главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 29. (...) |
§ 50. (...) |
Ответы на вопросы |
§ 51. Понятие смысла в ранних работах ММК 57-й – 60-й гг. |
Ответы на вопросы |
§ 52. Смысл в предметных структурах и процедурах синтеза знаний |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 15 января 2010 года |
лекция 29 | (...) |
§ 50/?? (1) | (...) |
Итак коллеги, мы начинаем с вами шестой семестр. С дрожью это делаю. Шестой семестр нашей совместной работы. Как вы уже хорошо помните, потому что я уже раз двадцать анонсировал, мы начинаем уже третью большую линию анализа схем и схематизации в рамках ММК, линию, связанную со схемой акта деятельности. Те затруднения, которые были у меня в прошлом году – по переходу от схемы воспроизводства к схеме акта деятельности, они носят частично объективный характер, поскольку каждый раз, когда начинаешь выстраивать уже внутреннюю логику изложения, то сталкиваешься с большим количеством лакун, которые приходится реконструировать. А реконструировать их в условиях моего графика состояния моего архива вдвойне тяжело, потому что то, что я помню, я не могу найти, а то, что нашел, ломает мою логику. Поэтому это такой веселый процесс и если бы не длинные новогодние праздники, мы бы никогда не дождались этой третьей линии. «Здесь самое главное и существенное это то, что наша эволюция идет несколькими как бы параллельными линиями. И хотя все эти линии постоянно сталкиваются и взаимодействуют друг с другом, но, тем не менее, они остаются относительно самостоятельными и автономными линиями развития, со своей инерцией и со своими внутренними возможностями к изменениям и трансформацией. Поэтому при воспроизведении истории развития наших представлений и наших исследований, нам приходится выделять много разных, как бы перекрывающих друг друга этапов (в зависимости от того, какое из эпистемических образований, играющих определенную роль в нашем мышлении, мы выделяем и рассматриваем) … |
После этого идет такая очень странная схема, где действительно нарисовано четыре параллельных линии. То, что их четыре, наверное, не играет никакой роли, а то, что они полностью параллельны, – это довольно любопытно. Собственно, я и ссылаюсь на эту объективную трудность, потому что когда ты мысленно соотнес появление акта деятельности, условно, с 61-м, 62-м годом, а потом вынужден проделывать снова все шаги в самое начало для того, чтобы увидеть исходные моменты, которые легли в основу этой линии, то действительно трудно. …Если, скажем, мы выделяем моменты смены категорий, то здесь будет одна периодизация. Если моменты смены онтологических представлений, то совсем другая. Если моменты смены логико-эпистемологических или оргдеятельностных схем, то третья. Вполне возможно, что некоторые из этих моментов можно сорганизовать друг с другом и иерархировать, и тогда включить эти моменты исторической эволюции в процесс нормального функционирования, работающих в нашем мышлении машин. С некоторыми эпистемическими образованиями это можно сделать, но основанная часть их все же изменяется и эволюционирует независимо друг от друга и именно в этом качестве их и надо рассматривать». Теперь, чтобы пояснить еще раз этот тезис на предметном материале, я зачитаю почти полностью, он короткий, порядка десяти страниц, текст выступления Георгия Петровича на конференции по языкознанию 1957-го года. Я нашел этот текст в папке, который так и называется: «Материалы конференции по языкознанию», а интересен он вы поймете в середине чем. Я не буду предвосхищать. Но нашел я его именно в попытке выстроить логику изложения по схеме акта деятельности и как теперь понимаю, нашел не случайно, потому что мы уже с вами завязку этой линии изложения услышали в вопросе и моем ответе Вере: почему я начинаю этот такт с реконструкции представлений о смысле. Вы помните, был такой сюжет, Вера Леонидовна так удивленно спросила: почему именно со смысла, я сказал, что это основа акта деятельности и по ее выражению лица понял, что у нас совершенно разные представления об основе схемы акта деятельности. |
Итак, конференция по языкознанию, 57-й год. Выступление Георгия Петровича. Как я понимаю, это одно из первых его выступлений в сообществе занимающихся лингвистикой, языкознанием и семиотикой, поэтому естественно, что начинает он с азов, с подходов, но вот дальше вы увидите любопытную эволюцию представлений и тезисов: «Вопросы, поставленные на обсуждение сессии, не являются сугубо языковедческими. По крайней мере, наполовину это вопросы теоретико-познавательные, методологические. Собственно, иначе и не могло быть на современном этапе развития науки, когда ученые при исследовании и воспроизведении в мысли предмета своей науки должны прибегать к помощи исключительно словесных приемов и способов исследования. При этом он может пользоваться ими успешно только в том случае, если он осознает задачу общего характера и средства собственной исследовательской деятельности… Читаю по стенограмме, выправленной рукой Георгия Петровича. …В настоящий момент можно выделить две основные стороны, в которых поставленные на дискуссии вопросы сливаются с логическими. Во-первых, уже сама задача настоящей дискуссии: рассмотреть применение так называемых синхронических методов исследования для анализа речи и воспроизведения в мысли системы языка – выступает как логическая. Здесь мы будем рассматривать синхронические и диахронические приемы и способы исследования речи, как частной формы синхронических и идеохронических приемов и способов исследования вообще, исторически развивающихся, сложных по своему строению объектов. Во-вторых, обсуждение и решение поставленных вопросов предполагает использование ряда логических понятий, таких как: объект и предмет науки, форма и содержание, объективная связь, объективное отношение и отношение сопоставления. Система и структура, единичная, отдельная и общая связь функционирования и связи генезиса и другие. |
