главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 34. (Представление о деятельности в автрийской политэкономической школе и в Московском методологическрм кружке) |
§ 57. (Австрийская политэкономическая школа: представление о деятельности) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 14 мая 2010 года |
лекция 34 | (Представление о деятельности в автрийской политэкономической школе) |
§ 57/?? (1) | (...) |
Щедровицкий П.Г. Друзья мои, у нас тридцать четвертая лекция. Я нахожусь в таком счастливом состоянии, потому что я точно знаю, что я вам хочу прочитать до конца этого семестра, мне для этого нужно то ли три, то ли четыре лекции. Эта – одна из них. Поскольку нужного количества пятниц у меня нет, до физического окончания учебного процесса в этом учебном году, то, скорее всего, нам придется воспользоваться электронными средствами связи, и одну из лекций вы прослушаете в современном формате, на экране. Заодно и поймем, насколько это адекватно. |
И нужно достаточно хорошо понимать, что, не смотря на подзаголовок «Трактат по экономической теории», работы самого Мизеса и в целом Австрийской школы, в полной мере отвечают той маленькой ремарке, которую я когда-то сделал в одной из своих статей. Я утверждал, что с определенного периода времени экономическая теория стала претендовать на место центра гуманитарных наук. Произошел переход от дискуссий второй половины XIX века, когда на это место претендует история с одной стороны, и психология с другой, к новой дискуссии, которая развернулась в самом конце XIX начале XX века. На это место, на эту функцию, с одной стороны, стала претендовать экономика, понятая предельно широко, именно как теория деятельности, а точнее, как теория выбора, а с другой стороны, философская антропология. Вот этого перехода российская гуманитарная традиция в силу революционных событий, смены людей и разрушения школ, распада процесса трансляции культуры, она просто в должной мере не заметила. И если философско-антропологический посыл он косвенно присутствует в работе таких мыслителей, как Бахтин, Выготский, то вот этот собственно экономический посыл он практически полностью вымаран и уничтожен, и поэтому я почему-то уверен, что Георгий Петрович не был знаком с этими работами. Ну, а если и был знаком, то в каком-то очень усеченном формате. «Экономическая теория является самой молодой наукой. Конечно, за последние 200 лет на основе дисциплин, знакомых еще древним грекам, возникло много новых наук. Однако в данных случаях часть знания, которая до этого уже утвердилась в сложившейся старой системе знаний, просто стала автономной. Область исследований была более точно подразделена и исследована с помощью новых методов; в ней до сих пор открываются незамеченные области, и люди в отличие от своих предшественников начинают видеть вещи в новом свете. Сама область не расширилась. |
Но экономическая теория открыла для человеческой науки предмет, прежде недоступный и неосмысленный. Открытие регулярности, последовательности и взаимозависимость рыночных явлений вышли за рамки традиционной системы учений. Появилось знание, которое нельзя было считать ни логикой, ни математикой, ни психологией, ни физикой, ни биологией. |
Все, что нужно для построения идеального общества, считали они, хорошие государи и добродетельные граждане. С праведниками можно воплотить в жизнь любую утопию. |
Общая теория выбора и предпочтений выходит далеко за рамки, ограничивающие пределы экономических проблем, которые были очерчены экономистами от Кантильона, Юма и Адама Смита до Джона Стюарта Милля. Это нечто гораздо большее, чем просто теория экономической стороны человеческих усилий, борьбы людей за предметы потребления и материального благосостояния. Это наука о любом виде человеческой деятельности. |
Существует широко распространенное заблуждение, что в то время как педанты занимались бесполезными разговорами о наиболее подходящих методиках, сама экономическая наука безотносительно к этим пустопорожним спорам спокойно двигалась своим путем. В ходе Methodenstreit (методологической дискуссии)между австрийскими экономистами и представителями прусской исторической школы, называвшими себя интеллектуальными телохранителями Дома Гогенцоллернов, и в дискуссиях школы Джона Бейтса Кларка с американским институционализмом, на карту было поставлено значительно больше, чем вопрос о том, какой подход плодотворнее. На самом деле предметом разногласий были эпистемологические основания науки о человеческой деятельности и ее логическая законность. |
Позднее этот полилогизм преподносился в различных вариантах. Согласно историзму, например, логическая структура человеческого мышления претерпевает изменения в ходе исторической эволюции. Расистский полилогизм приписывает каждой расе свою логику. Наконец, в соответствии с иррационализмом, разум как таковой не объясняет иррациональные силы, определяющие человеческое поведение. |
Параграф 3. Экономическая теория и практика человеческой деятельности |
Они бесплодны и не сделали ничего, чтобы способствовать счастью и благосостоянию людей. |
Классическая экономическая теория, по их мнению, была не фактором подъема капитализма, а скорее продуктом, его идеологической надстройкой, т.е. доктриной, направленной на защиту несправедливых требований капиталистических эксплуататоров. Следовательно, уничтожение капитализма и замена рыночной экономики и частного предпринимательства социалистическим тоталитаризмом не помешают дальнейшему развитию технологии. Наоборот, это будет способствовать внедрению технологических усовершенствований, устранив с их пути препятствия, воздвигаемые эгоистическими интересами капиталистов». Дальше пропустим, логика понятна. «Часть первая. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Человеку иногда удается усилием воли одолеть болезнь, компенсировать врожденные или приобретенные недостатки физической конституции либо подавить рефлексы. В той степени, в какой это является возможным, поле целеустремленной деятельности расширяется. Если человек воздерживается от управления непроизвольными реакциями клеток и нервных центров, хотя в силах это сделать, его поведение, с нашей точки зрения, является целеустремленным. |
