главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 30. (...) |
§ 53. (...) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 19 февраля 2010 года |
лекция 30 | (...) |
§ 53/?? (1) | (...) |
Щедровицкий П.Г. У меня один вопрос. Скажите, а кто читал предыдущие 29 лекций? Раз, два. Так... И на что вы рассчитываете, интересно? «После того, как в психологии, логике, философии, теории деятельности предметом специального исследования стали действия, операции, процедуры, выяснилось, что чисто морфологическая трактовка и классификация операций задается контекстом. Т.е. функциональным местом этих операций внутри деятельности. Причем деятельности, которая не сводится к последовательностям процедур и операций, а всегда несет на себе еще определенную смысловую структуру, определяется, в том числе, целями, нормами деятельности и целым рядом других обстоятельств». Продолжая ту логику, которую мы с вами обсуждаем, можно сказать, что деятельность имеет высоту, многоуровневость. Она не может быть представлена как линейная последовательность операций преобразования исходного материала или объекта в некий продукт. Это та тема, которую в Кружке подробно обсуждали в рамках работы по Аристарху Самосскому. Каждый следующий уровень, а точнее, его морфология влияет на устройство и способ существования нижележащих уровней. Это то, что в дальнейшем получает выражение в понятии управления. Но вместе с тем, она – деятельность – имеет глубину, смыслонаполненность каждого элемента с точки зрения его употребления в деятельности, его использования, применения. Это в свою очередь создает сеть функциональных отношений и зависимостей, несводимых к прагматике образования. |
Дальше любопытное рассуждение на странице 202-203 этого тома, посвященного работе Славиной. Возражая одному из участников дискуссии, Георгий Петрович говорит: «Предположим, что вы говорите, что эти операции и процедуры были, а исследования, с вашей точки зрения, не было. Но, а Славина сама как при этом считала? Было у нее исследование или его не было? Если она ставила перед собой исследовательские цели и придавала соответствующий смысл своим действиям, то вполне возможно, что у нее было исследование, с ее точки зрения. И это первый момент, который я хочу выделить как своеобразную трудность. |
Дальше приведена вот такая схема: Предельно огрубляя, можно сказать, что если те или иные морфологические сгустки деятельности прошли некий цикл сложноорганизованной и кооперированной деятельности, если они были проинтерпретированы в той или иной функции, как цели, нормы, средства – не только отдельным актором, но и всеми другими участниками кооперации, то они и стали этим. Т.е. эта морфология стала тем, что конституировано в качестве целей, норм, объектов в сложной системе кооперации. Цели стали целями, средства – средствами, нормы – нормами. Простейшей ячейкой подобной кооперации является структура связей внешней и внутренней позиции. Позиции деятельностной и рефлексивной, внешней и заимствованной. В ходе этого процесса конкретная морфология как бы склеивается с функцией. |
В то же время, подобный анализ конкретных ситуаций систем деятельности приводил к выявлению минимального перечня функциональных блоков или мест, задающих простейшие и более сложные единицы деятельности…»
Напомню, что в 10 и 11 лекции мы уже разбирали с вами подобный блок или цикл его работ на примере так называемой схемы научного предмета или схемы предметной организации. Одну из этих линий я позволю себе повторить. В шестом сборнике, на странице 256, я уже цитировал это в десятой лекции, поэтому в целом это является повтором, но в данном контексте может приобрести немножко другое звучание. Георгий Петрович говорит: «Чтобы рассмотреть связь между средствами и процессами в плане функционирования одной единицы деятельности, пришлось построить более сложное образование и ввести в исходную блок-схему новый дополнительный элемент. Было сделано несколько попыток в этом направлении. Первой появилась схема пятичленки вида: |
