главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 33. (...) |
§ 56. (...) |
Ответы на вопросы |
§ 56. (продолжение) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 23 апреля 2010 года |
лекция 33 | (...) |
§ 56/?? (1) | (...) |
Щедровицкий П.Г. Ну что, так как поступим? «Прежде всего, я должен напомнить вам схему категории... Мы с вами тоже обсуждали эту схему в одном из первых циклов обсуждения схемы схематизации. …Эта схема включает в себя язык или языки, понятия, представления об объекте или схеме объекта, а так же процедуры и операции. Между этими полюсами категории должны существовать отношения соответствия. |
Это схема четырех фокусов, связанных между собой и соответствующих друг другу, является минимальной единицей логико-семиотического и эпистемологического анализа. В рамках этой схемы могут происходить дополнительные фокусировки, и понимающая проработка схемы должна учитывать все четыре названных плана. Понять некий знак, или какую-то схему, значит всегда растянуть его в эти четыре плана, т.е. ответить на вопрос: в каком языке все это описано? какими понятиями зафиксировано? на базе каких процедур и операций осуществляется? и какова схема создаваемого за счет использования всего вышесказанного объекта? |
В 1936 год Чарльз Морис, а это один из очень известных учеников видного американского философа и методолога Мида… Речь идет о Джордже Герберте Миде. …ему принадлежит ролевая теория. Он сформулировал понятие о трех аспектах семиотического анализа: семантическом, синтаксическом и прагматическом. Что это значит? Это значит, что знак может быть взят по отношению к своему содержанию, или денотату, т.е. тому, что он обозначает, и это будет план семантического анализа. Если бы я пытался здесь провести семантический анализ вот этой схемы, то я бы должен был сказать, что эта схема обозначает акт МД и провести все то обсуждение с выделением границ, с анализом того где этот акт есть, где его нет, могу ли я в случае отношения управления работать со схемой акта или нет. То есть все то, что мы в том или ином объеме обсуждали на прошлых лекциях. И считается, что это будет смысловой или семантический анализ знака. Если мы прочертим объект, обозначаемый этой схемой, то мы получим семантический анализ. |
Вот если я получу такую связку, вот у меня некоторые сложные знаки, а внизу идет схема объекта, то эта схема объекта приобретает онтологический статус, и я получаю за счет такого сопоставления тогда форму для выявления семантики данного знака. Говорят, что либо вот эта онтологическая картина есть его семантика, либо она вместе с отношением знака. |
Во втором случае (синтаксический подход, или формально-синтаксический подход) мы исходили из того, что мир тождественен нашим представлениям. В первом случае мы, доводя до предела основные идеи, лежащие в основаниях семантики, обязаны утверждать, что мир всегда не соответствует нашим представлениям, мир всегда сложнее, и в этом смысле любое наше представление есть ложь, или есть истина, но только относительная. |
Третье направление, собственно прагматика, которое развивалось американскими философами и семиотиками, в первую очередь была связано с включением знаков в контекст деятельности. Они понятие смысла и значения заменяли понятием употребления. Для основателей американской дескриптивной лингвистики смысл или значение тех или иных знаков задавались тем, как люди на них реагировали и соответственно употребляли, и употребление объявлялось значением. |
Но тоже самое делают, соответственно семантики, поскольку семантический анализ без синтаксического невозможен. Был такой цикл работ в 50-годы выполнен, где было показано, что реально все семантические гипотезы, выводящие нас на устройство мира, всегда являются особым преобразованием синтаксических структур, ну и тоже самое в отношении мыследеятельностного анализа, т.е. собственно прагматики в их терминологии. Значит, утверждается сейчас, что каждый знак – производим ли мы работу разложения сложных знаков на простые, определяем ли объективное содержание, или мы определяем реакцию людей и их поведение – он всегда предполагает фиксацию каждого знака в трех этих аспектах. А все эти аспекты потом лишь собираются в ту, или иную семантическую, синтаксическую, прагматическую форму теоретического выражения нашего знания. |
Что теперь вытекает из вот этих принципов связи семантического, синтаксического и прагматического анализа? С одной стороны, у этого единичного знака или графемы должен быть денотат, и мы говорим: ну ясно, что это люди, вот этот человек Иванов, вот этот Петров, или человечество вообще, или позиция. Я должен найти денотат или обозначение объекта. Но ведь, кроме того, когда я сказал «человек», обозначил вот эту графему, у меня появляется сложная группа знаний, которые я пишу – «знания». Это все те знания, которые относятся к человеку, и я их как бы проецирую на этот знак.., |
