главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
  PRISS-laboratory: интеллектуальное оснащение и сопровождение проектов и предприятий
Региональный учебно-технический центр (РУТЦ)
Правительства Ульяновской области и компании BOSCH

социокультурные горизонты, институты, инфраструктуры
   
  эти материалы 20 апреля 2017 перенесены в данный раздел "priss-laboratory" с сайта "rytc.ru" в связи с его предстоящим закрытием
 

РУТЦ: аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности | проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий | экспериментальная профподготовка в контексте технологической платформы и в координатах пространственного развития аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности ш | ш аналитическое сопровождение проектов переноса фрагментов дуальной системы профобразования германии ш | ш проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий ш | ш проектирование экспериментальной профподготовки в организационных технологиях ведущих корпораций ш | ш конструирование содержания профессионального образования для перспективной технологической платформы и модели пространственного развития города и региона аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности ш | ш аналитическое сопровождение проектов переноса фрагментов дуальной системы профобразования германии ш | ш проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий ш | ш проектирование экспериментальной профподготовки в организационных технологиях ведущих корпораций ш | ш конструирование содержания профессионального образования для перспективной технологической платформы и модели пространственного развития города и региона
 
проект центраш PRISS-laboratory | исследование и проектирование социокультурных и социотехнических систем
партнеры центраш Ульяновская
торгово-промышленная палата
Департамент
профессионалного образования
Сигма-СИ
торговая компания
 
   
РУТЦ: аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности | проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий | экспериментальная профподготовка в контексте технологической платформы и в координатах пространственного развития аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности ш | ш аналитическое сопровождение проектов переноса фрагментов дуальной системы профобразования германии ш | ш проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий ш | ш проектирование экспериментальной профподготовки в организационных технологиях ведущих корпораций ш | ш конструирование содержания профессионального образования для перспективной технологической платформы и модели пространственного развития города и региона
главная | новости и обновления | важные ссылки | оставить сообщение | почта сайта | поиск по сайту | карта сайта
 
  о центре проекты центра рабочие мероприятия АНАЛИТИКА
  ТЕХНОЛОГИИ практическая подготовка hr-ресурсы для партнеров центра
Ольга КАРАНДИНА, руководитль службы обучения ("Роберт Бош"), Сергей ЧУРКИН, переводчик Центра, Маршалл ЛУТЦ, региональный директор по продажам электроинструмента в России и СНГ ("Роберт Бош"), Олег МИДЛЕНКО, управляющий проектами Центра (министерство образования Ульяновской области)
в зале Регионального учебно-технического центра "BOSCH -Ульяновск". Анализ технологической модернизации в промышленности региона: Алексей ПИРОГОВ, специалист отдела отраслей (департамент промышленности), Вера МУЗЫКАНТОВА, Юрий ЮРИН, управляющие проектами Центра (ГК Сигма-СИ)
Александр СМЕКАЛИН (департамент инвестиций), Алексей ПИРОГОВ (департамент промышленности), Вера МУЗЫКАНТОВА, Юрий ЮРИН, управляющие проектами Центра (ГК Сигма-СИ), Талгат ХАЙРУТДИННОВ, Олег МИДЛЕНКО (департамент образования), Абдулла ЯМБАЕВ (директор профессионального училища), Виталий СААКОВ, управляющий проектами Центра (PRISS-laboratory)
аналитика функций и места "ресурсных центров" профтехобразования в строительном комплексе Ульяновской области: Владимир ПАВЛЕНКО (руководитель ТренингЦентра BOCSH в России), Виталий СААКОВ, управляющий проектами Центра (PRISS-laboratory)
         
