главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 25. (...) |
§ 46. (...) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 25 сентября 2009 года |
лекция 25 | (...) |
§ 46/?? (1) | (...) |
Щедровицкий П.Г. Так, друзья мои. Мы начинаем третий учебный год, и, как я уже говорил вам на последней лекции, я пока не могу перейти к основному содержанию, которое планировал рассматривать, т.е. к схеме акта деятельности, потому что не завершил несколько сюжетных линий, которые были намечены в прошлом году. |
Вот этот переход от первой категории системы ко второй категории определил, с моей точки зрения, переход от структурных схем – простейших структурных схем характерных для позднего содержательно-генетического этапа и раннего этапа деятельностных представлений – к более сложным схемам. К схемам, к которым, на мой взгляд, относится и схема воспроизводства деятельности и трансляции культуры. Там мы не только и не столько раскладываем сложное целое на элементы и пытаемся с помощью техник схематизации выделить невидимые связи, которые превращают эти элементы в элементы некоего целого, но и пытаемся разделить и противопоставить друг другу несколько процессов, находящихся в том или ином отношении друг к другу. А также мы укладываем соответствующие функциональные и морфологические структуры этих процессов, используя техники рефлексивной фокусировки. |
Дальше речь пойдет о социотехнике. Вот этот набор позиций и образов самоопределения, по всей видимости, был для него достаточно важен. Если хотите, он искал некую фигуру самоопределения, некую фигуру самоназывания и все эти позиции в той или иной степени выводились из определенных требований к масштабу мыслительного охвата окружающего мира. И эта идея о том, что собственно пространственные формы организации мышления лежат в основе подобного технического жизнестроительного отношения к окружающему миру и своей жизнедеятельности – это достаточно сложный третий сюжет, который нам придется дополнительно обсудить для завершения предыдущего такта работ. |
С другой стороны, совершенно иная линия. Это линия так называемой австрийской политэкономической школы. Это работы основателя данной школы – Карла Менгера, это работы Людвига фон Мизеса и, в меньшей степени, работы третьего поколения австрийской школы, к числу представителей которого принадлежит достаточно известный в России, хотя и в очень узком диапазоне – Шумпетер. |
Напомню вам, что общая схема выглядела так: я разделил три уровня и сказал, что есть уровень, в котором меняются практики московского методологического кружка. Есть уровень, в котором меняются схемы, поддерживающие и обслуживающие эти практики. А есть уровень, в котором меняются техники схематизации. И эти три уровня синхронизированы, в широком смысле слова, друг с другом, и по мере изменения в одном из этих уровней, начинает что-то меняться в других. |
Он реально работал с теми, кто проектировал вещи окружающего нас мира, как тогда говорили – товары народного потребления. Он реально работал с художниками и архитекторами, которые занимались средовым проектированием. Он постоянно преподавал в так называемой Сенежской студии, которую создал человек достаточно интересный и креативный по фамилии Роземблюм. У него издан большой том таких полу воспоминаний, полу теорий про этот период. |
Поэтому нам с вами придется, возвращаясь к тому, что я говорил раньше, обсудить этот переход от практик, прежде всего, педагогических, немножко семиотических или знакотехнических к проектировочным практикам, и связанным с этим изменением в порядке и логике схематизации. Так, на вскидку, хочу сказать, что фигурка человечка появилась не случайно. В грубой форме, в педагогике из прямого анализа педагогических представлений, несмотря на удивительную странность того, что я скажу, человечек не мог появиться, там его не было. А вот здесь он появился. Он придал всей знакотехнике Кружка и всем ее размышлениям новый поворот. |
И мой тезис о том, что на самом деле это все одна схема, вызвал у моих товарищей удивительное непонимание и неприятие. Я над этим буду еще размышлять, но сразу хочу сказать, что я буду стараться последовательно показать, что между этими, казалось бы, совершенно разными схемами, существует очень тесная, глубинная связь. Связь как по содержанию, по некоторому объективному пласту смыслового содержания, которое в этих схемах выражается, так и по знаковой форме, т.е. по синтаксису этих схем, начиная с азбуки, алфавита графем, которые используются при прорисовке отдельных схем на разных этапах работ. |
Ответы на вопросы |
