главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 18. (...) |
§ 39. (...) |
Ответы на вопросы |
§ продолжение: Воспроизводство и трансляция культуры |
сноски и примечания |
Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
лекция 18 | (...) |
§ 39/38 (1) | (...) |
«…эти два направления достаточно автономны и, самое главное, требуют совершенно разных исследований. Все что я дальше буду говорить, имеет смысл лишь в рамках второго направления. Я бы даже сказал еще более определенно, связанно, прежде всего, с исследованием человеческих интеллектуальных процессов. Теперь я перехожу к основным тезисам моего доклада. Первая, по сути исходная посылка состоит в том, что человеческий интеллект, и, в частности, интеллектуальные процессы в принципе, не сходны с теми физическими явлениями – механическими, термодинамическими, электродинамическими, – которые нам уже известны, и которые мы умеем представлять в естественнонаучных теориях. Интеллектуальные процессы являются образованием принципиально иного рода. Это, прежде всего, целеустремленные и нормируемые системы. А это означает, что бессмысленно делать ставку на поиск каких-то законов интеллектуальных процессов. Таких законов нет и быть не может. Из этого следует, что строить модели, онтологические картины, научные теории такого типа, как мы строим в физике, точно также не имеет смысла. Надо искать другие образцы построения моделей, онтологических картин и научных теорий. Сделанное мной только что утверждение представляется мне крайне важным и является результатом достаточно долгой, по сути дела двадцатипятилетней истории моих исследований и исследований всех тех, кто со мной сотрудничал. Истории поиска средств исследования интеллектуальных процессов, трудностей, редких удач, вынужденной эволюции наших основных представлений. Эта история сама по себе очень поучительна, но сейчас она особенно значима как мне кажется еще и потому, что многие исследовательские коллективы начинают эту работу примерно с того, с чего мы начинали 25 лет тому назад. И, как я вижу, они проходят шаг за шагом те же этапы, которые проходили мы. Но зачем же повторять еще раз чужие ошибки? Как говорил Бисмарк: только дураки учатся на своих собственных ошибках, умные должны учиться на ошибках других. Вот поэтому я и хочу представить историю наших ошибок. Все то, что мы пытались делать в исследовании интеллектуальных процессов, можно разделить на несколько основных этапов. Первым из них был этап 54-го – 59-го годов, когда мы исследовали научные рассуждения, зафиксированные в текстах. Это были по преимуществу историко-научные исследования. Мы пытались восстановить те интеллектуальные процессы, посредством которых эти тексты создавались. |
В этих работах участвовало довольно большое количество исследователей сейчас достаточно известных в нашей стране. Самым главным, что характеризовало этот этап, было использование категории процесса. Мы ставили перед собой задачу выделить строение, основные механизмы мыслительного рассуждения, которые мы рассматривали как естественный процесс. Мы пытались найти способы членения этих процессов, выделить в них процедуры и операции, составить алфавит операций, показать, как из них в ходе мыслительной деятельности по решению задач, строятся сложные процессы. Программа этих работ была опубликована в 57-м году, а основные результаты зафиксированы в моей работе «Опыт анализа сложного рассуждения, содержащего решение астрономической задачи» и в ряде статей Ладенко, Розина, Маскаевой и других. В этом же контексте проводился анализ логико-эпистемического строения научной теории «Начал» Эвклида, молекулярно-кинетической теории газов, «Бесед» Галилея и других. С 59-го года начался второй этап наших исследований и разработок, когда мы обратились к анализу процессов решения учебных задач детьми. Программа этих работ была представлена в материалах второго съезда общества психологов, а затем в статье в журнале «Вопросы психологии». Значительная часть результатов, которые мы получили во втором направлении, на этом втором этапе представлена в моей, вышедшей в 65-м году работе «Исследования мышления детей на материале решения арифметических задач». И те, кто этим интересуется, могут посмотреть эту работу. Самое главное, что характеризует второй этап наших исследований – это то, что мы искали некоторые нормативные структуры для процессов решения задач, чтобы потом использовать их в процессе обучения детей. Мы стремились прежде всего выделить эти нормативные структуры решений. После того, как нам это удавалось, рассматривали реальное поведение и реальные действия детей относительно этих нормативных представлений. При этом мы все время стремились сопоставить то, что мы получили при исследовании мышления по текстам научных произведений с тем, что мы получали при исследовании живой деятельности по решению задач у детей. Мы предполагали, что анализ кухни или лаборатории мышления большого мыслителя даст нам возможность выявить некоторые средства, которые потом можно будет передать другим людям, и таким образом оптимизировать мыслительную работу современных поколений. |
