главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 20 (...) |
§ 41. 1 |
Ответы на вопросы |
§ 41. (2) |
Ответы на вопросы |
§ 41. (3) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
лекция 20 | (...) |
§41/00 (1) | (...) |
Щедровицкий П.Г. Коллеги, пока я планирую прочесть еще четыре лекции по схеме воспроизводства деятельности и трансляции культуры. Первую про понятие ситуации. Вторую про производство и клуб или, точнее, про противопоставление социального и культурного. Третью про связку норма-реализация и принцип двойственного существования любой организованности в деятельности. И четвертую про процессы трансляции культуры и культуротехнику. |
Собственно, читать статью Курта Левина «Военный ландшафт» я не буду, я лишь посоветую ее вам посмотреть. Она очень скучная и описывает переживания человека, который приближается к линии фронта. По мере того, как он приближается к линии фронта и особенно попадает на передовую, где он сталкивается с реальным обстрелом, у него немножко меняются представления о том, где он находится. И Левин, который, как известно, сам служил в артиллерии и воевал, он в частности пишет: «поскольку пехотинцы могли [и] во многих случаях сталкивались с иными образами ландшафта, следует отметить, что я служил в артиллерии». А дальше он пишет: «Приближаясь к фронту, при возвращении из тыла, каждый переживает своеобразную трансформацию воспринимаемого ландшафта. Хотя он и раньше наталкивался то тут, то там на разрушенные дома и прочие приметы войны, все же в определенном смысле он находится в самом настоящем ландшафте мирного времени. Местность простиралась во все стороны одинаково и ни в одном направлении не имела видимого конца. И обычно мы это переживаем именно таким образом. Он простирается относительно независимо от обусловленных конкретным рельефом местности условий видимости, далеко в пространство, отражающийся на сетчатке благодаря оптическим законам. При этом для ландшафта мирного времени существенно, что он простирается до бесконечности во всех направлениях, хотя и может в зависимости от строений и особенности местности простираться в разных направлениях не одинаково быстро и легко. Однако, при приближении к прифронтовой зоне, это простирание и безграничность перестает быть полным. Складывается впечатление, что за линией фронта местность каким-то образом заканчивается, и ландшафт оказывается ограниченным. Эта ограниченность местности при приближении к ней появляется еще задолго до того, как становятся видны боевые позиции. При этом удаленность границ первоначально оказывается совершенно неопределенной. Остается ли за пределами поля зрения еще 10 км «нашей» территории или только 2 км? И лишь ландшафт в целом предстает перед нами направленно. У него есть перед и зад, причем перед и зад не привязанный к нашему движению, а являющийся устойчивым свойством самой местности. Речь не идет здесь об осознании нарастающей впереди опасности, не о недоступности лежащей впереди территории, речь идет об изменении самого ландшафта как такового. |
Местность предстает перед нами, как имеющая впереди конец, за которым следует ничто. Это место «обрыва местности» становится тем определенней, чем ближе мы приближаемся к передовым позициям». Дальше читать не буду. Весь текст, он короткий – полтора десятка страниц, он весь описывает этот психологический феномен. Я не могу похвастаться тем, что часто бывал в зонах обстрела, но думаю, что он достаточно четко отражает некое переживание человека и выталкивает его на необходимость построения такого особого понятия, которое как бы сфокусировано на точку зрения индивида. |
Вне этих деятельностей они просто не существуют. Но подобно тому, как мы отвлеклись от психических качеств детей несмотря на то, что они являются обязательным условием всяких взаимоотношений, точно так же на первом этапе исследований мы можем и обязаны отвлечься от анализа и описания этих деятельностей как деятельностей и представить их в форме структур отношений. Это не значит, что мы совершенно не учитываем факты деятельности. Наоборот, мы постоянно должны иметь это в виду, анализируя и описывая намеченные выше системы взаимоотношений. Но мы должны представлять их не в специфической форме деятельности, это станет необходимым дальше, а как то, что приводит к появлению определенных систем взаимоотношений, отливается в форме этих взаимоотношений. Дело здесь заключается в том, что деятельность воспитателей (взрослых) и деятельность детей имеют разное значение в этих структурах, и они связанны друг с другом через посредство вещей и знаков, составляющих структуру. Воспитатели, исходя из определенных целей образовательной деятельности и тех или иных представлений о ней и детях, составляют определенные структуры вещей, знаков, требований к ним с тем, чтобы вызвать определенную деятельность детей. Таким образом, их деятельность реализуется в первую очередь в этой внешней системе вещей. По-видимому, они сами по себе пока еще вне ответной деятельности ребенка образуют некую целостную структуру, соотнесенную с возможной деятельностью ребенка. Во всяком случае задавая определенные наборы вещей, требований, знаков, воспитатель надеется вызвать строго определенную деятельность ребенка. Скажем, подсовывая ребенку определенную вещь – игрушки, мы надеемся вызвать у него строго определенную деятельность. Значит, с точки зрения воспитателя между этими вещами и деятельностью ребенка существует строго определенная связь и следовательно на каких-то этапах своей работы он должен ориентироваться именно на эти вещные структуры, различать их виды и типы, не задаваясь специальным вопросом о деятельности ребенка и ее особенностях. Но затем мы сталкиваемся с весьма необычным фактом, что воспитатель надеется вызвать у ребенка какую-то определенную деятельность, но не получает ее или получает совсем другую, на которую он не рассчитывал. |
