главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
эти материалы 20 апреля 2017 перенесены в данный раздел "priss-laboratory" с сайта "rytc.ru" в связи с его предстоящим закрытием |
проект центраш | PRISS-laboratory | исследование и проектирование социокультурных и социотехнических систем |
поддержка проекташ | Ульяновская торгово-промышленная палата |
Департамент профессионалного образования |
Сигма-СИ торговая компания |
главная | новости и обновления | важные ссылки | оставить сообщение | почта сайта | поиск по сайту | карта сайта |
о центре | проекты центра | РАБОЧИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | аналитика | |
анонсирование | планирование | ДОКУМЕНТЫ И ПРОДУКТЫ | архив мероприятий | |
рабочие мероприятия | анонсирование | планирование | документы и продукты | архив мероприятий | |
Приволжский молодежный
инновационный форум Инновационная подготовка кадров круглый стол, 12 апреля 2011 |
Приволжский молодежный инновационный форум, 12 апреля 2011 |
круглый стол ИННОВАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ Условия развития вузовской науки в России III тысячелетия Ольга Шиняева, проф.УлГТУ Социальный портрет молодого исследователя в вузах Приволжского федерального округа Диляра Акманаева, УлГТУ Региональный Учебно-технический центр: центр аналитики и проектирования профессиональной подготовки Сергей Терехин, Департамент молодежной политики, Виталий Сааков, PRISS-laboratory О центре содействия выпускникам Ульяновского технического университета Людмила Вальцева, Центр содействия Авиационные экскурсии - инновационный инструмент в сфере подготовки кадров Алексей Ташкаров, Авиастар-СП Презентация Общероссийской общественной организации "Молодежная инновационная Россия" Сергей Кубашов, представитель организаци 12 мая 2011, УлГТУ, ауд.211, 14:00-16:00, модератор - Ольга Шиняева |
||
|
Виталий
СААКОВ,
руководитель PRISS-Laboratory (Лаборатория проектирования и исследования социокультурных и социотехнических систем) Ситуация с профессиональным образованием: дефицит управления |
Здесь несколько мыслей о
прошедшем круглом столе в рамках очередного Приволжского инновационного
форума. Вначале два впечатления от знакомства с программой круглого стола.
Первое о формулировке темы - "Инновационная подготовка кадров".
Второе - о подвижках на "Авиастар-СП" (см. выше программу стола). Первое впечатление Удивительно, что еще до сих пор формулируются темы с включением в них явных анахронизмов. "Подготовка кадров". Так мыслить было вполне уместно чуть менее 100 лет назад. У России 20-х и 30-х годов буквально отсутствовали кадры. Любые, в любом количестве, в любом качестве. А требовалось их немерено. И по причине отстрела в гражданскую войну и после нее, и ввиду насущной индустриализации. Развернутая система политехнического образования и единой трудовой школы за небольшой в историческом плане отрезок времени наштамповала их. Вот тут-то и надо было прикрыть эту систему и запустить новую - не штамповку кадров, а производство квалификационного ресурса. Но не тут-то было… Система живет до сих пор и, видимо, просуществует еще намного дольше нас с вами. Штамповка, пусть и не такая энергичная, как в 30-40-е годы, продолжается. Я не буду касаться "инновационной подготовки", вещи самой по себе странной. А если кто не видит странности, то пусть проведет аналогию, например с "инновационной медициной". Думаю, мало найдется желающих искать для себя инноваторов в этой области, а скорее доверится традиционалистам. |
Поэтому в этой части у меня
всего одно соображение: инновации требуются по организационному слому
классно-урочной системы, закрепостившей все дело образования и воспитания,
от детсада до университета, но только не по поводу самой "подготовки
кадров". Но именно с подобными инновациями дело весьма худо, зато
инноваций в защиту прирастает с каждым днем. Второе впечатление Оно удивительно позитивное. "Авиастар-СП" двинулся по схеме "Функции Учебного центра "Авиастар-СП" в составе блоков подготовки и безопасности производства". Схема была разработана PRISS-laboratory в 2008г. в связи с открытием ресурсного центра в Ульяновском техническом колледже. Учитывая неповоротливость таких монстров, как Авиастар, срок небывало короткий. Дело теперь интригующее: Авиастаром сделан первый шаг, будет ли второй? Ладно, гадания оставлю. Чего тут гадать, когда мы живем среди результатов контр-системного подхода ко всему и вся. И это один из "величайших исторических результатов" отечественной системы профессионального образования. А схема разработана по всем системным канонам (название лаборатории к тому обязывает). Остался у меня позитив и от выступления Сергея Кубашова. Им были высказаны пусть и несокрушительные, но вполне веские аргументы против разливающегося массового инновационного психоза. А что там было сокрушать на круглом столе с мобилизованными на него студентами-гуманитариями? Молодым-неопытным нужно помогать. Что и пытался Кубашов. |