Эта двойственная направленность нашей работы, с одной стороны, нормативно-технической и нормативной, а с другой, исследовательской, поскольку мы имели перед собой живой материал, с которым соотносили наши конструкции, и относительно которого мы их проверяли, очень важна, в том числе и в плане дальнейшего развития наших методов работы. На тех этапах мы еще не сделали из этого необходимых методологических выводов. Тогда мы еще думали по традиции, что можно найти нечто похожее на законы построения интеллектуального процесса. Мы еще верили в это, хотя весь материал и наши собственные способы работы это опровергали. Даже в постановке основных задач – определить строение, формы организации, механизмы интеллектуальной деятельности – тоже уже не было традиционной, естественнонаучной направленности. Но наше сознание явно отставало от того, что происходило в реальности. Итак, первое и очень характерное в нашей работе на этих двух этапах – это то, что мы вроде бы рассматривали некоторый материал, но целью, результатом наших исследований и разработок должно было быть не описание того, что происходило, а некоторое нормативное образование. Мы фиксировали факты, то, что фактически случалось, но при этом хотели ответить на вопрос: как нужно или как должно мыслить? На тех этапах это обстоятельство не казалось нам странным, поскольку мы естественнонаучные законы рассматривали, с одной стороны, как некоторую фотографию, а с другой, как технологическое правило. При этом выпадало из поля зрения то, что при естественнонаучном исследовании главное – получить фотографию, а в педагогическом, нормативно ориентированном исследовании главное – получить норму. Мы же рассматривали материал относительно нормы, и тогда очень наивно полагали, что достигали успеха, если показывали, что материал хорошо вкладывается в наши нормативные конструкции, т.е. что нормы соответствуют материалу, а материал нормам. С нашей современной точки зрения в этом было сразу две ошибки. Во-первых, мы стремились к установлению соответствия между материалом и конструкциями, не очень понимая разнообразия их отношений и связей, а, во-вторых, стирали различение между нормативными и естественнонаучными конструкциями, по сути дела отождествляя нормативные образования с моделями интеллектуальных процессов. Оба этих пункта являются крайне важными и принципиальными. |
Чтобы пояснить эту установку на соответствие материала и конструкции, смешение нормативных конструкций с описывающими, можно обратиться к истории психологии. Не трудно видеть, что психология сегодня так и работает. Скажем, если вы берете исследование Петра Яковлевича Гальперина, то там точно такая же задача и установка. Например, нормативно описываются процессы образования понятий. Когда эти процессы зафиксированы, то соответствующие схемы дают детям и говорят: вот так нужно образовывать понятия. И если дети потом образуют понятия именно таким образом, то считается, что нормативные описания оправдали себя, и на этом основании их проецируют не только в план употребления нормативного образования, но и непосредственно как модель интеллектуальных процессов. Утверждается, что если дети эффективно строят по этим нормативным схемам решение учебных задач, то значит мы правильно описали реальные процессы их мышления или те процессы образования понятий, которые происходят и должны происходить по некоторым законам мышления. Но как бы там ни было, мы более десяти лет исследовали тексты научных работ, фиксировавшие мыслительную работу ученных. Мы исследовали мыслительную деятельность детей по решению учебных задач, мы развили методы своей работы, мы открыли массу интересных подробностей. Но, в конце концов, мы пришли к общему результату и выводу, который, как мы теперь понимаем, был известен уже Платону и воспроизведен в работах Карла Дункера, а именно, что мышление нельзя рассматривать только