Желая и надеясь, он активно не вмешивается в ход событий и формирование собственной судьбы. Но действующий человек выбирает, определяет и пытается достичь целей. Из двух вещей, которые нельзя получить одновременно, он выбирает одну и отказывается от другой. Поэтому действие подразумевает и принятие, и отказ. |
Потому что термин воля означает не что иное, как способность человека выбирать между различными состояниями дел, предпочитать одно, отвергать другое и вести себя в соответствии с решениями, принятыми для реализации избранных состояний и отказа от остальных». Дальше параграф, который называется «О счастье»: «В разговорной речи мы называем человека, которому удалось добиться своих целей, счастливым. Точнее будет сказать, что он более счастлив, чем раньше. Тем не менее, не существует разумных возражений против определения человеческой деятельности как стремления к счастью. |
В терминах праксеологии утверждение: «единственная цель человека – достижение счастья», – тавтологично. В нем не сформулировано положение дел, относительно которого данный человек ожидает счастья. Дальше об инстинктах и импульсах прочитаю только одну фразу: «Человек – это существо, способное контролировать свои инстинкты, эмоции и побуждения; он способен дать рациональное объяснение своему поведению. Человек отказывается от удовлетворения сжигающих его импульсов в пользу удовлетворения других желаний. Он не является игрушкой своих инстинктивных потребностей. |
Человек имеет возможность действовать, потому что обладает способностью открывать причинные связи, определяющие процессы изменений и становления во Вселенной. Действие требует и предполагает категорию причинности. Действовать способен только человек, видящий мир сквозь призму причинности. В этом смысле мы можем сказать, что причинность является категорией деятельности. Категория средства и цели заключает в себе категорию причины и результата. В мире, где отсутствуют причинность и упорядоченность явлений, нет места для человеческих рассуждений и человеческой деятельности. Сложно даже вообразить себе условия существования такого хаотичного универсума. Раздел называется «Другое Я» полностью читать не буду. Два маленьких сюжета: «Мышление и деятельность – специфические человеческие особенности. Они свойственны всем человеческим существам. Они характеризуют человека как человека (помимо принадлежности к зоологическому виду «человек разумный»). Исследование отношений между мышлением и деятельностью не входит в предмет праксеологии. Для праксеологии достаточно установления факта единственности логики, понятной человеческому разуму, и единственности способа деятельности, являющегося человеческим и понятного человеческому разуму. |
Существуют ли или могут существовать другие существа, которые мыслят и действуют иначе, все это вне досягаемости человеческого разума. Мы должны ограничиться изучением человеческой деятельности. Ну вот, наверное, на этом мы эту часть завершим. И теперь сделаем еще один шажочек назад, потому что собственно Мизес всегда утверждал, что его учителем был Карл Менгер, поэтому мы немножко остановимся на работе, которая называется «Исследования о методах социальных наук и политической экономии в особенности». «Сущность этого точного направления теоретического исследования в области этических явлений состоит в том, что мы приводим человеческие явления к их первейшим и простейшим конститутивным факторам, прилагаем к этим последним соответствующую их природе меру, и, наконец, стремимся раскрыть законы, по которым образуются из этих простейших элементов более сложные человеческие явления. |
Следуя за этим направлением исследования, мы приходим к ряду социальных теорий, из которых каждая в отдельности открывает нам понимание лишь одной частной стороны явлений человеческой деятельности (в отвлечении от полной эмпирической деятельности). Но вся совокупность этих теорий – если вообще будут когда-нибудь познаны теории, соответствующие указанному направлению исследования – дадут нам точно такое же понимание человеческих явлений, какое дают те теоретические науки, которые, являясь результатом аналогичного рассмотрения явлений естественных, открыли нам понимание этих последних. Не единая теория человеческих явлений, а лишь совокупность их, если они когда-нибудь будут исследованы, дадут нам, в соединении с результатами реалистического направления теоретического исследования, самое глубокое, какое только доступно уму человеческому, теоретическое понимание социальных явлений в их полной эмпирической действительности. |
Глава седьмая называется «догма «Своекорыстия» в теоретической национальной экономии и ее положение среди научно-теоретических проблем последней»: «Под «догмою о неизменном своекорыстии» некоторые экономисты понимают то основное положение, что преследование отдельными хозяйствующими индивидуумами своих частных интересов, не стесняемое никакими политико-экономическими мероприятиями правительства, приводит вместе с тем и к высшему общественному благу, какое только возможно для общества при данных местных и временных условиях. Об этом ошибочном воззрении мы, однако, не будем здесь говорить, так как оно не находится в непосредственной связи с теми методологическими вопросами, которыми нам предстоит заняться в этой главе. |