Алейник В. Скажите, может быть тезис об одной схеме формируется не только от содержания, а еще и от установки на онтологизацию мыследеятельности, когда вам нужно фактически додумать связь между ними всеми? Эти схемы появлялись как разные фокусировки по отношению к разным практикам на разном материале, а задача, которую вы сейчас поставили и делаете несколько лет, она заставляет вас додумывать и простраивать эту связь. |
А вот так, чтобы человек в 50 лет вдруг чего-то придумал нового – такого не бывает. Но разве что его скинули с какой-нибудь высоты, он головой ударился, старое у него выскочило и пришло новое. |
Т.е. это выдумка и модернизация, но это выдумка и модернизация, которая целиком и полностью лежит в русле общего духа его работы на протяжении сорока или пятидесяти лет. |
Вот этого не было. Это могли себе позволить немецкие профессора там или русские профессора 19-го - начала 20-го века, а при советской власти этого позволить себе было нельзя. Читать это невозможно. Это невозможно читать. Это хуже китайских иероглифов. |
В теории деятельности Леонтьева был акт деятельности – акт действия. У Гальперина и т.д. |
Вот, например, не буду долго читать, просто начало: «При попытках приложить результат этих исследований… Не буду говорить каких, потому что вы поймете – чей это текст. …и касавшихся главным образом структуры математического и естественнонаучного мышления, к изучению проблем гуманитарных наук, мне становилось все более ясно, что общая теория познания в ее традиционном понимании и ограниченности недостаточна для методического обоснования гуманитарных наук. Наряду с учением о формировании понятий и суждений… Вслушивайтесь в нюансы текста. …в естественных науках, в результате которых определяется «объект» природы, в его основополагающих конститутивных чертах, и «предмет» познания, который вычленяется в его обусловленности функции познания, должно быть выработано аналогичное определение и для области чистой субъективности. Из занятия этой проблемой вырос план общей теории форм выражения Духа, в частности анализа языка: мифологического и религиозного и, соответственно, научного мышления. Следует отметить, что рассмотрение языка в соответствии с его чисто философским содержанием не было предметом работы философов со времен фон Гумбольдта Вильгельма. |
В то же время философское умозрение начинается с понятия бытия. Когда оно конституируется как таковое, когда вопреки многообразию и разнообразию существующего, пробуждается осознание единства сущего, впервые возникает специфически философская направленность миросозерцания. Поиски начала и источника последней основы бытия обычно приводят к достаточно определенному ответу, затуманивающему существо и глубину проблемы. То, что объявляется сущностью мира, обычно является лишь его частью. Атом Демокрита и число Пифагорейцев, несмотря на дистанцию, отделяющую их от правещества ионийцев, остается методологическим двуединством, зависшим где-то между физическим и духовным. Продолжая ответ на твой вопрос о гипотетически общем объекте: По мере того, как это воззрение превращается и получает развитие в науке, у наивной теории отражения выбивается почва из-под ног. Основополагающее понятие каждой науки – ее средства, которыми она ставит вопросы и формулирует выводы, предстоит уже не пассивным отражением данного бытия, а в виде осознанных самим человеком интеллектуальных символов. Раньше всех и наиболее остро символический характер своих фундаментальных средств осознало физико-математическое познание. |
Так, Генрих Герц в своих принципах механики, задачу естествознания усматривает в том, что оно должно позволить нам предвидеть будущее. Выведение же будущего из прошлого базируется на конструировании нами особого рода внутренних призрачных образов и символов. Из этих образов как из моделей выводятся следствия, которые либо сами произойдут во внешнем мире некоторое время спустя, либо будут получены как результаты нашего вмешательства. С вещами они согласуются только в части выполнения этого требования, т.е. выведения будущего. Ну, чем вам не различение объекта, предмета, схема многих знаний. Вы думаете, я Георгия Петровича цитировал? Нет. Поэтому еще раз. Понимаете, все зависит от вашей установки. Конечно, можно всегда, занимаясь вот этой археологией, найти очень длинную историю построения постановки вопроса. Количество вопросов очень невелико. Человечество за всю свою сознательную историю отвечает на десяток вопросов. И все более-менее внятные мыслители, не путаники так сказать, которые просто поток сознания свой выливают на страницы книг, а более-менее внятные, они, в общем, все обсуждают одно и то же. Вы чего хотите? Вы хотите специфики и особенности? Чего она вам сдалась? Перед девчонками выпендриваться нужна специфика. |
