главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 21. (...) |
§ 42. (...) |
Ответы на вопросы |
§ 42. (продолжение) |
Ответы на вопросы |
§ 42. (продолжение) |
Ответы на вопросы |
§ 42. (продолжение) |
Ответы на вопросы |
§ 42. (продолжение) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
лекция 21 | (...) |
§ 42/00 (1) | (...) |
Щедровицкий П.Г.… культура и отсутствием, в отличие от схемы знания, какого-то набора достаточно рефлексивных комментариев. Но вроде за прошедший месяц мне удалось из этой трясины выкарабкаться, поэтому текущий параграф, не помню уже какого номера, вновь посвящен комментариям к системному подходу. |
И я также несколько раз возвращался к той рефлексивной трактовке самого понятия категории, которое присутствовало в работе ММК. Я достаточно подробно цитировал раздел из поздней работы начала 80-х годов о категории «сложности», в которой Георгий Петрович специально обсуждает, что такое категория, как она устроена, и чем категория как вид эпистемы отличается от других типов эпистем, таких как понятия, знания и т.д. «Итак, тема «Элементы общесистемного анализа». Первая часть носит общекультурный характер, это рассказ об истории системного движения. Вторая часть будет посвящена основным категориям системного анализа. Историческую часть мы поделим на собственно историю системного движения, начинающуюся в 49-м и 50-м годах, и предысторию. |
На него ссылается Лавуазье – создатель первого учебника химии. Лавуазье начинает так: «Работы аббата Кондильяка показали, что все дело в хорошо построенном языке. Язык должен быть таким, чтобы он просто и отчетливо отображал отношения вещей. Когда у нас есть такой язык, то мы можем знать, что происходит в мире. Поэтому мы решили каждую часть вещества обозначить своим особым именем, дать ей соответствующий знак». |
Отсюда постоянная зависимость «естественной», «натуральной» науки от техники и инженерии в широком смысле. Инженер всегда имеет то преимущество, что он знает, как устроена машина, механизм, который он создавал, или здание, которое он строил. А для ученого объект природы всегда выступает как «черный ящик». Поэтому сегодня, когда физиолог начинает обсуждать, как работает и как устроен человеческий мозг, то инженер-кибернетик говорит: все понятно, это очень сложная вычислительная машина. Этот переход от построенной нами вычислительной машины к объекту природы есть основной принцип. Поэтому инженерные конструкции чаще всего и выступают как модели объектов природы. |
Так вот, когда Дюма зафиксировал эти странные факты, что вещества, составленные из одних и тех же частей-элементов (я говорю сейчас через дефис, потом вы поймете почему) имеют разные свойства, то тем самым набор категорий был подвергнут сомнению. Он перестал работать для этих случаев, и нужна была новая категория. И такой категорией стала категория структуры, становление которой зафиксировали почти одновременно два химика – Бутлеров и Кекуле. |
В результате разработок, продолжавших эту линию, где-то в 1908-1911 годах появилась схема, тоже известная нам по учебникам: электрон вращается вокруг двух ядер и за счет этого их завязывает. Так начали определять валентности, смены связей и пр. |
Поэтому вся эта линия в химии развивалась, игнорируя представления о процессе. Таким образом, долгое время в структурно-системные представления – а это уже сложилось в структурно-системные представления – процессы не входили вовсе. |
А почти одновременно выходит знаменитая книга Винера «Кибернетика». И тогда возникло явление, которого не ожидали ни Винер, ни другие: эта его книга породила новое движение – кибернетическое движение. Масса людей из разных областей, разных профессий, разных научных предметов подхватывают эту книгу как знамя, и кибернетическое движение начинает разрушать границы областей, предметов, профессий. |
В 1965 г. была сделана попытка провести первое всесоюзное совещание, правда, и тут нашелся в последний момент начальник, который тираж тезисов арестовал и конференцию закрыл. Но это уже не имело значения, поскольку все уже случилось: возникла достаточно большая группа представителей разных профессий, которые придерживались системного подхода, в это движение вовлекалось все большее число людей, они становились смелее. Для вас скажу, что Гвишиани – это родственник Косыгина. …И сейчас это широко внедряется, вошло в партийные документы, было отмечено в соответствующих пунктах решения XXIV съезда КПСС, так что теперь системный подход является основным, решающим, и тот, кто без него работает, тот просто плохо работает. Только не очень было понятно, что же такое системный подход. |
Объекты сами по себе не являются системами или не системами, это зависит от целевой, предметной точки зрения. Если мы представляем объект системно, то он для нас выступает как система. А в других случаях нам этого не нужно делать. |
Могу здесь сделать маленькую паузу, потому что дальше, собственно, про категорию системы. |
Ответы на вопросы |
Ищенко Р. Почему у Кондильяка не обсуждалась категория процесса? Он вообще его не рассматривал? |
