главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 26. (...) |
§ 47. (...) |
Ответы на вопросы |
§ 47. (продолжение) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 23 октября 2009 года |
лекция 26 | (...) |
§ 47/?? (1) | (...) |
Щедровицкий П.Г. Так, друзья мои. Мы с вами договаривались о том, чтобы сделать сегодня третье приближение к теме схематизации. Почему третье? Вы должны помнить. Поскольку мы в начале каждого годового курса обсуждаем с вами как меняются представления о схематизации в текущий период, и эта линия может рассматриваться как совершенно самостоятельная и можно выделить эти параграфы из всего блока рассуждений и рассматривать как длительный доклад на конференции по схематизации. «Необходимость разделения мышления и деятельности мы фиксируем в 1969-м году, а схема (в данном случае схема мыследеятельности) возникает в 1980 году через 12 лет работы». Теперь, в качестве второй преамбулы я хотел остановиться на замечаниях, которые делали участники нашего семинара в Фонде, на обсуждении читаемого мною курса. В частности, те, кто смотрел материалы или присутствовал, помнят, что возражения вызвал мой подход, опирающийся на утверждение, что фактически речь идет о группе связанных схем или как я иногда говорю, немного эпатируя публику: «Об одной схеме, которая имеет несколько проекций на различные предметные поля». Георгий Петрович в том же самом материале в дискуссии после Новоуткинской игры говорит: «Все наши системные и системодеятельностные схемы представляют собой пачки прорисованных друг на друге схем, взаимно друг друга перекрывающих и поддерживающих». А чуть дальше, отвечая на какое-то возражение, он говорит: «Все время движутся несколько схем, или результаты перерабатываются из одной схемы в другую». |
Ну, вот это в качестве преамбулы, а теперь перейдем к основной части. Вы помните, что я рисовал в самом начале такую трехуровневую конструкцию. Внизу эволюция практик ММК, в среднем слое изменение основных схем, а в верхнем слое изменение техник схематизации. Наверное, вот этот третий блок стоит рассматривать более широко, поскольку, конечно, эволюционируют не сами техники схематизации. Если и говорить о тех изменениях, которые происходят в этом слое, то, по всей видимости, надо рассматривать целый пакет технических приемов, включая приемы конструктивизации схем. Я пока не готов положить полный набор, но в этой дискуссии, о которой я уже дважды сегодня говорил, Георгий Петрович называет четыре типа процессов или четыре типа отношений, которые важны для понимания того, как идет процесс схематизации. |
И, наконец, четвертый тип отношений, который мы будем дальше обсуждать достаточно подробно. Это тип отношений, который называется организацией или организационным использованием схем. Дальше речь шла об организационно-деятельностных схемах, имея в виду при этом, конечно, не особый тип схем, а особый способ употребления схемы. Любая схема может использоваться как организационно-деятельностная или организационно-мыслительная или организационно-понимающая. Т.е. она используется для организации какого-то процесса. «Мы начинаем обсуждение обширной темы, включающей ряд разделов. В целом ее можно обозначить как проблему употребления блок-схемных изображений и их онтологических интерпретаций. Практически с использованием такого рода изображений связана любая наша работа и всюду она имеет специальные те или иные предметные интерпретации. |
Если вы помните, этому частично была посвящена моя вторая интервенция по поводу схем и схематизации в начале прошлого учебного года. Это всегда следы нашего движения по материалу, уже расчлененному на блоки и, следовательно, сама сеть стрелок и линий лежит как бы во второй плоскости по отношению к изображению самих блоков. Иными словами, мы имеем здесь дело со сложно иерархированным знаком, точнее, материалом знака. С такими вещами мы уже сталкивались и их специально обсуждали. Например, доклад Лефевра и в нем пример циферблата часов, в котором несколько иерархированных структур соединены и впаяны друг в друга. Чаще всего мы употребляли блок-схемы как разборные ящики, т.е. как набор блоков без стрелок и линий. В таком употреблении блок-схем не возникало особых трудностей, и лишь потом мы ставили вопрос о порядке рассмотрения самих блоков, о функциях объектного референта каждого блока внутри целого и для этого накладывали сетку связей и стрелок. Таким образом, это действительно следы нашей работы, наших движений с обязательным предварительным разложением материала на блоки. |
