главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 23. (...) |
§ 44. (...) |
Ответы на вопросы |
§ 44. (продолжение) |
Ответы на вопросы |
§ 44. (продолжение) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
лекция 23 | (...) |
§ 44/00 (1) | (...) |
Щедровицкий П.Г. Сегодня мы перейдем к обсуждению представлений о культуртехнике, т.е. о том контуре отношений в схеме воспроизводства деятельности и трансляции культуры, которая связана с деятельностной интерпретацией самих процессов трансляции. Если вы помните, то в одном из наиболее развернутых представлений схемы ВДиТК, которое по времени относится к периоду 80-82-го года – это фрагмент «О категории сложности изыскательских работ», я приводил зарисовку, в которой схема ВДиТК перерисована с использованием значков позиций. Эти позиции присутствуют не только в ситуациях деятельности, т.е. в слое реализации, но и пририсованы или врисованы внутрь процессов трансляции культуры. Несмотря на то, что этот вариант схематизации характеризует поздний период, т.е. период 80-х годов, и мы к нему вернемся в конце сегодняшней лекции, надо сказать, что исходные представления, которые имеет смысл характеризовать как протоформы представлений в культуртехники, присутствуют с самого начала в исходных работах 60-х годов. «Здесь полезно сделать еще один шаг назад (вы уже чувствуете, я надеюсь, что в теории движения вперед осуществляются постоянно за счет шагов назад). Хотя я с самого начала объявил, что в нашем курсе не будут вводиться и излагаться социологические понятия, перешел в слой методологии и намеревался двигаться только в нем, тем не менее, я вынужден был очень скоро в неявном виде ввести представления о социальном объекте и вообще о "социальном". Оно не подавалось и не характеризовалось мною таким образом, напротив, я все время подчеркивал методологическую природу всех вводимых мной представлений, и, тем не менее, как вы увидите в конце курса, я ввел при этом такие представления, которые потом можно будет рассматривать как основные или базисные для социологии. |
Именно теория деятельности, ее схемы и понятия, дают основное абстрактное представление объекта, лежащего в основании всех социальных структур и процессов. Чтобы построить предмет социологической теории, надо исходить из схем деятельности. Но это оборачивание теоретико-деятельных картин и понятий в план социологии станет понятным вам лишь в самом конце курса. За две-три лекции до конца курса вам придется пересмотреть и заново осмыслить все то, что я рассказал. |
Здесь историк, в принципе, действует тем же способом, каким действует физик, когда он хочет выяснить силу связи между частями данного бревна и для этого разрезает бревно на две части и соединяет их динамометром. Из опыта практики физик знает, что если потянуть за один конец, то оно все начнет двигаться, и это дает нам право считать, что концы бревна связаны друг с другом, что происходящее с одним концом по каким-то механизмам процессы передаются и другому и влияют на его состояние. Но это очень странный способ думать и рассуждать. Мы говорим о связях между концами или частями бревна, хотя на самом деле имеем всего лишь одну вещь, одно бревно, и действуем на него как на единое целое. Чтобы получить возможность говорить о связях между частями бревна, его надо предварительно разрезать, но тогда это будет уже не то бревно, с которым мы сначала имели место, совсем другое. Но таковы законы нашей мысли. Второй объект рассматривается нами как модель первого, как то, что адекватно и правильно представляет нам первое. Но ясно, что два бревна отличаются от одного, и чтобы иметь возможность перейти от второго бревна к первому, надо эти бревна объединить в одно целое, связать их друг с другом. |
Но после начинается весьма печальная история всевозможных попыток свести концы с концами и действительно построить такую конструктивную модель истории, которая бы соответствовала нашему исходному членению на стадии и представлению о причинности, связывающей их. Наверное, можно сказать, что нет на свете повести печальней, чем повесть о всех попытках каузального представления истории. Я надеюсь, что схема, которую я приведу дальше, пояснит и обоснует этот тезис. |
Можно сказать, что структура как бы непрерывно проходит через весь этот материал. При этом наша структура, конечно, может изменяться – частично теряться, получать приращение, развиваться и т.п., но весь этот процесс изменения структуры существенно отличается от процесса обновления материала; их нужно четко различать и отдалять друг от друга. |
Ведь бесспорно, что структуры деятельности каким-то образом сохраняются, воспроизводятся, а это значит, что они каким-то образом передаются. Каждый акт деятельности, после того как он совершен, умирает, а на его место заступают другие акты деятельности, очень часто – точно такие же. Каким образом это происходит? |
Мы предполагаем, что структуры из левого канала могут как бы отпечататься на материале, заложенном во втором канале. Это будет отношение образования нормы. Затем структура, получившаяся во втором канале, т.е. структура нормы, может отпечататься на материале, заложенном в первом канале и таким образом создать вторую СПС. Это будет отношение реализации нормы. |
Очевидно, что нормы второго порядка будут употребляться реже, чем нормы первого порядка, а, следовательно, они будут меньше снашиваться. Нормы этого типа будут иметь другую продолжительность жизни, а, следовательно, вообще другое время существования. Простой пример этого – способы и формы функционирования обычных повседневных эталонов длины, тех линеек, которыми мы обычно пользуемся, и способы и формы функционирования всеобщего или абсолютного эталона длины, хранящегося в Париже, всеобщего Метра. Этот парижский Метр – эталон эталонов, обычные линейки лишь слепок с него. Хотя за условиями жизни парижского метра следят очень внимательно, не меняют температуры окружающего воздуха и т.д., хотя его очень редко употребляют, людям его существование показалось все же не особенно надежным, и они перевели исходный эталон в знаковую форму. Теперь это одна сорокатысячная определенного параметра – [диаметра] Земли. Наверное, здесь нужно заметить, что порядок нормы или канала, в котором норма транслируется, будет разным в зависимости от того, в каком из отношений мы его определяем - образование нормы или реализация нормы. |
