главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Схематизация сознания и мышления средовое и топическое измерение социальной реальности: сознание как механизм воспринятия культуры / фрагмент 4.2 |
вернуться в разделш | схематизация сознания и мышления: топические и средовые универсалии | |
фрагмент 4.2 | средовое
и топическое измерение социальной реальности: сознание как механизм воспринятия культуры |
Незаконченные лекции лекции 4-6 |
||
(4)
схема знания (5) метафизика среды и топики (6) средовая и топическая метафизика (онтология) города |
||
лекция 4 | Схема знания |
(......................................) (.......................................................) (................................................) |
||
4.1.
(...) 4.1.1. Итак, исходная схема знания изображается следующим образом - рис.1. Прежде, чем проинтерпретировать схему, отметим, что мастерской и хранилищем знаковых форм является культура. Так мы должны представить этот факт – как факт собирательный. И не выдумывать, что кто-то конкретный в конкретное время и в конкретном месте производит и хранит знаковые формы. Подобное может происходить только с "вещами".
|
Эта упорядоченность
как раз и достигается через и посредством определенного устройства Сознания
[__]. А его устройство упорядочено и структурировано схемой знания. Данный
факт принадлежит действительности культуротехники. Тотем или табу могут
рассматриваться в качестве антропотехнического факта, интерпретируемого
в схеме знания как вполне определенное противопоставление объективного
содержания и знаковой формы. Для "современного" человека "табуирование"
обеспечивают моральное и этическое знание по аналогичной схеме противопоставления.
А если всему этому придать социотехническую окраску, то всякий социальный
индивид и любое сообщество могут характеризоваться посредством схемы знания
– она выступает социальным регулятором, предписывая и контролируя типы
отношений к миру. 4.1.2. Теперь
вернемся к п.3.3.3
- к плану работ Сознания.
- Техника оценки ситуации "снимается" со схемы знания: есть оценочная шкала в виде знаковой формы и есть то, к чему оценочная шкала прикладывается – ситуация в виде объективного содержания. - Обращение к составу наличных приемов отношения к миру или их проектирование предполагает понимание "природы" знаковой формы, ее множественности и детерминируемости ею "реальных" вещей и отношений между ними. Так, проектирование и сами проекты представляют собой работы со знаковыми формами и сами знаковые формы и ничего более. |
- Чтобы осуществить прием, необходимы техники, во-первых,
оперирования со знаковой формой и, во-вторых, - (...) 4.1.3. Отобразим более детально техническую сторону данного плана на схеме знания. А. Чтобы оценить ситуацию, мало иметь готовую оценочную шкалу. Кроме прикладывания "линейки" к "вещи" необходима определенная манипуляция с самой вещью (см.рис.1а). Необходимо это для того, чтобы удостовериться в самой "вещи": что она действительно существует; что она есть именно то, за что она себя выдает, и за что мы ее принимаем; что, в конце концов, ее следует действительно взвешивать, например, а не устанавливать линейные размеры. Это все значит, что к "вещи" прикладываются определенные процедуры, что с ней необходимо предварительное оперирование (значки рядом со знаком объект или "объективное содержание"). Б. Лишь после этого имеет смысл обращаться к знаковой форме. На рис.1б обращение символизировано полустрелкой вверх. Это символ нашего намерения и решения о готовности заместить (в мысли) исходную вещь знаком. Последний может заимствоваться из запасников культуры (если наш опыт оценки не уникален, а лишь воспроизведение былых оценок былых ситуаций), а может быть специально создан. В. Итак, мы теперь находимся как бы вне ситуации, во внешней к ней позиции. Следовательно, мы уже не можем предпринимать непосредственные, актуальные действия. |
|
|
|
