главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 27. (...) |
§ 48. (...) |
Ответы на вопросы |
§ 47. (продолжение) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 6 ноября 2009 года |
лекция 27 | (...) |
§ 48/?? (1) | (...) |
Щедровицкий П.Г. Коллеги, если мне память не изменяет, это 27 лекция. Мы с вами неторопливо завершаем работы в третьем и четвертом семестре, которые, как вы помните, касались прежде всего и в основном схемы воспроизводства деятельности и трансляции культуры. При этом эта неторопливость вызвана несколькими основными причинами. Первая из этих причин заключается в том, что, безусловно, темп вашей самостоятельной работы и чтения работ Георгия Петровича, он объективно отстает от темпа моего изложения. |
(4) Схемы, связанные с представлениями о коммуникации и вплоть до схемы мыследеятельности. И собственно завершить я хотел весь этот круг подробным обсуждением (5) представлений о развитии, схемы шага развития и более поздней версии схемы шага – т.н. сферно-фокусной схемы, которую Георгий Петрович прорабатывал достаточно подробно в конце 1980-х годов, ну а это собственно последний период его активного творчества. Значит вот этот второй блок помимо того, что он включен внутрь вот так мною спланированного общего движения, он еще поддерживается определенными общими рассуждениями и в числе этих общих рассуждений есть несколько сквозных линий. |
Как следствие – разложить между собой функциональное и морфологическое представление системы, соответственно функциональные структуры, структуры связей и морфологические структуры, и целый ряд таких рабочих категориальных представлений, которые поддерживают вот эту т.н. вторую категорию системы в трактовке Московского методологического кружка. |
Третья сквозная линия, которую я тоже тащу из семестра в семестр, и, собственно, сегодня буду говорить прежде всего о ней – это линия, связанная со специфической трактовкой пространства, пространства мышления, пространства рефлексии и пространственных форм организации мышления и деятельности. |
Это аналог, если мне память не изменяет, 13-ой лекции, где я делал основные выводы из первого этапа и собственно начало, вот старт этого следующего шага, который, судя по всему, немножко выходит за рамки учебного года, но что поделаешь. «В своем наиболее общем значении число оказалось сложным мыслительным образованием, не имеющим никакого непосредственного чувственного отображения в свойствах физических предметов. Иное дело в геометрии, где пространственные понятия в силу своих непосредственных отношений к конкретной действительности служат образцом мышления, ищущего опоры в воззрении. Понятие и вид синонимичны. |
Чувственное многообразие упорядочивается и расчленяется благодаря тому, что в нем выделяются пространственные формы, остающиеся равными и одинаковыми во всех различиях. В этих формах мы имеем прочную и основную схему, благодаря которой мы находим в коловращении чувственных вещей некоторую совокупность неизменных признаков, область вечно сущего. Таким образом, геометрическая форма, вид становится в то же время выражением логического типа. |
Связи образуют особый чисто формальный комплекс, который можно освободить от материального содержания, служащего ему каждый раз основой и рассматривать его сам по себе в его закономерности. Особенные элементы рассматриваются в геометрии не потому, что они суть сами по себе, но как примеры определенной общезначимой формы, порядка и связи и для геометрии они не имеют другого бытия, кроме того, который дается им участием в этой форме. Вспомните длинный мой проход по поводу Владимира Николаевича Ильина. ...Последняя такова, что в ней доказательство не выходят из рамок самого мышления в другую сферу, но состоит исключительно в комбинации различных актов мышления.» |
В более поздней работе «Философия символических форм», том третий, в русском издании страница 117, глава 3, а работа эта 1932 года, я имею ввиду третий том, Кассирер развивает свое понимание: «В потоке явлений удерживаются некие единства, образующие впоследствии прочные центры ориентации. Весь процесс объективного познания, всякое прояснение определения целостной картины созерцаемого существования происходит вместе с распространением этого процесса на все более широкие сферы. Полагание прочных вечных единств, к коим прикрепляются изменчивые явления, происходит таким образом, что эти единства одновременно определяются как пространственные. Постоянство вещи связано с прочностью такого рода пространственных единств. |