Я надеюсь, вы понимаете, что в этой схеме (ВДиТК) передается лишь сам принцип структурной организации исторического процесса. Может существовать очень много разных каналов трансляции, связанных друг с другом последовательно или происходящих параллельно и взаимосоответствующих друг с другом, которые определяют реальный механизм истории. Главное здесь в том, что при переходе по этим каналам слева на право, происходит значительная минимизация элементов социума: одна норма определяет огромное число социальных объектов. В силу этого появляется возможность воздействовать на социум путем изменения заложенных в нем норм. Это обстоятельство уже давно было понято учеными и императорами |
Но такого реально не существует. В социуме социальные объекты и культурные нормы существуют одновременно и в одном и том же материале. Каждая СПС является одновременно и социальным объектом и структурой, которая может быть использована в качестве нормы. И поэтому, когда мы глядим на какие-нибудь явления и структуры социального мира, то мы не можем увидеть в них отдельно социальные объекты и отдельно культурные нормы. Каждое структурное образование является одновременно и тем и другим. |
Но остается интригующий и занимающий всех вопрос: а кем является Брижит Бардо на самом деле, как на самом деле в жизни все это происходит? Таким образом, уже в сознании кинозрителей Брижит Бардо выступает как особый семиотический знак, и ее поведение определяется тем, что она знак. Авторы и режиссеры нового фильма используют это осознание и обещают зрителям рассказать о том, что она представляет собой на самом деле, не как знак, а как "простой" "обыкновенный" человек. Но для этого нет другого пути, как снова снять ее в кино, придумать новую роль, снова употребить ее как знак, теперь уже как двойной знак. Но трагедия идет еще дальше. Дело в том, что у Брижит Бардо нет уже "простой" и "обыкновенной" человеческой жизни. Куда бы она ни поехала, где бы она ни появилась – всюду ее узнают, и сотни глаз следят за каждым ее движением и действием. Поэтому она не может вести себя как простой человек, как простой социальный объект, она все время помнит о своем положении и вынуждена каждый момент вести именно так, как этого требует ее положение. Но все равно у "простого" человека сохраняется мысль, что где-то там, куда уже не распространяются его взгляды, где Брижит Бардо может скрыться от неустанного наблюдения, где-то в "личной" жизни Брижит Бардо все же остается просто человеком. Он хочет проникнуть туда, хочет узнать это тайное, и кинопродюсеры обещают ему это. Они открывают завесу с этого личного и тайного, они ставят фильм о личной, "подлинной" жизни Брижит Бардо как человека. |
Наверное, можно сказать, что именно в этом, в наличии культурных норм состоит отличие социальных объектов от не социальных "природных" объектов. Таким образом, суть и сущность социального объекта в культурной норме. А культурная норма обязательно имеет знаковую природу и может быть употреблена как таковая лишь в деятельности. |
Вы понимаете, что здесь речь идет об учебниках. И работа современного педагога неразрывно связана с ними, является по сути дела лишь дополнением к ним. Я не буду обсуждать все эти проблемы. Вы можете прочитать о них в сборнике "Обучение и развитие", М., 1986г. и в сборнике "Педагогика и логика", М. 1968г. |
Понятно, что в данном случае левое и правое – просто вертикально нарисованная схема воспроизводства. …отпечатываются на материале следующего нормирующего его канала, т.е. другими словами, выталкиваются из сферы СПС в сферу норм культуры. Предположим далее, что возникшая таким образом норма начинает транслироваться в своем канале и время от времени дает отпечатки различных СПС. Если само отпечатывание происходит достаточно ясно, если нормы культуры сами в процессе трансляции не меняются, то мы имеем весьма консервативную и застойную социальную систему, не зависящую от внешних условий существования. |
Вместе с тем каждая СПС представляет собой реализацию этих норм на определенном материале, который может быть как природным, так и социальным. В дальнейшем мы будем просто говорить о материале, не делая пока различия между его природными и социальными составляющими. Наконец, становление каждой СПС, как мы уже говорили выше, определяется воздействиями окружающих условий или среды. Я пока не обсуждаю вопрос, на что и каким образом действует среда. Важно, что она действует и что это действие накладывает свои отпечатки на строение результата или продукта. В каждой системе деятельности или по отношению к ней могут быть выделены "продуктивные" части или просто некоторые продукты деятельности. Мы можем рассматривать эти продукты не просто как некоторые вещественные или чисто объектные результаты, но и кинетически – как некоторое преобразование исходного материала в продукты. Расчленяя и детализируя изображение систем деятельности, мы должны будем, соответственно, расчленять и детализировать нормирующие их элементы культуры. Если, к примеру, мы выделяем внутри систем деятельности известный набор элементов – тот, который мы с вами вводили на первых лекциях – исходный материал, продукт, орудия и средства деятельности, действия, самого человека, его внутренние средства и способности, то всему этому должны будут соответствовать определенные элементы культуры, определенные виды и типы норм. |
Соответственно этому мы будем говорить, имея в виду разные аспекты или планы того, что производится деятельностью, о Е-системах и И-системах. В тех случаях, когда нам для решения какого-либо вопроса нужно будет пользоваться одновременно обоими представлениями и, следовательно, соединить вместе Е- и И-системы, мы будем говорить о кентавр-системах или, сокращенно, о К-системах. Точно также будет раскладываться продукт деятельности. В той мере, какой он определен нормами, целями и задачами деятельности, мы будем говорить о нем, как об И-продукте, а в той мере, в какой он определен независимыми от нас характерами исходного материала и воздействиями окружающей среды, мы будем говорить о нем как о Е-продукте. |