Сознательный учет различий и способов действий, фиксируемых в этих понятиях и правильное употребление их, безусловно, во многом облегчили бы обсуждение этих вопросов, так как многие специальные языковедческие понятия являются не чем иным, как применением указанных общелогических понятий к частному материалу. Они должны находиться между собой в таких же отношениях, как и те. Из этих двух сторон я хочу рассмотреть более подробно вторую. |
Рассмотрим, как должно быть применено это различение в языкознании. Мне кажется, что оно уже нащупано, хотя и не совсем отчетливо, но все же выражено в соссюровском различении речи-языка. Объектом исследования языкознания являются непосредственно данные, осуществляющиеся в определенном месте и в определенное время единичные речевые сообщения, высказывания, тексты, одним словом, единичные акты речи. И хотя мы часто говорим, что объектом исследования в языкознании является речь вообще, но эта речь «вообще», как реально существующая, представляет собой просто массу, совокупность осуществляющихся в разных местах и в разное время, но всегда конкретно данных и ограниченных процессов или актов речи. В этом смысле речь «вообще» выступает просто как обозначение массы, неограниченно большого числа единичных актов. |
Это все равно, как если бы химики говорили, что химические соединения есть манифестация таблицы элементов Менделеева и рядов химической активности и сродства. Очень интересно спросить вас, на каком? |
Данилова В.Л. Т.е., морковка, текст... По тексту вполне ложится на схему 71-го года. А вот какая там графика очень интересно. …Единственной реальной формой существования этих знаков речи является их функционирование в этой двойной системе взаимосвязи: отражения и коммуникации. Чтобы исследовать этот акт речи, его надо остановить, и на это совершенно правильно указывает Реформатский в своем докладе. Он сказал: «Остановить и отвлечься от процесса». Но это неверно. Остановить действительно нужно, но так, чтобы сохранить саму процессуальность, если мы хотим исследовать речь так, как она есть. И эта задача может быть сравнительно легко достигнута, если мы зафиксируем в особых знаках и специально исследуем те связи, в которые вступают знаки речи в процессе речи. |
Отсюда возникает постоянный призыв: исследовать речь и язык во взаимосвязи с мышлением, но дальше призыва это дело, по-видимому, не идет. |
В другом же случае, мы исследуем сам элемент особым образом и в системе языка фиксируем объективные связи. В этом состоит моя вторая мысль. |
По существу, Маркс имел дело с задачами, аналогичными тем, которые ставятся сейчас перед языкознанием. Поэтому именно он, столкнувшись с этой задачей, наиболее полно разработал методы и приемы структурного исследования. Теперь, чтобы завершить этот фрагмент, я зачитаю еще один кусочек из доклада 62-го года. Из той же папки: конференция по языкознанию. В заметках к докладу написано: «Очень часто исходят из непосредственно созерцаемого и реконструируют ситуативную модель. Но понять это явление как таковое невозможно. В нем пересекаются массы различных процессов, каждый из которых подчиняется своим особым законам жизни. Чтобы понять это сложное синтетическое явление, нужно разложить его по разным проекциям. Это будут разные предметы, каждый из которых подчиняется своим однородным законам. И только затем встанет задача соединить их при описании этого простого явления – акта общения двух людей. Начинать надо с социального или семиотического анализа языка (знаков). Следующий предмет: усвоение. Затем: употребление. Наконец: развитие. |
Могу здесь сделать маленькую паузу и потом двинуться дальше. Вопросы есть? |
Ответы на вопросы |
Вопрос. Это уже акт деятельности? |
Щедровицкий П.Г. Это тоже наш спор с Верой. Что раньше? Языкознание или обучение? |
Данилова В.Л. Я бы в этом месте сказала еще жестче. Фактически, эмпирическим материалом было языкознание, педагогика, психология. Обрати внимание, как он здесь работает с разными высказываниями. Нормальная исследовательская работа. |
Поэтому, в этом смысле, некий материал педагогических ситуаций появляется раньше. Появляется в 54-м, 55-м году. В тот момент, когда он начинает работать с детьми в классной комнате. Могу сказать, что у меня это было тоже самое. У меня это появилось во время педагогической практики. Я пришел в начальную школу и увидел перед собой класс орущих семилетних детей. Должен вам сказать, что очень вставляет. У него, правда, дети были повзрослее, потому что он преподавал в старших классах, но все равно. |
Вопрос. Скажите, а если вернуться к этой схеме, про содержание, которое должен восстановить слушающий, где говорится об этом соотношении объект-предмет… |
§ 51/?? (1) | Понятие смысла в ранних работах ММК 57-й – 60-й гг. |