Щедровицкий П.Г. Да. Поэтому еще раз, круг вопросов достаточно определен, повестка дня достаточно определена. Еще вопросы? Если нет вопросов, тогда второй шажочек. Не могу сказать, что задача построения основания, фундамента совокупности социально-гуманитарных наук с самого начала была написана на знаменах ММК. Я думаю, что рефлексивная постановка этой задачи относится к гораздо более позднему периоду, наверное, даже к середине 1970-х годов. Хотя нужно, конечно, хорошо понимать, продолжая предыдущий такт нашего разговора, что сам по себе этот вопрос имеет очень длинную историю. Тот факт, что социально-гуманитарное знание отличается от естественнонаучного знания, в общем, хорошо понятен тому же Кандильяку. В неокантианской традиции существует очень известная и широко распространенная концепция, которую приписывают, с одной стороны, Вильгельму Виндельбанду, с другой стороны, Генриху Рикерту. Каждый из них с разных подходов, с разных траекторий движения в 80-е годы 19-го века подходят к различению наук о природе и наук о культуре, духе, дальше были разные определения. Двух групп наук. Известная работа Генриха Рикерта «Границы естественнонаучного образования понятий», написанная в последней четверти 19-го века, переведена на русский язык в начале 20-го. Кстати, если мне память не изменяет, первый перевод этой работы делал Густав Шпет. Очень жестко и четко проводит границу применимости общей методологии естествознания в сфере наук об индивидуальном или экземплифицированном, и собственно границу между понятиями и способами обобщения, которые возможны вот в этих двух группах дисциплин. Георгий Петрович, как вы хорошо помните, начинал с физики и математики. И, конечно, интерес к философии и методологии у него возник, как и у многих представителей его поколений и предыдущих поколений 20-го века, из анализа математического и естественнонаучного, в частности, физического, химического и физико-химического знания. Он перешел с физического факультета Московского государственного университета на философский, имея в качестве установки задачу анализа метода мышления в науке, в естественных науках и возможно в перспективе, какого-то планирования, программирования, проектирования методологического обеспечения этих наук. Первые работы эмпирически идут где-то на границах. Они не затрагивают гуманитарных дисциплин и гуманитарных текстов, если не считать Карла Маркса. |
Они фокусируются вокруг этих традиционных наук. В тоже время в философской традиции уже сто лет к этому моменту уже бушует дискуссия о том, можно ли и как выстраивать общую методологию вот в этом втором дивизионе. Дивизионе социально-гуманитарных, исторических дисциплин. Дискуссия очень сложная, глубокая. Было несколько заходов. Сначала были несколько направлений, которые пытались одну из дисциплин сделать методологическим прообразом или ядром этого социально-гуманитарного знания. Кто-то говорил, что это психология в той мере, в какой эти дисциплины имеют дело с человеком, а психология вроде претендует быть общей наукой о человеке. Кто-то говорил, что это история. Что именно история должна задавать методологическую основу социально-гуманитарного знания, потому что специфика социально-гуманитарных явлений – это их историчность. И дискуссия между психологией и историей, такая своеобразная игра в царя горы за право возглавить собой эту группу социально-гуманитарных дисциплин, это длинная история споров и трактовок второй половины 19-го века, начала 20-го века. Потом постепенно устаканивается понимание того, что ни одна из существующих дисциплин эту функцию выполнить не может, и нужно конструировать новую дисциплину, которая бы с самого начала рассматривалась как будущий фундамент гуманитарного знания и строилась исходя из решения этой задачи. В качестве таких претендентов второй волны, уже конструктивных, а не, так сказать, опирающихся на предметную совокупность знаний уже имеющихся дисциплин выступают: философская антропология Макса Шелера; выступает та же самая сама праксеология австрийской политэкономической школы и связанная с этим трактовка экономики как общего учения о человеческом выборе, ну, имея в виду, опять же, эту задачу положить ее в основу социально-гуманитарного знания. А также целый ряд других таких программ, которые, еще раз повторю, исходили из того, что ни одна из существующих дисциплин стать подобным фундаментом не может, нужно создать некую новую дисциплину. В общем, можно сказать, что с какого-то момента теория деятельности «а ля Георгий Петрович» начинает рассматриваться в этом же ключе как претендент на фундаментальную дисциплину социально-гуманитарного способа образования понятий. Почему? Потому что схема воспроизводства деятельности и трансляции культуры помимо того, что описывает некий базовый процесс в деятельности (процесс воспроизводства), она еще делает определенное жесткое утверждение о характере любых объектов деятельностного мира. |
