главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 22 (...) |
§ 43 (...) |
Ответы на вопросы |
§ 43 (продолжение) |
Ответы на вопросы |
§ 43 (продолжение) |
Ответы на вопросы |
§ 43 (продолжение) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
лекция 22 | (...) |
§ 43/?? | (...) |
Щедровицкий П.Г. В прошлый раз мы с вами проскочили вперед со скоростью курьерского поезда, и как я успел обсудить с некоторыми слушателями, имело бы смысл разбить эту лекцию на две или, может быть, даже на три части. Но для этого фактически сегодня нет возможности, так как мы и так уже затянули изложение этой части лекции, т.е. части, связанной с анализом схемы воспроизводства деятельности и трансляции культуры. Растянули эту работу не только на третий, но и на четвертый семестр, и поэтому я с учетом, оставшегося до каникул времени, а у меня получается, что я смогу прочесть еще две лекции. Одну в мае, одну в июне, а с апрелем там не очень понятно. Поэтому мы сегодня тоже будем двигаться достаточно интенсивно. |
Я даже позволил себе сослаться на известные работы Хайдеггера, утверждая, что этот разрыв в логике или в логико-методологической части работ ММК рассматривается как своеобразный источник развития как организованности, так и систем мыследеятельности. |
При этом он обладает своими собственными процессами, противостоящими тем процессам, которые он исполняет или в которые он должен включаться. Обладает своими собственными функциональными структурами, которые противостоят тем функциональным структурам, в которые он должен включиться как материал. И имеет свою собственную морфологическую структуру, которая в силу вот этого специфического системного разрыва, сама по себе оказывается сплетенной из двух разных морфологических структур. Той морфологической структуры, которая выполняет набор внешних функций и собственно своей собственной морфологической структуры, которая этот набор функций позволяет за счет этой структуры и за счет ее характера исполнять. Соответственно, опять же, в качестве метафоры, фокусные элементы, фактически являющиеся самостоятельными системами, сопоставимыми по сложности с исходными системами. Для теоретико-мыслительного периода таким специфическим материалом, скорее всего, был «смысл», для теоретико-деятельностного периода – это человек с его сознанием и относительной свободой воли. |
«Существует большое количество философских концепций «человека». В социологии и психологии есть не меньшее число разных точек зрения на «человека» и попыток более или менее детального описания разных свойств и качеств его. Все эти знания, как мы уже сказали, не могут удовлетворить педагогику и при соотнесении друг с другом не выдерживают взаимной критики. Анализ и классификация этих концепций и точек зрения, а также объяснение того, почему они не дают и не могут дать знаний, удовлетворяющих педагогику, – дело специальных и весьма обширных исследований, далеко выходящих за рамки данной статьи. Мы не можем входить в обсуждение этой темы даже в самом грубом приближении и пойдем принципиально иным путем. Мы введем, исходя из определенных методологических оснований (они станут понятными чуть дальше), три полярных представления, по сути дела фиктивных и не соответствующих ни одной из тех реальных концепций, которые были в истории философии и наук, но весьма удобных для нужного нам описания существующей сейчас реальной научно-познавательной ситуации. |
И нетрудно заметить, что при всей своей парадоксальности это представление схватывает такие общепризнанные стороны социальной жизни, которые не описываются и не объясняются другими представлениями. |
Вместе с тем совсем не ставят вопрос о связях и отношениях между 1) «внутренним» устройством этого материала, 2) «внешними» свойствами отдельных людей как элементов социального целого и 3) характером структуры этого целого. |
Так, в частности каждого из названных выше представлений человека недостаточно для целей педагогической работы. Но, вместе с тем, ей не может помочь и чисто механическое соединение их друг с другом, ибо суть педагогической работы в том и состоит, чтобы формировать определенные психические способности личности, которые соответствовали бы тем связям и отношениям, внутри которых эта личность должна жить в обществе. И для этого педагогу необходимо формировать определенные функциональные структуры на «биоиде», то есть на биологическом материале человека. Другими словами, педагог должен практически работать сразу на всех трех «срезах» человека, и для этого он должен иметь научные знания, в которых будут зафиксированы соответствия между параметрами, относящимися к этим трем «срезам». |
…С этой позиции, охарактеризованные выше проблемы синтеза полярных теоретических представлений выступают в ином виде. А именно как проблемы построения такой структурной модели человека, в которой были бы: 1) органически связаны три группы характеристик (см. схему 1) – «структурные связи» Sik объемлющей системы, «внешние функции» Fik элемента системы и «структурная морфология» si элемента. Пять групп характеристик, если мы представляем структурную морфологию элемента в виде системы функциональных связей spq, погруженных на материал mp. 2) удовлетворены дополнительные требования, вытекающие из специфической природы человека, в частности возможность для одного и того же элемента занимать разные «места» структуры, как это обычно бывает в социуме, возможность отделяться от системы, существовать вне ее (во всяком случае, вне ее определенных отношений и связей), противостоять ей и перестраивать ее. Наверное, можно утверждать, что сегодня не существует общих средств и методов решения этих задач даже на методологическом уровне. Но дело усложняется еще и тем, что эмпирические и теоретические знания, исторически выработанные в науках о «человеке» и «человеческом» – в философии, социологии, логике, психологии, языкознании и др., – строились по иным категориальным схемам и не соответствуют чистым формам характеристик системно-структурного объекта. По своему объективному смыслу эти знания соответствуют тому содержанию, которое мы хотим выделить и организовать в новом синтетическом знании о человеке, но это содержание оформлено в таких категориальных схемах, которые не соответствуют новой задаче и необходимой форме синтеза прошлых знаний в одном новом знании… Ну, продолжать не буду, потому что это стандартное рассуждение, которое мы в общем виде прошли с вами в разделе про синтез знаний. …Историческое развитие знаний о человеке, взятых как в совокупности, так и в отдельных предметах имеет свою необходимую логику и закономерности. Обычно их выражают в формуле «от явления к сущности». |
Чтобы сделать этот принцип операциональным и работающим в конкретных исследованиях по истории науки, нужно построить изображения соответствующих знаний и предметов изучения, представить их в виде «организмов» или «машин» науки… Дальше излагается коротенько общая структура машин научного предмета, которую мы с вами обсуждали в соответствующем разделе курса. …Пытаясь реализовать эту программу, мы неизбежно сталкиваемся с рядом затруднений. Прежде всего, неясен объект изучения, с которым имели дело рассматриваемые нами исследователи, ибо они отталкивались всегда от разного эмпирического материала, а это значит, имели дело отнюдь не с тождественными объектами и, главное, по-разному «видели» их и строили свои процедуры анализа в соответствии с этим видением. Поэтому исследователю-логику, описывающему развитие знаний, приходится не просто изображать все элементы познавательных ситуаций и «машин» научного знания, но – и это опять-таки главное – исходить из результатов всего процесса и воссоздавать (фактически даже создавать) на основе их особую фикцию — онтологическую схему объекта изучения. Раздел про онтологию мы так же с вами специально рассматривали. …Эта конструкция, вводимая исследователем-логиком для объяснения процессов познания обобщает и синтезирует множество познавательных актов, проведенных разными исследователями на различном эмпирическом материале… Ну, и так далее. Схемы двойного знания, первые знания и т.д. …Наметим, пользуясь этим приемом, некоторые характерные моменты развития знаний о человеке, важные для нас в этом контексте. |
Первые знания, бесспорно, возникают в практике житейского общения людей друг с другом и на основе связанных с этим наблюдений. Уже здесь, без сомнения, фиксируется различие «внешне выделенных» элементов поведения, с одной стороны, и «внутренних», потаенных, неведомых другим и известных только самому себе элементов. Для получения знаний этих двух типов используются разные методы: 1) наблюдение и анализ объективно данных проявлений своего и чужого поведения и 2) интроспективный анализ содержания собственного сознания. |
Использование подобных знаний в практике общения не вызывало затруднений и не создавало никаких проблем. Лишь много позднее, в специальных ситуациях, которые мы сейчас не анализируем, был поставлен методологический и собственно философский вопрос: «что такое человек?», положивший начало формированию философских, а потом и научных предметов. Важно подчеркнуть, что этот вопрос ставился не в отношении к реально существующим людям, а в отношении к тем знаниям о них, которые в это время существовали, и требовал создания такого общего представления о человеке или такой модели его, которые бы объясняли характер существующих знаний и снимали возникшие в них противоречия. Дальше идет методологическое рассуждение про модель конфигуратор. …Это условие накладывало очень жесткие требования на характер и строение подобных изображений человека. Трудность состояла прежде всего в том, что в одном изображении, как мы уже говорили, нужно было сочетать характеристики двух типов – внешние и внутренние. Кроме того, сами внешние характеристики устанавливались и могли быть установлены лишь в отношениях человека к чему-то другому (к среде, объектам, другим людям), но при этом их нужно было вводить как особые сущности, характеризующие не отношения как таковые, а лишь самого человека как элемента этого отношения; точно также и внутренние характеристики нужно было вводить как особые и независимые сущности, но таким образом, чтобы они объясняли природу и свойства внешних характеристик. Поэтому все модели человека, несмотря на многие различия между ними, должны были фиксировать в своем строении факт и необходимость двух переходов:1) перехода от изменений, произведенных человеком в окружающих его объектах, к самим действиям, деятельности, поведению или взаимоотношениям человека; 2) перехода от действий, деятельности, поведения, взаимоотношений человека к его «внутреннему устройству и потенциям», которые получили название «способностей» и «отношений». |
