляции культуры, и поэтому схема коммуникации, по меньшей мере, должна соответствовать схемам воспроизводства деятельности и трансляции культуры, а кроме того, мы должны провести категориальную проработку этой схемы. Но поскольку мы принимаем системную точку зрения, естественно, что это должно прорабатываться в системных позициях, и при этом сама категория системы нами на современном этапе трактуется двояко. |
С одной стороны, как связка многих категорий – процессов, функциональных структур, морфологической организации, материала, процесса, механизма, а с другой – как единая категория, которая соединяет, стягивает все это. Кстати, именно вот в этом пункте, в разрыве между свободной и субстанциональной стяжкой разных категориальных представлений и определенной логической организацией их и развертываются сейчас многие наши трудности и парадоксы.
И, кроме того, вы должны произвести соответствующую работу по проектированию новых практик в этих схемах и по соответствующей предметизации; это как бы прожективная часть схемы, оправдание ее с точки зрения эффективности, и это прожектирование может быть проектным или программным, или еще каким-нибудь. Схемы, которые строятся, должны быть проверены на эвристичность. Они должны нам показать свои возможности на уровне новой предметизации. Вот это все образует второй слой, вторую часть предстоящей или требуемой от нас работы, это проработка первоначально рисованной схемы со всех этих точек зрения. Я перечислил не все пункты, только основные, тут есть еще целый ряд достаточно значимых пунктов, но мне надо передать саму идею. Итак, сначала идет критика существующих предметов и систематизация. Завершается эта работа заданием специальной рисованной схемой. Затем начинается культурная, ретроспективная, прожективная проработка самой этой схемы, превращение ее в собственно онтологическую картину. Я наметил основные линии такой проработки. Простой подсчет показывает, насколько эта работа противна, требует огромных вкладов. Поэтому каждый, представляя себе объем предстоящей работы, хочет убежать в лоно традиционной научно-исследовательской работы. Такой, как ее характеризовал, например, Л.А.Венгер: «Я в душе рыбак. Выхожу, удочку забрасываю и сижу, потом вижу, что дернуло, и тогда я тяну. Рыба или калоша – мне, в общем, неважно. И, с моей точки зрения, наука и есть рыболовство». Так вот, рыболовство – оно, конечно, интереснее, чем копать вот эту всю траншею, шаг за шагом, но, на мой взгляд, чудес не бывает. Просто удочку-то мы забрасываем в озеро, в котором рыб нет, и поэтому вытащить можно, в лучшем случае, калошу. Следующий этап такой работы – это уже собственно предметизация и ответ на вопрос: какие предметы здесь возможны и должны быть организованы, для того чтобы мы могли взять и рассматривать коммуникацию и понимание? Я не буду останавливаться на этой третьей части подробно, сделаю лишь одно замечание. |
Дело в том, что когда мы начинаем строить эти предметы, то прежде всего обращаем внимание на их неравнозначность с точки зрения абстрактности-конкретности и, соответственно, управления или реализации. В этом плане ведь неясно, должна ли быть психология коммуникации таким же абстрактным частным предметом, каким является, к примеру, логика коммуникации. Ведь вполне возможно, что вот эти отношения онтологизации частного предмета могут существовать здесь и в отношениях между разными предметами. Я бы сослался только на один очень интересный пример такой исторической эволюции научных подразделений – на историю современной географии в ее отношениях к экономике, сельскому хозяйству, геологии. Одно из реальных направлений сегодняшней географии – это представление ее в качестве теории чистого пространства, вне объектов. И это понятно, потому что, по сути дела, все объекты географии уже расхватаны и присвоены другими научными дисциплинами. Перед географией стоит очень большая сложность – каждый раз, когда она претендует на какой-то кусочек материала, появляется конкурент, который говорит «моё!» и показывает на длительную историю детальной проработки этих аспектов. И поэтому некоторые абстрактно мыслящие идеологи, теоретики географии, пошли по пути построения некоторой квазиметодологической супрадисциплины. Они говорят: география описывает рамочку, в которую весь этот материал кладется, правила, по которым он кладется, т.е. как бы правила пространственной организации объекта. Но не надо здесь слово «пространство» понимать в традиционно-обыденном, физическом смысле. Пространство географии это не ящик, в который мы складываем камушки, отнюдь; это особая логическая конструкция, объем особого рода. И нам пора задуматься над тем, не является ли психология носителем подобной же пространственной структуры и не должна ли она подобным образом определяться, допустим, по отношению к семиотике как теории знаков, по отношению к логике как теории мышления и т.д. |