В нашем случае речь идет о том, чтобы установить связь, проявляющуюся во взаимодействии между процессом трансляции неизменяемых норм деятельности и возможными изменениями окружающей среды деятельности. Рассмотрим самый простой случай. Он задается предположением, что в ходе воспроизводства социальных систем деятельности внешние условия существования СПС и характер воздействий на них со стороны природы и вообще внешний условий остаются неизменными. Это значит, что какую бы точку в процессе трансляции культуры и воспроизводства СПС мы ни брали, мы будем иметь одни и те же внешние условия. Обратите внимание на различие понятий социолога и историка, отчетливо здесь проявляющихся. Социолог – представитель теоретической науки. Он может сказать, что объект, соответствующий сделанным только что предположениям, существует, построит его модель и не [будет] задаваться дальше вопросами, где и когда такое может быть. Историк, наоборот, обязательно спросил бы, где и когда такое было. Но мы сейчас социологи, а не историки. Поэтому мы будем выдвигать гипотезы и конструировать возможные, т.е. мыслимые объекты. Анализируя предложенную вам ситуацию выше, мы можем заметить, что в ней нет потребности в исторических знаниях и, одновременно, что исторические знания в таких ситуациях не могут возникать. Чтобы подкрепить наше конструктивное представление объекта эмпирическими образами, я перечислю несколько мыслимых примеров подобной ситуации. В предшествующей лекции я уже определял бродячий коллектив. Это могут быть либо скотоводы, либо земледельцы, использующие посечный способ. В современном городе это может быть воровская шайка, которая переезжает с места на место, дабы не дать милиции соответствующие материалы. Вы, наверное, помните фильм, в котором основную роль играет Жан Маре, рассказывающем о жизни фальшивомонетчика. В каждом городе он живет всего один день, он прилетает с утренним самолетом и улетает с вечерним. Пробудь он в городе два дня, его моментально поймали бы. Эта была бы обратная связь, идущая от внешних условий, которые он изменяет, от его продукта – распространения некоторого количества фальшивых ассигнаций. |
Примеры, которые я привел, мало интересны. Я привел их лишь для того, чтобы показать оправданность и реалистичность гипотезы о существовании общества с неизменной и неизменно-транслируемой культурой. Важно утвердить тезис о том, что почти до самого последнего времени подобные человеческие коллективы существовали и могли существовать. |
Это могли быть природные изменения, обусловленные происходящими в ней естественными процессами, например, засухой, изменением температуры, землетрясением и т.п. Это могло быть столкновение с другими социальными коллективами, которое заставило данный коллектив вернуться в уже использованные ареалы и, следовательно, столкнуться с теми условиями существования, которые были созданы его предшествующей деятельностью. Одним словом, это могут быть самые разные изменения, обусловленные разными причинами, но во всех случаях они таковы, что существующие нормы деятельности перестают им соответствовать, перестают обеспечивать получение необходимого продукта. |
Возможно, что это будет специальная и особая деятельность, объектом которой будут предшествующие структуры деятельности, возможно, что на первых порах такого рода перестройку не целесообразно называть деятельностью. Все зависит от того, какого рода связи мы сможем установить между первыми и вторыми деятельностями. |
Самым предельным здесь будут такие изменения норм культуры, которые будут учитывать те изменения окружающих условий, и вообще среды, которые могут и должны будут появляться в будущем. Правда, и в этом случае изменение среды рассматривается как то, которое само естественным образом произойдет, а не как то, которое будет сознательно произведено человеком. В дальнейшем мы увидим, что два намеченных здесь случая характеризуют различие между природой и социальной средой, ибо произвольные изменения среды вообще возможны только по отношению к социальной среде, или же по отношению к природной среде, превращенной или превращаемой здесь в социальную среду. Но к этим вопросам мы вернемся в дальнейшем, а сейчас мне важно рассмотреть эти оба случая вместе, причем фактически на материале первого случая, т.е. когда мы учитываем естественные изменения среды и производим в нормах культуры изменения, определяемые требованием, чтобы они соответствовали этим будущим изменениям. |
Дальше есть приложение, это курс методологии социологии на 30 лекционных часов. Собственно, тот раздел, который я вам прочитал, назван следующим образом – «Логическая структура норм культуры. Естественнонаучные и гуманитарные универсалии. Понятия идеального типа в современной социологии. Понятия конструктивного и идеального типа. Проблемы управления культурой. Воспроизводство и развитие культурно-исторических систем», 4 часа. |
Ответы на вопросы |
Данилова В.Л. Правильно ли я понимаю, что Георгий Петрович начинает рассматривать такой способ изменения норм, который не предполагает рефлексию разрывов в деятельности, а в качестве своего основания кладет или прогноз или проект… Можно опираться на рефлексию разрыва и искать новый способ, исходя из этого разрыва. Фактически, мы получаем ту схему, которую они в 67-м году положили как схему методологической работы. А можно, но я таких схем не помню, не дожидаясь пока возникнут разрывы строить прогнозы и проекты и менять нормы как говорится впрок. |