Мы обнаруживаем его уже в учениях о пространстве Кеплера и Декарта, заложивших первый фундамент для математически точного подхода к этой проблеме. Еще отчетливей это обнаруживается в новой теории зрения Беркли, во всех современных учениях о происхождении пространственного представления, вплоть до Геймгольца, Геринга, Лотца и Вундта. |
Геймгольц сохранял двойственность подхода. Во всех случаях пространственная форма пронизана и заполнена символическими элементами. Пространством мы называем не столько предмет, представленный каким-то знаком, сколько особого рода схематизм самого представления... Страница 122. Дальше очень интересный поворот. |
Чем дальше продвигается формирование артикуляции сознания, тем больше значимым становится его единичное содержание. Т.е. чем большую способность указывать на другие содержания каждый из них получает, тем большей становится свобода, в которой мы можем сменой взгляда преобразовывать один гештальт в другой. Дальше через 50 или 60 страниц есть очень интересный фрагмент, где он разбирает отклонения и всякого рода психопатологические моменты как иллюстрацию определенных положений: «Как показывают клинические наблюдения заболевания, объединяемые названием зрительная агнозия, почти всегда связана с тяжелыми патологическими изменениями чувства пространства и пространственного восприятия. Больной с закрытыми глазами не мог сориентироваться, где у него голова, а где остальные части тела. Напротив, ему сравнительно легко давались определенные комплексы движений в повседневной жизни... Да, текст, если бы вы читали Кассирера, это бы заняло у вас больше времени. ...Например, зажигание спички. Все это свидетельствовало об одном, что у больного оставалась способность находить себя в пространстве прежде всего с помощью кинестетических движений, но его представление о пространстве в целом претерпело серьезное нарушение. Патология восприятия подтверждает необходимость различения пространства действия и пространства представления. Первое означает пространство двигательных актов, второе пространство идеальных линий. |
Ниже и выше, правое и левое, все это представляет собой форму пространственного отношения, соединяющегося с другими отношениями в рамках единого систематического плана. |
Патология вынуждена различать, если выразиться в терминах Канта, между образом как продуктом эмпирической силы, продуктивной способности воображения и схемой чувственных понятий как монограммы чистой способности воображения априори». Прежде чем перейду к чтению Георгия Петровича, есть ли здесь какие-то вопросы? |
Ответы на вопросы |
Вопрос. Какие не смогли больные афазики выполнить действия? Не до конца понял. |
Щедровицкий П.Г. Конечно. Естественно. Поскольку апперцепция – это на самом деле психолого-дидактическое учение о полагании. Но психологическое в смысле Штумпфа, Шупе и кантианской психологии, а не в смысле Вундта, Фехнера и Скинера. |
Он начал свое выступление с того, что, я позволю себе, несмотря на такую репрезентативную аудиторию прочитать вам стандартную лекцию, которую читает каждый уважающий себя немецкий философ, профессор после Канта. Об этом, прагматическом, этическом, моральном способе употребления практического разума. После чего он начал рисовать схему акта деятельности. Последовательно обсуждать субъективное и объективное, средства и т.д. Он ничего не рисовал на доске. Он рисовал ее на верстаке своего мысленного рассуждения. |
§ 48/?? (1) | (продолжение) |
Если бы у Георгия Петровича была бы возможность всю жизнь писать свою философию символических форм, а не читать лекции, не быть бродячим философом, и не сдавать тезисы по две страницы, которые невозможно читать, то, наверное, мы бы получили, так сказать, другой сухой остаток его интеллектуального творчества. Его легче было бы понимать, читать и рассматривать как законченную систему представлений. Но в той мере, в которой такой возможности не было, очень правильно иметь еще каких-то реальных или выдуманных персонажей, которые обсуждали похожие вопросы. Поскольку билингвизм он вообще очень полезен. В силу того, что у тебя есть две языковых формы для одного и того же явления, то, как минимум схема двойного знания уже не является для