главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
ГРУППА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
МАТЕРИАЛЫ

Концепция инновационной научно-технической политики
Ульяновской области на 2006–2010 годы
рабочий вариант
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в разделш группа территориальных стратегий
вернуться в разделш научно-техническая политика ульяновской области
   
   

адрес страницы в интернете
http://ulgov.ru/society/edu/4312ef241708d/
см. также:
Виталий Сааков
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МАКЕТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОВОЛЖСКОГО ИННОВАЦИОННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПАРКА


Концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006–2010 годы (далее – Концепция) определяет:
- основные цели, задачи и роль инновационной научно-технической деятельности в социально-экономическом развитии региона;
- формы и методы создания, поддержки и развития инфраструктуры инновационной научно-технической деятельности;
- систему экономических и иных мер, стимулирующих научную, научно-техническую и инновационную деятельность.
Концепция разработана с учетом Федерального закона от 24.08.96 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технический политике»; Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены 30.03.02 Пр-576 Президентом Российской Федерации В.В. Путиным), постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.99 №1460 «О комплексе мер по развитию государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности», распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.12.02 №1174-Р «Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологии», постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.05. №2473п-П7 «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года».

I.
Основные понятия и термины

Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее – научная деятельность) – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний в ходе проведения фундаментальных и прикладных научных исследований.
Научно-техническая деятельность – деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Инновационная деятельность – выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:
- создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
- создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
- применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.
Инновационный продукт – результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги) предназначенный для реализации.
Инновационная система – совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы.
Государственная инновационная политика – составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках.
Наукоемкие высокотехнологические отрасли (производства) – отрасли, сферы или виды экономической деятельности, результатом которой является продукция (товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники, характеризующаяся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме производства такой продукции.
Инфраструктура инновационной системы – совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции.
Инновационные фонды – фонды, создаваемые по инициативе субъектов инновационной деятельности и обеспечивающие накопление и эффективное управление финансовыми средствами из различных источников, включая средства иностранных инвесторов, в целях инвестиционного кредитования инновационных программ и проектов и иных форм поддержки инновационной деятельности в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Венчурные инновационные фонды – фонды, объединяющие средства инвесторов и специализирующиеся на финансировании рисковых инновационных проектов в обмен на долю в капитале создаваемых для их реализации инновационных организаций.
Инновационная программа – комплекс взаимосвязанных по времени и ресурсам мероприятий, направленных на развитие инновационной инфраструктуры и обеспечение государственных и иных мер поддержки реализации приоритетных инновационных проектов.
Инновационный проект – комплекс взаимосвязанных технических и технологических решений, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание, производство и продвижение на рынок инновационного продукта с целью получения прибыли или иного социально-полезного эффекта.
Интеллектуальная собственность – исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для ЭВМ и базы данных; на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки) и др. результаты интеллектуальной деятельности, охрана которых предусмотрена законом. Данные права признаются в случаях и порядке, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 138).
Объекты инновационной деятельности – интеллектуальная собственность, научно-техническая продукция, инновационные проекты.
Субъекты инновационной деятельности – высшие учебные заведения, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, предприятия и учреждения, предприниматели и частные лица, осуществляющие научную, научно-техническую и (или) инновационную деятельность. Научно-технический и инновационный потенциал – способность решать текущие и перспективные задачи научно-технического и социального прогресса на основе имеющихся кадровых, производственно-технических, информационных и финансовых ресурсов.