Например, понятия и категории могут трактоваться как эпистемические единицы, имеющие нормативную функцию по отношению к нижележащим слоям реализации. А вот эта игра с каналами трансляции позволяет внутри самой сферы культуры противопоставить квазиестественные процессы трансляции. Там не нужна никакая деятельность. Нормы воспроизводства как бы сами по себе, за счет материала самих социально-производственных систем и превращения определенных социальных объектов в нормы. Бриджи Бардо? Да. Хотя, понятно, что за кадром стоит тот самый кинорежиссер, который снимает фильм, который производит обработку социального объекта для процессов трансляции. А могут быть более высокие этажи, где работа по трансляции становится все более и более сложной, где для того, чтобы создать нормы культуры, обеспечить ее трансляцию и, более того, производство, т.е. реализацию, нужно приложить определенную деятельностную силу. И тот факт, что в этот период они перемещаются в сферу дизайна, четко демонстрирует им те виды и типы деятельности, которые связаны с обеспечением процессов трансляции и созданием норм для обеспечения дальнейшего воспроизводства. Учитель здесь переходная фигура, а вот дизайнер или, дальше я буду вам читать следующий текст, который написан в тот же самый период – в 66-й год, он написан раньше, но он очень любопытен, потому что мало кто знает об этом периоде работы, где возникают эти разные образы культуротехника. Методолог в этом смысле может трактоваться как один из особых культуротехников. Он работает с особыми типами норм, он работает с этими нормами особым образом. Он закрывает своей технической работой или нормотворческой работой особые типы разрывов. Но вот такой жесткой типологии здесь, по-моему, еще нет. Здесь скорее намек, т.е. схема ВДиТК из безжизненной и квазиестественной, квазизаконосообразной превращается в насыщенную героями, где и ситуации, и процессы трансляции обусловлены соответствующими позиционными типодеятельностными работами. Данилова В.Л. Вроде бы во всем этом тексте на том месте, где в 65-м, 66-м году употреблялось слово «ситуация», употребляется слово системы и структуры. Т.е. такое впечатление, что системный язык полностью вытеснил ситуационный. В связи с этим, есть две версии. Одна версия, что использование слова ситуация, вообще-то говоря, было для Георгия Петровича не значимым. Это сейчас, когда мы начинаем привносить какие-то смыслы в слово ситуация, то возникает та глубина, которой может быть и не было. Это было одно из слов обыденного языка, которое он заменил на термин, как только сообразил, что это слово можно заменить. |
Вторая версия, что произошло изменение представлений о том, что получается в результате реализации, и он пришел к более объективированным представлениям в виде структуры. Щедровицкий П.Г. Не согласен. Я, как вы помните, целую лекцию прочел о понятии ситуации. Не знаю, хорошая она получилась или плохая, потом будем разбираться. Но моя ссылка на Курта Левина была не случайна. Потому что, если вы возьмете структурные схемы из работ по игре, а вы помните, как они рисуются. Есть условный эллипс, вокруг позиции человечка. Сначала обозначается квадратиком, потом замещается другим, более богатым знаковым изображением, а по периметру этого овала расположены значки: треугольнички, квадратики, кружочки. Перечисление идет так: другие дети, взрослые (заштрихованные кружочки – взрослые, не заштрихованные – дети), игрушки (треугольнички), другие предметы, не вовлеченные в игровой процесс (квадратики). Если вы возьмете рассуждения Левина с 39-го по 51-й год, схемы идентичны. Он говорит: пирожное, преграда к пирожному. Ребенок хочет съесть пирожное, или, как говорит Левин, пирожное хочет, чтобы его съели, ребенок движется к этому пирожному, встречает на пути преграду и начинает ситуативное полевое поведение. Преодоление этой преграды. Если преградой является другой ребенок или человек взрослый, который начинает создавать некую ситуацию для того, чтобы ребенок изменил свою траекторию поведения, он начинает рисовать буквально такие же структурные схемочки. Где есть плюсики, минусики с точки зрения значимости для ребенка этого фактора ситуации и т.д. Данилова В.Л. Я помню эту лекцию, и я задаю вопрос, учитывая именно то содержание, которое ты сейчас рассказываешь. Щедровицкий П.Г. И ты говоришь: это понятие было не значимым. Данилова В.Л. Могу предположить две версии смены слова ситуация на слово структура. Это сейчас ты это понятие ему туда вписываешь, а на самом деле у Георгия Петровича и близко не было тех идей, о которых ты сейчас говоришь, хотя, на мой взгляд, если их туда внести, то представление о деятельности получается интересным. Вторая версия, что в середине 60-х оно действительно было. К концу 60-х что-то съехало и ситуационные представления на несколько лет теряются, уходят на второй план. |
А на первый план выходит не центрированная, и в этом смысле более однородная, структура, и представление того, что получается в результате реализации нормы не как ситуация, имеющая центр, а реализация нормы начинает выступать как просто не центрированная распределенная структура, социально-производственная система. Эта версия мне кажется правдоподобной. И интересно, что же там происходило и что это значит – возникновение центрированных схем в середине 60-х, их потеря, может в связи с потерей игровой тематики и всей этой линии? И дальше возврат к ним в начале 70-х уже как к ситуациям коммуникации, которая очень важна. Щедровицкий П.Г. Смотри, я тебя слышу, но я не согласен. Я считаю, что никуда она не уходит. Она приобретает специфический характер линии перегиба в схеме акта деятельности. Данилова В.Л. Поясни, в каком месте перегиб? Щедровицкий П.Г. Если мы возьмем квадрат акта деятельности, то он перерезан поперечной чертой. Когда есть квазиобъективированная и квазисубъективированная часть. Так вот, собственно, ситуация – это и есть линия перегиба. Ситуация – это то, что выделяет в объективных структурах деятельности некий контур из субъективного фокуса. А то, что она рисуется не овалом, а горизонтальной линией, рассекающей на две части квадрат – это вопрос специфического образа схематизации о котором мы поговорим отдельно. Данилова В.Л. Я на этом месте занудствую, поскольку с позиции истории ты пытаешься отделить то, что было… Щедровицкий П.Г. Если бы ты не занудствовала, я бы уже давно умер от скуки на этих лекциях. Верховский Н. Здесь еще можно в продолжение этой же линии попробовать поиграть с появлением… Т.е. такое ощущение, что между тем, что вы говорите и тем, что сейчас было зачитано, появилась схема акта деятельности. Там ее не было, а здесь она появилась и центрация происходит на акте деятельности, а окружающая среда, которая является тем, что обеспечивает разрыв, когда он говорит, что продукт перестает удовлетворять тому, что окружающая среда каким-то образом изменилась. Это и есть ситуация. Отношение окружающей среды и акта деятельности, заданное через продукт и есть ситуация. Данилова В.Л. Кто его знает... Здесь Георгий Петрович вводит категорию «последствий». |