тебя чем-то несусветным, а закладывается вместе с традицией изучения второго языка. «Овладение простейшими пространственными формами и познание их начинается уже с самых первых шагов формирования ребенка и продолжается, по-видимому, уже до самых последних… Честно говоря, я не понял, что он имел в виду. …Указания на необходимость познания пространственной формы мы встречаем во всех педагогических работах. Одни исследователи приводили в обоснование то соображение, что обучение форме необходимо для развития чувств. Для других основным было то, что специальное изучение пространственных форм служит подготовкой для изучения геометрии. Третьи считали, что изучение пространственных форм имеет важнейшее значение в познании мира, что оно дает понимание его сущности. |
Начиная с Аристотеля, постоянно смешивались характеристики пространственной формы, как особого объективного содержания знаний и характеристикой ее, как некоторого познанного содержания. На этом статья вообще-то закачивается, потому что все остальное в этой статье содержит в себе иллюстрацию этой мысли на примере различных философов от Аристотеля до, соответственно, упомянутого Кассирером Гилберта. Но зато в докладах на Комиссии по психологии мышления и логики в апреле-июне 1979 года, которая называлась «Проблемы построения теории мышления» Георгий Петрович говорит (сказать, что он пишет – рука не поднимается): «Задать пространство, в котором эта тема может обсуждаться и использовать схему этого пространства для того, чтобы распределить в нем связки и области проблем и соотнести их друг с другом, задача данного цикла докладов. |
Связка этих двух знаний – рефлексивного, определяющего собственную позицию и представления об объекте, характеризует каждое мыслительное образование. |
Главная часть представляет собой набор тех действительностей, которыми я могу сознательно и культурно пользоваться. Здесь будут подпространства или композиции из блоков. Ядерная композиция разделена на две части. В правой развертываются процессы и процедуры данного вида деятельности. В левой развертывается и строится продукт данного вида деятельности. Я могу пользоваться программированием, проектированием, конструированием, организацией, схематизацией, критикой, могу проводить онтологическую работу, и у меня будет появляться онтологическая картина. В этом же пространстве у меня будут плавать различные предметы: проектные, практико-методические, научные, это значит, что я могу по необходимости залезть туда, заимствовать оттуда какие-то фрагменты теорий, представлений, понятия и перетащить их в другое место. И внизу плавают различные онтологические картины, метафизики и практики разного рода. Ничего не напоминает? …и, одновременно, жесткие блоки приемов, способов и методов. Мой объект всегда – все пространство. Если каждая деятельность дает свой объект, мы уже не можем состыковать деятельность через объект. Объект не дает оснований для стыковки. |
И если в этой ситуации вы все же даете какое-то представление об объекте, это значит, что на самом деле вы центрировались на какой-то деятельности и приняли ее за основание. Но ведь главной деятельности нет. Ну, дальше, на полях, отвечая на вопросы, Георгий Петрович говорит: «Знаковые схемы предполагают очень сложную систему интерпретации, многоплоскостную, до 10-12 плоскостей в глубину. Деятельность всегда развертывается в определенных ситуациях. Когда мы можем провести абстракцию моей деятельности, или вообще рассматривать индивидуальную деятельность в ее проекции на сознание, то нам не особенно нужна категория пространства. |
Но когда возникают сложнейшие системы кооперации и коммуникации, для того чтобы сложиться в человечество, людям приходится создавать особые формы организации совместной коллективной деятельности и мышления. Одно из подобных средств – понятие пространства. |
Дальше, через довольно большой перерыв, опять обсуждая проблемы современного мышления, Георгий Петрович говорит: «Сегодня главная задача распредметить мышление. Вытащить его из узких предметных форм, задать то пространство мыслительной работы, которое могло бы проходить через границы, в частности, связывать предметный тип мышления с практическим. Обеспечивать решение современных инженерных, социотехнических задач. Необходима единая унифицированная организация пространства мышления. |
