главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Георгий Петрович Щедровицкий Георгий Петрович ЩЕДРОВИЦКИЙ   Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории
Системо-мыследеятельностная схематизация
Музей схем Московского методологического кружка

схемы акта мыследействования
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
   
вернуться в разделш Системо-мыследеятельностная схематизация  
вернуться в разделш Музей схем Московского методологического кружка  
комментарии  
     
   
<<< назад к экспозиции  
  простейшая и сложная схемы акта мыследействования  

 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ библиотека/ П.Г.Щедровицкий/ лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода"/ лекция 37: Простейшая структура акта деятельности содержит в себе ряд элементов. Для начала, мы хотим выделить четыре из них: исходный материал и продукт деятельности, связанные между собой отношениями искусственно-технического «преобразования» и естественного «превращения»; орудия или средства (экстериоризованные), находящиеся в определенных отношениях и связях с «преобразованием» и его элементами; и, наконец, набор действий, осуществляемых индивидом (см. рис. 3.2.). Именно эти четыре элемента, включенные в акт деятельности и связанные между собой разнообразными отношениями и зависимостями, задают объективное содержание способа деятельности, которое мы сможем представлять себе сначала на модели акта деятельности
© ммк, © priss-laboratory, 2008
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ библиотека/ П.Г.Щедровицкий/ лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода"/ лекция 37: Способ деятельности будет усложняться и развертываться по мере того, как будут усложняться и развертываться структуры актов деятельности и переходить в акты мыследействования и сложные цепочки актов. Лишь для упрощения мы ввели вначале четыре элемента этой структуры, фиксируемые в качестве способа. Обычно в этих структурах (как показано на рис. 3.3.) присутствует еще масса других элементов, и как только они становятся объектами оперирования, так тотчас же попадают в область содержания способа
© ммк, © priss-laboratory, 2008
 
<<< назад к экспозиции  
вверх вверх вверх вверх
  комментарии  
  Г.П.Щедровицкий
«Понимание и интерпретация схемы знания», 1985 г. // Щедровицкий Г.П. "Мышление. Понимание. Рефлексия". М., 2005
 
Простейшая сзема акта мыследействования
...чтобы понять, что такое способ деятельности, представить себе его объективное содержание, его смысл и его форму, нужно представить себе, с одной стороны, строение актов деятельности (и актов мыследействования), а с другой стороны, содержание норм, затем соотнести эти два представления друг с другом. Простейшая структура акта деятельности содержит в себе ряд элементов. Для начала, мы хотим выделить четыре из них: исходный материал и продукт деятельности, связанные между собой отношениями искусственно-технического «преобразования» и естественного «превращения»; орудия или средства (экстериоризованные), находящиеся в определенных отношениях и связях с «преобразованием» и его элементами; и, наконец, набор действий, осуществляемых индивидом (см. рис. 3.2.). Именно эти четыре элемента, включенные в акт деятельности и связанные между собой разнообразными отношениями и зависимостями, задают объективное содержание способа деятельности, которое мы сможем представлять себе сначала на модели акта деятельности. способа.