Это значит, что все модели должны были изображать человека в его поведении и деятельности, в его отношениях и связях с окружающим, взятых с точки зрения тех изменений, которые человек производит в окружающем благодаря этим отношениям и связям. Важно обратить внимание на то, что как первая группа сущностей («действия», «взаимоотношения», «поведение»), так и вторая («способности» и «отношения») с точки зрения непосредственно фиксируемых эмпирических проявлений человека являются фикциями. Первые сущности вводятся на базе непосредственно зафиксированных изменений в преобразуемых деятельностью объектах, но должны принципиально отличаться от самих этих изменений как совершенно особые сущности. Вторые вводятся на еще большем опосредовании, исходя из набора действий, взаимоотношений и т.п., но должны принципиально отличаться от них как характеристики совсем иных свойств и сторон объекта. При этом, чем больше имеется опосредований и чем дальше мы уходим от непосредственной реальности эмпирических проявлений, тем более глубокие и точные характеристики человека мы получаем. |
Сейчас, если ограничиваться самым грубым приближением, можно выделить пять основных схем, по которым строились и строятся в науке модели «человека» (схема 2). |
Эта схема использовалась в объяснении «человека» многими авторами, но, наверное, наиболее детально и подробно она развита Ж.Пиаже. (2) Взаимоотношение организма со средой. Здесь два члена отношения уже неравноправны; субъект является первичным и исходным, среда задается по отношению к нему как нечто имеющее ту или иную значимость для организма. В предельном случае можно сказать, что здесь даже нет отношения, а есть одно целое и один объект – организм в среде; по сути дела, это означает, что среда как бы входит в структуру самого организма. По-настоящему для объяснения человека эта схема не использовалась, ибо с методической точки зрения она очень сложна и до сих пор в достаточной мере не разработана; эта методическая сложность, по сути дела, приостановила использование этой схемы и в биологии, где она, бесспорно, должна быть одной из основных. (3) Действия субъекта-деятеля по отношению к окружающим его объектам. Здесь тоже, по сути дела, нет отношения в точном смысле этого слова, а есть один сложный объект – действующий субъект; объекты, если они задаются, включаются в схемы и структуры самих действий, оказываются элементами этих структур. Отдельно эта схема применяется очень редко, но часто используется в соединении с другими схемами как их компонент. Именно от этой схемы чаще всего переходят к описаниям преобразований объектов, совершаемых посредством действий, или к описанию операций с объектами, и, наоборот, – от описаний преобразований объектов и операций к описаниям действий субъекта. (4) Взаимоотношения свободного партнерства одного субъекта-личности с другими. Это – вариант взаимодействия субъекта с объектами для тех случаев, когда объекты являются одновременно и субъектами действия. Каждый из них вводится сначала независимо от других и характеризуется какими-либо атрибутивными или функциональными свойствами независимо от той системы взаимоотношений, в которую они потом будут поставлены, и которая будет рассматриваться. Такое представление «человека» наиболее широко используется сейчас в социологической теории групп и коллективов. |
(5) Участие «человека» в качестве «органа» в функционировании системы, элементом которой он является. Здесь единственным объектом будет структура системы, включающей рассматриваемый нами элемент; сам элемент вводится уже вторичным образом на основе отношений его к целому и к другим элементам системы; эти отношения задаются путем функционального противопоставления на уже введенной структуре целого. Элемент системы по определению не может существовать отдельно от системы и точно также не может характеризоваться безотносительно к ней. Каждая из этих схем требует для своего развертывания особого методического аппарата системно-структурного анализа. Различие между ними распространяется буквально на все – на принципы анализа и обработки эмпирических данных, на порядок рассмотрения частей модели и относящихся к ним свойств, на схемы конструирования разных «сущностей», превращающих эти схемы в идеальные объекты, на схемы связи и объединения свойств, относящихся к разным слоям описания объекта, и т.п. Так, например, если мы выберем первую модель, в которой человек рассматривается как субъект, взаимодействующий с окружающими его объектами, то, хотим ли мы этого сознательно или нет, нам придется ограничить человека тем, что изображено заштрихованным кружком на соответствующей схеме взаимодействия, а это значит – лишь внутренними свойствами этого элемента. Само отношение взаимодействия и изменения, производимые субъектом в объектах, неизбежно будут рассматриваться лишь как внешние проявления человека, во многом случайные, зависящие от ситуации и, уж во всяком случае, не являющиеся его конституирующими компонентами. Представление о свойствах, характеризующих человека, и порядок их анализа будут совершенно иными, если мы выберем пятую модель. Здесь главным и исходным будет процесс функционирования системы, элементом которой является человек, определяющими станут внешние функциональные характеристики этого элемента – его необходимое поведение или деятельность, а внутренние свойства, как функциональные, так и материальные, будут выводиться из внешних. Если мы выберем модель взаимоотношения организма со средой, то трактовка «человека», характер определяющих его свойств и порядок их анализа будут отличаться от обоих указанных уже нами вариантов. |
Так, например, рассматривая в этом плане социологию, мы можем выяснить, что с момента своего зарождения она ориентировалась на анализ и изображение взаимоотношений и форм поведения людей внутри социальных систем и составляющих их коллективов. Но реально она смогла выделить и как-то описать лишь социальные организации и нормы культуры, детерминирующие поведение людей, и изменение тех и других в ходе истории. Лишь в самое последнее время удалось выделить в качестве особых предметов изучения малые группы и структуру личности и тем самым положить начало исследованиям в области так называемой социальной психологии. |
Мы назвали лишь некоторые из существующих наук и характеризовали их в предельно грубой форме. Но можно было бы взять любую другую и, вырабатывая соответствующие процедуры соотнесения, а если нужно, то и перестраивая намеченный перечень, установить соответствия между ним и всеми науками, так или иначе касающимися «человека». Рассмотрим с этой точки зрения структурные представления о «человеке» и «человеческом», задаваемые сейчас основными в этой области науками… И первой называется социология.В прошлый раз я сформулировал достаточно жесткий тезис и теперь хотел бы его повторить. Этот тезис заключался в том, что глубинный онтологический пафос схемы воспроизводства деятельности и трансляции культуры в этот период заключался в объективации неких, в пределе можно сказать, социально-политических устремлений участников Кружка. Эта схема фактически задавала принцип организации жизни этих людей в социуме. И если задавать ее предельно грубо, то ее придется разложить на три уровня. Можно нарисовать растянутый ромбик. В нижнем уровне будут ситуации, в которых они находятся, в среднем уровне будут места социальной системы, при этом разбитые на два типа мест: места производственные и места клубные, а наверху будет культура. |
И суть этой социально-политической онтологии заключалась в том, чтобы противопоставить социальным ситуациям социальные места, во-вторых, в том, чтобы противопоставить и жестко различить социально-производственные системы с их структурой мест и клубные системы с их структурой мест, а всему этому в целом противопоставить культуру. Тем самым, задав, если хотите, такую систему разрывов, такую систему пор, в которой бы можно было независимо ни от каких внешних обстоятельств, сохранять человеческое и возможность того самого выламывания или противопоставления, о котором говорит Георгий Петрович. Когда-то я это сформулировал так: противопоставиться социальной системе за счет группы, а группе за счет культуры. Вот суть человеческого самоопределения заключается в том, чтобы иметь возможность отделиться от… В свое время меня очень порадовало, что Сковорода попросил написать на своей могиле следующие слова: «Мир меня ловил, но не поймал». Есть механизмы, которые позволяют сохраняться в качестве человека, где бы ты ни находился и в какой бы сложной ситуации не оказался. В том и суть этих механизмов, что они достаточно разнообразны. Еще один пример, который трудно будет разбирать, но пока можно учитывать только в качестве метафоры. Есть такая очень хорошая работа Петера Козловски про историю средневековья. У него там одна мысль проводится через всю эту работу. Она звучит следующим образом, что весь европейский капитализм, капитализм в широком смысле слова, вся совокупность институтов, которые пестуют экономическую свободу и предпринимательскую активность человека, возник именно в Европе только потому, что только в этом регионе мира сложилась оппозиция церковной и светской власти. Когда не одна из них не могла доминировать, они постоянно конкурировали друг с другом, и оставалось место для Человека. Т.е. вырастили за несколько сот лет все те институциональные структуры, которые мы сейчас атрибутируем вот этой современной европейской культуре. Приблизительно та же логика, на мой взгляд, присутствует и здесь. В книжке «Я всегда был идеалистом» есть совершенно потрясающая оговорка Георгия Петровича, во второй главе, где он описывает историю семьи. Он описывает коммунальную квартиру, в которой им пришлось жить в Куйбышеве (нынешней Самаре). |