Социология на службе у инноватики
Точнее было бы сказать, на службе у управления инновационными процессами. И на мой уточняющий вопрос об адресате социолого-статистических выкладок, Ольга Шиянова сие подтвердила. Здесь у меня масса недоумений и прямых возражений. Матметоды в социологии хороши, когда есть что обсчитывать. А есть ли? Конечно же, нет. И пока не сработает социология качественных методов, от количественных не то что проку не будет, а будет один вред. Действительно, какой смысл склеивать "молодого исследователя" и студента-завсегдатая НИРС (или случайно туда заглянувшего)? Только с умыслом похоронить всякую надежду на исследования и подменить их стандартными техническими опытами. Конечно, умысла такого нет, зато есть непонимания смысла исследования, его места и роли в науке (пусть и в прикладной и технической, с необходимыми в ней опытами, даже детскими). Но результат-то будет тот же, что и в случае с умыслом: не спасение-возрождение науки, а ее потопление. Хотя любимыми словами социологов на круглом столе были "инновационное поведение" (как будто социология - наука о поведении), такого предмета они не моделируют, а складывают-делят поголовье студентов. Я предложил круглому столу шутливую социометрику: фиксировать произнесение слов "кадры", "внедрение" и им подобных (из словаря индустриализации) и делать оргвыводы: отлучить говоруна от бюджетов на инноватику и приписать к ее саботажникам. Игра была воспринята, вот только бы расширить ее "круглостоловые" рамки... |
Аналитика и диагностика
профобразования Региональный учебно-технический центр был представлен на круглом столе в двух лицах: Сергеем Терехиным, директором департамента молодежной политики (еще вчера директорствовавшего в департаменте профтеха) и вашим слугой Виталием Сааковым, руководителем PRISS-laboratory. Терехин сосредоточился на новых институтах профобразования и роли РУТЦ`а в их становлении. А я привязывал внимание аудитории к понятийной и смысловой базе инноватики и инновационной экономики. В этом был резон: подавляющим большинством участников круглого стола были мобилизованные сюда студенты-гуманитарии политеха. Можно представить, какой хаос на этот счет у них творится в голове. Их старшие научно остепененные товарищи изо всех сил тому способствуют. Вот РУТЦ и вынужден был заниматься диагностикой профессионального образования здесь и теперь, диагностируя политеховское профобразование не отходя от кассы, в ходе самого круглого стола. При этом подкрепляя диагностику "здесь и теперь" кейсами из жизни Регионального учебно-технического центра. |
Цель затеянной мной дискуссии
была донельзя простой. Кто, как ни PR-щики ответственны за многие смуты
в головах, а в данном случае, за помутнение смысла инноватики, образования,
науки… И кто, как ни те же PR-щики, а пока студенты-политеховцы, должны
заняться расчисткой и прояснением столь важных смыслов. И еще пару слов о хорошем. Я боялся, что буду воспринят излишне агрессивным. Страхи оказались напрасными. А я ведь 5 лет назад, читая лекции этой же специальности, не дал бы за тех студентов и 2 копеек в базарный день. Что-то сдвинулось? Вернусь к названию этой заметки. Медведев не может подобно Сталину провести зачистку управленческого поля, расчищая путь вперед. А это стандартная поколенческая проблематика и стандартное ее решение в ходе исторической модернизации. Не может одних управленцев поставить к стенке, а других отправить в Гулаг. Может быть, даже и не хочет - другое воспитание. Но проблема остается. |
Действующее поколение управленцев, в большинстве своем
с массой родимых пятен социализма, явное препятствие на пути модернизации.
И при них еще и масса плохо образованной молодежи, зато натасканной
в тренингах лидерства и карьеризма (уж и не знаю что лучше, а что хуже:
неосновательная образованность или безосновательное лидерство?). Отсюда
и ставка на молодое инновационное Сколково и Молодежную инновационную
Россию. А значит, он мыслит поколенчески и не заблуждается в возможностях
и способностях нынешних управленцев. Вот и Сергей Кубашов поведал круглому
столу о медведевских планах с новой организацией, о развертываемых в
ее рамках образовательных и управленческих программ и проектов. Обозначив
однажды свои "Четыре И", он последователен в отношении сформулированных
принципов. Надеюсь, молодое поколение, взрослея, берет с него пример.
И на это взросление нужно время. А пока реальностью инноватики является
управленческий дефицит. Ну и что? Жить с дефицитом нам не привыкать.
Будем выкручиваться.
13 мая 2011 |
|
рабочие мероприятия | анонсирование | планирование | документы и продукты | архив мероприятий | |
главная | новости и обновления | важные ссылки | оставить сообщение | почта сайта | поиск по сайту | карта сайта |
администратор сайта | поиск по сайту | карта сайта | ||
© Подготовлено: Виталий СААКОВ И PRISS-laboratory, 2011 май 12-13 | Опубликовано: PRISS-laboratory / РУТЦ, 2011 май 13 | |||
Обновлено: PRISS-laboratory / РУТЦ, 2012 май 25 |