Васенин О. А вот вы упоминали про Гвишиани. Стоит его читать? Щедровицкий П. Серая такая книжка. Это под редакцией Гвишиани краткий перевод американской Handbook по управлению. Поэтому если история интересует, то можно его читать. В таком виде, с разрешения политбюро ЦК КПСС и под личным кураторством Косыгина у нас впервые появилась популяризация американских управленческих идей того периода. Двинулись дальше: |
§ 42/00 (1) | (продолжение) |
Но далее: свойства (а), (b), (у), (5) принадлежат частям, пока я говорю «частям», хотя это не очень точно, и сейчас я поправлюсь. А целое – это исходное целое со свойствами (а), (b), (с)... Мы получили свойства частей и свойства целого, и их надо было как-то различить. В первую очередь это сделали в термодинамике, различив макроскопический план и микроскопический план, внешний и внутренний. И здесь мы можем говорить о внутреннем устройстве или строении. А целое у нас остается как рамка, в которую мы это структурированное целое вкладываем. |
Следовательно, элемент предполагает два принципиально разных типа свойств-характеристик: свойства его как материала и свойства-функции, рождаемые из связей. Другими словами, элемент – это не часть. Часть существует, когда я механически разделяю, и каждая часть стала существовать сама по себе, как простое тело. А элемент – это то, что существует в связях внутри структуры целого и там функционирует. Элемент имеет свойства двух типов – атрибутивные свойства и свойства-функции. Свойства-функции – это те, которые появляются у части, когда мы ее включаем в структуру, и исчезают, если мы ее из структуры вынем. Вот если я был мужем, поссорился с женой, пошел в ЗАГС, развелся, я свойство-функцию мужа потерял. Я перестал быть мужем. Ведь быть мужем – это значит находиться в определенном отношении, иметь жену и быть зарегистрированным, с соответствующей записью в паспорте. Если эта связь разорвалась, у меня свойство-функция исчезает. Атрибутивные же свойства – это те, которые остаются у элемента вне зависимости от того, находится он в этой системе или нет. Слово «этой» здесь очень значимо. Ведь может оказаться, что свойство, которое при процедуре анализа кажется нам атрибутивным, есть просто функциональное свойство из другой системы. |
В современной психологии есть техника так называемой депривации: человека погружают в специальную ванну с жидкостью, удельный вес которой равен удельному весу человека, поэтому отсутствуют ощущения от собственного тела, в комнате, кроме того, отсутствуют свет и звуки; через определенное время человек теряет личность, атрибутивные свойства у него пропадают. Я позже вернулся бы к обсуждению этого вопроса, потому что это одно из самых принципиальных открытий нашего времени. Но уже Маркс понимал это очень четко. Сущность человека есть совокупность тех общественных отношений, в которые он вступает в процессе своей жизни. И сознание его, и все его качества суть не что иное, как следствие его функционального включения в систему мыследеятельности. |
Итак, мы имеем место и наполнение. Возникает интересный вопрос: как соотносятся атрибутивные свойства и свойства-функции, т.е. свойства места и свойства наполнения? Они давят друг на друга, они все время стремятся к взаимообеспечению. Свойства наполнения должны соответствовать свойствам-функциям. |
Тот, кто уже больше не зависит от своего места. Здесь маленький антропологический кусочек мы пропустим. Итак, для элемента, который есть единство атрибутивных свойств и свойств-функций, это проблема номер один. Я говорил, что мы имеем структуру. Мы вкладываем ее внутрь целого и получаем внутреннее строение. А что такое это целое? Мы опять применяем тот же принцип и спрашиваем, как же мы теперь представляем такую систему. Мы ее теперь представляем дважды. Первый уровень – место со связями. Второй – внутреннее строение, внутренняя структура, состоящая из атрибутивных свойств и функциональных свойств. Кстати, атрибутивные свойства можно измерять, а вот можно ли измерить функциональное свойство? Оказывается, что функциональные свойства мы сегодня измерять не умеем, и мерой их является структура. Это очень важный тезис. Структура есть мера функциональных свойств. И она всегда единична. |
Итак, когда мы имеем систему, мы получаем связи, включающие ее в более широкое целое. Теперь мы должны вырвать все это. И мы вырываем набор связей в виде свойств-функций. А, кроме того, у нас есть совокупность элементов, связи между ними, или структура. И мы этому целому приписываем некоторые атрибутивные свойства. Те, с которых я начинал. Свойства-функции, или функциональные свойства, принадлежат только элементу. Не простому телу, а элементу. Ведь свойства-функции возникают за счет связей. Когда говорят, что он – муж, или он – отец, то фиксируют способ его функционирования в определенном целом. Значит, это - свойство, которое не ему самому принадлежит, а определяется его отношением к другому, его связью. Но я не говорю: элемент в отношении муж-жена, а просто он – муж. При этом я говорю не о свойствах его как материала, а о свойствах его как элемента. |
Сложный объект представлен как система, если мы: Какие здесь вопросы? |
Ответы на вопросы |
Ищенко Р. Это же первое понятие системы он вводит? |