II.
Общие положения

На современном этапе развития отечественной экономики ключевым звеном усиления рыночных позиций страны является соответствие высшим стандартам мирового технологического уровня.
Основные направления развития инновационной научно-технической деятельности, приоритеты инновационной научно-технической политики определяются потребностями национальной экономики в техническом и технологическом перевооружении и необходимостью обеспечить высокий уровень производительности труда и соответственно достойное качество жизни населения страны. Создание благоприятных условий для развития инноваций позволит модернизировать технологическую базу российской экономики и повысить уровень конкурентоспособности отечественной продукции до мировых стандартов.
Одним из первоочередных вопросов устойчивого функционирования территории является перевод региональной экономики на инновационный путь развития в условиях реформирования межбюджетных отношений, расширения самостоятельности и повышения ответственности субъекта Федерации за темпы социально-экономического прогресса. Эффективность работы в этом направлении требует формирования региональной инновационной научно-технической политики, ориентированной на тенденции развития мировой экономики. При этом основная роль государства должна состоять в создании условий и механизмов, обеспечивающих формирование инновационной инфраструктуры и развития инновационного предпринимательства.
Россия, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в имеющемся научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12% числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет долю лишь в 0,3%, в то время как доля США составляет 36%, Японии – 30%. В Ульяновской области – удельный вес инновационной продукции в промышленности составляет около 10%, а инновационно активных предприятий – не более 5% (в среднем по ПФО – 10%, по России – 9%, в США – 30%).
Анализ научно-технического развития передовых стран показывает, что его осуществление основывается на инновационно ориентированную политику, причем одним из ключевых моментов является поддержка малого инновационного бизнеса.
На основе учета мировых тенденций определены три основных направления государственной инновационной стратегии в Российской Федерации.
Первое направление – поддержка прорывных технологий, основанных на собственных изобретениях и разработках (прежде всего, в рамках малого инновационного предпринимательства), которые могут обеспечить высокую конкурентоспособность на узком сегменте мирового рынка и принести значительный доход при умелой и масштабной реализации проектов.
Второе направление – организация совместной с иностранными участниками разработки, производства и поставки на рынок конкурентоспособной современной продукции с опорой на отечественные и зарубежные лицензии, рассекреченные отечественные изобретения и технологии двойного назначения.
Третье направление – использование зарубежного опыта в отраслях, где нет достаточного отечественного научного задела и инновационного потенциала.
Обобщение и анализ зарубежного опыта развития инновационных процессов показали, что сегодня на региональном уровне при разработке стратегических направлений необходимо обеспечить:
- концентрацию ресурсов на развитие профильных отраслей региона и приоритетных направлений его развития; - максимальное использование геополитических и социально-экономических преимуществ региона;
- создание действенных механизмов стимулирования инновационного развития, в том числе систем венчурного кредитования инновационных разработок (проектов) и страхования инновационных рисков.
- сочетание современных рыночных механизмов, государственной поддержки базисных инноваций и высокой творческой активности изобретателей и новаторов, а также защищающих их интересы союзов и организаций.
На основе анализа сложившегося положения в отечественной и региональной экономике и с учетом объективной необходимости активизации инновационной деятельности для обеспечения поступательного социально-экономического развития разработана настоящая Концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области.
III.
Цели и задачи областной инновационной научно-технической политики