И в особенности, такая теория, которая объяснила бы нам, какова мера действий, производимых определенною мерою рассматриваемых здесь влияний. Такая теория дала бы уразумение не всех человеческих явлений в их целостности и даже не какой-либо определенной части их, но лишь одной из важнейших сторон человеческой жизни». Ну, и дальше пока трудно понять, так сказать, пафос этого, но есть большая глава, которая называется «Упрек в «атомизме» теоретической национальной экономии». Значит, суть этого раздела состоит в том, что австрийской школе приписывается принцип, так называемого методологического индивидуализма. Когда представления об индивидуальном действии кладется в основу всех остальных теоретических выводов. Собственно, критикуется дальше сам этот принцип на основе тех наших пониманий, которые указывают, что очень многие человеческие действия и поступки, естественно, вытекают из каких-то других рамок. Вот что пишет Карл Менгер: Остановимся еще на одном воззрении, особенно распространенном среди немецких экономистов и коренящемся, как и выше охарактеризованное, в механическом перенесении известных точек зрения исторического исследования в теоретическом учете о народном хозяйстве и в одностороннем понимании задач последнего. Мы говорим об упреке в атомизме, который в новейшей экономической литературе Германии крайне легкомысленно выставляется против каждого, кто занимается собственными задачами теоретической национальной экономии. Основывают этот упрек на том, что явления народного хозяйства, в конце концов, приводятся в теории к индивидуальным хозяйственным стремлениям, к их простейшим конститутивным элементам и таким способом разъясняются. |
Если рассматривать народное хозяйство, как отдельное целое, отличное от сингулярных явлений человеческого хозяйства, то отсюда прямо напрашивается вывод: явления этого целого признать единственным объектом научной разработки в теоретическом учении о народном хозяйстве, сингулярные же явления человеческого хозяйства, напротив, исключить из этой области. Не общая сущность явлений человеческого хозяйства, не общая связь их вообще должны бы впредь служить предметом исследования в области теоретического учения о народном хозяйстве; лишь исследование народно-хозяйственных явлений. Ошибочность этого учения, ближайшую причину которого следует искать в смешении точек зрения исторического и теоретического исследований, а более глубокие причины – в непонимании исторической сущности «народного хозяйства» в его отношении к сингулярным хозяйствам, из коих слагается первое, – вполне очевидна». Теперь, чтобы посмотреть на все это из сегодняшней точки зрения я прочитаю развернутый кусок из работы Уэрта де Сото, которая называется «Австрийская экономическая школа». Итак, это рефлексивная интерпретация сегодняшнего времени. То есть если Мизес это 27-29 год, цитируемая работа, Менгер 1862-1870, то эта работа новая, недавно переведенная, изданная самим Сото, здесь не написано, но, в общем, я думаю, это где-то 90-е годы: «Представители австрийской школы рассматривают экономическую науку как теорию деятельности, а не как теорию принятия решений, и это одна из черт, которыми они сильнее всего отличаются от своих коллег – неоклассиков. Концепция человеческой деятельности намного шире концепции индивидуального решения и включает ее. Принципиально важная для австрийской школы концепция деятельности включает не только гипотетический процесс принятия решений в контексте «данных» знаний о целях и средствах. Она включает также, и в особенности, «само представление о системе координат, связывающей средства и цели, в рамках которой происходит размещение ресурсов и экономически рациональная деятельность [являющиеся предметом исключительного внимания неоклассиков(6)». |
С точки зрения представителей австрийской школы, именно это является предметом экономических исследований. Таким образом, для австрийцев экономическая наука – это не набор теорий выбора или принятия решений, но интегрированный теоретический корпус, описывающий процессы социального взаимодействия, процессы, отличающиеся степенью координации, которая зависит от бдительности, проявляемой действующими субъектами в своей предпринимательской деятельности. |
В рамках австрийской экономической теории движущей силой является предпринимательство (которому посвящена большая часть следующей главы), – концепция, демонстративно отсутствующая в неоклассической теории. Предпринимательство – это характерная особенность реального мира, вечно пребывающего в состоянии неравновесия, а потому не может играть какой-либо роли в моделях равновесия, занимающих внимание неоклассических авторов. Более того, неоклассические теоретики рассматривают предпринимательство как рядовой фактор производства, размещение которого определяется ожидаемыми выгодами и издержками. Они не осознают того, что при таком подходе к анализу предпринимательства возникает неразрешимое логическое противоречие: спрос на предпринимательские ресурсы, основанный на ожидаемых издержках и выгодах, предполагает веру в то, что можно сегодня получить некую информацию еще до того, как эта информация будет создана предпринимательскими усилиями. Иными словами, главная, как мы увидим, задача предпринимателя заключается в создании и открытии новой информации, прежде не существовавшей. И пока процесс создания не будет завершен, этой информации не существует, и она не может быть никому известна, а потому не в силах человеческих заранее принимать неоклассические решения о размещении ресурсов в соответствии с ожидаемыми издержками и выгодами. |
На деле предпринимательство не только подталкивает к созданию и передаче информации, но, что еще важнее, способствует координации несогласованного поведения, встречающегося в обществе. Более того, именно координирующая природа предпринимательства и делает возможной экономическую теорию как науку, понимаемую как теоретический корпус законов координации, проливающих свет на общественные процессы. Дальше де Сото проделывает очень интересную работу. Дальше он пишет, что согласно австрийцам, предпринимательство в самом общем смысле совпадает с понятием человеческой деятельности, расшифровывает это следующим образом: «В действиях любого человека, направленных на то, чтобы изменить настоящее и достичь своих целей в будущем, содержится элемент предпринимательства. Хотя на первый взгляд это определение может показаться слишком широким и не соответствующим обычному словоупотреблению, давайте вспомним, что оно отлично согласуется с исходным этимологическим значением термина «предприятие» (исп. empresa). Как испанское слово empresa, так и его французский и английский аналоги entrepreneur этимологически происходят от латинского глагола in prehendo-endi-ensum, который означает обнаруживать, видеть, воспринимать, осознавать, схватывать; а латинский глагол in prehensa переводится как: взять, захватить. |