§ 42/00 (1) | (продолжение) |
Итак, я вам сказал, что это было изложение для чайников. Если мы возьмем работы начала 60-х годов, то там все будет более тяжело. Вот, например, есть такая работа Георгия Петровича, называется «О принципах классификации наиболее абстрактных направлений методологии структурно-системных исследований». Я первые полторы страницы прочитаю, потому что дальше на слух это почти не воспринимается. Начинается так: «1. То, с чем в исходных пунктах имеет дело методология, это – различные предметы изучения. В каждом из них сложный объект берется как бы в особом «повороте» и, кроме того, каждый содержит разное число «слоев» знакового замещения. Наглядно-схематически это можно представить так:Тем не менее, все характеристики объекта должны быть синтезированы в его системном изображении. Для этого необходимо спроектировать «движения» в слоях замещения различных предметов на сам объект и таким образом задать основание для их сопоставления. Но для этого, в свою очередь, нужно построить модель сложного объекта вообще. 2. Наиболее удобными в настоящее время представляются структурные модели, состоящие из знаков элементов и связей. В исходном пункте может быть введено два типа моделей: (1) с «внутренней» структурой и (2) с «внешней структурой. |
Схематически их можно представить так: Для облегчения работы исследователя-методолога с этими структурными моделями можно ввести особые знаки для обозначения их составляющих – элементов и связей. Эти знаки будут выступать в качестве имен графических составляющих схем и не должны будут выражать никаких абстрактных свойств и связанных с ними обобщений. Условимся обозначать элементы слоеного объекта знаками mi: «внутренние» связи – знаками Sij «внешние» связи – знаками Skl. 3. В зависимости от характера методологических задач нужно будет создавать различные структурные модели объекта, возможно, задавать несколько различных состояний объекта, вводить разные типы элементов и связей. Например, если мы захотим рассмотреть развитие или функционирование сложного объекта, то должны будем ввести в модель ряд дополнительных механизмов. 4. К объектам, представленным на схемах (I) и (2), могут быть применены различные познавательные процедуры. При этом, в зависимости от характера процедур, будут выявляться различные свойства сложных объектов, фиксируемые в знаках различного типа. Их можно разбить на две группы. I. «Внешние» характеристики» объекта: (1). (A)(B)(C)(D)... – атрибутивные свойства объекта как целого (2). (S1)(S2)(S3)... – «внешние» связи (3). (F1)(F2)(F3)... – свойства-функции объекта как целого (4). (Σ1)(Σ2)(Σ3)... – общие характеристики структуры объекта как целого |
II. «Внутренние» характеристики объекта: (5). (m1){(a1)(b1)(c1)…}, (m2){(a2)(b2)(c2)...} ... – «материал» элементов объекта, характеризуемый набором атрибутивных свойств каждого элемента (6). (S12)(S13)…(S21)(S23)…(Sn1)(Sn2)… – связи между элементами объекта (7). (f12)(f13)…(f21)(f23)…(fn1)(fn2)… – свойства-функции каждого элемента объекта (8). (σ1′)(σ1″)…(σ2′)(σ2″)…(σn′)(σn″)… – общая структурная характеристика каждого элемента сложного объекта. Потом там начинается такая математика. Чем-то похоже на ранние работы Зиновьева по логике. Эта линия быстро умерла, потому что Георгию Петровичу это наскучило потом. Есть в тот же период написанная статья Генисаретского, называется «Специфические черты объектов системного проектирования». Я так понимаю, что это по методу построения – семинар, обсуждение, потом несколько человек пишут рефлексивную сборку свою. Анализ современного состояния системных исследований показывает, что основным препятствием для дальнейшего развития является отсутствие адекватных средств репрезентации объекта исследования в предмете исследования. В качестве такого средства предлагается абстрактная модель, структура объекта, на основании которой могут быть построены модели структурных объектов в конкретных системных исследованиях. Для того, чтобы в исходной модели […] задача различия между предметом и объектом используется в приеме двойного знания и двойная система обозначения. Язык блок-схем и отнесенный к нему латинский алфавит, задающий устройство объекта, выступающий в функции действительного устройства, в функции объекта, как он есть на самом деле. Для автонимного обозначения используемых средств в ходе исследования используются другие языки. |
Различение предметного и объектного плана в системном исследовании позволяет с одной стороны объяснить то, что он относится собственно к системному анализу, [к] изображению структуры объекта, логике структурного рассуждения, с другой стороны объяснить жизнь знаковых систем… Пропускаю некоторый кусок, дальше пункт три звучит так: …Случай связи объектов А и Б, изображенный на рисунке 1а, соответствует понятию взаимодействия, а в случае 1б, 1в – понятию детерминации. Следующий шаг – различение места и наполнения. |