А именно, утверждается, что любой объект деятельностного мира, любая интеллектуальная вещь в деятельности, любая организованность в деятельности, если пользоваться моими предварительными размышлениями, содержит в себе единую фундаментальную структуру. А именно, она распадается на… или собирается из нормативного и реализационного пласта. Вот такая единичка, где норма и реализация трактуются как две формы существования, две со-положенных формы существования любой организованности деятельности, то есть утверждение, что любая организованность деятельности один раз существует как норма, а другой раз как реализация. И ни та, ни другая форма существования не является самостоятельной и самодостаточной, и только они вместе образуют подлинное единство любой организованности деятельности. Вот этот тезис и является фундаментальным онтологическим предположением. Именно потому, что схема воспроизводства предполагает эту базовую онтологическую гипотезу (это наш разговор с Верой Леонидовной про то, что онтология, в общем, носит кондовую форму), вот это базовое онтологическое предположение, лежащее в схеме воспроизводства деятельности и трансляции культуры, собственно и позволяет теории деятельности претендовать на статус основы гуманитарного знания. Поскольку утверждается следующее: что схема воспроизводства нарисована, или иначе, единичкой, клеточкой схемы воспроизводства является эта связка «норма-реализация». А эта связка «норма-реализация» представляет собой способ существования всего в деятельности. Теперь шажочек чуть-чуть в сторону. Я, по-моему, говорил вам уже в этом курсе (а может быть не говорил, у меня просто уже нет границы между тем, что я говорю, где бы то ни было, и этим курсом) что, вообще-то, схема воспроизводства была построена приблизительно в тот же момент, когда Уотсон и Крик нарисовали свою схему гена. Ну, собственно, Вы понимаете, что если положить эти две схемы рядом, то выяснится, что это одна и та же схема. Я думаю, что у Георгия Петровича никогда не было этой реминисценции, и он никогда не пытался провести эту параллель между попыткой Уотсона и Крика выявить онтологическую основу жизни, живого, и претензией Московского методологического кружка выявить онтологическую основу социального, или так сказать, гуманитарного. Но, в общем, мы должны с вами констатировать, что в этой точке естественные и гуманитарные науки приблизились друг к другу в наиболее высокой степени по сравнению с последней двухсотлетней историей. |
Потому что ведь вообще-то схему Уотсона и Крика можно трактовать как схему норма-реализация. У нас есть ген, который содержит в себе нормативную информацию, или норму, а дальше он, как бы по законам жизни органических систем начинает реализовываться, обрастая соответствующими пластами материала. Он вовлекает в этот процесс новый органический материал и отпечатываясь на этом новом органическом материале или отпечатывая на этом новом органическом материале соответствующую нормативную форму, заложенную в гене. Не хочу вдаваться в специфику современных биотехнологических разработок, но хочу вернуться на шаг назад. Значит, где-то в конце девятнадцатого века, анализируя вот это различение социальных и естественных наук… Но, а собственно, если выразить квинтэссенцию размышлений неокантианцев, она звучала в том, что способ образования знания в одних науках в общем не переносим на другие. Между ними, в некотором смысле лежит пропасть. Социальные науки в неком смысле не науки, то есть они точно не науки в естественнонаучном смысле, потому что у них другой способ обобщения. Обобщение в естественнонаучном смысле там невозможно, там другое обобщение, если оно вообще бывает. И между ними непреодолимая преграда. По все видимости Дильтей, хотя рассуждения об этом можно найти еще у Джорджа Стюарта Милля в его «Системе логики», Дильтей пытается построить мостик между этими двумя группами дисциплин. Он вводит третье представление об образовании знания, которое он называет типологическим. Нужно понимать, он это противопоставляет соответственно номотетическому способу образования знания, то есть тому, который был приписан естественным наукам и идеографическому способу образования, который был приписан историческому комплексу дисциплин. То есть, одни имеют дело с абсолютным обобщением, вторые имеют дело с экземплефицированными фактами, не поддающимися обобщению, поэтому идеографический способ образования знаний – это знания о данном конкретном экземпляре. Значит, он строит третий способ или метод, называет его типологическим, называет его условным обобщением, простейшая формула которого звучит следующим образом: если объект «х» можно отнести к классу «α», то о нем с определенной степенью достоверности можно утверждать «а», «b» и «c». То есть, почему относительное обобщение, потому что процедура образования знания разбита на две. |
