главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
эти материалы 20 апреля 2017 перенесены в данный раздел "priss-laboratory" с сайта "rytc.ru" в связи с его предстоящим закрытием |
проект центраш | PRISS-laboratory | исследование и проектирование социокультурных и социотехнических систем |
партнеры центраш | Ульяновская торгово-промышленная палата |
Департамент профессионалного образования |
Сигма-СИ торговая компания |
главная | новости и обновления | важные ссылки | оставить сообщение | почта сайта | поиск по сайту | карта сайта |
о центре | проекты центра | рабочие мероприятия | АНАЛИТИКА | |
технологии модернизации | практическая подготовка | hr-ресурсы | ДЛЯ ПАРТНЕРОВ | |
аналитика | технологии модернизации | практическая подготовка в деятельности | квалификационные ресурсы | для партнеров центра | |
Жильбер Симондон О способе существования технических объектов Сокращенный перевод заключения из книги http://syg.ma/translit/zhilbier-simondon-o-sposobie-sushchiestvovaniia-tiekhnichieskikh-obiektov |
материал взят здесь: Юрий Березкин, https://www.facebook.com/profile.php?id=100001098865712&pnref=story |
Вплоть до сегодняшнего дня
реальность технического объекта оставалась на втором плане, будучи заслонена
человеческим трудом. Технический объект схватывался через человеческий
труд, мыслился и расценивался как его инструмент, вспомогательное средство
или продукт. Однако, ради блага самого человека следовало бы произвести
переворачивание, которое дало бы проявиться тому, что есть человеческого
в техническом объекте, прямо, без опосредования отношением к труду. Именно
труд должен быть понят как фаза техничности [technicite], а не техничность
- как фаза труда, поскольку техничность есть целое, частью которого является
труд, а не наоборот. Натуралистическое определение труда является недостаточным: сказать, что труд есть эксплуатация природы человеком в обществе, значит свести его к реакции, выработанной человеком как видом в соприкосновении с природой, к которой он приспосабливается и которая его обуславливает. Речь сейчас не идет о том, является ли отношение природа–человек односторонне детерминированным или же эта детерминация имеет обоюдный характер; гипотеза обоюдности не меняет основной схемы - схемы обусловленности и реактивности труда. |
Тем не менее, в такой перспективе труд может быть понят как техническая операция(1), несводимая к труду. Труд присутствует только тогда, когда человек должен предоставить свой организм в качестве носителя орудий , то есть когда он деятельностью своего организма, своим психосоматическим единством должен сопровождать поэтапное развертывание отношения человек–природа. Труд есть деятельность, посредством которой человек реализует в себе самом медиацию между человеческим видом и природой; мы говорим, что в этом случае человек выступает как носитель орудий, поскольку через эту активность, следуя ей шаг за шагом, жест за жестом, он воздействует на природу. Труд присутствует тогда, когда человек не может доверить техническому объекту функцию медиации между своим видом и природой и должен выполнять функцию связи самостоятельно - посредством своего тела, своей мысли, своих действий. Для организации этой операции человек предоставляет собственную индивидуальность живого существа: в этом смысле он и является носителем орудий |
Напротив, если технический объект конкретизирован, то смешение природного и человеческого конституируется на уровне самого объекта(2); тогда операция над техническим существом, строго говоря, не есть труд. Это связано с тем, что в труде человек совпадает с нечеловеческой реальностью, приноравливается к ней, как будто скользит между природной реальностью и человеческой интенцией. В труде человек лепит материю по форме; он приходит с этой формой, которая является некоей интенцией, замыслом результата, чем-то предопределенным, тем, чего нужно достигнуть в соответствии с предсуществующими нуждами. Эта форма- интенция не есть часть материи, на которую обращен труд; она выражает полезность или необходимость для человека, но сама исходит не из природы. Трудовая деятельность связывает природную материю и форму, которая имеет человеческое происхождение; труд - это деятельность, в которой совпадают, делаются синергетическими две столь разнородные реальности, как материя и форма. |
Благодаря же трудовой деятельности
человек осознает эти два термина, между которыми он синтетическим образом
устанавливает отношение: взгляд рабочего должен быть фиксирован на этих
терминах, - которые необходимо сближать друг с другом (таков принцип труда),
- а не на самом внутреннем содержании той сложной операции, через которую
это сближение достигается. Труд вуалирует отношение терминами(3).