Это очень просто объясняется тем, что деятельность ребенка и человека вообще детерминируется не только, и даже не столько особенно в игре, элементами этой внешней структуры (вещами, знаками), сколько внутренним миром ребенка, т.е. точнее, его прошлым воспитанием. Из этого простого факта мы можем сделать важный в формальном отношении вывод, что в изображенных нами выше системах взаимоотношений существует фактически две разные структуры: внешняя, идущая от воспитателя и социальной обстановки и внутренняя, идущая от самого ребенка. Они могут быть отличены друг от друга, разведены, и схематически это можно представить так: Тогда та система взаимоотношений, которую мы разбирали выше, представит собой столкновение и взаимное наложение двух разных структур, часто весьма расходящихся между собой. Отсюда, при анализе реальных процессов игры возникает особая задача соотнесения игровых структур, создаваемых воспитателем с так называемым уровнем развития детей. Определенная структура организации игры детерминирует определенную деятельность детей только тогда, когда дети уже подготовлены к этому, если их субъективные способности и навыки соответствуют этим структурам внешней организации, настроены на эти структуры. |
Эти две структуры нужно будет соотнести друг с другом, устанавливая их соответствия и несоответствия друг другу. Самым трудным моментом здесь является изменение смысла фиксируемых при этом отношений. Это уже принципиально иные отношения, нежели те, что мы устанавливали при первом объективном описании систем, складывающихся взаимоотношений». Вот здесь любопытная оговорка, потому что при, безусловно, очень похожей с Левиным начальной посылкой есть принципиальная разница. Не знаю, читали ли вы Левина? В качестве такого примера – текст 31-го года, он называется «Психологическая ситуация награды и наказания», Левин пишет: «В том случае, когда ребенок обращается к тому или иному занятию, будь то решение задач или игра с куклой, в силу интереса к самому этому занятию структура ситуации в динамическом отношении достаточно проста. Ситуация определяется здесь притяжением или, как мы говорим, положительной побудительностью. Например, ребенок «Р» находится рядом с куклой «К», игра с куклой для ребенка обладает в данный момент побудительностью, так что в психологическом поле существует сила (вектор «В»), направленная от ребенка к игре с куклой.Ну, а дальше он начинает вводить элементы ситуации. Первым появляется барьер. А потом схема начинает усложняться. Похоже на то, что рисует Георгий Петрович за исключением одной хитрости. Георгий Петрович каждый раз растаскивает слой объективного существования и слой, который он называет смысловым и который как бы прорисовывается поверх этой объективной картинки. |
А Левин их сплющивает. Потому что у него нет этой исходной посылки, что надо попытаться представить вот эту объективную структуру ситуации безотносительно к установкам участников этой ситуации: «Но затем мы можем сделать еще один шаг. Ведь все структуры возможных деятельностей и отношений к вещам у ребенка являются продуктом тех прошлых ситуаций, в которых он жил и действовал. Всякое отношение, которое существует у него и может установиться является в принципе лишь составляющей, грубо можно сказать, обрывком прежних взаимоотношений с вещами. И точно также любая ценность и любое отношение, присущее элементу из внешней структуры является обрывком прежнего отношения к нему ребенка. Оно как бы отчуждено от самого ребенка и запечатлено в материальных признаках этого элемента. Именно так можно понять знаменитое Левиновское выражение: «пирожное хочет, чтобы его съели». Но из этого точно также следует важный формальный вывод – сопоставление внешних и внутренних структур систем взаимоотношений может быть переведено в сопоставление следующих друг за другом внешних структур организаций деятельности, а внутренние структуры благодаря этому на каких-то этапах исследований могут быть элиминированы. Схематически это можно изобразить так: |
Субъективные и потенциальные деятельности и отношения ребенка становится возможным охарактеризовать как объективные и актуальные отношения внутри определенных, уже сложившихся структур. Сопоставление разнородных структур с разнонаправленными отношениями и функциями переводятся в сопоставление однородных структур с однопорядковыми отношениями и функциями. Тогда степень расхождения между объективной внешней системой отношений, задаваемой воспитателем или складывающейся стихийно и внутренней системой отношений, возможных у ребенка можно характеризовать по расхождению каких-то выбранных внешних структур. На этом пути мы получаем возможность исследовать, во-первых, смену функций вещей относительно этих структур, при этом сами вещи должны сопротивляться этому как в силу своих вещественных атрибутивных свойств, так и в силу прошлых функций, т.