И
все это за счет придания процедурам означения или назначения свойства,
качества, атрибута функционирования – как бы работающего механизма. Но это не происходит автоматически, лишь благодаря перемещению нашего внимания с правого изображения, акцентирующего понимание, на левое, акцентирующего логику. Требуется усилие, а именно усилие по переключению внимания, усилие, достаточное для того, чтобы "войти" в схему знания. И "войти" с тем, чтобы организовать внимание сообразно ей. Здесь требуется уточнение. От вещи внимание должно направиться к знаку и зафиксироваться на нем, а будучи зафиксированным на знаке, направиться к вещи для фиксации уже на ней. Такое вот скользяще-фиксированное внимание. 4.2. Ситуация А 4.2.1. Начнем с ситуации-А – с фиксированной (определенной) вещи и неопределенного (нефиксированного) знака. В самом общем виде (рис.4.1-А) этот тип ситуации указывает на следующие обстоятельства: - множественность интерпретаций и трактовок одной и той же вещи, а также явления, события и пр.; - вероятностный характер явления, а также вещи, события, факта..; - неоднозначность и многозначность вещи, имеющей как бы несколько ипостасей; - не устоявшееся значение; многосмысленность...(6) |
Приведу
пример. Такие вещи, как пол или возраст постоянно подпадают под ситуацию
типа А. Есть возраст физический, есть культурный, существуют, как минимум,
два способа измерения того же физического возраста – с момента зачатия
и с момента рождения. Так что если не известны паспортные данные, то о
возрасте можно только догадываться. 4.2.2. Итак, в ситуации-А нам необходимо проделать работу назначения. Коротко, назначить знак. В противном случае его нельзя будет "оторвать" от вещи. Подобная ситуация не безобидна. Невозможность "отрыва" знака от вещи есть, практически, то же самое, что и отсутствие знака вообще. Нельзя писать книгу о "чем-либо вообще", в этом случае придется воспроизводить каким-либо демонстративным образом то событие, к которому нас питает определенный интерес. Воспроизводить, например, в виде театрализованной постановки. Но и это не спасет, т.к. театр и сцена полны условностями, а значит и "оторванными" от вещей знаками. Тогда остается одно – постановка на месте события, а в саму постановку придется вписать как можно больше реальных и, главное, до боли знакомых вещей, не отсылающих к знакам. 4.2.3. Выполнение назначения дает выигрыш в одном и проигрыш в другом. Но чтобы оценивать результаты назначения, мы должны всей ситуации-А назначить некоторый условный знак (рис.4.2-А). |
Только в этом случае
у нас может появиться и появляется вполне определенный знак некоторого
класса вещей. Именно в этом состоит роль знака 2-го уровня. Выигрыш здесь
– фиксированный знак 1-го уровня, проигрыш – вместо конкретной вещи получаем
абстракцию или, что то же самое, только место для вещи. Выигрыш – знак 1-го уровня уже может быть пущен
в обращение, проигрыш – но в границах и пределах, накладываемым знаком
2-го уровня. Пример. Акции закрытого акционерного общества имеют хождение только в кругу его акционеров. В этом условность этих акций именно как акций. Условием выступает само акционерное общество. Единственно фиксированным здесь являются собственно акции, все остальное переменным. Так, ценность акций (указание на сумму акционированных вещей) зависит от ряда положений: устава общества, величины уставного капитала и т.п. – весьма переменчивых обстоятельств. Но, тем не менее, вместо направленности внимания (от вещи к месту знака) мы теперь имеем соответствие между определенным знаком 1-го уровня и местом для вещи. И все это благодаря обращению внимания на переменный знак 2-го уровня. 4.2.4. Соответствие – это еще не функционирующая связь, но это уже и не так мало. Главное здесь в том, мы приобретаем саму возможность и саму способность к описанию, т.е. возможность и способность использования вполне определенных знаков. |
|
|
|
|
|
|
4.3.2.