Итак, заканчиваю этот кусок и резюмирую его. Чуда пока что не было на мой взгляд, его никогда не будет. Если мы хотим представить коммуникацию и понимание как объект, а затем предметизировать это, то нет для нас другого пути, кроме систематического, методически строгого выполнения методологических правил конструирования. И вроде бы здесь путь достаточно ясно намечен уже с 60-х годов, получен целый ряд важных результатов. |
Поэтому сейчас, в качестве иллюстраций наших схем, я стал бы объяснять место и функции логики. Мы в течение 25 лет никак не могли ответить на вопрос, что же представляет собой логика. Это явно не наука, как ее назвал Гегель, и не просто чистая методика, как это мы пытались трактовать в свое время, и не техника точно также. Теперь эта схема дает ответ на вопрос о месте и природе логики, если брать его с точки зрения деятельности, мыследеятельности, т.е. построения текстов коммуникаций, текстов речи, отображающее движение идеальных объектов в действительности чистого мышления. Поэтому сегодня я бы сформулировал ответ на этот вопрос так: предметом логического анализа действительно является бытие, но то, которое разворачивается на доске, это схемы, живущие по своим идеальным законам, сформулированным нами в правилах. Поэтому, действительно, логика никак не может быть учением о действительности. Логика никак не может иметь своего денотата, она имеет дело с идеальными объектами, и в этом смысле правы все направления идеальной логики. Логик всегда имеет дело с идеальными объектами, с текстами, описывающими жизнь идеальных объектов. Я начинаю понимать все злоключения логики. Я ввожу новый момент: эта схема никогда не может рассматриваться вне отношений к объемлющей ее системе деятельностных структур, т.е. все те, кто осуществляет здесь работу, с одной стороны, реализуют некоторые нормы, а с другой, сама работа находится в дополнительном процессе. <...> Если идеальные объекты уже есть, то это превращается в математическое образование. Если же идеальных объектов нет, а есть только тексты, то за каждым предложением стоит соответствующее суждение как идеальный объект и в действительности чистого логического мышления проецируется на суждения как образующие соответствующее умозаключение. Иначе говоря, с точки зрения логика, обратившегося к чистому мышлению, всегда существует проблема построения речи, точно соответствующей логике оперирования идеальными объектами. Поэтому здесь опять вроде бы прав Гегель: логика и гносеология совпадают. Поскольку речь сама по себе при логическом подходе нас не интересует. Отсюда удивительное следствие: что вроде бы логика всегда занималась только коммуникацией и ничем больше. И в этом сходится все. Логика представляла собой правила построения правильной речи. Но для того, чтобы правильная речь была правильной, нужно, чтобы за ней виделась платоновская «реальность», подлинные идеальные объекты… |
Логик, как и нормировщик, начинает склеивать тексты речи с соответствующими идеальными объектами, создает правила такого сведения, где текст речи точно соответствует развертыванию идеальных объектов. Поэтому ответить на вопрос о том, на что же теперь направлены логические правила и логика как особое нормативное представление – на речь-язык или на объекты – нет возможности, и все логики колеблются между этими двумя, по сути дела, проекционными трактовками. Проекционными – потому что им нужна единая нормировка, совокупность правил. Если мы начинаем рассматривать логику как чисто объективную, не учитывая технического задания, или же начинаем рассматривать только чисто техническое задание, но не учитываем при этом двухплановость мышления, то мы каждый раз приходим к скептическому утверждению такого рода: логика имеет в качестве своего предмета язык, правильно построенный, или логика имеет в качестве своего предмета идеальный объект. |
Понимание дает нам возможность перейти от текстов речи либо к идеальным объектам, либо к ситуации практической мыследеятельности, но при этом оно задает нам объекты, а не содержание. И поэтому, как ни странно, вульгарная концепция, с моей точки зрения, правомерна и точно схватывает суть дела. Другое дело, что вроде бы эта позиция предельно абстрактна и не объясняет того, что происходит, потому что никогда не существует у реального человека отдельной функции понимания вне дополняющей ее функции рефлексии. Эта проблема соотношения между пониманием и рефлексией является решающей для нашей темы и других, параллельных тем. Смысл дела, на мой взгляд, состоит в том, что, когда мы поняли нечто, мы каждый раз задаем себе вопрос: что мы поняли? Этот вопрос и необходимость ответа на него выводят нас, с одной стороны, в рефлексивную позицию, а с