главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
эти материалы 20 апреля 2017 перенесены в данный раздел "priss-laboratory" с сайта "rytc.ru" в связи с его предстоящим закрытием |
проект центраш | PRISS-laboratory | исследование и проектирование социокультурных и социотехнических систем |
партнеры центраш | Ульяновская торгово-промышленная палата |
Департамент профессионалного образования |
Сигма-СИ торговая компания |
главная | новости и обновления | важные ссылки | оставить сообщение | почта сайта | поиск по сайту | карта сайта |
о центре | проекты центра | РАБОЧИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | аналитика | |
АНОНСИРОВАНИЕ | планирование | документа и продукты | архив мероприятий | |
рабочие мероприятия | анонсирование | планирование | документы и продукты | архив мероприятий | |
ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
КОНФЕРЕНЦИИ
|
|
проблематика освоения профессиональных
компетенций авиастроения
|
|
В настоящее время предприятия Российской Федерации,
в том числе и Ульяновской области, сталкиваются с острым кадрово-квалификационным
дефицитом. При этом отдельные промышленные отрасли и их предприятия
по прежнему делают ставку на "рабочие руки", отличаясь друг от друга
квалификационными требованиями к претендентам на рабочие места. Авиационная
отрасль, в сравнение с большинством промышленных отраслей всегда более
технологичная и инновационная, сегодня (и даже вчера) рассматривает
кадрово-квалификационный дефицит в разрезе "человеческого капитала"
- неотъемлемой части производственных активов и ресурсов. А это автоматически
означает, что проблематика кадрово-квалификационного дефицита входит
в задачи производственной безопасности и подготовки производства в целом.
С этой точки зрения современные производственные квалификации (традиционно высокие в авиастроении) служат необходимым, но недостаточным условием оценки "рабочих рук" как производственного ресурса. Идеология и философия авиастроителей исходит из того, что безопасность и эффективная подготовка производства не могут строиться только на квалификационной основе. Более того, сегодня отрасли реальной экономики конкурируют между собой на основе компетенций своего персонала. Конкурентоспособность отечественного авиастроения сегодня напрямую связана с очередным шагом в развитии ее совокупной компетенции, компетенций специализированных групп работников и личных компетенций отдельных лиц. Поэтому наша задача как учреждения объективно входящего в авиастроительную отрасль (с точки зрения ведомственной рациональности и культурного строительства) сформулирована как ОСВОЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ АВИАСТРОЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ. |
Освоение компетенций авиастроения - это
та часть нашей задачи, точнее, та ее сторона, которая позволяет достаточно
ясно увидеть неотложные мероприятия по методической и технической модернизации
колледжа. Производственно-образовательные технологии -
другая сторона задачи, которая с нашей точки зрения позволит восстанавливать
авиастроительные компетенции на учащихся колледжа и слушателях его курсов,
тем самым, способствуя безопасности и подготовке производства в авиастроении.
Выбранный нами организационно-методический подход конкретизирован в отношении определенной производственной задачи, поставленной Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) перед производством ЗАО "Авиастар-СП". Металлообрабатывающее производство "Авиастар-СП" будет обеспечивать своей продукцией всю авиастроительную отрасль, подведомственную ОАК, а также, вероятно, и другие отрасли, нуждающиеся в продуктах металлообработки высоких стандартов. "Авиастар-СП", включаясь в данную работу, уже начал перевооружение своего производства. Масштабы перевооружения сравнимы с масштабами технического оснащения и комплектации на период строительства и запуска Ульяновского авиационно-промышленного комплекса. © PRISS-laboratory, Виталий СААКОВ, 2009 |
характеристика инновационной
образовательной программы
|
|
Идеология и концепция инновационной образовательной
программы (ИОП)
