главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
|
Состояние и
перспективы развития промышленного сектора экономики Ульяновской области(1)
Доклад заместителя Главы администрации области Е.А.Никифорова на конференции Эффективная промышленная политика - основа устойчивого развития региона Дата: 22/09/2003 Тема: Оценка потенциала |
|
В своём послании к Федеральному собранию в 2003 году
Президент Российской Федерации В. В. Путин поставил перед промышленным
сектором экономики ряд задач:
1. Возвращение России в ряды богатых, развитых, сильных и уважаемых государств в мире, что возможно только в условиях устойчивого и быстрого экономического роста. 2. Высокая конкурентоспособность страны, что возможно только при выпуске продукции с высокой конкурентоспособностью. 3. До 2010 года увеличение ВВП в два раза. 4. Интеграция России совместно со странами СНГ в мировую экономику. 5. Перевооружение Вооружённых Сил, повышение их оснащённости современным оружием. В свете поставленных задач рассмотрим работу промышленных предприятий Ульяновской области в 2003 году. По итогам работы за январь - май 2003 года объем промышленного производства в Ульяновской области в действующих ценах возрос в 1,2 раза и достиг суммы 17022,7 млн. руб. Индекс физического объема промышленного производства за 5 месяцев 2003 года составил 101,4% к соответствующему периоду прошлого года, по предприятиям машиностроения и металлообработки 102,5%, по предприятиям лёгкой промышленности 91,4 %, а в секторе текстильной промышленности 88,8%. В промышленности Ульяновской области преобладает машиностроение и металлообработка, которые составляют 59,6 % ко всем отраслям промышленности области. В 2003 году возрос выпуск грузовых автомобилей на 118,0% (8623 штуки), автобусов на 112,4% (8802 штуки), увеличилось производство нефтегазоперерабатывающего оборудования на 56,8 млн. руб. (128,4%), приборов, средств автоматизации и запасных частей к ним на 34,2 млн. руб. Критическую точку падения объемов производства Ульяновская область миновала. По текущему моменту все более отчетливо просматривается улучшение общей ситуации в сфере машиностроения, увеличивается выпуск автомобилей и запасных частей к ним, растут количественные и качественные показатели по производству оборудования для нефтяной и газовой отраслей хозяйства, на уровне передовых технологий изготовляется высокоточная электронная техника. Вместе с этим, за 5 мес. 2003 года произведено только 12285 штук легковых автомобилей или 86,4% к уровню аналогичного периода прошлого года, химического оборудования и запасных частей 16% , кранов на автомобильном ходу 62,1% соответственно. По итогам февраля - мая текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года отмечен спад на ОАО " ДААЗ", ОАО "УТЕС", ОАО "ИСКРА", которые по кооперации увязаны с Волжским автомобильным заводом. ВАЗ в декабре 2002 г - феврале этого года простаивал в связи с перепроизводством малолитражек. Кроме того, ОАО "УЗТС", ОАО "КОМЕТА" и ряд других заводов, не сформировали необходимый портфель заказов. |
В 2002 году наметилась опасная тенденция - на 8,4% по
сравнению с предыдущим годом увеличилось количество убыточных предприятий.
Динамика сводного финансового результата свидетельствует о том, что
в январе - мае 2003 года число убыточных предприятий в машиностроении
и металлообработке по сравнению с соответствующим периодом прошлого
года увеличилось на 0,7 процентных пункта, а сумма убытков возросла
на 217,6 млн. руб. (400,9 млн. руб.) или в 1,84 раза.