как процессы. Ни мышление, ни понимание, ни интеллект в целом нельзя рассматривать только как процессуальные образования. Это стало для нас совершенно ясным в 65-м году. Тогда мы перешли к категории структуры, ибо наши нормативные образования представляли собой, по сути дела, структуры, которые задавались как одно целое и выступали как особые формы организации интеллектуальных процессов – искусственные социотехнические формы. Платон давным-давно знал, что в мышлении всегда есть два плана. План заранее заданных структур, и поэтому каждый человек, мысля, лишь «припоминает» то, что он уже имел, реализует эти структуры. И другой план. План процессов, который он строит. План дискурсивный, субцессивный. И эти два плана обязательно присутствуют в том, что мы называем мышлением и интеллектом. |
Таким образом, весь наш материал и весь ход нашего исследования говорили, что пока нам нужно отказаться от категории процесса. С ней ничего не получится и не может получиться и надо работать с категорией структуры. Осознание и осмысление этого началось у нас уже в 60-м, 61-м году. Но к ясному, отчетливому формулированию этого принципа мы пришли в 63-м – 65-м, поэтому в плане категорий этап 60-го – 65-го годов может считаться переходным. В области общего методологического осмысления этот этап связан также с переходом от теоретико-мыслительных к деятельностным трактовкам мышления и интеллекта. В плане предметного анализа рассуждений и деятельности по решению задач он связан с переходом от исследований процессов решения задач к исследованию способов решения задач и всего того, что мы сейчас называем деятельностными структурами. В период 56-го – 60-го годов у нас параллельно фигурировали два понятия. С одной стороны, процесс решения определенной задачи, а с другой стороны, способ решения задачи и соответствующий этому процесс рассуждения и способ рассуждения. Но на вопрос: где же существуют способы? – пока ответа не было. Мы вроде бы конструировали способы, описывали их и давали детям. Все это мы делали, но при ответе на вопрос: где же они существуют в натуре? – мы опять-таки проецировали наши конструкции способов на процессы и считали, что там, в процессах они как раз и реализуются. Ответ, естественно, не мог нас удовлетворить. Переход от теоретико-мыслительных к деятельностным представлениям связан с решением этой проблемы. И тогда были сформулированы наши первые общие представления о деятельности, процессах воспроизводства и трансляции нормативных образований в системе культуры. Это произошло в период с 61-го по 65-й год. Первые доклады были сделаны и первые статьи были написаны в 61-м году, а первые публикации вышли в 65-м. Появилась возможность строго предметно и онтологически объяснить существование как способов решения задач, так и нормативных структур. Поэтому можно сказать, что с 61-го года начался третий – теоретико-деятельностный этап наших исследований мышления и вообще интеллектуальных процессов. В период с 61-го по 65-й год он как бы подготавливался внутри других направлений анализа. |
А к 64-му – 65-му слился с линией смены категорий, перехода от процессуальных к структурным представлениям мышления и интеллекта, и все это вместе дало уже новый этап наших исследований и разработок – структурно-деятельностный, как я уже сказал. Как только это произошло, мы получили возможность ответить на вопрос теперь уже в онтологическом плане, чем же отличаются друг от друга: 1. Нормативный план решения задач. 2. План способов. 3. План реализационный, план процессов. Мы получили возможность объяснить объективное существование того, другого и третьего. И это, опять-таки, не было чем-то принципиально новым. Двигаясь на материале интеллектуальных процессов, мы снова открыли для себя то, что уже сделал в лингвистике Фердинанд де Соссюр, правда, в несколько иной трактовке. Мы поняли, что нормативные образования должны существовать в деятельности сами по себе, автономно от мыслительных процессов, являющихся реализацией этих способов. И эти нормативные образования, как моментально данные конструкты, как нечто симультанно присутствующее в процессе мышления суть особые элементы мыслительных или интеллектуальных образований, или интеллектуальных систем. Иначе говоря, наша основная задача на этом этапе работы, состояла в том, чтобы развести эти два момента – способы решения задач или нормы, и процессы решения, и задать им раздельное, объективное существование. Построить такую онтологическую картину, где бы нормативные образования существовали сами по себе, как нормативные образования, и было бы ясно, где и как они существуют. А процессы реализации существовали бы отдельно от способов и норм, в своей особой структуре, других конструкциях и других процессах. Этот третий этап, который мы обычно называем структурно-деятельностным, характеризовался, следовательно, кроме перехода к категории структуры, еще созданием специальных онтологических картин деятельности, где деятельность задавалась процессами воспроизводства и трансляцией норм культуры. |