аналитика функций и места "ресурсных центров" профтехобразования в строительном комплексе Ульяновской области: Владимир ПАВЛЕНКО (руководитель ТренингЦентра BOCSH в России), Виталий СААКОВ, управляющий проектами Центра (PRISS-laboratory) Ольга КАРАНДИНА, руководитль службы обучения ("Роберт Бош"), Сергей ЧУРКИН, переводчик Центра, Маршалл ЛУТЦ, региональный директор по продажам электроинструмента в России и СНГ ("Роберт Бош"), Олег МИДЛЕНКО, управляющий проектами Центра (министерство образования Ульяновской области) в зале Регионального учебно-технического центра "BOSCH -Ульяновск". Анализ технологической модернизации в промышленности региона: Алексей ПИРОГОВ, специалист отдела отраслей (департамент промышленности), Вера МУЗЫКАНТОВА, Юрий ЮРИН, управляющие проектами Центра (ГК Сигма-СИ) Александр СМЕКАЛИН (департамент инвестиций), Алексей ПИРОГОВ (департамент промышленности), Вера МУЗЫКАНТОВА, Юрий ЮРИН, управляющие проектами Центра (ГК Сигма-СИ), Талгат ХАЙРУТДИННОВ, Олег МИДЛЕНКО (департамент образования), Абдулла ЯМБАЕВ (директор профессионального училища), Виталий СААКОВ, управляющий проектами Центра (PRISS-laboratory)
аналитика | технологии модернизации | практическая подготовка в деятельности | hr-ресурсы | для партнеров центра |
   
   
В.В.Сааков, В.В.Музыкантова
ПРОБЛЕМАТИКА РЕСУРСА ДЛЯ УЧЕБНЫХ И СЛУЖЕБНЫХ (ХОЗЯЙСТВЕННЫХ) РАБОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ ПОСТАВЩИКА

конференция, 2008.03.20
формат Microsoft Word версия для печати
   
Федеральное агентство по образованию
Областной координационный совет по реализации государственной кадровой политики
Министерство образования Ульяновской области
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Ульяновский государственный педагогический университет им.И.Н.Ульянова
Научно-методический центр профессионального образования УИПКРО
Кафедра технологического образования УИПКРО

