главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 38 . (проблематика рефлексии) |
§ 61 . (чтение текста ГП "Исследование понимания схемы и деятельности") |
Ответы на вопросы |
§ 61 . (чтение текста ГП "Из истории философских трактовок рефлексии", "Принципы возможного научно-теоретического подхода к рефлексии") |
Ответы на вопросы |
§ 61 . (чтение текста ГП "Усвоение. Рефлексия как механизм усвоения") |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 08 октября 2010 года |
лекция 38 | (Проблематика рефлексии) |
§ 61/?? (1) | (текст ГП "Исследование понимания схемы и деятельности") |
Щедровицкий П.Г. Друзья мои, у нас есть некоторые трудности, вызванные в том числе масштабом материала. Я напоминаю всем собравшимся, что, первое, мы с вами работаем четвертый год. Второе, мы с вами прошли три больших этапа: первый год – интерпретация схемы знания, второй год – интерпретация схемы воспроизводства деятельности и трансляции культуры, и третий год – интерпретация схемы акта деятельности. При этом, я пока не подводил итоги третьего этапа, в отличие от двух предыдущих. Для того, чтобы подвести эти итоги, нужно сделать некоторый шаг вперед, в частности, обсудить проблематику рефлексии, к которой мы собственно сегодня и перейдем, а потом уделить специальную лекцию попыткам подвести итоги этого третьего большого блока обсуждений. |
А поскольку понимание будущего является одним из важных элементов понимания настоящего, то, предполагая, что первый этап, то есть этап, связанный с содержательно-генетической логикой, интерпретацией схемы знания, достаточно широко представлен в текстах, мы подробно его проходили, материалы давно опубликованы на сайте и, в общем, так сказать, там есть с чем работать, то вот этот шампур, который увязывает три этапа – второй, третий и четвертый (еще раз повторю, до четвертого мы с вами в работе не дошли, но дойдем к концу этого или началу следующего учебного года), то я думаю, что такой текст будет достаточно полезным. Общеизвестно, что в одном и том же тексте (описывающим некоторое положение дел, формулирующим условия задачи и т.п.) разные люди находят и выявляют различный смысл, и сам по себе этот факт кажется естественным и не вызывает удивления. Но если мы сопоставим его с другим фактом, известным из специальных экспериментов, - во многих случаях эти люди одинаково определяют значения отдельных слов и частичных выражений, составляющих текст, - то он уже не будет казаться таким естественным, и у нас появится основание для того, чтобы задуматься. Во всяком случае, причину и источник расхождений в понимании текста надо будет искать не только в различии используемых людьми исходных значений слов, но также и в чем-то другом; даже при самой осторожной позиции мы должны будем признать, что значения образуют лишь одну группу факторов, определяющих процесс смыслообразования. |
Среди других возможных факторов, определяющих понимание текста (и характер выявляемого, или создаваемого при этом смысла), обычно называют: 1) цели, стоящие перед людьми, 2) принятые ими системы ценностей, 3) ситуации, в которых им приходится действовать, 4) представления об объектах, с которыми они имеют дело, и, наконец, 5) средства, которыми они пользуются в деятельности. Более того, многочисленные примеры из опыта нашей жизни и деятельности показывают, что участие в единой деятельности и обусловленное этим единство «рабочей» ситуации, средств деятельности и представлений об объектах, обеспечивают единство и близость понимания текста. Это происходит даже в тех случаях, когда значения отдельных слов и выражений сильно отличаются друг от друга или даже просто неизвестны каким-то участникам коммуникации; особенно ярко этот момент проявляется при переводах научно-технических текстов с другого языка: прекрасное знание значений всех слов не обеспечивает еще понимания смысла текста и, вместе с тем, можно очень точно улавливать этот смысл, не зная в точности значений отдельных слов и выражений. Таким образом, если мы хотим исследовать условия и механизмы понимания текстов или, более широко, условия и механизмы взаимопонимания людей в процессе общения, то должны привлечь к рассмотрению наряду со значениями отдельных знаков и стандартных выражений широкий круг внетекстуальных явлений, связанных с деятельностью, культурой и способами мышления общающихся людей. Этот принцип - а к нему исследователи приходили уже давно и от анализа самых разных сторон общения – до сих пор не мог быть реализован в исследованиях, поскольку до сих пор не был разработан метод, который позволил бы рассматривать вместе и в единой системе такие факторы, как цели, ценности, средства и операции деятельности, представления объектов и ситуаций - факторы разнородные, произвольно меняющиеся, постоянно взаимокомпенсирующие друг друга, да к тому же еще как бы пересекающиеся и сталкивающиеся друг с другом в актах коммуникации и совместной деятельности людей. Каждый из них рассматривался сам по себе, отдельно и независимо от других, но именно такой подход исключал всякую возможность понять законы и механизмы его жизни (а вместе с тем и характер его влияния на общение) как раз в силу их общей взаимозависимости, постоянных столкновений и взаимных компенсаций. |