Первое – это подведение экземплефицированного объекта под тип, а затем отнесение общего знания к типу, а значит и к этому конкретному объекту. Вот этот типологический способ образования знания был сначала выведен на кончике пера как логическая форма, а потом Дильтей, а за ним там Вебер и, в общем, вся палитра методологов начала двадцатого века – они утверждают, что способ образования знания в социально-гуманитарном мире типологический. Мы можем нечто утверждать о единичном объекте в той мере, в какой у нас есть знания о том типе объектов, к которому он принадлежит. И собственно ключевая процедура – это процедура типологизации, а онтология носит типологический характер. Ковалевич Д. Как моделирование? Щедровицкий П.Г. Ну, сейчас вот, подождите. Мета-методологический пласт я бы не хотел, чтобы вы сейчас разбирали, давайте пока двигаться только в методологическом. Значит, теперь смотрите, что очень интересно. Схема «норма-реализация» в некотором плане является конкретизацией типологического метода. Потому что мы можем сказать: пространство норм имеет достаточно широкую основу для типизации. Экземпляры, которые возникают в процессе реализации, конечно, гораздо более разнообразны. Но если мы можем выделить нормативную основу этой реализации, то мы в некотором смысле, используя эту базовую схему, производим туже операцию, которую производит методолог, или так сказать, исследователь, который подводит экземплефицированный объект под тип. Норма суть тип, а реализация суть экземпляр, или проявление этого типа. Тогда в основе анализа единичных объектов, безусловно, должна лежать философия культуры, которая работает с типами. Поэтому я исхожу из очень простой гипотезы. Схема воспроизводства деятельности и трансляции культуры в некотором плане является схематизацией этого методологического приема, выросшего из размышлений немецкого классического идеализма над спецификой социально-гуманитарных объектов. Возникшей из трудностей, с которыми столкнулась эта философская традиция, стремясь, с одной стороны, к построению общего знания, а с другой стороны, понимая, что экземплефицированный объект не может быть предметом знания, он не может подвергаться обобщению, он не дает оснований для обобщения. Этот методологический прием перехода к типологическому способу обобщения, наметили несколько поколений философов конца 19 начала 20 века как способ решения данной проблемной ситуации. |
И, понимая, что любая схема, в том числе и онтологическая, является схематизацией нашего способа мышления, я хочу выдвинуть эвристическую гипотезу – схема воспроизводства деятельности является способом схематизации типологического метода образования понятий. Способа, конкретизированного до конструкции «норма-реализация» и через эту конструкцию в общем аффилированного с современным методологическим аппаратом естествознания. Ковалевич Д. То есть, здесь так конкретизирована, а может еще как-то быть конкретизирована? Щедровицкий П.Г. Чуть иначе. Конкретизированная – значит, конкретизированная в онтологическом плане. То есть, в чем была проблема Макса Вебера? Для него проблема звучала так: а где существуют типы? Он утверждает, что способ образования знания – это подведение под тип. Это что – чистая эвристика? Или у типов есть свое пространство существования? Потому что, обратите внимание: перепрыгнуть этаж очень просто. Можно сказать: «Ну, еще божественный Платон сказал нам, что существует пространство идей, что оно онтологически первично и что где-то там, в этом пространстве существуют идеи, кальками которых являются окружающие нас материализации». Ну, мы ж уже не древние греки, мы уже гораздо более продвинуты и нам нужен другой ответ на этот принципиальный вопрос. И поэтому Макс Вебер с чем столкнулся? Если мы берем его самую знаменитую работу, в которой иллюстрируется применение типологического метода – это его работа «Город», он вынужден говорить, что способом существования типов являются экземпляры. И что каждый выпуклый экземпляр, или экземпляр, который