Потребительская и меновая стоимость является свойствами-функциями товара как объекта, позволяющими анализировать движение товара как такового, а разворачивание противоречия этих стоимостей есть особый метод работы со свойствами-функциями. Итак, как всегда бывает в достаточно сложной системе представлений, существуют ядерные операторы, которые и конституируют рабочие функции систем категориальных понятий. Если мы в поле системных представлений попробуем выделить такой ядерный оператор, то, безусловно, он связан с различением места и наполнения, которое есть простейшая форма фиксации связей и отношений между уровнем функционального и морфологического анализа. Т.е. единички. Да, конечно, каждый раз мы имеем дело с очень сложными функциональными структурами, с наложением и пересечениями между функциональными структурами, мы имеем дело с очень сложными объектами, которые могут быть одновременно включены в различные функциональные поля и всегда существуют на разрыве этой своей включенности в разные функциональные структуры. Но вот эта простейшая схема, где есть место, а есть наполнение – она является базовой и рабочей. |
Есть функциональные структуры, есть эти требования, которые достаточно жестко очерчивают, буквально обручем, тем самым обручем из лекции для управленцев, они очерчивают границы этого места как набор требований к нему. Но никогда нельзя исходить из того, что наполнение соответствует этим местам. Наоборот, оно никогда не соответствует. В свое время ваш покорный слуга даже попытался всю шизофрению объяснить через попытку ввода типологии таких ключевых разрывов. Вообще, тем, что когда-либо сталкивался либо с детьми, либо с всякого рода девиантными формами – это очень хорошо видно. Это материал, который очень эвристичен для того, чтобы понять принцип соответствия и не соответствия наполнения и места. Я здесь написал комментарий к Генисаретскому, что подавляющее большинство известных нам в культуре институтов в качестве своего назначения имеют восстановление связей или преодоление разрывов между функциональными и морфологическими структурами. Теперь я немножко углублю этот тезис. |
Ответы на вопросы |
Ковалевич Д. |
Это будет специфический набор функциональных мест, отчасти являющийся продуктом исторического процесса, отчасти человеческого произвола. Более того, также как и в любом другом подобном анализе, мы столкнемся с процессами взаимовлияния наполнений и мест друг на друга. И там, где мы сталкиваемся с управленческими структурами, мы очень хорошо понимаем, что некоторые места создаются под наполнение. И в этом смысле, за ними никакой онтологии не стоит. Ничего онтологического там нет. |
Ковалевич Д. Системное размышление – это же шаги наверх? |
§ 42/00 (1) | (продолжение) |
Теперь самый важный кусочек, потому что без него все остальное будет непонятно. И вот здесь начинается очень любопытная игра с некоей проблемой, а именно, когда у нас элементом системы является полная система. Т.е. когда мы схватываем такое наполнение некоего функционального места в рассматриваемой нами системе, который не вмещается внутрь этого места, потому что сам по себе является полной системой, а значит, обладает вот этой специфической характеристикой постоянного выламывания. |
После этого все идет по конструкции, уже описанной в теоретико-мыслительный период. Он решает задачу. А если он не понял, то он не привлек и ничего не решает. Мышление не включается. Т.е. мы не попадаем в ту функциональную структуру, которая была задана схемой знания. Георгий Петрович говорит: «Что это такое? Когда он понял или не понял? Возник смысл или не возник смысл?». И так же дальше с действием. Если осмыслено, то действует, если не осмыслено, то не действует. У него может быть весь арсенал способов действия, но они не включаются. И это остается вызовом ко всему этапу. Аналогичную роль в теоретико-деятельностном этапе играет человек. Человек – это имя собирательное для некоей полноты системности, не вписывающейся ни в какие производственные контуры. |
Ответы на вопросы |
Ковалевич Д. Там личность, производство. |
На самом деле, он себя рефлектировал. И пытался схематизировать свой способ жизни. Очень близкая ситуация с Зиновьевым. Зиновьева на самом деле не интересовал «Капитал» Маркса. Как впрочем, его не интересовало все остальное, чем он занимался. Он каждый раз выстраивал полную оппозицию. Его идея, что человек по масштабу сопоставим с системой, что бывают люди сопоставимые по масштабу с государством, это фактически попытка зафиксировать вот этот парадокс. Зафиксировать на уровне жизненных оснований и способа повседневного, социокультурного действия. |
§ 42/00 (1) | (продолжение) |
Вот, во втором томе про управление, пятый том, страница 30, Георгий Петрович говорит: «Я рассматриваю каждого человека как сложное двойное образование: как функциональное место в социально-производственной системе и как наполнение этого места. Социально-производственная система – это любое учреждение, учебное заведение, колхоз, промышленное предприятие. И каждый раз эту систему пронизывает структура функциональных мест, которые занимают люди. А наполнение – это сам человек со своими убеждениями, страхами, осторожностью и т.д. К.Маркс показал, что человека «самого по себе» – без соответствующего ему функционального места – не бывает. |
– А как же наполнение? (из зала) |