Это было в то время, когда деда отправили строить Куйбышевский авиационный завод. Все происходило как раз в начале войны. Это нужно было, потому что заводы оказались на территории, оккупированной немцами, а он был единственный человек в стране, который умел строить авиационные заводы, его туда отправили и сказали, что за полтора года надо его построить. Они жили в коммунальной квартире. Когда их заселяли – дали трехкомнатную квартиру, но в одной из комнат жила семья, а им дали две других. И Георгий Петрович там пишет потрясающую фразу. Вдумайтесь, как она звучит:
И каждое утро перед туалетом скапливалась очередь, человек пять, шесть – настоящий клуб. Еще раз, это функциональная схема. В принципе, ее можно нарисовать как многоуровневую. Вот некоторые живут только в ситуациях, и для них реальность ситуаций является предельной. Для существ, живущих на плоскости, замкнутая линия является непреодолимым препятствием. Теперь, некоторые противопоставляются ситуациям за счет того, что они занимают функциональное место в системах производства, получают за счет этого дополнительные социальные знаки, иными словами статус, социальный статус, который при всей их похожести на других людей в части их биоидного существования, выделяет их из ряда других и позволяет противопоставляться ситуациям. Используя социальную организацию, выламываться из этих механизмов ситуативного поведения. |
Но и это само по себе не достаточно для условно человеческой свободы, потому что есть еще пространство культуры, заняв некое специальное место в которой, можно противопоставиться в целом всему этому, лежащему внизу. В том числе ситуациям. И системам мест. Потому что вообще-то, наряду с тоталитаризмом общества, больших социальных систем не меньшее значение играет тоталитаризм социальных групп. Коммунальное принуждение – то, что каждый из нас привык жить в кольце ожидания малой группы не менее опасно для сохранения личности, чем наличие социальных структур. И вот эта шарнирная система для Георгия Петровича отвечает на вопрос: как можно сохранять личность? А если еще более конкретизировать ситуацию: то, как он ее сохраняет? В общем, друзья мои, их тогда в основном только это заботило. Они находились под очень мощным давлением той обнаженной социальной реальности, которая в некоторых общественных системах камуфлирована, а в Советской ситуации тех годов она была очень ясной. Я расскажу еще об одном любопытном исследовании. В свое время, американский исследователь турецкого происхождения Музафар Шариф провел очень интересную серию экспериментов. Это был конец 50-х, начало 60-х годов. Потом эту серию многие повторяли и получали аналогичные результаты. Он взял группу элитарных оксфордских студентов, вывез их в пионерский лагерь и предложил им поиграть в тюрьму. На четвертые сутки они стали жить полностью по законам тюремного общества, потеряли все признаки представителей высшего сословия, и ему пришлось прекратить эксперимент. Он понял, что если продолжать, то у них начнется в одной части дедовщина и соответствующие формы поведения, а в другой вплоть до убийства со стороны тех, кто был назначен охранниками. Выясняется, что как только ты снимаешь эту рамку, у тебя одна из форм существования начинает доминировать и она все человеческое выжигает. Поэтому, Вера Леонидовна, еще раз повторяю тот тезис, которым я закончил прошлую лекцию. Схема ВДиТК, то, чего, на мой взгляд, ты не понимаешь, когда смотришь на нее из сегодняшнего дня, была квинтэссенцией социально-культурного и социально-политического, если хотите, манифеста, т.е. социально политическим манифестом этой группы по отношению к советской ситуации. |
Ответы на вопросы |
Данилова В.Л. Петр Георгиевич, у меня здесь альтернативная точка зрения. Я понимаю, что для них был очень значимым вопрос личного сохранения и обоснования для самостоятельности и т.д., но меня очень удивляет, а почему ты, модифицируя схему ВДиТК, во-первых, созначаешь клуб и коммунальность, а во-вторых, не учитываешь сказанного Георгием Петровичем открытым текстом, то что клуб – это то, что стоит в рефлексивных отношениях к производству и культуре. Это явно есть на схеме, которая есть в «Педагогике и логике». И, в-третьих, почему игнорируешь явно введенное представление о клубе как образовании, где мест нет. |
Т.е. я бы в твоей схеме перерисовала верхним этажом этаж рефлексии и готова настаивать, что это есть и в текстах Георгия Петровича, и в его схемах того времени. |
§ 43/?? | (продолжение) |
И продолжая эту полемику, зачитаем следующий фрагмент: «Социологический анализ «человека» должен быть первым в ряду всех, ибо он дает знания о той системе, внутри которой в качестве элементов существуют люди – в этом плане он полностью удовлетворяет основному принципу системно-структурной методологии. Вместе с тем, из этого же принципа следует, что социологические знания должны существовать, по меньшей мере, в двух разных формах. Один раз – как знания о социальной системе в целом, ее структуре и протекающих в ней процессах, другой раз – как знания о функциях отдельных элементов этой системы, созданных процессами и связями структуры.Так как «человек» является одним из элементов социальной системы, то, соответственно, и он должен описываться в двух разных формах социологических знаний. Один раз – как частица социальной материи или социальной структуры, через которую «текут» социальные процессы, другой раз – как замкнутый и относительно целостный объект, который имеет определенное назначение в социальной системе и несет на себе определенные функции. Очевидно, чтобы определить «человека» достаточно полно, нужно построить полную модель социальной системы. Сначала формулирование такой задачи может показаться фантастическим делом, ибо известно, насколько трудно и практически невозможно дать достаточно полные описания реальных социальных систем. Но в нашей формулировке речь идет о другом. Ведь педагогику интересует не социальная система сама по себе, а лишь «человек» как элемент социальной системы. Значит, ей нужно такое изображение социальной системы, которое обеспечивало бы полноту описания функций человека, а каким будет это изображение относительно самих социальных систем, для педагогики это уже совершенно неважно. Иначе говоря, модель социальной системы, интересующая педагогику, может быть фиктивной и сколь угодно неадекватной реальным социальным системам, лишь бы она обеспечивала принципиальную полноту описания функций человека. Чтобы пояснить эту мысль, рассмотрим схему, которая может служить изображением идеального объекта для понятия «общество». Чтобы ввести это изображение, проведем схематизацию смысла понятия. Спросим себя: является ли «обществом» завод или фабрика? Конечно, ответ может быть только один: нет. |
Но почему так? Ведь любой современный завод и по количеству людей, и по разнообразию отношений между ними значительно сложнее, чем маленькие деревенские поселения, которые мы называем «обществами». В чем различие? На этот вопрос можно ответить, построив довольно простую структурную модель. Представим себе какую-то производственную структуру – мастерскую, фабрику или завод – с определенными средствами труда, материалом, с известным числом «мест» для людей, с какими-то правилами их деятельности. Эта структура, очевидно, требует и определенных отношений между людьми в процессе производства: там должен быть один общий руководитель, должны быть руководители групп и исполнители; между исполнителями тоже будут определенные отношения, так как все они участвуют в производстве общего продукта. Пусть на схеме 4 производственная структура со всеми своими вещественными элементами, местами для людей, связями и отношениями будет изображаться одним блоком. |
Поэтому мы должны представить себе далее, что кроме блока производства есть еще блок «быта и потребления» с определенной совокупностью условий, вещей, продуктов питания, средств развлечения и т.п. У него также существует свое особое строение, которое определяется возможностями распределения благ между людьми. Наконец, добавим в схему еще один блок, изображающий то, что обычно называют «культурой». Его элементами являются «нормы», определяющие всю человеческую деятельность; они осваиваются или усваиваются людьми благодаря обучению и воспитанию. По отношению к «культуре» каждый человек тоже занимает строго определенное «место», т.е. владеет тем или иным набором элементов. Ни один из этих блоков, взятый отдельно от других, не дает «общества». Но и вместе они не образуют еще «общества»: в схеме нет людей. Возникает вопрос: куда мы должны их поместить? В каждой из этих структур, образно говоря, есть «места» для людей; люди на какой-то промежуток времени подключаются к каждой из них, «занимают» эти места, но только на время, а затем покидают их, «переходят» в другие структуры. Значит, жизнь людей охватывает все эти структуры, но не сводится к ним, она проходит еще и вне их, во всяком случае, в моменты переходов. Поэтому, отвлекаясь от пространственно-временных условий жизни людей, но точно передавая логику отношений (по крайней мере, в первом приближении), мы должны поместить людей в особой сфере, лежащей как бы между этими тремя блоками. Это –особое «пространство» человеческой жизни, в котором происходит «свободное» движение людей; в нем они сталкиваются и взаимодействуют как независимые личности, в нем они относятся друг к другу по поводу производства, потребления и культуры. Это –сфера особых, личных и «личностных» отношений, это – клуб. Именно он объединяет три других блока системы в одно целое и образует область, без которой не может быть «общества». Именно отсюда три других блока «черпают» человеческий материал и сюда же они возвращают его «использованным» или обогащенным в зависимости от социально-экономической структуры сфер производства, потребления и обучения. Изображенные на схеме блоки не равнозначны, не независимы друг от друга. Отношение каждого человека к сфере потребления определяется его «местом» в сфере производства. |