Затем последовало предложение Голова, который по аналогичной схеме построил сначала 17-членную блок-схему, а затем 51-членную. Ведь, вы понимаете, что когда вместо пяти блоков появляется семнадцать, то на этом уже нельзя остановиться. Эта схема была построена на очень разумных основаниях и очень законосообразна. Но одновременно смущало количество входящих в нее блоков. С таким большим количеством трудно было работать. Дальнейшее обсуждение этой схемы привело к впечатлению, что схема развертывалась нами не совсем в эффективном и разумном направлении. Дело в том, что вообще любые подобные схемы выступают в довольно странных функциях. Одна бесспорная и это – разборный ящик, а в частности, сам Голов, строя свою схему, исходил из интроспективного анализа процессов решения им задач разного рода. Он нашел, что весь процесс решения, начиная от формулировки проблемы и кончая получением ответа, раскладывается на какое-то количество однообразных и похожих друг на друга шагов. При этом выяснилось, что могут встать такие проблемы и задачи, которые будут требовать меньшего количества шагов, и это привело к естественному вопросу о границах подобной единицы». Аналогичное рассуждение, я тоже его цитировал, примерно в тот же период, содержится в статье Вадим Марковича Розина и Москаевой «Предметы изучения структуры науки», в сборнике «Структура науки» 67-го года. На странице 137 Вадим Маркович пишет: «Рассмотренная таким образом схема была соотнесена с эмпирическим материалом, фиксирующим проявление практической, орудийной деятельности, деятельности познания. |
Соответственно, были выделены два новых объекта изучения. Акт практической деятельности (акт преобразования) и акт мыслительной деятельности, которые изображаются так: Позднее, при наложении этой схемы на эмпирический материал, фиксирующий построение различных систем теорий, была построена более сложная схема, которая стала трактоваться как изображение научно-исследовательской деятельности по построению научного предмета. |
Но здесь натуралистическая точка зрения не подходит. Чтобы анализировать поведение, мышление, деятельность и т.д., исследователь должен понимать их внешнее проявление. Например, тексты, предобразования предметов, движения, а это значит, что он подключается к ним. Т.е. подключается к мышлению, поведению и действию. Но подключение не есть заимствование. Наблюдатель или исследователь остается в своей собственной позиции и не оставляет ее. Но именно его позиция требует понимания. |
Здесь мы приближаемся к одному принципиально новому моменту. Получается, что системы деятельности характеризуются рядом специфических моментов в плане общей системно-структурной методологии. Общая структура, макроструктура или инфраструктура системы деятельности, задающая набор функциональных мест, принадлежит как бы к другой природе, нежели структуры наполнений и некоторых отношений между наполнениями. И этот факт требует специального методологического и эпистемологического объяснения. |
Конечно, мы можем спросить: а в чем же материальное существование этого элемента? И отвечая на этот вопрос, мы всегда выделим соответствующий сгусток материала, который будет носителем момента смысла, точнее будет тем сгустком материала, на котором фокусируется вся система смыслов, благодаря конструкциям значений. И тогда мы сможем рассматривать этот сгусток материала, как природное образование и можем применять к нему все натуралистические приемы и процедуры анализа. Но таким путем мы получим описание вещи, включенной в деятельность, или точнее, захваченной деятельностью, но не получим описания ее, как элемента или компоненты самой деятельности. Это будут, следовательно, атрибутивные характеристики материала деятельности, и только в редких случаях и весьма неточно мы можем охарактеризовать на их основе строение самой деятельностной организации и пронизывающие ее процессы, т.е. кинетику деятельности. Итак, в этот период появление ключевых организованностей идет своим чередом: задача, проблема, цель, средство, исходный материал, продукт и ряд других. Я неоднократно подчеркивал, что схема акта деятельности в том виде, в каком мы ее сегодня с вами знаем, по сути, включает в себя несколько контуров, несколько обводов. Это уже, фактически, матрешка: исходный материал – результат; задача – продукт; цель – средство; цель – продукт; субъект – объект и т.д. |
Ответы на вопросы |
Алейник В. Скажите, а почему вы сначала рассматриваете вариации схемы акта, а потом посчитали важным обсудить вот эту внешнюю и внутреннюю позиции? |
Мы же усомниваем, находясь во внешней критической позиции, что она осуществляет эту деятельность, и эти образования выполняют те функции, которые она им приписывает. |
Ковалева Т. Да. Но почему тогда не эту линию, когда оно было положено как средство, в котором скрыто представлена позиция, а с другой стороны, это ход на объективацию? Почему тогда эту понятийную логику нельзя дальше… |