К реальности знания могут относиться только через знак-заместитель объекта, и при этом должны специально, как я уже сказал, должны обсуждаться границы оправданности, идеализации, тогда смысл знака определяется всеми теми знаниями, которые на него выносятся и в этом плане знак выражает знание. Значит, онтологически знак выражает знание, которое у нас есть и этим задается по схеме Огдена-Ричардса смысл этого знака. Еще раз. Смысл каждого знака осуществляется той совокупностью знаков, которые мы сумеем на него спроецировать, и на него вынести, и которые он теперь будет выражать. А вот денотат лежит как бы по другую сторону. Это то, что знак обозначает, заместителем чего он служит, поэтому я лично предпочитаю слово «замещает», и выражение отношения связь-замещение. Если начинаем рассматривать движение от знаний до объекта, то здесь появляются проблемы истинности, вот так как они традиционно ставились. Я оговариваю: так как они традиционно ставились, потому что в современных логических системах эта проблема вся перевернута и считается, что истинность должна точно также оцениваться не в плане замещения объекта, а в выходе на практику. Т.е. в прагматическом аспекте, что проблема истинности в семантическом аспекте ставиться вообще не может, и здесь современная математика в новейших ее положениях соединилась со старым Марксовым положением, высказанным еще 150 лет назад, и они его по-своему переоткрыли. Кстати, в этом же состоял и смысл теоремы Гегеля. |
Поэтому вся идеология логической проверки правильности и истинности наших знаний при выходе на системные объекты и при работе в системной идеологии автоматически потерпела крах. Я очень серьезную вещь сейчас говорю, больше того, оказалось, что сам принцип этой старой трактовки что "практика – критерий истинности", и даже в более правильной что "общественно-историческая практика есть критерий истинности" тоже потерпели полный крах. |
Но теперь, где-то сразу после второй мировой войны, наступил такой момент, когда появился этот системный подход. Он появился всюду, во всех областях практики, деятельности, в военном деле, инженерии, в науке, в педагогике, где хотите, и в философии, и начался системный анализ, и тогда оказалось, что под сомнение был поставлен весь корпус традиционных знаний и представлений. Мы можем этого не осознавать, закрывать на это глаза, делать вид, что к нам это не относится, но смысл дела состоит в этом и сейчас всюду это прорывается, берем ли мы инженерную геологию или строительство портов. Вот мы сталкиваемся с проблемами Атоммаша и, больше того, вот на обсуждении на коллегии Госстроя СССР некоторые говорили что теперь каждое строительство будет заканчиваться как в Атоммаше. Следующая лекция будет частичным повтором того, что я сказал. Поэтому, наверное, можно здесь остановиться. Какие будут вопросы? Только не про информацию. |
Вопросы - ответы |
Верховский Н. А… Вас этот вопрос смутил? |
Верховский Н. Кодирование-раскодирование одного в другое и движение этого знака. Точка, которую, как я понимаю, обсуждает Георгий Петрович. Щедровицкий П.Г. Ну, просто он вводит действительность знаний. Верховский Н. Но они у него там, где знак. Щедровицкий П.Г. Ну, они у него с одной стороны там, где знак, а с другой стороны там, где смысл. Верховский Н. Я про это и говорю. Что знания могут быть получены. Знания, свернутые в знак, могут быть получены от оперирования с идеальным объектом. И знания, свернутые в знак, могут быть получены от оперирования объекта с предметом, ну с реальным объектом. Щедровицкий П.Г. Да. Да. Верховский Н. Получаются два типа знания, живущих по разным законам, скрещивающихся сложным образом между собой и превращающих все, что там есть, в белиберду, которая собственно и выводит к разрывам, про которые кричат еретики. Ну, это я… Щедровицкий П.Г. Хорошо. Это называется эгоцентрическая речь. Верховский Н. Нет! Не эгоцентрическая. Это вопрос был, между прочим. Цветков В. А квантовая физика она создана уже в системной логике? Щедровицкий П.Г. Ну, вам же про это академик рассказывал на семейной игре, что как только начали применять системный анализ в современной физике, то количество сущностей в ней резко увеличилось, а статус этих сущностей стал проблематичным. Потому что у вас в тот момент, когда вы начали рассматривать более сложные системные образования, у вас выяснилось, что различные связи между типами объектов порождают объекты следующей сложности. И поэтому вместо четырех или там шести частиц у вас их уже триста. Разных. А по сути, это не объекты. Это вот у меня в одном из институтов.., у них такая игра есть. Они на определенной установке порождают сущность, которая живет доли секунды. Но вот она есть. А по сути, что каждая такая сущность есть суть не что иное, как проекция той системы, которую они создают, ну там вихревой или пылевой, системы, то дальше возникает вопрос: что это такое? То есть, какой статус существования этому придать. И сейчас вот они упражняются в следующем. Они за счет операционалистики создают некие сущности, которые на БАКе может быть удастся воспроизвести в более длительном континууме времени. А может, не удастся. Вот так вот играют в такой пинг-понг. Цветков В. То есть они еще не приняли систему… Щедровицкий П.Г. Ну что значит, не приняли. Они ее по факту уже приняли. Они уже понимают, что те явления, с которыми они имеют дело – суть проекция той или иной системности. Но полного языка, они, естественно, не выработали для этого. Находятся в промежуточной стадии. Да. |