Главной целью инновационной научно-технической политики Ульяновской области является создание условий для роста наукоемкого, высокотехнологичного производства, в том числе создание условия для устойчивого развития малого и среднего инновационного предпринимательства; эффективное использование научно-технического потенциала научных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций области для решения актуальных проблем развития экономики и социальной сферы региона; содействие повышению инвестиционной и инновационной активности предприятий, привлечения инвестиций в развитие реально сектора экономики.
Основными целями инновационной научно-технической политики Ульяновской области, вытекающими из главной цели являются:
1) увеличение вклада научно-технического потенциала области в создание новых рабочих мест, улучшение экологической обстановки и здоровья населения;
2) создание эффективного взаимодействия образования, науки и производства, развитие процессов импортозамещения;
3) защита интеллектуальной собственности и поддержка ведущих ученых, научных коллективов и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований.
Государственная политика при осуществлении инновационной научно-технической деятельности в Ульяновской области осуществляется исходя из следующих основных принципов:
1) научность, системность, целенаправленность и непрерывность развития;
2) признание инновационной сферы экономически и социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства и его регионов;
3) поддержка конкуренции в сфере науки и техники;
4) стимулирование создания, эффективного функционирования и развития рыночной инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ульяновской области;
5) стимулирование межрегионального и международного научно-технического сотрудничества;
6) единство образовательного, научного и производственного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества;
7) оптимальное сочетание государственного регулирования и самоорганизации рыночных структур;
8) полномасштабное информационное обеспечение развития инновационного комплекса области;
9) разработка собственной технологической политики и её координация с технологической политикой Российской Федерации при разграничении уровней компетенции.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих основных задач:
- координация действий органов исполнительной и законодательной власти области, муниципальных образований в целях создания эффективной системы реализации инновационной политики, обеспечению благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности и опережающего развития высокотехнологичных производств;
- выбор рациональных стратегий и инновационных проектов, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности регионального производства и конкурентоспособности продукции;
- сочетание исследований и разработок на федеральном, региональном и отраслевом уровнях с эффективным управлением госсобственностью, включая интеллектуальную;
- поддержка разработок в сфере высоких технологий с целью производства на их основе импортозамещающих товаров и услуг, расширение международной интеграции в этой области, создание условий для привлечения зарубежных инвестиций;
- формирование целостной системы государственных органов координации научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- создание условий для подготовки и переподготовки кадров в области менеджмента инноваций, научно-технического предпринимательства и дизайна, обеспечивающих повышение инновационной активности, коммерциализацию результатов научных исследований, создание сети центров коллективного пользования уникальным научным оборудованием;
- развитие законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения в процессе создания объектов промышленной собственности и авторского права (интеллектуальной собственности), их правовой охраны и введения в хозяйственный оборот путем обеспечения сбалансированности прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая инвентаризацию результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального и областных бюджетов;
- концентрация и вовлечение внебюджетных финансовых средств в процесс создания инновационных продуктов и продвижения их на рынок.
В качестве индикаторов достижения целей инновационной научно-технической политики Ульяновской области применяются следующие основные показатели (индикаторы):
- доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте;
- доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе предприятий Ульяновской области;
- доля инновационной продукции в общем объеме продаж продукции;
- число научных работников, проводящих исследования в рамках научно-технических и инновационных программ;
- количество новых рабочих мест на малых инновационных предприятиях;
- количество коммерциализованных технологий;
- количество созданных объектов инфраструктуры инновационной системы.
IV.
Стратегия инновационного развития области и механизмы ее реализации