В определенной степени на результаты хозяйственной деятельности сказались изношенность основных фондов, опережающий рост затрат на сырье, комплектующие изделия и энергоресурсы в сравнении с ростом цен на реализуемую продукцию. Степень износа основных фондов в машиностроении составила 39%, а в лёгкой промышленности 68%. В целом по области эта цифра достигает 49%. Без внедрения нового оборудования, обновления основных производственных фондов, наша продукция никогда не будет конкурентоспособной, причём не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем. Коэффициент обновления основных фондов в целом по промышленности области снизился с 5,5% в 1990 году до 1,5%. Отслужившее свой срок оборудование промышленные предприятия предпочитают не списывать, а использовать в дальнейшем производстве, что пагубно влияет на общий коэффициент износа и качество производимой продукции. Ещё одна проблема это хроническая недозагрузка производственных мощностей вследствие чего основные средства затрачиваются не на модернизацию и расширение производства, а на поддержание производственных мощностей на существующем уровне. Поддержание незагруженных производственных площадей предприятий создаёт громадные общезаводские затраты на единицу произведённой продукции. Существенная проблема - острая нехватка оборотных средств, что существенно снижает рост производства и вынуждает работать на давальческом сырье. Проблемой является также передача объектов социальной сферы с баланса предприятий в муниципальную собственность. Содержание соцсферы ложится на себестоимость продукции. Кроме того, проблемой является дефицит квалифицированных кадров умеющих работать в современных условиях. Существует острейший дефицит управленцев всех уровней, технологов, конструкторов, высококвалифицированных рабочих. В большинстве коллективов работают Особенно остро ощущается дефицит квалифицированных кадров на промышленных предприятиях в сельских районах области. Специалисты, в том числе и руководящего звена, на многих предприятиях люди предпенсионного возраста. Понятно, что без притока новых кадров невозможно улучшение экономического положения предприятия, но в условиях, когда часть руководителей предприятий фактически узурпировала власть эта проблема никогда не решится. ^^^вверх |
|
Все эти причины привели к тому, что в 2002 году выросли
просроченная (на 1,2 %) и кредиторская (на 4,4 %) задолженности предприятий.
Кроме того, при относительно равных объёмных показателях производства в 2002 и 2003 годах снизились поступления в консолидированный областной бюджет. Это связано с тем, что с 2003 года земельный налог является источником формирования территориального дорожного фонда, а не областного бюджета, а так же со снижением ставки налога на прибыль с В 2003 году ситуация несколько улучшилась. По итогам 2003 года дебиторская задолженность по полному кругу предприятий составляет сумму 6388,4 млн. руб. или 99,1 % к предыдущему периоду. Кредиторская задолженность, том числе просроченная, 9 453,5 млн. руб. (96,9%). К положительным моментам можно отнести также то, что промышленный и научный потенциал области все более активно привлекает российских и зарубежных инвесторов. В 2002 году в экономику области поступило 3732 млн. руб., из них 45,4 % собственные средства предприятий, заемные средства 12,1 %, средства областного и местного бюджетов 5,7 % . В 1 квартале этого года поступило 1043,2 млн. руб., из которых 61 % собственные средства, средства из областного и местных бюджетов 5,7 % . Сравнительный анализ поступлений показывает, что в текущем году инвестиций ожидается больше в 1,12 раза . В машиностроительный сектор в прошлом году направлено 37,5 % инвестиций, в 2003 году - 42,8 % . Денежные средства поступают и от зарубежных инвесторов. В прошлом году из 4,4 млн. долларов - 58,6 % из США, 25,1 % из Египта и 15,8% из Великобритании. В промышленность направлено 26 %. В 1 квартале 2003 года в виде кредитов поступило 3,0 млн. долларов, из них 88% для научных целей. Средняя заработанная плата в январе - мае этого года по промышленности составляет 3198 рублей или 127 % к соответствующему периоду прошлого года, в секторе машиностроения и металлообработки 3481 рубль, т.е. возросла в 1,25 раза (самая высокая в электроэнергетике - 4,6 т.р., самая низкая в легкой промышленности-1,5 т.р.). Численность занятых в промышленности на 1 июня 2003 года 135410 человек, на предприятиях машиностроения трудится 84988 человек. Количество занятого на производстве персонала колеблется в пределах 5-7 процентов по причине естественного социального перемещения трудовых ресурсов. В 2002 году крупными и средними промышленными предприятиями было выпущено продукции в фактических ценах (без НДС и акциза) на 39263 млн. рублей. В январе-мае 2003 года крупными и средними промышленными предприятиями было выпущено продукции в фактических ценах на 17022,7 млн. рублей. Индексы производства промышленной продукции составили: Чёрная металлургия 127,7 % к аналогичному периоду 2002 года. Химическая и нефтехимическая промышленность 96.7 %. Машиностроение и металлообработка 101,4 %. Лёгкая промышленность 88,9 %. Текстильная промышленность 88,0 %. |
В этой связи необходимо отметить ряд успешно работающих
предприятий:
-"Ульяновский автомобильный завод" - благодаря пришедшей на завод новой команде ТОП-менеджеров завод 2002 год закончил с прибылью. По итогам работы в 2003 году чистая прибыль составила 15907 тыс. рублей. - "Механический завод" - благодаря полученному госзаказу завод погасил имеющиеся задолженности и находится в ряду стабильно работающих предприятий. - "Русь" - чистая прибыль 5055 тыс. рублей. По своим показателям фабрика прочно удерживает четвёртое место по России среди предприятий текстильной промышленности. -"Румянцевская текстильная фабрика" - чистая прибыль составила 1258 тыс. рублей. Фабрика стабильно работает. Имеет постоянный рынок сбыта продукции. -"Ремто" - благодаря привлечённым на завод инвестициям построены две новых индукционных печи, что позволило на 30 % увеличить производительность предприятия. В то же время есть и целый ряд проблемных предприятий: -"Машиностроительный завод" - в процедуре банкротства. -"Ульяновский радиоламповый завод" - в процедуре банкротства. -"Комета" - производство завалено, завод существует за счёт аренды и продажи основных средств. -"Текстильщик Поволжья" - убыток 2948 тыс. рублей. Предприятие не выполнило условия реструктуризации задолженности, задолжало энергетикам, что привело к остановке производства. -"Ульяновское промышленно-торговое кожевенно-обувное объединение" - убыток составил 1030 тыс. рублей. -"Ковротекс" - убыток 9275,1 тыс. рублей. Основные проблемы предприятий хорошо известны. О них уже неоднократно говорилось с различных трибун. Наверное, они прозвучат и сегодня в выступлениях участников конференции. Во-первых - это моральный, и физический износ основных производственных фондов. Во-вторых - это хроническая недозагрузка производственных мощностей, приводящая к увеличению удельного веса постоянных расходов. В-третьих - острая нехватка оборотных средств. В-четвёртых - это рост тарифов на тепло- и электроэнергию, железнодорожные перевозки, большая энергоемкость. В-пятых - это передача объектов социальной сферы с баланса предприятий в муниципальную собственность. В-шестых - это дефицит квалифицированных, умеющих работать в современных условиях кадров. В-седьмых - это барьеры международных стандартов, связанные с сертификацией техники, ограничивающие наш промышленный экспорт. В-восьмых - высокий уровень налогообложения, сложность и запутанность налогового законодательства. В-девятых - предполагаемое вступление России в ВТО. В-десятых - отсутствие какой-либо определенной промышленной политики на федеральном уровне. ^^^вверх |
|
В одиннадцатых - необходимость определения в вопросах
собственности по земельным участкам на территории предприятий.
Можно, наверное, назвать еще ряд проблем. Но интереснее подробнее разобрать пути и методы их решения. В свое время, например, были предложены такие направления, как: - создание вертикально интегрированных холдинговых структур, во главе с управляющими компаниями; Нельзя сказать, что этот подход получил массовое развитие, но положительные примеры мы имеем. Успешно работает холдинговая компания "АМС-ГРУПП", можно сказать, что создан еще один холдинг, в состав которого вошло ОАО "УЗТС" надеюсь, что их руководители поделятся сегодня своим опытом. - изменение законодательства о банкротстве; В прошлом году вступил в действие новый ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", который расширил возможности по финансовому оздоровлению предприятий и определил новые требования к этому сложному процессу. - развитие внутриобластной кооперации; К сожалению, в связи с тем, что практически единственным потребителем комплектующих для производства массовой конечной продукции у нас является ОАО "УАЗ", это направление деятельности в настоящее время нуждается в новом импульсе развития. - за истекший период решались и такие задачи, как введение системы регионального государственного заказа, развитие инфраструктуры связи, повышение квалификации высшего управленческого персонала предприятий. Решение этих задач сыграло определенную роль в развитии промышленного потенциала региона. Как известно индекс физического объема производства в 2002 году составил 109,9% к 2001 году, но за 5 месяцев этого года, в общем по промышленности мы имеем пока 101,4%, по машиностроению и металлообработке 102,5% что нас, конечно, не устраивает. Хотя, если ОАО "УАЗ" произведет запланированное количество автомобилей, а оно почти на 10 000 больше, чем в 2002 году, да ЗАО "Авиастар-СП" выпустит запланированное количество самолетов по существующим контрактам с Камелем и ОАО "Ульяновский механический завод" выполнит свои заказы, мы не потеряем набранных темпов. Но в свете задач, определенных в Послании Президента РФ, нам необходимо иметь стабильное развитие всех отраслей промышленности. И здесь нужны нестандартные решения. Правительство РФ определило, что основной целью развития промышленности в рамках реализации структурной политики является повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, обеспечение выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынок, замещение импортной продукции и перевод на этой основе инновационно активного промышленного производства в стадию стабильного роста. |
Реализация основной цели развития промышленности должна
осуществляться по следующим направлениям:
- сохранение и расширение предложения продукции отечественного машиностроения на рынках, где наблюдается повышение платежеспособного спроса; - выход на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией современных технологических укладов. В дальнейшем на базе улучшившегося финансового положения предприятий всех отраслей экономики будет проводиться широкомасштабная модернизация производственного аппарата. Важнейшей особенностью этого этапа роста является переход к непрерывному инновационному процессу. В инвестиционных расходах все больший удельный вес будут приобретать объемы финансирования НИОКР по отношению к расходам на оборудование и строительство. Результатом реализации указанных направлений должно стать: - обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства; - позитивные структурные сдвиги, связанные с увеличением доли продукции перерабатывающих отраслей по сравнению с добывающими и доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции и услуг в ВВП. На начальной стадии реализации должны быть проведены институциональные преобразования, активизирована политика реформирования предприятий, направленная на совершенствование системы управления, повышение ответственности руководителей за последствия принимаемых решений, формирование эффективных собственников, снижение издержек, улучшение финансово - экономических результатов деятельности. На этом разделе хотелось бы остановиться поподробнее. Главная цель всех наших реформ - повысить производительность труда в народном хозяйстве и благосостояние населения страны. Для этого в начале перестройки имелись необходимые ресурсы: впечатляющий, хотя и стареющий, промышленный потенциал; громадные природные запасы сырья; технически образованное население и т.д. Предстояло решить четыре главные задачи: - заинтересовать людей в результатах труда, обеспечить условия для их более эффективной производственной деятельности; - сфокусировать интеллектуальный потенциал на преодолении технологического отставания от развитых стран; - переориентировать промышленный потенциал с производства военной техники на производство конкурентоспособной гражданской продукции; - сформировать средний класс - опору демократических реформ. ^^^вверх |
|
Эти задачи не решены. Мы не видим программ их решения
и по сей день. Десять лет реформируется все, что угодно, но не промышленный
комплекс страны. Федеральной промышленной политики нет до сих пор. Таким
образом, инициатива в этом вопросе спущена на уровень регионов.
Ситуацию с разработкой и реализацией промышленных политик в большинстве регионов страны можно охарактеризовать, как следующую: - в той или иной мере реформированы только 10-20% промышленных предприятий; - промышленный потенциал регионов реализуется на 30-40% именно из-за отсутствия реформ на уровне предприятий; - выработка на одного работающего в среднем составляет 5-10% от мирового уровня; - качество продукции (даже после аттестации по стандартам ИСО) остается низким; - на подавляющем большинстве предприятий сохранились с доперестроечных времен иерархические линейно-функциональные структуры, многочисленные вспомогательные производства. Они являются главным тормозом успешной работы предприятий в рыночных условиях, основной причиной простаивания производственных мощностей; Отсутствие реформ на уровне предприятий является причиной "усыхания" бюджета до неприличного уровня для такой богатой ресурсами страны, как наша Россия. Вместе с тем, по данным консалтинговых фирм, один рубль, вложенный в реформирование систем управления предприятиями и повышение профессионального уровня управленцев дает увеличение объемов производства на 50-100 рублей и поступлений в бюджеты всех уровней до 15-20 рублей. Где можно найти более выгодное вложение средств? За десять лет игнорирования реформ на уровне предприятий, и без того устаревшие основные фонды, окончательно превращаются в металлолом. Бездарно утрачивается промышленный потенциал страны, который при хозяйском использовании мог стать "стартовым капиталом" для технического перевооружения народного хозяйства страны, реформирования коммунального хозяйства и решения социальных проблем. Достаточно сказать, что бюджет региона может быть в 2-2,5 раза весомее только за счет реформирования и реструктуризации регионального промышленного комплекса, причем без каких-либо значительных иностранных инвестиций. Можно сказать более категорично: без реформирования систем управления предприятий любые внешние инвестиции не дадут и половины ожидаемого эффекта. С другой стороны, кто будет инвестировать в предприятия, где производительность труда в 10 раз ниже мирового уровня? Именно поэтому иностранные инвестиции идут, в основном, в добывающие отрасли, превращая страну в сырьевой придаток мировой хозяйственной системы. Сейчас очень сложно переломить эту тенденцию. В стране острейший дефицит так необходимого сейчас управленческого ресурса. Системный кризис в России - это, прежде всего, кризис качества управленческих решений на всех уровнях власти и хозяйствования. |
Десятилетие реформ показывает нам, на примере промышленности,
что исторически сложившиеся в стране методы подготовки, принятия и реализации
решений ведут нас в тупик. Повсеместно функционирующие системы управления,
в основном, выполняют роль "пожарных команд", которые борются со следствиями
различных негативных процессов и явлений нашей жизни, не осмысливая
их причин и не пытаясь эти причины устранить.