Кроме того, зачастую рабские условия, в которых находится рабочий, способствовали тому, чтобы операция, посредством которой материя и форма приводятся к совпадению, еще более затемнялась. Для человека, управляющего процессом труда, его содержанием являются уже данный в нем порядок, а также первичный материал, являющимся условием выполнения операции, но не сама операция, благодаря которой и осуществляется принятие формы: его внимание направлено на форму и материю, а не на принятие формы как операцию. Гилеморфическая схема(4), следовательно, представляет собой пару, термины которой отчетливы, но отношение между которыми затемнено. В этом смысле гилеморфическая схема представляет собой перенос в философскую мысль технической операции, сведенной к труду, и берется как универсальная парадигма генезиса сущего. В основе этой парадигмы лежит именно технический опыт, но опыт далеко не полный. Обобщающее использование гилеморфической схемы в философии и наводит эту темноту, которая происходит из недостаточной технической основы этой схемы. |
Но мало войти вместе с рабочим
или рабом в мастерскую, мало даже взять в руки литейную форму или запустить
токарный станок. Точка зрения рабочего еще слишком далека от процесса
принятия формы, которое единственное и является техническим само по себе.
Нужно суметь проникнуть в литейную форму с глиной, сделаться одновременно
формой и глиной, прожить и прочувствовать общую для них операцию, чтобы
смочь помыслить принятие формы само по себе(5).
Ибо трудящийся разрабатывает две технические полу-цепочки, подготавливающие
техническую операцию: он подготавливает глину, делает ее пластичной, избавляет
от комков, а также готовит саму литейную форму; он материализует форму
в прессформе из дерева, а материал делает податливым и бесформенным; затем
кладет глину в литейную форму и прессует. Но условием принятия формы является
вся эта система, состоящая из литейной формы и спрессованной глины. Именно
глина принимает форму сообразно литейной форме - вовсе не рабочий придает
ей форму. Рабочий подготавливает медиацию, но не он осуществляет ее. Медиация же осуществляется сама собой после того, как были созданы условия для нее. И хотя человек очень близко расположен к этой операции, он не познает ее. Его тело понуждает операцию к совершению, позволяет ей совершиться, но представления о технической операции во время работы не возникает. Не хватает самого существенного - активного центра технической операции, который остается скрытым. |
В течение всего того времени, пока человек трудился, не прибегая к техническим
объектам, техническое знание могло транслироваться только в неявной и
чисто практической форме - через профессиональные привычки и жесты. Это
движущее знание и есть в действительности то, что делает возможной разработку
двух технических полу-цепочек - той, что исходит из формы, и той, что
исходит из материи. Но это знание не идет и не может пойти дальше них:
оно останавливается на самой операции, оно не проникает внутрь литейной
формы. По существу это знание до-техническое, а не техническое. Техническое знание, наоборот, состоит в том, чтобы, отталкиваясь от происходящего внутри литейноий формы, от этого центра, находить различные способы его подготовления. Выступая уже не просто как носитель орудий, человек уже не может оставлять центр операции затемненным. В действительности, этот центр и должен производиться техническим объектом - он не мыслит, не чувствует и не обрастает привычками. Чтобы сконструировать функционирующий технический объект, человеку нужно представить себе его функционирование как совпадающее с осуществляющей его технической операцией. |
Функционирование технического
объекта принадлежит к тому же порядку реальности, к той же системе причин
и следствий, что и техническая операция; здесь уже нет разнородности между
подготовкой технической операции и функционированием этой операции; операция
продолжает техническое функционирование, а функционирование предваряет
ее: функционирование есть операция, операция есть функционирование. Речь
уже идет не о труде, не о работе машины, но только о функционировании
как упорядоченной совокупности операций. Тогда форма и материя, если на
этом этапе они еще существуют, находятся на одном уровне, являются частями
одной системы. Между техническим и природным - непрерывность. Изготовление технического объекта уже не заключает в себе эту темную зону между формой и материей. До-техническое знание есть также знание до-логическое - в том смысле, что оно учреждает пару терминов, не обнаруживая при этом внутреннего содержания их отношений (как в гилеморфической схеме). Напротив, техническое знание является логическим в том смысле, что исследует внутреннее их отношения. Наряду с этим, чрезвычайно важно отметить, что парадигматизм, вырастающий из отношения труда, сильно отличается от того, который происходит из технической операции, из технического знания. |