Дальше довольно большой раздел про понятия – читать не буду. И вот, собственно, завершение: «В пространстве методологической рефлексии любые структуры могут быть переведены в другие. Каждый верстак рефлексивно отражает все остальное. В силу этого можно осуществлять исследования за счет конструирования и проектирования онтологической работы, без единой исследовательской процедуры. И наоборот. Прежде чем переходить к завершающему кусочку, который опять будет из Кассирера, я делаю еще одну паузу. Вопросы есть? Нет? «Процесс объективации в языке начинается с указательных местоимений. С обозначения определенного места, неких «здесь» и «там». Ну, кто за годовалыми детьми наблюдает, они это легко фиксируют и понимают. Все время он пальцем… Определенные артикли – лишь развитие указательных местоимений. Язык становится на собственную почву сначала в области пространства, чтобы затем распространить свое господство на всю созерцаемую действительность. И платоники, и Кеплер и Галилей исходят из фундаментальных понятий, предпосылок и гипотез, которые сами по себе ничему не соответствуют в чувственной действительности. |
Но, тем не менее, притязают на то, что открывают структуру этой действительности, ее всеобщий порядок. Утрата сходства с вещами делает отчетливой закономерность бытия. Особенно важна здесь роль чистого пространства. Именно оно служит образцом и схемой построения всех последующих геометрических и механических моделей, к которым классическая физика сводит множественность эмпирических явлений. Я напоминаю, это Кассирер. …Вместе с тем, в физике древних, наряду с логическими определениями и теологическими принципами присутствуют также чувственные явления, взятые из непосредственного наблюдения. Картина мира древних – это смесь эмпирического и логического. |
Именно этим обусловлена взаимосвязь трансцендентальной логики и трансцендентальной эстетики у Канта, определяющей строение всей «Критики чистого разума». Для Канта целостность чувственных явлений может соединиться в единую структуру только на основе пространственно-временных схем. Постоянность в форме констант пространства и времени относится к необходимым условиям определимости явлений, как предметов возможного опыта. Друзья мои, я ничего не придумываю. …речь идет о проблематизации пространственной находимости предметов. Места в эфире теперь определяются координатами – величиной и направленностью магнитного вектора. После того, как физика освободилась от понимания эфира, как некоего эластичного твердого тела, наметились фундаментальные изменения понятия материи. Все субстанциональное в современной физике переводится в функциональное. Инвариантность подобных функциональных отношений образует последний слой объективности. Картина мира становится целиком динамичной, а материя – процессом. То, что мы считали неизменными свойствами, превращается в функцию процессов. Электрон рассматривается как позиция в поле, со всех сторон пронизываемая силовыми линиями. |
А дальше потрясающая фраза. …Картина мира старой физики оказывается набросанной с определенной точки зрения. С точки зрения относительно покоящихся наблюдателей. Если вместо такой системы вводятся подвижные системы отношений, то все устойчивые понятия свойств, естественно, испытывают смещения. Какие вопросы? |
Ответы на вопросы |
Алейник В. То есть, вы говорите, что пространственная организация мышления не есть организация методологического мышления в смысле ММК, а есть вообще любого, ну, не любого, а многих. |
Данилова В.Л. Для меня пространство, которое Георгий Петрович задает в 79 году, ну, его конструкты о возможности обращения с ним, довольно сильно отваливается и от идеи Кассирера, и от идеи методологии 60-х. Может быть я ловлю блох, но я могу еще пояснить: какое отличие мне кажется очень важным. То есть, если я поняла цитаты из Кассирера, у него там одна из важнейших мыслей заключается в том, что пространство – это система отношений. И, в общем-то, задается, оно конструктивно, задается набором процедур разворачивания пространства. На примере геометрии, и как я понимаю, дальше протягивает через все свои рассуждения. Этому требованию вполне удовлетворяет и акт деятельности, а особенно то, что они в 60-е стали делать, разворачивая схемы. То есть большая коробка, например, которую Георгий Петрович вместе с Дубровским рисует в статье, где он науку выводит из методологии (67-го года), я