Словарь Королевской академии испанского языка предлагает такое значение слова empresa: «отважно взятое на себя тяжелое и трудное дело». Слово empresa тоже вошло в обиход в Средние века; так называлась эмблема некоторых рыцарских орденов, означавшая, что они дали обет осуществить некое значимое деяние. Концепция предприятия как действия необходимо и нераздельно связана с предприимчивостью, которая представляет собой постоянную готовность искать, открывать, создавать или выявлять новые цели и средства (и все эти значения соответствуют вышеупомянутому этимологическому значению глагола in prehendo). |
Более того, это открытие модифицирует всю карту или контекст информации или знаний, которым обладает действующий субъект. Дальше, каждый из этих пунктов раскрывается в отдельной главе, читать не буду, потому что очень долго, но интересно. «Пожалуй, нам следует начать с фигуры Диего де Коваррубиаса-и-Лейвы(11). Сын знаменитого архитектора, он стал епископом города Сеговия (в кафедральном соборе которого и похоронен) и в течение нескольких лет был министром короля Филиппа II. В 1555 г. Коваррубиас лучше, чем кто-либо до него, сформулировал существо субъективной теории ценности, ключевой пункт всей системы австрийского экономического анализа, заявив: «Ценность вещи зависит не от ее объективной природы, а от субъективных оценок людей, даже когда эта оценка нелепа». Чтобы проиллюстрировать свою мысль, он добавил: «В Индиях пшеница дороже, чем в Испании, потому что там люди ценят ее больше, хотя объективная природа пшеницы везде одинакова(12)». |
Коваррубиас исследовал историческое падение покупательной способности мараведи(13) и предвосхитил многие из теоретических выводов в области количественной теории денег, к которым впоследствии пришли Мартин де Аспилькуэта и Хуан де Мариана. Исследование Коваррубиаса, известное как Veterum collatio numismatum, содержит большой статистический материал о движении цен за предшествующее столетие. Работа знаменательна не только тем, что спустя столетие ею восхищались итальянцы Даванцати и Галиани, но и потому, что это одна из книг, на которую ссылается Карл Менгер в своих «Принципах политической экономии(14)». Ну, дальше, наверное, читать не будем. Вот как Сото пишет про Менгера: «Предложенные им принципы предусматривали, что развитие экономической науки будет опираться на человека как творческое начало и главное действующее лицо всех социальных процессов и событий (субъективизм). Также, впервые в истории экономической мысли, с позиций субъективизма была сформулирована целостная теория стихийного возникновения и эволюции всех общественных (экономических, правовых и языковых) институтов, понимаемых как утвердившиеся модели поведения. Он утверждает, что ученые-экономисты всегда должны исходить из субъективной перспективы действующего человека так, чтобы эта перспектива оказывала решающее влияние на формулирование всех экономических теорий. |
Хайек добавляет, что «наиболее последовательным в этом был Людвиг фон Мизес, и я считаю, что наиболее примечательные из его воззрений, поначалу поражающие читателя своей странностью и кажущиеся неприемлемыми, могут быть объяснены тем, что в последовательной приверженности к субъективистскому подходу он намного опередил своих современников(15)». Для тех, кто знает, о чем речь – все понятно. Спор о методах читать не буду. Раздел «Человеческая деятельность как последовательность субъективных этапов», где излагается схема акта деятельности, может буду читать, а может не буду. |
Ладно, давайте кусочек прочтем: «Цели и средства не «даны», но, напротив, возникают из предпринимательской деятельности людей, которая, как мы видели в главе 2, представляет собой именно создание, открытие или просто осознание того, какие цели и средства жизненно важны для действующего лица в каждой совокупности обстоятельств, встречающейся на его пути. Когда у человека возникает уверенность, что он открыл цели, которых стоит добиваться, он вырабатывает представление о доступных средствах, могущих ему помочь в этом. Затем он включает их, почти всегда неявным образом, в план действий, к реализации которого он приступает по собственному решению (act of will). |
Человека отделяет от цели именно определенный промежуток времени (т.е. время, необходимое для завершения всех этапов процесса деятельности). Таким образом, при прочих равных, ясно, что люди всегда будут стремиться достичь своих целей как можно быстрее, и они будут готовы отложить достижение целей только при наличии субъективной уверенности, что тем самым достигнут чего-то более ценного». Ну, собственно, из этого он дальше выводит представление о процентах, деньгах, сбережениях. Вообще, все кто читал австрийцев, все это знают. И наконец, в качестве смешного момента, как Кейнс пишет в 30-ом году об австрийцах: «Я больше использовал бы работы этих авторов [Мизеса и Хайека], если бы их книги, попавшие мне в руки только тогда, когда страницы моей работы уже были в типографии, появились раньше, когда мои идеи только формировались, и если бы мое знание немецкого не было настолько скверным. На немецком языке я в состоянии понять только то, что уже знаю, так что из-за трудностей перевода новые идеи мне недоступны(17)». Дальше идет более сложная вещь. Один только маленький кусочек я прочту. Вы потом поймете, почему я этот кусочек читаю, потому что в следующий раз я буду вам читать Георгия Петровича, который почти полностью повторяет вот этот сюжет: «Основная идея Хайека, отраженная в заглавии последней написанной им книги, «Пагубная самонадеянность», состоит в том, что социализм представляет собой пагубное заблуждение интеллектуальной гордыни или научного высокомерия. |