Гилеморфическая схема является
частью нашей культуры; она передана нам из Античности, и в большинстве
случаев мы полагаем, что она совершенно обоснована, не относится к какому-то
частному опыту и что хотя, быть может, придавая ей обобщенный смысл, ей
злоупотребляют, она, однако, равнообъемна вселенной. Следовало бы скорее
трактовать принятие формы как особую техническую операцию, нежели технические
операции - как особые случаи принятия формы, которое само познается смутным
образом через труд. В этом смысле изучение способа существования технических объектов нужно было бы продолжить изучением результатов их функционирования, а также человеческой установки по отношению к ним. Феноменология технического объекта продолжилась бы таким образом психологией отношений между человеком и машиной. Но в этом исследовании необходимо избежать двух подводных камней, что как раз позволяет сделать описанная сущность технической операции: техническая деятельность не является частью ни чисто социальной, ни чисто психологической сфер. Она есть модель коллективного отношения, которое нельзя путать с этими двумя сферами. Техническая деятельность не является единственным модусом и единственным содержанием коллективного, но она исходит из коллектива, и в некоторых случаях коллективная группа вокруг технической деятельности и рождается. |
Под социальной группой мы понимаем здесь ту, что конституируется приспосабливаясь,
подобно животным, к условиям среды; труд есть то, что посредством чего
человек выступает медиатором между природой и человечеством как видом.
Ее [группы] противоположностью, но находящейся на том же уровне, является
интерпсихологическое отношение, которое помещает индивида перед лицом
другого индивида, устанавливая между ними обоюдное отношение без медиации.
Напротив, посредством технической деятельности человек создает медиации,
и эти медиации отделяемы от индивида, который их производит и мыслит;
индивид выражает себя в них, но к ним не примыкает. Машина обладает
своего рода безличностью, благодаря которой она и может становиться
инструментом для любого другого; человеческая реальность, кристаллизованная
в ней, отчуждаема именно потому, что отделяема сама машина. |
^^^вверх |
|
Он придает своему человеческому
содержанию структуру, подобную той, что обладают природные объекты, и
позволяет делать вставку этой человеческой реальности в мир естественных
причин и следствий. Отношение человека к природе уже не просто проживается
и воплощается на практике смутным образом, но приобретает устойчивый и
прочный статус, в силу которого оно становится упорядоченной реальностью,
имеющей свои законы. Техническая деятельность, воздвигая мир технических
объектов и обобщая объективную медиацию между человеком и природой, связывает
человека с природой сообразно узам гораздо более богатым и точно определяемым,
чем та специфическая реакция, каковой является коллективный труд. Обратимость
человеческого в природное и природного в человеческое учреждается посредством
технического схематизма. <…> Имнно трудовая парадигма побуждает считать технический объект утилитарным; сущностным определением технического объекта не является утилитарность: он есть то, что осуществляет заданную операцию, выполняет определенную функцию по заданной схеме. Но как раз по причине своей отделяемости он может быть использован как отдельное звено в цепи причин и следствий, не будучи затронутым тем, что происходит на обоих концах этой цепи. |
Технический объект может
выполнять аналог труда, но он также может передавать информацию, не связанную
с какой-либо производственной пользой. Технический объект характеризуется
функционированием, а не трудом: ведь нет двух категорий технических объектов
- одних, служащих утилитарным нуждам, и других, служащих познанию; любой
технический может быть научным, и наоборот. Можно было бы назвать научным
упрощенный объект, который служит только обучению: такой объект был бы
менее совершенным, чем технический объект. Иерархическое различение между
ручным и умственным трудом в мире технических объектов не отражено. Стало быть, технический объект привносит категорию более широкую, чем труд: это операторное функционирование. Последнее предполагает, что основой технического объекта, условием его возможности является акт изобретения. Вместе с тем, изобретение - это не труд, оно не предполагает психосоматической медиации между природой и человеческим видом. Изобретение есть не только адаптивное и защитное поведение, это ментальная операция, ментальное функционирование, принадлежащее к тому же порядку, что и научное знание. Наука и техническое изобретение - одного уровня. |