Но точно также можно взять в качестве единицы и системы ту деятельность, посредством которой решаются отдельные частные задачи. Это будет представление деятельности, взятое как бы в другом «повороте» и на другом уровне структурности (см. рис.2). Мы называем такие представления деятельности «частными», или, что то же самое, представлениями «актов деятельности» (см. [Щедровицкий, Дубровский 1967d; Щедровицкий 1969b; 1968а; Дубровский, Щедровицкий Л. 1971а]). а) Среди этих «частных» изображений деятельности есть такие, в которых деятельность или ее отдельные элементы и подсистемы рассматриваются как зафиксированные, с одной стороны, в виде вещественных и знаковых средств, которые нужно усвоить, а с другой стороны, в виде норм тех процедур, которые нужно осуществить, чтобы получить определенные продукты, и в этом плане - как противопоставленные или противостоящие каждому отдельному индивиду… |
Это то, что мы с вами обсуждали на прошлой лекции как противопоставление способа деятельности и акта деятельности. …Подобные изображения того, что каждый человек должен делать, чтобы быть членом социальной системы, называются нами обычно «нормативными» изображениями деятельности (см. Щедровицкий, Якобсон 1962с, Щедровицкий 1965с; 1964с; Пантина 1966; Розин 1968; Непомнящая 1968; Москаева 1968; Генисаретский 1967a; Якобсон, Прокина 1967]). На рисунке-3 представлены те схемы, которые мы обсуждали как схемы предметной организации: схема «конверта» и более сложные, которые есть чуть более сложная структура организованности, характерная для такого образования, как научный предмет. …Все они выступают в роли «разборных ящиков», помогающих выделять основные элементы, как в своей собственной деятельности, так и в деятельности других людей (см. [Щедровицкий 1964а; Schedrovitsky 1966 j; Лефевр 1970; Розин, Москаева 1967; Розин 1967а, 196с; Самсонова, Воронина 1967; Симоненко 1967]).Каждый из этих способов изображения деятельности имеет свою область практических и методологических приложений, каждый задает особую группу моделей и схем, которые ложатся в основание тех или иных описательных или оперативных систем знания. |
Конечно, ответ на вопрос о том, какие схемы и модели деятельности вообще возможны и какие из них дают адекватное представление деятельности как действительности совсем особого рода, будет получен лишь в ходе будущего многолетнего развития Теории деятельности и всех опирающихся на нее дисциплин. Но уже сейчас можно отметить два существенных обстоятельства, характеризующих эти схемы. Мы с вами тоже этот вопрос обсуждали. Те, кто помнит, – когда переходили от схем знания в представление о деятельности и задавали два вектора: один на универсумальную трактовку в сторону схем воспроизводства, а другой – на схемы типа акта деятельности, которые позволяют использовать их как оргдеятельностные схемы для простейших и более сложных форм самоорганизации. …Благодаря этому схемы деятельности, когда они соотносятся с другими схемами, изображающими какие-то социальные процессы, отношения и связи, могут трактоваться как изображения механизмов этих процессов и связей (при этом всякая единица деятельности имеет, конечно, свою собственную систему, включающую разнообразные элементы и связи между ними). Тогда утверждение, что та или иная единица деятельности выступает как механизм, осуществляющий или производящий какую-то другую структуру, означает, что мы каким-то образом соотносим эти две структуры и устанавливаем между ними строго определенное отношение. |
Вторым важным обстоятельством является то, что уже существующие схемы и модели деятельности позволяют рационально и сравнительно просто объяснять такие соотношения между разными элементами нашего мира, которые до самого последнего времени вызывали одно лишь удивление и казались до крайности парадоксальными и мистическими. Здесь я делаю маленькую паузу, прежде чем мы перейдем к основной теме этой и следующей лекций, то есть к обсуждению представления о рефлексии. |