Сегодня Ульяновская область обладает достаточно большим научным, научно-техническим и инновационным потенциалом. На территории области расположено 15 крупных и средних научных, научно-исследовательских и научно-производственных организаций. Общая численность работников в организациях науки составляет около 9 тысяч человек, в том числе более 250 докторов наук и 1300 кандидатов наук.
Структура научно-технического комплекса Ульяновской области:
вузы, имеющие развитую научно-техническую и исследовательскую базу и активно осуществляющие научно-исследовательскую работу – Ульяновский государственный университет (УлГУ), Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ), Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия (УГСХА), Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (УВАУГА), Ульяновский государственный педагогический университет (УлГПУ), Ульяновское высшее военное техническое училище (УВВТУ), Ульяновское высшее военное училище связи (УВВУС).
отраслевые научно-исследовательские институты и научно-технологические центры – ФГУП «Государственный научный центр Российской Федерации «Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (ФГУП «ГНЦ РФ «НИИАР»), Научно-исследовательский институт авиационной технологии и организации производства («ОАО «Ульяновский НИАТ»), Всероссийский институт авиационных материалов (филиал) (ВИАМ), Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской Академии сельскохозяйственных наук (УНИИСХ), ОАО «Ульяновский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения» (УНИПТИМАШ).
организации академической науки и общественные объединения – Ульяновское отделение Института радиотехники и электроники Российской Академии наук (УО ИРЭ РАН), Ульяновское отделение Российской Академии естественных наук (УО РАЕН), Ульяновское региональное отделение Академии наук Татарстана (УРО АНТ).
организации научного обслуживания и инновационной инфраструктуры, осуществляющие научно-техническую и консультационную помощь для предприятий и организаций, связанную с развитием новых технологий, реализацией инновационных проектов, поддержкой развития изобретательской и рационализаторской деятельности и защиты интеллектуальной собственности и т.п. – Ульяновский региональный центр CALS-технологий УлГУ, Научный Центр региональных исследований и разработок УлГУ, Государственное учреждение «Центр научно-технической информации» (ЦНТИ), Центр наукоемких технологий УлГТУ, Ульяновский инновационный центр «БИНК», Исследовательский университет высоких технологий УлГУ, Ульяновская торгово-промышленная палата, Ульяновский центр стандартизации, метрологии и сертификации, Государственное научное учреждение «Средневолжский научный центр», Областной Совет Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов.
высокотехнологичные предприятия промышленного комплекса – ФГУП «НПО «Марс», Государственное предприятие «Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации», ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» и др.
Однако, как и в целом по стране, так и в области сложилось несоответствие между достаточно большой численностью занятых в сфере научного обслуживания, количеством получаемых патентов отечественными разработчиками и низким технологическим уровнем производства. Такое положение дел определяется, прежде всего, состоянием инновационного климата и отсутствием целостной инновационной системы, способной обеспечить проводящие пути от научного потенциала и непосредственных результатов его деятельности к рынку.
Основными причинами, вызывающими противоречие между существующим инновационным потенциалом и результатами его функционирования являются:
- недостаточность законодательной и правовой базы инновационной деятельности;
- невысокий социальный статус ученого-исследователя, предпринимателя-инноватора, отсутствие значимых стимулов для занятия инновационной деятельностью;
- нерыночный менеджмент в научно-технической сфере и слабые знания большей части управленцев основ инновационного развития экономики и общества;
- отсутствие инфраструктуры инновационной деятельности;- старение технологической и исследовательской базы;
- неразвитость фондового рынка;
- неразвитость системы страхования инвестиционных и инновационных рисков;
- низкий уровень информационно-консультативной системы для участников инновационного процесса.
В целях повышения эффективности использования инновационного потенциала Ульяновской области необходимо обеспечить практическое взаимодействие научно-технической сферы со сферой производства и иными сферами жизнедеятельности.
Для этого необходимо решение ряд ключевых задач:
1. Формирование целостной системы организационно-правовых, экономических и иных форм стимулирования, поддержки и регулирования инновационной деятельности.
2. С целью развития конкуренции в инновационной научно-технической сфере создание рынка предложений по совершенствованию существующих и созданию уникальных технологий и продуктов на основе обеспечения прав и гарантий владельцев интеллектуальной собственности.
3. Создание системы конкурсного отбора и финансирования научных и инновационных проектов и программ, возвратности финансирования.
4. Создание условий для повышения престижности инженерного и научного труда, возрождение отраслевой науки и науки производственного сектора, привлечение молодежи в сферу науки.
5. Всемерное содействие в возникновении и развитии рыночной инновационной инфраструктуры, в том числе:
- создание центров трансфера технологий;
- создание инновационно-технологических центров, ориентированных на содействие трансферту новых знаний из области науки в производство, широкому внедрению двойных технологий и реализации наукоемкой продукции;
- развитие малого инновационного предпринимательства на базе создаваемых «бизнес-инкубаторов», технопарков и технополисов;
- образование центров науки и высоких технологий на основе крупных научных организаций и производственных комплексов, занимающих лидирующее положение в соответствующих областях науки и техники;
- реструктуризация части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитой финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой инфраструктурой;
- создание системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности.
Необходимо обеспечить функционирование следующих инфраструктурных систем научно-технического и инновационного развития:
- система информационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности;
- система обеспечения изобретательской и рационализаторской активности;
- система экспертизы научно-технических и инновационных программ и проектов;
- система финансово-экономического обеспечения научно-технической и инновационной деятельности;
- система производственно-технологической поддержки;
- система сертификации наукоемкой продукции;
- система продвижения на рынок научно-технических разработок и наукоемкой продукции;