е. связанных с ними отношений. Появляется возможность установить ряды наиболее близких друг другу функций. Во-вторых, мы можем вести исследования сопоставления указанных структур с точки зрения появления в них новых элементов, требующих особых, иногда совершенно новых отношений. В-третьих, иногда появляется возможность исследования переноса старых отношений на новые объекты, знаки, на новых людей и т.д., зависимость этих переносов от свойств самих вещей. В результате столкновения различных функций этот план исследований может интерпретироваться двояко. Во-первых, сопоставление различных социальных и педагогических форм, их связей и отношений друг другу, а следовательно их возможности следовать друг за другом в единой системе воспитания и обучения. Во-вторых, он может интерпретироваться с точки зрения возможностей деятельности ребенка, попавшего в новые для него ситуации. И здесь впервые «ситуации». Не было до этого ситуаций, а вот здесь появляются. Первый и последний раз. Сравнивая вновь заданную ребенку внешнюю структуру со структурами уже бывшими в его опыте, мы можем судить о том, какое отношение он сможет оттуда заимствовать, чтобы построить новую систему взаимоотношений. Но условием движения в этом втором плане является предположение, что потенциальные возможности ребенка равны сумме уже пройденных им актуальных отношений. Оно может быть весьма продуктивным и т.д. |
Игра имеет исключительно большое значение в воспитании и вообще жизни дошкольников. По каким-то параметрам она не может быть заменена никакими другими педагогическими формами и другими видами взаимоотношений. Но вместе с тем она не является единственной в жизни дошкольника, сочетается с другими, в частности с деятельностью потребления, самообслуживания, с участием в жизни взрослых, в т.ч. их трудовой деятельности, со специально организованными занятиями. Все эти виды отношений, а вместе с тем соответствующие им педагогические формы организации, непрерывно накладываются друг на друга, пересекаются, перекрываются, и можно сказать, что игра органически вплетена во все другие формы и отношения. Однако, одни и те же вещи часто являются объектами потребления игры, даже еда ребенка часто сопровождается игровыми моментами, участие в жизни взрослых часто переливается в игру, игровые отношения то и дело переходят в неигровые и наоборот. После чего последний абзац в этом разделе дает нам указание на целую линию дальнейших размышлений. Вместе с тем мы должны, очевидно, иметь в виду, что система игровых отношений вплетена в более широкую сеть всех жизненных отношений ребенка, которые он устанавливает в системе инкубатора и является лишь частью этих отношений. Поэтому происходит постоянный обмен отношениями, постоянный перенос деятельности из одной области в другую и т.д. Т.е. идет идея выстраивания последовательности таких ситуаций, как некоторого канала или линии формирования соответствующих качеств человека. |
Ответы на вопросы |
Сорокин К. Не очень понятно, за счет чего возникают новые отношения у ребенка с внешними вещами? Т.е. как эти отношения определяются? |
Поэтому вот эти четыре предмета у нас присутствуют в поле рассмотрения. Они возможны. И я начал с первого. Хотя мог начать с культуротехники. У меня была мысль начать с культуртехники. |
Данилова В.Л. У меня тут появилась идея, но не хватает эрудиции, чтобы ее проверить. Сначала, когда ты стал зачитывать Левина, я подумала, что это о ситуации из другой задачи. Это не те ситуации, которые противопоставлены норме в схеме ВДиТК. Это одна версия. Но вторая версия нравится больше. А может быть через противопоставление и сопоставление ситуации с нормой Георгий Петрович задает другой способ центрации ситуации? Т.е. если предположить, что ситуация всегда центрирована относительно индивида и представляет собой проекцию вот этих индивидуальных смыслов, то вообще-то говоря, чтобы задать объективность ситуации, нужно на место центра, на место индивида положить что-то имеющее объективное существование. Может быть, он просто кладет норму? Может же быть ситуация относительно нормы? |
Ковалевич Д. Да, точно. И в этом смысле, ситуация – это две разных нормы. Щедровицкий П.Г. Ну, подожди. Да. Но Георгий Петрович это и говорит. То, что мы раньше рассматривали как эманацию индивида, [нужно] рассмотреть как прошлую ситуацию, как прошлую норму, и поэтому, что значит сильно отличная? Считай, что это перевернуть просто нужно. Данилова В.Л. Я тогда согласна, но я тогда бы добавила еще то, что объективность ситуации задается деятельностью по норме, если деятельность по норме осуществлена, то ситуация маркирована, выделено то, что существенно, установлены связи и т.д., а дальше уже морфологизация деятельности превращается в объективность ситуации. Вот тот кружочек, который он рисует слева – это результат того, что была осуществлена деятельность по норме, и как бы эта деятельность оставила следы, которые можно считать объективными, поскольку они соотнесены с объективностью нормы. Щедровицкий П.Г. Смотри, давай из другой. Что обсуждает Левин в этой статье про награду и наказание? Он обсуждает очень простую вещь, что поведение ребенка в конкретной ситуации определено действиями взрослого в прошлой ситуации. Если ребенок вел себя определенным образом и получил либо награду, либо наказание, то память об этом определяет его действия в следующей ситуации. И в этом плане правильно управляя этим метаслоем, т.е. слоем награждения-наказывания, можно выстроить рисунок движения ребенка по различным ситуациям. Грубо, та же логика, только награда и наказание не рассматривается Георгием Петровичем, а рассматривается абстрактное представление о нормировке. Т.е. не рассматривается природа нормировки. Потому исполнение чего-либо в функции нормы может быть опосредовано какими-то вещами. Например, награда и наказание. Вменение. Некоей дополнительной деятельностью по вменению чего-то в качестве нормы. А если вы исторически вернетесь еще на шаг назад, я не стал приносить еще одну книгу, поскольку у Питирима Сорокина есть тоже работа про награду и наказание, у него там один из разделов называется «Три типа актов деятельности». И тема эта еще раньше, чем у Левина. Хотя он не пользуется понятием ситуации. |