Темпы реформирования промышленного комплекса прямо пропорциональны темпам роста регионального бюджета и являются прямым показателем политической и управленческой зрелости региональных лидеров, интеллектуального потенциала их команд. Еще К. Маркс говорил, что в рамках жестких административных структур никакие новые идеи, по принципу, появиться не могут. А при нынешнем состоянии промышленного комплекса нам, как воздух, необходимы "прорывные" идеи и нестандартные управленческие решения. Ситуация усугубляется еще и тем обстоятельством, что в наших, мягко говоря, "непростых" условиях хозяйствования успешная управленческая деятельность требует учета и оптимизации в несколько раз большего количества факторов, по сравнению с условиями хозяйствования в развитых странах. Даже гениальный руководитель не в состоянии осмыслить и проранжировать эти факторы самостоятельно, найти эффективное решение сегодняшних проблем, одновременно обеспечивающее достижение стратегических целей. Выход заключается в формировании комплексных постоянно действующих команд, освоении ими современных интеллектуальных технологий, технологий развития творческого потенциала и коллективного сознания, технологий командной генерации предпринимательских идей. Такие команды, состоящие из разнопрофильных специалистов, должны выработать общий, понятный для всех участников язык (общее понятийное поле) и уметь интегрировать знания из различных наук и сфер деятельности. Подобные команды необходимо иметь на уровне регионов - для разработки промышленных политик и управления процессом их реализации. Без них не обойтись на уровне предприятий. Нужно понять, что в рыночной экономике конкурируют не товары, не предприятия и не регионы, а конкурируют мыслительные возможности управленческих команд. Несколько таких команд способны реализовать "кластерный" подход к развитию регионов и корпораций, обеспечить их конкурентоспособность на длительную перспективу. К сожалению, за редким исключением, наши университеты не в состоянии обеспечить подготовку таких команд. Их могут готовить школы управления, создаваемые отечественными методологами, обеспечивая мировой (или превышающий мировой) уровень качества и эффективности принимаемых решений. Именно подобные школы могут стать катализаторами, "точками развития" для реформ в промышленности и для процесса возрождения России, как великой державы. ^^^вверх |
|
По разным оценкам у нас есть только от 2 до 5 лет на
реформирование промышленного комплекса до того, как большая его часть
будет окончательно и безвозвратно утеряна.