Щедровицкий П.Г. Нет. Смысл как квадратик, на котором написано «смысл» появляется также как все остальные квадратики, через хождение по позициям. Через выход и возврат. А смысл как смысл, как смысловое облако, как смысловое поле, он не появляется во внешней позиции. Он характеризует эту позицию и собственно единственный задает целостность деятельности. Поэтому смотрите, как нарисовано: нарисовано – смысловое поле. А в нем конституированы все остальные квадратики. |
Щедровицкий П.Г. Тем, какая из них основная позиция, а какая заимствованная. Если я стою во внешней позиции, то для меня внутренняя является заимствованной, и прежде, чем передавать туда какую-то норму, какую-то структуру деятельности я должен провести заимствование и понять, что же там внутри происходит. А для него наоборот. |
Алейник В. Он может фиксировать какие-то вещи из внешней позиции. Он должен восстановить функциональную структуру, к которой прилагать эти вещи, неизвестно какие. Ему нужны средства восстановления. И у него тоже нет никакой уверенности… |
Рефлексивную ли, понимающую ли, мыслительную ли... Понимаешь, вот есть огромное количество людей, которые ровным счетом ничего не понимают в искусстве, они называются художественные критики. Они ничем не отличаются от обычного зрителя. Они такие же бестолковые, дурашливые, бескультурные. Но их много, они социально организованны. И они, как институт, рассказывают обычному зрителю как надо понимать художественное творчество. И обычный человек, который также как и отдельный индивид, входящий в это профессиональное сообщество, ничего не понимает, он, послушав их, начинает что-то понимать. |
Щедровицкий П.Г. Подожди, но в данном случае вот этот кружочек – это та пунктирная граница. Поэтому функцию знака позиции на этом этапе играет пунктирная схема. Пунктир. Потому что он указывает на функцию субъекта, который собирает целое из частей, придавая каждой из этих вещей, ну, или каждой из этих морфологических единиц функциональный статус в акте деятельности. Ну, в данном случае, познавательной, как Георгий Петрович говорит: акт познавательной деятельности. Или мыслительной деятельности. Или, как у Давыдова, мыслительный акт. |
Щедровицкий П.Г. Ну, нормировкой. Нормировкой, регламентом. Ты не знаешь зачем, но ты знаешь, что должен соблюдать процедуру. Если ты нарушаешь процедуру – тебя наказывают. |
Щедровицкий П.Г. Опять, из какой позиции? Из вашей внутренней – не существует. Ну, потому что если вы, находясь во внутренней позиции, не уверены в том, что вы делаете целостно, то у вас распадается функциональная структура – смысл. Но при этом вы можете быть уверены в том, что она целостна и в этом смысле осуществлять осмысленное действие. Но с внешней позиции оно таким не будет. То есть, мы вынуждены будем констатировать, что ваша индивидуальная деятельность не схватывает целого. Такое бывает. Регулярно. Даже чаще, чем обратное. Это, собственно говоря, вся та проблематика, которую последние 200 лет обсуждает философия. Про частичную деятельность, про апроприацию личности в связи с этим, про современное общество, которое всех разделило. Отчудило от целостности деятельности и от смысла. И, собственно, вся проблематика отчуждения, начиная с младогегельянцев и до всяких Ортега-и-Гассетов и прочих экзистенциалистов – это и есть обсуждение этой проблемы. |
Если такой минимальной связки не существует, тогда то, что у одного из этих индивидов лежит в блоке целей – целью не является. Что обычно и происходит при разрывах кооперации. Я что-то сделал, кому-то передал, а он мне говорит: «Ты мне что передал? Я не могу этим воспользоваться». Это значит, для того чтобы мне в блоке целей в своем акте деятельности иметь подлинную цель – мне уже нужно выйти в рефлексивную позицию. А выйдя, заимствовать позицию того, с кем я нахожусь в кооперации, понять, что ему нужно, вернуться назад в свою деятельность, сфокусировать или скорректировать содержание блока целей и потом под него построить соответствующую деятельность. |
Верховский Н. А позиция появилась чуть позже? |
К вопросу о нашей дискуссии на прошлой игре. Про время. Отнесение, ну и собственно, вот эта проблема отнесения-полагания и объект как пучок отнесений или интенциональностей, как сказали бы феноменологи. |
И с этого все начиналось, потом постепенно эти представления эволюционировали в сторону анализа, ну там, грубо говоря, производственной деятельности. При этом познавательная деятельность трактовалась длительное время как тип производственной. Ну, просто по преобразованию особого рода материала – объекта. И поэтому эти схемы без человечков существовали параллельно, они как бы оказались одним из способов перерисовки схем знания. |
§ 53/?? (1) | (продолжение) |