После этого замечания, которое представляется мне важным не только в теоретическом, но и в практическом плане, я могу вернуться к рассказу об эволюции наших основных представлений об интеллекте. |
Эту работу, как я уже отмечал, осуществляют культуртехники и, в частности, инженеры-нормировщики. Последнее обозначение – это конечно весьма условное выражение, за которым я прошу вас видеть и фиксировать лишь два связанных между собой смысла: |
Кстати, это еще одно основание считать, что процессы деятельности – это не естественнонаучные процессы. Здесь действует принцип куда более глубокий, чем принцип дополнительности. Появление каждого нового знания меняет сам объект, к которому эти знания относятся. Так живет деятельность, и так живут интеллектуальные процессы. Поэтому они принципиально историчны, и чем быстрее мы бежим вперед в познании и нормировании самой деятельности, тем быстрее она убегает от нас в креативных процессах собственного развития. |
Еще раз напомню вам этот принцип переорганизации чего-либо в новой онтологической рамке, который мы с вами подробно обсуждали. …это было важно и принципиально, ибо в рамках чисто мыслительных или теоретико-мыслительных представлений оно, по сути дела, не могло эффективно развертываться и развиваться. Теперь же, оно получило совершенно новый и исключительно богатый смысл в рамках деятельностных представлений. Оно было отделено от мышления, оформлено в виде самостоятельного процесса, и все это создало совершенно новую базу для соотнесения и сопоставления рефлексии с мышлением и коммуникацией. Это публикация там приводилась 69-го и 71-го года. …а затем уже в осмысленном виде 73-й, 75-й и т.д. Разработка совершенно новой, основополагающей категории системы была исключительно важным и принципиальным достижением, и нужно было обсуждать все это подробно, но это вывело бы нас очень далеко за рамки сегодняшнего доклада. |
Поэтому я лишь фиксирую этот момент среди трех важнейших обстоятельств нашего развития в период 65-го – 72-го года и хочу продолжить обсуждение основной темы, касающейся изменения и развития представлений об интеллектуальных процессах. |
А меня все время интересует другой вопрос: как надо исследовать интеллектуальные процессы в связи с инженерными разработками? Потому что это глубокая иллюзия думать, будто современная психология уже дает необходимые представления и средства инженеру, чтобы он мог имитировать интеллектуальные процессы на машинах, и вообще организовать с учетом этих представлений и средств системы, непосредственно имитирующие интеллект или смешанные диалоговые системы. Повторяю, это иллюзия. Задача, на мой взгляд, для психологов состоит в другом – постараться продвинуть сами психологические исследования интеллекта. Для этого нужно ответить на вопрос: что, собственно, мы ищем, что хотим получить в результате, что является целью, будем ли мы искать законы интеллекта, если нет, то что? К сожалению, на этот вопрос не только не дают ответа, его всячески избегают. Поэтому из поля зрения исчезает самое главное – ответ на вопрос: что же собственно должна делать психология в этой ситуации? |
Поэтому и перед лингвистикой приходится со всей резкостью ставить вопрос: в чем специфика средств и методов изучения, с одной стороны, норм деятельности – парадигматики, а с другой процессов синтагматики, и, наконец, какими должны быть средства и методы изучения в целом. |
Нормативный метод анализа вполне оправдан, но нужно четко представлять себе его место и назначение. Нужно додумать ситуацию до конца. Нормативный метод может дать нам лишь нормативные представления или нормы, но нужно правильно определить его технологию. В сути своей она является инженерно-конструкторской работой. Надо зафиксировать это и не обманывать общественность и самих себя разговорами об исследованиях. Во всяком случае, если это и исследование, то в каком-то совершенно особом смысле. Но ведь, кроме того, надо еще исследовать реализацию этих норм в процессах, и здесь действительно имеет место исследование в точном смысле этого слова. |