Собственно говоря, общество, согласно Хайеку, не является системой, «рационально организованной» чьим-то умом, потому что оно представляет собой стихийный порядок, т.е. динамический процесс, постоянно развивающийся и возникающий в ходе непрерывного взаимодействия миллионов людей, который не был и даже не мог быть сознательно или обдуманно создан каким-либо одним человеком. И наконец, пару кусочков из еще одной рефлексивной работы, которая называется «Политическая философия австрийской школы». Некоторые из пунктов написаны еще более жестко и резко: Теория субъективной ценности – это, прежде всего, теория познания, которая относится ко всей области теоретических социальных наук. В ее основании лежит теория человеческой деятельности, которая в свою очередь опирается на теорию человеческого знания. Эти темы были впервые подняты Менгером и получили окончательное развитие в эпистемологических проблемах экономической науки и человеческой деятельности Мизеса, а также в статьях Хайека, написанных между 1935-м и 1945-м годами. Теорию познания Австрийской школы можно рассматривать как развитие изложенных Менгером в основаниях взглядов на роль неопределенности в экономике. «Большая или меньшая степень уверенности в предвидении количества и качества продукта зависит от более или менее полного познания элементов каузального процесса, стоящих в причинной связи с производством благ, и от более или менее полного подчинения их распоряжению людей. Степень неуверенности в количестве и качестве продукта обусловлено противоположными обстоятельствами. Напомню, 1870 год. |
… чем большая часть этих элементов не носят в себе характера благ, тем больше неуверенность субъекта относительно качества и количества результатов этого процесса, т.е. соответственно в благах низшего порядка. Эта неуверенность – один из самых существенных моментов экономической неуверенности людей, и как мы увидим впоследствии, имеет весьма большое, практическое значение для хозяйства. |
Так стало возникать понимание того, что соотношение между оценкой и потребительской ценностью устанавливает не обмен между классами благ, а обмен между конкретными единицами благ. Исходя из этих посылок, Мизес разработал не только теорию человеческой деятельности и собственную философию социальных наук, но и свою собственную политическую философию. Дальше будет повтор, как вы понимаете. …Праксеологию следует рассматривать не как инструмент политической борьбы, а как общую теорию человеческой деятельности, которая стремится воздерживаться от ценностных суждений. Она не определяет конкретных целей, а исходит из подтвержденного факта, что человеческая деятельность есть целеустремленное поведение, выбранное из нескольких вариантов, на основе наличного знания. |
Он писал по этому поводу: «Я все же считаю, что экономическая теория, благодаря тому, что неявно содержится в ее положениях, подошла ближе любой другой социальной дисциплины к ответу на центральный вопрос всех общественных наук: как возможно соединение фрагментов знания существующего в разных головах, как это может приводить к результатам, которые при сознательном стремлении к ним потребовали бы от управляющего разума таких знаний, которыми не может обладать никакой отдельный человек. В результате этого, социальные науки перешли к обсуждению вопроса: как найти наилучший способ использования знаний, изначально рассеянного среди множества людей». Ну, а дальше, собственно, из этого выводятся цели политической философии. Очень похожие на Хабермасовскую теорию коммуникации, которая в свою очередь очень похожа на схему мыследеятельности. Как и все эпохальные идеи, концепция методологического индивидуализма в наши дни живет более или менее самостоятельной жизнью, иногда приобретая значения, далекие от исходных. Это подтверждает правильность идеи Поппера о происхождении и автономности объекта мира-3. Однако, из этого не следует, что анализ соответствующих теорий должен ограничиваться просто описанием разных смыслов. Прежде всего, примером такой путаницы является тенденция смешивать принцип методологического индивидуализма с политическим индивидуализмом. Из Менгеровской критики атомизма и прагматизма… Помните, я там не очень удачно читал кусочек. … присущих одностороннему либерализму, из Хайековской критики конструктивного рационализма, проникнутого ложным индивидуализмом, ясно, что под методологическим индивидуализмом оба эти мыслителя понимали отнюдь не рационалистическую версию политического индивидуализма, а совершенно иной подход к социальным явлениям и миру политики в целом. |
Вопросы - ответы |
Загваздин М. А экономическая деятельность – это самый интересный пример деятельности? |
Данилова В.Л. Я думаю, что различие. Щедровицкий П.Г. Не знаю. Я бы сказал так: смотря в каком векторе движения. Когда ты движешься вверх от объекта к знанию – наверное, различие. А когда вниз, то скорее сходство. А поскольку я должен проделать и то и другое, т.е. я должен как оторвать знание от объекта, так потом и сконфигурировать эти знания, то мне важны обе составляющие этой деятельности. Для конфигурирования более важны сходства, а для проблематизации более важны различия. Но если у тебя проблематизация будет слишком жесткой, то ты потом ничего не сконфигурируешь. Поэтому я бы был сторонником концепции ограниченной проблематизации. А в чем ты видишь больший смысл: в сходствах или в различиях, я, честно говоря, сейчас сказать не могу, потому что это твое понимание. Но у меня есть подозрение, что я вам уже дважды анонсировал, что когда я прочитаю вам в следующую лекцию некоторые тексты Георгия Петровича, они вас шокируют. Потому что сейчас ты в большей степени чувствуешь различия, а вот что ты скажешь в следующий раз, я даже не знаю. Интересно. Данилова В.Л. Во всяком случае, различия с 60-ми годами. Ведь в 80-е сам Георгий Петрович уже сильно отличался от себя самого. Щедровицкий П.Г. Я буду читать тексты 60-х годов, а еще точнее 66-го, 68-го года. Собственно те тексты, которые потом вылились в концепцию управления. Но чтобы нам прийти к управлению, нам придется пройти обсуждение рефлексии, потом оргтехнической системы, полемики с Лефевром, но это все уже в следующем семестре. Но предвосхищать события я не хочу. Так, еще вопросы. Алейник В. Скажите, когда вы проделываете эту работу, показывая разные знания представителей разных школ на одном и том же объекте, эта работа вписана в задачу онтологизации? Щедровицкий П.Г. Да, естественно. Только когда ты говоришь: «Вписано в задачу онтологизации» - ты что имеешь в виду? Ты имеешь в виду некий процесс онтологизации или ты имеешь в виду оргпроект организации мною работ, в том числе с вашим участием, по освоению процедур и техник онтологизации? Алейник В. Имеет ли она функцию в процессе онтологизации? Вписывается ли она вами в эту работу в процессе онтологизации? |