Следующий параграф называется «Понятие смысла в ранних работах ММК 57-й – 60-й гг.» «С одной стороны, для любого исследователя языковое рассуждение с самого начала выступает как ряд связанных между собой предложений. Они, в свою очередь, предстают составленными из слов. Как слова в предложении, так и предложения в рассуждении определенным образом связаны между собой, и если изменить эти связи, например, поменять слова в предложении или предложения внутри рассуждения местами, то «смысл» предложений и рассуждений изменится или совсем исчезнет. Отсюда следует, что «смысл» предложений и рассуждений в какой-то мере выражается связями между элементами языковых выражений – предложений и рассуждений, и если мы хотим исследовать природу этого «смысла», т.е. природу значения и содержания языковых выражений, то мы должны исследовать эти связи, их природу. |
Таким образом, намечаются два плана исследования «смысла» языковых выражений – назовем их условно планами А и Б, – и если исследователь хочет проанализировать природу целокупного «смысла» языковых выражений, то он, естественно, должен принять во внимание оба эти плана и рассмотреть их определенным образом в связи друг с другом. Метод рассмотрения обоих этих планов совместно, как одного, образует одну из форм метода восхождения от абстрактного к конкретному [Зиновьев 1954; Zinovev 1958] и почти не применялся для анализа «смысла» языковых выражений (пример такого применения [Щедровицкий 1958 b: I-V]). Вместо этого логики и психологи с самого начала разделяли эти два плана исследования и пытались рассмотреть их отдельно друг от друга. |
Но так как этот «смысл» ясен уже обыденному сознанию, твердо фиксирован и определен в обычном употреблении языка, то поэтому расчленение сложных языковых рассуждений на элементы и исследование их взаимоотношений и связей не нуждаются в исследовании того, что представляет собой природа «смыслов» (значений, содержаний) этих элементов. Вполне достаточно знать, что такой смысл есть и «понимать» его. Итак, исследование смыслового строения сложных языковых рассуждений, т.е. исследование их в плане А, возможно на основе: 1) установления «смысла» (значения, содержания) каждого элемента языкового выражения и 2) отвлечения от исследования природы этого «смысла» (значения, содержания). Такой подход характерен для традиционной логики, начиная с Аристотеля и кончая самыми последними «математическими» направлениями. Он образует «практическую основу» принципа параллелизма». Если найти тот же самый отрывок в тексте диссертации Георгия Петровича и читать дальше, то мы находим следующие дальнейшие рассуждения. Это фрагмент в публикации «О методе исследования мышления» со страницы 114 до страницы 126-й. Он анализирует силлогизмы, опирающиеся на смысловое выделение одного определенного отношения присущности или включения. Потом реконструирует онтологическую картину размышления Аристотеля, стр. 120-я. Фокусируется на знаковой форме и на отказе от анализа объективного содержания со стороны формальных логиков, стр. 122-я. А затем говорит следующее: ««Правда, здесь при выделении элементарных и более сложных образований в языковых рассуждениях, при выделении отношений и связей, лежащих в их основе, исследователь не может сделать ни одного шага без ссылки на их смысл… Т.е. возвращение к той линии. …Но этот смысл ясен исследователю, как всякому мыслящему человеку, и понимание его не связанно с исследованием и пониманием самого смысла». |
Дальше, естественно, принцип параллелизма делает возможным существование формальной логики, стр. 123. Это приводит к сведению двухплоскостной структуры, о которой мы хорошо знаем с вами из первого цикла обсуждений про языковое мышление, к одноплоскостному образованию, стр. 124, и после этого следующий любопытный фрагмент. «Фактически, дело обстоит так, что исследователь, логик или психолог, при характеристике строения языкового мышления должен исходить из знания расчлененности знаковой формы, должен предполагать эту расчлененность. А расчлененность или строение знаковой формы, в свою очередь, может быть установлено только на основе «обращения» к содержанию, к его структуре. Но последнее было невозможно при объективном анализе языкового мышления, как особого отчужденного объекта, и производилось в ходе реального мышления – понимания того мышления, продукты которого должны были бы затем стать предметом специального рассмотрения логика или психолога. На что обращаю ваше внимание. Первое, в этом отрывке фактически содержится указание на связь и зависимость мышления и понимания. Второе, указание на необходимость разделения, по крайней мере, двух позиций. Позиций обыденного мышления и логика, одна из которых как бы включает в себя другую. И третье, возможность трактовки двух и многоплоскостного строения знаний, как результата уплощения работы мышления-понимания, проделанной в различных позициях. |
Так написано. «Действительно, какой бы языковой текст мы не взяли со стороны формы, он предстает перед нами как сложное языковое выражение. Но то, что делает его одним и притом целостным языковым рассуждением, а не частью, не обрубком такового, а целостным языковым выражением, есть его содержание, а точнее понимаемое нами единство этого содержания. Т.е. уже не две позиции, а три. «Совершенно очевидно, что невозможно получить правильный ответ на вопрос задачи, не вдумываясь в нее и не понимая внутренний смысл ее условий. Более того, тот факт, что ребенок правильно решает задачу, позволяет сделать вывод, что он не только понимает ее смысл, но и имеет определенный способ решения. |