Ментальная схема делает возможным
изобретение и науку, она же позволяет использование технического объекта
либо в промышленном ансамбле в качестве производительного, либо в качестве
научного в экспериментальной сборке. Техническая мысль присутствует во
всей технической деятельности, а техническая (научная? - ред.В.Сааков)
мысль принадлежит к тому же порядку, что изобретение: она может быть транслирована
и дает возможность соучастия. Отсюда: над социальной общностью труда, за пределами интериндивидуальных отношений, которые не опираются на операторную деятельность, учреждается ментальный и практический универсум, в котором человеческие существа коммуницируют через то, что они изобретают. Технический объект, взятый в своей сущности, то есть такой, каким человек его изобрел, помыслил, поволил и признал, становится опорой и символом этого отношения, которое мы хотели бы назвать трансиндивидуальным. Технический объект может быть прочитан как носитель определенной информации; если его лишь используют, эксплуатируют и, как следствие, порабощают, он уже не может нести никакой информации - подобно книге, употребляющейся как подкладка или подставка. |
Технический объект, оцененный
и познанный в соответствии со своей сутью, то есть согласно основавшему
его человеческому акту изобретения, функционально понятный, валоризованный
сообразно с внутренними нормами, несет в себе чистую информацию. Мы называем чистой информацией ту, которая не чисто событийна, которая может быть понята, только если в ее получателе вызвана форма, аналогичная формам, переданным на носителе информации(6). В техническом объекте познается именно форма - материальная кристаллизация некоей операторной схемы и некоей мысли, ставшей результатом разрешения определенной проблемы. Чтобы эта форма была понята, от субъекта требуется владением аналогичными формами: информация - это не то, что приходит безотносительным образом, а значение, возникающее из передачи форм - одной внешней по отношению к субъекту, другой - внутренней. Значит, для того, чтобы технический объект был встречен как технический, а не как чисто утилитарный, чтобы он был расценен как результат изобретения и как носитель информации, а не только пользы, необходимо, чтобы получатель обладал определенными техническими формами. Тогда посредством технического объекта создается межчеловеческое отношение, которое есть модель трансиндивидуальности. |
Под последней можно понимать
такое отношение, которое устанавливается между индивидами ни посредством
их конституированной индивидуальности, - что отделяло бы одних от других,
- ни посредством того, что есть одинакового в каждом субъекте, - например,
априорных форм чувственности, - а посредством того заряда до-индивидуальной
реальности, того заряда природного, который хранится в индивидуальном
бытии и содержит потенции и виртуальность. Объект, возникающий благодаря
техническому изобретению, несет с собой что-то от породившего его бытия
и выражает этим бытием то, что меньше всего привязано к hic et nunc (здесь
и сейчас - В.Сааков). Можно было бы сказать, что в техническом сущем содержится человеческая природа - в том смысле, в котором слово «природа» может употребляться для обозначения того, что есть изначального, предшествующего человечеству, конституированному в человеке. Человек изобретает, воплощая в жизнь свое собственное природное основание, этот айперон(7), с которым соединено каждое индивидуальное бытие. Никакая антропология, отталкивающаяся от человека как от индивидуального бытия, неспособна обнаружить трансиндивидуальное техническое отношение(8); труд, понятый как производственный - в той мере, в которой он исходит из индивида, локализованного hic et nunc, - неспособен обнаружить изобретенное техническое сущее. |
Изобретает не индивид, а субъект,
который есть нечто большее, более богатое, чем индивид, и который имеет
в своем составе, помимо индивидуальности индивидуированного бытия, определенный
заряд природного, не-индивидуированного бытия. Социальная группа, функционально
связанная солидарностью, например, трудовая община, устанавливает отношения
только между индивидуированными существами. По этой причине она локализует
и необходимым образом отчуждает их, даже помимо какой-либо экономической
модальности - такой, которая была описана Марксом под именем капитализма:
можно было бы говорить о некоем до-капиталистическом отчуждении, присущем
