Когда-то я ввел, ну или использовал понятие онтопрактики. Т.е. первый же вопрос – это, на самом деле, как жить и действовать. Это вопрос о способе самоопределения, о ценностях и целях. А у тех людей, которые пришли, – это вопрос о том: а почему он так себя ведет, так живет, это считает важным? В общем, в довольно сложной социокультурной ситуации. Потому что, ведь репертуар возможных самоопределений в тот момент очень заужен. Это сейчас мы можем считать, что человек имеет бесконечные возможности выбора способов самоопределения и так сказать, социальной роли. Другой мир, другая мобильность, другие возможности, в общем, ничем кроме своих собственных способностей и предыдущей истории человек не ограничен. А в тот момент, у людей, которые занимались чем-то гуманитарным, социальных ролей не так много, репертуар очень заужен. В театре играют только Островского. Есть пять сюжетов? Ну, давай.
Данилова В.Л. Театр на Таганке уже был.
Щедровицкий П.Г. В 1960-ом году?
Данилова В.Л. Он, по-моему, с 1961-го или 1963-го, кажется…
Щедровицкий П.Г. Ну, уж точно, вопрос не в том, чтоб им передать какой-то набор знаний.
Верховский Н. Нет. Конечно, снимаю изначально, не прав.
Щедровицкий П.Г. И, кстати, продолжая тот тезис, который я сегодня высказал и продолжая ответ Вере и Роману, можно сказать: и эта ситуация заставляет его рефлектировать свои онтологические основания. Потому что для тех, с кем он дружил, учился вместе, это было не нужно, они замещали процесс экспозиции оснований вот этим процессом дружбы тире коммуникацией и постоянной совместной жизнью. Можно сказать так, они потому и слиплись вместе, что у них что-то было общего. В том числе в плане жизненных оснований. И разошлись потому, что эта иллюзия общности в какой-то момент распалась. Они пошли по разным траекториям. Выяснилось, что у них много общего, но еще больше различий.
А у тех, кто приходил заново, не было всего этого, да и не могли они, в общем, себя так вести по отношению к Георгию Петровичу, потому что он для них был уже человеком другого поколения. И чем дальше, тем больше этот разрыв обозначается. Тогда возникает вопрос, где точка встречи? Что должны проделать участники этого процесса, чтобы их встреча стала возможной. |
Я, кстати, считаю, что Георгий Петрович дальше, с учетом этой специфической ситуации, и той задачи, которая перед ним стояла, он вынужден был становиться все более жестким, и в каком-то смысле даже грубым, в экспозиции и реализации этих своих оснований. Потому что если бы он этого не делал, то ясности в отношениях бы не наступало. Кстати это, вот Вера, например, застала в играх. Георгий Петрович очень любил начать игру так, что половина участников уходила. И когда ему все говорили, ну что же такое, Георгий Петрович, что же Вы делаете, все ушли, он говорил, ну и хорошо, хорошо, что они ушли сразу, а не через три дня, а те, кто остались, вот с ними и будем работать. И поэтому, это в некотором смысле даже показная форма, такая эпатирующая, демонстрации своих жизненных оснований. Для того чтобы потом не тратить время и силы.
Ну, в общем, коллеги, я совершенно сознательно говорю о том, что каждый из нас, дойдя до какого-то уровня оспособленности, он, в общем, решает единственную задачу – это найти того одного человека, который может продолжить его дело. И все. И тот пример, я не знаю, приводил ли я вам его, или не приводил, в свое время меня очень порадовал, когда я в Китае обнаружил одну из техник восточных единоборств, в которой соревнования проходят, раз в двадцать пять лет.
Верховский Н. Участвовать можно один раз и один раз можно выставить ученика.
Щедровицкий П.Г. Я считаю, что это такой классический пример, квинтэссенция человеческой жизни. Один раз он может принять участие в этом соревновании сам, а второй раз он либо подготовит ученика и примет им участие, выиграет или проиграет, либо нет, и все, и жизнь прошла. И кстати Розина больше всего поразила та главка из записок Георгия Петровича, где он говорит, что все меня предали, дальше идет перечисление, кто именно. Потому, что он так и относился к этой ситуации – он вкладывался в них, рассчитывая, что они будут продолжателями его дела. Ну, или того дела, с которым он сам себя синонимизировал. Наивная довольно уверенность. Да, ты хотел…
Бахтурин Д. У меня два вопроса. Вы, в том числе сегодня упоминали, что довольно-таки сущностно у Георгия Петровича проявлялась установка на прогрессорство. На первом теоретико-мыслительном этапе, когда ставились задачи через логику преобразовать, развивать и т.д. А вот в деятельностном периоде или на этапе деятельностного периода, что можно считать реализацией этой установки, или прогрессорский характер этой установки, радикальный, изменяющийся, или претензия на это, в чем она реализуется? |
Щедровицкий П.Г. Через нормативизм. Через, в общем, ту же самую установку, которая лежала в основе логики, ведь логика трактуется как норма мышления. Я ведь не случайно говорил о том, что культуротехник – это такое мягкое название для той работы, которую они пытались делать, строя нормы логики, или нормы правильного мышления, в кавычках, которые потом могут быть реализованы в конкретных ситуациях. В этом плане логика, в смысле содержательно-генетической логики, или этапа содержательно-генетической логики, она лежит в культуре. Это та совокупность норм мышления, которая выстроена на основе рефлексии реального опыта мышления, прошла соответствующий этап переработки для трансляции и потом через специальные механизмы, в том числе педагогические, реализована и передана тем, кто будет пользоваться этими нормами в реальных процессах мысли.
И кстати в этом плане, если вы внимательно будете читать «Педагогику и логику» с этой точки зрения, то вы увидите, что такое педагогика и логика. Педагогика и логика – это перестройка системы народного образования для обучения всех мышлению по нормам содержательно-генетической логики. Но Георгий Петрович сам этим не стал заниматься, или занимался в такой эзотерической форме кружка, малой группы и прочее. А Василий Васильевич Давыдов этим занимался впрямую. Создал соответствующую педагогику, начал учить детей, потом начал учить учителей тому, как надо учить детей, для того чтобы у детей возникло теоретическое мышление. С точностью до трактовок теоретического мышления у Василия Васильевича и у Георгия Петровича. По установке они совершенно одинаково действуют. У них было близкое понимание того, зачем нужна система образования и подготовки. А дальше на это нанизывается представление о том, что способность мыслить есть наивысшая способность человека, поэтому овладение им самыми совершенными техниками и технологиями мышления – это благо, ценность для народного хозяйства.
Вот понимаешь, смотри, я бы даже иначе еще сказал. Я все время пытался найти формулу вот этого его самоопределения. Вот кем он себя чувствовал? И мне подсказку дал Владимир Александрович Лефевр. Я с ним встречался некоторое время тому назад. Он, на мой взгляд, очень точную формулу дал. Я хочу, чтобы вы отнеслись к этому в кавычках. Он сказал, что Георгий Петрович же был хозяином. В каком смысле? Он к стране, педагогике и ко всему остальному относился по-хозяйски, он считал это своим. И очень злился на руководящие органы страны, что они недопонимают. |