Ищенко Р. Георгий Петрович в этом тексте начинает с того, что он берет схему категории и требует ее рассматривать саму схему сквозь призму вот этой структуры. Щедровицкий П.Г. Какой? Ищенко Р. Категории. Язык, понятие, процедуры. Щедровицкий П.Г. Ну, можно так сказать. Он требует рассматривать не саму схему, а любую схему. Ищенко Р. Да, любую схему. Щедровицкий П.Г. Растаскивая ее на несколько полюсов в соответствии с логикой схемы категории. Ищенко Р. А значит ли это, что любая схема в этом отношении приравнивается к категории? Щедровицкий П.Г. Нет. Это означает, что для того, чтобы… Тезис же был какой в прошлый раз в предыдущей лекции Георгия Петровича? Чтобы понять сложный знак – схему – надо, используя схему категории в качестве инструмента, расщепить или разложить этот сложный знак, по крайней мере, на четыре уровня. Уровень языка, то-бишь, дальше – синтаксис. Уровень понятий, которые используются и пересобираются при работе с подобным сложным знаком-объектом. Уровень операций и процедур, то есть, что собственно эта схема позволяет, какова ее операциональная мощность, какие операции и процедуры она позволяет производить со своими элементами. И уровень объекта, то есть, что она собственно выражает или замещает и каков тот объект, знаком которого является схема в целом, в отличие от ее отдельных составных элементов. Ну, это типичный разговор, который мы дальше будем с вами вести: а существует ли мыследеятельность. Вот схема мыследеятельности существует, а мыследеятельность сама существует и что такое мыследеятельность? Вот Василий Васильевич Давыдов, мой научный руководитель, он всегда очень сильно возмущался. Вот учил он немецкий язык, Георгий Петрович, и нравилось ему составлять конструктивы из слов. Поэтому нет, чтобы сказать «мыслительная деятельность», как мы по-русски говорим, он говорит – мыследеятельность – вот так немцы говорят. А такого объекта нет. Георгий Петрович ему говорил: ну как так нет? Вася, приезжай на игру, там она есть. А у тебя ее нет, так и не было, ты давно из ума выжил. Вот так они и разговаривали. Поэтому объект либо реальный, либо проектируемый, то есть создаваемый. И в той мере, в какой мы имеем возможность за счет операционалистики менять структуру самого этого сложного знака, то, наверное, это скорее проектируемый объект, чем реальный. |
Верховский Н. А сама схема категории выступает в качестве скорее идеального объекта исследования, в том виде, в котором… Щедровицкий П.Г. Схема категории выступает как инструмент понимающего. Верховский Н. Что значит быть инструментом понимающего? Щедровицкий П.Г. Это значит обеспечивать и поддерживать процесс понимания. Верховский Н. Нет, функциональный ответ понятен. И в этом смысле все, что… все, что бы ни поддерживало понимание – является инструментом понимания. Щедровицкий П.Г. Но если понятия являются инструментами понимания и взаимопонимания, грубо говоря, простых знаков, знаков естественного языка, то категории являются инструментом мыслительно-ориентированного понимания. Или такого понимания, которое не может быть организовано чисто смысловым образом, не может апеллировать к культурным значениям, а вынуждено обеспечивать работу понимания за счет мышления. Ну, Георгий Петрович обычно как говорил: понял, ну, и хорошо, и понял. Мыслить не нужно для этого. Если ты понял, то все нормально. У тебя образовался смысл. По отношению к смыслу даже нельзя задать вопрос правильно или неправильно. Это ты сам можешь себя дисциплинировать и спросить у того, кто тебе говорит: правильно ли я понял? Попытаться построить дублирующий текст, ориентируясь на который твой, так сказать, со-коммуникант скажет: «ты понял неправильно», или: «да, ты понял правильно». Но вообще-то, понимание оно не продуктивно. Как бы, что понял – все твое. Нельзя сказать: «правильное понимание, неправильное понимание». По этому поводу есть большая логика работ там вплоть до всяких таких крайних позиций, что понимающий – это тоже автор, и поэтому совершенно не обязательно стремиться к тому, чтобы понять, что тебе говорят. Если ты что-то придумал и сфантазировал, ты тоже прав. И прочее. Теперь – говорит Георгий Петрович – самая интересная ситуация, когда ты не понял. Потому что, когда ты не понял, то есть, у тебя не оказалось соответствующих языковых и культурных значений, ты не можешь на основании этого текста образовать смысл. Возникает некий вакуум, и этот вакуум должен быть заполнен другой интеллектуальной функцией. Какой? Мыслительной. Мышление обеспечивает восстановление содержания ситуации непонимания. Да? Верховский Н. Образовательное, культурное значение, с помощью которого происходит понимание, вот эта вот работа, они в этот момент что, являются тем самым денотатом, в который я упираю свое понимание, на котором я строю… |