Понятие "производственно-образовательные технологии" подразумевает, прежде всего, требование достижения совокупного и одновременного результата в производстве и в образовании. Подобный результат, с нашей точки зрения, обеспечивается пониманием места и роли человеческого ресурса (капитала) в инновационной экономике и экономике знаний. Не установление связи между обучением и производством, не приближение их друг к другу (см. левый рисунок), не подчинение одного другому, а создание формы, исходно общей для обучения и производства (см. правый рисунок). В первом случае выпускники (слушатели) не более чем "сырьё", перерабатываемое производством (вчерашняя экономика). Во втором случае происходит скоординированное развитие двух важнейших отраслей экономики - образовательной и производственной. Механизмом скоординированного развития выступает новый тип инновационного предприятия - учебное предприятие, и новая форма компетентностного подхода к обучению - производственное обучение (подготовка в деятельности). Организационной формой для них выступают ресурсные центры, учебно-производственные центры, центры профессиональных компетенций и др. Структура производственно-образовательной технологии ИОП Задача освоения (- на себе) и восстановления (передачи другим) профессиональных компетенций авиастроения в производственно-образовательных технологиях переводится нами в форму одноименной инновационной образовательной программы (ИОП). ИОП включает проектно в себя методические, аналитические, поисковые и педагогические (антропотехнические) механизмы. Механизмы группируются в два основных блока программы - блок учебного производства и блок производственного обучения. Данные механизмы призваны: ориентировать содержание обучения (передаваемые специальные квалификации) формой введения в профессиональные компетенции (вплоть до подчинения содержания данной компетентностной форме), нацеливать подготовку и переподготовку рабочих и технических кадров исключительно на те изменения в авиастроении (и смежных с ним отраслях), которые обусловлены повышением их наукоемкости и технологичности, вести учет требований работодателей и партнеров в проектировании учебного процесса и в ходе его корректировки (управления им); |
формировать инженерно-педагогический коллектив, способный развивать
и творчески реализовывать ИОП колледжа;
встраивать производственно-образовательные технологии в хозяйственно-экономические и организационные условия, как реального производства, так и перспективного (завтрашнего) обучения; моделировать, макетировать и имитировать на учебных площадках ИОП фрагменты и структурные элементы материально-технической базы авиастроения и смежных отраслей, углублять совместную работу с партнёрами по оценке востребованности профессий, а также стоимости, сроков, объемов и форм их подготовки. Усилия по данным направлениям предпринимаются в кооперации и соорганизации с работодателем ("Авиастар-СП" и другие предприятия ОАК), а также с бизнес-партнерами Департамента профессионального образования (ГК "СИГМА-СИ") при поддержке экспертно-аналитических кругов (PRISS-laboratory). Совокупность средств, знаний и способов работы, необходимых для нашего продвижения в выбранных направлениях, и составляют форму и содержание производственно-образовательных технологий ИОП. Организационные формы, режимы и рабочая настройка ИОП Из опасности переупрощения будущих результатов работы по ИОП вводятся две взаимодействующих организационных формы - учебное производство и производственное обучение. Взаимодействие намеченных организационных форм должно обеспечить комбинации режимов работы в ИОП. Комбинации составляются из лабораторного режима, производственного и учебного. Лабораторный режим должен охватить все аспекты системы поставки кадрово-квалификационного ресурса в отрасль. Для этого планируется тесное взаимодействие с ведущими специалистами и службами ОАК. Лабораторный режим в отдельных и специально выделенных своих фрагментах по возможности будет распространен на обе организационные формы ИОП - учебное предприятие и производственное обучение. Данный режим создается: для аналитики и оценки компетенций, собственных для авиастроения, а также для внеотраслевых компетенций, привлекательных для авиастроения, для макетирования учебных и производственных ситуаций, проявляющих особенности и типичные черты требующихся компетенций, с целью модификации наличных компетенций, а также выработки стратегий по санации негативных для авиастроения. |
|
|
|
|
Организационная форма данного режима в данное время
согласовывается со службами ОАК и "Авиастар-СП". Варианты - от филиала
отраслевой лаборатории до лаборатории, созданной совместно с региональными
и городскими интеллектуальными ресурсами. В любом случае она в том или
ином виде планируется как важнейший элемент работы ИОП.