Щедровицкий П.Г. Еще раз. У вас параллельно идет процесс, который воплощен в серии игр по проблемам онтологии и онтологизации, в ходе которых вы: А) Для себя простраиваете представление об онтологизации; Б) Строите элементы онтологии, строите тире осваиваете. В том числе там я также использую эту процедуру. Поскольку за счет того, что я задаю физически присутствие людей, несущих на себе другие онтологии, я как бы произвожу то же самое расщепление и задаю возможность неких синтезов, но на более высоком уровне. Т.е. на том уровне, где мы говорим не о частных объектах, а об онтологии в целом. Теперь, вы включены в эти работы и у вас в следующем году игра по теме социальный мир. Мне кажется, я про это и читал, и мне кажется, что разговор про управление и т.д. и т.п. – все про это, и мы как раз пройдем это до игры. Потом мы с вами будем обсуждать схему коммуникации и схему мыследеятельности. А потом у вас игра по теме мыследеятельность. Поэтому еще раз, ты меня про что спрашиваешь? Да, то, что я сейчас вам читаю, включено у меня в несколько рабочих процессов – разных. У меня есть рабочий процесс реконструкции наследия Георгия Петровича Щедровицкого. Я им занимаюсь. Формально можно сказать, что я пишу книгу о наследии Георгия Петровича. А с другой стороны, я ввожу для вас необходимое представление, которое вы в принципе можете задействовать в серии игр по онтологизации, с выходом к новой трактовке и новому пониманию онтологии мыследеятельности. И вы можете кусочки этой работы задействовать в этой работе. Будете вы задействовать, не будете вы задействовать, честно, мне совершенно все равно. Я исхожу из принципов организации мыследеятельности. Поэтому я считаю, что мыследеятельность задействует, даже если вы не задействуетесь как индивидуальные участники этого процесса. Теперь, в моем собственном движении, и первое и второе, безусловно, является неким этапом достройки моей онтологической картины. Поэтому на вопрос: вот все то, что я читаю под видом чтения кусочков из Георгия Петровича, это про Георгия Петровича или про меня? Ну конечно про меня. Потому что я произвожу интерпретацию. В этом смысле я вычитываю из Георгия Петровича то, что соответствует моему пониманию мыследеятельности, моим практикам, и некоей моей личной истории, т.е. сборке, которую я на себе исторически осуществляю. |
Но я вам хочу сказать, что то, что я рассказываю о Георгии Петровиче гораздо больше похоже на Георгия Петровича, чем то, что о нем рассказывают многие другие. Что и фиксировалось в рефлексивном обсуждении, которое проходило в Фонде. В частности, во мнении и позиции Галины Алексеевны, которая сказала буквально следующее, что в моих лекциях она Георгия Петровича узнает. Того Георгия Петровича, который с ней жил. Не того, который лекции кому-то читал, а который жил с ней, строил дом, разговаривал с детьми, вступал в какие-то отношения с другими людьми на ее глазах. В этом плане я мнению Галины Алексеевны доверяю больше, чем тем, кто слушал в разное время Георгия Петровича и тем, кто читает его тексты. Потому что я исхожу из того, что любая онтология – это всегда онтология, отражающая исторический процесс становления мыслящего сознания. И в этом смысле она очень четко отражает и фиксирует, в том числе, и тот образ жизни, который вынужден вести или ведет этот человек. Не бывает мышления, которое оторвано от этих жизненных оснований. Может оно и бывает, но оно, по всей видимости, малоинтересно. Возвращаясь к вопросу, который мне задал коллега, ну, конечно же, Менгер и Мизес интересны именно тем, что они жили в этот период, в этой очень сложной обстановке. И параллельно с тем, что они писали, они еще кое-чего пытались делать. Более того, я даже думаю, что Менгер, будучи совершенно академическим профессором, не Кантом, который ни разу не выехал за пределы Кенигсберга, но, в общем, что-то в этом роде, он, выстраивая эту полемику с защитниками дома Гогенцоллернов, осуществлял социальное действие. И, наверное, для австрийского профессора 1870-го года в Вюрцбургской Вене, это было супер отвязанное социальное проявление, про которое судачили студенты, другие профессора и т.д. Приблизительно также как Фихте, который в 1802 году читал немецкой аристократической публике лекции о французской буржуазной революции. Если вы в это вдумаетесь, просто, себя поставите на это место, кто-бы из вас взялся сейчас читать публичные лекции про сущность авторитарных систем управления и эволюцию постсоциализма? Думаю, что никто. Потому что тямы нет. А он мог себе позволить. И самое интересное в том, что аристократическая публика ходила и с интересом слушала. |
Вопросы - ответы |
Верховский Н. Петр Георгиевич, а правильно я понимаю, что Георгий Петрович в этой лекции вводит несколько другое представление, чем то, что было у австрийцев? Они вроде бы описывали все через деятельность и все внутри деятельности. У них есть заход на то, чтобы сказать, что деятельность связана с мышлением, но он не развивается. А человек у них в основном субъект действующий. А здесь вводится какая-то особая фигура человека, который может быть свободен и от культуры, и от деятельности и что это за такая позиция свободная и от культуры, и от деятельности, т.е. позиция социальная – здесь и обсуждается. |