Давайте еще прогончик сделаем, я просто зачитаю вам, но с некоторыми добавлениями, тоже самое, что читал на Чтениях. Но поскольку вы ничего не читаете и не слушаете – то это будет полезно. |
И могли осуществляться и тем более давать необходимый продукт только в том случае, если они дополнялись действиями и средствами учителя. С другой стороны, деятельность учителя не только дополняет деятельность ученика теми или иными элементами, но и в том числе для реально эффективного дополнения как бы охватывает ее и делает своим объектом. Выяснилось также, что и сам ученик на втором этапе, т.е. для полноценного овладения деятельностью должен подобным же образом охватить свою деятельность на первом этапе. И только таким образом он может что-то усвоить. |
После этого анализа нельзя уже было столь же уверено, как раньше использовать многоплоскостные схемы знаний и блок-схемы научных предметов сразу в двух разных функциях: для изображения формальных организованностей деятельности и для изображения самой деятельности, ее кинетики. Появилась необходимость отделить изображение деятельности от изображения ее организованности, но оставалось неясно, как это можно и нужно делать. В-третьих, обнаружилась принципиальная зависимость структуры деятельности от того, осуществлялась ли она одним или несколькими индивидами. Возникла необходимость фиксировать это в специальных изображениях. Таким образом, Кружок подошел вплотную к проблеме индивидной морфологии деятельности и зависимости нормативно-функциональных структур от этой морфологии. В-четвертых, связи охватов одних структур другими были перенесены внутрь одного акта деятельности и даже спроецированы на одну индивидную морфологию. Это мы будем разбирать, когда займемся оргтехнической схемой. Существенное развитие идеи кооперации, а также средства и методы изображения кооперативных связей, получили в работах Лефевра. Он, во-первых, взяв за основу методологическую схему двойного знания, перевел ее содержание в действительность теории деятельности и представил различие/связь объектного и формального плана знаний в виде различий внешней позиции исследователя и позиции, заимствованной у изучаемого деятеля. Во-вторых, он дополнил кружки, которые до этого момента в работах Кружка обозначались люди, туловищем и руками, придав им тем самым значительно более богатое содержание и семиотическую жизнь. Если уж совсем конкретно, выглядели эти схемы тогда вот так: |
Такие схемы вы можете найти в работах 62-го, 63- его года. В-третьих, он ввел табло, изображающее план сознания индивида и позволяющее рисовать на нем образ объектов деятельности или смысл знаний. И, наконец, в-четвертых, он задал определенную аксиоматику рефлексивного изображения и стал изображать его в схемах ассимиляции целого элементом, что отчетливо видно в его тезисах в «Белом сборнике». Дополнительно взяв, с одной стороны, методологическую схему многих знаний, а с другой, различение естествоиспытателя и историка, проведенное в одной из работ Паска, Лефевр перевел все это в действительность теории деятельности и представил как различие/связь внешней и заимствованной позиции. Я считаю, что это произошло осенью 63-го года. И получило развитие в работах 64-го года. Не менее важным оказалось различение, изложенное в десятом и одиннадцатом тезисах Лефевра в статье «О самоорганизующихся и саморефлексивных системах и их исследовании», где опираясь на различия больших и малочисленных коллективов, Лефевр, практически, переоткрыл принцип совмещения двух лиц у управленца. В дальнейшем, видоизменяя смысл понятий «плацдарм» и «планшет», в разное время использующиеся Лефевром, в 65-ом году было введено противопоставление «табло» и «верстака», которое способствовало не только осознанию статуса знаковых образований внутри деятельности более широко, нежели только в мышлении, но и переходу к более широкой трактовке отношений рефлексии как отношений управления. Обсуждая отношения между характеристиками рефлексии и возможными способами изображения ее в модели, Георгий Петрович противопоставил схеме поглощения целого элементом, схеме и логике Лефевра, которые получили развитие в логике рефлексивных игр, а потом и в его этике, другую схему – внешней ассимиляции одной деятельности другой. В дальнейшем он применил ее для исследования непосредственной связи кооперации, а также характера знания и объектов, специфических для каждого места в рамках этой кооперации. Для пояснения этих тезисов можно привести развернутую цитату из заметок Георгия Петровича. Цитата: «Сейчас, на примере работы Фреге, я должен проделать анализ, для которого мы готовили средства, рисуя схемы кооперации. Я должен разложить его мышление и рассуждения по многим, отличающимся друг от друга позициям. В этом плане, можно рассматривать как блестящий подготовительный материал книгу Лакатоса «Доказательства и опровержения». |