Это совсем не значит, что мы будем осуществлять нормативное исследование. Последнее имеет совсем иную структуру и осуществляется при других обстоятельствах. И это не значит, что мы вернемся к старому, не дифференцированному методу работы, когда нормативное представление без достаточного рефлективного осознания используется в качестве исследовательской модели. Это будет совсем иное в своей сути исследование, при котором мы начинаем с четкого осознания и фиксации того, что мы имеем дело с нормативной конструкцией, но к этому мы добавляем еще второе знание – что эта нормативная конструкция может быть использована в особом качестве. Не как исследовательская модель, которую сопоставляют с материалом процессов либо на предмет фиксации их совпадения, либо на предмет опровержения самой модели в случае несоответствия ее материалу, а как нормативная модель. С помощью этой модели выделяют все отличия процессов реализации от нормативных конструкций, все их отклонения, которые затем квалифицируются либо как ошибки, либо как креативные новообразования. Именно в этой новой ориентации всего исследования, в этом совершенно особом и специфическом его продолжении, суть нормативно деятельностного подхода. |
Мы спрашиваем: в чем именно, и в какой мере процесс реализации отличается от той нормы, которую он реализует. Цели и задачи работы, следовательно, состоят не в том, чтобы материалом процесса реализации подтвердить нормативную конструкцию (нормативная конструкция подтверждается и обосновывается иначе), и не в том, чтобы через нормативную конструкцию объяснить материал реализации. Такое объяснение частично происходит, но сама по себе нормативная конструкция никогда не может объяснить процесс реализации. Цели и задачи работы в этом случае состоят в том, чтобы, прежде всего выявить и зафиксировать отличия процесса реализации от нормативной конструкции, и затем сделать эти отличия предметом специального исследования – объяснения, апеллирующего уже не к норме, во всяком случае не к той норме, которую мы выбрали в самом начале. Это и будет исследование того, что традиционно называется ошибками, разрывами, конфликтами и т.д. Именно так ориентированное исследование даст нам то, что может быть названо нормативно-деятельностным исследованием и нормативно-деятельностным подходом. |
И это будет нечто совершенно другое, нежели нормативно-деятельностные исследования. Нормативно-деятельностный подход может работать только в очень узких и определенных границах – в той отнесенности, когда мы берем за основание норму и рассматриваем ее как своеобразную модель, но именно своеобразнную, не изображающую, не описывающую, а лишь выделяющую и фиксирующую ядро процесса… Мы дошли, собственно, до концовки прошлой лекции. … и поэтому соотнесение их с материалом осуществляется не с целью показать в материале то, что соответствует норме, а с целью выявить и показать в нем то, что не соответствует норме, а может быть квалифицированно как отклонение, ошибки, новообразования т.д. Именно так мы будем получать факты внутри нормативно-деятельностного анализа интеллектуальных процессов. |
Если вы ведете нормативный анализ, то вы должны все то, что там было описано и представлено как цели, представить принципиально в другом виде – как нормы. Тогда вы целевую определенность деятельности переводите в нормативную определенность, и в последующих актах деятельности все это будет существовать уже не как цели, а как нормы. Как то, что нормативно вменено и человеку, и группе, и обществу, как то, что осуществляется уже не за счет целеобразования, а за счет формирования соответствующих ценностей, способностей, умений, навыков, создаваемых нами технологий. И тогда все это содержание будет рассматриваться и изучаться уже не теоретико-деятельностно, а нормативно-деятельностно. Вопросы? |
Ответы на вопросы |
Ковалевич Д. Вот когда мы говорим по Платону, что есть план припоминания и есть план процесса, это как сопоставлялось со своим содержанием? |
Щедровицкий П.Г. Еще раз смотрите, дело в том, что вас путает другое. Вас путает то, что вы крепите категориальный значок к разным сущностям. Еще раз. Удовлетворять перестала попытка процессуального описания некоторого акта мышления или некоторого мышления, которое осуществлял Евклид, Галилей или еще кто-то. Поскольку, когда пытались описать это как некий процесс, а по сути как акт творчества данного мыслителя, т.е. объективно – субъективно, как некоторую эманацию мышления данного конкретного человека, то все время сталкивались с тем, что в этом процессе мышления существуют такие устойчивые структуры, которые этому конкретному мышлению не принадлежат. Они берутся откуда-то извне, как бы доприсутствуют, соприсутствуют в самой процесуальности размышления. |