Человек есть невероятно сложное, внутренне неоднородное образование. Каждый человек, чтобы жить в обществе, должен знать о себе, что он представляет собой как место и что он представляет собой как наполнение. Это непростое обстоятельство создает двойственность нашего сознания. С одной стороны, необходимо постоянно контролировать себя: отвечаешь ли требованиям места; с другой – вырабатывать совокупность требований к себе, а именно: я занял такое место, следовательно, я обязан быть таким-то и таким-то, делать то-то и то-то. Это курс лекций, прочитанный в 88-м году. У меня такое ощущение, что во многом решения XXVII съезда партии продиктованы пониманием, что именно это может произойти со всем советским народом: он близок к тому, чтобы больше в эту игру не играть. И вроде бы что-то делать надо, поскольку разруха наступает, а это уже крайняя ситуация. |
То же самое рассуждение в лекциях, которые я советую начать читать вторыми после «Проблемы логики научного исследования», называются «Начало системно-структурного исследования взаимоотношений в малых группах». На странице 314, параграф 87-й начинается следующими словами: «Здесь начинается самый интересный и важный для нас парадокс, о котором я довольно подробно говорил на наших кружковых занятиях. С одной стороны, появление подобных мест знаменует переход от обезьяны к собственно человеку. Можно сказать еще резче: человек как элемент человечества существует лишь в той мере, в какой существуют «места» социальной системы. До того, как появились и приобрели специальную фиксацию эти «места», людей не было – тогда были обезьяны. |
Но вместе с тем в той мере, в какой существуют места социальной системы, в той мере, в какой они нормируют и тем самым определяют и задают поведение человека, в той же мере все меньше и меньше остается от самого человека – остаются лишь исполнители. И эти исполнители могут быть заменены машинами, роботами. |
Я предполагал, что человек должен научиться, с одной стороны, выполнять эту систему нормировок, а с другой – никак от нее не зависеть. |
Поэтому я повторяю: все бóльшая нормировка характеризует прогресс человека, но лишь в той мере, в какой он научается осуществлять все нормы и быть вместе с тем независимым от них. И тогда основным становится вопрос: за счет чего достигается существование человека в подобном противоречивом отношении, за счет чего он может выполнять все нормы и вместе с тем быть независимым от них, быть выше их? Отвечая на этот вопрос, мы с вами на прошлой лекции перешли к обсуждению того механизма, который обеспечивает эту сторону человеческого существования. При этом, задавая систему мест через сумму требований к каждому из них, мы вводим в систему наших изображений новые по типу элементы и тем самым новую действительность. Это означает также, что усложняется изображение нормированной деятельности, а вместе с тем и сама нормированная деятельность. Относительно этой системы люди как таковые по-прежнему остаются свободными, они противостоят ей, находясь в сфере клуба, и поэтому по-прежнему сохраняются условия для многочисленных разрывов в осуществлении самой деятельности. А раз сохраняются условия для разрывов, то это значит, что сохраняются требования к дополнительной нормировке, сохраняется необходимость в ней. С одной стороны, система мест, образующая особую социальную действительность, особым образом организуется и при этом обязательно иерархируется. С другой стороны, в системе культуры оформляются те качества, которыми должны обладать индивиды, чтобы иметь возможность занять определенные места. Наконец, кроме того, появляется особая система меток, или маркировки, индивидов, указывающая одновременно на определенные места в социальной системе и на индивидов, обладающих соответствующими качествами. [90. Социальные институты и группы]Здесь важно отметить, что когда в культуре появляются специальные элементы, фиксирующие систему организации мест, а не только те преобразования, которые должны быть осуществлены деятельностью, процедуры и средства, необходимые для них, тогда кроме групп появляется еще нечто весьма важное и существенное. Поэтому мы, чтобы разобраться во всем этом, должны покинуть поле групп и перейти к анализу социальных институтов. |
В рабочем порядке я могу здесь задать понятие института. Это система нормировки мест в социальной системе и деятельности через места. В той мере, в какой это существует в какой-либо социальной системе, существуют и социальные институты. Но как вы понимаете и как было определено, социальный институт – это особая форма нормировки человека и человечества. Поэтому человек как таковой не может существовать только в институтах и через институты. Как я уже говорил, человек существует лишь в той мере, в какой он, освоив социальные институты, преодолевает их. Он может это делать и делает благодаря механизмам группы и группового существования. Поэтому группы есть второй необходимый элемент всякой социальной системы, вторая действительность человеческого существования. Таким образом, мы можем сказать, что отношения между институтом и группой, между существованием человека в социальном институте и его существованием в группе и образуют реальную действительность, т.