главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
эти материалы 20 апреля 2017 перенесены в данный раздел "priss-laboratory" с сайта "rytc.ru" в связи с его предстоящим закрытием |
проект центраш | PRISS-laboratory | исследование и проектирование социокультурных и социотехнических систем |
партнеры центраш | Ульяновская торгово-промышленная палата |
Департамент профессионалного образования |
Сигма-СИ торговая компания |
главная | новости и обновления | важные ссылки | оставить сообщение | почта сайта | поиск по сайту | карта сайта |
о центре | проекты центра | РАБОЧИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | аналитика | |
анонсирование | планирование | документы и продукты | АРХИВ МЕРОПРИЯТИЙ | |
рабочие мероприятия | анонсирование | планирование | документы и продукты | архив мероприятий | |
Программное действие
PRISS-laboratory и партнеров Реальная политика регионального развития Областной Дом техники, 2007-12-14 |
ш | ш | ш | ||||||
|
10.00-12.00 - круглый стол
О ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ 1. Структура человеческого капитала Ульяновской области и поставки индустриальных квалификаций в инвестиционные промышленные проекты 2. Организационные связи и механизмы координации промышленной политики и системы производственного обучения в Ульяновской области 12.00-13оо - многосторонние консультации ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТ 1. Дооснащение и переоснащение материально-технической базы системы производственного обучения 2. Разработка целевой миграционной политики привлечения в область носителей индустриальных квалификаций из-за рубежаи ближнего зарубежья 3. Культивирование рыночных механизмов восполнения дефицита квалифицированных трудовых ресурсов 4. Модернизация методических оснований организации и оснащения учебного процесса производственной подготовки (принятие проекта резолюции по материалам круглого стола и консультаций) |
13.30-15.30 - демонстрационная экспертиза
КОМПЛЕКТЫ СТАНОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1. КОМПАНИЯ JET: международный и российский опыт поставок учебного станочного оборудования 2. ФОРУМ "ИНДУСТРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, 2007": проблемы и решения для индустриальной и инновационной экономики 3. Целевые и стандартные образцы комплектования учебных классов и кабинетов труда. 15.30-17.00 - экспертное совещание ПРОЕКТЫ И КРИТЕРИИ РЕШЕНИЙ 1. Финансовые, логистические и хозяйственные подходы к материально-техническому оснащению учебного процесса начальной производственной подготовки 2. Экспертные оценки и заключения 3. Предложения по формированию группы разработчиков Целевой областной программы |
14.12.2007, 11.00 - "круглый стол"
Председатель - А.В.Башкарев Ведущий - В.В.Музыкантова Секретарь - Е.М.Качалкина Присутствовали 44 человека (по списку) ВЫСТУПИЛИ: С обзорными докладами - А.В.Башкарев, заместитель Министра промышленности, предпринимательства и трудовых ресурсов "Проблемы и перспективы обеспечения кадрами предприятий Ульяновской области" - Л.В.Куклина, начальник отдела профессионального образования Министерства образования и социального развития "Система и перспективы развития профессионального образования Ульяновской области" С презентацией - О.А.Белкина, начальник управления персоналом ОАО "Ульяновский патронный завод", С сообщениями - О.П.Семин, директор ОГОУ НПО профессионального училища №6, член Областного координационного совета по реализации кадровой политики, - Г.А.Григорьев, старший инспектор профессионального обучения УФСИН России по Ульяновской области, А.С.Григорьев, руководитель отдела проектов компании ITA-JET В прениях приняли участие Ю.Б.Юрин, управляющий ГК СИГМА-СИ, В.В.Сааков, руководитель лаборатории ПРИСС (УлГТУ), Л.В.Куклина, О.П.Семин, Г.А.Григорьев. |
РЕШИЛИ:
1. Внести в протокол Предложить создание областного ресурсного центра, придать предложению законодательный характер. Решить задачу восстановления цепочки непрерывного образования "средняя школа - учреждение производственной подготовки" (А.В.Башкарев, Министерство промышленности) Обеспечить ответственную статистику о состоянии технического оснащения учебных классов и мастерских, ведущих производственное и трудовое обучение. Включить в разрабатываемую программу развития профессионального образования подпрограмму технического оснащения (Л.В.Куклина, Департамент образования) Организовать комплекс мероприятий в СМИ и масс-медиа, преследующий цель сломить отрицательное отношение молодежи к производственной карьере. Привести уровень оплаты мастеров производственного обучения к современному обоснованному требованию. (О.П.Семин, профессиональное училище №6) Учитывать в предложениях поставщиков технического оборудования учебного назначения некоммерческую составляющую - методические изыскания, усилия по обеспечению комплектности, отвечающей средне- и долгосрочным задачам обучения, стремление к системной проработке вопросов эргономики, привлекательности и безопасности учебного процесса. (Ю.Б.Юрин, ГК СИГМА-СИ) |
|
Добиться добросовестного юридического сопровождения и выполнения контрактных
обязательств между работодателем и обучающимися на его средства.