Данилова В.Л. Как я понимаю, сам он начал эту сторону… |
Данилова В.Л. А что прицепились? В 79-м для него самого это не было фундаментальной посылкой. |
Данилова В.Л. Т.е. это не простой переход от одной категории к другой, здесь для них новизны уже в конце 50-х не было. Вопрос здесь в том, какая категория задаст рамку? Вообще, это вводится категориальная конструкция. То ли у нас структуры плавают в процессе, как в Аристархе, где у нас эти Т-образные структуры охвачены процессом мышления. То ли у нас процессы… |
В основе всех самых разнообразных, различных и отличающихся друг от друга процессов в той области, которую мы называем деятельностью, лежит одно базовое фундаментальное структурное отношение. Т.е. одна структура, если быть предельно грубым. Это структура воспроизводства. Или отношения нормы-реализации. Какие бы это не были процессы, в какой бы структуре они друг с другом не соотносились, сколько бы их не было – 10, 15, 20 процессов. |
Данилова В.Л. Процессов не три, а два в стандартной схеме. |
Верховский Н. Вроде очевидно, что из операции с объектом? |
Щедровицкий П.Г. Я не могу ответить на твой вопрос, потому что я его не пониманию. Норма – это же функция. Функцию нормы могут играть разные образования. В том числе знания. Ну, или предметные формы, являющиеся инфраструктурой существования знания. Предметные формы организации. Мы уже провели с вами эту длинную линию от простейшего понимания предмета, до сложного понимания – как предметной организации. |
Более того, 90% так называемой культуротехники есть работа с не тиражируемыми нормами, есть создание искусственных каналов поддержания процессов трансляции в условиях, где они не реализуются. |
Ковалевич Д. Какой онтологии до фонаря? |
Ковалевич Д. Правильно ли я слышу, что когда вы так отвечаете, что в деятельностном подходе, в этом деятельностном подходе, который до 64-го года, никаких культуротехников нет? |
Когда я про культурную политику говорил, я же просто вытащил эту линию и стал ее экстраполировать. Что является предметом работы кульутртехника? Сами нормы. Он что при этом нормами не пользуется? Конечно, пользуется. Более того, есть огромный пласт норм самой культуротехнической работы. Потому что отнюдь не все, что ты делаешь, станет нормой. А если ты делаешь, то надо делать это очень четко, нормировано. Но это целый мир. И дизайн, который интересен тем, что он дважды имеет эту нормативную петлю, потому что с одной стороны он имеет нормы дизайнерской работы, а с другой стороны, продукт дизайнерской работы, например, обертка или формы упаковки того или иного конкретного предмета нашей практической деятельности становится дополнительным элементом нормировки тех или иных процессов. |
Данилова В.Л. Я бы тоже присоединилась, толи к вопросу, толи к ответу. Самоопределяясь как логики, они с самого начала, с конца 50-х ставили задачу выработки логических норм мышления. При этом норма произносится еще без пафоса. Вообще говоря, само слово не употребляется. Я могу понять вопрос Кости [Коли?] как вопрос, отнесенный к этому периоду. Когда они, самоопределялись как логики и ставили задачу выработки логических норм, как они понимали, откуда берется норма? У меня, кстати, получился интересный ответ на этот вопрос. Вроде бы в силу этого сциентизма первых лет, о котором Георгий Петрович много писал, они считали до 60-х годов вопрос, откуда берется норма вполне оправданным, и говорили – из исследований. Дальше в 60-х, в расцвет деятельностных представлений, действительно вопросы, откуда берутся нормы становятся запрещенными. Нормы есть! И ударение идет на этом. А потом в 70-е вопрос опять появляется и на него дается ответ: норма – это результат конструктивной работы, конструкторской по сути. И вот эта динамика ответа на этот вопрос интересна. Я подозреваю, что после создания схемы мыследеятельности, там есть зачатки других ответов. |
Данилова В.Л. Ну, это метод сплавщика. На каком бревне стоишь, его и не видишь. |
§ 39/38 | Воспроизводство и трансляция культуры |