Вопросы - ответы |
Флямер М. Вопрос такой. Это был фрагмент раздела, посвященного постановке проблемы текста, да? |
Ну, понятно, то есть он там лингвистам и филологам объясняет, зачем нужны представления о деятельности, которых у них нет, и которые им мешают в интерпретации и обеспечении процессов понимания и коммуникации. Но это не наша ситуация. |
Но, к сожалению, все эти образования обычно рассматриваются как разнородные, и нет того языка и тех онтологических схем, которые бы превращали всё это в элементы единого конструктивного пространства, что приводит в частном случае к авариям и катастрофам техногенного характера или к ошибкам операторов и так далее и тому подобное. Для того чтобы этого не происходило, нужно иметь единую действительность, в которой все эти разнородные элементы будут представлены как элементы и организованности некоего единого целого. Такой действительностью будет теория деятельности. |
Флямер М. Приложение. |
Поэтому вот этот мотив моего чтения очень важен. Я хочу в разнородности текстов, этапов, шагов и так далее и тому подобное выявить, грубо говоря, одну базовую мысль и некоторые ее такие интерпретации. Вот Гельмгольц написал в одном из дневников. Он написал, что очень интересно читать выводы из исходно сделанных посылов. Собственные выводы. Поэтому вот так приблизительно и здесь. Вот есть базовая посылка, и есть какая-то совокупность выводов из нее. Когда их читаешь, если ты последовательно делал выводы, то очень интересно, к каким выводам ты приходишь, сделав некую посылку. Поэтому можете считать, что это одна посылка – и там десять выводов базовых. А то, что они разворачивались постепенно, приобретали, так сказать, разную окраску, разную акцентуацию, некую голографичность, объемность за счет того, что, будучи приложенными к разным видам материала, высвечивались отдельные грани, – это исторические нюансы, важные для понимания, и поэтому мною тоже вводимые в контекст лекций. Хотя в принципе, знаете, всё, что я сейчас говорю, изложено в моей трехстраничной статье вместе с Георгием Петровичем, но правда Георгий Петрович не принимал в ней участия, которая называется «Изложение системо-мыследеятельностной онтологии как системы принципов». Всё там изложено, всё на пяти страницах. |
И еще раз хочу сказать: в предисловии я, конечно, вас поддержу. Да, понимайте, как хотите! Вы мне не сын, не брат, понимаете, и что произойдет с вами от вашего понимания, честно говоря, меня не сильно интересует, даже с гуманистических точек зрения. |
Вот когда у нас полтора года назад в Фонде проходило обсуждение (по-моему, Коля Верховский даже его вывешивал на сайт внутри, так сказать, этого пакета материалов), для меня, например, была очень важной реакция Галины Алексеевны Давыдовой, которая сказала: «Я вот в том, что ты рассказываешь, его узнаю». И в этом смысле, если сравнивать трактовку этого моего большого гипертекста и сравнивать оценку этого текста, скажем, Борисом Васильевичем Сазоновым и Галиной Алексеевной Давыдовой, то мне оценка Галины Алексеевны Давыдовой ближе. Почему? Потому что мне важно, что она его узнает; не в том смысле, что я правильно текст цитирую, а что она, так сказать, мужа своего видит сквозь призму этого текста. А трактовать можно всё что угодно, понимаете? Потому что, в конце концов, личность же тоже, строя, так сказать, какое-то содержание, особенно развернутое такое, претендующее на онтологичность, очень многие вещи на уровне акцентов. Акцентов, интерпретаций, то есть неуловимых вещей, которые в текст не положишь. |
§ 61/?? | (текст ГП "Из истории философских трактовок рефлексии", "Принципы возможного научно-теоретического подхода к рефлексии") |
«Одним из таких явлений в нашей деятельности и в мышлении является рефлексия. Это - один из самых интересных и сложных процессов среди тех, которые мы наблюдаем в деятельности; одновременно рефлексия является важнейшим моментом в механизмах развития деятельности, моментом, от которого зависят все без исключения организованности деятельности, в том числе смысл текстов и значения отдельных знаков и выражений. Поэтому, анализируя процессы коммуникации и процессы понимания текстов, мы никак не можем обойти анализ рефлексии и рефлексивных отношений. 2. Из истории философских трактовок рефлексии |
У Фихте в дополнение к этому рефлексия получила эпистемологический оттенок (рефлексия знания есть «наукоучение»)(3) и была поставлена в контекст процессов развертывания или развития «жизни».