Вернемся к вопросу об общем для обыденного, профессионального и научного
Сознаний. В самом простом виде – это вопросы, поставленные в самом начале
текста: как воспринимается мир? как помещать себя в мир? Как ориентироваться
в мире? От этой работы Сознания не освобождены ни обыватель, ни профессионал,
ни ученый. И в наиболее общем виде все они (иначе, все мы) пытаются ответить
в соответствии со схемой на рис.__. Это первое. Второе: осознанно или
нет, отвечают на них в "средовой" или "топической"
манере. Что это значит? По самому большому счету мир можно представить
либо как "объект", либо как "знак". Но это практически
то же самое, если его представлять как "вещь" или как "пространство".
Конечно же, это очень грубая аналогия, но она все же является мостиком
к более адекватному различению – Среды и Топики. Ни Среда, ни Топика не
являются в чистом виде объектом или знаком, вещью или пространством. Но
Среда более вещь, нежели пространство, а Топика более пространство, нежели
вещь. Среда скорее объект, а Топика скорее знак. Поэтому вполне естественны
установки Сознания на восприятие Мира-как-Среды и не естественны на представление
Мира-как-Топики. 4.3.3. Но все дело в акцентах. Акцентировка производится "правым" планом Сознания (рис.3): направленность "извне" – это средовая установка, направленность "вовне" – топическая. Каждый из акцентов решает, как было уже сказано, два типа ситуаций: с неопределенностью вещей/объектов и неопределенностью пространств/знаков. За это в ответе "левый" план Сознания. |
Действительно, два типа ситуаций неопределенности – это что ни на есть самое реальное жизненное обстоятельство. Если только речь не идет о какой-либо рутине или о рефлекторных и автоматических действиях. В повседневном опыте и в научном исследовании мы имеем дело, что также было уже сказано, с двойными феноменами и образованиями – вещами/знаками. Из этого следует, что мы постоянно вынуждены ставить и решать задачу их связи, их соответствия. Вынуждены ставить и решать данную задачу постольку, поскольку не живем в мире тотальной предопределенности и железной необходимости. Стол – это, конечно, мебель. Но и не только. Это могут быть и дрова для растопки, и не утилитарное произведение искусства. Или: мебель – это стол, стул, шкаф... Но не только. Мебель – это часть интерьера, это статья домашнего бюджета и пр. Это не сложные задачки, хотя и они иллюстрируют неотвратимость решения неопределенности. Другое дело, если нам подобные задачи приходится решать в рамках профессиональной, а то и научной деятельности. В ряде случаев эти задачи ставятся "непосредственно" как топические или средовые. Я ввел кавычки, т.к. Среда и Топика присутствуют в задачах, как правило, имплицитно, завуалировано (если речь не идет о собственно средовом исследовании, а о топическом исследовании вообще говорить не стоит). Но, тем не менее, создаются не столько "вещи", сколько "среды" [О.И.Генисаретский "Образные среды"]. А если еще жестче, то создаваемые "вещи" являются как бы сгустками, кристаллизациями "сред", ее локусами. | Аргументом в пользу данного представления служит
следующее. Вещь как безусловно изолированное тело – это крайняя редукция;
вещь вплетена в сеть отношений – функциональных, эстетических, экономических,
социальных..; входит своей формой, материалом, деталью в другие вещи,
их комплексы, местоположение..; встроена в образ жизни владельца, собственника,
распорядителя, коллекционера, вора... Само это бесконечное перечисление
есть факт того, что речь идет о Среде. "Среда" может свернуться
в "вещь". Таков музейный экспонат. "Вещь" стремится
развернуться в "среду". Наиболее яркая тому иллюстрация – культовый
предмет. 4.3.4. Все сказанное выше только одна из возможных направленностей работ и, согласно правому изображению (рис.3), осуществляемых в жанре означения. Свернуть "среду" в "вещь" или развернуть "вещь" в "среду" удается лишь при наличии сложной и детальной совокупности знаков и значений. Но можно столкнуться и с обратной ситуацией: множеством "вещей" при дефиците (или дисфункции) знаков и значений. Как бы, хаос. Или выход вещей из-под контроля ["Хищные вещи века", "Солярис" братьев Стругацких]. В этом случае жанр нашего изложения должен измениться: создаются и исследуются не столько вещь и вещи, сколько место и места этих вещей, по-другому – Топика. В этом смысле Топика – это работа назначения, работа по заданию знаков. Или: работа с пространством и функцией в их изоляции от вещей или объектов. |