Верховский Н. Но само понятие окружающей среды недоразвернуто. А можно еще справочный вопрос? Правильно ли я услышал, что культуротехника вводится как тип управления? Щедровицкий П.Г. Я бы сказал так: вводится пока синкретическая деятельность, которая характеризуется исходя из разных рамок, в которые она вписывается по-разному, но можно сказать так: и культуротехника, и управление, и методология вырастают из одного корня. Т.е. по месту в системах воспроизводства этот функционал имеет четко понятное позиционирование. То, что потом из одного корня вырастает несколько типов и видов деятельностей, имеющих соответственное социальное название или социальные имена – это уже вопрос второй. Те, кто помнит, я в свое время для того, чтобы указать на связь между культуротехникой и управлением воспроизвел немецкий термин начала 20-го века – культурная политика. Имея в виду, что если мы превращаем нормы культуры в предмет действия, то в подавляющем большинстве случаев это не чистое управление, это более сложное действие, которое относится к категории политики, т.е. деятельности предшествующей возможности управлять. Потому что политику можно понимать, как борьбу за право начать управлять. В тот момент, когда есть несколько претендентов на управление и ни один из них не имеет мандата на управление, то они вступают друг с другом в борьбу по поводу возможности будущего управления. Верховский Н. Здесь, в этой части есть два ответвления. Я сейчас с простого начну. Вот эта борьба за управление происходит, по всей видимости, не в той окружающей среде, которая происходит вокруг действия, а в той, которая вокруг нормы. И в этом смысле социальная среда, которая описывается, она нарисована не в деятельности, а… Щедровицкий П.Г. Она происходит, где попало и с кем попало. Верховский Н. Ну, если есть необходимость растащить... Одно можно другим оборачивать. Куда погружена норма? Понятно, что в культуру, но тогда получается, что культура живет своей жизнью, там есть свои позиционеры и они, в этом смысле, взаимодействуют и пытаются сдвинуть норму. Это одно размышление. А второе чуть раньше. Про части и целое. Там был интересный кусочек, который является фоном для всего последующего рассуждения. Когда он говорит про то, чтобы нам восстановить структуру целого, нам надо ввести связь. В этом смысле метафора о том, что целое постоянно разорвано и его постоянно нужно восстанавливать, т.е. вводить связи, приводит к какой-то особой действительности, о которой вы говорили. Т.е. управления, культуротехники, нормирования и т.д. Разорванность целого как фон для всего рассуждения. |
Щедровицкий П.Г. Еще какие есть суждения? Ковалевич Д. Если продолжать эту линию, а именно, что работа с нормами и культуротехника есть скорее политический тип действия, то Георгий Петрович фиксирует методолога как одного из участников, или помещает этих методологов в эту самую действительность. Т.е. его претензия такова. Щедровицкий П.Г. Мы это обсуждали в прошлый раз, когда я читал несколько разделов из лекции, которая была посвящена взаимоотношениям в малых группах, социальным отношениям. Там был целый большой раздел, где обсуждаются клубы, в частности политические клубы, их роль в эволюции и воспроизводстве общества и т.д. и т.п. Ковалевич Д. Там они просто без позиции обсуждаются. Обсуждаются как объекты. А здесь это обсуждается как моя позиция. Щедровицкий П.Г. Ну, смотри, и в этом плане я продолжаю утверждать одну простую вещь. Претензия на влияние на социальные системы через вполне специфические механизмы этого влияния – безусловно, существовала. Источником для тех возможностей говорить и действовать, которые на тот момент были… мы понимаем, что это период оттепели… Данилова В.Л. В этот период оттепель как раз закончилась. Скорее это реакция на загибание оттепели. Щедровицкий П.Г. Ну, подождите. Некоторые люди думают, что загнулась, а некоторые нет. Я когда спрашивал у Георгия Петровича: «Зачем ты подписал письмо?» – он мне говорил: «Ну, глупость сделал. Думал, что если большое число людей значимых подпишет, то мы сможем ситуацию переломить». Данилова В.Л. Я же примерно к этому и веду. Я думаю, что эти года три-четыре после 64-го, которые считаются окончанием оттепели, были очень драматичными и очень насыщенными той попыткой переломить ситуацию. В этом смысле они были более драматичными, чем 62-63-е года, когда еще казалось, что все хорошо. А когда кровоизлияние в мозг уже произошло, когда сначала сам Хрущев отказался от либеральности, а потом уже и Хрущева сняли, и стало понятно, что все это поворачивается обратно, то интенсивность мышление на тему: «как это сохранить» – была очень высокой. Когда я говорю, что это период, когда оттепель загнулась, я как раз хочу подчеркнуть этот драматизм этого времени и драматизм вот такой позиции и ту экзистенциальную напряженность, которая за этим стоит. |