В социальной системе, взятой как целое, основным процессом, определяющим характер всех ее структур, является воспроизводство. В него входят все другие социальные процессы, в том числе обучение и воспитание. Поэтому естественно начать анализ поставленной нами проблемы с анализа и изображения процессов воспроизводства и в их контексте определять место обучения и воспитания, их функции, строение и механизмы. В самом простом и абстрактном виде один «акт» или «цикл» воспроизводства можно представить в структуре, изображенной на схеме 1. Это та «единица», в рамках которой мы дальше будем все время оставаться. Блоки S1 и S2 в ней изображают социальные структуры, являющиеся, соответственно, исходными и конечными в цикле воспроизводства; мы будем называть их состояниями. Для того, чтобы вторая структура действительно воспроизводила первую, а мы предполагаем, что это необходимо для нормального функционирования социума в целом, между ними должны существовать определенные связи (их изображает ломаная стрелка) и должны быть определенные средства, которые эти связи реализуют. Дальнейшая задача в линии развертывания предмета анализа будет заключаться, очевидно, в том, чтобы определить, во-первых, те элементы и компоненты состояний социальных структур, которые должны воспроизводиться, и, во-вторых, механизмы, обеспечивающие их воспроизводство. Теоретическое решение первой проблемы предполагает детализированное описание и классификацию всевозможных составляющих исходного состояния социальной структуры. Для упрощения, вполне допустимого при методологическом анализе, предположим, что в него входят: орудия и предметы труда, условия и предметы потребления, сами люди, отношения между ними и организационные формы их деятельности. Механизмы воспроизводства будут рассматриваться уже в зависимости от строения социальных структур, заданных в исходных состояниях. |
Исходная и простейшая форма среди многих разнообразных механизмов воспроизводства – это простое «перетекание» или простая «передача» функциональных элементов социальной структуры из одного, разрушающегося состояния в другое, складывающееся. Так могут переходить из одного состояния в другое орудия, предметы и продукты труда, так могут переходить отдельные люди и некоторые организации людей. Подобная вещественная передача элементов от одного состояния к другому, по существу, не требует восстановления (или воспроизводства) в точном смысле слова, но является необходимым составляющим процессом в нем: мы называем ее трансляцией элементов социума (см. [Щедровицкий 1967 а; Лефевр, Щедровицкий, Юдин 1967 g]). Более сложным механизм воспроизводства становится в тех случаях, когда элементы первого, разрушившегося состояния не переходят сами непосредственно во второе состояние, не становятся его элементами, а служат как бы образцами или эталонами для воссоздания других, точно таких же образований, входящих во второе состояние социальной структуры (схема 2). Образцы или эталоны имеют совершенно особую функцию в социуме: они должны как-то запечатлеть в себе то, что содержится в первом состоянии, чтобы затем по ним можно было «отпечатать» то, что пойдет во второе состояние. Следовательно, сами образцы или эталоны «живут» уже вне этих состояний; они движутся как бы параллельно им, постоянно обеспечивая восстановление социальных структур (схема 3). |
Так мы приходим к необходимости выделить внутри социума два разных слоя – собственно производства и культуры; последняя, грубо говоря, – это совокупность тех средств, которые обеспечивают восстановление производственных (или каких-либо иных) структур. (Заметим сразу же, что выделение этих образований, заданное таким образом, справедливо лишь для данного уровня абстракции, а при дальнейшем усложнении модели требует уточнений). При таком механизме восстановления состояний мы получаем воспроизводство в точном смысле этого слова. Но непременным условием его является деятельность: образцы или эталоны смогут выполнить свою функцию только в том случае, если рядом будет человек, который может создать по эталонам новые образования, входящие в производственные структуры (схема 4). Значит, подобный процесс трансляции имеет смысл лишь в том случае, если параллельно ему непрерывно передается деятельность. Деятельность, как мы уже говорили, занимает совершенно особое положение в системе социума. Именно она является тем фактором, который превращает все его элементы (и вещи и отношения) в одну или несколько целостных структур. Вне деятельности нет ни средств производства, ни знаков, ни предметов искусства; вне деятельности нет самих людей. Точно так же и в процессе воспроизводства социума именно