II Областная научно-практическая конференция
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ ЭКОНОМИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
20-21 марта 2008
В.В.Музыкантова, управляющий ГК Сигма-СИ
В.В.Сааков, руководитель PRISS-laboratory
ПРОБЛЕМАТИКА РЕСУРСА ДЛЯ УЧЕБНЫХ И СЛУЖЕБНЫХ (ХОЗЯЙСТВЕННЫХ) РАБОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ ПОСТАВЩИКА
Данное сообщение ставит своей целью постановку вопросов, и не спешит с ответами, особенно скорыми. Это тем более принципиально, что перед средней школой обозначились не только серьезные методические, но и самые что ни на есть реальные практические задачи, чего еще нет ни перед специальными учебными заведениями, ни, тем более, перед школой высшей. Откуда задачи? Культурный, демографический и миграционный сдвиги оголяют рабочие места в производственно-промышленном секторе народного хозяйства. А это прямая внутренняя угроза безопасности страны. Поэтому в деле решения этих задач здесь вполне правомерна определенная аналогия с масштабом и значением пятилеток индустриализации СССР.
РАБОЧИЕ РАЗЛИЧЕНИЯ
Прежде, чем подступиться к проблематике ресурса и его поставкам в сферу производственного и технологического обучения, необходимо сделать предварительные различения. Вне этих различений неизбежны смешения внешних явлений и внутренних причин т.н. дефицита рабочих кадров, квалификационных уровней, состава специализаций и прочих разговорных клише. И, следовательно, принятие необоснованных, а то и неблагоразумных, если не вредных, решений. Решений как в направлении трансформации производственного обучения и технологического образования, так и в перестройке и оснащении их отдельных звеньев.
Производство и предприятие
Сегодня, во времена с рынком, практически любое заведение и организация, даже если они учреждены как абсолютные иждивенцы (государственные или корпоративные), вынуждаемы и побуждаемы к рыночным схемам поведения. В одних случаях это противоречит их назначению, в других подкрепляет его. Учебное заведение учреждается как производственное с целью соблюдения, как и в случае с любым производственным заведением, (пред-) заданных параметров выходного продукта. Таковыми могут быть параметры воспитательные, знаниевые, квалификационные и т.п. Следовательно, стандартизация (производственная) распространяется на всю структуру учебного заведения. И всякое отклонение от вмененных стандартов в том или ином уровне организационно-функциональной структуры, в той или иной ее части отрицательным образом сказывается на параметрах выходного продукта.
Учебное заведение учреждается как предприятие с целью реагирования на внешние изменения или на достижение определенных результатов. Изменения могут отслеживаться в текущей конъюнктуре, а достижения должны планироваться в горизонте культуры. И для первого, и для второго требуются постоянная целевая и ситуационная реорганизация. Ей - реорганизации - подлежат и сама структура учебного заведения, и его продукты.
Продукт, товар, ресурс
Учебное заведение и в форме производства, и в форме предприятия нуждается в покрытии своих расходов - физических, нефизических, символических. Расходы (искусственные траты и естественные убыли) могут покрываться извне продуктом, товаром и ресурсом. При этом продукт назначен к покрытию расходов только и только заведения-производства. Более того, товар и ресурс не могут покрывать расходы заведения-производства в силу функциональной невосприимчивости к ним организационной структуры последнего. И напротив, заведение-предприятие покрывает свои расходы исключительно приобретением товара и ресурса. Более того, попытка заведения-предприятия обратиться к внешнему продукту рискованна для его реорганизационных возможностей и способностей. Следует добавить, если расходы существуют как физические, нефизические и символические, то и покрытие расходов - соответственно. Уточнение: прямое соответствие формы существования расхода и покрытия не необходимо.
СИТУАЦИЯ
Основываясь на данных различениях теперь возможно дать оценку ситуации учебного заведения в части восполнения своих производственных и предпринимательских расходов.
Образовательное учреждение в рынке и хозяйстве
Не смотря на то, что образовательное учреждение может (а то и должно) быть предприятием, это все же специфическое предприятие - это предприятие культурное, а не бизнес-предприятие. Поэтому оснащение его работ не может и не должно обретать сугубо рыночный характер. Следовательно, данная задача оснащения решается в значительной своей части как хозяйственная. А так как хозяйственная, то форма восполнения расходов по преимуществу является продуктной и ресурсной.
Отсутствие инфраструктуры и институтов снабжения
В СССР наряду с Госпланом существовал Госснаб. Сегодня снабжению подлежат, за редким исключением, только военно-стратегические объекты. Следовательно, они ограждены от издержек рыночного восполнения своих расходов. "Объекты" образования и воспитания к таковым не отнесены, а, следовательно, не ограждены от издержек рыночного поведения (рисков несимметричных сделок). Принимаемые Правительством РФ решения в части поставок в адрес бюджетополучателей (например, пресловутый 94-й закон) в практике своего применения скорее направлены на контроль денежных расчетов, нежели на рационализацию хозяйственных процессов. Рачительное хозяйствование массы образовательных учреждений нуждается в становлении институтов снабжения и развертывания его инфраструктуры. В противном случае практика применения положений 94-го закона будет вступать и далее в противоречие с существующей практикой хозяйствования.
Вопросы покрытия расходов образовательного учреждения
Таковые можно обозначить в более-менее полном объеме только при помощи специального изображения. На нем выделены значимые альтернативы в подходе к принятию решений о составе и форме покрытия расходов образовательных учреждений профессиональной подготовки. Отметим некоторые альтернативы:
что является выходным продуктом учебного заведения - рабочие руки индивида или производственные квалификации (а точнее, индустриальные)?
что значит покрыть расходы учебного заведения - отчитаться по какому-либо результату, передать продукт, продать товар, поставить ресурс?
как оценивать результативность деятельности учебного заведения - в валовом показателе его выходного продукта, по величине освоенных им средств, через показатели развития территории, рост и умножение ее хозяйственных единиц, в процветании населения?
ЦЕЛИ ПОСТАВОК
Квалификационный ресурс как продукт образовательного учреждения
Прежде всего, здесь следует акцентировать организационно-технический и технологический смысл т.н. поставки. Поставки следует подразделять на торговые и производственные. Грубо говоря, первый вид поставки - это поставка на склад (с целью дальнейшего ею распоряжения). Второй вид поставки - это поставка в производственный, технологический или хозяйственный процессы.
Если организация-приемщик не мыслит себя сугубо хранилищем, а другими словами, ее функция не состоит в создании, хранении и обслуживании запасов (не говоря об их проедании), то она должна рассчитывать непременно на производственные поставки. Рассчитывать - значит избегать излишних трат в расходах. А расходы неизбежны, т.к. предстоят дополнительные манипуляции с доставляемыми грузами. При этом, если деятельность организации-приемщика оценивается не по валовым показателям и не по величине освоенных средств, но по ресурсным характеристикам выходного продукта, то все виды поставок, исключая производственную, так или иначе негативным образом влияют на ценность выходного продукта. Его предельная ценность - быть квалификационным ресурсом.
Что это значит? Это значит, что оценка выходного продукта образовательного учреждения задается через ценность выходного продукта того учреждения (производственного в широком смысле), в котором задействуются квалификации, производимые первым (образовательным учреждением в узком смысле). Именно поэтому любое учебное заведение, производящее квалификации, следует рассматривать в функции ресурсного центра. Представляется очевидным, что квалификационный ресурс подлежит именно поставке, но никак не "отгрузке на склад", "выбросу на рынок" или, что еще несуразней, "выпуску специалистов". Контракт между учебным и производственным заведениями о найме выпускника вряд ли достигает этой цели. Объяснение в том, что производственное заведение не является здесь непосредственно работодателем, а есть только и только звено в цикле жизни квалификаций и их носителей.
Структура квалификационного ресурса
Итак, замыкающей целью поставок в учебные и служебные (хозяйственные) работы образовательного учреждения служит квалификационный ресурс (смотри Приложение 2). Как только что было отмечено выше, квалификационный ресурс существует в обращении - на рынке труда, человеческого капитала или собственно рынке квалификаций. И не только в обращении - он вступает в различные кооперационные связи хозяйства (народного или корпоративно-отраслевого). Следовательно, квалификационный ресурс в силу способа своего существования далеко не является "вещью", некой отдельностью, а всецело структурой. Насколько будет продумана структура квалификационного ресурса, настолько и можно будет рассчитывать на экономические позитивы в территориальном хозяйствовании.