В целях совершенствования производственного обучения и сбалансированного распределения затрат ввести местную юридическую норму квоты учебных заведений на ввозимое производственное оборудование. (В.В.Сааков, лаборатория ПРИСС) Комплектовать учебные классы и кабинеты труда оборудованием в соответствие с учебно-методическими комплексами, одобренными Министерством образования РФ. Создавать прецеденты оснащения учебных классов и кабинетов труда компьютеризированным станочным оборудованием. (А.С.Григорьев, компания ИТА-JET ). Скоординировать планы УФСИН и Департаментов образования и труда о производственном обучении осужденных и их трудоустройства с учетом перспектив их освобождения. Наладить межбюджетные отношения между указанными учреждениями. (Г.А.Григорьев, УФСИН) Предпринять меры по подготовке специалистов для работы в современных индустриальных производствах. (О.Г.Функ, Симбирские строительные материалы) 14.12.2007, 14.00 - рабочая группа Председатель - Л.В.Куклина Секретарь - Е.М.Качалкина Присутствовали 13 человек (по списку) |
ВЫСТУПИЛИ:
О.П.Семин, А.С.Григорьев, Г.А.Григорьев, В.Ф.Никишин, Л.В.Куклина, Е.М.Качалкина, В.И.Егоров, В.В.Музыкантова, Ю.Б.Юрин, В.В.Сааков, О.В.Атаулова, В.Ю.Ломовский, Н.М.Костин. РЕШИЛИ: 1. Принять проект резолюции лаборатории ПРИСС 2. Дополнить резолюцию следующими предложениями и рекомендациями: Правительству и Министерству образования провести в области "Трехлетку профессионального образования". Разработать подпрограмму технического оснащения базы производственного и трудового обучения в программе развития профессионального образования Ульяновской области на 2009-2012г.г. Министерству образования, Министерству экономики и Комитету по государственным закупкам Ульяновской области создать экспертно-методическую группу по обслуживанию тендеров по поставкам технического оборудования для учреждений образования, находящимся на финансировании из бюджета. Одобрить предложение по созданию областного ресурсного центра по металлообработке как центра методического, организационного и технического опыта культивирования современных индустриальных компетенций. Департаменту образования восстановить учебный курс "Черчение" для технологических профилей. Рассмотреть предложение УФСИН по включению учебной базы управления в координационные планы Министерства образования по подготовке рабочих квалификаций. Вынести рекомендации и резолюцию совещания на рассмотрение Координационного совета по реализации кадровой политики. |
ведущий "круглого стола" и рабочей
группы совещания
В.В.Музыкантова 18.12.2007 |
Совещание в ходе работы круглого стола, многосторонних
консультаций и экспертных оценок пришло к выводу, что вопрос, вынесенный
на него, непосредственно связан с проблемой и перспективой обеспеченности
экономических планов территории необходимыми современными индустриальными
квалификациями и компетенциями.
Участники совещания считают, что поднятые на нем вопросы и намеченные подходы далее должны быть вынесены на рассмотрение высоких рабочих инстанций. Требуется дальнейшая проектная и аналитическая проработка на предмет создания в области консолидированных механизмов 1. По целевым долгосрочным поставкам и сбалансированному распределению технических средств обновления и модернизации базы учебных заведений, как одного из гарантов экономического развития области. 2. По аккумуляции продвинутого опыта использования территориальных учебных техноцентров в реализации стратегий инновационного экономического развития и, прежде всего, опыта методического. 3. По внесению в разрабатываемые концепции развития профессионального образования методических принципов, ориентированных на подготовку к современным производственным технологиям и к индустриальной среде XXI века. Оснащение учебной базы производственной подготовки должно на шаг опережать производственные технологии. |
4.