думаю, что Кассирер вполне согласился бы с тем, что, да – это действительно пространство, задано небольшое количество элементов, конструктивная процедура и бесконечная возможность разворачивать пространство определенного типа. С некоторой надеждой я схему воспроизводства и трансляции тоже могу прочитать как пространство, в смысле Кассирера. В 79-ом году, по-моему, Георгий Петрович делает ну, в общем, как-то очень замедленно, на мой взгляд, отходит от такого способа рассуждения, что, кстати, в этих докладах вызывает жуткое неприятие, возмущение всех стариков. Где-то к третьему докладу возникло впечатление, ну почти что, специальной абструкции. Специально сделанной. И как я понимаю это различие в том, что не задается мыслительная конструктивная процедура разворачивания пространства. Пространство сразу кладется как целое, со ссылкой на личный опыт. Вот эта фраза, которую, как я понимаю, многие пропустили, кто эти коробки рисовал. Вот мол, «я был физиком, я был дизайнером, вот я в пространство, например, кладу эти понятия, я по ним по всем могу ходить». То есть, вообще говоря, индивидуализированное пространство Георгия Петровича. Это важно. То есть, отсылка к опыту – это важно. Отсылка к рефлексии – это важно. И задается две совершенно удивительных процедуры. Одна – о которой ты говорил на конференции по схематизации. Это процедура вхождения вовнутрь и выхождения. Ну, то есть, верстаки нарисованы, можно зайти вовнутрь верстака, заняться, например проектированием, можно выйти вовне и какие-нибудь связи установить. |
И, я даже не уверена, что это можно как какую-нибудь процедуру представить, но может быть, в перспективе до процедуры дожать. Это рефлексивное отображение, рефлексивное сворачивание в каждом элементе пространства. Все пространство в целом и во всех его элементах. Во всяком случае, как возможность это описано. По-моему, это пространство совершенно не кассиреровского типа. То есть, вот здесь уже мерещится вот эта оппозиция мыследеятельностного подхода. На языке идеологии начала 80-х обсуждалась так. То есть, Георгий Петрович отходит от пространства, разворачиваемого за счет мыслительных операций, приходя к пространству, где основным способом разворачивания становится вот эта странная процедура вхождения вовнутрь, выхождения наружу и рефлексивного выворачивания внутреннего на внешнее. Щедровицкий П.Г. Боюсь, что вы не услышали основной пафос моего изложения, выразившийся в определенной последовательности тех разделов, которые я зачитывал. Потому что, в общем-то, я мог и не завершать Кассирером, а прочитать сначала Кассирера, а потом Георгия Петрович, но я все-таки сделал, то, что я сделал. Данилова В. А поясни, но я действительно не услышала, потому что у меня Кассирер отдельно, а Георгий Петрович отдельно. Щедровицкий П.Г. Ну, правильно, мне тоже показалось. Вы не услышали всего того, что Кассирер пишет в первом томе в отличие от третьего. Потому что в третьем томе он обсуждает фактически, ну скажем так, научное мышление, в его традиционных формах и связанные с этим техники полагания и работы с пространственной организацией. А в первом томе он фиксирует, что современная физика уже сделала скачек вперед и она ушла к позиционности и вхождению, искусственному вхождению в эти разные позиции. Собственно, положив принцип относительности и различием между покоящимся и движущимся наблюдателем в основание нового подхода, приводящего, как написано, к кардинальному изменению понятия материи. Георгий Петрович обсуждает, фактически, тоже самое. Он говорит, поскольку мы имеем возможность занимать различные позиции и входить в них, то понятие материи или эмпирического материала мышления, кардинально меняются. И в этом плане да, безусловно, что я сейчас скажу? В отличие от схем с позициями, в которой позиции являются фиксированными образованиями и похожи на покоящегося наблюдателя, схема пространства методологической рефлексии без позиции обладает множественностью возможных позиций. |