Итак, средовая установка Сознания определяет работам характер организации, т.е. внесение, навязывание внешнего порядка, а топическая установка Сознания определяет характер самоорганизации, ввиду отсутствия изначального порядка. |
(6) - Я здесь смешиваю семиотику с семантикой, но на данном уровне абстракций это вполне допустимо. |
лекция 5 | Метафизика среды и топики |
(......................................) (.......................................................) (................................................) |
||
5.1. (...) 5.1.1. Надеюсь, из сказанного выше проступает достаточно очевидный смысл. Искать Среду и Топику вокруг себя чревато расстройством сознания. Среда и Топика – плоды нашего воображения, но не в коем случае не расстроенного, а как раз наоборот. Сложно ориентироваться в сложном мире. Ориентация требует от нас способностей восприятия и воображения. Это как бы очевидно. Не очевидно, что сложность мира в целом или отдельных, частных жизненных ситуаций требуют от нас не столько изощренной способности восприятия, сколько сильной способности воображения. Хотя стоит внести нюансировку. Среда все же предполагает наличие восприимчивости, вплоть до животной, звериной реактивности. Но не человеку состязаться в этом со зверьем, проиграет. Пусть человек уповает на человеческое – на способность воображения. Итак, не возможно положить мир на ладонь или под микроскоп с тем, чтобы разглядеть его. Это можно сделать со знаком мира. Или знаком ситуации. А знаки есть истинный продукт воображения, знаки являются на свет именно благодаря его усилию. Атом и электрон суть знаки, социальный класс суть знак. Все они могут остаться "бестелесными" знаками, но могут обрести объективное в мире содержание. И только в этом смысле Среда и Топика суть знаки, но знаки объективного содержания. Поэтому, чтобы оставаться верным излагаемым принципам, данное содержание необходимо объективировать. Здесь и сейчас. |
5.1.2. Я опять прибегну к испытанному
приему – к схеме. На этот раз таковой будет схема "трансляции культуры
и воспроизводства деятельности" [ ]. Эта схема изображает устройство
мира как Культуры и Социальности, находящихся в определенных, не простых
друг к другу отношениях (рис.6).
|
- У Социокультуры два предела существования
(или два вырожденных случая, что одно и то же): средовое существование
("органическое") и топическое ("организационно-техническое"). - Творится Социокультура Топикой из Среды. - Среда есть область естественных, органических изменений и процессов, питающих социальные ситуации. - Культура локализует среду в воспроизводящихся социальных ситуациях. 5.1.3. Для человека достаточны две реальности – реальности Культуры и реальности Социального. Среда – это особая (объективная) действительность, стоящая как бы "за" Социальной реальностью. Топика – это особая (объективная) действительность, стоящая как бы "за" реальностью Культуры. И Среда, и Топика находятся, согласно схеме, вне Социокультуры. Топика в этом смысле над-нормативна, Среда – до-нормативна, Топика осуществляет себя в организационных процессах, Среда – пребывает в до-организационном состоянии. Именно поэтому логика дилетанта всегда более чем странна для отнормированного профессионального или научного сознания. Донормативное (анормативное) сознание дилетанта вынуждено прибегать к топическим приемам. Сознание энциклопедиста (и может быть эрудита) устроено также топически, и в этом смысле прямо противоположно ларчику или копилке. |
Но поскольку среда по большому счету есть
антипод организации, то все промахи и ошибки списываются социальными науками
на среду. В ней нет никакой изначальной организации и поэтому с ней не
возможен никакой диалог, никакое взаимодействие. От нее, напротив, можно
ожидать чего угодно. Такова психологистическая оценка среды.Для науки,
как я уже отметил, все эти проблемы упираются в невозможность описания
Среды. Исключение составляют технические науки, в которых понятие Среды
служит одной цели: свести всю сложность окружения к немногим, а еще лучше
к одному параметру. Например, к плотности, прозрачности, электропроводности...