Ковалевич Д. Т.е. в ситуации, вы говорите, нет ничего специфического, принадлежащего… Щедровицкий П.Г. Как же? Там специфическое – это центр. Вот вы, сидящие здесь в зале, как элементы материальной организованности ситуации моей лекции, по-разному мною маркированы. Я отношусь к вопросам Сорокина иначе, чем я отношусь к вопросам Веры Леонидовны. И к Сорокину я отношусь иначе, чем к Вере Леонидовне. Хотя морфологически, они почти ничем не отличаются. И в этом смысле всегда есть этот центр, из которого происходит маркировка и ранжирование. И что-то фиксируется как значимое, а что-то не значимое. Ковалевич Д. Но есть то, чем это определяется. Предыдущей историей вопроса. Т.е. у вас такая норма. Сорокина определять так, а Веру Леонидовну по-другому. Щедровицкий П.Г. В этом смысле это не норма. Ковалевич Д. Что есть в ситуации кроме норм, принятых индивидом из прошлой ситуации? Щедровицкий П.Г. Ты не правильно говоришь. Не делится мир на нормы и не нормы. Все имеет ипостась существования в качестве нормы. Любая организованность деятельности имеет одну из своих форм существования в качестве нормы. Данилова В.Л. Вот здесь-то и становится важным то, что я начала обсуждать. Что вот эта объективная ситуация, это все-таки не норма, а это результат того, что человек осуществил по норме некую деятельность, а эта деятельность захватила вещи, знаки… Щедровицкий П.Г. И, например, стала успешной или стала социально приемлемой. Его воспитатель похвалил. Потому он приходит в следующую ситуацию, и там ее воспроизводит. Данилова В.Л. Тогда надо обсуждать не то, что у тебя есть норма разного отношения к тем или иным людям, а то, что ты реализуешь некоторые нормы своих лекций и докладов. Во многом это индивидуальная работа, а уже эти нормы.., в частности, туда входят вот эти обсуждения, вот эти нормы обсуждения по-разному захватывают материал. Щедровицкий П.Г. Да. Или в проекции на страдательную часть ситуации – вы реализуете какие-то нормы, и одни из них приводят к успешной коммуникативной стратегии в ситуации моих лекций, а другие к неуспешной. |
Данилова В.Л. И продолжая эту логику, что ситуация у каждого из нас другая, чем у тебя, хотя мы объективно сидим в одних и тех же обстоятельствах… Щедровицкий П.Г. Смотри, да. Хотя линия на попытку построить понятие ситуации коллективной деятельности остается и идет директрисой до оргдеятельностных игр, где обсуждается: одна у нас ситуация в игре, или у всех разная. И есть определенная техника рефлексии, направленная на обобществление и формирование единой ситуации. Данилова В.Л. Как я понимаю, только там она начала появляться. Щедровицкий П.Г. Думаю, она с самого начала была. Вы плохо относитесь к моему базовому тезису. Я утверждаю, что люди все придумывают до 25-ти лет. Поэтому я свой доклад на Чтениях делал в той же фигуре, возражая Дубровскому, что никакого новообразования в игровой период не было. Не нужно верить Георгию Петровичу и его мифологии, что схему мыследеятельности придумал Марик Меерович в Игре-2. Ничего он не придумал. Схема мыследеятельности давно была придумана и подробно обсуждена в лекциях середины 70-х годов. Но некоторая специфическая ситуация заставляла Георгия Петровича модернизировать некоторые представления и привязывать их к этим непосредственным коммуникативным сюжетам в играх. В том числе, наделяя некоторых участников игр героическими функциями. Ковалевич Д. Так ответ в итоге игрового периода был дан? Щедровицкий П.Г. В ранних игровых исследованиях, которые были связаны с ролевыми детскими играми, очевидно, обсуждалась та же проблематика. В какой момент ситуация интегрируется, и группа детей соглашается с тем, что ситуация такова и, например, возвращается в игру. Элементарная эмпирика – дети играют, потом у них наступает конфликт, и они говорят: «Ты неправильно играешь, казаки не могут так играть». Они останавливаются и начинают обсуждать, могут, не могут, почему не могут, а потом в какой-то момент добиваются взаимопонимания, фактически сводят видение ситуации с ее трактовкой и возвращаются в игру. Они могут поменяться ролями… Верховский Н. Вот когда конфликт возник, это была ситуация или они вышли из ситуации? Щедровицкий П.Г. Это мы уже пошли в оргтехническую схему. Ну, конечно, вышли и т.д. Здесь как раз вся эта линия с рефлексивными охватами. |
Ковалевич Д. Здесь же нет рефлексии. Щедровицкий П.Г. Да, нет ее. Это же более ранний текст. Это текст 60-го года. Здесь еще нет схемы воспроизводства. Хотя она появляется в этом же тексте потом. Если вы помните, вот эти все средства, нормы, это все обсуждается в этом же тексте в следующем разделе. Мы это читали с вами раньше, когда я доказывал Вере Леонидовне, что схема воспроизводства имеет педагогическую природу. А источником, опять же, коллеги, для очень многих моделей является эмпирическое исследование. Надо наблюдать за конкретикой, это много чего дает. Есть еще вопросы? Тогда давайте сделаем маленький шажочек вперед. |