Щедровицкий П.Г. Ну, если хочешь, они могут быть так устроены. Но если ты такой уж совсем (стучит по столу), то ты сидишь со словарем, понимаешь, и каждый раз как слово услышал, ты его листаешь – и там написано, что данное слово обозначает, далее перечень объектов с разъяснением для тупых. То есть, если ты уже совсем этих слов не знаешь, то там написано, что это такое. Иногда даже в английских словарях, потому что они работают с различиями культурных ареалов, еще рисуночек приводят. Чтобы человек, который не понимает совсем ничего, мог за счет визуальной функции восстановить дефицит значения. Поскольку понятно, они по всему миру работают, у них индусы всякие и так далее, они слов не понимают, а тут, когда уже нарисовано, ну конечно можно и этого не понять, но это уже крайняя форма. А теперь представь, что тебе нечего нарисовать. Верховский Н. Я про эту вещь и говорю. Я думаю, что вынужден прочерчивать ее сам. Щедровицкий П.Г. Подожди, ты должен за счет мышления из как бы более высокого этажа вставить в слой понимания искусственные вот эти вот конструкции. Если у тебя нет культурных и языковых конструкций, ты должен их создать. И мышление для этого и предназначено. Мышление нужно только в том случае, и только тем, которые работают со сложными ситуациями непонимания. Верховский Н. То есть, самая хитрая штука – из чего они создаются. Щедровицкий П.Г. Кто? Верховский Н. Ну, эти штуки, которые вставляются. Щедровицкий П.Г. Из соответствующей культуры, мыслительной, из инструментария соответствующей школы. Потому что мышление не существует, в отличие от понимания, которое в некотором смысле естественная функция. Она культурная, но она достаточно оестествленная, потому что она у тебя складывается по мере того, как складывается процесс социализации. Изучаешь язык, потом проходишь какие-то первичные этапы обучения, хотя уже там, конечно же, существенное давление со стороны каких-то профессиональных групп представлений. Мышление – оно только в узких ареалах, где строится техника работы с подобными сложными текстами ну или ситуациями, требующими конструирования идеальных объектов. Ищенко Р. И где в этом месте, в этом процессе категория? Щедровицкий П.Г. Категория есть твой инструмент уже мыслительной, а не чисто герменевтической работы. Ищенко Р. Вот именно в процессе мышления начинаешь… Щедровицкий П.Г. В процессе мышления ты вынужден обращаться к категориям, потому что категории являются такими конструктивными единицами организации мышления. |
Но в принципе, в принципе, вы должны понимать, что, например в средневековом университете, там было все очень четко построено. Там мышлению обучали только на теологическом факультете. Все. Все остальные, это было совершенно понятно, что это им не нужно, это избыточная функция. Свободное искусство, ну то есть, факультеты свободных искусств были, грубо говоря, вот в моей сегодняшней терминологии, были факультеты понимания. Факультет мышления был один, и там обучали категориям. И там нужна была соответствующая схоластическая культура, были вот эти специальные техники, связанные с категориальным анализом, созданием идеальных сущностей. Ну и дальше схоластическая традиция понятно создавала вокруг себя целый ряд вторичных практик самого мышления, там математику, науку, и так далее и тому подобное. Да? Данилова В. Я толи не поняла твой ответ Роману, толи не согласна, а мысль вроде бы интересная. То есть, вроде бы, как я поняла, в рассуждении Георгий Петрович схему категории предлагает применять как средство для понимания отдельных схем, таких как схема акта деятельности. Он же не категорию предлагает применять, а именно принципиальную схему категории. И если мы, анализируя схему акта деятельности, выделяем там четыре блока, которые задают принципиальное устройство категории – так это значит, что схему акта деятельности можно использовать как квазикатегорию. То есть, то, что имеет структуру категории, но не имеет исторического и культурного шлейфа, который имеют все нормальные категории, там вроде причины и следствия, материи и прочего, которые уже сложились. То есть, в чем я вижу интересность этого места, таким образом, Георгий Петрович предлагает схему, как какое-то очень своеобразное средство мышления в поисковых областях, где категориальное мышление в уже разработанных и культурно устойчивых категориях почти невозможно, но с другой стороны функция связи онтологии, языков, операций – сохраняется. И тогда на это место попадают такие квазикатегории. Но тогда в отличие от тебя я бы сказала: ну да, в результате того, что схема акта деятельности протягивается принципиально через схему категории, она может (ну если протянуть удалось) функционировать как категория. Щедровицкий П.Г. Ну, ты же никак не противоречишь тому, что я говорю. Да, может быть и так. Понимающий анализ схемы, организованный с помощью логики (или принципа) категориальной организации, представленный в этой четырехфокусной схеме, по мере того как он будет реализовываться кем-то, неким сообществом, которое будет осуществлять такую специально мыслительно организованную процедуру понимания – превратит эту схему в категорию. Может быть. Может это и хотел Георгий Петрович. |