Щедровицкий П.Г. Да, друзья мои. Но при этом давайте четко понимать, что в этот период люди, создавшие Московский логический кружок, я сейчас не обсуждаю историческую достоверность версии, что они его вчетвером создали, но если следовать этой базовой гипотезе, то они занимают совершенно разные позиции по отношению к этому процессу. Борис Андреевич Грушин в этот момент продолжает заниматься социологией. Несмотря на то, что ее изничтожают. Он находит себе место, приходит в «Комсомольскую Правду», создает при ней отдел социологии. Начинает эту свою работу, которую теперь очень хорошо репрезентирована в четырехтомнике социологических исследований, которые он издал перед смертью. И фактически является единственным последовательным сторонником, адептом существования самостоятельной социологии, в противовес историческому материализму, который держит флаг. Как он это делает? Понять невозможно, потому что гнобят их по страшному. Но последовательно идет и через 20 лет оказывается основоположником всей российской эмпирической социологии. Теперь, Александр Александрович Зиновьев начинает писать романы в этот момент. Перестает заниматься логикой, потому что начал писать «Зияющие высоты» он как раз в 65-м - 66-м году, и пишет вплоть до 73-го, когда они изданы, и становится, даже не известно кем. Одни говорят, что он стал таким специфическим социологом, другие говорят, что он стал таким Салтыковым-Щедриным 20-го века. Но понятно, что он по отношению к происходящим событиям занимает определенную позицию, переходит в традиционную для России, для русской истории позицию литератора-философа, поскольку профессиональной философии в России во многом не существовало, потому что эту функцию несла на себе литература. И он пишет книжки. Количество людей, которые читало его логические работы в десять тысяч раз меньше, чем количество людей, которые читали его роман. А Мераб уходит в позицию такого философского Высоцкого. Данилова В.Л. А редактором этого престижного журнала в это время он был? Щедровицкий П.Г. Ну, богема. Кстати, он единственный, кому разрешают выезжать на запад. Понятно, что они все занимают совершенно разные позиции. Ответом Георгия Петровича на всю эту ситуацию является школа. |
Поэтому, возвращаясь к той исходной посылке, когда я говорил о том, что переход к схемам воспроизводства деятельности и трансляции культуры обусловлен педагогической установкой: приход новых членов, необходимость трансляции содержания наработанного за предыдущие годы, оформление этого всего в виде ядра неких внутренних норм Кружка и т.д. Сейчас я могу эту ситуацию перевернуть и сказать: а сама постановка на расширение круга воспроизводства, вовлечение новых людей и превращение трансляции методологии в ключевой процесс обусловлен социально-политической позицией. Он говорил: «Нечего заниматься диссидентством, нечего уходить в литературу, нечего уходить в богему, а нужно воспроизводить интеллигенцию». И это и есть миссия приличного человека. Данилова В.Л. Я сейчас еще одну вещь сообразила. Ведь если говорить метафорически, то схема ВДиТК дает ответ на вопрос: что же делать, когда разорвалась временность? Щедровицкий П.Г. Надо же! Т.е. ты отозвала свой тезис о том, что это такая гнусная, плоская, неинтересная и банальная схема? Что делать, когда разорвалась связь времен? Данилова В.Л. Там же связь времен постоянно рвется. Те самые ситуации (структуры) вспыхивают и исчезают. Щедровицкий П.Г. Я не знаю, правда это или не правда про китайского императора и 400 китайских интеллигентов, но это любимый пример Георгия Петровича. Данилова В.Л. Я думаю, что экзистенциальной подкладкой для этого вопроса являлось осознание им в студенческие годы на философском факультете, что учиться не у кого. То, что он в «Идеалисте» писал. А вот сейчас, в ходе этого разговора, я сообразила, что другой подкладкой, толчком к этой схеме могла являться ситуация, когда в оттепель какие-то ростки стали возникать. Где-то восстановили культуру, где-то создали свое, и было несколько лет, когда складывалось то, чем эти люди дорожили. И вот 64-й, 65-й год, когда видно, что все это начинает последовательно топиться в нужниках. Соответственно, ответ на вопрос: что в этой ситуации делать? Или самим выталкиваться в пространство культуры или выталкивать туда разные семиотические образования и пытаться как в этой истории: кое-где интеллигенты сбежали, а кое-где удалось книжки спасти. Щедровицкий П.Г. Хотя последующее размежевание с позицией Розина тоже очень любопытно в этой рамке. |
лекция 23 | (...) |
§ 44/00 (1) | (...) |
Итак, второй фрагмент, который я собираюсь зачитать. Как я уже сказал, здесь стоит август 66-го года, проблема только в том, что в тексте, который мне нашел Русаков, а я у себя найти этого текста не могу, схем нет. Я, честно говоря, и не помню эту схему. Поэтому будем без схемы. Она здесь, правда, одна. «Современно развитие общества выдвинуло на передний план задачи управления социальными структурами. Эти задачи, в свою очередь, определили новые направления исследований социального целого и его различных подразделений. Складываются новые направления исследования науки, обучения, искусства и другие. Основным предметом изучения при этом становятся социальные функции этих сфер деятельности, их назначение, как органов социального целого, их связи с другими органами и подразделениями, механизмы их функционирования и развития. Внутренняя структура этих сфер деятельности изучается затем, как зависящая от внешних функций и определяемая ими. |
Каждая из них опирается на особые средства изображения, особую графику и специальные способы работы с ней. Благодаря различию средств и логике оперирования с ними, каждая из этих моделей выделяет в социальном целом разные стороны, соответственно этому, каждая может решать лишь свой ограниченный круг задач. |
Но они всегда будут носить случайный характер и не будут давать необходимого знания об объекте, его внутренних связях между выявленными элементами и зависимостями между ними. |
В каждом из этих предметов будут выделяться свои особые законы, характеризующие определенные стороны искусства и его социальные функции в обществе. |
Здесь важно, что в обоих случаях материальные особенности формы произведения искусства ставятся в соответствие не материальным образованиям социального мира, а ценностям, позициям или отношениям другого человека. В зависимости от типа искусства и степени его развития понимание того, что выражено или изображено в форме либо обходится без соответствующих норм парадигматической системы знаков, либо же предполагает специальные нормы. Дальнейший анализ функции выражения предполагает классификацию всех типов отношений, существующих в человеческом обществе, описания тех форм произведения искусства, в которых они фиксируются или могут быть фиксированы. Построение подобной системы будет, вместе с тем, важным шагом на пути формализации самого искусства. Дальше самое важное, из-за чего я все это читаю. …Работа искусствоведов организует их в особую систему – парадигматику со своими особыми характеристиками и отношениями. Как правило, в этом историческом музее изобразительная функция произведения искусства полностью теряет свое значение, а выразительные функции существенным образом перерабатываются в систему формальных характеристик. Отношения потребителей к произведениям искусства в настоящем и в истории должно быть не только существенным, но и принципиально разным. |