§41/00 (1) | продолжение (2) |
В лекции номер пять, в курсе лекций «Оргуправленческое мышление», прочитанных в 81-м году для начальников управления строительством атомных электростанций, Георгий Петрович говорит: «Человек всегда живет и действует в коллективе: работает в определенных группах людей, вступает в определенные взаимодействия. И эти взаимодействия развертываются в определенных ситуациях. Ситуации всегда задаются взаимодействиями между людьми. Ситуации – это ситуации человеческих взаимодействий.Вы меня можете здесь спросить, почему я так нажимаю на этот момент, когда это вроде бы самоочевидно. Дело в том, что для практики это самоочевидно, а для теории это было за семью печатями. Когда в домарксистской науке описывали человеческую работу, то рисовали этакого Робинзона, одного человечка, и говорили, что человек действует, человек относится к природе, человек познает мир и т.д. Это все был один человечек. И отсюда у Маркса карикатура: он называл предшествующие исследования робинзонадами, где Робинзон попадает на необитаемый остров и соотносится с природой. Но хотя Маркс смеялся над этим в 50-е годы прошлого века, подавляющее большинство наук до сих пор в качестве основной модели оставляет этого одного человечка, который действует, ставит цели, познает мир и т.д. То, что человек действует всегда в коллективе, всегда в определенной сложной организации, по-настоящему в науки не проникло, только-только начинает осознаваться. Поэтому за всем этим стоят сложные проблемы. И вот я сейчас для вас фиксирую этот тезис как исходный для нашей работы: человек всегда действует в группе, в коллективе – в ситуации коллективных взаимодействий. |
Давайте это зарисуем, очерчивая границы ситуации, которая фиксируется в определенных связях между определенными местами. Минимальное количество участников – три, не два. Может быть и больше, но минимальное число – три. Как ячейка. <...> |
Теперь я к вам самим это применяю. Вот вы съезжаетесь, начинает формироваться ваш коллектив. Вы в одной ситуации или в разных? Вроде бы, поскольку вас собрали в рамках этого ИПК, и вы уже внутренне приняли позицию, что каждый из вас слушатель этой группы резерва, между вами возникла некоторая общность: вы все теперь одинаковые – все слушатели. Но при этом у каждого свое отношение к этому событию, каждый приехал со своей особой целью. Кое-кто приехал, но не уверен, что останется. Кто-то приехал и считает, что ему это нужно, а еще кто-то считает, что ему это совсем не нужно. И у каждого своя перспективная линия. Поэтому отношение к тому, что здесь будет происходить совсем разное. Один, скажем, хочет получить больше знаний, чему-то научиться. А другой хочет в первую очередь не сделать каких-нибудь ошибок, и это для него в стократ важнее, чем получать какие-то знания. А, кроме того, каждый привез весь мир представлений своего строительства. И поэтому все, что происходит здесь, он относит к тому, что было там. Поэтому нельзя понять, в одной вы ситуации или в разных. Границы между ситуациями очень сложны, проводить их непросто. И проходит какое-то довольно большое время, прежде чем начинает складываться общность ситуации. В вашей группе это только-только начинает происходить, хотя прошло четыре недели, а у вас только начинает складываться один коллектив, одна общность. Пространство и время никогда не определяют единство ситуации, ибо ситуация задается человеческим сознанием, тем, как человек себя сознает, кем он себя сознает, где он себя сознает. И за счет очень сложных механизмов сознания ситуация всегда есть единство реального и идеального. Очень красиво это описывали Ильф и Петров в образе «Вороньей слободки», где живет куча людей: летчик-полярник, бывший князь, а ныне трудящийся Востока, дворник Пряхин, гражданка Пферд... У них там свои проблемы, в этой коммунальной квартире: они решают вопрос, пороть ли Лоханкина за то, что он не тушит свет в туалете. И вроде бы все эти люди связаны пространственно, но живут они все при этом в совершенно разных ситуациях. |
Но тем не менее, ситуация эта как-то складывается. Она всегда есть единство объективного и субъективного, обстоятельств и нашего к ним отношения. И можно, например, жить в ситуации сегодняшнего дня, а можно жить в ситуации, которая исчисляется столетиями и тысячелетиями. Например, когда в философских работах мы сегодня говорим о борьбе материализма и идеализма, то мы проводим эту линию до Платона и Демокрита и считаем, что они находятся в нашей ситуации. Точно также если кто-то из вас получил задание разрабатывать программу развития строительства на 20 лет, то оказывается, что он сегодня этим заданием включается в ситуацию на 20 лет вперед. И как только вы это задание приняли и начинаете по поводу этого размышлять, так тотчас же вы раздвинули границы своей ситуации. Когда мы читаем американские книжки об их опыте организационно-управленческой работы, то мы опять-таки расширяем пространственные границы нашей ситуации, захватываем американский опыт, или немецкий, французский, японский и т.д. И иногда нужно поехать на полигон, на строительство – посмотреть, а иногда достаточно просто книжку почитать и таким образом раздвинуть границы своей ситуации. И вот представьте себе – я делаю третий шаг – что кто-то из второй ситуации задает какой-то вопрос кому-то из первой ситуации. Предположим, у нас шесть человек. Значит, шестой задает вопрос первому. |