Однако, наблюдения над реальным процессом решения задач заставляет нас расчленить само понятие понимания. Если дети хорошо понимают предметную ситуацию, описанную в задаче, отношения между частями предметной совокупности, и, тем не менее, не могут правильно выбрать необходимое арифметическое действие… А все знают, о чем идет речь? Статью-то все читали? Почитайте на досуге. Там речь идет о том, почему дети не решают так называемые косвенные задачи. А косвенная задача – это задача типа следующей: на дереве сидело несколько птичек, две улетело, три осталось. Сколько птичек сидело. И дети делают стандартные ошибки. Они прямые задачи: на дереве сидело пять птичек, две улетело, сколько осталось – три, они решают правильно. А когда решают косвенные задачи – делают ошибки. Георгий Петрович задает вопрос: почему? Итак, если дети хорошо понимают предметную ситуацию, описываемую в задаче, т.е. на вопрос: |
Одни и те же дети хорошо понимают задачи одних видов и соответственно умеют их решать и совершенно не понимают и не умеют решать задачи других видов. Далее Георгий Петрович подробно описывает понимание предметной ситуации с детьми на основе анализа протоколов эмпирических ситуаций и восклицает: Весь этот процесс последовательного представления различных ситуаций, бесспорно, будет определенным пониманием условий текста и описанных там событий. Но такое ли понимание нужно для решения арифметических задач? Ведь понимание условий задачи является лишь этапом в процессе решения. На основе его надо совершить определенные действия, собственно решения задачи. В разбираемых нами случаях это будет, по-видимому, моделирование в определенных предметных совокупностях ситуаций, описанных в задачах. Эта деятельность предполагает понимание. Более того, можно сказать, что само понимание определяется деятельностью моделирования. Оно необходимо только для того, чтобы можно было осуществить решение задачи заданным способом и должно быть таким, чтобы обеспечить эту свою функцию. Наглядно, схематически это можно было бы изобразить так: Дальше схема: понимание условия задачи, стрелочка к пониманию, а дальше написано – моделирование. Т.е. моделирование определяет, как способ решения – понимание. …Но можно спросить, является ли описанное выше понимание-представление тем пониманием, которое обеспечивает последующее моделирование. И если нет, то, каким оно должно быть… Данилова В.Л. Я поняла, причем тут «представление» – это понимание, которое про птичек. …такой способ деятельности предполагает оба понимания условий задачи: еще до начала непосредственного моделирования отсчета, нужно определить, в каком соотношении стоят друг к другу совокупности, соответствующие первому и второму числу. |
Это отношения целого и части. И ребенок, чтобы понимать задачу подобного типа должен уже владеть этим отношением, как категорией… Интересно, что на странице 544 этого же тома, в конце данной работы, Георгий Петрович называет не категорией эту способность оперировать категорией целого и части у ребенка, а он называет ее практической идеей. Далее, возвращаемся назад. Георгий Петрович пишет: Приведенные нами выше данные экспериментов и рассуждений еще раз подчеркивают мысль, что характер понимания необходимого для решения задач зависит от характера той деятельности, посредством которой эти задачи решаются. Дальше, Георгий Петрович выделяет для каждого типа задач, разобранных ранее в эксперименте, характерный для него способ понимания. Фиксирует границы их применимости, фиксирует разрывы, возникающие при сохранении старой структуры понимания при переходе от одних типов задач к другим. Фиксирует установку на построение наиболее общего способа решения задачи, который мог бы быть применен обратным ходом для тех типов задач, в том числе и для более простых видов, которые могли бы решаться и более простыми способами. Но если развит более сложный, то лучше его применить к решению всех типов задач, в том числе и более простых. |
Она в свою очередь охватывает и включает в себя ряд способов деятельности и погружает эти способы деятельности в некое более сложное мыслительное целое. В частности, за счет различения арифметической и алгебраической оперативной системы. «Научиться понимать текст условия задачи – пишет Георгий Петрович в этом заключительном фрагменте – это значит: научится переходить от нее к какой-либо оперативной системе, обеспечивающей решение задачи. Вместе с тем, одновременно понимание все время остается объемлющей функцией, более широкой, чем мышление. Линия, которая, как вы, наверное знаете, всплывает гораздо позже, в тот самый мыслекоммуникативный или даже мыследеятельностный период. Остается неясным и сомнительным смысл введения термина «способ решения». Термин «способ решения» по сути дела ориентирован не столько на процессы, сколько на средства деятельности, введенные в связи с произведенными эмпирическими различениями, и остается совершенно не ясным как понятие с точки зрения своих абстрактных оснований. Цитата страница 458. Понимание в то же время начинает трактоваться как знак сокращения субъективно освоенных способов деятельности, а точнее, процесса соотнесения интериоризированных способов деятельности как средств и ситуации, то есть задачи. Поскольку в данном конкретном случае таким способом деятельности «выступает освоенность и возможность использования категории «часть-целое» то понятое таким образом понимание, безусловно, может быть протрактовано как явление более высокого порядка, чем то мышление, которое в данных конкретных ситуациях описывается в категории процесса решения задач. |