Вместе с тем отношение к сфере производства определяется, с одной стороны, его «местом» в системе культуры (просто говоря, «уровнем» его культурного развития), а с другой стороны, часто его «местом» в системе потребления. Наконец, отношение к сфере культуры (т.е. к системе образования) нередко зависит от «места» в структурах производства и потребления. Все эти отношения накладываются друг на друга, взаимодействуют и, кроме того, преобразуются в новую сеть отношений уже непосредственно между людьми, определяющих качества личности и «личностную» позицию каждого человека. Уже на их основе строятся реальные личные отношения. Таким образом, «обществом» может быть названа только такая организация людей, в которой кроме структур производства, потребления и культуры существует еще сфера особых отношений между людьми –отношений, возникающих прежде всего по поводу производства, потребления и культуры и принимающих форму социально-классовых и «личностных» отношений. Выделяя любой из первых трех блоков –«производства», «потребления» или «культуры», мы можем говорить об отношениях, которые определяются только их собственной структурой. Например, об организационных отношениях и нормах поведения в производстве, о производственной дисциплине или о нормах поведения в быту и при распределении, о бытовой дисциплине. Но мы не можем говорить об «общественных отношениях», «общественных качествах» и «общественной дисциплине»: все это имеет место в совершенно другой сфере –«личностных» или социально-классовых отношений. |
Все вышеизложенные рассуждения о понятии «общество» и попытка изобразить смысл этого понятия в виде особого структурного идеального объекта предназначались только для одного: дать достаточно наглядную иллюстрацию тезису о своеобразии социологических схем, которыми пользуется и должна пользоваться педагогика при описании человека. |
Естественно, что это будут принципиально иные связи и отношения, нежели связи и отношения, существующие у «мест» как элементов сложных производственных систем. Но весь этот анализ схемы «общества» и задаваемых им функций «человека», повторяем, был лишь методологической иллюстрацией. |
Ответы на вопросы |
Данилова В.Л. Вроде бы, все слова прозвучали. Во-первых, там было написано, что в пространстве клуба люди вступают в отношения по поводу производства, культуры и потребления. Это выражение «отношения по поводу» достаточно однозначно указывает на рефлексивный характер отношений. Во-вторых, то, что в клубе нет мест – тоже прозвучало. И, на сколько я помню эту картинку, там этот клуб даже нарисован выше остальных блоков. Это подтверждает мою точку зрения. Если я ошибаюсь, скажи. |
Данилова В.Л. Извини что вклиниваюсь, но тогда вроде понятно, почему там еще нет этики. Этика появляется в 66-м году, и, по-видимому, опирается на работы с дошкольниками. На работы связанные с формированием нравственности у дошкольников. Щедровицкий П.Г. Точно, правильно. Поэтому, действительно, эта схема, мы к этому чуть позже еще вернемся, эта схема до исследования поведения детей. Данилова В.Л. Т.е. она самая абстрактная. То, что ты читал в прошлый раз, это ее конкретизация. А потом на играх пошел второй виток верификации и конкретизации. Щедровицкий П.Г. Хорошая версия. |
§ 43/?? | (продолжение) |
«Есть связь между начальником управления строительством и главным инженером, есть связи между главным инженером и другими заместителями, и есть связи между начальником и его замами. Подчеркиваю еще раз: это связи не между людьми как таковыми. Это очень важно. Это связи руководства и подчинения, которые задаются по должностному положению, как связи между должностными местами. Я, Петров, занимающий место главного инженера, должен выполнять распоряжения и указания начальника управления не потому, что он Иванов и что я с ним лично связан. Я не являюсь его клиентом, я не принадлежу к его большой семье. Я подчиняюсь ему, потому что он начальник управления строительством, а я – главный инженер, его заместитель. Поэтому, фактически, хотя я и говорю, что это я подчиняюсь, но только в силу того, что место подчиняется, а я – как занимающий это место. Я пока здесь задаю только некоторый возможный тип связей. Мне это нужно для того, чтобы сказать, что есть какие-то связи. Но, кроме того, есть еще связи между ними как между людьми. Например: ты меня уважаешь или не уважаешь, считаешь ты меня сильным человеком или нет. Это другие отношения. И я их провожу не к значкам мест, а прямо непосредственно к людям. |
– Собрание (из зала). Обратите внимание, несколько отличается от той трактовки. …он – идеальный исполнитель своей должности, у него нет ни переживаний, ни раздвоенности, он знает, что должен делать начальник управления строительством, и работает. И ничего, кроме этого, у него вообще нет. Это его индивидное существование. Поэтому я говорю «винтик»: это идеальный, точно подобранный исполнитель соответствующей должности. А личность – это то, что переживает, выпивает, мучается, исхитряется и вступает в определенные отношения: кому-то симпатизирует, кому-то нет, кого-то ненавидит, кого-то тайно любит или не любит. |
И в результате эти два момента начинают существовать параллельно и одновременно, поскольку человек всегда и «винтик», и личность. И на производстве в том числе, хотя нередко это приводит к значительным диссонансам. Например, вы приходите к ректору института и говорите: «Иван Иванович, вы же понимаете, у третьего курса такая напряженная программа, им нельзя на картошку, им учиться надо». А он отвечает: «Георгий Петрович, я вас хорошо понимаю, я сам так думаю». Это он как кто говорит? |
И хотя я так все представил, что человек выходит из своего места и остается чистой личностью, не имеющей отношения к тому месту, которое она, личность, занимает на производстве, реально такого никогда не бывает. Что такое знаки различия на погонах? Это, фактически, знак уровня независимо от того, где находится человек. Если он полковник, то он полковник и на улице Горького, и в Подмосковье, и у себя в части. Реально, если вы берете маленький коллектив людей, то там эти знаки различия остаются у всех в сознании постоянно. |
Так я уже могу работать младшим научным сотрудником достаточно долго: я компенсирован психологически, и личность моя от этого не страдает. Если же это все происходит в маленькой деревне, где все всех знают, и вся система должностей и рангов «опрокидывается» в клуб, то жизнь становится невыносимой, потому что оказывается, что есть люди первого сорта, второго, третьего и т.д. И куда бы ты ни пошел – если ты четвертого сорта, то так оно и будет. И нет просвета. |
Я, таким образом, – это главное здесь – на одном материале выделил не одну структуру, а реально три структуры: формальную структуру и неформальную структуру, делящуюся на две, или имеющую два плана существования – неформальная структура на производстве и неформальная структура в клубе. На одном материале я выделил несколько структур и несколько разных типов связей: есть должностные связи по местам, формальные связи руководства и подчинения, и есть неформальные, личностные связи и взаимоотношения». |
Ответы на вопросы |
Данилова В.Л. Меня поразило следующее. В 60-е годы была амбиция на перестройку всех наук о человеке, социальных наук. И, в общем-то, в той идее, которую он предлагал, эта амбиция была, не только тогда, но и сейчас. А в этих лекциях все редуцировалось до формальных структур, привет от Игоря Бона, и любой социальный психолог мог бы все то же самое сказать. Новизны нет. Хотя, может быть дело в том, что там, в 60-х он обсуждал проект, а здесь он рассказывает этим директорам, как на самом деле обстоят дела, с чем они встретятся. Может быть, дело в специфике задачи, а может быть то, что идея клуба после 68-го никогда не озвучивалась, насколько я знаю. |
Данилова В.Л. Знаешь, я об этом недавно задумалась, и у меня только одна версия: поскольку идея клуба была тесно связанна с политическими отношениями, там постоянно это звучало, особенно в статьях по дошкольному воспитанию, что именно в клубе разворачиваются политические отношения, профсоюз и партия, в, общем-то, это было опасно. Да еще, когда его в 68-м так конкретно приложило этими политическими проблемами. А в 80-е эта тематика ожила, причем поначалу, я человек, читающий те тексты, которые ты рекомендуешь, и я долго не могла въехать, что в начале 80-х он продолжает те идеи, которые он разворачивал в работах 60-х годов. Щедровицкий П.Г. Это я и пытался вам напомнить в своем докладе на Чтениях, что все это есть продолжение. Но давайте прочитаем еще один маленький фрагмент. |
§ 43/?? | (продолжение) |