Производственный режим ИОП создается в понимании, что компетенция есть также наиболее общее для отрасли и в то же время конкретное в отдельном ее работнике выражение ответственности и полномочий (любой рабочий на конвейере Toyota или Nissan может остановить сборочно-производственную линию). Это означает, что ответственность и полномочия без принятия на себя настоящих задач реального действующего производства можно только декларировать. Следовательно, не будет иметь места и основы для компетенций. Поэтому мы предполагаем выделить в реальном производственно-технологическом процессе объединения "Авиастар-СП" участки и фрагменты операций для учебного производства. Режим учебного производства не может быть аналогичен режиму собственно производства. Это обстоятельство предполагает: выделить в поточных или циклических производственных операциях работы/задачи, не критические для функционирования производства в целом, перевести работу над данными производственными задачами в форму, позволяющую встраивать выделенные работы/задачи в учебные планы и графики, произвести обратную процедуру встраивания учебно-производственных работ/задач в производственные работы/задачи. Специальный учебный режим вводится для обобщенного и конкретного представления компетенций как целей и содержания настоящей и предстоящей деятельности в отрасли. Следовательно, не сами компетенции составляют содержание обучения, а формы и способы их представления (и зрительного/слухового и деятельного). Для этого еще предстоит сформировать особые учебно-производственные ситуации. В них должны методически соединиться, с одной стороны, цели учащегося в отношении своего места и профессиональной траектории в авиастроительной отрасли и, с другой, организационные и производственные задачи, репрезентативные для отрасли в целом или определенного ее фрагмента. Организационные формы ИОП и режимы работ диктуют требования к техническому оснащению рабочих - учебных, лабораторных и производственных - процессов: современное дорогостоящее производственное оборудование (высокоточное, автоматизированное, габаритное) сосредоточивается на площадках учебного производства и включается в процессы производственного обучения, в т.ч. подготовку в деятельности, |
современное дорогостоящее учебно-лабораторное оборудование (прежде всего
функциональные и универсальные стенды, имитаторы и макеты в класс-комплектах)
сосредоточивается на учебной площадке и включается в процессы решения
учебно-производственных задач и испытаний учащихся,
собственно учебно-производственное оборудование (преимущественно в единицах
класс-комплектов) сосредоточивается на площадке учебного предприятия
и, наряду с производственным оборудованием, включается в отдельные операции
технологических процессов.
Концентрация современного оборудования в организационных формах производственно-образовательных технологий Ульяновского технического колледжа как регионального ресурсного центра авиастроения будет нести, в том числе, функцию коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием (для Ульяновского авиационного колледжа, Ульяновских профессиональных училищ №№ 10, 9 и др.). |
|
В этой связи основная задача центра состоит в создании
предпосылок, условий и механизмов совместной деятельности:
учебных предприятий с производственным обучением (внутри организационных рамок центра), вместе того и другого с отдельными производственно-технологическими блоками авиастроительных производств, а в целом, совместной деятельности центра со службами подготовки и безопасности производства "Авиастар-СП" (полная схема проекта приведена в приложении). Отрасль авиастроения является одной из наиболее сложных отраслей экономики и промышленности. Соответственно, к персоналу отрасли авиастроения предъявляются наиболее "продвинутые" компетенции по сравнению с другими отраслями. Это положение диктует особые требования к производственно-образовательным технологиям и к документам, планирующим и регламентирующим их работу. И производственно-образовательные технологии, и их документация должны быть сравнимы по сложности с технологиями строительства современных воздушных лайнеров и соответствующей документацией. |
Производственные и образовательные документы ИОП фиксируют,
планируют и регламентируют в первую очередь:
а) готовность отрасли авиастроения к передаче состава профессиональных компетенций через свои управленческие и производственные подразделения в образовательные предприятия, к примеру - в ресурсные центры, б) способность сферы образования в лице своих новых образовательных предприятий и технологий к освоению профессиональных компетенций авиастроения с целью их восстановления на обучающихся. Преимущественная форма и содержание исходных документов - пилотные проекты (об учебных предприятиях, о практических исследованиях компетенций, о современных подходах и решениях "вечных" задач профориентации, привлекательности профессии, трудового набора…). Более подробные документы автоматически выводятся из исходной документации, как рабочие документы для исполнения обязательств сторон в пилотных проектах. © PRISS-laboratory, Виталий СААКОВ, 2009 |
к понятию "компетенция"
|
|
Идея и понятие "компетенция" связываются в первую очередь
со смыслом деятельности (при этом понимая, что "компетенция"
должна быть связана с еще множеством вещей). Выделяемая связь со смыслом
позволяет, что называется, (а) не выдумывать ничего лишнего про компетенцию
и (б) достаточно точно определять ее для определенной же надобности
- педагогической или производственной. Индивид включается в деятельность
(подключается к ней) при следующем двустороннем условии. Со стороны
деятельности предоставлены материальные средства (орудия, инструментарий,
машины, технологии), а индивид при этом владеет смыслом деятельности
и знает средства деятельности. Владение смыслом деятельности
- в этом роль компетенции, знание средств деятельности - в этом роль
квалификации.