другой -заставляют рефлексирующего различать в текстах форму и содержание. Содержание некоторого текста, как и сама раскладка текста на форму и содержание, появляется только в рефлексивной позиции, через вопрос «что я нашел?»; и тогда только начинается соответствующая реконструкция – либо чисто рефлексивная, либо мыслительная – того, что мы называем содержанием. Отсюда появляются дополнительные тексты из рефлексивных позиций – примерно так, как это описывали Жолковский, Мельчук и др. в своих моделях «смысл – текст». Тогда в точном соответствии с тем, что утверждал Мельчук, смыслом одного текста – но на самом деле содержанием (он все время склеивает эти два понятия) – является другой текст. Это в том случае, если мы производим рефлексию, похожую на мета позицию Давида Гильберта (и отсюда, собственно, метапредставление). Либо же мы выходим на соответствующие схематизмы объектов и другие правила работы с ними. Короче говоря, эта схема дает решение проблемы связи понимания и рефлексии, понимания и мышления, мышления и рефлексии. Мы получаем возможность описать сложные дискурсы с точки зрения этих переходов из понимающей позиции в рефлексивную, из рефлексивной в логическую, возвратов, склеек этих позиций друг с другом и т.д., т.е. получаем достаточно мощный аппарат для реконструкции смысла и содержания текстов. Но мало того. Этот ход привел нас к следующей очень важной теме. Расширилось представление о понимании, потому что оказалось, что идеальные объекты тоже суть только знаки. Другое дело, что это знаки особого рода, это – «знаки-идеальные объекты». Но если мы рисуем чертежи или схемы, или графики и задаем определенные логические и математические правила работы с ними, то мы ни в коем случае, никогда не должны забывать, что эти чертежи суть знаковые формы. |
Другое дело, что, будучи идеальными объектами, эти знаковые формы всегда выступают в автонимной функции, как обозначающие и представляющие самих себя. Это знаки, живущие по особым знаковым законам. Но тогда переворачивается вся ситуация. Если до этого мы говорили, что понимание есть понимание речевого текста и только так оно и может трактоваться, то теперь мы вынуждены сказать, что действительность мышления тоже понимается, поскольку действительность мышления всегда идеальна и имеет знаковую природу. Мы делаем шаг навстречу лингвистике и говорим: оказывается, она поняла в чем смысл дела и зафиксировала его как некоторый всеобъемлющий факт. Действительность нами понимается, поскольку это идеальная действительность. Она не познается, а понимается, поскольку она – знаковой природы. И в этом смысле сама установка на познание идеальной действительности является вульгарной и ведет в тупик, не дает нам ничего продуктивного. Тогда мы вновь возвращаемся к важнейшему тезису: в основе всего действительно лежит коммуникация, но коммуникация не как одноплоскостное, а как двухплокостное движение, в котором понимаются не только знаки речи, но и знаки объективности. Я вижу перед собой людей, парты, ручки, все помечено, все маркировано, все это идеальные объекты. Поэтому понимание и оказывается той основной и всеопределяющей функцией, из которой и на базе которой растет все человечество, а мышление, наоборот, оказывается частной функцией, маленьким ублюдком внутри того, что называется пониманием. Вот так я представляю нашу нынешнюю ситуацию. Мы имеем вроде бы очень мощную схему, впервые, насколько мне известно, связавшую чистое мышление с практикой работы. Все то, что я нарисовал, и есть элементарная единица мыследеятельности. Ничто здесь не может быть выброшено. В основе этой структуры мыследеятельности лежит процесс коммуникации и понимания. На него завязано все: и чистое мышление, которое представляет собой одно запределивание коммуникации, и наша практическая мыследеятельность, представляющая собой запределивание коммуникативной ситуации. Оказывается, что и мышление есть лишь предел коммуникации, и практика есть лишь предел коммуникации. В основе всего лежит слово. Самое главное для человека – возможность обговаривать свою мысль в коллективной коммуникации, обговаривать свои действия, и пока он не обговорил, нет ни мысли, ни действия. Все замыкается через процедуру понимания знаков. |