е. более конкретную действительность социального существования. Из изложенного выше вы должны уже понять, что институты и группы образуют как бы пересекающиеся друг с другом, вклинившиеся друг в друга действительности социального существования. И в той мере, в какой каждый индивид оказывается одновременно и элементом институтов, и элементом групп, он является человеком. В этом плане история дает нам очень интересные примеры взаимоотношений между социальными институтами и группами. Пифагорейские клубы, финикийцы в египетском обществе, еврейские общины в средние века, евреи-ростовщики по отношению к рыцарству, масонские ложи, якобинские клубы, карбонарии, наконец, современные партии – все это разные виды и разновидности решения этой проблемы. Когда человек оказывается только членом группы и не принадлежит к социальным институтам или отрицает их, говорят, что он живет вне общества, или, как образно говорил Маркс, в «порах» общества. Иногда такое существование обусловлено тем, что эти люди не могут институционализироваться, хотя все время стремятся к этому, иногда – значительно реже – тем, что они сознательно не хотят этого делать. С этой точки зрения очень интересен статус интеллигенции (в подлинном смысле этого слова), которая всегда принадлежит сразу двум системам социального существования – диахронным и синхронным – и поэтому нередко оказывается вне институтов синхронных систем общества. Это очень интересный вопрос, требующий специальной разработки. |
Но точно так же не является человеком и тот, кто живет просто в институте. Это уже не человек, а бюрократ. Это тоже крайне интересная проблема: интересно описать печальную судьбу бюрократа, чаще всего считающего себя счастливцем. Фактически мы с вами уже вышли за пределы групп, но нельзя понять сами группы, не рассматривая вместе с тем и одновременно более широкие социальные системы, в которых они существуют. Поэтому я попробую очень бегло набросать перед вами те проблемы, которые встают в этой новой области на стыке социальных институтов и групп. [91. Формальное развертывание схем деятельности. Взаимоотношение институтов и групп]При этом, чтобы задать хоть какую-нибудь видимость системы, я буду следовать логике выведения институтов и групп на основе тех схем объектных преобразований, которые были введены нами выше, и их взаимодействий друг с другом. Эту работу в принципе мы начали с вами в прошлый раз. Попробуем проследить за всем этим несколько подробнее. |
Самое интересное здесь состоит в том, что отношение к ситуации вызывает у второго индивида деятельность, объектом которой становится данная социальная ситуация, или даже социальная система разделения труда и кооперации. На что, собственно, может действовать такой индивид? На преобразования действовать бессмысленно, так как они продукт деятельности. Можно было бы действовать на процедуру деятельности, и в некоторых случаях такой путь является эффективным, но отнюдь не всегда. Здесь, наверное, нужно отметить, что в нашей педагогической практике почти все и почти всегда стремятся действовать именно на процедуру. И примерно то же самое происходит сейчас в промышленности, хотя понимание малой эффективности этого шага уже распространилось, а в США даже общепризнанно. Деятельность второго индивида может быть направлена также на средства деятельности или на членения цепочки преобразований. Нам будет очень интересно обсудить именно последний вариант. |
Вы уже понимаете, что в этом случае объектом деятельности второго индивида становится та социальная система, в которой он существует. Наверное, можно сказать, что в этом случае он сам как социальный человек становится объектом своей собственной деятельности. Очень интересно посмотреть, как будет реагировать на все это первый индивид и, одновременно, как будет представлять себе все это дело он сам. Здесь возможны два варианта. В одном случае человек, на место которого он воздействует, отделяет себя как человека от этого места, в другом случае – не отделяет. Во многом это зависит от того, кто именно и в какой форме начинает осуществлять преобразование мест. Если это изменение осуществляет правительство или «Господь Бог», то это в принципе может и не вызвать возражений людей, хотя, наверное, всегда вызовет появление того или иного отношения. Если же эти изменения будут пытаться осуществить люди, стоящие на самих этих местах, то это всегда вызывает не только отношение, но и сопротивление других людей. Действия на систему социальных мест воспринимаются в таких случаях всегда как действия на самих людей, занимающих эти места. |
[92. Управление и руководство: группы формальные и клубные] Как это ни странно, могут быть и такие случаи, когда непрерывное возобновление разрывов рассматривается как непременное и обязательное условие нормального протекания самой социальной деятельности. Рассматривается и предусматривается. Тогда, чтобы избавиться от постоянного перехода людей с их мест в рефлексивные позиции, вводят специальную систему управления. И эту сторону дела мы должны рассмотреть чуть подробнее. |