|
Естественно – это вытекает уже из самой формулировки темы, – что рефлексия рассматривается нами в контексте деятельности и с точки зрения средств теории деятельности. При этом два аспекта представляются наиболее важными: |
Затем, используя полученные таким образом схемы в качестве моделей, мы можем попытаться вывести из них специфические характеристики функционирования и развития сознания, смыслов, знаний, предметов и объектов, а также самой рефлексии – самой по себе и в отношении ко всем перечисленным организованностям деятельности. Но это означает, что должна быть задана схема такой кооперативной связи, которая могла бы рассматриваться в качестве исходной «рамки» для задания и объяснения в дальнейшем всех специфических проявлений рефлексии.
|
Самым простым будет случай, когда он сам (или кто-то другой) уже осуществляли деятельность, направленную на достижение подобной цели в сходных условиях, и, следовательно, уже есть образцы такой деятельности. Тогда ответ будет простым описанием соответствующих элементов, отношений и связей этой деятельности, лишь переведенным в форму указания или предписания к построению ее копии. Более сложным будет случай, когда деятельность, которую нужно осуществить в связи с поставленными целями и данными условиями, еще никогда никем не строилась и, следовательно, нет образцов ее, которые могли бы быть описаны в методических положениях. Но ответ все равно должен быть выдан, и он создается, теперь уже не просто как описание ранее совершенной деятельности, а как проект или план предстоящей деятельности. Но сколь бы новой и отличной от всех прежних ни была проектируемая деятельность, сам проект или план ее может быть выработан только на основе анализа и осознания уже выполненных раньше деятельностей и полученных в них продуктов. Каким должен быть этот анализ и фиксирующие его описания, и каким образом проект новой деятельности будет опираться на подобные описания – все это вопросы, которые должны обсуждаться особо (и частично они будут затронуты дальше). А нам важно подчеркнуть, что во всех случаях, чтобы получить подобное описание уже произведенных деятельностей, рассматриваемый нами индивид, если мы берем его в качестве изолированного и «всеобщего индивида», должен выйти из своей прежней позиции деятеля и перейти в новую позицию. Это внешняя позиция, как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности. |
Это и будет то, что мы называем рефлексивным выходом. Новая позиция деятеля, характеризуемая относительно его прежней позиции, будет называться «рефлексивной позицией», а знания, вырабатываемые в ней, будут «рефлексивными знаниями», поскольку они берутся относительно знаний, выработанных в первой позиции. Схема рефлексивного выхода будет служить первой абстрактной модельной характеристикой рефлексии в целом. |
Это могут быть собственно теоретические, идеальные связи, объединения и интеграции средств деятельности, объектов, знаний и т.п. при обслуживании какой-либо третьей деятельности (см. [Щедровицкий 1969b). Какая именно из этих связей будет установлена - в данном контексте это для нас не важно, но важно то, что какая-то из этих связей должна возникнуть, ибо без этого невозможна никакая кооперация». Поставил точку. Какие здесь вопросы? |
Вопросы - ответы |
Ищенко Р. Можно сказать, что методология сформировала собственное понятие о рефлексии, отличное от предыдущих? |
Ну, то есть без непосредственного вот этого, так сказать, понятного объяснения из самого движения. Дальше этот переход, скачок трактуется как смена средств, и смена средств выступает в качестве объяснительного механизма, показывающего, почему происходит такой переход. И тогда вот этот второй уровень – фактически уже рефлексия, будущая рефлексия – начинает трактоваться как результат смены средств. И переход от одной цепочки рассуждения к другой цепочке рассуждения необъяснимо в контексте самого рассуждения получает трактовку через смену средств, а смена средств привязывается к другому механизму, нежели мыслительная деятельность, и этот другой механизм потом, через шаг, получает название рефлексии. |