обладает, так сказать, набором таких явных, отчетливых характеристик – и есть прототип. То есть, на вопрос: где существует типы? – он отвечает – типы существуют в экземпляре, они там закреплены, так сказать, материализованы. И это очень похоже на всю ту линию рассуждений, которую мы с вами вели по поводу искусственно создаваемых культурных образцов, где специально сконструированные культурные формы выступают как прототипы для последующих мультипликаций или реализаций. Но на вопрос: где же живут эти типы? – помимо ответа, что они живут там же где божественный Платон – ответа не было. Алейник В. А системный подход-2 – это тоже есть реализация вот этого типологического метода, но только в других категориях? Метода, который не несет на себе ответ на вопрос, а где существует функция, в отличие от категориального различения «Норма-реализация». |
Щедровицкий П.Г. Куда ты спешишь, не могу понять. Что значит «похожа»? Ассоциация по сходству и ассоциация по различию – худшая форма проявления человеческого сознания. Хотя, конечно, неизбывная. Я вам говорю про другое. Я вам говорю про следующее: схема воспроизводства деятельности действительно претендовала на статус онтологии, поскольку она, во-первых, выделяла клеточку мира деятельности. Она утверждала, что любой объект из мира деятельности, любая организованность и любая сущность имеет такое устройство. И не понимая этого, соответственно, выделяя либо одну, либо другую из этих сосуществующих и взаимодополняющих ипостасей, мы никогда не поймем, как устроено это деятельностное образование. Только в связке они образуют целостность организованности деятельности. Только имея нормативную проекцию и реализационную проекцию, мы можем говорить, что мы ухватили суть данной вещи деятельностного мира. Но теперь я говорю более сложную вещь. Я говорю, что эта конструкция, это утверждение, эта схема приобретает вторичный онтологический характер. Потому что схема воспроизводства отвечает на вопрос: «Где существуют нормы?» Нормы – типы. Нормы – образцы. Нормы – идеи. Нормы – архетипы, прототипы. Где? Вот там. В процессах трансляции. То есть этому пространству существования придается реалистический статус. Если Платон не мог ответить «где существуют идеи», то эта схема на этот вопрос отвечает. И тем самым замыкает столетнюю дискуссию об онтологии социально-гуманитарного знания и о способах образования знания об индивидуализированных экземплефицированных объектах. Дискуссию, в которую было вовлечено несколько десятков величайших мыслителей 19 и 20 века и которая ни у одного из них не получила окончательного завершения. Ковалевич Д. А по отношению к схеме многих знаний норма ложится в центр? Щедровицкий П.Г. Почему в центр? Центр – это что значит? Ковалевич Д. Ну, то есть в объект. Щедровицкий П.Г. Нет. Ну, почему? Ковалевич Д. А реализация и является нормой этого знания. Щедровицкий П.Г. Вы зеркальны по отношению к коллеге (В. Алейнику). Т.е. его туда унесло, а тебя туда. Понятно. Сорокин К. Если взять это последнее суждение, возникает вопрос: «Как эта норма реализуется?» То есть, для того, чтобы реализовать норму, нужна ли норма ее реализации. |
Щедровицкий П.Г. Ну, это точно не проблема. Это рассудочная проблема. То есть мы же с вами обсуждали культуротехнику. Я специально поставил обсуждение культуротехники раньше того вопроса, который мы обсуждаем сегодня, потому что идея наличия многих каналов трансляции она снимает эту вашу проблему. Безусловно, есть каналы, которые транслируют нормы одного уровня эталонности. Есть другие. Есть гигантская эта проблематика, которую Георгий Петрович обсуждает в лекциях по культуротехнике о материале, специфическом материале, который необходим для того, чтобы норма выполняла свою функцию нормы, чтобы она могла транслироваться и еще воспроизводиться, другими словами, отпечатываться. Да, это проблема эталонного метра или эталонного килограмма. Это проблема печатки, которую обсуждает Аристотель. Что вот вы на воске отпечатываете? Так сказать печатку, потом она стирается. Да, это все решается, то есть все эти вопросы, в общем, вполне размещаются в многоуровневом пространстве трансляции. Сорокин К. А в чем сложность-то. Как-то все просто получается. Щедровицкий П.