труду как труду. Кроме того, симметричным образом, интериндивидуальное психологическое отношение также не может установить иное отношение, кроме как между уже конституированными индивидами; только вместо того, чтобы связывать индивидов соматическим функционированием, как это делает труд, интериндивидуальное отношение связывает их на уровне определенных сознательных, аффективных и репрезентативных функционирований и, таким образом, отчуждает. |
Невозможно компенсировать
отчуждение труда другим отчуждением - отчуждением отделенной психики:
в этом обнаруживается слабость приложения психологических методов к анализу
проблемы труда, предполагающему разрешить ее посредством изучения ментальных
функционирований. Проблемы труда относятся к отчуждению, вызванному трудом,
и это отчуждение является не только экономическим, создаваемым игрой прибавочной
стоимости. Ни марксизм, ни контр-марксизм, которым являются все эти психологические исследования труда сквозь призму человеческих отношений, не в состоянии найти настоящее решение проблемы, поскольку и тот, и другой помещают источник отчуждения за пределы труда, тогда как именно труд как труд есть источник отчуждения. Мы не хотим сказать, что экономического отчуждения не существует; но возможно, что первая причина отчуждения сущностным образом заключена в труде и что отчуждение, описанное Марксом, есть лишь одна из его разновидностей: чтобы определить роль экономического отчуждения, будем употреблять это понятие в обобщенном смысле, которого оно заслуживает. Согласно этой концепции, экономическое отчуждение существует уже на уровне надстройки, что предполагает некое неявное основание, которым и является сущностное отчуждение индивидуального бытия в ситуации труда. |
Если эта гипотеза верна, то настоящий путь к уменьшению отчуждения лежит не через социальную сферу (включая трудовую общину и класс) и не через область интериндивидуальных отношений, рассматриваемых обычно психологией, а через трансиндивидуальный коллектив. Технический объект возник в таком мире, в котором социальные структуры и психические содержания были сформированы трудом, а это значит, что технический объект ввели в мир труда, вместо того, чтобы создать мир техники с новыми структурами. Машина познается и используется через труд, а не через техническое знание; отношение рабочего к машине неадекватно, поскольку, взаимодействуя с машиной, он не продлевает свою работу изобретательской деятельностью. Темная центральная зона, свойственная труду, перенесена на использование машины: теперь все функционирование машины, происхождение машины, значение того, что делает машина, и сам способ, которым она сделана, становятся темной зоной. Сохранена первоначальная темнота центра гилеморфической схемы: человек знает то, что входит в машину и что из нее выходит, но не то, что в ней происходит: даже в присутствии рабочего, когда он управляет машиной или обслуживает ее, совершается операция, в которой тот не участвует. |
Управлять означает еще оставаться
извне того, чем управляют, - когда управление состоит в запуске машины
в соответствии с предустановленной сборкой, сделанной для того, чтобы
производить этот запуск сообразно с конструкцией технического объекта.
Отчуждение рабочего выражается в этом разрыве между техническим знанием
и выполнением условий эксплуатации. Этот разрыв настолько ярко выражен, что на многих современных заводах функция наладчика оборудования строго отлична от функции пользователя машины, то есть рабочего, и рабочим запрещено самим настраивать свои машины. Функция регулирования же самым естественным образом продолжает функцию изобретения и конструирования: регулирование есть нескончаемое изобретательство, пусть и ограниченное. В действительности, машина после своего создания не брошена в существование раз и навсегда - не нуждаясь в подстройке, ремонте, регулировании. Если изначальная техническая схема изобретения реализована более-менее хорошо в каждом экземпляре технического объекта, то и каждый экземпляр функционирует более-менее справно. |
^^^вверх |
|
Налаживание или ремонт становятся
возможными и эффективными не тогда, когда обращены на материальную основу
или какие-то особенности каждого экземпляра технического объекта, а когда
обращены на техническую схему изобретения. Ведь человек получает не непосредственный
продукт технической мысли, а экземпляр производства, выполненный на основе
технической мысли с большими или меньшими точностью и совершенством; этот
экземпляр есть символ технической мысли, носитель форм, который должен
встретиться с субъектом, чтобы продолжить и завершить осуществление этой