Средства деятельности (орудия, инструментарий…) могут переноситься из одной производственной ситуации в другую и при этом оставаться неизменными. Соответственно, остаются неизменными и знания о средствах деятельности (их эксплуатации, обслуживании, наладке…). В противоположность этому, смысл деятельности определяется конкретной производственной/педагогической ситуацией. Следовательно, конкретной производственной/педагогической ситуации требуется своя и только своя собственная компетенция. Двух одинаковых производственных (педагогических) ситуаций не может быть по определению. В то же время две различные производственные (педагогические) ситуации могут оснащаться одним набором технических средств. А это значит - требовать одной и той же квалификации. |
Таким образом, если огрублять:
когда нам как бы безразлична производственная ситуация (на отдельном рабочем месте, на участке, на заводе, в отрасли…), мы в подготовке кадров вполне можем обойтись квалификационными требованиями, когда же нам производственная ситуация не безразлична, квалификационных требований для подготовки кадров оказывается недостаточно и мы дополняем требования к подготовке и со стороны компетенций. Если вкратце о содержании смысла деятельности, т.е. компетенции, то в него входят цель производственной деятельности, задачи для достижения цели, оценка препятствий в решении задач и т.п. Понятно, что станочник и генеральный директор не могут и не должны нести на себе одно знание производственной деятельности. Различные наименования их служебных ролей есть одновременно обозначение различных квалификаций (различного их состава и уровня). Другое дело с компетенциями. Станочник может быть компетентен, а гендиректор нет. Такого гендиректора снимают, не смотря на его квалификацию, но из этого не следует, что станочник может занять его место. |
место и функции "ресурсного
центра" в структуре подготовки
и безопасности производства "Авиастар-СП" |
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
К ПРОГРАММЕ И СЦЕНАРИЮ КОНФЕРЕНЦИИ
|
|
|
Координационный комитет по реализации государственной
кадровой политики в Ульяновской области
Министерство образования Ульяновской области Региональный учебно-технический центр "BOSCH-Ульяновск" "Авиастар-СП" |
тема
становление инфраструктуры производства и поставок кадрово-квалификационного ресурса на основе партнерства Регионального учебно-технического центра |
|
тематизация
Критика массовых представлений об инновациях в образовании (ИОП) = Методические основания программирования инновационных процессов в "образовательном производстве" Учебно-производственная технология: ключевая роль "компетенции" в воспроизводстве кадрово-квалификационного ресурса Цели, задачи и организационные проекты нового типа "образовательного предприятия" Возможные практические решения сценарий сессии Конференция проводится в три такта: (1) подготовительный, (2) основной и (3) заключительный В работе конференции принимают участие, очно и заочно, по возможности все представители позиционного расклада темы (1) подготовительный (заочный) такт "основные положения темы": доведение до участников сессии основных положений темы (развернутых тематизмов), материалы доводятся, минимум, за 1 неделю до сессии, вызов реакции участников на положения темы, ее сбор и анализ |
(2) рабочий (очный) такт "развитие
и конкретизация темы":
продолжительность - 1 рабочий день, регламентация: - установка для участников работ - самоопределение и дифференциация участников в составе рабочих групп сессии, а также исходя из их реакции на положения темы, - работа в группах по теме сессии и тематизму группы, подготовка сообщений к общему заседанию, - общее обсуждение: фиксация результатов в сообщениях групп (3) итоговый (заочный) такт "организационно-практические решения": продолжительность от одной недели, методологическое (организационно-техническое), практико-методическое и рецептурное оформление результатов сессии, передача результатов участникам сессии и держателям необходимых ресурсов. |
основные оппозиции
темы
|
|
КРИТИКА МАССОВЫХ (РАСХОЖИХ) ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ОБ ИННОВАЦИЯХ
|
|
инновации не в инновационной
экономике
(в социалистическом и постперестроечном хозяйстве России) |
инновации в хозяйственно-технологических
укладах, содержащих инновационную экономику |
дефицит новаций и избыток "изобретений", любое "изобретение"
считается новацией |
в разной степени развернутая инфраструктура организационных
технологий постоянного "производства" инноваций |
печальная судьба "изобретений" в связи с т.н. проблемой
внедрения,
выливающаяся в их тотальное отторжение системами воспроизводства деятельности |
подчиненность механизмов и институтов "производства"
инноваций организационно- технологическим и экономическим требованиям структур "сбыта" |