Безусловно, у них не было тех представлений о рефлексии, которые в данном контексте развивает Георгий Петрович – о рефлексии, как одной из специфических функций мышления. Но когда австрийцы, например, обсуждают проблематику обмена, они учитывают один момент. Они учитывают, что человек, находящийся на рынке и рефлексивно рассматривая поле своей возможной деятельности, и видя, что делают другие участники рыночного процесса, принимает решение о том, будет ли он делать то же самое или он специально, будет делать принципиально иное, чем делают они. И собственно тот, кто принимает решение делать иное, чем делают другие субъекты рынка, и становится предпринимателем. И понятие предпринимательства, введенное австрийской традицией, оно и построено во многом на механизме рефлексивного осмотра и анализа существующей системы деятельности и существующих проектов других людей. Поэтому есть тезис, что предпринимательская прибыль – это плата за правильный прогноз, оно указывает на то, что представление о мышлении, как отличающееся от деятельности, у них присутствовало. Но если вы хотите углубляться в эту тему, то надо проводить соответствующее исследование. И тема докторской диссертации: «Представление о мышлении в австрийской школе» – хорошая тема. Верховский Н. Второй вопрос можно задать? Правильно ли я представляю, что он здесь переворачивает свое представление о воспроизводстве деятельности и трансляции культуры? Щедровицкий П.Г. А вот нет. Хотя, мы же с вами обсуждали онтологический сдвиг. Смотри, слово «переворачивает» здесь двусмысленно, потому что с одной стороны, можно сказать, что да, но это такой же онтологический сдвиг, который происходит при переходе от схемы знания к схеме воспроизводства. Поэтому, если ты меня спрашиваешь: задает ли схема акта деятельности другую онтологию, нежели онтологию воспроизводства, то да, конечно. Происходит выворачивание, при котором предыдущая онтологическая рамка погружается внутрь, перестраивается и переосмысляется в новых границах. Но при этом я с самого начала вам говорил, что нельзя понять представление об акте у Георгия Петровича по сравнению с другими сторонниками теории действия, которых было довольно много. Потому что к моменту, когда пишет Георгий Петрович, уже есть праксеология, есть австрийская школа, причем в разных версиях, в частности в версии Котарбинского, которая опубликована в советской печати в 60-е годы – его знаменитый трактат «О хорошей работе». Уже есть теория действия у социологов, начиная от Джорджа Герберта Мида, где предельно рефлексивное представление об акте, до Толкотта Парсонса. |
А фактически мы должны понимать, что многие моменты в американскую социологию идут из российской социологии, в частности социология Питирима Сорокина и его учителя Максима Максимовича Ковалевского. Поэтому это очень сложная и длительная по истории линия. Есть трактовки теории действия и теории деятельности в советской социологии типа Рубинштейна или старшего Леонтьева в его ранний период. Поэтому если мы смотрим на то, какое место занимает теория деятельности у Георгия Петровича в этом контексте, то мы не поймем отличий, пока не будем рефлектировать тему воспроизводства. Но при онтологическом повороте, теперь эти представления о воспроизводстве не просто выступают как одна из онтологических рамок, но и выступают как строительный материал теории действия. Т.е. втягиваются внутрь. Верховский Н. Петр Георгиевич, но после этой лекции ощущение такое, что она вся построена между теорией деятельности и представлениями о воспроизводстве деятельности и трансляции, и задает принципиально новую действительность. Там, где про свободу и так далее. Это к деятельности отношения не имеет. Щедровицкий П.Г. Но задает. Верховский Н. Да, но сейчас эта лекция не про акт деятельности, а про социальное. Щедровицкий П.Г. Почему? Это лекция про акт деятельности. Верховский Н. Ну, хорошо. Про акт деятельности – это да, но из такого объемлющего пространства, т.е. не изнутри акта она читается про акт деятельности. Щедровицкий П.Г. Ну, правильно. Не изнутри акта. Но мы же уже изнутри акта поговорили. Мы же структуру акта деятельности и его внутренние организованности разобрали, но у нас имплицитно остался вопрос о том, а как проведена граница акта деятельности? Она откуда проведена? Что задает внутреннее напряжение, которое оконтуривается этой границей акта? И, собственно, сейчас я начинаю отвечать на этот вопрос. Поэтому фактически вводится онтология управления. Это то, к чему мы дальше пойдем, потому что мы прослушаем еще одну лекцию в этом семестре, и я утверждаю, что эта лекция в контексте обсуждения акта деятельности и смысла акта деятельности, как внутреннего, исходя из его структуры, так и внешнего, задающего место акта деятельности в онтологической картине. А в следующем году мы с вами будем обсуждать в седьмом семестре проблему рефлексии, понятие оргтехнической системы и понятие управления. Поэтому, если хочешь, то эта внешняя граница задается из будущих представлений об управлении. |
Верховский Н. И немножко о коммуникации. Щедровицкий П.Г. И немножко о коммуникации. А поскольку, обрати внимание, мы с вами знаем, что суть оргтехнической системы определена знанием, которое имеет объемлющий деятель по отношению к собственно базовому деятелю, то можно сказать, что это восстановление идеологии схемы знания, пропущенной через воспроизводство, втащенной внутрь акта деятельности как такой неуловимый элемент. Верховский Н. Да, не опредмеченный. Оно там действительно присутствует, но совсем в другой какой-то функции, по всей видимости. Щедровицкий П.Г. Согласились. Верховский Н. А еще один вопрос. Позиция, врисованная в схему акта и та позиция, про которую он говорил, которая выбор, которая свобода, которая определяет границу акта, – это понятийно и сущностно две разные позиции в теории? Щедровицкий П.Г. До появления матрешечных схем или после? Верховский Н. В тот момент, когда он лекцию эту читал. Щедровицкий П.