«Потом, когда в 61-м, 62-м годах, нам надо было отвечать на вопрос, что такое деятельность, оказалось, что единственная схема, через которую деятельность может быть задана, это схема воспроизводства деятельности. Процесс воспроизводства впервые появился в этой области социальных и гуманитарных идей, потому что у Маркса идея воспроизводства – простого или расширенного, была, но совсем в другом контексте. Теперь же, и это было опубликовано в 67-м году в сборнике «Семиотика и восточные языки» был проанализирован процесс воспроизводства деятельности, как конституирующий само понятие деятельности. |
На основе идеи воспроизводства было проведено разделение социального мира и мира культуры. На мой взгляд, лучше всего это было описано в статье 70-го года Генисаретским, где он обсуждал вопрос о социумах с проектированием и без проектирования. Но намечены все эти идеи были в серии статей, вышедших в 67-м году. В статье трех авторов «Естественное, искусственное в семиотических системах» Лефевра, Щедровицкого и Юдина, и моей статье «О методах семиотического исследования знаковых систем». |
Итак, еще раз. Я утверждаю, что это та схема, в которой нарисована схема воспроизводства деятельности и трансляции культуры. |
Ответы на вопросы |
Данилова В.Л. Если вспомнить, на каких примерах Георгий Петрович пояснял идею воспроизводящейся нормы в «Педагогике и логике», среди первых примеров звучит: Свитер как у Жана Моро, прическа как у Бриджи Бардо. Это делает человека свободным от социальности? |
Щедровицкий П.Г. Помнишь эту знаменитую историю, Георгий Петрович тоже любил ее цитировать, про то, как Луначарский читал лекции в институте красной профессуры и там он часто говорил: «Ленин говорил…, Ленин писал…». В какой-то момент с задней парты встал слушатель, это были взрослые люди, крупные партийные чиновники, директора заводов, встал один из них и сказал: «Я, вообще, Ленина всего наизусть знаю, и вот то, что вы говорите, он никогда не говорил». Луначарский сказал: «Вам не говорил, а мне говорил». |
Данилова В.Л. А если стоит, тогда есть неточности. Во-первых, дело не только в его работе с психологами. Тоже самое было не только на психологическом семинаре, но и на семинаре, который в это время занимался историей логики. Вот эта ценность, с одной стороны, преодоления своей некультурности, это очень отчетливо звучит в «Идеалисте», вот этот ужас, когда на факультете философии не у кого было учиться, но они знали, что культура есть. Этот акцент был всегда. Но возможность отнестись, посмотреть на эти нормы со стороны и, тем самым, получить возможность их перестраивать – это задавалось как высшая ценность. Т.е. дело не только в психологах, по крайней мере в начале 70-х он это задавал как то, что достойно человека. |
Щедровицкий П.Г. Я понимаю. Та оргдеятельностная схема, которая на тебя села, я понимаю. И обрати внимание, я говорю: да, это вполне возможный способ личностного самоопределения, построенного по принципу выворачивания. Когда один из фокусов рефлексивно охватывает три других. |
Щедровицкий П.Г. Вот кстати, обратите внимание. Все четыре полюса доступны для рефлексивного выворачивания всей схемы через каждый из них. Обратите внимание, если вы помните пафос первого кусочка про производство и клуб, который я читал в прошлый раз, из лекции про малые группы, там Георгий Петрович высказывает такую гигантскую филиппику против интеллигентов, которые недооценивают значение социально-производственных систем и отношений и мест в них. Тезис звучит следующим образом: если ты не занимаешь место в социально-производственной системе – ты никто. Никакие клубные и никакие культурные самоопределения, отсутствие опыта социально-производственного, функционального самоопределения не заменяют. И на этом, помните, сумма СМД-социологии против интеллигентов, вторая против функционеров, третья против клуба, четвертая против культуры. Ни одна из них сама по себе не является полной и достаточной. Но выпадение любого из этих фокусов приводит к сплющиванию и уничтожению человечества. |
Данилова В.Л. Но Георгий Петрович задавал разное устройство этических норм и норм производственного типа. |
Щедровицкий П.Г. Давай я тебе отвечу немножко ортогонально к тому, о чем ты говоришь, хотя довольно жестко. Ничего не сделал, хотя хотел, наверное, и одним из свидетельств того, что ничего не сделал, является современное состояние методологического сообщества. |
Теперь, обрати внимание, я даже склонен согласиться с Верой, что факт увода этой тематики на второй план в период 65-го, 70-го годов был связан с оценкой политических рисков. С попыткой немножко сгладить то давление, которое оказывалось на сообщество методологов после известных событий: подписания письма; исключения из партии, увольнения с работы и т.д. Это не значит, что он от этого отказался, он перестал об этом публично говорить, опасаясь того, что его аналогии неформального клуба с Якобинским клубом или политической партией, будет воспринято впрямую и в качестве реакции последуют действия, направленные на отправку членов этого клуба в места не столь отдаленные. |
Ведь что утверждается в этом тексте? Утверждается, что сначала мы формально разбираем и противопоставляем, а потом производим восхождение от абстрактного к конкретному и говорим, что клубные структуры, безусловно, влияют на производственные, а производственные на клубные. Представить себе клубную структуру с полностью отсутствующими в ней производственными связями или влияниями со стороны статусно-производственных формальных структур невозможно. С точки зрения эмпирической реальности социального поведения – такого не бывает. Даже когда люди собрались впервые и ничего друг о друге не знают, там довольно быстро возникает некая система символических статусных отношений. На разных основах: мужчины и женщины; возрастные. Все равно все это проецируется. |
Тебе говорят: а почему ты не подчиняешься вот таким-то правилам, а ты говоришь, потому что я протестант. |
Еще раз. Дальше известные события. Паспорта отбирали, их просто не было и т.д. и т.п. И в этом плане нельзя сказать, что только там. Если вы сейчас начнете взаимодействовать с какой-нибудь Африкой, вы выясните, что там все не просто. И что совершенно нельзя приписать личностность неким структурам, которые там выполняют функцию клубов. Личность в другом месте образуется. Но думаю, что в 60-е годы, во вполне определенной ситуации, рефлектируя совершенно определенный групповой опыт, это была очень важная, не просто логическая, а социально-политическая онтология. |
Щедровицкий П.Г. Нет, ты уже почти сдалась. Ты теперь дискутируешь о некоторых подробностях. |
§ 43/?? | (продолжение) |
По указанию автора [лектора?] включена цитата из книги «Я всегда был идеалистом…» (стр. 210 – 233) |
Тогда существовал и этот знаменитый Институт международного рабочего движения, который специально занимался изучением условий восстаний, революционной борьбы и т.д., причем широко, не закрыто, не в форме сетей разведчиков, функционеров и т.д., а открыто, на идеологическом уровне. Это была идея всемирной революции в ее организационных формах. Так вот, в мае 1943 года Коминтерн был распущен и в последние годы войны не действовал – как потом будет сказано, для того чтобы дать возможность развиться национальным компартиям, которые должны были выглядеть как независимые от Москвы. Но после того, как победа была закреплена и возник широкий круг социалистических государств, или социалистический блок, в который входили и такие страны, как Югославия, нужно было восстановить Коминтерн в новой форме. Его создали в виде так называемых "информационных совещаний". Первое совещание состоялось в Белграде, в Югославии. Кстати, Вы должны понимать, что в это время ни в Румынии, ни в Чехословакии, ни в Венгрии, ни даже в Польше не было еще социалистического режима в точном смысле этого слова. Это был переходный период – революции же начались потом, в году 1948-м. Это был переходный период, когда в этих странах создавались народные фронты, в которые входило много разных партий; коммунистическая партия имела решающий голос, но только в силу советского присутствия в этих странах. И она постепенно переворачивала всю страну, захватывая власть. Итак, вроде бы все эти страны попали под нашу эгиду, но ни соответствующих политических преобразований, ни партийной, ни народной консолидации еще не было. Поэтому до социализма им было далеко, и обсуждался вопрос о том, как, собственно говоря, они будут идти – своим или не своим путем, общим или не общим – к социализму. Именно для этого собрались представители рабочих и коммунистических партий в Белграде, собрались, чтобы обсудить стратегию и тактику дальнейшего развития всемирной социалистической революции. Естественно, что во всех вузах страны студенты должны были изучать и прорабатывать соответствующие материалы. Марон спросил, кто будет делать основной доклад. Группа хором назвала меня. Я не отпирался, приступил к чтению этих материалов и, изучая их, пришел к выводу, что политика Югославии, принципы, которые были выдвинуты на этом совещании Эдвардом Карделем и другими, не соответствуют основным принципам ленинской политики. |