Скажем, он – возьмем стандартную ситуацию – спрашивает: вот ты сейчас что-то делал, расскажи, пожалуйста, что ты делал. <...> Что надо сделать, чтобы на этот вопрос ответить? |
Это 81-й год. Здесь уже, конечно, вот те два плана тесным образом связаны. И в статье «Заметки о структуре ситуации учения, обучения», которую я читать не буду, потому что она уже опирается на очень сложные, не введенные нами пока представления, и выводит на более позднюю графику… Помните, как я в докладе на чтениях сказал, что Владимир Александрович Лефевр, приделав к кружочкам ножки и ручки, существенно расширил и углубил. А вот в статье «Заметки о структуре ситуации учения, обучения», собственно понятие ситуации, думаю, вытекает из этой логики, из позиции найти кванты учебных отношений, Георгий Петрович пишет в самом начале: «Существует много разных определений сути обучения. Одни видят ее в передаче знания или деятельности, другие в формировании и развитии способностей, третьи в организации учебных ситуаций, четвертые в управлении учебной деятельности. Более того, в каждой реальной ситуации обучения объединяются и склеиваются моменты, соответствующие всем этим определениям. Поэтому нам приходится говорить о деятельности педагога, как о многоликой и разнообразной. А о ситуациях обучения, как об объединяющих и организующих в себе много разнообразных деятельностей. К этому нужно добавить, что какую бы ситуацию обучения мы не взяли, во всех случаях это будет ситуация совместной деятельности двух индивидов – учителя и ученика. А следовательно, всегда будет существовать определенная связь их деятельности и она будет отражаться в организации ситуации. |
Ответы на вопросы |
Ковалевич Д. Вообще, вот это оконтуривание внутреннее, оно же появляется на первых ваших схемах, когда нет еще позиции, но есть уже оконтуривание, оно уже предполагает другую позицию, которая это оконтуривание проводит. И в этом смысле у нас уже изначально понятие, относящееся к этой рефлексивной категории, предполагающее необходимость внешнего видения или рефлексии. |
Они к своей собственной деятельности по решению задач выстраивают еще некоторое особое отношение и как бы имитируют внешний взгляд. Они присваивают из другой позиции навыки, полученные ими в позиции самого решающего задачу и выполняющего те или иные упражнения в классной комнате». |
Верховский Н. В тот момент, когда появляется рефлексивная позиция, тогда появляется два представления о ситуации. Одна… |
Верховский Н. Можно, конечно, и так и так разнести. Вы говорите, что у Левина про ситуацию много, а у Георгия Петровича мало, практически ничего, только приговорки. А Левин только про ситуацию. Щедровицкий П.Г. Да. Верховский Н. Хотя для Георгия Петровича ситуация является одним из центрирующих факторов. Я уж не знаю, почему это понятие не прорабатывается? Оно же там все время востребовано? Почему оно не введено? Ковалевич Д. Здесь такая интенция, связанная с преодолением. Ну, преодолели и дальше пошли. Чего его прорабатывать? Щедровицкий П.Г. И более того, Георгий Петрович настаивал на распредмечивании всего аппарата «психологических» понятий. Например, понятий потребности, способности. Если про потребность мало было работ, то про способности довольно много. Георгий Петрович настаивал на том, что то, что вы – психологи или психологизирующие философы, называете способностью, есть просто определенный тип отношений человека и деятельности. Когда мы фиксируем, что человек может реализовывать некоторую деятельность, а потом это отношение (возможность ее реализовывать) приписываем, как свойство самого человека. Т.е. превращаем функциональные отношения в атрибутивные. Это неправильно, нет никаких способностей. Способность – это выдумка. Продолжаем линию Левина. Левин обсуждает потребность, как морфологическую характеристику человека, а Георгий Петрович обсуждает потребность по-другому. Почему он педалирует именно это выражение Левина, что пирожное хочет, чтобы его съели? Потому что он приписывает отношения потребления не человеку, а ситуации. Т.е. он пытается это отношение объективировать. Потребностей нет никаких. Потребность есть проекция прошлой ситуации. Потребность есть свернутое в типе отношений человека и окружающих вещей, действие в прошлой ситуации. В этом смысле – это два разных взгляда. Левина интересует вот этот психологический субстрат и его специфика. Георгия Петровича интересует объективация, попытка описать все это, как что-то объективное, имеющее объективные механизмы и законы. |
