http:// evgeny saakov .ru
 




сайт для со-
-беседников
 
   
ТЕКСТЫ / В.СААКОВ / РЕЙС "УЛЬЯНОВСК-ТОЛЬЯТТИ"
08-11-2008
РЕЙС "УЛЬЯНОВСК-ТОЛЬЯТТИ" ЧЕРЕЗ ПРОИСШЕСТВИЕ В Д-ГРАДЕ

С начала 90-х я в течение 3-4 лет практически ежемесячно где-то на неделю выезжал в Тольятти. Пунктом моего назначения был БанкКолледж. Только-только начала обозначать себя Международная Академия бизнеса и банковского дела (МАБиБД), еще далеко впереди ее преемница Тольяттинская Академия управления (ТАУ). Был еще жив Георгий Петрович Щедровицкий, соответственно, еще была в сборе Сеть методологических лабораторий (СМЛ), еще свежи и остры были пересказы участников недавней экспедиции на Эверест, еще с полным энтузиазмом и рвением сценировался автопробег по Кордильерам. И много что еще можно перечислять из той поры и той атмосферы, в которой формировался БанкКолледж. Поэтому нет нужды объяснять, почему я не упускал возможности прихватить с собой 12-13-летнего Женьку. Так что, это был не первый наш совместный рейс.

Очередная поездка пришлась на конец октября или начало ноября. Экипировались в нее основательно, как того требовали БанкКолледжевские дела: легендарный магнитофон "Легенда", пишущий на скорости 2, SONY-кассетник, фотоаппарат "Зенит" со сменными объективами, комплект одежды с учетом межсезонья и куча прочих мелочей для недельной жизни вне дома.

Потрепанный "Икарус" за два часа с хвостиком одолел 100 км и припарковался на автостанции Димитровграда. Пассажиры высыпали из автобуса размять ноги, покурить, перехватить пирожок или пиво, справить нужду. На все про все было отпущено минут 15-20. Мы с Женькой тоже не могли отказать себе в этих дорожных радостях. Последовательно им предавшись, решили оставшееся время разминаться поближе к автобусу. И правильно решили. Наш автобус, прибывший в Д-град, пассажирами был заполнен, но все же не до потолка, всем хватало сидячих мест. А что видим спустя 10-15 минут? Автобус ожесточенно штурмуется, он уже заполнен до отказа, но желающих попасть в него было еще не мало. Ждать было нельзя, и мы тоже бросились на штурм автобуса, тем более, что являлись его коренными пассажирами. А в автобусе, впрочем, находились наши вещи. Это придавало нам сил, в автобус мы пробились, оставалось добраться до своих мест, что было не просто - пассажиров было, как сельди в бочке. Автобус тем временем тронулся.
Добравшись до своих мест, обнаружили их занятыми. Нужно было восстанавливать справедливость, к чему мы и приступили. Главным пунктом, в который мы метили, были наши вещи. На билеты уже не обращали внимания, мало ли их бывает проданных более одного на место. Но вещей при наших местах не было. Это уже было слишком. Такого в череде поездок в Тольятти еще не бывало, что меня и смутило. Вглядевшись наконец-то в "соседей", я обнаружил полную смену состава попутчиков. Все стало понятно. На вопрос, куда идет автобус, был дан ответ - в Ульяновск. Приехали… Крикнул водителю, чтобы тормозил. Автобус остановился, и, разумеется, уже в полукилометре от злополучной автостанции. Все бы ничего, но встречные маршруты пролегали через Д-град к автостанции различными дорогами. Мы не имели возможности здесь же тормознуть свой автобус, "спокойно" дождавшись его или двинувшись ему навстречу. Оставалось только возвращаться на автостанцию. И возвращаться бегом - вдруг еще застанем...

Но Д-град на то и Д-град: автобус ушел. Это только самолеты нынче ждут отсутствующего пассажира до принятия решения - лететь или не лететь - на самом высоком уровне. Здесь же сам водитель принял решение, причем решение уехать с нашими вещами. Здесь к месту отступление о нравах Д-града (или только его автостанции?). Как-то в предыдущей поездке некто из местных д-градцев, желающий уехать во что бы то ни стало, и именно эти автобусом, упорно тянул на себя дверь "Икаруса". Водителю этот пассажир и его борьба с дверью совсем не пришлись по душе. Может быть, он и прав был - пассажир явно под градусом. Все разрешилось самым банальным образом. Водитель сделал знак своему напарнику, тот чуть отпустил дверь и ровно настолько, чтобы ударить тяжелым ботинком пассажира в лицо. А водитель надавил на газ. Все в салоне облегченно вздохнули, путь был свободен…

Пока бежали к автостанции, объяснили свою оплошность. Автобус, прибывший следом, встал точно перед нашим, загородив его. Вот мы и кинулись на штурм.