5.1.4. В противоположность этому социальные науки обращаются к идее Среды для утверждения примата сложности окружения. Обращаются в понимании того, что избежать эту сложность или хотя бы редуцировать в целях упрощения, значит, извратить сам предмет исследования. Но методических приемов описания средовой сложности социальные науки до сих пор не имеют. Не имеют, т.к. здесь требуется специальная логика, а ее нужно разрабатывать, а для разработки нужны особые методы, а для строительства метода... Это, так сказать, во-первых. Во-вторых, требуется онтологическая (сущностная) картина такой "мощности", чтобы она могла вобрать в себя Среду в качестве всего лишь одного из фрагментов (наряду с другими фрагментами мироздания). |
5.1.5. С Топикой у социальных наук проблем еще больше. Но здесь им нет упрека. Дело в том, что судьба Топики в истории интеллектуальных идей не самая удачная. Являясь одним из двух величайших созданий Аристотеля (другое – формальная логика), она лишь изредка, один-два раза в несколько столетий привлекала к себе внимание интеллектуалов и еще реже использовалась в качестве интеллектуального инструмента. Не в пример формальной логике, нашедшей себе место даже в общеобразовательной школе. И если Среда, в отличии от Топики, вовсе не обделена вниманием, интеллектуальные судьбы их схожи. Частота употребления средовой терминологии и лексикона в обыденном и научном языках еще не означает, что Среда используется здесь как понятие, как метод, как схема или знание. Хотя можно было бы поблагодарить архитекторов и социогеографов, которые на протяжении 2-3 десятков лет в тесном взаимодействии аспектизировали "городскую среду" и, тем самым, подготовили почву для методологического и эпистемологического осмысления идеи Среды (среды как таковой, преимущественно природной и среды культурной, т.е. искусственной или технической). Но вернемся к схеме трансляции культуры. Ее внутренняя сложность такова, что Среда и Топика включаются в данную схему в качестве функциональных фрагментов (деталей). | А включаясь в нее и занимая в ней определенные
функциональные места, вступают и в определенные функциональные связи и
отношения с другими, вполне определенными элементами схемы, а именно,
с Культурой и Социальностью. Функция Топики, исходя из этого, в рефлексии
Социокультуры (рефлексии актуальной, ретроспективной и проспективной,
содержательной и формальной, теоретической и организационной). Функция
Среды – в поставке материала или, что будет правильнее по смыслу, в материализации
Социокультуры. Таковы фундаментальные онтологические контексты Среды и
Топики. Нам далее придется их принимать во внимание, обращаясь к схемам
Сознания. Почему Сознание нуждается в Среде и Топике? 5.1.6. Выше я пытался ответить на этот вопрос, вернее, наметил возможные ответы. Если их сейчас перефразировать в онтологическом контексте Социокультуры, то возможность ответа даже примет черты необходимости. Таков результат любой онтологизации. Обратившись к Среде и Топике, Сознание становится по-особому метафизическим: оно включает с этих пор в свои рамки (в план представления) "последние" пределы Социокультуры. Но это вовсе не религиозный, не эсхатологический акт Сознания. И не мистический. А сугубо конструктивно-технический. |
Ибо это не есть апелляция, это – организационный акт. Среда и Топика необходимы Сознанию в качестве рабочих повседневных инструментов. Эти рабочие инструменты (например, в виде одноименных или соответствующих понятий) должны служить Сознанию для выстраивания намеренных отношений к Социокультуре. Вне таковых Сознанию остается только удел отражательной функции и детерминированность Социокультурой, хуже того – Социальностью. |
лекция 6 | Средовая
и топическая метафизика (онтология) города |
(......................................) (.......................................................) (................................................) |
||