деятельность занимает основное место – и как то, что воспроизводится, и как то, что обеспечивает воспроизводство. Самая простейшая форма трансляции деятельности – это переход из одной производственной структуры в другую самих людей – носителей деятельности. Здесь не возникает никаких особых затруднений и проблем, так как нет воспроизводства самой деятельности; сложные ситуации возникают только тогда, когда ставится задача действительного воспроизводства ее. Как и при трансляции других элементов социума, простейшим случаем здесь будет тот, когда определенные деятельности выталкиваются в слой культуры и служат в качестве образцов для осуществления такой же деятельности в производственных структурах. |
Реальный механизм этого – приобретение некоторыми людьми особой функции, позволяющей им формировать привычки, поступки, деятельность других людей. Знаменитый дуэлянт и игрок, крупный политический деятель, кинозвезда часто являются семиотическими, культурными образованиями социума по преимуществу, поскольку служат образцом для подражания («волосы, как у Бриджит Бардо», «свитер, как у Жана Маре»). Деятельность образцового рабочего, известного новатора и т. п. неизбежно приобретает особую «культурную» функцию, поскольку она становится образцом для подражания. В определенных условиях эти люди перестают работать в собственно производственной сфере, их деятельность становится только образцом и вместе с тем чисто культурным образованием. Так, в частности, происходит с рабочими-мастерами, обучающими в школах и училищах. Педагог вообще по многим параметрам совершенно независимо от его воли и желания выступает как элемент культуры; но с точки зрения сознательно формулируемых требований одна из важных его педагогических функций – быть живым носителем определенных деятельностей и разворачивать их в качестве образцов для подражания при передаче другим людям (схема 5). Но подобное выражение образцов деятельности в живых людях, олицетворение их – лишь один из видов фиксации деятельности в процессе трансляции. Другим средством фиксации и передачи деятельности служат любые ее продукты (как вещественные, так и знаковые), они сохраняют и переносят свойства и строение деятельности. |
Особый вид трансляции образует передача тех знаковых образований, которые использовались при построении деятельности в качестве средств или орудий (схема 6; П – любые продукты данной деятельности, ЗС – ее знаковые средства, ВС – вещественные средства). На первых этапах вещественные и знаковые средства деятельности передаются в тех сочетаниях и связях, в каких они были употреблены при решении задач (см. [Розин 1968]). Так, по-видимому, возникают тексты, представленные сейчас в собственно научной литературе. Но в каком бы виде ни передавалась деятельность – в виде ли живых образцов, или в виде предметов-продуктов и знаковых средств, воспроизведение ее другими людьми в новых состояниях социальной системы возможно только в том случае, если эти люди умеют это делать. Т. е. если они умеют копировать деятельность других людей или восстанавливать деятельность по ее продуктам и примененным в ней знаковым средствам. Если же такой способности нет, то в процессе воспроизводства, несмотря на трансляцию деятельности, возникает разрыв. Именно как средство преодоления этого разрыва исторически сложилась и развилась сфера обучения. |
Сноски и примечания |
(1) - Нумерация параграфов дана в виде дроби. В ее числителе - сквозной номер параграфа в соответстсвии с данной интернет-публикацией. В знаменателе - номер параграфа в соответствиии с текстом лекций, который у меня на руках (Виталий Сааков). |
Щедровицкий Петр Георгиевич. Родился в семье русского советского философа
Г.П. Щедровицкого. С 1976 года начинает активно посещать Московский методологический
кружок (ММК), организованный Г.П. Щедpовицким. В ММК специализируется
в области методологии исторических исследований, занимается проблемами
программирования и регионального развития. С 1979 года участвует в организационно-деятельностных
играх (ОДИ), специализируется в сфере организации коллективных методов
решения проблем и развития человеческих ресурсов. В настоящее время занимает
должность заместителя директора Института философии РАН, Президент Некоммерческого
Института Развития "Научный Фонд имени Г.П.Щедровицкого" - - - - - - - - - - - - - - - - смотри сайт "Школа культурной политики": http://www.shkp.ru - - - - - - - - - - - - - - - - источник фото: http://viperson.ru/wind.php?ID=554006 |
|
|
|