В специальных логико-методологических
исследованиях (см., в частности, [Пробл. иссл. структуры науки 1967: 106-190])
было установлено, что во всяком научном предмете имеется по меньшей мере
девять разных эпистемологических единиц: 1) проблемы, 2) задачи, 3) «опытные
факты», 4) «экспериментальные факты», 5) совокупность тех общих знаний,
которые строятся в этом научном предмете, 6) онтологические схемы и картины,
7) модели, 8) средства (языки, понятия, категории), 9) методы и методики
(смотри
схему 2). Это набор основных блоков научного предмета. |
Имея этот перечень, мы можем теперь задать
вопрос, какие же из названных организованностей формируются и создаются
непосредственно в научном предмете, а какие, напротив, заимствуются из
методологии и формируются под ее определяющим влиянием.
Историко-научный анализ дает здесь совершенно определенный ответ: по крайней
мере четыре элемента всякого научного предмета - онтологические схемы
и картины, средства и методы, а также проблемы - всегда вырабатывались
либо целиком за пределами научных предметов (в философии и в зародышевых
структурах естественнонаучной методологии), либо же формально в рамках
науки, но на деле - в захваченных ею системах философского и методологического
мышления. |
Поэтому мы должны как бы удвоить эти четыре
блока и поместить их - в другой связи и в другой соорганизации - еще и
в саму методологию (прежде всего в ее конструктивные и проектные части)
и показать стрелками, что основное содержание этих блоков внутри научных
предметов порождается их двойниками в системе методологии (смотри
схему 2). И примерно то же самое мы находим при изучении истории становления
и развития инженерных, организационно-управленческих и других предметов.
|