Верховский Н. А вам что позволяет говорить, что Георгий Петрович и Левин говорят про ситуацию, брать это как равноположенное? Кроме самого слова ситуация. Один говорит про ситуацию и другой про ситуацию. Одно и то же слово используют, значит, говорят про одно и то же? Щедровицкий П.Г. С моей точки зрения, безусловно, вот этот факт маркировки у них общий. Факт того, что вырезается некоторая геометрия и предметы обстановки размечаются особым образом, что-то более значимым, что-то менее значимым – это то общее, что они обсуждают. Просто один фокусируется на вот этих психологических… Верховский Н. А дальше вопрос об основаниях вырезания. У одного основания одни, у другого основания другие. Щедровицкий П.Г. Да. У одного объяснительная модель одна, у другого – другая. Хотя, там есть масса параллелей. В этом смысле, я бы сказал, что Левин двигался от исключительно феноменологического подхода к объективации. А Георгий Петрович начал с объективной трактовки и двинулся к более субъективированной. Ищенко Р. Можно же из одной объективной обстановки вырезать две разных ситуации. И это порой бывает достаточно полезным. Щедровицкий П.Г. Да. Более того, вот эта линия, которую мы с Верой начали обсуждать, как бы игровой сюжет обобществления ситуации. Вот люди прошли игровой день, они проработали в разных группах, каждый из них прошел немножко разную траекторию понимания, потом все собираются вечером на итоговую рефлексию и на доске начинают рисовать сборку, которая претендует стать общей трактовкой ситуации. И если вот этого собирания не происходит, то игра имеет шанс развалиться, потому что траектории начинают все больше и больше расходиться, смысловые структуры значимости начинают расходиться, и она разрывается. Аббасов С. Т.е. есть маркеры разные, кисточки разные? А потом эта мозаика выкладывается на общее табло и происходит попытка это свести к единому? А если растаскивается по спектру, то тогда не получилось? Щедровицкий П.Г. Это уже техника. Но суть такая – превратить разные ситуации индивидуальные и групповые в единую ситуацию рабочего процесса. |
Ищенко Р. Но и наоборот, иногда бывает важно суметь себя вытащить из одной ситуации, которую ты в данный момент воспринимаешь, и в той же объективной обстановке собрать другую ситуацию. Щедровицкий П.Г. Да. Аббасов С. Это значит перемаркировать. Ковалевич Д. А ситуация как знание трактовалась? Обсуждалась? Ведь это то же самое, что в схеме многих знаний… Щедровицкий П.Г. Еще раз. Все есть одна схема. Или кортеж схем. Алейник В. Скажите, а полагание вот этой одной ситуации участниками обсуждения, если некогда они прошли разные траектории, связанно с занятием какой-то общей позиции? Щедровицкий П.Г. Она может предполагать фиксацию если не одной позиции, то нескольких позиций. Собственно, вот то, что в этой цитате в лекциях по управлению, это собственно и является механизмом сборки. Потому что мы зарисовываем несколько позиций, собрать в одну позицию почти невозможно… Алейник В. Тогда и разные ситуации? Щедровицкий П.Г. Нет, одна ситуация, с определенным позиционным рисунком. Зачем я читал этот кусок про то, что три позиции в одной ситуации, а три в другой. Правильный рисунок позиций позволяет обобществить даже сложную ситуацию. С одной позиции люди не готовы себя синонимизировать, согласиться с такой трактовкой, а с неким рисунком, где для них оставлены места, для их трактовки, для их понимания, они готовы согласиться. Поэтому правильное коллективное ядро… Давайте на детях посмотрим, в комнате находится пять детей, а ролевых позиций в предлагаемой игре – три. Они никогда не договорятся. Поэтому ты должен развить сюжет игры так, чтобы в ней появилось пять позиций, и каждый понимал, что он играет в этом общем процессе. И как только ты положил измененный сюжет, ты их включил в одну ситуацию, они играют совместно. А если ты этого не сделал, то двое выпали. А как только они выпали психологически, они развалили ситуацию. Потому что один из них начинает играть в футбол, попал мячом по голове играющим. Типичные вещи, когда мальчики и девочки играют в одной комнате. Или возрастные есть проблемы, вы не включили самого маленького, а ему обидно, и он начинает выламываться, а поскольку он должен еще привлечь к себе внимание, он делает это демонстративно, он начинает это все переворачивать. Но это ваша проблема, вы не создали сборки. |
Данилова В.Л. Понятно, что, по крайней мере, есть два фокуса сборки ситуации. Один через структурирование активности – каждый должен иметь то, чем он будет заниматься, свое место в этой деятельности, а другой, наверное, в развитых случаях, через общность каких-то высших онтологических этажей. Щедровицкий П.Г. С моей точки зрения нет никакой разницы между высоким онтологическим и конкретным ситуационно-ролевым. Все это здорово, но только в какой-то момент, ты им предлагаешь версию ролевого размещения, а они тебе говорят, что этого не бывает. Данилова В.Л. Я же и говорю про онтологический полюс, что его нужно придумать. Придумать ситуации, в которых это бывает. Щедровицкий П.Г. Любая подобная ролевая (позиционная) структура намекает на онтологию. Пошли дальше. |
§ 41/00 (1) | продолжение (3) |
«По-видимому, существует два различных плана изучения ситуаций обучения. Один план может быть назван социологическим. Здесь мы рассматриваем ситуацию обучения как результат и продукт исторического развития всего социума. И это вполне естественно. Все элементы ситуации обучения исторически формировались, и это накладывает на них решающую печать. Исторически формировались те содержания, которые мы задаем детям в ситуации обучения. Исторически сформировались и являются разными для разных эпох отношения, которые складываются в них, с одной стороны, между детьми, с другой стороны, между детьми и воспитателями. Сами ситуации обучения меняются в процессе жизни ребенка. Сначала это парная ситуация – ребенок и мать. Потом она расширяется, принимает другую форму в яслях, детском саду. Начинают появляться отношения между детьми. Игра является здесь основной формой по отношению к усвоению различных содержаний. Переход ребенка в школу точно также вновь меняет все отношения и приводит к выработке так называемой учебной деятельности. Но все эти различия в ситуациях обучения вытекают не из внутренней природы ребенка, не из его внутренних возможностей, они складывались в ходе исторического развития социума. Под определенным влиянием целей воспитания и обучения, т.е. под влиянием тех требований, которые общество выделяет к подготовке и образованию индивида. |