И в этом смысле является, по Лейбницу, пространством возможностей, в случае если мы можем такую новую систему координат с новым центром прорисовать. Что, как вы помните, вызывало большую трудность у больных афазией. То есть у нас с вами. То есть, да, число позиций, которые вы можете занять – не бесконечно. Нельзя занять бесконечное число позиций. Большинство людей вообще не может занять никакой позиции, поскольку они целиком и полностью погружены в эту позицию и не обладают рефлексией даже для того, чтобы понимать какую именно позицию они занимают. Некоторые за счет истории своего движения, например: смены работы, места жительства, семьи, вероисповедания, пола, страны проживания – имеют возможность отделить от себя одну позицию и либо занять, либо не занять другую. И в этом плане в своем опыте иметь соответствующие зоны освоенности, соответствующие разным позициям. Но занимать любую позицию, иметь бесконечный репертуар позиционный – большинство людей просто не способно. Данилова В. У меня осталось два вопроса Щедровицкий П.Г. Да. Данилова В. Один – ты не ответил на мое утверждение… Щедровицкий П.Г. Это было неправильное утверждение. Данилова В. Подожди, там было другое, на которое ты не ответил. Что эти схемы с выворачиванием позиционным и рефлексивным отображением целого в практически любую частную точку – это схемы не 60-х, а скажем так, на мой взгляд, это начинает раскручиваться на лекциях про знак. То есть в начале 70-х. Щедровицкий П.Г.Ну, смотри, давай чуть-чуть иначе. В том, что на схеме пространства методологической рефлексии – мышления, образца 80-го года, о котором, собственно говоря, идет речь, вообще нет знака позиции, если ты обратишь на это внимание. Данилова В. И в этом смысле эта схема может оборачиваться через любое болтающееся в там образование. Щедровицкий П.Г. О! и в этом плане мы сейчас с вами обсуждаем допозиционные схемы. Данилова В. Или над-позиционные. Щедровицкий П.Г. Нет. Мы сейчас с вами обсуждали допозиционные схемы. То есть, я даже схему воспроизводства клал как допозиционную, а конкретизировал с помощью поздних версий, в которых знак позиций уже есть. Но поскольку мы с вами не обсудили, что такое позиция и будем обсуждать только в следующем семестре, в связи с актом деятельности, то мы можем сказать, что пока обсуждали допозиционные схемы. |
А схема пространства методологической рефлексии является постпозиционной. Хотя, обращаю ваше внимание, вот на эту оговорочку, по поводу того, что в силу того что пространственные схемы фактически являются схемами чистой интенциональности, схема знания, говорит Георгий Петрович тоже была способом фиксировать в виде этажерки систему упирающихся в соответствующие знаковые калитки последовательных интенциональностей. И происходит очень странное перезамыкание, а именно: пространственные схемы позднего периода начинают переинтепретировать ранние операциональные схемы содержательно-генетической логики. Собственно, на этапе содержательно-генетической логики, если помните, я там специально обращал ваше внимание на то, что ключевой проблемой этого периода была проблема отнесения. То есть да, вот мы произвели оперирование с объектом, мы заместили объект знаком, мы превратили знак во вторичный объект, произвели оперирование со знаками, получили еще более высокий этаж замещения, а потом мы спрашиваем: и вот этот знак-знание или форму знания, мы к какому объекту будем относить? И это ключевая проблема. И, собственно, она начинает разворачиваться через схемы предметной организации и потом распредмеченного мышления, фактически в логике проблематизации и перепостановки, перепонячивания представления об объекте. Поэтому, когда ты говоришь: чисто конструктивный… То я мог бы сказать: чисто конструктивный с точностью до техник полагания. И в этом плане, обрати внимание, вот этот проход Кассирера по поводу того, что современные пространства являются смесью логических форм и эмпирического материала, оно в точности ложится и в то, что делает Георгий Петрович. Потому что он тоже говорит: ну не можем мы уйти от эмпирического материала. Да, мы можем положить чистую логическую форму такой псевдоблочной компоновки пространства, позволяющего сколь угодно свободное нанесение вторичной системы координат и позиционирования, ну, с точностью до возможности такого позиционирования, но мы это позиционирование не можем проводить, не имея соответствующего материала. Либо в опыте, к которому он вас отсылает. Он говорит: я имею такой опыт, а поэтому я могу входить, а вы не можете, а я могу, потому что у меня есть такой опыт. Но вообще-то, это означает, что при коллективной организации разные носители мышления и деятельности могут входить в разные кусочки пространства. |