Теперь, столкнувшись с этим феноменом, они поставили перед собой задачу: как сделать процесс решания задач фундированным специальными процедурами осознания? Важно чтобы не нужно было решать сто задач и быть неуверенным, как пройдет сто первая, а можно было бы решить одну задачу и на основе этого одного решения построить способ решения. Тогда этот способ решения выступил в качестве объемлющей рефлексивной структуры по отношению к любому будущему решанию и позволил бы не попадать вот в эти ситуации умопомрачения. Это было названо формированием осознанности. Чего? Ну, так сказать, вот этого процесса решения – решания со стороны ребенка. И, начав с этим разбираться, то есть с тем, как возникает осознание и как формируется способ, они переоткрыли феномен рефлексии. |
Закирзянова А. Но он же в определенном возрасте их учил? Или он ***? Щедровицкий П.Г. Еще раз говорю: чем раньше, тем лучше. Дети после того, как они в зеркале видят себя и говорят, что это они… Закирзянова А. Вот, я про это и говорю. Щедровицкий П.Г. Сейчас, секундочку. А это наступает у разных детей в разном возрасте. Вот, например, у Лёвы – вот он уже знает, что он – это он, что его зовут Лёва и так далее. Закирзянова А. Ну, то есть он смотрит, там, не может что-то ребенок сделать, смотрит, как делает мама, и понимает, один может понять, почему, чем его действия перед этим отличались от действий мамы. И вот это вот принципиально. Щедровицкий. Сейчас. До детей, мам и так далее специально дойдем, потому что чтение лекций мамам про обучение детей – это мое ноу-хау. Но – еще раз! – услышь: с того момента, когда у него формируется первая рефлексивная конструкция… Я всегда привожу вот этот пример, чем рефлексивный ребенок отличается от нерефлексивного. Ребенка спрашивают: «Ты знаешь, как тебя зовут?» Правильный ответ? Ищенко Р. «Знаю». Щедровицкий П.Г. «Знаю». Неправильный ответ – «Петя». Я его не спрашиваю, как его зовут; я спрашиваю, знает ли он, как его зовут. В тот момент, когда ребенок ловит различие рефлексивных и нерефлексивных конструкций (а это происходит в среднем около трех лет), с этого момента он становится открытым к процессу обучения. А после этого есть два подхода. Первый – это напихать ему огромное количество схем-образцов, и такая педагогика в 99% случаев приводит к тому, что через какое-то время панель – ну, так сказать, панель сознания – заполняется этими образцами, и он перестает быть способным воспринимать что-то другое. И как только ситуация меняется, выясняется, что он ничего не знает и ничего не умеет, хотя вчера еще или час назад вроде умел и знал. А другая конструкция заключается в том, чтобы резко укрупнить эти единицы и передавать ему рефлексивные схемы, материальное наполнение которых может быть разным. Дальше я хочу вам сообщить страшную вещь, что, в общем, на человеческую жизнь одной схемы достаточно. Поэтому, если он освоил одну рефлексивную схему – ну, так сказать, достаточно типизированной деятельности, – то, в общем, он потом проживет спокойно, подставляя в эту схему те элементы, так сказать, материальной организации, которые она допускает. Если он освоил две или три – это гений. Гений! Большая часть людей за всю жизнь не осваивает ни одной схемы. |
И в этом парадоксы нашей сегодняшней системы социализации, подготовки и так далее, и тому подобное. Он может иметь определенный набор паттернов, ну и, собственно, на освоение каждого из них уходит какое-то количество лет. Ну, для, так сказать, такой четкой отработки; вот как было сказано, чтобы от зубов отскакивало, в том смысле, чтобы он мог ее реализовать, так сказать, с разными изменениями. Но чем он дальше растет, тем больше времени у него уходит на отработку одной из них. То есть, в детском возрасте, вот как в развивающем обучении, они могут освоить за два-три года. Потом выясняется, что когда они в четвертый класс перешли, это всё стёрлось, и уже следующую схему они могут осваивать все десять лет, оставшиеся до конца школы, и не освоить. Потом, когда он приходит с этими полутора схемами в вуз, он уже почти обречен. В этом проблема социализации и вхождения, включения человека в деятельность. Реплика. И в коммуникацию. Щедровицкий П.