Может, он это дурит их, что это он делает для того, чтобы организовать их понимание. А на самом деле, он решает свою конкретную прагматическую задачу. Данилова В. Скорее, действительно организация мышления. Но что мне еще кажется важным, что схема при этом заведомо наше искусственное творение. Она конструктивна и так далее, и в этом смысле эта штука с одной стороны вроде бы начинает иметь устройство категории, а с другой стороны ее можно собрать, разобрать, нарисовать по-другому. То есть, возникает такое странное образование, которое может функционировать как категория, а с другой стороны, явно временно. Я сейчас в контексте того старого курса лекций думаю над теми формами мышления, которые могут обеспечить поисковую работу, поисковое мышление, и тогда вот эта штука становится как раз таким средством, обеспечивающим как раз такое мышление. То есть, она не имеет устойчивости и однозначности, уже сложившейся в культуре категории, но с другой стороны она дает возможность реализовать сложные мыслительные структуры, которые категорией не поддерживаются. Щедровицкий П.Г. Ну, Вер, ну может быть. Просто для меня это не в фокусе, честно говоря, моего сегодняшнего рассмотрения. Потому что, еще раз, я не хотел вообще первоначально двигаться дальше по этому курсу лекций. У меня же все-таки задача не в том, чтобы прочитать все то, что прочитал Георгий Петрович, потому что это мало реалистично, у меня не хватит на это никакого времени. Поэтому, обозначив эту линию, я исхожу из того, что некоторые могут сами, так сказать, вытащить из архива и посмотреть эти материалы дополнительно. Но, прослушав вашу прошлую дискуссию, я понял, что придется еще раз протоптаться на этом месте, потому что то, что я собираюсь вводить дальше, будет для вас достаточно неожиданным в части интерпретации схемы акта деятельности. И если мы вот эту часть не утрамбуем, то боюсь, потом произойдет опять аннигиляция предыдущего содержания, чего я не хочу, уже пережив несколько раз эту проблему с вами в предыдущих циклах. Я хочу, чтобы все-таки куски работы они оставались, проблематизация – дело хорошее, но проблематизация не есть отрицание предыдущего, а есть усложнение и наращивание содержания, это не есть стирание. Данилова В. Но у меня еще маленький вопрос про проблематизацию, но он просто по тексту. То есть, правильно ли я услышала и запомнила, что Георгий Петрович здесь говорит, что функция онтологии, через запятую с метафизикой, и заключается в том, чтобы проблематизировать практику, предметные знания и устоявшиеся системы значений? |
Щедровицкий П.Г. Ну, вот смотри. И наоборот. То есть, если я схему категории нарисую не вот как квадрат, а нарисую как ромб, как стоящую на неустойчивом полюсе объекта, то у меня три верхних элемента, то есть языки, понятия и процедура они в некотором смысле противостоят объекту, есть способ проблематизации объекта. Данилова В. Тогда становится важным то, что я до этого обсуждала. Ведь вроде что получается, если у нас категория существует пару тысяч лет, то у них все эти углы настолько согласованы, что проблематизации уже быть не может. И когда мы этот квазиобъект деятельности положили, то все начинает разъезжаться в разные стороны. Щедровицкий П.Г. Хорошо. Ну, что, еще вопросы? Или движемся дальше? |
§ 56/?? (1) | (продолжение) |
Вот сразу после второй мировой войны, а в какой-то степени, и до нее, в американском бихевиоризме была отмечена принципиальная связь между целями и средствами, и возникла вот эта пара цель-средства. Но вообще-то, эта пара была известна давно. Цезарю Борджиа принадлежит выражение "Цель оправдывает средства". Значит, понималось это давно и, именно, американские бихевиористы, а потом менеджеры это и сделали предметом технической проработки. Они строили деревья целей, выходили на соответствующие орудия и средства. Соответственно, орудие-средство оказалось в нашем анализе тесно связанным с целями, возникла эта зависимость, вот эта связка. А поскольку цели связаны с продуктом и исходным материалом, а с другой стороны, сами средства всегда коррелируют с определенными действиями, то я бы мог даже так метафорически сказать: всякие средства и орудия есть средства и орудия от определенной системы действий, и только в ней они выступают как орудия и средства, а в другой системе действий они не будут так представлены. Действия, в свою очередь, теснейшим образом связаны с нашими способностями. И так каждый раз, когда мы выделяли тот или иной элемент мы на пути анализа в какой-то момент точно выясняли, что понимание его, этого образования, зависит от других образований. Но при этом все эти элементы принципиально разнородны и каждый живет по своим особым законам. Смотрите, что у нас получается в схеме: человек с его телом, сознание с его странными, мистическими законами жизни и разворачивания, способности. А дальше мы переходим к действиям, и действия кинетичны или динамичны по сути своей. А вот орудия и средства часто статичны, но мы их соединяем вместе и у нас здесь появляются смыслы, которые создаются нашим сознанием в процессе понимания. И исходный материал, который есть материал и в этом свете инертен, если хотите. И вот все это должно быть соединено и увязано в едином процессе МД и, оказывается, живет по его законам. Итак, я обращаю Ваше внимание на очень интересное обстоятельство подобных схем: в ней каждый знак, каждая графема фиксирует, с одной стороны, отдельный автономный, самостоятельный объект, который мы понимаем как некоторую вещь в окружающем нас мире, а с другой стороны, как определенный элемент этой структуры. Но вот когда я говорю, что каждая такая фигура или графема обозначает, с одной стороны, объект, а это обязательно предполагает автономность, ограниченность, самодостаточность в известном существовании. А потом если я говорю, что это есть элемент некоторой сложной системы, то я записываю здесь два взаимоисключающих требования. |