По организации группы программирования и планирования проектно-аналитических работ в департаментах промышленности, экономики и образования с целью обеспечения более тесной и скоординированной связи между целями экономического развития и задачами в опережающей подготовке квалифицированных кадров. 5. По уделению пристального экспертного внимания качеству и комплектности технического оборудования, поставляемого в учебные заведения производственной подготовки и трудового обучения. Участники совещания заявляют, что учебные классы и мастерские всех уровней образовательных учреждений должны стать не менее притягательными для юношества, чем фитнесс-центры, дискотеки и залы игровых автоматов. И не только в часы, отведенные учебным планом. Лишь в этом случае возможно преодолеть сильнейшую диспропорцию в сложившееся распределение знаний, когда подавляющее большинство юношей и девушек стремится получить два и более высших образования, пренебрегая высокими рабочими квалификациями и компетенциями. Население Ульяновской области, квалифицированное в отношении целей и задач роста реальной экономики города, области и региона, должно стать не просто декларируемым ресурсом, но главным источником поступательного развития. |
Правительству и Министерству образования провести в
области "Трехлетку профессионального образования". Идеологическая
задача трехлетки - восстановить в населении области интерес к рабочим и техническим специальностям,
социально-экономическая задача - отчасти выровнять диспропорцию, сложившуюся
между контингентом учащихся и абитуриентов высшей школы и школой производственного и трудового обучения. Разработать подпрограмму технического оснащения и модернизации базы производственного и трудового обучения в программе развития профессионального образования Ульяновской области на 2009-2012г.г. Сформулировать принципы и заложить основы ее финансирования. Министерству образования, Министерству экономики и Комитету по государственным закупкам Ульяновской области создать экспертно-методическую группу по обслуживанию тендеров по поставкам технического оборудования для учреждений образования, находящимся на финансировании из бюджета. Основная задача группы - экспертировать соотношение цены, качества, комплектности и методического назначения приобретаемого оборудования. |
Одобрить предложение по созданию областного ресурсного
центра по металлообработке как центра методического, организационного
и технического опыта культивирования современных индустриальных компетенций.
Расширить роль и значение центра до регионального, для чего провести консультации с ведущими промышленными корпорациями ПФО. Департаменту образования восстановить учебный курс "Черчение" для технологических профилей. Рассмотреть предложение УФСИН по включению учебной базы управления в координационные планы Министерства образования по подготовке рабочих квалификаций. Вынести рекомендации и резолюцию совещания на рассмотрение оординационного совета по реализации кадровой политики. |
сформулированы на заседании рабочей группы совещания
ведущий "круглого стола" и рабочей группы совещания В.В.Музыкантова разработчик программы совещания В.В.Сааков 18.12.2007 |
Совещание было проведено в три последовательных шага,
отражающих понимание сложившейся проблемной ситуации с трудовыми ресурсами
области (обзорные доклады и "круглый стол", многосторонние
консультации по возможным направлениям работ, экспертное обсуждение).