И сделал об этом подробный доклад, охарактеризовал работу совещания, обсудил его смысл и значение. И при этом подробно, с доказательствами остановился на том, что программа, предлагаемая в докладе Эдварда Карделя, – программа развития Югославии – - не соответствует пути социалистического развития. Вы даже не можете представить себе, что было. Если же Вы думаете, что я тогда понимал, что говорил и делал, то Вы ошибаетесь. Я был идеалист, дурак: для меня теории, теоретические принципы существовали как первая и подлинная реальность, все остальное было творимым в соответствии с этим, поэтому теоретический анализ этих положений и был для меня главной реальностью, которую надо было вскрывать. Больше того, у меня не было никакого понимания социальности – в узком и в широком смысле. Ну, например, я в этот момент не задумывался, не отдавал себе отчета в том, в какую социальную ситуацию, в какое место попадет человек, который позволяет себе делать какие-либо собственные утверждения по поводу материалов, опубликованных в газете и изданных официально Госполитиздатом, в таком толстом красном сборнике. И вообще, в какое положение попадет человек, который, будучи еще на студенческой скамье, умозаключает по поводу программы, представленной социалистической страной Югославией в лице ее главных социалистических лидеров Карделя, Тито, Джиласа (на совещании было три их доклада)? В какой мере он может ее обсуждать, а тем более как-то квалифицировать? Марон месяца на два стал белый как бумага, цвет его лица уже не менялся. Он не понял сначала, что надо делать, и не справился со мной. Он пытался прервать мой доклад, сказать, что это уже не интересно, что студенты получили информацию, но я настаивал на том, чтобы договорить – опять же по наивности своей. И он сообразил, что если он вообще будет вмешиваться и спорить со мной, то он становится как бы соучастником преступления. Поэтому он только спросил меня, понимаю ли я, что говорю. Я сказал, что да, очень хорошо, что потому и говорю, что понимаю. Я совершенно не задумывался над тем, в какое положение ставлю его и что он должен делать. Идеализм есть идеализм – со всеми вытекающими отсюда последствиями. И это стало одним из самых больших событий на нашем курсе. |
В результате я получил "посредственно" по марксизму-ленинизму на втором курсе, что организационно означало постановку вопроса об исключении из университета, потому что в то время студенты на нашем факультете, имеющие "посредственно" по этому предмету, зачислялись в "неблагонадежные". Это было нечто вроде клейма о несоветском образе мыслей. И тогда возникло очень сложное, шумное и громкое дело (оно развертывалось уже во второй половине года) об исключении меня из комсомола за незнание основ марксистско-ленинской теории, за вредную, совершенно неправильную оценку положения дел в социалистической Югославии, за упрямство в отстаивании своих тезисов, утверждений и т.д. Все это, естественно, прибавлялось к какой-то странной работе в качестве пропагандиста. Вспомнили кружок. Вообще, так сказать, сложилось одно к одному, и началось дело, где я впервые мог проверить отношение ко мне моих товарищей по группе, курсу, факультету. Действительно, комсомольский активист, заместитель секретаря курсового бюро по агитации и пропаганде, пропагандист, редактор стенгазеты – и вот оказывается таким, так сказать, чуждым нашей идеологии, нашей мысли человеком. Я думаю, что меня тогда, в первую очередь, конечно, спасло положение отца. Если бы это сделал кто-то другой, его вышибли бы из университета, исключили бы из комсомола, и на этом все с ним было бы кончено. Но в данном случае приходилось как-то считаться с положением моего отца, неизвестно было, что последует за моим исключением. Но я думаю, что со мной все равно расправились бы, поскольку дело уже вырвалось – как джинн из бутылки, – из-под контроля... если бы вдруг не появились партийные документы, в которых именно так и была оценена вся политика Югославии. Вы и эту историю не знаете? Иосип Броз Тито отказался идти на поклон в Москву, и были опубликованы документы, характеризующие политику югославской компартии как ревизионистскую. И там использовались те же самые аргументы, которые выдвигал я, поскольку политика Югославии действительно была не социалистической в нашем тогдашнем понимании смысла этого слова, и Вы сейчас представляете это расхождение нашего пути и их пути. Поэтому вдруг оказалось, что я не только не ошибся, но даже вроде бы глядел вперед. |
Партийные органы – курсовые, факультетские – должны были сформулировать отношение ко мне. И все оказались в очень трудном положении, тем более трудном, чем больше те или иные люди кричали, махали руками и доказывали, что меня надо убрать, исключить и т.д. Надо было как-то определяться. И вот тут я впервые в своей жизни столкнулся с формулой: дело не в том, что я говорил, а дело в том, когда я это говорил – своевременно или не своевременно. Мне впервые начали объяснять совершенно очевидную для меня сейчас истину, что прав всегда тот, кто колеблется вместе с линией партии, а тот, кто опережает эти колебания – в какую бы сторону он не отклонялся, – тот неправ. Это было сформулировано очень четко, и, может быть, Коля, именно с этого момента возникает проблема социологии, социологического аспекта наших работ в Московском методологическом кружке. До этого я читал работы 20-х годов по социологии, но это еще один пример того, что просто чтение не дает реального побудительного мотива для деятельности: оно остается в сфере мышления, т.е. чего-то иного. А тут я впервые вынужден был задуматься над социальной практикой нашей собственной жизни. Начались как бы первые серьезные уроки, и с этого момента, т.е. с 1948-го года, эта сторона коллективности, социальности, социализированности становится для меня предметом размышлений, можно даже сказать, постоянных размышлений; хотя содержание их постоянно менялось, оставался социальный момент – точнее, проблема принадлежности человека к социальной организации, его поведения в социальной организации. Но это был самый трудный момент, поскольку в том марксизме, который мы все изучали, на самом деле социологии не было. Когда сейчас говорят, что Марксова теория представляет собой социологию деятельностного материализма, то говорят в общем-то глупости: в марксизме нет никакой социологии и никогда ее не было. Исторический материализм не есть социология, поскольку исторический материализм практически никогда не затрагивал проблемы социальной организации. |
Марксизм создавал социальные организации, вся его идеологии и философия была направлена на создание социальных организаций. Но это обсуждалось как проблема партии – партии и народа, партии и идеологии, самой передовой партии и профсоюзов, скажем, как приводных ремней, человека и партии, т.е. обязанностей члена партии, его целей, назначения и функций, – и, будучи в общем-то каким-то моментом социологии в широком смысле слова, отнюдь не выводило к постановке вопроса о социальных аспектах жизни человека. И эта самоочевидная вещь, которую все граждане Советского Союза познавали на собственной шкуре, а именно принадлежность к социальной организации определенного типа, эта сторона дела никогда не выводилась на уровень обсуждения, осознания, осмысления и понимания. Между тем, люди могут сколько угодно сталкиваться с социальной организацией, но они никогда не поймут и не могут этого понять, пока эти конфликты не будут выведены на уровень знакового изображения и знаковой фиксации. Поскольку понимать вообще можно только то, что выражено в знаках, и мир становится предметом такого специального понимающего осознания лишь в той мере, в какой он выражен в знаках, – через свою фиксированность в знаковых формах. Понять нечто в реальности, в реальной ситуации нельзя в принципе – в силу устройства функции понимания: она не для этого сделана, не для этого возникла. Понять можно только некое знаковое изображение. А поэтому, повторяю, ни я, ни любой другой, сколько бы ни била нас жизнь и какие бы уроки мы ни получали в результате своих ошибок поведения в социальной организации, мы понять ничего не можем, можем только приспособиться, научиться вести себя так, что бить нас не будут. И отсюда вытекала проблема – но я шел к ней очень медленно – теоретического изображения всего этого в схемах. Мое персональное дело было прекращено уже на последней стадии. Две инстанции меня исключили из комсомола, а факультетское бюро прекратило обсуждение этого дела и решило, что ничего и не было. Мне объяснили, в чем я не прав, и я в первый раз спасся совершенно неожиданным образом от, по-видимому, весьма ощутимого удара. |
Я не останавливаюсь сейчас на всех обстоятельствах и фактах моей жизни и поведения моих товарищей, ибо это не имеет отношения к собственно делу, хотя там было много интересного и весьма поучительного (скажем, отношения с тем же Мароном). Я обо всем этом больше рассказывать не буду, существенно лишь, что все это повлияло на мое дальнейшее развитие. Позднее, во время летней работы в августе 1948 года, произошла еще одна история. Мы работали в обсерватории Штернберга, здесь в Москве, в группе со Стрельниковым и Постоваловым. Был еще очень интересный парень у нас на физфаке – Щеголев, спокойный, очень вдумчивый... Как раз в это время вышли документы сессии ВАСХНИЛ с докладом Лысенко. Мы обсуждали материалы этой газеты, и я с пеной у рта доказывал ребятам, что все это глупости и вообще подтасовка, что никакой теории Лысенко не существует, что, конечно, морганисты, менделисты, вейсманисты правы и т.д. и что все это вскоре выяснится. Но надо сказать, что, по-видимому, мои товарищи все-таки понимали куда больше, чем я, или были куда адаптивнее и умнее; они уже не спорили со мной, и, насколько я понимаю, даже никто из них не донес. Вот это очень интересно, поскольку дискуссии проходили очень резко, а я был настолько оглушен и шокирован этой историей, мне это казалось настолько страшным, неразумным, бессмысленным – вся эта демагогия, покаяния людей... А тут еще прибавились собственные семейные обстоятельства, потому что наша семья стала в это же время предметом примерно такой же истории – о чем, наверное, я тоже должен сейчас сказать. В конце 40-х годов страна опять переживала какой-то переломный, очень сложный момент: ставился вопрос – не только во внешнеполитическом плане, но и во внутреннем – как жить и работать дальше. И среди тех, кого мы сейчас называем технократией, советской технократией, т.е. среди руководителей заводов, министерств, сложилась группа, которая очень детально обсуждала перспективы последующего развития страны. Отец был включен в эти обсуждения по долгу своей службы, поскольку Институт организации авиационной промышленности также должен был ответить на вопрос, как дальше будет развиваться наша авиационная промышленность. Как грамотный инженер, прошедший в общем-то хорошую школу организации, он придерживался взгляда, что дальнейшее нормальное развитие народного хозяйства страны невозможно без специализации заводов и установления разветвленных, хорошо обеспеченных кооперативных связей между этими заводами. |