А теперь я ведь могу и это все вернуть. Ну, хорошо, а в обычном пространстве не так? Вы же не обойдете все магазины в центре города. Вы зайдете в какой-то один и купите себе там одежду. Еще хорошо, если вы знаете в какой. Ну, то есть если вы заранее знаете. У меня есть хорошая история, байка из жизни, как я приехал в Чикаго и пошел искать магазин Мерфи, потому что на одежде Мерфи, которую я люблю, и некоторые товарищи тоже любят – на ней везде написано: Иллинойс, Чикаго. Я не нашел магазина Мерфи в Чикаго. Я поднял справочник – и не нашел магазина Мерфи в Чикаго. Я заставил консьержа в отеле искать. Он сутки искал, потом мне сказал: ну нет такого магазина, у нас нет такой фирмы, в Иллинойсе в Чикаго – Мерфи. Знаете, а на всех лейблах написано – Чикаго, хотя делается, наверное, в Одессе. Поэтому, вы все равно оживляете любое пространство, даже бытовое, только частично. Но условием того, что вы его оживляете своей жизнедеятельностью в какой-то части является наличие идеального представления о нем, как такового. С той или иной степенью детализации в виде планкарты. Вы никогда не можете обойти новый город сразу весь целиком, вы все равно будете идти по какому-то маршруту. Но у вас этот маршрут должен быть. А в квартире вся семья, как известно, собирается на кухне. Сколько не было бы в ней метров. Поэтому вот никакой разницы нет. Вы начинаете обсуждать, а почему они собрались на кухне? Ну, слушайте, по многим разным причинам. Потому что уехали из коммуналки. Или потому, что до этого у них была однокомнатная квартира, и больше негде было собираться. Или потому что там пол теплый. Почему вы оживляете своей реальной энергией и деятельностью, в смысле активности, тот или иной регион деятельности, в смысле деятельности. Слушайте, ну мы не знаем почему. Потому что это востребовано социально. Данилова В. Подожди, вот это уже я точно не обсуждаю. Какой-то не интересный вопрос. Щедровицкий П.Г. А как это? Именно этот вопрос обсуждаешь. Данилова В. Этот? Ни в коем разе. Я обсуждаю различие двух типов пространства. Одно – допускающее рефлексивное выворачивание. Отображение целого в каждой из своих частей. А другое – не допускающее. |
Щедровицкий П.Г. Да любое пространство допускает рефлексивное выворачивание. По определению понятия пространства. Ну, ты мне говорить приблизительно такую вещь. Ты говоришь: а вот этот человек все время ходит на работу одним маршрутом. Ну, или у меня там, три водителя, все они ездят на Ордынку разными маршрутами. Это индивидуальная характеристика данного человека. А Ордынка известно, где находится по отношению к моему дому. И в пространственной схеме она занимает четко определенное место. И в этом смысле не нужно думать, что те, кто создавал исходную, такую классическую физику не знали про другие маршруты. Знали – но ездили по этому. И до поры, до времени это себя оправдывало. Если нет пробок на дорогах. Более того, я даже грубее скажу. Они не могли бы построить этот конкретный маршрут, если у них не было какого-то представления о пространстве в целом, с другими возможными маршрутами и другими возможными подпространствами. И в этом ключевое отличие Демокрита от Эпикура. У Демокрита была схема пространства, а атомы были строительными кирпичиками. А Эпикур думал, что атомы существуют на самом деле. И, наверное, у него с рефлексией было плоховато. |
Данилова В. Совсем другой сюжет. Ну, это ты, наверное, не мне отвечал, но я более четко сформулирую, что я хочу. Отъехала пока что. Щедровицкий П.Г. С точки зрения конкретики развития представлений в ММК я готов с тобой согласиться. Что данная схема, несмотря на определенный параллелизм со схемами научно-предметной организации и схемами значения, трактуемыми как способ упаковки интенциональных отношений или способ специфической прорисовки логики интенциональности. Эта схема принадлежит к наиболее позднему этапу работ, к постпозиционным схемам. И опирается, в том числе на гораздо более рафинированную технику занятия позиций, а значит прорисовки локальных систем, координат. Или техник смены координат, в языке этих лекций. Или в языке этого афазика. С этим я готов согласиться. А вот с первым моментом я не соглашусь. Данилова В. А с первым я отъехала. По поводу Кассирера, Георгия Петровича и этих отношений я с тобой согласилась. Щедровицкий П.Г. Чудненько. |
Сноски и примечания |
(2) - цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
|
|