Тогда вопрос упирается в следующее: каковы объективные и материальные основания для членения. Таким образом, круг замкнулся. Функциональные представления блоков должны вроде бы возникать после материальных, но сами материальные не могут быть введены и заданы, если мы не имеем соответствующих функциональных референтов. Год назад Розин делал доклад в связи с подготовкой к симпозиуму по измерениям. Там вводилось понятие элемента, в котором каким-то образом снималось различие между материальными и функциональными частями. |
Он говорил: когда мы отрезаем голову лошади, почему мы должны воспроизводить движение самой лошади, воспроизводить ее структуру. Иначе говоря, это принцип, что логические формы являются следами нашей деятельности и ничем иным, который противопоставлялся тезису, что в логических формах отражается объективная структура природы. Второй тезис принадлежал Черкесову. Кто из них больше прав, непонятно. Но сегодня эта сторона совпадения представляется мне интересной и перспективной. Здесь он говорит, что мы должны обращаться к большому опыту таких наук как физика и химия и т.д. Если сетка линий и стрелок является не чем иным как следом движений анализирующего человека и получает лишь затем соответствующую объектную интерпретацию, то, очевидно, роль человеческого анализа, его деятельности остается до конца. Какой бы этап развертывания блок-схем и их интерпретации мы ни проходили, у нас всегда будет оставаться вопрос о соотношении между объективной стороной этой знаковой системы и ее субъективной стороной. |
Короче говоря, такие образования обязательно оказываются кентавр-изображениями. И мы невольно попадаем в эту огромную сферу, требующую мало разработанных методов анализа. Дальше началась дискуссия, в которой вопрос полностью запутался. |
Итак, что я утверждаю про процесс схематизации на сегодняшнем уровне нашего движения? Я утверждаю, что в основе изменения техник схематизации, которые применял Московский методологический кружок, лежит трансформация представлений о системах и соответствующих изменений системных категорий. |
Грубо, мы можем и здесь, при использовании системных категорий говорить о чем-то похожем. «Объекты, с которыми сейчас чаще всего имеет дело человечество – будь то объекты науки или проектирования – могут быть адекватно представлены только в виде систем, включающих в себя массу неоднородных элементов и связей. Как правило, отдельные элементы этих систем теснейшим образом связаны и зависят друг от друга. Поэтому их можно понять только в том случае, если брать и рассматривать их в единстве, как одно целое. Но, вместе с тем, их нельзя изучать, если не производить анализа, не раскладывать систему на отдельные составляющие ее элементы. |
Поэтому разлагать и анализировать такие системы все равно приходится. Вопрос состоит в том, как это делать правильно. |
Для того, чтобы исследовать подобные объекты, нужен как мы уже сказали метод восхождения от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в том, что сначала выделяется некоторая сторона или структура объекта «А», с внешней стороны этот шаг похож на первый шаг многостороннего знания, но, хотя по своим приемам анализа, как я покажу дальше, он принципиально отличен от последнего. Очевидное отличие метода восхождения проявляется, прежде всего, в способе перехода к следующей характеристике. Оказывается, что дальше мы должны выделять не другую и независимую от «А» структуру «В», как это было при получении многостороннего знания, а совершенно особую структуру, как бы объемлющую подструктуру «А», включающую ее в себя, или как говорили Гегель и Маркс – снимающую ее. |
Все эти изображения получаются вроде бы из заданного нам в эмпирическом материале объекта. Они не являются его, соответственно, более абстрактными или более конкретными изображениями. И мы действительно, получая все эти изображения, опираемся на то, что нам дано в эмпирическом материале. Но эта опора более чем своеобразна, также как своеобразны и завершающие отношения самих этих изображений к эмпирическому материалу. |