6.1. (...) 6.1.1. Мало сказать, что современное Сознание – это социокультурное, а не "природное" Сознание. К этому необходимо добавить, что оно по преимуществу городское (даже в том смысле, что и "деревенское" сознание живет городом). Обобщая, можно сказать, что и обыденное, и профессиональное, и научное Сознания являются городскими. Они сформированы городом. Жизнь и содержание города являются и их жизнью и содержанием. Вполне вероятно, что конкретные сознания представляют собой своеобразных городских эндемиков, т.к. мало общего у сознания жителей Гонконга и Барселоны. Гораздо больше различий. 6.1.2. Итак, городская Социокультура и городское Сознание. Попытаемся с их помощью в очередной раз ответить на вопросы об ориентации и восприятии мира. Но теперь вооружившись идеями Среды и Топики. Для этого нам потребуется проинтерпретировать схему трансляции культуры как схему устройства Города. Что это значит? По самому большому счету это значит, что Город является одновременно транслятором культурных норм и механизмом их же воспроизведения. |
В этом смысле городская действительность
(взятая как все множество эмпирических и мыслимых городов) являет собой,
безусловно, полный состав каналов трансляции, охватывает, безусловно,
все наличие норм и образцов и, безусловно, манифестирует бесконечное разнообразие
социальных ситуаций. У городов есть специализация и функционализация,
миссии и назначения: Город науки, Город как административно-политический
центр, торговый Город, Город-форпост (чего-нибудь)... 6.1.3. Для каждой функционализации, специализации, миссии и назначения существуют свои аспекты. Например, преимущественная миссия трансляции и хранения культурных норм, миссия в реализации тех или иных норм (когда преимущественным каналом трансляции выступает другой Город), миссия воспроизведения определенных норм в социальных ситуациях (с соответствующей кооперацией с другими Городами)... Это, конечно же, очень сильные упрощения. Каждый город есть универсум Социокультуры. Но, тем не менее, у каждого Города есть особенные социокультурные черты. |
Они тем особеннее, если рассматриваются
в сравнении с другим Городом (Городами).Как взаимодействует здесь Культура
и Социальность? Возможна ли городская Социальность вне Культуры? Как это
выглядит в городах с различной миссией? Ответить на все эти вопросы, значит,
получить онтологическую картину города, а точнее – его план-карту. Это
был бы почти ответ на вопрос "как воспринимается мир?". Приобретя
план-карту, мы обретаем возможность и способность ориентации, другими
словами, обретаем уверенность в "способах и приемах помещения себя
в мир". (...) |
ЛИТЕРАТУРА к курсу |
1. Аристотель. Органон (4 книги "Топика") 2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М.: 1995 3. Бергсон А. Собрание сочинений, т.1. – М.: 1992 4. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т.т., т.1. – М.: Мысль, 1977 5. Высоковский А.А. Субстанциональные свойства среды \\ Городская среда: проблемы существования. – М.: ВНИИТАГ, 1990 6. Генисаретский О.И. Упражнения в сути дела. – М.: Русский мир, 1993 7.Глазычев В.Л. Культурный потенциал города \\ Культура города. – М.: НИИ Культуры, 1986 8. Глазычев В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. – М.: Наука, 1984 9. Каганов Г.З. О средовом воображении \\ Городская среда: проблемы существования. – М.: ВНИИТАГ, 1990 10. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994 11. Лем С. Сумма технологии. – М.: Мир, 1968 12. Полани М. Личностное знание. – М.: Прогресс, 1985 13. Рикер П. Конфликт интерпретаций. – М.: 1995 14. Турен А. Возвращение человека действующего. – М.: Научный мир, 1998 15. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – С.-П.: А-кад., 1994 16. Шарден П.Т., де. Божественная среда. – М.: Гнозис, 1994 17. Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности – системно-структурное строение, смысл и содержание \\ Избранные труды. – М.: Шк.культ.политики, 1995 18. Щедровицкий Г.П. "Естественное" и "искусственное" в семиотических системах \\ Избранные труды. – М.: Шк.культ.полит. 1995 |
|
|
|