Г. Ну, а потом уже в коммуникацию. Потом, то есть это вторичная проблема, потому что, будучи рабом какой-то одной схемы деятельности, ему очень трудно включаться в коммуникацию с иными. Ну, тоже понятно, потому что у него потом начинает работать механизм проекции, и он думает, что все такие же, как он. А когда он сталкивается с тем, что другие не такие же, как он, а опознать другого он не может (у него же нет, так сказать, другой схемы), то начинается куча коммунальных и содержательных конфликтов. Вопрос. Скажите, пожалуйста, в настоящее время метод передачи и освоения рефлексивных схем отчужден и технологизирован или нет? Щедровицкий П.Г. Хороший вопрос. Это отдельная тема для разговора. Это не предмет моих лекций. Но я могу сказать так: да, существуют определенные группы педагогик, которые построены уже в идеологии и на опыте передачи некоторых рефлексивных схем. Вопрос. Они осмысленны в этих группах педагогик, осознанны? Щедровицкий П.Г. Ну да, естественно, иначе бы они не были передачей рефлексивных схем. Дальше они могут по-разному фокусироваться, эти педагогики, потому что, ну, я так сейчас очень грубо скажу: есть объективировано фокусированные педагогики, а есть субъективировано фокусированные. Ну, вот самый хороший пример – Вальдорфская педагогика. Вот очень интересный такой вот феномен, созданная лидером антропософской школы Штайнером педагогическая доктрина, в которой внутрь вмонтированы определенные рефлексивные схемы. Но это не единственный пример; таких примеров можно привести несколько. Но, еще раз, коллеги, давайте не смещать акценты, иначе будут лекции для родителей. |
Соколов А. А почему этот феномен рефлексии осмыслялся как смена средств, а не смена объектов? Даже на схеме – вот на этой, которая нарисована – есть только смена объектов. Средства-то одни. Щедровицкий П.Г. Нет, ну как же. Вот у этого средства одни. Вот там средства же наверху. Соколов А. Нет, у самой рефлексивной позиции ***. Щедровицкий П.Г. Нет, сейчас, еще раз. Как выход, это выглядит так: он находится здесь. У него здесь средства. Здесь же полный акт деятельности. Реплика. И объект там. Щедровицкий П.Г. И здесь объект, да. Потом он перешел сюда – у него сменились средства. Ищенко Р. И объект тоже. Соколов А. И объект. Щедровицкий П.Г. Сейчас, коллеги. Безусловно, потому что базовые организованности деятельности коммутированы друг с другом. Мы это с вами долго обсуждали на схеме акта, что поскольку это функциональная структура, то, положив то или иное материальное наполнение отдельного элемента (например, средства), мы практически автоматически приходим к необходимости сменить морфологическое наполнение других элементов акта. Начинать можно с разных вещей. Можно начинать с объекта, и под объект перестраивать структуру деятельности. Можно начинать с ценностей, с рамок. Это зависит, в том числе, и от культуры. Но это координированное единство как минимум из трех компонент: цели, средства, объекта. Я рисовал это неоднократно, когда мы обсуждали простейшую схему акта деятельности, как минимум. А реально организованностей больше, и соотношения между ними сложнее, и в этом смысле любая конкретная организованность, имеющая не только функциональное место, но и наполнение, намекает на наполнение других мест в структуре деятельности. Главное здесь – не быть ортодоксом. «Тупоконечники» с «остроконечниками» могут побороться. Одни будут кричать: «Средства!», а другие будут кричать: «Объект!» Понимаете, с какой стороны колоть яйцо. Честно вам скажу. Соколов А. Нет, ну просто исторически так сложилось, что они это как бы увидели на смене средств, да? Вот и всё? Они увидели ***. Щедровицкий П.Г. Нет, потому что Георгий Петрович неоднократно подчеркивает, что он «деятельностник». И для него объект есть вторичное по отношению к деятельности. |