Г. Ну, это 70-й год, поэтому представления о рефлексии есть, поэтому можно сказать, что в этот момент, конечно, позиция в акте просматривается как проекция или след или отпечаток рефлексивной позиции. Но у нас с вами еще один момент. Смотрите, потому что без этого тоже не будет полной картинки. После того, как мы с вами обсудим рефлексию и оргтехническую систему, мы с вами обсудим представления о методологии. Потому что идея, что методология и есть современный институт рефлексии, институт рефлексии, соразмерный качеству деятельностей современности, т.е. деятельностей, обеспеченных знаниями… Не понятно? Верховский Н. Институт рефлексии… Щедровицкий П.Г. Если философия себя определяла в период, когда другие виды деятельности не обладали собственными имманентными механизмами создания знаний… Верховский Н. Я понял. Это хитрая тема. Щедровицкий П.Г. …то методология возникает поверх философии в тот момент, когда она сталкивается с такими типами деятельности, как современная наука, инженерия, проектирование, т.е. с типами деятельности, которые внутрь уже включили мощнейший механизм производства знаний. Она замещает философию. Она утверждает, что философия не справилась с демократизацией знания. С распространением и выработкой и формированием параллельных институтов производства знаний, претендующих на онтологичность. Обратите внимание, не всяких знаний, не практико-методических. Практико-методические знания существовали всегда. |
А вот то, что современная наука претендует на то, чтобы создать параллельно со своими внутренними практико-методическими знаниями еще и онтологию, вот с этим философия не справилась. Верховский Н. Не справилась в социальном смысле или в инструментальном? Щедровицкий П.Г. Хороший вопрос. Не могу тебе сказать. Хотя между тем и другим нет особого различия в свете прочитанной мной сегодня цитаты. Раз не справилось социально, значит, не справилась и инструментально. Не смогла выстроить рефлексивную коммуникацию. Верховский Н. А методология делает примерно следующее. Она берет средства и философию по созданию знаний, переводит их в какой-то… Щедровицкий П.Г. Не забегайте вперед. Я же почему так сложно начал отвечать на твой вопрос, потому что схема акта появляется в тот момент, когда мы из позиции деятеля вышли в рефлексию, а потом вернулись в эту же позицию. А поэтому твой вопрос: этот позиционер он откуда? Он изнутри акта или снаружи? – он не правильный. Если в голове у тебя схема акта мысленно вписана в оргтехническую систему, в матрешку, то он и изнутри, и снаружи. Он является фигурой, нарисованной на фигуре. Верховский Н. Я слышу вопрос, но я немножко в другом повороте его задавал. Я имею в виду, помните, когда мы в прошлый раз разбирали материал, была дискуссия по статусу позиции, когда мы рисовали на доске. Собственно, чем характерна позиция внутри схемы акта и есть ли у нее собственное содержание или это замыкание одного на другое. И вроде бы тогда определились, что содержание внутри схемы акта есть. Оно, если я не ошибаюсь, задавалось с одной стороны средством, с другой стороны функцией… Щедровицкий П.Г. Давай иначе скажу. Если мы смотрим исключительно на схему акта деятельности, то позиция внешняя, это проекция рефлексивного отношения. Именно поэтому она – позиция, а не свободный полет индивидуализированной энергии, не вот эта чистая энтелехия, о которой говорит Георгий Петрович вначале. Не чистая свобода. И собственно позиционность и является способом сохранить свободу в условиях конкретной ограниченности любой деятельности, потому что сам принцип свободы дальше начинает трактоваться как возможность занимать позицию и выходить из нее. А в пределе занимать несколько разных позиций, ходить по позициям, понимая, что каждая позиция – она ограничена типом деятельности, условиями деятельности, типами социальной организации и так далее. Это то, что я вам читал, когда читал кусочки из малых групп, когда мы обсуждали схему воспроизводства. Помните такие кусочки из лекций по малым группам, где он критикует интеллигентов? |
Он говорит о том, что только интеллигенты могут говорить о бесконечной и ничем не связанной свободе, а реальная свобода – это всегда свобода принимать на себя дисциплину и способ организации, характерный для того или иного вида деятельности и при этом оставлять за собой возможность менять тип деятельности и тип самоорганизации. Верховский Н. Петр Георгиевич, когда вы выходите из типа деятельности, из позиции внутри типа деятельности, вы куда попадаете? Щедровицкий П.Г. Я попадаю в пространство методологической рефлексии. Верховский Н. Соответственно, там есть специфическая характеристика позиции методологического рефлексирующего методолога. Щедровицкий П.Г. В том числе. Но главное, там есть квадратики, в которых описаны типы мышления и деятельности. Т.е. элементами пространства методологического мышления и методологической рефлексии являются такие единицы, как типы мышления и деятельности. Поэтому я могу входить внутрь того или иного типа мышления и деятельности. Но не во все. Тут тоже надо понимать, что реально я, наверное, могу входить в три четыре таких типа мышления и деятельности, при том, что их полтора десятка. Но я как минимум знаю о существовании других. И, наверное, если меня сильно побить палками, то я освою такой тип мышления за относительно короткий промежуток времени – несколько лет. Верховский Н. А из какой позиции вас палками бить будут? Понятно, в принципе я об этом и спрашивал, потому что позиция внутри акта вроде бы жестко соотнесена с процессом производства продукта или перевода материала в продукт, а позиция, про которую вы говорите – у нее все по-другому. У нее типы деятельности, у нее вход и выход из типов деятельности и это другое содержание позиции. Я, собственно, это и пытался разбирать. Щедровицкий П.Г. Я не знаю, как к этому относиться, ну, разбирался – молодец. Верховский Н. Ну, скажите: «Да, они разные». Щедровицкий П.Г. Они разные. Верховский Н. Хорошо, я спокоен тогда. Ну, значок один, а сущности разные. Щедровицкий П.Г. Кто-нибудь, кроме Верховского собирается вопросы задавать? Если нет, то заканчиваем. |
Сноски и примечания |
(2) - цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
|
|