мысли. Пользователю необходимо обладать соответствующими формами, чтобы при их столкновении с формами, переданными машиной и более-менее совершенно реализованными в ней, образовалось значение, на основании которого труд над техническим объектом стал бы уже не просто трудом, а технической деятельностью. Техническая деятельность отлична от простого труда и от труда отчуждающего в том, что она включает в себя не только эксплуатацию машины, но также определенное внимание к ее использованию, поддержание ее в исправности, настройку и совершенствование, продолжающие собой изобретательство и конструирование. Фундаментальное отчуждение коренится в разрыве между онтогенезом технического объекта и его существованием. Необходимо, чтобы генезис технического объекта стал действительной частью его существования и чтобы отношение человека к техническому объекту включало в себя внимание к его непрекращающемуся генезису. |
Технические объекты, порождающие наибольшее отчуждение, суть те, которые предназначены для невежественных пользователей. Такие объекты приходят в упадок постепенно: будучи новыми в течение короткого времени, они обесцениваются, как только утрачивают эту характеристику новизны, поскольку могут лишь все больше отдаляться от состояния своего первоначального совершенства. Пломбирование хрупких элементов указывает на этот разрыв между изготовителем, отождествляющемся с изобретателем, и пользователем, который приобретает навык обращения с техническим объектом исключительно посредством экономического механизма. В технической гарантии конкретизируется чисто экономический характер отношения "изготовитель - пользователь"; пользователь не продолжает никаким образом действие изготовителя; техническй гарантией он покупает себе право обязать изготовителя, чтобы тот продолжил свою деятельность, если на то будет необходимость. Напротив, те технические объекты, которые избегли этого разделения изготовления и использования, со временем не ухудшаются: они задуманы так, чтобы можно было непрерывно менять и чинить различные их составляющие на протяжении всего использования. Техническое обслуживание не отделяется тогда от изготовления, а продолжает его и, в некоторых случаях, завершает — например, посредством обкатки, которая является продолжением и завершением процесса изготовления за сче?т притирки поверхностеи? в ходе функционирования. Если пользователь в силу навязанных ему ограничении? не может сам произвести обкатку, то она производится изготовителем после сборки технического объекта, как в случае авиадвигателя. | Таким образом, отчуждение, происходящее из искусственного разъединения конструирования и использования, ощутимо не только для человека, который применяет машину, работает с ней и не выходит в своем отношении к ней за пределы труда. Отчуждение отражается и на экономических и культурных условиях использования машины, а также на ее экономической ценности, проявляясь в виде обесценивания технического объекта, которое происходит тем быстрее, чем больше подчеркнут этот разрыв. Для осознания отчуждения, свойственного труду, экономических понятий недостаточно. В них и проявляется та неадекватность технической мысли и деятельности, которая характерна установке на труд, поскольку в них не заключено эксплицитное, близкое к научному знание, которое сделало бы возможным познание технического объекта. Чтобы уменьшить отчуждение, следует объединить в технической деятельности, с одной стороны, тот аспект труда, который касается практики использования тела, с другой стороны, взаимодействие функционирований; труд должен стать технической деятельностью. Но в то же время совершенно справедливо, что экономические условия усиливают и упрочивают это отчуждение: в промышленной жизни технический объект не принадлежит тем, кто его использует. |
Впрочем, отношение собственности весьма абстрактно, и было бы недостаточно, чтобы рабочие стали собственниками машин, для того, чтобы отчуждение резко убавилось. Обладать машиной еще не значит знать ее. И все же не-обладание увеличивает дистанцию между рабочим и машиной, оно делает их отношение еще более хрупким, внешним, недолговечным. Требуется найти такой социальный и экономический режим, в котором пользователь технического объекта был бы не только собственником этой машины, но и тем, кто сам ее выбирает и содержит в порядке. Однако рабочему предъявляется машина, которую он не выбирал; это предъявление является частью условий эксплуатации, оно встроено в социально- экономический аспект производства. И наоборот, машина изготавливается чаще всего как безотносительный к чему-либо технический объект, функционирующий в себе, но неприспособленный к обмену информацией с человеком. Human engineering не слишком далеко продвинулся в поисках лучшего расположения элементов управления и сигналов обратной связи, а такие поиски чрезвычайно