4. Первая идеологическая функция. Выражая произведением искусства свое отношение к каким-либо явлениям и процессам окружающего мира, художник делает это произведение знаком или формой выражения отношения. Тем самым он устанавливает связь между собой и всеми другими людьми, имеющими подобное же отношение к окружающему миру. Выявляя свое отношение и создавая для него предметную форму, он делает его фактором социальной жизни. При этом он выражает и опредмечивает не только свое отношение, но и отношения всех других, чувствующих и мыслящих также как он. Предметное выражение этого отношения создает объект, к которому могут относиться другие люди и тем самым средством для консолидации и объединения их друг с другом в противопоставлении к окружающим. |
Но все это проецируется затем на историческую систему. Новое произведение искусства должно быть противопоставлено всем прочим произведениям как носитель других идеологических функций, как знак других социальных групп и других отношений. Отношения данного произведения искусства к другим в историческом ряду становится формой выражения различий в отношении к окружающему миру. |
Ну, дальше маленький абзац, последний, одиннадцатый, про важность системного подхода. |
Оно никогда не будет предметом внимания, никогда не вызовет отношения или будет предметом той деятельности, а в простейшем случае, той дискуссии и коммуникации, которая произойдет между этими разными позиционерами, ответственными за разные функции по поводу данного предмета. Теперь я от этого хочу сделать совсем другой шаг. Вы наверное хорошо знаете, что большое число людей в том поколении, которое застало Георгия Петровича, всегда обсуждало его форму поведения. Форма поведения была очень жесткой, очень эпатажной, с наездом. Форма ведения коммуникации всегда была очень проблематизирующей, и в этом плане, пользуясь метафорой данной статьи, каждую минуту он создавал скандал. И производил такие локальные произведения искусства. Обратите внимание, что с одной стороны эта логика прямо противоречит логике понятия трансляции. Потому что понятие трансляции предполагает, что есть нормы, они воспроизводятся и благодаря этому осуществляется реализация и т.д. Вот этот весь анализ и та параллель, которую я провел с его собственным способом работы утверждает в некотором смысле прямо противоположное. Что для того, чтобы возникла новая культурная норма, нужно порвать связь трансляции. Нужно произвести внутри процессов трансляции инновацию. Нужно, в этом смысле, не обеспечивать своей деятельностью само транслирование, наоборот разорвать канал трансляции, ввести в него новообразование. В том числе выпихнуть из деятельностной среды что-то в этот уровень трансляции. И только тогда вся эта совокупность культуротехнических позиций начинает превращать данное новообразование в предмет специальной работы по последующему окультуриванию и включению в процессы трансляции. Поэтому я хочу, чтобы вы вот эту другую зеркальную сторону дискуссии о культуротехнике тоже имели в виду в самого начала, потому что мне кажется, что дальше в обсуждении этой проблемы, к парадоксу, за счет чего происходит воспроизводство и трансляция, мы несколько раз будем возвращаться. Я закончил второй фрагмент. |
Ответы на вопросы |
Данилова В.Л. Есть один такой локальный вариант парадокса, о котором ты сейчас сказал. Если вспомнить идеи Фуко о появлении автора, автора, как определенной культурной нормы в новоевропейской культуре. Т.е. идея о том, что новое создает определенную культурную норму – авторство, причем именно по отношению к искусству. В этом смысле скандалы и отличия от всей традиции является реализацией культурной нормы второго порядка. Вообще здесь с Фуко очень здорово перекликается. |
Потому что оно само по себе плохо всегда работает. Человек – это существо, которое довольно быстро устает и плохо поддерживает тонус мысли. Поэтому надо себя все время взнуздывать. Надо придумывать какие-то свои разные способы. Но я пока считаю, что это 4-5 человек, родившихся в одно и тоже время, переживших во многом похожий опыт и рефлектирующих, выражающих этот опыт в близких формах. Кстати, когда Ясперс пишет про осевое время, он пишет про тоже самое. Просто он выбирает определенный исторический сюжет и описывает возникновение крупнейших мировых религий как почти одновременность, несмотря на некоторые разрывы в реальной хронологии, но это очень похоже. |
лекция 23 | (...) |
§ 44/00 (1) | (...) |
То, что я буду читать, это скорее введение. Это лекции «Культуртехника и культурология с системомыследеятельностной точки зрения». Надеюсь, что многие этот текст знают, вот что Георгий Петрович рассказывает в самом начале своих лекций: Исследования культуры, во всяком случае в нашей стране, во многом были стимулированы теми тремя докладами на семинаре по структурному изучению знаковых систем в январе 62-го года, которые были прочитаны Лефевром, Юдиным и мной. Это были объединенные доклады, хотя читали мы их попеременно, ибо там впервые для советской литературы было заданно обобщенное представление культуры как целого. Вообще для советской философии, лингвистики и культурологии, которой тогда еще не существовало и намеков никаких не было, постановка вопроса о культуре как целого до сих пор является несуразной, пока не задано онтологическое представление ее как таковой. |