Г. А не надо сложности. Все просто и получается. Сущность очевидна, как агония Христа. Поэтому все очень просто. А какая вам сложность нужна? Хотя я при этом считаю, что все очень даже непросто. Потому что то, что я говорю, очень не просто. Но при этом, да, онтология всегда ищет фундаментальные, а в этом смысле простые базисные схемы. Потому что иначе она не может выполнить свою функцию, она не будет учением о сущностном. Берете там онтологию Гартмана Николая, читаете ее, и после прочтения трех или четырех книжек приходите к выводу, что он все время обсуждает один вопрос. Он говорит: «Мир устроен как уровни. Есть один уровень, потом другой уровень, потом третий и они так вот друг на друга накладываются, друг на друге существую, надпечатываются». Вот это онтологический тезис. Очень непростой. Кстати, в аналогичной логике устроен современный томизм, особенно его светские ветки. Есть хорошая книжка Тейяра де Шардена «О жизни». Очень простая, понятная. Простой принцип – жизнь есть очень высокий уровень организации, но в силу того, что этому предшествует много других уровней и в каждом из них организуется только часть – это маленький кусочек мироздания. Потому что это есть организация, организация, организация некой протоматерии. И собственно эволюция она вот каким-то образом по непонятным нам и необъяснимым причинам сформировала эту мета систему, вырезая поверх иных форм материи каждый раз эту более высокую организованность. |
Если вы внимательно будете читать современные работы о происхождении вселенной, о происхождении жизни, то вы, в общем, и придете постепенно к этому выводу. Что это удивительное стечение обстоятельств, приведшее к тому, что удалось выстроить такую высоко этажную форму организации, которую мы сейчас наблюдаем. Я недавно смотрел по телевизору фильм. Там какой-то из теоретиков, отвечая на вопрос: как появилась вода на планете Земля, – высказывает следующую гипотезу. Что метеориты при падении на землю содержат, типа, двадцать процентов воды, и при падении эта вода выделяется. После этого говорит очень хорошую фразу – она мне понравилась. И вот метеоритный дождь бомбардировал землю в течение ста пятидесяти тысяч лет и сложился океан. Знаете, если вы вдумаетесь в эту фразу, то, в общем, очень любопытно. У нас всегда есть очень узкая зона этой вторичной, третичной, четвертичной организованности. И точно также Георгий Петрович относит мышление к таким высокоорганизованным формам. Дальше можем по-разному говорить: деятельность – суть отпечаток норм мышления на материале поведения. И это будет правильный тезис. Мы можем сказать: мышление – суть результата отпечатывания деятельности на сознании. Тоже будет правильно. Но как только вы начнете работать с эмпирикой, то вы выясните, что в пространстве сидящих в этом зале людей таких отпечатков, таких типов отпечатков, достаточно много, они разные и уровень организации (ну дальше смотреть чего, деятельности ли с помощью мышления, или сознания с помощью деятельности) они тоже разные. И вы придете к тому выводу, к которому приходили очень многие мыслители: что мышление оно встречается редко, является уникальным продуктом такой вот организации. Не так много способов, при которых человек, отдельный, эмпирический индивидуум может присоединиться, прикрепиться к этому процессу и получить на своем материале соответствующий отпечаток. В общем, все просто. С другой стороны, все не просто. Но мне кажется, онтология и не должна претендовать на то, что она, так сказать, все нюансы как-то в себе схватывает. Это не ее функция, не ее задача. Не знаю, отвечаю ли я на ваш вопрос или нет. Но точно не призываю вас к каким-то дебрям. Ладно, будем считать, что эту тему мы проговорили. Я впоследствии как-то дополню ее рядом текстов Георгия Петровича, потому что основная проблема заключается в том, что я не успеваю начитывать достаточное количество эмпирического материала. |
Поэтому форма гипертекста, которую мы практически создали, она позволяет туда кое-что добавлять. Даже можно сделать этот процесс коллективным. Поэтому если кто-то найдет какую-то цитату, которую он считает соответствующей той теме и тому смыслу, который я пытался транслировать, то я с удовольствием ее посмотрю на предмет возможности включения ее в цитатник. Данилова В.Л. Да? А если цитата, отличающаяся от того эвристического смысла склеивания типа с нормой, который ты сейчас предложил? Она тебя тоже заинтересует? Щедровицкий П.Г. Тоже заинтересует. Я же не сказал, что я склеил тип с нормой. Я сказал другое. Данилова В.Л. Ты отождествил сейчас. И объявил это очень мощной эвристикой. Я сижу и пытаюсь понять: по отношению к каким проблемам это эвристика? Не бывает же универсальных эвристик. Щедровицкий П.Г. Не бывает. Принимаются все цитаты. Поскольку как говорил Георгий Петрович ОДИ – это машина из людей, которая питается ломами и гвоздями, то я с удовольствием посмотрю цитаты, которые говорят что-то иное. |
Сноски и примечания |
(2) - на 29 января 2023г. поиск этого материала результатов не дал (Вит.Сааков) |
|
|