Они умеют так расчленять свою деятельность, так приостанавливать ее в некоторых местах, что это неимоверно облегчает построение деятельности учениками. Но и они пока еще не дают специальных пояснений. Потом в ситуацию обучения включаются словесные пояснения, показы словами. Появляются словесные сообщения, фиксирующие правила деятельности. Возникают алгоритмы, как особые инструкции для построения деятельности. Это делает возможным изменение отношения педагога к ученикам. Их связь становится еще более опосредованной и свободной. Продвинувшись немного дальше в истории, мы находим уже учителя-лектора. Объяснения и пояснения превратились в самостоятельные куски, достаточно большие, оторвавшиеся от непосредственной связи с самими действиями. Эти действия и построения сложных цепей действий переносятся на практические занятия. В этой связи происходит разделение учебника и задачника, ибо они как особые формы сообщения лишь фиксируют в графических знаках то, что сложилось в устной практике в ситуациях обучения. |
Он будет совершать иную деятельность, используя уже имеющуюся. Наверное, трудно изобразить его операциональное строение. Объектом этих операций обязательно будут, с одной стороны, новые данные предстоящей проблемной ситуации, а с другой, элементы уже имеющегося построенного алгоритма. Идем чуть дальше: Теперь я могу вернуться к исходной постановке вопроса. Ситуации обучения были введены в контексте изучения мыслительной деятельности. Я вводил и задавал их как еще одну систему их связей и функций, которую мы должны учесть, чтобы построить модель субъективно-психологической части мыслительных процессов. К вопросу об установке на объективацию и субъективную трактовку. Но это мы с вами разбирали раньше. |
Ответы на вопросы |
Сорокин К. Все-таки, не очень понятно, насколько эта ситуация, связана ситуацией на схеме ВДиТК? |
Не только обучение, не только абстрактные голые средства, которые не имеют для ребенка особенно в этом возрасте никакого квантора значимости. Какая им разница, алгебраическая или арифметическая система им преподается в процессе обучения. У него с этим никаких переживаний и личных эмоциональных состояний не связанно. А вот будет он разбойником или казаком, особенно во второй раз, это серьезный вопрос: «А почему опять мы разбойники, нет, мы хотим казаками. Это не честно!» Это гораздо более важно, чем правильное решение арифметических форм. |
Они размером предметов обозначают значимость в своем пространстве. Почему папа маленький, а мама большая? Потому что папа приходит только на субботу и воскресенье. «В качестве исходной структуры в соответствии с принципами исторического материализма можно выбрать модель производственной единицы социума. Вопрос о том, какие элементы и связи должны быть включены в подобную единицу, как она должна быть представлена в графическом материале сам по себе является достаточно сложным и требует специального обсуждения. Совершенно опуская его, мы введем в качестве модели такой единицы, причем в чисто ориентировочном плане и только для того, чтобы иллюстрировать применение метода, структуру изображенную на «схеме 1». На ней квадратами обозначены предметы производства, т.е. объекты деятельности, орудия, продукты, находящиеся между собой в различных отношениях и связях, кружками люди, а большим кругом производственная деятельность, связывающая людей между собой и предметами производства». |
Ну, а дальше в ситуации возникает разрыв, она требует своего восстановления, напрямую она восстановлена быть не может, это восстановление должно быть опосредовано нормировкой. Пространство, в котором существуют нормы, называется культурой, а то, что воспроизводится, называется сначала социально-производственными системами, а потом начинает называться ситуацией. Иначе говоря, потом эти социально-производственные системы погружаются внутрь ситуации. Им приписывается особая ситуационная форма существования. |
Сноски и примечания |
(1) - Нумерация параграфов дана в виде дроби. В ее числителе - сквозной номер параграфа в соответстсвии с данной интернет-публикацией. В знаменателе - номер параграфа в соответствиии с текстом лекций, который у меня на руках. Данный параграф в нем не обозначен (Виталий Сааков). |
Щедровицкий Петр Георгиевич. Родился в семье русского советского философа
Г.П.Щедровицкого. С 1976 года начинает активно посещать Московский методологический
кружок (ММК), организованный Г.П.Щедpовицким. В ММК специализируется
в области методологии исторических исследований, занимается проблемами
программирования и регионального развития. С 1979 года участвует в организационно-деятельностных
играх (ОДИ), специализируется в сфере организации коллективных методов
решения проблем и развития человеческих ресурсов. В настоящее время занимает
должность заместителя директора Института философии РАН, Президент Некоммерческого
Института Развития "Научный Фонд имени Г.П.Щедровицкого" - - - - - - - - - - - - - - - - смотри сайт "Школа культурной политики": http://www.shkp.ru - - - - - - - - - - - - - - - - источник фото: http://viperson.ru/wind.php?ID=554006 |
|
|
|