Это те самые явления, с которых мы начинали наш анализ, когда привлекли первые конкретные примеры и сформулировали первые парадоксы. Но тогда это было чисто эмпирическое описание, а сейчас мы его систематически выводим и объясняем на основе развитых нами теоретических изображений. |
Однако вернемся к основной линии наших рассуждений. Мы предположили, что разрывы в производственных системах будут возникать все время, и все время будут обусловливать перестройку мест. В этом случае нам не обязательно предполагать и полагать, что индивиды будут все время выходить из сферы формализованных систем и институтов в сферу клуба и там разыгрывать свои свободные взаимоотношения. Мы можем организовать работу по перестройке мест не через систему клуба и происходящих там свободных дискуссий и референдумов, а через особое функциональное звено или особый функциональный блок, введенный нами в исходную производственную систему и нормирующий ее институты. Тогда то, что разыгрывалось нами сначала как свободное решение свободно объединяющихся людей, будет передано некоторому институту и будет разыгрываться как осуществление некоторого производственного процесса. Если в сфере клуба вся эта деятельность разыгрывалась как результат взаимоотношений между людьми и определенного социального действия их, направленного на социальную систему, то во втором плане все это будет разыгрываться как производственное функционирование специального руководящего или управляющего места. |
Когда мы идем голосовать, то мы осуществляем акт личного доверия к какому-то определенному человеку. Выбирая кого-то в правительство или вообще в руководящие органы, мы тем самым доверяем этому человеку осуществление каких-то наших целевых установок, доверяем ему осуществление, по сути дела, определенных клубных функций, передаем ему свою общую и совместную прерогативу по отношению к социальной системе в целом. Но с того момента, когда эти наши действия, наши клубные взаимоотношения и вместе с тем наше личное доверие институционализированы, начинает осуществляться не выбор человека и не наш акт доверия к человеку, а санкционирование и утверждение определенного места. Вообще, всякое место может функционировать и осуществляться лишь в том случае, если оно кем-то или чем-то заполнено – человеком или вычислительными машинами. |
Итак, одна из форм клубных отношений снята в виде институционализированных связей мест социальной системы, и благодаря этому социальная структура приобрела новый вид действительности и новый элемент. Как бы сдвигаясь справа налево, из сферы клуба в сферу институционализированных систем, социум породил новый слой своей структуры. Взаимоотношения людей превратились в связи между местами системы. Но как только это произошло, встает новая задача: по возможности ограничить связи руководства и управления, отделить то, что направлено на сами места, от того, что направлено на людей, занимающих их. Это вместе с тем означает, что те действия, которые направлены на места и осуществляются в силу функционирования социальной системы должны быть отделены от тех действий, которые направлены непосредственно на людей и могут осуществляться лишь в силу личных или личностных отношений. |
И реально взаимоотношения между людьми в этих системах появляются и начинают существовать лишь в той мере, в какой человек, находящийся на определенном месте перестает подчиняться управляющим воздействиям другого человека в той мере, в какой он начинает сопротивляться и противодействовать. В плане схемы мы можем сказать, что в этом случае, кроме связей руководства и управления, которые существуют между местами, появляются еще особые взаимоотношения между самими людьми, которые занимают эти места. В каком-то плане эти взаимоотношения подобны тем, которые существуют в клубе, но вместе с тем они существенно отличаются от первых, ибо строятся на основе связей и деятельности руководства и управления. [93. Институционализированные и клубные взаимоотношения. Право и этика]Как я уже сказал, специфическая особенность взаимоотношений состоит в том, что они всегда двухсторонние. Если нет сопротивления каким-то действиям человека, то нет и не может быть также самих взаимоотношений – во всяком случае на этом уровне восхождения от абстрактных систем к конкретным. Дальше все будет сложнее. Появятся «скрытые» взаимоотношения и отношения, не связанные непосредственно с сопротивлениями действиям, но на этом уровне выведения взаимоотношения в клубе могут возникнуть и возникают лишь в той мере, в какой у разных людей имеются разные замыслы и разные планы, лишь в том случае, если они планируют разную деятельность. Здесь мы приходим к одному из важнейших и интереснейших вопросов в контексте развертывания систем взаимоотношений. |