Прибежали на автостанцию. Выяснять что и почему, да как такое вообще допустимо, было некогда. Нужно было догонять автобус, т.е. спасать вещи. На автостанции было несколько леваков, промышлявших извозом. Предложение догнать автобус ими не было принято, никем. Это еще штрих к нравам. Но мир, как говорится, не без добрых людей. Ими оказались то ли гаишники, то ли просто милиция. Может быть, они уже были в курсе данной оперативной обстановки, поскольку на просьбу догнать отреагировали адекватно - скорей садитесь. Правда, выдвинули условие - погоня только в пределах их милицейской вотчины, до поста ГАИ, что на окраине Д-града. Как никак шанс, тут уж не до торга. Уазик включил мигалку, запустил сирену и рванул. Погоня так погоня. Мы с Женькой воодушевились.
А Д-град есть Д-град. Он просто так решил нас не выпустить.
Уазик несся, рассекая поток машин. Наше воодушевление нарастало, а надежды крепли. Но вот впереди показался путепровод. И что здесь такого? А такого, что это - межсезонье зимы и осени. Это значит, что влажный асфальт проезжей части имеет температуру, близкую к нулю. Это значит, что до путепровода на асфальте просто влага, а стоит подняться на 4-5 продуваемых метров выше и попадешь на лед. Путепровод и представлял собой наклонный ледовый каток. Но кто предполагает подобное в пылу погони? Уазик влетел на вершину путепровода, лед тому не помеха. А спуститься с него..?
Впереди происходило масштабное дорожно-транспортное происшествие. Именно про-ис-хо-ди-ло. Началось оно сколько-то раньше, а сейчас только нарастало. Спуск с путепровода представлял собой форменную автомобильную свалку, и эта свалка на наших глазах пополнялась скатывающимися с путепровода машинами. Но они-то скатывались как можно осторожнее, как можно медленнее, что не избавляло их пусть от щадящих, но все же столкновений со своими незадачливыми собратьями. А наш уазик летел как ветер. Он не просто должен был пополнить автосвалку, а внести в нее нечто новое. Уазик тормозил, как мог. Все было напрасно - уазик врезался. Милицейский ! ! !

Не нужно гадать, в каком направлении полетели мысли наших милиционеров. Полетели в правильном - в направлении их служебного долга. Налицо масштабное ДТП, и не важно как и когда учиненное. Оно обязывает им заняться. Милиционеры выскочили из уазика, забыв про своих пассажиров. Нам тоже медлить было нельзя. Ведь мысли милиционеров рано или поздно полетят в обратном направлении - в направлении первопричины незадачливой погони.
Пока же никто не обращал на нас внимания. Это было понятно, в том числе и нам, завороженным происходящим. Наконец мы пришли в себя, выскользнули с задних сидений уазика и, пригнувшись, бочком, стали обходить свалку и свару. А как только представилась возможность припустить незамеченными с места происшествия, мы припустили.
Мы правильно посчитали, что не было смысла благодарить наших великодушных милиционеров за их недавнюю отзывчивость. Вовсе не та обстановка.

А вещи тем временем уезжали от нас все дальше. Погоня за автобусом уже была невозможной, но вещи спасать-то по-прежнему было надо. Этот шанс по нашему разумению еще не растаял, правда, если сумки не вынесут по пути в Тольятти. Значит, следует возвращаться на автостанцию и просить ее администрацию связаться с автовокзалом Тольятти. География нашего приключения, таким образом, расширяла свои границы, но вот средств освоения внезапно расширившегося пространства катастрофически не хватало. Мы располагали только тем временем, которое необходимо автобусу на путь до Тольятти. Нужно было срочно реализовывать план спасения вещей. План наш предельно прост и ясен, и что может ему помешать? Поэтому немедленно приступили к его реализации.