- система обеспечения кооперации научных, образовательных организаций и предприятий промышленности;
- система координации научно-технической и инновационной деятельности.
Для обеспечения функционирования перечисленных систем необходимо создание в регионе следующих объектов инновационной инфраструктуры (с учетом уже имеющихся объектов инфраструктуры и с непосредственным участием вузов, научных организаций и предприятий промышленности региона):
- областной фонд развития инноваций в промышленности;
- центр трансфера технологий и инжиниринга;
- виртуальный инновационный центр (в сети Интернет);
- региональное агентство по вопросам развития промышленности и инноваций;
- отраслевые профильные центры прикладных разработок и центры коллективного пользования дорогостоящим оборудованием;
- отраслевые научные лаборатории (на базе предприятий и коллективного пользования).
Таким образом, возможности экономического роста связаны с развитием научно-технического потенциала области для создания и восприятия инноваций, концентрацией ресурсов для выполнения крупных проектов, опережающей подготовкой инженерного и научного корпуса, охватывающего весь спектр специальностей и технологий.
Интеграция образования, науки и производства, расширение сферы деятельности вузов требуют институциональных преобразований и развития на их основе инновационно-внедренческих комплексов. Установка правильного баланса между различными этапами инновационного цикла «идея – технология – производство продукции» даст возможность качественно изменить масштаб реализуемых программ и проектов, сделав их соразмерными задачам, стоящим перед экономикой Ульяновской области. Принципиально новыми задачами для экономики Ульяновской области являются формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности и вовлечение в хозяйственный оборот ее объектов и результатов научно-технической деятельности. В организационном плане необходимо обеспечить комплексность решения программных задач, обозначенных в настоящей Концепции, и более тесную увязку научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР) и инновационных проектов, осуществляемых на территории области, с соответствующими федеральными программами.
Важнейшими инструментами инновационной научно-технической политики должны стать:
1. Программа развития инновационной деятельности в Ульяновской области до 2010 года, разработанная на основе данной Концепции. В рамках решения инновационного развития программно-целевым методом формирование программы должно осуществляться на основе ряда следующих системообразующих принципов:
- бюджетные ассигнования должны выступать в роли «катализатора» для привлечения значительно большего объема внебюджетных средств;
- создание условий для продуктивного сотрудничества органов исполнительной власти, частного бизнеса, некоммерческих и общественных организаций, основанного на сочетании экономических интересов и взаимных обязательств.
При этом в рамках Программы, построенной на указанных принципах, должна быть обеспечена:
- непрерывность инновационного цикла «обучение – научные исследования – опытно-конструкторские разработки – технологии – промышленное производство – рыночная реализация»;
- сбалансированность этапов при общей ориентации на конечный результат – серийный выпуск наукоемкой конкурентоспособной, в том числе социально ориентированной, продукции; - ориентация прикладных НИОКР и инноваций на решение наиболее актуальных задач технологического перевооружения, повышения эффективности производства и социального прогресса;
- концентрация средств из внебюджетных источников для создания наукоемких производств мирового уровня.
2. Программный метод вывода экономики на инновационный путь развития должен сочетаться с реализацией отдельных инновационных проектов высокой степени коммерциализации. Инновационные проекты, формируемые в рамках стратегий развития отраслей, должны быть включены в областной реестр инновационных проектов, который составляет основу инновационных программ Ульяновской области. Главной целью проектов технологического развития должно являться обеспечение выпуска определенных видов (групп) конкурентоспособной продукции, рыночные «ниши» для которых достаточно хорошо известны, и, платежеспособный спрос, на которые уже сформировался и подтвержден рыночной практикой. Наибольший эффект инновационные проекты могут дать в отраслях экономики с быстрым оборотом капитала, высокой бюджетной эффективностью и быстрой сменяемостью продукции.
Такие проекты включают в себя полный инновационный цикл и призваны решать задачи захвата различных секторов национального и международного рынков высокотехнологичной продукции. Очагом инновационного оживления станут, прежде всего, наукоемкие и потребительский сектора экономики: выпуск бытовой техники, пищевая, легкая и медицинская промышленность, лесной комплекс. Для обеспечения реализации настоящей Концепции требуется максимальное использование информационных ресурсов. Информационные ресурсы инновационной деятельности необходимо развивать в двух направлениях: содержательном и структурном.
В содержательном плане информационные ресурсы должны:
- обеспечить доступность получения и трансферта (обмена) знаниями и информацией;
- реализовать комплексную информационно-методическую поддержку образовательного процесса, научных исследований, инновационной деятельности в рамках центров коллективного пользования образовательными, научными, инновационными ресурсами, открытого доступа к ним, постоянного мониторинга качества поставляемой информации, необходимых мероприятий по защите информационных ресурсов;
- обеспечить развитие геоинформационных систем.
В структурном плане информатизация должна развиваться на двух уровнях:
- создание сетевой инновационной инфраструктуры, объединяющей локальные сети в пределах города или региона;
- организация удаленного доступа к высокопроизводительным информационно-вычислительным ресурсам, освоение сетевых технологий нового поколения.
Для эффективной реализации инновационной научно-технической политики Ульяновской области необходимо усиление международного научно-технического сотрудничества. Развитие данного направления должно быть ориентировано:
- в области фундаментальных, поисковых и прикладных исследований на реализацию крупных совместных международных программ;
- в области инновационной деятельности - на совместную деятельность и коммерциализацию научно-технических результатов на внешнем и внутреннем рынках, а также совместную работу по привлечению целевых грантов и прямых иностранных инвестиций.
Для решения этих проблем необходимо развитие системы подготовки менеджеров международного уровня для инновационной деятельности и соблюдение мер по обеспечению патентной (и иной) охраны интеллектуальной собственности.
V.
Формы и методы поддержки инновационной научно-технической деятельности