Потому что рассматривать нечто как объект – значит рассматривать автономно и самостоятельно, а рассматривать нечто как элемент – значит рассматривать обязательно в контексте более широкого объемлющего целого и определять жизнь этого образования в процессах акта МД, и это две большие разницы. И вот это обстоятельство создает очень сложную ситуацию, которую я и начал обсуждать прошлый раз. Если я рассматриваю фигурку человека как объект, то я могу записать ее вот здесь как знак-посредник, а затем выходить на некоторый фрагмент реальности автономным образом, не спрашивая, что там кругом. Я могу рассчитывать на то, что свойства-признаки вот этого реального мира определяются той совокупностью знаний, которые я получил при автономном рассмотрении этого объекта. Если же я говорю, что он элемент, то это означает, что я накладываю запрет на подобный выход в мир. Он просто принципиально невозможен. И я должен проделывать другую работу. Я должен брать вот эту фигурку, относить ее к соответствующему месту в структуре или в системе, затем смотреть, как это образование живет по законам целого в своих целях и взаимоотношениях со всеми другими, и после этого могу выходить теперь на реальный мир нашей МД. Но выходить могу только через посредство вот этой единички, этой структуры или системы. При этом никакого человека здесь, в этом реальном мире уже нет, будет элемент акта МД, организованность – носитель или частичный носитель этого акта МД. И мы закончили прошлую лекцию на том вообще-то очень странном и неприятном тезисе, что как только мы перешли к структурно-системному рассмотрению этой области, мы тем самым объявили все существующие знания об этом недействительными и определяем, что мы уже не можем ими пользоваться, ибо они теперь несут в себе только ложь. Я подчеркиваю, что это очень неприятное заключение, но мне во всем этом важен сейчас один, совершенно формальный, методологический момент. Когда мне задавали вопросы, что здесь нарисовано в этой схеме и каким здесь является этот человек, то каждый раз каким бы ни был вопрос, он всегда детерминировался определенным предметным представлением человека, которое у вас лежало в другом предметном представлении и определялось другими структурно-системными схемами. Ну, вот для многих для вас является традиционным представление о человеке как субъекте сознания. |
Мы говорим: вот есть отношение субъект-объект. Или, вот скажем, я рисую вот такую схему, традиционную для информатики, для инженерно-психологических исследований, для всех работ по человеко-машинным системам. |
Я напомню вам, что тут я рассказывал в первой и во второй лекциях, например, я обсуждал серию организационно-деятельностных схем и говорил, что есть такая ОД-эпистемологическая схема, схема знания, отнесенного к определенному объекту, и я даже обсуждал некоторые внутренние противоречия и парадоксы этого представления… …либо вот такой, либо обратный процесс. Знание здесь, а объект лежит внутри как некоторая подсистема. А теперь вы можете у меня спросить: оно относится к тому знанию, которое традиционно изучается в теории знания или эпистемологии? И я опять вынужден буду отвечать: да нет, это знание из разных систем, а поэтому это принципиально различные сущности и переносить характеристики и показатели из одного представления о знаниях в другое представление о знаниях принципиально нельзя. |
Вот это обстоятельство было со всей резкостью зафиксировано Лейбницем и послужило отправной точкой для очень сложного процесса эпистемологических, философских, методологических обсуждений. Каждое такое предметное образование, базирующееся на той или иной схеме, представляет собой автономное, самостоятельное целое, а когда Лейбниц говорил о монадах, тем самым он подчеркивал еще непроницаемость их границ. Нельзя выйти из одной монады и попасть в другую, монады друг для друга непроницаемы, и поэтому культура философа, ученого, инженера, техника заключается, прежде всего, в том, что они всегда точно держаться в отведенных им границах. |
Т.е. сборки их в единые системы, я прошу вас сейчас это себе отметить, поскольку мы будем развертывать этот пункт дальше сразу по нескольким линиям и тогда, когда мы начнем обсуждать категорию системы, и тогда, когда будем обсуждать логику распредмечивания. Вот эта известная проблема предметной организации и распредмечивания она тоже появляется вот здесь, в этом пункте. |