Совершенно естественно, что при этих условиях особое значение приобретает правильное выделение исходной структуры «А». Как это может быть достигнуто? Мы начинаем с эмпирического анализа заданного как(?) структурного объекта и пытаемся выделить в них(?) подструктуры, которые могли бы быть поняты и развернуты безотносительно к другим составляющим объекта. Мы производим такое выделение во многом наугад. Хотя конечно, опираемся на имеющиеся полученные в развитии данной науки знания. После того как такая структура выделена, намечаются две противоположные линии движения. Выделив какую-то структуру «А», мы начинаем ставить относительно нее вопросы, рассматриваем эту структуру и пытаемся развернуть ее дальше. Одновременно мы стремимся объяснить характер выделенной структуры и изменения, происходящие в ней. Мы хотим понять, почему появилось одно, а не другое отношение, почему оно претерпело такое, а не иное изменение и т.д. И при этом очень часто приходим к тому, что констатируем недостаточность или неполноту выделенного нами предмета исследования… Здесь хочу напомнить вам то рассуждение, которое у нас велось по схеме воспроизводства деятельности, когда помните, мы говорили о том, что дополняются новые процессы, например, процессы усвоения. В таком случае приходится расширять предмет изучения, включать в первоначально выделенную нами структуру новые элементы и связи. Происходит переструктурирования и ограниченные изменения предмета исследования. Таким образом, от исходной структуры мы переходим к новой более широкой. Таким путем выявляется зависимость исходно выделенной нами структуры от других элементов и связей. Получив новый предмет, мы начинаем анализировать его, и потом часто выясняем, что он точно также неполон и недостаточен. В таком случае мы вынуждены опять расширить границы, перейти в еще более широкий предмет и начинать анализировать его. |
По-видимому, только такой метод эмпирического поиска, включающий все разнонаправленные движения, во-первых, расширение исходного предмета, а во-вторых, дробление исходного предмета на составляющие, может привести к правильному выделению нужной нам для восхождения исходной структуры, удовлетворяющей всем формальным требованиям. |
Но почему мы так крепко держимся за теорию соединений? Только по той причине, что теория соединений – это относительно обособленная и очень стройная, можно сказать изящная область действительности, которая может быть развернута в достаточно широких пределах без учета явлений смесей и растворов, в то время как последние, или например, теория металлических соединений не могут быть построены без обращения к ней. Это текст 1983 года. …безотносительно к другим сторонам групп свойств этих же объектов. И начать мы должны с построения такой системы. Уже затем мы должны будем перейти к тем сторонам, которые зависят от выделенных вначале. |
Тогда мы приходим к вопросу: как строятся подобные игры, приводящие к развертыванию систем теоретического изображение объекта? Здесь делаю паузу. Какие будут вопросы по первой части? Двигаемся дальше. 1. Разбор и организация эмпирического материала с помощью знаковой структуры. |
Этот момент нужно особо подчеркнуть, так как важно объяснить и обосновать то обстоятельство, что хотя связи в структурах получаются из анализа эмпирического материала и каких-то явлений, они не выявляются там, а вводятся в схемы и затем накладываются на этот эмпирический материал, приписываются ему. Это имеет смысл, так как в результате этой работы появляется нечто иное. Наложение структуры на эмпирический материал потому и имеет познавательный смысл, что при этом в эмпирический материал вносится что-то новое, а именно связи. |
Использовать трафарет – это значит накладывать уже имеющуюся структуру на эмпирические явления и производить группировку их для организации эмпирического материала, необходимого нам в дальнейшем анализе. 2. Заполнение структуры как скелетной схемы частными деталями. |
В других ей приписываются в форме некоторых метазнаний свойства, которыми она в действительности не обладает, но которые есть в эмпирическом материале. Возможен и такой вариант, когда некоторые признаки эмпирического материала фиксируются в особых структурах, с которыми исходная структура просто соотносится, а это обстоятельство фиксируется в особых знаниях. Наверное, могут быть и другие способы перетягивания частных деталей эмпирического материала в общие структуры. |
Это совершенно другой логический процесс, который правильнее назвать спецификацией. Его характерная особенность в том, что из одной общей структуры мы получаем веер заполненных деталями частных структур. |
Конечно, бывает, что мы сравниваем структуры, составленные из абсолютно разных элементов и связей. Но это возможно только потому, что мы замещаем эти структуры другими, близкими, не специфицированными в отношении элементов и связей, и производим сравнение, по сути дела, не самих исходных структур, а их приведенных, обезличенных заместителей. Помните, мы обсуждали это подробно на моделировании. |