Сами по себе они не дают еще способа и не являются его элементами. Чтобы появился способ деятельности, нужно, чтобы эти четыре элемента акта деятельности были бы зафиксированы в некотором культурно-нормативном образовании и его специфическом значении и содержании. Именно эта фиксация и организация их в другом – в норме того или иного вида, и создает то, что мы называем способом. Конечно, для такой фиксации и организации нужны еще внешние противопоставления. Часть из них (но только часть) задается отношениями к целям и задачам деятельности. Это – исходное расчленение, относительно которого задаются потом все другие. Характеризуя таким образом способ деятельности, нельзя забывать его первых определений, а именно того, что способ создается в контексте воспроизводства и трансляции культуры для того, чтобы люди, получившие норму, фиксирующую его, могли бы восстановить соответствующие способу акты деятельности (а в дальнейшем и акты мыследействования). Из этого вытекает другое важное определение способа. Способ – это особое смысловое образование, зафиксированное в какой-то знаковой форме, дающее возможность человеку как бы «увидеть» акт деятельности и затем, исходя из способа, построить и осуществить этот акт деятельности. Можно сказать поэтому, что способ деятельности – это такая система отношений и связей, зафиксированных в знании и существующих через знание, которая дает возможность человеку в минимальных формах схватить целостный акт деятельности и закрепить этот акт как способ.
Простейшая сзема акта мыследействования
Именно в этой функции способ деятельности существует как особый смысл, как особое содержание и как особый идеальный объект для тех, кто создает способы деятельности, обслуживая и обеспечивая процесс трансляции. Для тех, кто берет и использует их в качестве средств построения актуальной деятельности, и для тех, кто непосредственно передает их в тех или иных формах коммуникативных сообщений. Как средство, позволяющее строить акты деятельности, способ соотнесен со всем тем, что уже является достоянием действующего индивида – со всеми его навыками, умениями, знаниями, интериоризованными средствами и т.д. Можно сказать, что способ всегда должен дополнить то, что уже есть у индивида, и собрать воедино все, что необходимо для построения деятельности. Поэтому способ может фиксировать в себе разные связи и отношения между указанными выше элементами деятельности – исходным материалом, продуктом, орудиями и действиями. Все зависит от того, каких элементов и связей не хватает в актуальном сознании и умениях индивида.
Это обстоятельство заставляет нас рассматривать все возможные здесь связи между указанными элементами и считать, что способ в его целостности должен фиксировать и выражать все эти связи. Но тогда исчезает субъективный аспект способа, тот момент, что это лишь особая форма фиксации и выражения этих элементов и возможных связей между ними в нормах культуры. Чтобы дать более полное и более точное описание способа деятельности, мы должны всегда явно вводить этот момент. Объективное содержание способа деятельности как набор элементов, связей и отношений в актуальной структуре деятельности должно существовать само по себе и, соответственно, фиксироваться нами само по себе, а внутреннее, имманентное содержание и смысл способа должны существовать отдельно от объективного содержания и точно также фиксироваться отдельно. Здесь открывается поле для создания всевозможных комбинаций, организаций и структур. И, по сути дела, все они встречаются в практике. Но описывать все это можно только ситуативно и исторически. А в обобщенно-теоретической форме можно лишь собрать все в схеме акта деятельности (или в схеме мыследеятельности) и затем противопоставить все схеме (или месту) способа деятельности и, в конце концов, объединить то и другое в одно целое (см. рис. 3.3). При этом актуальный состав и актуальную структуру того, что фиксируется в задействуемом представлении способа деятельности (или способа мыследействования) придется набирать отдельно для тех или иных конкретных ситуаций мыследействования.
Разные пары элементов этой системы могут организовываться в единые связки. Связка «исходный материал-продукт» образует единицу «преобразование». Связка действий с орудиями и нередко также с объектами, представленными в знаниях, входящих в структуру акта, образует единицу «операция» и т.д.
Каждый из четырех перечисленных в схеме 3.2. элементов может становиться фокусом, вокруг которого группируются и организуются остальные элементы. Вместе с тем, содержание способа деятельности есть всегда некоторое смысловое единство этих элементов. Именно благодаря этому способ существует как одно значение и как одна единица в системе норм культуры, а затем входит в структуру акта деятельности (или акта мыследействования).
Как отдельное значение и как единица в деятельности способ противостоит всем другим элементам и единицам деятельности, в том числе тем, которые он отражает и снимает в своем содержании – исходному материалу, продукту, орудиям, действиям и любым организованностям, созданным из соединения их друг с другом.
  Источник:
PRISS-laboratory, схемы - http://priss-laboratory.net.ru/S.C.H.E.M.E.S.-/museum-schemes_7.1.htm
 
   
   
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 17 февраль 2023
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 17 февраль 2023

последнее обновление/изменение
17 февраль 2023
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Системомыследеятельностная схематизация/ Музей схем Московского методологического кружка/ (9) Схема образования первого понятия системы PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Системомыследеятельностная схематизация/ Музей схем Московского методологического кружка/ (9) Схема образования первого понятия системы