Не читал, ничего не могу сказать. …где описываются, скажем, какие-то процессы движения и схемы биоценоза, вот каждый раз, когда появляется такая схема, она несет в себе кучу окаянства и массу неприятностей для каждого размышляющего человека. Она будет и без всяких законов логики или логической проработки стягивать в одно синкретическое целое (так как я это сделал здесь) самые разные объекты из имеющихся у нас предметов. Человек здесь был сам по себе, способности сами по себе, цели или цели и средства в соответствующих сетевых графиках сами по себе, преобразования материала и т.д. и т.п. Все это было раньше само по себе в соответствующих предметах, мы теперь собираем все это вот в такое синкретическое целое, до одной кучи и, тем самым, ставим под сомнение все наши прошлые знания. Значит, вот одна эта первая процедура сборки различных частичных объектов в одно целое и кажется, на первый взгляд, безобидной и творящей, а не разрушительной, она меняет порядок нашей работы. Она на деле фактически разрушает все прошлые знания. И собственно последний, маленький кусочек. Особенность этой ситуации, о чем я уже говорил, заключается, прежде всего, в эклектическом и синкретическом характере этой схемы. Я все время подчеркивал, что она была собрана из различных автономных и по-разному фиксируемых в знаниях образованиях. При этом методом было каждый раз выявление неполноты той или иной структуры. |
Они становились все более и более сложными, и все время двигались в логике достижения полноты. И вы прекрасно понимаете, что на этом пути мы неизбежно доходим до всего на свете, и работа прекращается из-за этого, потому что работать с такими, очень сложными образованиями просто невозможно. И вот, собственно, на этой фразе про единицы я и закончу сегодняшнее изложение. |
Вопросы - ответы |
Ищенко Р. То есть, единица все же тоже требует рассмотрения? Только в контексте уже системы. |
Щедровицкий П.Г. Да, правильно. А что-то появляется на границе. Вот там очень смешные стрелочки, на границе. Вот, например, на одной из схем там ценности сидели и даже был, помните, вопрос: а ценности – они внутри акта или вне? Вот Георгий Петрович и обсуждал этот вопрос. Где они? Вне или внутри? Потому что как только мы погружаем какую-то дополнительную организованность внутрь этой единицы, то может оказаться, что вместе с ней влезет еще куча всего, что к ней привязано как к центру тяготения. Верховский Н. Там смешная процедура и ситуация складывается, когда он рассказывает, что вот у вас есть там свои представления, с помощью которых вы про моего человечка думаете, ну, которого я на схеме нарисовал. Но вот так вот на секундочку представить. Хорошо, отложили в сторону мои представления, что само по себе очень сложная процедура – отложить в сторону свои представления. Но перед тем, как я начну мыслить его представлениями, у меня есть пустое место. А как в этом месте, извините за выражение, остаться? Потому что мои представления дают мне хоть какую-то твердость, до того, как они отработали. Сюжет, когда нет ни моих ни его… Реплика. Раньше, если что-то не получалось, если что-то не так, нужно было изменить теорию. На практике что-то не получается – надо менять теорию. А в СМД-подходе нужно менять систему? Щедровицкий П.Г. Ну, это одно другому никак не противоречит. В принципе да, главная процедура, или одна из центральных процедур методологического мышления – это поиск адекватной рамки. Никакая реальная организованность, системная, она не даст вам возможности себя разрушить, скорее она вас разрушит, особенно если вы ее неправильно представили, то есть не понимаете, как она устроена. Поэтому для начала лучше на бумаге. Но в качестве принципа, можно такой принцип сформулировать, да. Любая первая операция системодеятельностного подхода заключается в том, чтобы прочертить границы системы. Либо той, в которой вы находитесь – и это, собственно говоря, упражнение на рефлексию. Либо той, которая вам противостоит, в которую вы собираетесь войти. И важно попытаться выделить специфические для нее системные характеристики, которые будут влиять на любой ее элемент, а значит и на вас, если вы начнете в нее встраиваться. Потому что, когда вы начнете в нее входить, первое, во что вы попадете, вы попадете в ту невидимую сеть связей и зависимостей, которые характеризуют ее как систему. И поэтому если вы их не выявили, то дальше судьба ваша будет, скорее всего, плачевна. |
А с точки зрения вот этой вот процедуры, действительно, это во многом результат… Почему Георгий Петрович, где-то там я ссылался, помните, он говорил: мне любая схема дается за длительный период работы. Потому что идет вот эта отработка. Кстати, вот мы с вами как сделаем, мы в следующий раз рефлексию обсуждать не будем. Я материалы принес, и вообще хотел этим сегодня заниматься, но, к сожалению, был вынужден сдвинуть. Мы с вами будем читать австрийскую политэкономическую школу. Мы будем читать про теорию деятельности, про цели, средства и так далее. Просто для того, чтобы вы увидели некий очень похожий способ рассуждения о том же самом. В том числе с прорисовкой вот этих минимальных связей и зависимостей. И поскольку в отличие от ММК они жили в другую эпоху, работали чуть подольше по времени, ну, потому что исходные работы основоположника они появились 1880 году, и до сих пор это направление развивается. И работали они в условиях академической традиции. У них каждый следующий автор дорисовывал одну связочку. Верховский Н. Везунчики. Удерживая всю остальную конструкцию. Щедровицкий П.