Схематически всю указанную здесь систему связей и отношений замещения можно изобразить так: Помните, знание относится к модели и переносится на объект. Первое отношение между эмпирическим материалом и «структурами-изображениями» получается в результате осуществления двух первых познавательных процедур – наложения и спецификации структур. Мы предполагаем также, что проделано уже все необходимое и «структуры-изображения» проверены в отношении их права выступать в качестве моделей изучаемых объектов. После этого и на основе этого можно разорвать связь между «структурами-изображениями» и их эмпирические материалом и начать анализировать сами эти изображения как модели. Надо отметить, что изображенная выше схема употребления знаковых структур представляет собой точную функциональную схему модели. Промежуточное поле и есть модель в точном смысле этого слова, хотя сейчас это слово употребляется в самых различных несусветных смыслах. |
В качестве очень яркой и глубокой иллюстрации этого положения можно привести пример из книги Лебега об измерении. Он очень хорош в борьбе против математического кретинизма. |
Ответы на вопросы |
Алейник В. Скажите, может быть тезис об одной схеме формируется не только от содержания, а еще и от установки на онтологизацию мыследеятельности, когда вам нужно фактически додумать связь между ними всеми? Эти схемы появлялись как разные фокусировки по отношению к разным практикам на разном материале, а задача, которую вы сейчас поставили и делаете несколько лет, она заставляет вас додумывать и простраивать эту связь. |
Да, такое происходит. А вот так, чтобы человек в 50 лет вдруг чего-то придумал нового – такого не бывает. Но разве что его скинули с какой-нибудь высоты, он головой ударился, старое у него выскочило и пришло новое. |
И поэтому я считаю, что это не выдумка. Т.е. это выдумка и модернизация, но это выдумка и модернизация, которая целиком и полностью лежит в русле общего духа его работы на протяжении сорока или пятидесяти лет. |
§ 47/?? (1) | (продолжение) |
Вот, например, не буду долго читать, просто начало: «При попытках приложить результат этих исследований… Не буду говорить каких, потому что вы поймете – чей это текст. …и касавшихся главным образом структуры математического и естественнонаучного мышления, к изучению проблем гуманитарных наук, мне становилось все более ясно, что общая теория познания в ее традиционном понимании и ограниченности недостаточна для методического обоснования гуманитарных наук. Наряду с учением о формировании понятий и суждений… Вслушивайтесь в нюансы текста. …в естественных науках, в результате которых определяется «объект» природы, в его основополагающих конститутивных чертах, и «предмет» познания, который вычленяется в его обусловленности функции познания, должно быть выработано аналогичное определение и для области чистой субъективности. Из занятия этой проблемой вырос план общей теории форм выражения Духа, в частности анализа языка: мифологического и религиозного и, соответственно, научного мышления. Следует отметить, что рассмотрение языка в соответствии с его чисто философским содержанием не было предметом работы философов со времен фон Гумбольдта Вильгельма. |
В то же время философское умозрение начинается с понятия бытия. Когда оно конституируется как таковое, когда вопреки многообразию и разнообразию существующего, пробуждается осознание единства сущего, впервые возникает специфически философская направленность миросозерцания. Поиски начала и источника последней основы бытия обычно приводят к достаточно определенному ответу, затуманивающему существо и глубину проблемы. То, что объявляется сущностью мира, обычно является лишь его частью. Атом Демокрита и число Пифагорейцев, несмотря на дистанцию, отделяющую их от правещества ионийцев, остается методологическим двуединством, зависшим где-то между физическим и духовным. Продолжая ответ на твой вопрос о гипотетически общем объекте: По мере того, как это воззрение превращается и получает развитие в науке, у наивной теории отражения выбивается почва из-под ног. Основополагающее понятие каждой науки – ее средства, которыми она ставит вопросы и формулирует выводы, предстоит уже не пассивным отражением данного бытия, а в виде осознанных самим человеком интеллектуальных символов. Раньше всех и наиболее остро символический характер своих фундаментальных средств осознало физико-математическое познание. |