С этой точки зрения придется вернуться к анализу намеченной ранее линии связи и соотношения понятий объекта и предмета. Поэтому следующий параграф называется: «Смысл в предметных структурах и процедурах синтеза знаний» |
Ответы на вопросы |
Н.С.Верховский. Это ваш параграф? |
Оно остается и более того, не смотря на желание проинтерпретировать понимание как элемент внутри способа деятельности, он вынужден в конце признать, что есть вот что-то еще, какой-то эфир в котором плавают эти способы деятельности и вот что-то тут с пониманием не так. В. Цветков. А вот последний вопрос, извиняюсь. Где существует это понимание? Щедровицкий П.Г. У кого? В. Цветков. Вообще, Георгий Петрович, если я правильно понимаю… Щедровицкий П.Г. У детей или Георгия Петровича? В. Цветков. У детей. Щедровицкий П.Г. У детей – в башке. В. Цветков. То есть, как мышление? Щедровицкий П.Г. Хороший вопрос. Я вас про это и спрашиваю. Неизвестно, как оно существует. Если сильно постучать, оно как ангелочек, так – раз оттуда, и выскочило. Не знаю. Щедровицкая П. Сильно. Щедровицкий П.Г. Стучать приходится сильно, говоришь? Это зависит от возраста. Н. Верховский. Это зависит от метода. Д. Бахтурин. Петр Георгиевич, вот это понимание объемлющее оказывается тем выбором способа, соответствующего задаче? Вот плавают эти способы, вдруг щелкнуло – решил. То есть оно обеспечивает… Щедровицкий П.Г. Ну, вот смотри, не хочу достигать на данном этапе такой большой определенности, потому что мне пока достаточно метафоры матрешки. Есть некое понимание, которое – маленькая матрешечка в самой сердцевинке. Оно входит в другую матрешечку, которая – способ деятельности. И способ деятельности и вот это понимание-1 – это в некотором смысле одно и то же. Знаешь, как делать – значит понял. Георгий Петрович любил приводить этот пример с Марлоном Брандо и с бросанием лассо. Как продюсер нанял ковбоя, чтобы Брандо мог участвовать в фильме про ковбоев. Чтобы он научился бросать лассо. Пришел этот ковбой и стал бросать лассо, набрасывая его на движущиеся предметы, в частности на лошадь. Е. Таллер. Лассо? Щедровицкий П.Г. Что такое лассо спрашиваете? Ну… тут уже мы вам не поможем. Это веревка с петлей. И когда он пришел, Марлон Брандо взял кресло-шезлонг, развалился, достал трубку и сказал – бросай. Тот бросал-бросал, потом остановился и говорит: слушайте, мне заплатили 10 долларов, это в 5 раз больше, чем я зарабатываю у себя там на ферме. Мне заплатили за то, чтобы я вас учил бросать лассо. А вы ничего не делаете. То есть, сейчас мне денег не дадут? Бросайте! Вам надо бросать. |
Брандо ему говорит: зачем? Он ему говорит: ну, как? Смысл обучения в том, чтобы я вам показал, как бросать, а теперь вы должны это повторить. Брандо сказал: я уже научился. Подошел и бросил. И Георгий Петрович говорит: нет разницы между пониманием и действием. Понял – сделал. Если ты можешь сделать – ты понял. Это две стороны одного и того же. Поэтому моделирование в данном случае, от которого стрелочка идет к пониманию – это указание на способ деятельности или способ мышления. И он включает в себя или ведет за собой способ понимания. Дети умеют формулировать предметные совокупности и выражать их в числах и проводить операции с этими числами и относить результаты этих операций к предметным же совокупностям – значит понимают. Теперь, и одновременно, Георгий Петрович говорит: а вообще-то само включение способа деятельности, не элемент способа деятельности, а объемлющая его структура – тоже понимание, только другое. Категориальное. И я не зря перед этим прочитал вот этот кусочек, про который Вера сказала, что она не поняла, откуда третий. Еще раз, что пишет Георгий Петрович на странице 141? Он пишет: «Но то, что делает его одним и притом целостным языковым рассуждением, а не частью, не обрубком такового, а одним целостным языковым выражением, есть его содержание, а точнее – понимаемое нами единство этого содержания». Ну, например, категоризация. Ну, потому что категория есть наиболее общая форма схватывания целостности чего бы то ни было. И это понимание не в способе деятельности. Оно непонятно где. Вот молодой человек спросил: где? И это – всех интересует. Раньше делали лоботомию. По очереди разные органы отрезали и смотрели – сохранилась категоризация или не сохранилась. Чтобы узнать, где. Но ответа на вопрос не получили. Н. Верховский. Сейчас исследовательская установка пропала, а метод остался. Щедровицкий П.Г. Нет. Сейчас запретили медведей водить на танцы в Индии и делать лоботомию для исследований. Продолжаем? |
§ 52/?? (1) | Смысл в предметных структурах и процедурах синтеза знаний |