Мы уже говорили об этих вопросах в прошлый раз, но очень коротко и бегло. Оформление разнообразных взаимоотношений людей, возникающих в сфере клуба, в виде различных систем норм и институтов, в частности в виде отношений руководства, управления и др., создает условия для появления все более разнообразных разрывов в подобных формализованных системах. Очевидно, что каждый из этих разрывов будет преодолеваться строго определенными средствами. Следовательно, каждый разрыв фактически будет переводить всю систему в новое более развитое состояние. Но все это будет происходить лишь в том случае, если люди, живущие в этой социальной системе, будут действительно производить соответствующие средства, а это, как мы уже показывали выше, возможно лишь в сфере клуба и за счет строго определенной деятельности людей в этой сфере. Значит, по мере усложнения институционализации социальных отношений будут все более усложняться типы взаимоотношений между людьми в клубе и средства, необходимые для их построения. |
Здесь важно специально отметить, что если социальные институты фиксируются в одних системах требований и средств, то клубные взаимоотношения и отношения – в других. Именно в этом различие норм права и норм этики. Последние в свою очередь проходят очень сложный путь развития, начиная от этических норм и принципов небольшой группы и кончая этическими принципами человека, чувствующего себя гражданином вселенной и участником всей истории человечества. И, наконец, последний кусочек. Начну с повтора: Одно пространство задано административной структурой, и это всегда есть производство; эти структуры и создаются для производства (социологи называют их «формализованными»). Там четко заданы все места и перечислены все взаимоотношения между ними. Всякая производственная структура является формализованной. |
А если мне начальник говорит что-то за пределами моих функциональных обязанностей, то я ему могу сказать: «иди ты ...». Или он меня должен просить лично или грозить всякими неприятностями, которые могут последовать. Вот это и есть производство. И это – одно пространство. А все пространство вокруг производства – другое пространство, другой топ. Это – клуб, клубная структура. |
У всех на лицах недоумение, удивление. И таким образом из старательности и желания сделать благое дело – первые демократические выборы – человек в первый же день под корешок их бы и подрезал. Если бы руководитель игры Попов не встал и не сказал: Дальше он пересказывает то, где не был – выборы на заводе РАФ, но понятно, что все это в определенном контексте. Клуб является главным, а производство – вторичным. И как только мы это перестаем понимать, у нас все идет наперекосяк. В партийных документах записано: политика определяет все. Обратите внимание, все определяет политика, а не производство. Именно политика определяет все, и производство в том числе. Это и означает фиксацию примата клуба над производственной структурой. |
Что касается партии, она всегда это твердо знала и твердо держала: именно клубная структура и клубная политика определяют жизнь в стране. |
– А чем оправдывается риск? (из зала) Пропускаю довольно большой кусок. В частности, ответ на твой вопрос, как в 60-е годы Хрущев начал развивать управленческую деятельность. А дальше очень интересный пассаж, на котором я закончу: – А как же узнать, соответствую ли я своему функциональному месту? (из зала) |
Ваши сомнения я понимаю. Они возникают от того, что мы с вами принципиально по-разному понимаем суть управленческой работы. Руководитель и управляющий не должен жалеть времени для размышления над тем, как он работает, почему он работает так, а не иначе, как еще можно работать и как работать не надо. Работа оргуправленца есть работа мыслительная. А вы ведь с этим не согласны. Вы считаете, что работа оргуправленца – это раздача приказаний, а потом жесточайший контроль над исполнением, что чем контроля больше и чем он жестче, тем лучше. А, на мой взгляд, работа оргуправленца есть работа мыслительная на 100%. Вопросы? |
Ответы на вопросы |
Ищенко Р. Взяв понятия мораль и нравственность, можно ли их развести? Мораль к месту, а нравственность к наполнению или человеку. |
И в этом ее фундаментальный онтологический смысл. Она противопоставляет социальное и культурное, а внутри социального – социально-социальное или производственное и социально-культурное или клубное. Но сейчас я развивать эту мысль не буду. Повторно по ней мы пройдемся в следующий раз. |
Сноски и примечания |
(1) - Нумерация параграфов дана в виде дроби. В ее числителе - сквозной номер параграфа в соответстсвии с данной интернет-публикацией. В знаменателе - номер параграфа в соответствиии с текстом лекций, который у меня на руках (Виталий Сааков). |
Щедровицкий Петр Георгиевич. Родился в семье русского советского философа
Г.П.Щедровицкого. С 1976 года начинает активно посещать Московский методологический
кружок (ММК), организованный Г.П.Щедpовицким. В ММК специализируется
в области методологии исторических исследований, занимается проблемами
программирования и регионального развития. С 1979 года участвует в организационно-деятельностных
играх (ОДИ), специализируется в сфере организации коллективных методов
решения проблем и развития человеческих ресурсов. В настоящее время занимает
должность заместителя директора Института философии РАН, Президент Некоммерческого
Института Развития "Научный Фонд имени Г.П.Щедровицкого" - - - - - - - - - - - - - - - - смотри сайт "Школа культурной политики": http://www.shkp.ru - - - - - - - - - - - - - - - - источник фото: http://viperson.ru/wind.php?ID=554006 |
|
|
|