Так, Генрих Герц в своих принципах механики, задачу естествознания усматривает в том, что оно должно позволить нам предвидеть будущее. Выведение же будущего из прошлого базируется на конструировании нами особого рода внутренних призрачных образов и символов. Из этих образов как из моделей выводятся следствия, которые либо сами произойдут во внешнем мире некоторое время спустя, либо будут получены как результаты нашего вмешательства. С вещами они согласуются только в части выполнения этого требования, т.е. выведения будущего. Ну, чем вам не различение объекта, предмета, схема многих знаний. Вы думаете, я Георгия Петровича цитировал? Нет. Поэтому еще раз. Понимаете, все зависит от вашей установки. Конечно, можно всегда, занимаясь вот этой археологией, найти очень длинную историю построения постановки вопроса. Количество вопросов очень невелико. Человечество за всю свою сознательную историю отвечает на десяток вопросов. И все более-менее внятные мыслители, не путаники так сказать, которые просто поток сознания свой выливают на страницы книг, а более-менее внятные, они, в общем, все обсуждают одно и то же. Вы чего хотите? Вы хотите специфики и особенности? Чего она вам сдалась? Перед девчонками выпендриваться нужна специфика. |
Вера, ты хочешь угадать, чей это текст? |
Он перешел с физического факультета Московского государственного университета на философский, имея в качестве установки задачу анализа метода мышления в науке, в естественных науках и возможно в перспективе, какого-то планирования, программирования, проектирования методологического обеспечения этих наук. Первые работы эмпирически идут где-то на границах. Они не затрагивают гуманитарных дисциплин и гуманитарных текстов, если не считать Карла Маркса. Они фокусируются вокруг этих традиционных наук. |
В общем, можно сказать, что с какого-то момента теория деятельности «а ля Георгий Петрович» начинает рассматриваться в этом же ключе как претендент на фундаментальную дисциплину социально-гуманитарного способа образования понятий. Почему? Потому что схема воспроизводства деятельности и трансляции культуры помимо того, что описывает некий базовый процесс в деятельности (процесс воспроизводства), она еще делает определенное жесткое утверждение о характере любых объектов деятельностного мира. А именно, утверждается, что любой объект деятельностного мира, любая интеллектуальная вещь в деятельности, любая организованность в деятельности, если пользоваться моими предварительными размышлениями, содержит в себе единую фундаментальную структуру. А именно, она распадается на… или собирается из нормативного и реализационного пласта. |
Ну, собственно, Вы понимаете, что если положить эти две схемы рядом, то выяснится, что это одна и та же схема. Я думаю, что у Георгия Петровича никогда не было этой реминисценции, и он никогда не пытался провести эту параллель между попыткой Уотсона и Крика выявить онтологическую основу жизни, живого, и претензией Московского методологического кружка выявить онтологическую основу социального, или так сказать, гуманитарного. Но, в общем, мы должны с вами констатировать, что в этой точке естественные и гуманитарные науки приблизились друг к другу в наиболее высокой степени по сравнению с последней двухсотлетней историей. Потому что ведь вообще-то схему Уотсона и Крика можно трактовать как схему норма-реализация. |
Значит, он строит третий способ или метод, называет его типологическим, называет его условным обобщением, простейшая формула которого звучит следующим образом: если объект «х» можно отнести к классу «α», то о нем с определенной степенью достоверности можно утверждать «а», «b» и «c». То есть, почему относительное обобщение, потому что процедура образования знания разбита на две. Первое – это подведение экземплефицированного объекта под тип, а затем отнесение общего знания к типу, а значит и к этому конкретному объекту. |
Ответы на вопросы |
Есть гигантская эта проблематика, которую Георгий Петрович обсуждает в лекциях по культуротехнике о материале, специфическом материале, который необходим для того, чтобы норма выполняла свою функцию нормы, чтобы она могла транслироваться и еще воспроизводиться, другими словами, отпечатываться. Да, это проблема эталонного метра или эталонного килограмма. Это проблема печатки, которую обсуждает Аристотель. Что вот вы на воске отпечатываете? Так сказать печатку, потом она стирается. Да, это все решается, то есть все эти вопросы, в общем, вполне размещаются в многоуровневом пространстве трансляции. Сорокин К. А в чем сложность-то. Как-то все просто получается. Щедровицкий П.