Это доклад 80-го года. …в связи с тем, что нет соответствующих репрезентаций идей и фиксации их в печати, то возникают всевозможные легенды и мифы, которые трансформируют исходную постановку вопроса и создают удивительные синкретические смешения, склейки, путаницу, совершенно искажающие как ретро-, так и проспективу. Дальше он еще раз обсуждает то, что схема впервые позволяет говорить о культуре как целом, поскольку она выступает в таком специфическом изображении. Приводит следующий пример: Например, кислота. Это вещество, окрашивающее лакмус в красный цвет, вступающее в такие-то и такие-то реакции замещения и имеющее положительно заряженный водород и т.д. Вот вы, таким образом, определяете понятие. У вас вроде бы развернулось соответствующее определение. Теперь, если вы задаете вопрос: что такое кислота? – то вы опять отвечаете – что это кислота, вещество, окрашивающее лакмус в красный цвет и т.д. Вас спрашивают: но что она такое, где оно? – т.е. вопрос задается в онтологической модальности. |
А вы обязательно должны осуществить определенный набор операций, отвечая в операциональной модальности. Когда вы имеете дело с таким понятием как кислота, схема часто не нужна. Потому что есть в опыте экспериментальной работы химиков выделенные образцы кислот. Например, для Лавуазье таким образцом был уксус. Отсюда появляется это представление об Ацедиум, причем все происходит за счет замены одной буквы: Ацедум это уксус, а Ацедиум – это кислота. Т.е. нечто названное уксусом, но получившее родовое имя. И дальше есть, скажем, серная кислота, соляная кислота, азотная кислота, все они находятся в пробирках, и тогда можно указать на пробирку и говорить: кислота – это то, что окрашивает лакмус в красный цвет. Это есть соответствующий дифференциальный признак, который, хотя и не является отличительным, поскольку отличительным считают электроположительный водород, он эмпирически операциональный. Он позволяет выделить кислоту, скажем, отделить ее от щелочи и всегда проверить: кислота это, щелочь или нечто другое? |
Носов. Знаменательный признак? Пропускаю некий фрагмент. Дальше Георгий Петрович говорит следующее: Категории такого рода, как культура, вводят философы. И никак иначе они не появляются и появиться не могут. Как возникают слова – это особый разговор. Вот как в примере с уксусом, это тоже очень интересно. Понятие кислоты вводит химик, и он же философ. Но при этом он берет слово уксус только для того, чтобы теперь создать звуковую словесную оболочку для нового понятия. Он различает «уксус» и «укссус», который есть родовое название. Вопрос о возникновении слова очень интересен, но там свои законы использования этой звуковой оболочки. Дальше некоторое время обсуждается вопрос о схеме. Носов. Схему вы имеете в виду изобразительную? |
Это должно быть такое изображение, которое живет по законам идеального объекта. И пока не будет схемы, изображающей и выражающей идеальный объект, так как кроме, как в этой схеме идеальный объект нигде не существует, до тех пор говорить объективно и содержательно о культуре нельзя. Теперь я вспоминаю ваш вопрос: «Почему обязательно через трансляцию культуры?» Я действительно утверждаю и дальше буду это аргументировать и показывать, что культура иначе как через трансляцию культуры никаким осмысленным образом введена быть не может. Но что пока я утверждаю, что нужна была такая схема. Поэтому, когда мы ее ввели в 62-м году, то мы впервые дали представление о культуре в идеально объектном смысле. И, наконец, третий пункт. Я пропускаю большой кусок и, собственно, на этом пока закончу, завершая вот эту нашу линию, длинного, через три шага, разговора с Верой Леонидовной. Очень интересен вопрос о тех социокультурных условиях и обстоятельствах, которые создают впервые культурологию и культурологическую точку зрения. Грубо говоря, очень интересно, почему культурология возникает в конце 19-го столетия? Я в данном случае имею в виду немецких неокантианцев. Почему именно в конце 19-го столетия мы все больше и больше говорим о культуре? Ставим задачу выделить это в качестве предмета изучения? Начинаем изучать культуру и т.д. и т.п. |
Мой ответ на этот вопрос в самом грубом виде звучит примерно так: с моей точки зрения культура начинает выделяться как нечто особое, требующее специального рассмотрения и анализа тогда, когда становится достаточно массовидной и обсуждаемой деятельность по сознательному и целенаправленному развитию структур человеческой деятельности. Когда эта работа осознается именно как работа, направленная на развитие структур человеческой деятельности, и фиксируется уже достаточно большое количество неудач такого рода работ. |
А на следующий день пришла большая комиссия из парткома, потом месяца четыре я все ходил и объяснял, почему мне взбрело в голову все это рассказывать, когда есть краткий курс ВКП(б). |
Мы попадали в ситуацию и должны были ее осознавать, как ситуацию на жизнестроительство и на борьбу с чем-то. При этом, я хочу сказать, что лично всегда уважал таких людей, как профессор Иовчук и даже как профессор Черкесов. Мне даже нравилось, как он работает. Я понимал его переживания, рассматривал его деятельность по уничтожению формальной логики. Он был зав.кафедрой логики, и он уничтожал ее как мог. Это была его партийная работа, и он был при этом честным, он делал это по своим убеждениям. Он заставлял Яновскую и Асмуса публично на заседании кафедры присягать, что они никогда больше не будут ни читать, ни переводить зарубежных работ по математической логике. Это было понятно и честно. Я видел, как он вел семинары, и было здорово, он душу туда вкладывал. И чтобы критиковать Канта, он сборники на готическом шрифте, прорабатывал страницу за страницей, в отличие от вас – современной молодежи, которая в подавляющем большинстве, по-видимому, вообще ничего этого не читала. |
Ты вынужден развивать или исторически трансформировать существующие формы организации деятельности, и ты вынужден осуществлять историческую, в самом точном смысле этого слова, работу. Ну, и может быть, еще одна фраза: Мой тезис состоит в том, что как только мы сознательно ставим перед собой или приходим к необходимости развития каких-то структур деятельности, то неизбежно сталкиваемся, здесь я употребляю странные формы речи, меня можно и нужно за это критиковать, но мы сталкиваемся с культурой, как с тем, что сопротивляется нашим действиям, а, следовательно, должно, как минимум, учитываться, а как максимум, сознательно и целенаправленно перестраиваться. |
Сноски и примечания |
|
|