главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 28. (...) |
§ 49. (...) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 4 декабря 2009 года |
лекция 28 | (...) |
§ 49/?? (1) | (...) |
Щедровицкий П.Г. Итак, у нас с вами сегодня последняя лекция второго цикла, подведение итогов. Цикл занял, фактически, три полных семестра, что, как вы помните, наводит меня на грустные размышления о продолжительности этого курса. Я попробую построить лекцию в таком же стиле, в каком мы обсуждали итоги первого этапа развития содержательно-генетической логики. |
В-третьих, культурное достаточно жестко противопоставляется социальному. Я думаю, что ни в одной другой традиции нет такого четкого и жесткого противопоставления, хотя к пониманию различий и несводимости социального и культурного подходили довольно многие авторы, довольно многие мыслители в течение 20-го века. |
Любая организованность деятельности в соответствии с принципом воспроизводства должна быть протрактована как двусоставное образование, имеющее пласт нормативный и пласт реализационный. Схема «норма-реализация», как единичка или клеточка процессов воспроизводства, накладывается на любые организованности деятельности и утверждается, что любая организованность деятельности имеет такую принципиальную структуру. |
Ответы на вопросы |
Данилова В.Л. Поясни, пожалуйста, статус или жанр этого утверждения, вот в каком смысле: ты когда это говоришь, ты имитируешь позицию Георгия Петровича 60-х годов или ты говоришь это сейчас из 2009-го? |
Данилова В.Л. Смотри, я с тобой здесь не согласна в трех пунктах. Первое, я уже отступила в своей неприязни к схеме воспроизводства деятельности и трансляции культуры, тем более что я всегда говорила, что эта неприязнь эмоциональная, а логически я принимаю ее значение. |
Щедровицкий П.Г. Понимаешь, Вер, мы, наверное, с тобой расходимся в другом. Проблематизация – это конечно хорошая штука и, в общем, осмыслено и целесообразно в качестве важнейшей рамки в педагогических практиках вводить и соответствующие представления о проблематизации и соответствующие техники проблематизации. Но в большей степени меня интересуют основания социокультурного самоопределения Георгия Петровича и Кружка. Или Георгий Петрович и те основания, которые он пытался передать своим ученикам и своим попутчикам по работам в области логики, философии, методологии и т.д. В этом плане можно сказать еще жестче: с моей точки зрения схемы содержательно-генетической логики не претендовали на онтологический статус. Там была единственная схема, базовая – схема многих знаний, про которую Георгий Петрович говорил о том, что она является фундаментальной онтологемой, лежащей в основе онтологической и логической работы. |
Щедровицкий П.Г. Да, но если возвращаться к моему тезису: я утверждаю, что Георгий Петрович жил, строил свою жизнь в соответствии с принципом воспроизводства. А как он при этом строил свою мысль, да мне без разницы. И теперь, когда ты мне говоришь про проблематизацию, я не очень понимаю, к чему ты относишь этот тезис. |
Щедровицкий П.Г. Этот тезис возможен только в схеме воспроизводства. |
Щедровицкий П.Г. Я не возражаю, разбирайтесь. |
Щедровицкий П.Г. Так, и что? |
Щедровицкий П.Г. Может быть. Но в той мере, в какой нормативное пространство привязано к процессам трансляции культуры, мы должны рассматривать то, что ты называешь социальными нормами или то, что называют, возможно те авторы, на которых ты ссылаешься, как просто один из нижних этажей процессов трансляции культуры. В этих этажах процессы подражания, например, и нормировки через имитацию и подражание, просто, так сказать, выделяются внутри более сложных процессов в качестве их простейшего вида или простейшей формы. |
И еще один вопрос, наверно еще более по материалу. Ты связываешь переход к системе-2 с линией воспроизводства деятельности и трансляции культуры, а почему не с линией акта деятельности и кооперации акта? Ведь, как мне кажется, во многом переход к системе-2 был связан с работой лаборатории Льва Петровича и Дубровского, вот этого инженерно-психологического проектирования. Насколько я помню, они работали преимущественно на схемах акта, кооперации актов, всех машин, связанных актами деятельности. |
Данилова В.Л. Т.е. когда ты говоришь про переход к системе-2, ты в качестве ключевого момента определяешь вот эту схему, когда два процесса соединены на одном материале и там возникают все эти перипетии с организованностью. |
Щедровицкий П.Г. Кстати, если продолжить этот вопрос, то и хотелось бы, чтобы вы разобрались. Вот пришли новые люди и что им передавать? Оговорочка-то не случайная про знания. Вот вы так думаете, когда пришли люди, там не знаю, на лекцию, вы им передаете знания. |
Верховский Н. Вы рассуждение вели с другого конца. Вы говорили: в той ситуации, в которой оказался Георгий Петрович, а именно, когда те, кто ему ровня ушли, он оказался в ситуации, когда вопрос продолжения этого дела встал перед ним во весь рост. Т.е. ему нужно было создать, извините за выражение, человеческую структуру, в которой это дело могло бы дальше получать развитие и продолжение. |