Мы уже неоднократно подчеркивали, что схема, так называемая схема многих знаний, выступает как центральная методологема системодеятельностного или системомыследеятельностного подхода. Обратимся к заметкам, которые также мы неоднократно уже цитировали кусочками, которые опубликованы в томе черном под названием «Философия, методология, наука» в конце, в качестве рукописных заметок – приложений по проблеме «предмет-объект». Значит, заметки датированы 71 годом и, надеюсь, что это поможет подкрепить и развить некие ранее сделанные утверждения. В рукописном материале про основные парадоксы современного языкознания Георгий Петрович пишет: «Из общих логико-методологических соображений мы уже знаем, что парадоксы являются проявлением особых отношений, во-первых, между различными предметами знания, а во-вторых, между предметом и объектом. Предметами и объектом. Поэтому, чтобы разобраться в этих парадоксах, а затем разрешить их нужно анализировать существующие в данной науке предметы. Это будет особая методологическая работа, отличная от исследовательской работы, которую проделывают ученые, двигаясь внутри одного из уже выделенных предметов своей науки. Это будут вместе с тем особые формы и способы рассуждений, опирающиеся на онтологические картины изучаемой действительности. Рассуждения, называемые обычно интуитивными и неточными… Помните? Про обыденного понимателя языка, сидящего внутри исследователя. …за что их сильно ругают сторонники формального и, так называемого, точного языка, но единственно возможные в этой работе. |
Лингвистические знания, напротив, рассматриваются только как знания, и мы видим их и через них лишь смысл, то есть особый способ представления объектов, отличный от них самих и неадекватный им. Схематически, в самом упрощенном виде, чтобы только подчеркнуть саму мысль, и полностью отвлекаясь от механизма, это можно изобразить так: Теперь главное еще понять как…Н.С. Верховский. А вы из текста попробуйте. Щедровицкий П.Г. Нет. Итак, это можно изобразить так: Посредине квадратик, у этого квадратика вот так отчеркнут полукруг, снизу вот так квадратик, прямоугольничек, у него полукруг и в этом отчеркнутом написано объект. А наверху в квадратике, а точнее, в прямоугольничке написано «знаковая форма», «содержание», затем фигурная скобка и написано «знание». А потом с двух сторон, сверху и снизу. Сверху написано «описание смысла». И стрелочка вниз к этому квадратику. А от низа квадратика, точнее прямоугольничка, с того места, где «объект», стрелка такая двухсоставная и написано «изображение смысла». Таким образом, получается: описание смысла, стрелочка, прямоугольничек, в прямоугольничке структура знания, внизу объект, а снизу еще изображение смысла. Вы помните, о чем шла речь или уже забыли? |
…лингвистических знаний, которые знания, и не лингвистических, которые неизвестно что, нужно иметь особое видение смысла знаний в отличие от объекта, и объекта знания как такового в его отличии от смысла, посредством которого он представлен в знании. Эти средства и вырабатываются в логико-методологических исследованиях в виде структурных моделей объектов с одной стороны и формальных онтологических схем с другой стороны. Еще более определенно эта позиция высказана в рукописной статье «Что такое система языка», датированная февралем-июлем 65 года. Она действительно рукописная: «При выработке знаний более высокого уровня теории – всегда за счет новых сопоставлений прежних знаний создается новое содержание, которое приписывается исходному объекту в качестве его особой частной стороны. При синтезе уже существующих знаний все должно происходить наоборот – нужно выделить и особым образом представить объективное содержание, уже заключенное в существующих знаниях, причем не просто для каждого в отдельности, а такое, которое могло бы стать общим содержанием для всех объединяемых знаний. Это представление и должно выступить для нас как представление самого объекта. Особенность продукта и, соответственно, задача этой синтезирующей работы обуславливает особую природу процедур, применяемых для решения… Кстати, статья не была опубликована, как я понял, ее читая, потому что это ранняя версия статьи о синтезе знания. …Первое, что, по-видимому, делается в таком движении к изображению объекта – это выделение смысла каждого из объединяемых знаний. Обычно этот смысл описывается в текстах, которые строятся как бы над уже существующими знаниями и это относится к ним. Это то, что сейчас часто называют метаязыком. Типичный пример подобных знаний о знаниях – исходные положения или правила логики Аристотеля, как они были представлены в его собственных работах. |
Например, в силлогистических умозаключениях по первому модусу первой фигуры. Признак Б приписывается всем А, а признак С всем Б, что дает возможность приписать С всем А. Иногда этот же смысл, кроме того, изображается в особых графических схемах или рисунках. Одним из характерных примеров этого – знаменитые лейбницевские или эйлеровы круги, изображающие соотношение объемов терминов, участвующих в силлогистических умозаключениях. Схематически продукт этого этапа работы можно представить так: |
Смысл знаний в общем виде определяется структурой знаковой формы, существующими в ней функциональными взаимоотношениями и связями. Если, к примеру, мы говорим, что металл электропроводен или береза белая, то смысл присущности некоторого свойства объекту возникает совсем не из конкретного содержания знаков металл и электропроводен, а из формы нашей речи, определяемой, как это было уже давно показано, прежде всего, условиями коммуникации, условиями различных формальных преобразований речевых выражений. Поэтому, выявляя смысл различных знаний, сталкиваемся, прежде всего, с теми его составляющими, которые обусловлены структурой знаковой формы этих знаний и должны отделить их, чтобы у нас не происходило ошибок, подобно тем, которые допустил Аристотель, разыскивая в мире его отдельных объектов отношение видовых и родовых признаков. Но чтобы отделить объектно-содержательные составляющие смысла знания от формального нужно проделать большой объем работ и фактически построить логическую теорию данного типа содержания. Довольно интенсивные попытки сделать это начались 12 лет назад и сейчас мы уже располагаем некоторыми методическими принципами подобной работы... Данилова В.