полезны: они могут стать отправной точкой для исследования подлинных условий соединения машины и человека. Но подобные исследования рискуют остаться малоэффективными, если они не будут двигаться к самому основанию коммуникации между человеком и машиной. Чтобы обмен информацией стал возможен, нужно, чтобы человек овладел технической культурой, то есть множеством форм, которые, встречая формы, передаваемые машиной, могли бы образовывать значение. | Машина остается одной из темных зон нашей цивилизации на всех социальных уровнях. Это отчуждение присутствует и у мастеров, и у простых рабочих. Подлинный центр промышленной жизни, то, по отношению к чему все должно упорядочиваться в соответствии с функциональными нормами, это техническая деятельность. Спрашивать, кому принадлежит машина, кто вправе применять новые машины, а кто вправе от них отказываться, означает переворачивать проблему. Категории капитала и труда несущественны по отношению к технической деятельности. Основа норм и права в промышленности - это не труд, не собственность, а техничность. Межчеловеческое общение должно учреждаться на уровне техники, посредством технической деятельности, а не посредством труда или экономических критериев. Социальные условия и экономические факторы сами по себе не могут быть приведены в согласие, поскольку являются частями разных совокупностей; для них можно найти медиацию только внутри такой организации, в которой преобладает техника. Этот уровень технической организации, на котором человек встречает человека не как члена какого-то класса, а как существо, выражающее себя в техническом объекте, гомогенном его деятельности, есть уровень коллектива, превосходящий данное интериндивидуальное или социальное. | У отдельно взятых индивидов отношение к техническому объекту не может стать адекватным, разве только в единичных случаях; адекватное отношение может установиться только в той мере, в которой удастся создать эту интериндивидуальную коллективную реальность, которую мы называем трансиндивидуальной, поскольку она соединит изобретательские и организационные способности нескольких субъектов. Существование чистых технических объектов, не отчужденных и используемых сообразно с их неотчуждающим статусом, и создание такого трансиндивидуального отношения взаимно обусловлены. Желательно было бы, чтобы в промышленной жизни на уровне комитетов предприятия были бы созданы также и технические комитеты; чтобы стать эффективными и созидательными, комитеты на предприятиях должны быть сущностно техническими. Организация каналов информации на предприятии должна следовать линиям технической операции, а не социальной иерархии или чисто интериндивидуальным отношениям, которые несущественны для технической операции. Предприятие как совокупность технических объектов и людей должно быть организовано на основе этой его главной функции, то есть его технического функционирования. <…> Технический мир - это мир коллектива, который нельзя адекватно помыслить ни на основе сырого социального, ни на основе психического. <…> Между индивидуальным и социальным развертывается трансиндивидуальное, которое сегодня не признано и которое изучается через крайние позиции - либо через труд рабочего, либо через управление предприятием. |
Критерий производительности,
желание описать техническую деятельность в терминах продуктивности также
не ведет к решению проблемы. Производительность слишком отвлеченна по
отношению к технической деятельности, она не позволяет разглядеть ее сущности;
несколько совершенно разных технических схем могут давать одинаковую производительность:
цифра не выражает схему. Исследование производительности и способов ее
повышения оставляет нетронутой темную зону технической схемы, как и саму
гилеморфическую схему; хотя такие исследования и имеют актуальное практическое
значение, они могут только еще больше запутать теоретические проблемы.
<…> |
^^^вверх |
|
(5) - Пример с литейной формой неслучаен: Аристотель поясняет категории формальной и материальной причины на примере отливаемой из серебра чаши. |
(7) - айперов (др.-гр.) - беспредельное, бесформенное начало, протосубстанция. |
^^^вверх |
|
аналитика | технологии модернизации | практическая подготовка в деятельности | квалификационные ресурсы | для партнеров центра | |
главная | новости и обновления | важные ссылки | оставить сообщение | почта сайта | поиск по сайту | карта сайта |
администратор сайта | поиск по сайту | карта сайта | ||
© Подготовлено: Виталий СААКОВ и PRISS-laboratory, 2015 февраль | Опубликовано: PRISS-laboratory / РУТЦ, 2015 февраль 05 | |||
Обновлено:
PRISS-laboratory
/ РУТЦ, 2015 март 05 2015 февраль 26 2015 февраль 11 2015 февраль 05 |
|