Формы и методы государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Ульяновской области включают в себя:
- формирование программы развития инновационной деятельности в Ульяновской области;
- формирование областного заказа на научную, научно-техническую и инновационную продукцию;
- содействие во включении в федеральные инновационные программы и направление в органы государственной власти Российской Федерации ходатайств о выделении финансирования за счет средств федерального бюджета на реализацию научных, научно-технических и (или) инновационных проектов;
- содействие в получении технической и методической помощи, грантов и кредитных ресурсов международных организаций;
- содействие в становлении и развитии института интеллектуальной собственности;
- участие в формировании и развитии рыночно ориентированной инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ульяновской области;
- представление (по согласованию) интересов научных и инновационных организаций на федеральном, межрегиональном уровнях и в зарубежных организациях;
- разработка и введение в действие законодательных и нормативно-методических документов, способствующих развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Источником ресурсов для реализации инновационной политики должна быть система возвратного финансирования научных исследований, инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых с участием бюджетных средств, на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций необходимо создание дополнительных внебюджетных источников, в частности, внебюджетного фонда развития НИОКР и инноваций.
Финансовая поддержка инновационной научно-технической деятельности должна осуществляться по следующим основным направлениям:
- субсидирование предприятиям и организациям инновационной научно-технической сферы процентных ставок по привлеченным кредитам (займам) за счет средств областного бюджета;
- развитие центров поддержки предпринимательства и бизнес инкубаторов;- предоставление предприятиям и организациям инновационной научно-технической сферы государственных гарантий Правительства Ульяновской области;
- поддержка лизингополучателей при реализации инновационных проектов;
- предоставление предприятиям и организациям инновационной научно-технической сферы налоговых кредитов;
- субсидирование части затрат, связанных с развитием малого инновационного предпринимательства, возмещение части процентных ставок по кредитам малым инновационным предприятиям;
- предоставление льгот по уплате региональных налогов организациям, осуществляющим разработку и реализацию научных, научно-технических или инновационных программ (проектов) по приоритетным направлениям социально-экономического развития Ульяновской области.
Претендовать на государственную поддержку может проект, имеющий необходимые экспертные заключения и одобренный Советом по научно-технической и инновационной политике Ульяновской области. Предпочтение должно отдаваться конкурентоспособным и эффективным по бюджетным, коммерческим и социальным показателям проектам, содержащим качественно подготовленную документацию, включая бизнес-план, а также документы, подтверждающие гарантированную реализацию продукции в условиях разумного риска и реального рынка. В рамках реализации программы развития инновационной научно-технической деятельности должны быть созданы механизмы привлечения к финансированию научно-технических и инновационных проектов различных частных источников, в т.ч. венчурного финансирования, взаимодействия с банковскими, страховыми и другими финансовыми структурами. Для расширения базы венчурных фондов необходимо принять нормативно-правовые акты, которые предоставят возможность участия в них пенсионных фондов, страховых компаний и коммерческих банков. Приоритетная финансовая поддержка будет осуществляться при наличии долевого финансирования со стороны частного капитала, а результат должен состоять не только в экономическом и технологическом эффектах регионального и национального масштабов, но и в создании методологии и формировании «команд» предпринимателей, способных самостоятельно организовать и вести подобные проекты. Необходимое условие успешного развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в регионе – региональная поддержка территориальных образований с высокой концентрацией научно-технического, промышленного и образовательного потенциала, в том числе муниципальных образований, претендующих на статус наукограда Российской Федерации.
На территории Ульяновской области муниципальным образованием, соответствующим всем требованиям, предъявляемым к наукоградам (в соответствии с «Критериями присвоения муниципальному образованию статуса наукограда», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1072), является г.Димитровград.
Все мероприятия по развитию г. Димитровграда как инновационной территории отражаются в «Программе развития города Димитровграда Ульяновской области как наукограда Российской Федерации на 2004-2008 годы» в соответствии с приоритетным направлениями развития науки, технологий и техники в Ульяновской области.
Государственная поддержка развития наукограда осуществляется в соответствии с Программой развития города Димитровграда Ульяновской области как наукограда Российской Федерации на 2004-2008 годы и федеральной целевой программой развития наукограда на основании Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации» от 07.04.1999 №70-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении критериев присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса» от 22.09.1999 №1072.
Государственная инновационная политика способствует созданию и обеспечению эффективного функционирования в Ульяновской области целостной, способной к воспроизводству и саморазвитию инновационной научно-технической системы, ориентированной на производственно-технологическую сферу с большой добавленной стоимостью и на сферу высококвалифицированных услуг, т.е. на экономику, основанную на знаниях, на рост на мировом рынке доли отечественной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции и занятие видного места в международной кооперации и разделении труда.