Процесс реформирования предприятий можно значительно ускорить с помощью федерального центра. Прежде всего, Правительству следует на государственном уровне оказать методическую помощь регионам, межрегиональным холдингам и корпорациям: - обобщением и популяризацией опыта успешного реформирования систем управления; - организацией федеральных центров подготовки преподавателей - креативщиков; - созданием методических рекомендаций по разработке стратегий развития регионов, концепций промышленных политик и законов о промышленной политике; - разработкой типовой программы создания региональных систем переподготовки управленческих команд, а также типовых программ формирования производственной и инновационной инфраструктур. Предлагаемые мероприятия могут быть осуществлены на рыночных принципах самоокупаемости и саморазвития, они не требуют от государства вложения значительных финансовых средств. Ибо основной закон рынка гласит: капитал сам находит идеи и проекты, гарантирующие получение повышенной нормы прибыли. При десятикратном отставании от развитых стран в производительности труда, нет более прибыльных проектов, чем проекты сокращения этого разрыва за счет реформ систем управления на всех уровнях власти и хозяйствования. Суть нашей ситуации в том, что при существующих системах управления и методах принятия решений дефицит товаров сменился дефицитом идей. Прежде всего, идей политических и управленческих, призванных резко повысить эффективность промышленного производства и на этой основе запустить процесс реализации неотложных социо-культурных программ. Чтобы получить конкурентоспособный регион и обеспеченность населения необходимо создать на территории конкурентоспособные экономические субъекты, улучшить качество бизнес климата и повысить эффективность административного управления территорией. К сожалению, последнее оставляет желать лучшего. Подразделения исполнительной власти зачастую ведут себя так, будто они продолжают оставаться штабами централизованного народного хозяйства, но для этого уже нет ни кадровых ни финансовых рычагов. Предприятия приватизировались, но акционеры продолжают уповать на администрацию территорий в решении своих проблем во взаимоотношениях с энергетиками и фискальными органами. А со стороны администраций осталась привычка командовать. В результате таких административных издержек вести цивилизованный бизнес чрезвычайно сложно. Поэтому в первую очередь требуется реформирование организационной структуры, отвечающей, в частности, за промышленность. Мы должны отказаться от отраслевого принципа, как пережитка прошлого и перейти к управлению по конкретным целям и функциям. В качестве исключения, может быть оставлено курирование крупнейших предприятий, таких как ОАО "УАЗ" и ЗАО "Авиастар-СП". |
Должна быть изменена система оценки деятельности специалистов
административного аппарата. Необходимо ввести системы сбалансированных
показателей, которые введены во всех развитых странах, где каждый руководитель
подразделения имеет четкие цели, которые являются основанием для продвижения
по службе или отстранения от должности. Для департамента промышленности
- это может быть, например, индекс физического объема производства.
Не соответствует он согласованным на основе разработанной стратегии
развития региона показателем - отвечай! Такие показатели могут быть
и по оценке других подразделений.
Далее мы переходим к предприятиям. К сожалению, многие предприятия у нас не имеют стратегий развития. А если их нет, то какой запрос они могут сделать к власти? Многие аналитики считают улучшение корпоративного управления залогом успеха экономических преобразований в России. В 2002 году консалтинговая компания McKinsey провела опрос 200 организаций - институциональных инвесторов, которые в совокупности управляют активами на сумму 2 трлн. долл. 85% участников опроса считают, что при оценке восточноевропейских фирм уровень развития корпоративного управления играет такую же или более важную роль, как и финансовые показатели деятельности. Еще поразительнее следующий факт: 73% инвесторов, вкладывающих средства в компании Восточной Европы, готовы приобретать их акции с надбавкой (премией) при наличии эффективной системы корпоративного управления, причем для российских фирм данная премия составляет 38% от цены их акций. Как говорится - без комментариев. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ УЛЬНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Поэтому, исходя из необходимости системного подхода к реализации современных задач повышения конкурентоспособности региональной промышленности на среднесрочную перспективу, целью промышленной политики Ульяновской области на 2003 - 2004 гг. является увеличение объемов продаж продукции промышленности Ульяновской области на перспективных российских рынках и международных рынках, повышение эффективности функционирования промышленного комплекса области. Достижение поставленной цели реализуется путем решения двух основных групп задач. Создание благоприятного делового климата и развитие инфраструктурных и институциональных условий экономического роста:- сохранение в области стабильной, благоприятной для экономического развития социально - политической обстановки, укрепление авторитета областных органов государственной власти, конструктивного сотрудничества региональных, местных властей и представительств федеральных органов государственной власти в Ульяновской области; - развитие социального партнерства бизнеса и власти, формирование открытых правил взаимоотношений с бизнесом, основанных на соблюдении законодательства и взаимовыгодности отношений, развитие коллективно - договорного регулирования социально - трудовых отношений. Позиция областных органов государственной власти выражается в следующих ключ ^^^вверх |
|
|
|