Вы, наверное, знаете, что все наше заводское хозяйство строилось на принципах автаркии, т.е. каждый завод представлял собой автономное целое, такой организм, который делал все, что ему нужно, т.е. фактически у нас существовали замкнутые объединения (это то, к чему сейчас стремятся перейти). Если, скажем, был авиационный завод, то это всегда был не один завод, а пять-шесть заводов, которые делали все необходимое для самолетостроения, и масса маленьких заводов, цехов, которые... ну, скажем, асбест нужен – они производили асбест, кирпич нужен – они производили кирпич и т.д. Все это должно было быть локализовано в одном месте. Это и получило название автаркического хозяйства. Но вот теперь встал вопрос: что будет после войны? Группа директоров, а среди них наиболее активными были авиационные директора, поскольку авиационная техника была и до сих пор, наверное, остается самой передовой не только по средствам, которые она использует, но и по формам организации, – группа директоров и выступила тогда. Появилась статья в газете "Правда". Но были и внутренние документы, где говорилось о необходимости предоставить больше прав директорам, разрешить увольнять людей, устанавливать достаточно свободную оплату труда в каких-то рамках, при этом они обещали повысить производительность труда при тех же финансовых затратах и т.д. Эту линию, по-видимому, проводил и поддерживал Маленков. Он заведовал партийными кадрами и одновременно был ответственным за оборонную промышленность. У него был свой круг людей, и отец входил, наверное, во второй эшелон тех, кто работал с ним. Первый круг – министры, заместители министров. В авиационной промышленности до 1946 г. министром был Шахурин, первым замминистра – Дементьев. Отец занимал положение второго уровня. Отцу как раз и было поручено разработать проект новой организации – обоснование, расчеты и прочее. Но ситуация резко изменилась: Маленков был оттеснен на задний план, на первое место вышел Андрей Жданов. Естественно, он начал отовсюду убирать людей Маленкова, шла острейшая подковерная борьба, и в конце концов первый слой его людей (самого Маленкова не могли тронуть) просто посадили. В 1948 году был арестован Шахурин – аресты шли на очень высоком уровне. Шахурин был генерал-полковник, герой соцтруда и т.д., причем кадровый партийный работник, который прошел всю вертикаль от секретаря парткома первого авиационного завода до министра и члена ЦК ВКП(б). Были арестованы работники аппарата ЦК, курировавшие авиационную промышленность, танковую и т.п. |
Из части этих людей Жданов набирал свою команду, и министром авиационной промышленности стал Хруничев, а секретарями ЦК члены так называемой ленинградской группы, в частности ленинградский секретарь обкома Алексей Кузнецов. Это та ленинградская группа, которая через полтора года будет расстреляна. Их расстреляли после смерти Жданова в 1948 году. Я до сих пор не знаю, как и почему умер Жданов – своей смертью или не своей, думаю, не своей. Было такое дело, дело ленинградской группы, под которое попал и намечавшийся тогда преемник Сталина, Вознесенский, бывший в 1945 году председателем Госплана СССР. Его расстреляли вместе с этой ленинградской группой. – Это какой год? Я сейчас рассказываю Вам про конец 1947 - начало 1948 года. А расстреляны они были в 1949 или в 1950 году. – А в чем их обвиняли? Их просто расстреляли. А обвинение было в том, что они якобы пытались отделить Россию от Советского Союза и перенести из Москвы в Ленинград столицу РСФСР. Они ничего этого не хотели делать, поскольку они уже все сидели в Москве и были не ленинградскими секретарями, а секретарями ЦК. Все эти обвинения просто смешны. Итак, вот происходил этот поворот, и тогда же в поле моего зрения появился замминистра авиационной промышленности Василий Васильевич Бойцов (нынешний председатель Комитета стандартизации), который был через некоторое время назначен на место отца, начальником Оргавиапрома. Но дальше возникла очень интересная ситуация. Отца вызвали на коллегию, сообщили, что на его место назначен Бойцов, и сказали, что он вполне сможет продолжать работу как заместитель Бойцова, но только он должен теперь написать, что предложенная им программа специализации и широкой кооперации авиационных и всех других советских заводов является неверной и что, наоборот, следует сохранить принцип автаркии. Отец отказался и сказал Хруничеву, что поступит иначе и пошлет все документы (они составляли большущий том) в ЦК партии с выражением своего несогласия с решением коллегии. |
Надо сказать, что нравы тогда были довольно патриархальные. Насколько я знаю по рассказам отца, Хруничев сказал ему: "Петр Георгиевич, чего Вы дурака валяете? – вот таким вот хорошим отеческим голосом. – И зачем Вам это нужно? Я Вас по-хорошему прошу, напишите все как надо, и все будет в порядке". Проблема эта обсуждалась дома, что тоже очень интересно. Я помню, мать болела, лежала с тромбофлебитом. Позвали даже меня, хотя я был всего лишь студентом второго курса. Отец ставил вопрос так: нужно принимать жизненно важное, принципиальное решение – что же он должен делать. Надо сказать, он всегда советовался с матерью, и, фактически-то, такие жизненно важные вопросы на самом деле решала она. Сразу после войны ему было предложено стать руководителем авиационных заводов на территории оккупированной нами Восточной Германии. Выслушав все, она жестко и четко сказала: "Нет!". И это было настолько весомо, что отец пошел к министру и сказал "нет". И когда министр спросил его почему, он ответил: "Жена сказала: нет". Вот точно также он советовался и по этому поводу. Я со своим идеализмом сказал: "Ни в коем случае. Ни в коем случае нельзя писать противоположное тому, что было. Либо ничего не писать и уйти, вообще сбежать, уйти на другое место, пока не выгнали, либо добиваться и стоять на своем. Но здесь я не могу решать, поскольку не знаю всех обстоятельств. Борьба есть борьба, и нужно брать ее реально". Мать на этот раз не ответила определенно, а отец был, по-видимому, очень упрямый мужик и тоже, как и я, в социальном смысле недалекий, и он послал все документы в ЦК партии с "сопроводиловкой": считаю этот путь гибельным, неправильным и представляю всю документацию на суд руководства партии. Он был уволен. А дальше в дело вступила особая выдумка Андрея Жданова. Он ввел тогда такую штуку, которая получила название "суд чести". Был даже фильм с таким названием. Всего в советской стране состоялось три "суда чести". Один – над советскими профессорами, медиками Клюевой и Раскиным, которые якобы продали американцам секрет борьбы с раком. Другой – над министром медицинской промышленности Митриевым, за то что он будто бы вступил в сговор с американцами и наладил совместное производство сульфамидов и только что появившихся тогда антибиотиков. И вот третий – над отцом, за то, что он наметил и отстаивал неправильную линию развития советской промышленности. |
"Суд чести" имел весьма интересную юридическую структуру. Дело в том, что обвинитель выступал после обвиняемого. Обвиняемым предоставлялось только одно право – признать себя виновным, альтернативы не было. Признать себя виновным еще до выступления обвинителя. Значит, каждый обвиняемый должен был выступить в качестве собственного обвинителя, а уж то, что он не договорил, скажет обвинитель. Обвинителей же бывало по три-четыре, был государственный обвинитель, общественный обвинитель и еще кто-то. Суд был публичным. В данном случае в зале собралась вся верхушка авиационной промышленности. Длилась эта процедура пять дней, выступали разные люди, клеймили, зачитывался список преступлений и т.д. Защита в принципе не была предусмотрена. Надо сказать, что отец мой, конечно, действовал не самым лучшим образом, поскольку он сначала пошел в драку, отстаивал свою позицию, а сдался только в последний, пятый день этого суда чести, и опять же в очень характерной ситуации. Обвинителями были генеральный конструктор Яковлев, замминистра авиационной промышленности Кузнецов (в нашем доме жил над нами, и я дружил с его дочками). Я запомнил их и еще несколько человек. Тот, с кем всегда непосредственно работал отец, Петр Дементьев – в прошлом первый заместитель министра, в то время вынужденный после ареста Шахурина стать одним из последних заместителей, – сидел очень тихо. Надо сказать, это был очень умный человек. Он поднялся потом, стал министром авиационной промышленности, умер совсем недавно. Вообще, это был тот человек, без которого, наверное, авиационная промышленность наша не могла бы вообще существовать. Это своего рода Алексей Косыгин в рамках одного министерства, т.е. человек, который реально руководил всей работой и в мыследеятельности которого стягивались все реальные мысли. И вот пока и поскольку был такой человек, до тех пор и постольку работала сама промышленность, оставаясь единой, координированной, связанной и т.д. И вот такой человек вынужден был уйти на пост одного из последних заместителей министра, а их в то время у министра авиационной промышленности было то ли 12, то ли 14. Отец ходил в разные инстанции, пытался доказывать, что он прав, что это самоубийство развивать промышленность таким образом, что это не приведет ни к чему хорошему, что мы начнем отставать и т.д. Самой показательной, конечно, была встреча с секретарем ЦК КПСС Кузнецовым. Отец к этому времени уже не работал. |