Когда мы задаем таким образом схему, то мы вроде бы кладем туда традиционное содержание, мы можем положить туда логику, лингвистику, но что еще важнее, мы обнаруживаем огромное количество пустых мест. На этой схеме должны быть прорисованы и обозначены пустые места, то, про что мы сегодня ничего не знаем, то, что не ухватывается ни психологическими исследованиями, наиболее приближенными к действительности, ни абстрактными лингвистическими, семиотическими и прочими исследованиями. В этом, может быть, второй, самый важный, результат этой схемы. Мы можем получить функциональную структуру из пустых мест и проблематизировать их. И, наконец, неясно, каким образом все это предметизировать. Это должно стать предметом наших обсуждений – формы предметизации для исследования коммуникации и понимания. Я сформулировал бы вопрос предельно остро: каким образом нарисовать понимание, каким образом нарисовать коммуникацию? Ясно, что познавательная предметизация идет вслед за технической. Недостаток вроде бы в другом. По моему мнению, здесь надо составлять своего рода «ведомость дефектов»: каковы же те организационно-практические, технические отношения к коммуникации и пониманию, которые мы для себя порождаем, что, собственно, мы хотим узнать, на какого рода вопросы мы хотим получить ответ? Парадоксальность нашей нынешней ситуации состоит в том, что мы не имеем вопросов, на которые нужно отвечать. Мы не знаем, чего мы не знаем. Мы не знаем, что мы хотим узнать. И пока мы не проведем такой работы, не сформулируем эти вопросы, до тех пор мы вряд ли сможем двигаться вперед. Наука идет только вслед за техникой. И то, что у нас нет сейчас научных представлений коммуникации и понимания, объясняется тем, что мы не ставили перед собой технических целей и задач в отношении коммуникации и понимания. Но если сейчас, в результате всей нашей социокультурной практики, в частности практики оргдеятельностных игр, такие вопросы поставлены, то вроде бы мы должны получить на них ответы. В этом я вижу особенность нашей ситуации. Я получил вопрос, на который сейчас отвечу (в виде исключения, поскольку вопросы не предусмотрены). Этот вопрос имеет принципиальное значение: в чем разница между смыслом и содержанием? Я могу лишь сказать, как я это понимаю. Отчасти это намечено в статье «Смысл и значение» [Щедровицкий 1974 а]. Я сейчас развиваю эти идеи. Я считаю, что вообще никаких смыслов нет. |
Это первый тезис. Нет в природе. А есть процессы понимания текстов. Причем, важно, что это процессы. Но процесс понимания какого-то текста производит следующую работу: если понимание ситуационно, то текст включается в практическую деятельность, начинается разбиение его на отдельные элементы. Это сложная работа. Процесс понимания соотносит полученный текст с ситуацией, включает ее, выделяя из обстановки, с которой сталкивается человек, знаки элементов. При этом параллельно артикулируется сам текст и происходит выход на объекты в ситуации. Теперь перейдем в рефлексивную позицию и начнем фиксировать процесс понимания как статическую структуру (представим себе, что из глаза выходит лучик света, который обегает все эти моменты; прикрепим к этому лучику кисточку с черной краской, и следы, которые он будет оставлять, образуют структуру). Эта структура, стягивающая все значимые элементы, и есть то, что мы называем смыслом из рефлексивной позиции. Поэтому выражение «понять смысл» есть, строго говоря, бессмысленное выражение. Нельзя понять смысл. Смысл – это то, что возникает после и в результате процесса понимания. А еще точнее, смысл – это та структурная форма, в которой мы из рефлексивной позиции фиксируем процесс понимания. | Если вы задаете мне вопрос «что я понял?», то я теперь должен либо строить чертежи того, что я понял, увидел, познал, либо описывать соответствующим текстом. Когда начинается такого рода конструктивная работа, то создается содержание. Содержание возникает только тогда, когда оно особым образом представлено, или изображено. Я говорю, что я понял в этом тексте, я отвечаю вам и параллельно рисую. То, что я рисую, и есть, поскольку оно нарисовано, содержание, отделенное мною от формы. И я говорю: я в этом тексте извлек это содержание, и я рисую нечто другое. Таким образом, категория формы и содержания дает нам структурную связку двух независимых полей, или плоскостей. Вроде бы имеются одни знаки и другие знаки, и мы их теперь стягиваем, говоря, что эти вторые изображают содержание первых. Пока такого отдельного изображения содержания нет, до тех пор, на мой взгляд, нет и содержания. С моей точки зрения, значение существует всегда в связке между знаком и соответствующим объектом. Поскольку вы это нарисовали, постольку вы зафиксировали и выделили содержание. Содержание есть всюду, если вы применили рефлексивную точку зрения и произвели расщепление на форму и содержание. |
Щедровицкий Георгий Петрович (23.02.1929 - 03.02.1994), философ и методолог,
общественный и культурный деятель. Создатель научной школы, лидер основанного
и руководимого им на протяжении 40 лет Московского Методологического Кружка
(ММК) и развернувшегося на его основе методологического движения. Разрабатывал
идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности. - - - - - - - - - - - - - - - - смотри сайт Фонд "Институт развития им.Щедровицкого" http://www.fondgp.ru/ - - - - - - - - - - - - - - - - |
|
|