Но Д-град есть Д-град. Вряд ли сегодня, на исходе первого десятилетия XXI века, время торжества мобильной связи можно представить, что Д-градская автостанция той поры не имела телефонной связи с Тольяттинским автовокзалом. Мало того, на автостанции не было и междугороднего таксофона! А если и был бы, что с того? Ведь моя записная книжка благополучно катила в Тольятти. Итак, первый шаг в реализации простого и ясного плана - звонок Д-градской автостанции Тольяттинскому автовокзалу - невозможен. Что в альтернативе? Позвонить самому знакомым тольяттинцам не могу по двум означенным выше причинам: на автостанции нет междугороднего таксофона и у меня нет записной.
Тем временем, служители автостанции уже сами начинают заводиться возникшей интригой. Буквально шепотом, чтобы не прослышало начальство, дают знать, что имеется служебная связь с Ульяновском. Надо отдать им должное - позволить какому-то простому гражданину государственную телефонную связь! Да что там! Хуже, чем простому. Они еще не ведают, что натворено в Д-граде благодаря этому пассажиру и его попутчику.

Главное теперь - была бы дома Лена. Не менее главное - нашла бы она дома еще одну мою записную книжку. Также не менее главное - чтобы и в той записной книжке оказались необходимые телефонные номера. На разговор по госсвязи станционные смотрители отпустили считанные секунды. За эти секунды нужно было объяснить Лене, что нам нужно, вернее, нашим вещам, катящимся без хозяев в Тольятти. В отпущенное время разговора мы уложились. Лена теперь в курсе обстоятельств, далее дело за тем, чтобы она оповестила знакомых тольяттинцев.
Оповестит она или нет, знать мы не могли. Просьба о еще одном звонке в Ульяновск была бы сочтена уже неслыханной дерзостью.

А сейчас у нас с Женькой возникла пауза до следующего автобуса "Ульяновск-Тольятти". И это после непрерывного 2-х или 3-х часового экстрима. Паузу заполнять особо было незачем и нечем - ждать автобуса, ходившего с 4-часовым интервалом, оставалось недолго.
И вот мы колесим дальше. Учитывая позднюю осень и недавний перевод летнего времени на зимнее, в окнах автобуса ничего не разглядеть, одна темень. Да и летняя дорога на Тольятти через Д-град не балует пейзажами. Оставалось коротать время сном. Но вряд ли сон тогда справился с нами. Наверняка мы гадали, как оно в конце концов все обернется.

В конце концов нас ожидал хэппи-энд. К Тольяттинскому автовокзалу мы подкатили уже ночью. Через пустой зал ожидания прошли к окошку администратора. На стекле красовалась записка на фирменном БанкКолледжевском лейбле - ваши вещи в диспетчерской. А также были приписан домашний адрес, по которому нам следовало прибыть на ночлег. Подпись - Андрей Волков, зав.кафедрой. Если сегодня подпись продолжить, то образуется внушительная последовательность: декан и ректор ТАУ, проректор АНХ, помощник министра образования РФ, ректор Российской школы управления "Сколково". Но в то время Андрей Волков был молодожен и обретался в тольяттинской малосемейке. Поэтому адрес в записке был не его, а брата, Вячеслава Волкова. Брат - идейный отец и повитуха БанкКолледжа, ранее секретарь парткома НТЦ АвтоВАЗа, рисовавший Михаилу Сергеевичу Горбачеву перспективы отечественного автопрома, организатор восхождений на мировые горные вершины, а ныне руководитель проектно-аналитического центра Тольяттинского госуниверситета.

И вот мы за столом в гостеприимном доме Вячеслава Волкова. Опорожнена уже не одна рюмка во славу удачного окончания дня. Теперь мы расслабленно вкушаем милые живые картинки - домашний зеленый попугайчик каждый раз требовательно напоминает, чтобы его не обносили рюмкой. И Вячеслав не обносит. Попугайчик цепляет клювом несколько капель 40-градусной и, видимо, мотает на него новые фразы из сегодняшней истории. Фразы для него, бесспорно, новые.

17 ноября 2006 года Андрей Волков одним из первых откликнулся с соболезнованием.
© Виталий Сааков, 24 октября - 10 ноября 2008
2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006
архив текстов
 
с 09 апреля 2007
последнее обновление:
23 январь 2015