Он был уволен, а дальше его судьбу решал уже сам Хруничев, он сказал: "Никакой ему работы выше девятисот рублей". И примерно месяцев восемь отец ходил без работы, поскольку нигде не мог устроиться. Так вот, в это время, когда он уже был без работы, его вызвали к Кузнецову. Принял его Кузнецов у себя в кабинете и в течении всего разговора чистил пилочкой ногти, вычищал грязь из-под ногтей, полировал их, приводил к правильной форме и – давал урок социальности. Он сказал: "Петр Георгиевич, ведь Вы так давно работаете в авиационной промышленности, как же Вы до сих пор не смогли усвоить основных принципов нашей организации? Если министр сказал, что надо делать вот так, то значит, так и надо делать. Нам совсем не нужна отсебятина разного рода". Опять же это к вопросу о патриархальности. Отношения действительно были патриархальные в полном смысле этого слова. Отец начал говорить что-то насчет долга коммуниста перед страной и прочее. Кузнецов слушал устало и брезгливо и, наконец, сказал: "Петр Георгиевич, ну в Вашем-то возрасте не понимать законов жизни... Ну как Вы представляете себе, когда пишете эту бумагу, что я, получивший ее, буду делать? Я ведь ничего не понимаю в вашей авиационной промышленности, ей Богу. У меня нет никаких средств решить, куда она должна двигаться – в ту сторону, что предлагаете Вы, или в ту, которую выбрала коллегия министерства и утвердил Центральный комитет. Ведь поймите же, я-то всегда приму решение в их пользу. Так зачем же писать на мое имя эту бумагу? Посудите сами, кому я должен поверить – Вам, уволенному с должности человеку, который вообще уже толи существует, толи нет, или министру авиационной промышленности. Неужто Вы не понимаете, что я всегда встану на его сторону, Петр Георгиевич? Так что Вы обременяете ЦК партии совершенно ненужными писаниями, тем более что они ведь опасны". Вот на этом, собственно, и закончилась их беседа. То, что отец рассказывал обо всех этих событиях, запомнилось мне на всю жизнь; я передаю это сейчас точно так, как говорил он, со всеми деталями. Эта коммуникативная ситуация будет, наверное, стоять в моей памяти всегда, пока я жив. Но я ведь ее не понимал, также как не понимал ее и мой отец, опять же в силу идеализма, т.е. господства идеальных представлений над реальной мыследеятельностью. То, о чем я Вам только что говорил, абсолютно точно проявляется и здесь. И на этом примере вырисовывается вторая сторона отношений между чистым мышлением и деятельностью. |
В общем отец пытался отстаивать свою позицию. Он не повинился в первом своем выступлении, и потом, в последние дни суда, на четвертый и пятый день, разные люди, те, с которыми он был связан раньше по работе, приходили, звонили, и каждый из них говорил только одно, пространнее или короче, что они его не понимают и хотят выяснить, на кого он оставляет семью, детей и чего он хочет добиться, когда картина совершенно ясна. Каждый из них советовал ему сказать – а у него была еще возможность: в конце он должен был ответить, признает он себя виновным или не признает, – что он признает себя виновным. В противном случае, говорили они, ты исчезнешь, тебя больше не будет, и твои дети останутся сиротами, а жена вдовой. Его вызвал секретарь райкома партии (а отец был членом бюро райкома партии), человек, который к нему в общем-то здорово относился, и сказал ему тоже самое. Его вызвал к себе Дементьев и сказал: "Петр Георгиевич, не валяй дурака. Чем раньше ты признаешь себя виновным, тем будет лучше". Это было очень мощное давление, т.е. буквально все говорили одно и то же. И на вопрос, признает ли он себя виновным или нет, отец сказал, что признает. Ну надо сказать, что все они сдержали свои обещания. Им важно было одно – сломить. Так, как это сейчас описывает Ефремов, описывают в теоретических работах и в воспоминаниях разного рода. Задача состояла не в том, чтобы его физически уничтожить, а в том, чтобы утвердить принцип централизованной иерархии, необходимость беспрекословного выполнения решений вышестоящих организаций. И "суд чести" устраивался именно для того, чтобы продемонстрировать, что ни один человек не может устоять. И когда это происходило и фиксировалось таким образом, то дальнейшее в общем-то уже никого не интересовало, и там многое зависело от чьей-то поддержки, какой-либо случайности и т.д. Отец отделался сравнительно легко: его все-таки не исключили из партии, хотя грозились; на бюро райкома, членом которого он был до этого, дали лишь строгий выговор. Сначала лишили его всех побрякушек – орденов, медалей, государственной премии и т.д., а потом, при решении этого вопроса где-то на последних инстанциях, и их вернули. Опять же, по своему упрямству, он эти восемь месяцев искал место работы в авиационной промышленности, где он знал все заводы, знал всех людей; он считал себя куратором этой промышленности и винтиком ее. Пока ему опять же не объяснили где-то, что есть приказ Хруничева не брать его никуда, кроме как на ставку 900 рублей. |
Это было очень мало (ставка инженера его уровня была 2500 рублей), кормить семью на эти деньги он не мог, поэтому отец в какой-то момент, после восьми месяцев шатаний, махнул рукой и пошел на строительство университета на Ленинских горах, где его восстановили, в очень маленьких, правда, чинах... Университет строился системой МВД, и он пошел к своему знакомому замминистра внутренних дел, который его в три минуты устроил. Так он и работал на этом строительстве, потом еще где-то в этом же Управлении... Но, фактически, он был всем этим сломлен. Сломлен, поскольку вся жизнь и работа в системе превратили его в винтик государственной машины, и свое личностное существование он мыслил только в качестве винтика этой машины. Он настолько стал ее частичкой, элементом, что у него не осталось ничего личностного. И поэтому он в принципе не мог восстановиться: всякая неудача в продвижении по социальной лестнице означала для него конец. Тут выяснилось, что он всю свою жизнь был совершенно неадаптивным человеком. Например, за строительство комплекса куйбышевских авиазаводов ему дали сталинскую премию и предложили степень кандидата наук, а ему показалось, что степень кандидата – это мало, и он попросил степень доктора. Ему ответили, что этого сделать нельзя. Тогда он посчитал, что быть кандидатом неразумно. И вот теперь, в 1948-м году он рвал на себе волосы, потому что, имей он степень кандидата технических наук, он пошел бы преподавать в авиационный институт и получал бы свои 3000 рублей – столько платили кандидату наук, а без этой степени, он при всех своих регалиях и прошлой славе мог работать только ассистентом и получать 1250 рублей, что было явно мало, да и несолидно. Вот такого рода странные обстоятельства, свидетельствующие о непонимании ситуации, и составляли бытовую часть моего осмысления мира и жизни в те годы. К тому же все время проводились параллели с другими людьми, которые были в этом смысле куда умнее. Скажем, директор (вначале он назывался начальником) Центрального авиамоторного института Поляковский, который жил рядом с нами и начинал вроде бы точно так же, как отец, – он стал сначала кандидатом, потом доктором технических наук, и когда у него возникли неприятности, что было в общем закономерным явлением в жизни всех этих людей, он пошел профессором в МАИ, где спокойно работал, жил и кончил свои дни. Но отец-то, пока работал, этого не понимал, и вот теперь он все время обсуждал эту проблему: что обеспечивает человеку устойчивость? |
Она стала одной из актуальных в те годы в жизни нашей семьи и составляла то самое социальное содержание. Я извлек из истории отца два принципа, которые и проверял дальше на своей жизни. Первый принцип: нельзя быть частичным производителем, надо искать такую область деятельности, где возможно быть целостным и все, что необходимо для работы, для творчества, для деятельного существования, всегда может быть унесено с собой. Короче говоря, я понял, что существование человека как действующей личности не должно быть связано с местом, с должностью, которую этот человек занимает. Чтобы быть личностью, надо быть свободным. Это я понял очень четко... И чем дальше двигалась жизнь, тем больше я в этой идее укреплялся. И второе, что я понял тогда: вступая в борьбу, надо всегда предельно четко и до конца рассчитывать все возможные альтернативы и четко определять те границы, до которых ты способен или хочешь идти. Я понял, что всякого рода непоследовательность сохраняет человеку жизнь, но лишает его самодостаточности и разрушает его личность. |
Сноски и примечания |
(1) - Нумерация параграфов дана в виде дроби. В ее числителе - сквозной номер параграфа в соответстсвии с данной интернет-публикацией. В знаменателе - номер параграфа в соответствиии с текстом лекций, который у меня на руках (Виталий Сааков). |
Щедровицкий Петр Георгиевич. Родился в семье русского советского философа
Г.П.Щедровицкого. С 1976 года начинает активно посещать Московский методологический
кружок (ММК), организованный Г.П.Щедpовицким. В ММК специализируется
в области методологии исторических исследований, занимается проблемами
программирования и регионального развития. С 1979 года участвует в организационно-деятельностных
играх (ОДИ), специализируется в сфере организации коллективных методов
решения проблем и развития человеческих ресурсов. В настоящее время занимает
должность заместителя директора Института философии РАН, Президент Некоммерческого
Института Развития "Научный Фонд имени Г.П.Щедровицкого" - - - - - - - - - - - - - - - - смотри сайт "Школа культурной политики": http://www.shkp.ru - - - - - - - - - - - - - - - - источник фото: http://viperson.ru/wind.php?ID=554006 |
|
|
|