Л. Это какой год? …В частности, мы можем опереться на тезис об операционной природе содержания всякого знания и на схемы тех отношений сопоставления объектов, которые дают возможность выявлять различные типы содержания. Используя эти принципы и общие схемы содержательно генетической логики, мы можем вести анализ тех познавательных ситуаций, в которых появляются интересующие нас знания. Фиксировать каждый раз те сопоставления объектов, которые были действительно произведены и, таким образом, определять то, что было реально выявлено в объектах от того, что было создано и привнесено самой формой знания, то есть, условиями его потребления в общении и дальнейших формальных преобразованиях. Таким путем мы будем получать, с одной стороны, содержательную составляющую смысла, представленную в виде схемы отношения-сопоставления, а с другой стороны – формальную составляющую смысла. И, наконец, соотнося изображение смысла с той и другой – проекцию объективного содержания знания на смысл или смысловую проекцию объективного содержания. |
Структура содержания или отношение сопоставления также, как и структура смысловой проекции содержания, не тождественны структуре объекта. Но мы уже существенно продвинулись вперед. Во-первых, сам объект представлен не только смыслом знания о нем, он поставлен также в систему тех отношений сопоставления, которые создают этот смысл знаний. Это дает возможность ввести в анализ ряд новых категорий: таких как причина действия, механизм и прочее. Здесь начинает действовать принцип зависимости точности структурного изображения от числа учтенных проявлений объекта, и именно поэтому оправданная постановка об истинном строении объекта возникает только тогда, когда накоплено уже достаточно большое число разных знаний об одном и том же объекте». Далее статья превращается практически в одну из ранних рукописей материала о синтезе знаний, которую мы уже с вами разбирали. Читая этот и ряд других материалов, относящихся, несмотря на конкретные годы их написания, к продолжению развития первой теоретико-мыслительной или эпистомологической линии рассуждения, нельзя не испытывать некоторое чувство двойственности. Казалось бы, нет ничего проще, как в схему многих знаний около каждой проекции ввести знак позиции. Однако, реально, чтобы перейти к этой трактовке, приходится пройти очень долгий путь. «Бесспорным фактом является то, что в организации функционирования современного знания в мышлении соединяются, по крайней мере, два принципиально разных подхода или две точки зрения, две позиции: специально научная и философская или методологическая». 12 января 69 года: «Проблема предмета и объекта знания кажется столь сложной и запутанной, даже приводящей к парадоксам в силу того, что в ней всегда недостаточно корректно и тонко соединяются представления понятий двух разных позиций. Дело в том, что любая предметная точка зрения ограничена тем, что видит через свое табло или имеет в своем сознании исследователь-предметник. Методологическая позиция состоит в том, что изображается в одной схеме и рядом друг с другом: первое – что знает и предположил в отношении объекта методолог, и второе – то, что видит сам предметник. В этой схеме у методолога то, что видит предметник, выступает как знание и лишь как знание. А то, что видит методолог, наделяется индексом объективности, то есть выступает как сам объект. |
Однако, эта схема дает лишь разделение и противопоставление, но не дает возможности установить связи между этими двумя изображениями. Это два разных представления получены независимо друг от друга, следовательно, работа двух сознаний специалистов из разных позиций и уровней иерархии. Горе тому, кто попробует выводить знание из объекта, представленного методологом. Между знанием и объектом прямо противоположное реальное отношение. Изображение объекта получилось на базе всего того, что было представлено в знании. Лишь в особой искусственно конструируемой и создаваемой нами действительности можно будет создать движение от изображения объекта к знанию. И вопрос в том, насколько реалистичной будет эта связка. Именно этот вопрос был предметом дискуссии Фихте, направленной против Канта. Связать два изображения в одно целое можно лишь перестраивая кардинальным образом сами эти изображения и их смысл. Один из вариантов – схематизация и очищение смыслов». Цитата заканчивается. В тот же период он пишет: «Если спросить предметника, с чем он имеет дело, то он скажет – с объектами. Но на самом деле он имеет дело только с предметами. Это та первая, основная реальность, в которой он живет. Сопоставление нескольких предметов, замкнутых на одном объекте, дает возможность впервые определить сам объект как нечто третье, остающееся всегда неопределенным. Сопоставление нескольких предметов, взятых как знаковые выражения, позволили различить значение и смысл, предмет и понятие. |