Г. А не надо сложности. Все просто и получается. Сущность очевидна, как агония Христа. Поэтому все очень просто. А какая вам сложность нужна? Хотя я при этом считаю, что все очень даже непросто. Потому что то, что я говорю, очень не просто. Но при этом, да, онтология всегда ищет фундаментальные, а в этом смысле простые базисные схемы. Потому что иначе она не может выполнить свою функцию, она не будет учением о сущностном. Берете там онтологию Гартмана Николая, читаете ее, и после прочтения трех или четырех книжек приходите к выводу, что он все время обсуждает один вопрос. Он говорит: «Мир устроен как уровни. Есть один уровень, потом другой уровень, потом третий и они так вот друг на друга накладываются, друг на друге существую, надпечатываются». Вот это онтологический тезис. Очень непростой. Кстати, в аналогичной логике устроен современный томизм, особенно его светские ветки. Есть хорошая книжка Тейяра де Шардена «О жизни». Очень простая, понятная. Простой принцип – жизнь есть очень высокий уровень организации, но в силу того, что этому предшествует много других уровней и в каждом из них организуется только часть – это маленький кусочек мироздания. Потому что это есть организация, организация, организация некой протоматерии. И собственно эволюция она вот каким-то образом по непонятным нам и необъяснимым причинам сформировала эту мета систему, вырезая поверх иных форм материи каждый раз эту более высокую организованность. Если вы внимательно будете читать современные работы о происхождении вселенной, о происхождении жизни, то вы, в общем, и придете постепенно к этому выводу. Что это удивительное стечение обстоятельств, приведшее к тому, что удалось выстроить такую высоко этажную форму организации, которую мы сейчас наблюдаем. |
Я недавно смотрел по телевизору фильм. Там какой-то из теоретиков, отвечая на вопрос: как появилась вода на планете Земля, – высказывает следующую гипотезу. Что метеориты при падении на землю содержат, типа, двадцать процентов воды, и при падении эта вода выделяется. После этого говорит очень хорошую фразу – она мне понравилась. И вот метеоритный дождь бомбардировал землю в течение ста пятидесяти тысяч лет и сложился океан. Знаете, если вы вдумаетесь в эту фразу, то, в общем, очень любопытно. У нас всегда есть очень узкая зона этой вторичной, третичной, четвертичной организованности. И точно также Георгий Петрович относит мышление к таким высокоорганизованным формам. Дальше можем по-разному говорить: деятельность – суть отпечаток норм мышления на материале поведения. И это будет правильный тезис. Мы можем сказать: мышление – суть результата отпечатывания деятельности на сознании. Тоже будет правильно. Но как только вы начнете работать с эмпирикой, то вы выясните, что в пространстве сидящих в этом зале людей таких отпечатков, таких типов отпечатков, достаточно много, они разные и уровень организации (ну дальше смотреть чего, деятельности ли с помощью мышления, или сознания с помощью деятельности) они тоже разные. И вы придете к тому выводу, к которому приходили очень многие мыслители: что мышление оно встречается редко, является уникальным продуктом такой вот организации. Не так много способов, при которых человек, отдельный, эмпирический индивидуум может присоединиться, прикрепиться к этому процессу и получить на своем материале соответствующий отпечаток. В общем, все просто. С другой стороны, все не просто. Но мне кажется, онтология и не должна претендовать на то, что она, так сказать, все нюансы как-то в себе схватывает. Это не ее функция, не ее задача. Не знаю, отвечаю ли я на ваш вопрос или нет. Но точно не призываю вас к каким-то дебрям. Ладно, будем считать, что эту тему мы проговорили. Я впоследствии как-то дополню ее рядом текстов Георгия Петровича, потому что основная проблема заключается в том, что я не успеваю начитывать достаточное количество эмпирического материала. Поэтому форма гипертекста, которую мы практически создали, она позволяет туда кое-что добавлять. Даже можно сделать этот процесс коллективным. Поэтому если кто-то найдет какую-то цитату, которую он считает соответствующей той теме и тому смыслу, который я пытался транслировать, то я с удовольствием ее посмотрю на предмет возможности включения ее в цитатник. |
Данилова В.Л. Да? А если цитата, отличающаяся от того эвристического смысла склеивания типа с нормой, который ты сейчас предложил? Она тебя тоже заинтересует? Щедровицкий П.Г. Тоже заинтересует. Я же не сказал, что я склеил тип с нормой. Я сказал другое. Данилова В.Л. Ты отождествил сейчас. И объявил это очень мощной эвристикой. Я сижу и пытаюсь понять: по отношению к каким проблемам это эвристика? Не бывает же универсальных эвристик. Щедровицкий П.Г. Не бывает. Принимаются все цитаты. Поскольку как говорил Георгий Петрович ОДИ – это машина из людей, которая питается ломами и гвоздями, то я с удовольствием посмотрю цитаты, которые говорят что-то иное. |
Сноски и примечания |
(2) - цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
|
|