Когда-то я ввел, ну или использовал понятие онтопрактики. Т.е. первый же вопрос – это, на самом деле, как жить и действовать. Это вопрос о способе самоопределения, о ценностях и целях. А у тех людей, которые пришли, – это вопрос о том: а почему он так себя ведет, так живет, это считает важным? В общем, в довольно сложной социокультурной ситуации. Потому что, ведь репертуар возможных самоопределений в тот момент очень заужен. Это сейчас мы можем считать, что человек имеет бесконечные возможности выбора способов самоопределения и так сказать, социальной роли. Другой мир, другая мобильность, другие возможности, в общем, ничем кроме своих собственных способностей и предыдущей истории человек не ограничен. А в тот момент, у людей, которые занимались чем-то гуманитарным, социальных ролей не так много, репертуар очень заужен. В театре играют только Островского. Есть пять сюжетов? Ну, давай. |
Я, кстати, считаю, что Георгий Петрович дальше, с учетом этой специфической ситуации, и той задачи, которая перед ним стояла, он вынужден был становиться все более жестким, и в каком-то смысле даже грубым, в экспозиции и реализации этих своих оснований. Потому что если бы он этого не делал, то ясности в отношениях бы не наступало. Кстати это, вот Вера, например, застала в играх. Георгий Петрович очень любил начать игру так, что половина участников уходила. И когда ему все говорили, ну что же такое, Георгий Петрович, что же Вы делаете, все ушли, он говорил, ну и хорошо, хорошо, что они ушли сразу, а не через три дня, а те, кто остались, вот с ними и будем работать. И поэтому, это в некотором смысле даже показная форма, такая эпатирующая, демонстрации своих жизненных оснований. Для того чтобы потом не тратить время и силы. |
Щедровицкий П.Г. Через нормативизм. Через, в общем, ту же самую установку, которая лежала в основе логики, ведь логика трактуется как норма мышления. Я ведь не случайно говорил о том, что культуротехник – это такое мягкое название для той работы, которую они пытались делать, строя нормы логики, или нормы правильного мышления, в кавычках, которые потом могут быть реализованы в конкретных ситуациях. В этом плане логика, в смысле содержательно-генетической логики, или этапа содержательно-генетической логики, она лежит в культуре. Это та совокупность норм мышления, которая выстроена на основе рефлексии реального опыта мышления, прошла соответствующий этап переработки для трансляции и потом через специальные механизмы, в том числе педагогические, реализована и передана тем, кто будет пользоваться этими нормами в реальных процессах мысли. |
И вместо того, чтобы взять эти идеи и реализовать их в массовом масштабе, тем самым, обеспечив этим, как теперь принято говорить, конкурентоспособность, они вот… недопонимают ребята. |
Верховский Н. В прошлый раз, когда мы разбирали схему атрибутивного знания. Вы, соответственно ввели схему категории мышления. Не знаю, наверное, вот так вот это назвать. Где мышление как решение задач, мышление как норма и мышление как отражение. Соответственно, мы и говорили, что вот эта … или я неправильно понял… вот эта вот категория была характерна для того периода или она в принципе… |
Какой-нибудь Пуанкаре описывает поиск через понятие гипотезы, интуиции, творчества. Да, если вы спросите: это имеет место быть в живом мышлении? Да, конечно, имеет место быть. Это важно? Важно. Но если мы хотим, чтобы это мышление, будучи по происхождению во многом интуицией и поиском воспроизводилось, т.е. было кем-то повторено, то мы должны его специальным образом отрефлектировать сквозь призму выделения нормативного каркаса. |
То что, независимо от того, как я к этому отношусь, вызывает глубочайшее уважение к людям, которые так живут. Это заключается в прямо противоположном – в том, чтобы реализовать норму любой ценой. |
Даже методом, который предполагал, что из «клеточки» разворачивается что-то, «клеточка» есть начальный этап исследования. Вы говорите, связанный с Марксом, Зиновьевым, с этим этапом. Можно ли Вас так понимать, что, собственно, использованное Вами употребление «клеточки» предполагает тот метод, который был, исторически достался и связан с этим термином или вы это не так серьезно нагружаете? |
То есть Гегель пишет, ну, Гегель, Фихте, Шеллинг пишут методологию, а Маркс, Вебер, Дюркгейм пытаются писать приложение, на основе этого метода. Просто примеров последовательной проработки соответствующих социально-гуманитарных дисциплин как наук, ну или новых наук просто очень мало. |
Щедровицкий П.Г. В каком смысле? |
Вообще, если бы они это сделали, я думаю, не было бы никаких… вообще было бы все иначе. Поэтому сравнивать невозможно. |
Поэтому в некотором плане дальнейшее движение было предопределено. |
Вот почему-то вот эти слова он маркировал как фашистские. Так что, к содержанию статьи и к схеме ВДиТК это как оказалось никакого отношения не имеет. Хотя я долго думала, что Рождественский обозвал именно вот эту схему и представление о том, что человек формует социальные нормы. |
Верховский Н. Ну как же, изначально было пять схем и все заканчивалось схемой мыследеятельности. |
Сноски и примечания |
(2) - см здесь Бергер Питер, Лукман Томас "Социальное конструирование реальности" |
|
|