фиг. 1
конструирование оснований для принятия решений по способу и форме обязательств
территориального управления
конструирование оснований для принятия решений по способу и форме обязательств территориального управления

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТ
В соответствие с духом времени работы должны направляться четырьмя "И":
Институты
Из тактических соображений территориального развития следует восстановить в своих принципиальных чертах прежний институт снабжения, а в стратегическую перспективу региона заложить юридический, экономический и хозяйственный механизмы становления института "Поставщик ресурса для территории".
Инфраструктуры. Инновации
Восполнение и покрытие расходов образовательных и производственных учреждений должно вестись на инновационной основе. Инфраструктура поставок и снабжения могла бы в этом случае выступить целым комплексом инновационных решений и подходов в деле рационального хозяйствования на территории.
Инвестиции
Обращение квалификационного и других ресурсов в среде хозяйственных субъектов, административных органов, учебных заведений и предприятий-поставщиков должно проектироваться как инвестиционная деятельность. Для этого необходимо каталогизировать парные и более длинные цепочки "инвестор - инвестируемый" по всему составу важнейших (стратегических) связей в структуре территориально-хозяйственного комплекса.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Упор проблематики подготовки рабочих и специалистов для нужд экономики на связке "учебное заведение - производственная организация" чреват сильным переупрощением механизма поставки квалификационного ресурса в экономические планы территории. Разумным подходом здесь видится тщательный и скрупулезный пересмотр представлений и способов управленческих, учебных и хозяйственных работ. Благо, что за короткий период реформ и перестройки они не успели врасти "в плоть и кровь" управленцев, педагогов и хозяйственников, будучи пока временными и эпизодическими заимствованиями с дальних и недальних территорий, никак не являющихся аналогом нашей.
   
аналитика | технологии модернизации | практическая подготовка в деятельности | hr-ресурсы | для партнеров центра |
главная | новости и обновления | важные ссылки | оставить сообщение | почта сайта | поиск по сайту | карта сайта
 
  администратор сайта поиск по сайту карта сайта
  © Подготовлено: Виталий СААКОВ и PRISS-laboratory, 2008 март Опубликовано: PRISS-laboratory / РУТЦ, 2008 март 18
    Обновлено: PRISS-laboratory / РУТЦ, 2011 июль 06
2012 май 26