в качестве заместителей механизмов инноваций - клубные
формы и
государственный институт рационализаторства и изобретательства, идеология которого не изжита со времен социалистического хозяйства |
разнообразие социальных сред, институтов и механизмов
инновационной экономики (исследования в вузах и технопарки, венчурные предприятия и фонды, площадки "бизнес-ангелов", экономические кластеры и технополисы…) |
"изобретения" и инновации в образовании не могут выйти
за организационные и
содержательные рамки существующей системы обучения в силу предметной и классно-урочной организации учебного процесса |
несовпадение административной и учебной организации
учреждений образования составляет исходные условия к инновациям различной глубины, масштаба и социальной значимости |
образовательные инновации в социалистическом и постперестроечном
хозяйственных укладах невозможны по принципу, т.е. нормативно, при этом поощряются разной степени модификации оргформ и содержания обучения |
различная и непрерывная инновационность является необходимым условием
"выживания" и развития образовательного предприятия |
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В "ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ"
(В ПОСТАВКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ) |
|
традиционное производство
и поставка профессиональных
квалификаций |
инновационное образовательное предприятие |
зависимость параметров процессов обучения в образовательных
учреждениях
от устройства производственных систем (производственных - - в строгом и широком смыслах) |
организационно-технологическая связь образовательного
предприятия с производственным и экономические отношения с агентами рынка труда |
в схеме "производство - образование" последнее, как
правило, функционально
(а в некоторых случаях и организационно) включено в первое |
образовательное предприятие, принадлежащее рынкам
труда инновационной экономики, как правило, опережает в своем развитии учреждения и организации производственных систем |
если производственная система "архаична", то образовательная
система
неизбежно деградирует (абсолютно и относительно) |
образовательное предприятие ориентировано не параметрами
действующего производства, а прогнозами, трендами, перспективами и тенденциями производственных технологий и их организационных форм |
следствие деградации образовательной системы - выпуск
"прошлых" людей
со всеми вытекающими для них жизненными издержками и драмами |
|
продукт образовательных систем - исполнители
в строгом смысле слова,
не являются здесь исключением и специалисты т.н. организационного и управленческого профиля |
образовательное предприятие нацелено на выпуск человеческого ресурса,
заведомо превосходящего текущие требования производственных систем, что обеспечивает изменения последних |
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И ВОСПРОИЗВОДСТВО КАДРОВО-КВАЛИФИКАЦИОННОГО РЕСУРСА:
КЛЮЧЕВАЯ РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ИДЕИ КОМПЕТЕНЦИИ |
|
исполнительские значение и
сущность квалификации
|
организационные значение и сущность компетенции |
техническое отношение в структуре деятельности, выражаемое
и
осуществляемой как "квалификация", направлено на предмет деятельности, не касаясь способностей, средств и знаний деятеля |
организационное отношение в структуре деятельности,
выражаемое и осуществляемой как "компетенция", направлено на способности, средства и знания деятеля, а не на предмет его деятельности |
вследствие "акта компетенции" (компетентностного акта)
оценке, изменению и преобразованию подлежат способности, средства и знания деятеля, а изменение и преобразование предмета деятельности происходит факультативно |
|
носителем "квалификации" выступает единичный или множественный
индивид,
заполняющий функциональные места в производственной структуре деятельности |
носителем "компетенция" служит распределенная структура
функций и ответственности за организацию и результаты деятельности |
форма и содержание "квалификации" выводится из структуры
определенной деятельности с целью ее воспроизводства и поддержания режима функционирования производственных систем |
форма и содержание "компетенции" задается с целью изменения или переоценки элементов деятельности (ее средств, знаний, преобразуемого материала…) и/или решения "проблемных" ситуаций |
диспозиция (позиционная структура)
темы сессии
|
|
рабочие мероприятия | анонсирование | планирование | документы и продукты | архив мероприятий | |
главная | новости и обновления | важные ссылки | оставить сообщение | почта сайта | поиск по сайту | карта сайта |
администратор сайта | поиск по сайту | карта сайта | ||
© Подготовлено: Виталий СААКОВ и PRISS-laboratory, РУТЦ, 2009 июль | Опубликовано: PRISS-laboratory / РУТЦ, 2009 сентябрь 29 | |||
Обновлено:
PRISS-laboratory
/ РУТЦ, 2011 июль
10 2012 май 24 |