Необходимо схематизировать ее и показать, чем отличается от других каждая позиция. Можно нарисовать соответствующие граф-схемы и постараться выяснить, чем, то есть, какими средствами задается и определяется каждая позиция, на каком уровне средств происходит столкновение альтернативных точек зрения, чем обусловлены их расхождения. Такая работа даже началась, но завершена не была, хотя еще одна работа, произведенная в тот же период, была переинтерпретацией «Диалогов» Галилея с точки зрения позиционных схем, где Георгий Петрович сформулировал тезис, пока не нашедший достаточного исследовательского оформления, что у Галилея, действительно, «Диалоги», а у Платона ерунда какая-то. Какие вопросы здесь? «У целого ряда представителей системного движения представления о системном подходе, характере, возможности системной методологии, оценка статуса общей теории систем, трактовка системы как объекта, определяются тем, что они кладут в подсознание своих рассуждений гносеологическую схему «субъект-объект». Они распространяют ее далеко за рамки тех проблем и задач, для решения которых она была создана и употреблялась после кантовской гносеологии. Поэтому, обсуждая различные аспекты системного движения, мы должны среди прочего проанализировать: во-первых, назначение смысла и содержания этой схемы; во-вторых, употребление ее в качестве методологического средства и онтологической картины; в-третьих, те следствия, которые необходимо вытекают из употребления этой схемы в методологии системных разработок. При этом главное наше внимание будет обращено на трактовку в этой схеме объекта и знания. |
В рамках обычных естественнонаучных исследований, а также в натуралистической методологии в целом, оправдывающей практику этих использований, вопрос об объекте, независимо от того, идет ли речь об объекте изучения или об объекте практических действий, не пробуждает никаких проблем. |
Это обстоятельство уже неоднократно отмечалось в философской, психологической литературе и поэтому я могу обсуждать его как достаточно известное. |
Поэтому, если раньше он свое представление трактовал как объект, то теперь он этот объект, вспомните слова Гегеля, начинает трактовать как представление деятеля. |
Он может точно также предположить, что ребенок представляет и видит себе объект точно таким, каким его видит и представляет себе исследователь. Но тогда встает вопрос о том, каким является сам объект? Как получить его образ, отличный от схемы представлений об объекте? Именно здесь со всей отчетностью проявляется та познавательная асимметричность гносеологической схемы взаимодействия субъекта и объекта, о которой я сказал в самом начале». Вопросы есть? Тогда в следующий раз мы разбираем саму схему, несколько последовательных ее зарисовок и, собственно, усложнение ее внутренней структуры с того момента, как туда был врисован человечек – позиционер, знак позиции. Потом, наверное, в следующей лекции более подробно погрузимся в то, что такое рефлексия и связи кооперации, и еще через одну лекцию вернемся к оргтехнической схеме. Вопросы по плану работы есть? Увидимся на Чтениях. |
Сноски и примечания |
(1) - Нумерация параграфов дана в виде дроби. В ее числителе - сквозной номер параграфа в соответстсвии с данной интернет-публикацией. В знаменателе - номер параграфа в соответствиии с текстом лекций, который у меня на руках (Виталий Сааков). |
(2) - цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
Щедровицкий Петр Георгиевич. Родился в семье русского советского философа
Г.П.Щедровицкого. С 1976 года начинает активно посещать Московский методологический
кружок (ММК), организованный Г.П.Щедpовицким. В ММК специализируется
в области методологии исторических исследований, занимается проблемами
программирования и регионального развития. С 1979 года участвует в организационно-деятельностных
играх (ОДИ), специализируется в сфере организации коллективных методов
решения проблем и развития человеческих ресурсов. В настоящее время занимает
должность заместителя директора Института философии РАН, Президент Некоммерческого
Института Развития "Научный Фонд имени Г.П.Щедровицкого" - - - - - - - - - - - - - - - - смотри сайт "Школа культурной политики": http://www.shkp.ru - - - - - - - - - - - - - - - - источник фото: http://viperson.ru/wind.php?ID=554006 |
|
|
|