VI.
Стимулирующие мероприятия

Существующая в России система поддержки научных школ не учитывает их региональной специфики и значимости. В связи с этим на областном уровне необходимо разработать целевую программу и принять Закон Ульяновской области «О развитии ведущих научных школ». В этот же период, опираясь на признаки ведущей научной школы, выявить какие школы и в каких отраслях научного знания функционируют на территории Ульяновской области и оказывать им адресную поддержку. Одной из важнейших задач становится создание условий для более тесной кооперации промышленных предприятий, научных и образовательных организаций в целях успешной коммерциализации результатов научно-технической, изобретательской деятельности, развития инновационной активности в регионе.
И, в этой связи, проведение областных конкурсов является инструментом популяризации изобретательской и инновационной деятельности в регионе и направлено на повышение заинтересованности предприятий и организаций во внедрении результатов научно-технических разработок:
1) ежегодный областной конкурс на лучшее техническое решение, изобретение, полезную модель, промышленный образец и рационализаторское предложение, направленное на решение актуальных проблем народного хозяйства Ульяновской области, проводится в соответствии с распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 02.08.2001 года №756-Р.
Организаторы конкурса – Министерство природных ресурсов, промышленности, строительства, транспорта и связи Правительства Ульяновской области и Областной совет Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов;
2) областной конкурс «Инженер года» по результатам профессиональной деятельности инженеров, занятых на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности. Организаторы конкурса – Министерство природных ресурсов, промышленности, строительства, транспорта и связи Правительства Ульяновской области и Ульяновский областной союз научных и инженерных общественных объединений;
3) необходима организация ежегодного областного конкурса инновационных проектов.
Областные стипендии Главы администрации Ульяновской области за значительный вклад в развитие научно-технического и промышленного потенциала Ульяновской области для следующих целевых аудиторий:
1) ученые и инженерно-технические работники предприятий всех отраслей промышленности региона (в т.ч. пенсионеры);
2) талантливые молодые ученые и инженерно-технические работники предприятий всех отраслей промышленности региона и (или) обучающиеся в высших учебных заведениях, аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, докторантуре;
3) ученые и инженерно-технические работники предприятий оборонно-промышленного комплекса Ульяновской области.
Основные цели введения премий и стипендий:- стимулирование творческой активности ученых и инженерно-технических работников предприятий региона;- стимулирование инновационной активности, осуществления промышленными предприятиями НИОКР и внедрения их результатов в производство.
Софинансирование и организационная поддержка инновационных мероприятий:
1) в выставочной деятельности:
- организация участия в областном выставочном стенде инновационных проектов и предприятий Ульяновской области;
- софинансирование на конкурсной основе участия инновационных проектов предприятий и организаций Ульяновской области в крупных российских и международных инновационных выставках.
2) По участию в федеральных и межрегиональные целевыех программах:
- софинансирование НИОКР и инновационных проектов, выполняемых в рамках федеральных целевых программ и по грантам государственных научных фондов;
- софинансирование мероприятий в рамках межрегиональных пилотных проектов по развитию и внедрению на предприятиях Ульяновской области, Приволжского федерального округа и Российской Федерации новых наукоемких технолог
ий.
адрес страницы в интернете
http://ulgov.ru/society/edu/4312ef241708d/

 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 00 август 2008

последнее обновление
04 ноябрь 2013
11 апрель 2012