И, наконец, в заметках 14 августа 71 года Георгий Петрович пишет: «Развитие понятия предмета было связано: Вспомните детей. 3. С анализом понятия способа деятельности и его отношение к предмету;4. С анализом рефлексии. В исходном пункте дифференциация предмета и объекта была связана, во-первых, с сопоставлением и соотнесением нескольких разных представлений объекта, во-вторых, с особой организацией познавательной ситуации, которую обычно называют рефлексией. И, в-третьих, с особой онтологизацией возникающих при этом образов. Дело в том, что связка двух знаковых форм, понимаемых и, следовательно, относимых на какой-либо объект, может пониматься и, следовательно, онтологизироваться трояким способом. – Как связка двух знаковых форм или знаний. – Как связка двух объектов. – И третье, как связка знаковой формы и объекта. Первая форма дает нам лингвистическую и формально-логическую позицию. Между собой они различаются тем, что при этом выдвигается на передний план: знак и его материал или, наоборот, смысл и содержание, особым образом членимые и за счет этого получающие свою формально-логическую или какую-либо иную форму. Вторая форма, то есть как связка двух объектов. Способ понимания дает нам специально-предметные позиции: физические, химические, биологические или онтологическую позицию в ее разных оформлениях, например, натурфилософскую. А третья форма, как связка знаковой формы и объекта. Понимание дает гносеологическую, эпистемологическую, «предметную-2» или деятельностную позицию. Здесь существенно также то, что соединяются две позиции. Одна – позиция особого понимания исходной сопоставительной связки форм. Здесь еще остается открытым вопрос, какие именно средства предполагает каждое из этих пониманий. Как они возникают… |
Обратите внимание, что здесь Георгий Петрович уходит от более ранней трактовки этого узла как обыденного понимания на основе ресурсов здравого смысла и мудрости в языках. …А другая позиция – специально-научная, научного анализа или предмета. Здесь стоит вопрос в том, что избирает для своего понимания предметник, или как мы образно и схематически изображаем – какую позицию он занимает. В одном случае он может занять заимствованную позицию и анализировать и описывать далее то содержание объекта, которое схвачено и зафиксировано в данном предмете и через него. В другом случае он может остаться во внешней позиции по отношению к этой деятельности, и тогда благодаря своим специфическим средствам он увидит весь предмет как сложную структуру, охватывающую знаковую форму, объект и операции с ним. |
То есть, это то, что я потом интерпретировал, ну и Георгий Петрович, как предметную организацию. Да, и мы с вами проходили анализ этого, этой линии на структуре научного предмета, которая постоянно усложнялась и эволюционировала. «Наши методологические схемы являются результатом и продуктом схематизации смысла предметных представлений, то есть тем, что получено в заимствованной позиции. Но поскольку они как бы «перетянуты» во внешнюю позицию из внутренней и являются ничем иным как другим выражением того же самого, то они объявляются другим изображением того, что фиксировалось из внутренней позиции. Вместе с тем появляются основания для критики и расслоения «знания-2». Ведь оно с одной стороны изображает «объект-0», а с другой изображает особенность позиции в «сознании-1». Значит, мы можем брать схему-2 как в отношении к «объекту-0», так и в отношении к формам схем «осознания-1». В первом отношении она изображает, во втором выражает наполнение блока-1, трактуется как смысл. Но главное состоит в том, что мы подвели под эти отношения базовые схемы кооперации и тем самым получили возможность объяснить их. В заметке от 24 декабря 68 года Георгий Петрович пишет: «Но что значит встать в рефлексивную позицию? Это, прежде всего, изменить объект отнесения своего знания. С прежних объектов деятельности перейти на саму деятельность или кооперацию в целом, рассматриваемую как новый объект. |
Теперь, когда есть понятие о деятельности, как о целом, которое получается необходимо, когда мы переходим в рефлексивную позицию, когда понятие деятельности выполняет именно эту функцию, и когда, более того, у нас есть специальные изображения для деятельности, переход в рефлексивную позицию может характеризоваться как переход от онтологии природных объектов к онтологии деятельности». Ну, давайте еще одни кусочек и на этом закончим: «Переходя в рефлексивную позицию, изменив, таким образом, объект отнесения, можно теперь поставить вопросы. Первое, об адекватности прежних знаний новому объекту (и прежнему). О полноте этих знаний и средств, относительного нового объекта. Дальше странная фраза. …Индивид, вышедший в рефлексивную позицию, может избрать двоякую тактику. Первое. Остаться в новом предмете и с новым объектом отнесения (то есть фактически в новом социуме). Второе. Вернуться в прежний социум, погрузив на его материал и его предметы, выработанные им новые представления и средства… Скорее всего, писалось после какой-то большой баталии с кем-то. …Выбирая вторую возможность, индивид преобразует и развертывает старые представления объекта и понятия. Внешне эта работа выступает как собственно онтологическая и происходит в форме свертывания и сплющивания знания о деятельности в форму новой схемы объектов. Выбирая первую возможность, индивид развертывает другую группу предметов, при этом он теряет методологическую функцию и выступает как теоретик, именно как теоретик деятельности». Поставим жирные три точки. Какие здесь вопросы? |
Сноски и примечания |
(2) - цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
|
|