Самые безусловные и очевидные для участников результаты, полученные в ходе совещания, отражены в резолюции. При этом в силу непродолжительности совещания оказались неосвещенными следующие принципиальные вопросы (хотя они и были намечены в программе). Это вопросы: 1. О структуре внутреннего и внешнего рынков труда Ульяновской области (здесь явные диспропорции, наносящие ущерб области и особенно в долгосрочной перспективе). 2. О строении рынков поставок важнейших ресурсов, к которым обращается Ульяновская область и ее хозяйственные субъекты (представляется, что "привлекательность" цен на ряд таковых, частично закрывает перспективы экономического развития; но это соображение требует тщательного анализа). 3. О промышленной политике Ульяновской области, задающей направления модернизации и трансформации хозяйственного уклада и технологической платформы территории (целый ряд регионов Федерации оказались втянутыми в схемы т.н. современной экономической колонизации; Ульяновская область однозначно не может быть отнесена к таковым, поэтому от региональной промполитики здесь зависит очень многое). 4. О рынке промышленных и гуманитарных технологий, в который оказалась включенной Ульяновская область (безусловный коммерческий аспект данного рынка сбросить со счетов невозможно, тем не менее, результаты должны бы оцениваться не только сугубо коммерчески, но и в плане, например, культурной и экономгеографической капитализации территории и ее активов). |
Понятно, что совещание и не могло охватить эти вопросы,
требующие совершенно другого режима работ. Поэтому предложения, сформулированные
в резолюции, вне проработки означенных вопросов будут не столь точными,
какими они могли бы быть в случае их введения в русло стратегического
подхода. А его основными вопросами могли бы стать:
а) структура человеческого капитала (например, в виде распределения знаний и квалификаций в населении области) и ее деформация ведомственными и корпоративными интересами учреждений образования и отдельных производств, б) приобретение областью технического оборудования учебного назначения (особенно в значительных масштабах) и рыночные риски недобросовестных поставок, а также недостаточная компетентность заказчиков, в) создание дополнительных рабочих мест и дефицит трудовых ресурсов, невосполнимый в сроки, приемлемые для действующих производств и промышленных проектов (в особенности инвестиционных), г) производственные бизнесы, входящие на территорию области, и их сложное положение с персоналом и его квалификацией (могущее привести к предъявлению неустоек), д) необходимость во взвешенной целевой миграционной политики по привлечению в инвестиционные промышленные проекты требуемых квалификаций и оценка качества и направленности миграционных потоков, как затрагивающих, так и обходящих территорию области. Подобные соображения можно и нужно продолжать и конкретизировать. |
|
Чтобы ввести рекомендации совещания и наработки министерств,
вынесенные на совещание, в стратегическое и, следовательно, в единственно
верное русло, необходима их дополнительная аналитическая и системная
проработка. Это могло бы быть возложено на специальную межведомственную
рабочую группу. Рабочий план для нее и методологическое обеспечение
готова составить лаборатория
ПРИСС (проектирование социокультурных и социотехнических систем,
УлГТУ), разработавшая на базе ГК
СИГМА-СИ тематическую программу и рабочий сценарий данного совещания.
Уже сейчас можно сформулировать основные принципы, задачи и условия работы группы. Срок работы - не менее года. Количество участников - не более 10 человек. |
Состав - ключевые специалисты Правительства Ульяновской
области, научные работники, компетентные в проблематике регионального
развития, представители деловых кругов, специализирующиеся на комплексных
поставках (в особенности члены советов при губернаторе), руководители
образовательных учреждений, намеченных как экспериментальные площадки
и площадки пилотных проектов в экономических планах и программах области.
Рабочая группа могла бы быть включена в подготовку материалов и обоснований для взаимоувязывания решений Правительства и его министерств по самому дефицитному ресурсу - трудовому, а также по вопросам модернизации технической и методической базы производственного обучения. На фоне общей отрицательной демографической ситуации это представляется неотложным. |
В.В.Сааков, руководитель лаборатории Проектирования
социокультурных и социотехнических систем (УлГТУ),
консультант ГК СИГМА-СИ 18 декабря, 2007 |
письмо в адрес
Первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области |
|
Первому заместителю
Председателя Правительства В.П.КОЗИНУ |
|
Уважаемый Владимир Павлович ! |
С уважением,
Член Общественно-консультационного совета по развитию предпринимательства в Ульяновской области, Управляющий ГК СИГМА-СИ В.В.Музыкантова В.В. Управляющий ГК СИГМА-СИ Ю.Б.Юрин Приложение: Программа совещания на 1 странице в 2-х экземплярах Протокол совещания на 2-х страницах в 2-х экземплярах Резолюция совещания на 1-й странице в 2-х экземплярах Рекомендации совещания на 1 странице в 2-х экземплярах Отчет о работе совещания на 2-х страницах в 2-х экземплярах |
|
рабочие мероприятия | анонсирование | планирование | документы и продукты | архив мероприятий | |
главная | новости и обновления | важные ссылки | оставить сообщение | почта сайта | поиск по сайту | карта сайта |
администратор сайта | поиск по сайту | карта сайта | ||
© Подготовлено: Виталий СААКОВ и PRISS-laboratory, 2009 август | Опубликовано: PRISS-laboratory / РУТЦ, 2011 июль 20 | |||
Обновлено: PRISS-laboratory / РУТЦ, 2012 май 25 |