Г. То есть, в этом смысле, ответ на вопрос о свалке. То есть, вот это вот собирание этой вот единицы оно поэлементно проходило, целую историю. И каждый следующий мыслитель добавлял туда некую систему связей, зависимостей и перестраивал эту конструкцию. А поскольку обсуждали они с моей точки зрения то же самое, то есть, ту же проблематику, то очень интересно сравнить. Ищенко Р. На другом материале просто. Верховский Н. Почему? Щедровицкий П.Г. Ну как сказать… на другом материале. А потом я вам почитаю еще раз некоторые вещи у Георгия Петровича, которые мало кто знает. Для того, чтобы тоже наметить эти точки соответствия. А потом мы перейдем к рефлексии. Но, честно говоря, наверное, не в этом семестре. Верховский Н. В этом семестре рефлексия с нами не случится. Щедровицкий П.Г. Ну что поделать... Я бы сам рад уже, я уже сам хочу закончить. Верховский Н. Один вопросик, можно? По поводу трех последних лекций. Можно ли так понять, что в этих вот последних, которые вы читаете, лекциях, излагается некоторая система координат в мире онтологии? В том смысле, как вы ее на последней школе по методологии преподносили как систему координат и идеализации. В этом смысле, если на нее опереться, то эти идеальные конструкции как-то… |
Щедровицкий П.Г. Да. Но при этом обратите внимание, что я как раз, так и двигаюсь. Почему я сказал синтаксис и семантика, потому что я, с одной стороны, как бы все время прорисовываю этот графический язык с его конструктивами, и некоторую операционалистику, внутриязыковую, то есть правила чтения. Особенно через постоянную апелляцию к системному подходу и так далее и тому подобное. А с другой стороны, я все время в большей или меньшей степени развертываю систему комментариев, которые восполняют недостаток денотатов. При этом использую разные способы указания на этот объект, начиная от комментариев по жизни, через апелляцию к их жизненным ситуациям, и через просто логические фрагменты их собственных размышлений. Верховский Н. Да, да, да. Тогда понятно, откуда Мизес и все это. Потому что надо растащить, увидеть: про что эти графемы. Ищенко Р. И этим вы замещаете прагматику? Щедровицкий П.Г. Нет, я ничего не замещаю. Не нужна вам пока прагматика. Вы не в той весовой категории. Верховский Н. Сначала видеть бы научиться. А вот Петр Георгиевич, боковая культурная вещь. Теория деятельности и системная теория – они пока у вас так параллельным линиями идут, скрещиваясь периодически. Щедровицкий П.Г. Ну, да. Но принцип я вам сказал, что само изменение процедур схематизации и типов схем во многом может быть описано через эволюцию системной логики. Потому что там, где был системный подход-1 – там, грубо говоря, блок-схемы. Это в пределе. Я сейчас очень огрубляю, потому что там элементы и связи – и все. Вот тебе простая логика блок-схемы. Там, где начался переход к системному подходу-2 – появились сферно-фокусные или понятийно-фокусные схемы с более сложным выворачиванием, и на игре с функциональным и морфологическим. А потом если добредем с вами, то добредем до системного подхода-3, и до следующих прорисовок схем, которые Георгий Петрович завершить просто не успел. Верховский Н. Правильно ли я понимаю, что мы движемся в связке, что у деятельностного подхода был свой язык не системный, не оформленный в систему? Щедровицкий П.Г. Ну конечно, деятельностный подход старше. Понимаешь, деятельностный подход просто старше. Все зависит от того, насколько расширительно ты это трактуешь. Если ты трактуешь это предельно расширительно, то деятельностному подходу четыреста лет, пятьсот. Верховский Н. А системному всего… |
Щедровицкий П.Г. Ну, понимаешь, Георгий Петрович его все время состаривает, Кондильяка приписывает, можно даже ряд поздних схоластов записать. Но понятно, что эти линии они немножко автономно эволюционируют. Поэтому ответ может быть приблизительно такой, что в самом творчестве Кружка и Георгия Петровича эта встреча как-то произошла. То есть, у него в голове и в их работе деятельностный подход, который имел историю и самостоятельную традицию и системный, который имеет самостоятельную традицию – они как бы встретились. Породив что-то. Еще пока не известно что. |
Сноски и примечания |
(1) - Нумерация параграфов дана в виде дроби. В ее числителе - сквозной номер параграфа в соответстсвии с данной интернет-публикацией. В знаменателе - номер параграфа в соответствиии с текстом лекций, который у меня на руках (Виталий Сааков). |
(2) - цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
Щедровицкий Петр Георгиевич. Родился в семье русского советского философа
Г.П.Щедровицкого. С 1976 года начинает активно посещать Московский методологический
кружок (ММК), организованный Г.П.Щедpовицким. В ММК специализируется
в области методологии исторических исследований, занимается проблемами
программирования и регионального развития. С 1979 года участвует в организационно-деятельностных
играх (ОДИ), специализируется в сфере организации коллективных методов
решения проблем и развития человеческих ресурсов. В настоящее время занимает
должность заместителя директора Института философии РАН, Президент Некоммерческого
Института Развития "Научный Фонд имени Г.П.Щедровицкого" - - - - - - - - - - - - - - - - смотри сайт "Школа культурной политики": http://www.shkp.ru - - - - - - - - - - - - - - - - источник фото: http://viperson.ru/wind.php?ID=554006 |
|
|
|