Средства первичны для Георгия Петровича. Но он неоднократно подчеркивает это для особой категории людей – натуралистов, которых он любит, уважает. Он говорит, что «а для них объект первичен; ну, вот они такие». Ну, для них объект первичен. А для Георгия Петровича, как представителя деятельностного подхода, сам объект всегда есть инобытие каких-то средств. Каких? Средств объективации. Просто особых средств, метасредств. Не средств в смысле молотка, которым мы заколачиваем гвозди, а тех средств, которые, например, лежат в области категориальной организации пространства и времени. Потому что для того, чтобы молотком стукнуть – мы с вами специально аутистов обсуждали – и по пальцам не попасть, надо для этого сначала структурировать объект в широком смысле слова, то есть объектное поле. А это объектное поле структурировано некими базовыми категориями, впечатанными, в том числе, в нашу телесную морфологию. А иначе вы будете как вот эти вот больные из описываемых работ Кассирера. Я много цитировал, просто вы не прочитали это, а я специально цитировал большой раздел про больных, которые не могут сориентироваться в пространстве и во времени. Ищенко Р. Петр Георгиевич, а осознанность – это бытовой аналог рефлексии? Щедровицкий П.Г. Ну, да. Осознанность – это даже не бытовой аналог, а это синоним эффекта рефлексии, продукта рефлексии. То есть, рефлексия прошла, в результате стала осознанность, возникла такая, которая выстроена как объяснительная фальшь-панель для педагогов. Это же педагогам написано. Они, правда, слово «рефлексия» тогда не знали. Сейчас они все его выучили, и у них теперь рефлексия в школе происходит, а раньше просто осознанность была. Ищенко Р. Почему он такой мистический статус приписывает рефлексии в начале своего рассуждения? Щедровицкий П.Г. Потому что он говорит о том, что это всеобщий механизм развития деятельности, и в этом смысле, будучи вот этим всеобщим механизмом, он действительно необъясним. А откуда всё берется? Всё из рефлексии. Такой perpetuum mobile. Закирзянова А. А с пониманием как соотносится рефлексия? Щедровицкий П.Г. Дойдем до этого. Понимание у нас в следующем учебном году. У нас в этом году рефлексия, оргтехническая система, дополнительная трактовка методологии через понятие рефлексии, потом подойдем к акту коммуникации. А там, глядишь, появится и понимание. Тебе какой ответ надо? Что ты хочешь спросить? |
Закирзянова А. Нет, просто правильно ли я понимаю, что тот субъект – он как бы фиксирует у себя разрыв между одними средствами, которые он ***? Щедровицкий П.Г. Какой «тот»? Закирзянова А. Ну, вот, который нарисован. И средствами, которые… Щедровицкий П.Г. Там три нарисованы. Закирзянова А. Который посередине, с двумя стрелочками. Щедровицкий П.Г. Так. Что он фиксирует? Закирзянова А. Разрыв в средствах. Поэтому – средства. Щедровицкий П.Г. Ну, да. Он, будучи… Закирзянова А. Объект же не меняется? Щедровицкий П.Г. Да. Он, будучи… Вот Брэдли в своей работе, не помню уже какого, девяносто восьмого года позапрошлого века писал так: что такое рефлексия? Рефлексия – это способность, высунувшись в форточку, увидеть самого себя, проходящего по улице. Закирзянова А. Именно себя? Другого… Щедровицкий П.Г. Ну, подождите, вот секунду. У них, в их консциенталистской трактовке рефлексия, безусловно, только «моя рефлексия» и только рефлексия себя. При переходе к моделям Георгия Петровича происходит резкое расширение понятия и возможность, во-первых, рефлектировать других – ну, другую деятельность. Закирзянова А. А себя, прошлого себя? Щедровицкий П.Г. Например, в том числе, увязывать прошлое и будущее. Но самое главное – самому себя делать предметом рефлексии других. Через кооперацию. Потому что ведь почему Георгий Петрович говорит, что это, с одной стороны, вроде бы акт: я взял себя, как барон Мюнхгаузен, за волосы, вытащил из прошлой деятельности, повернул голову, посмотрел на себя прошлого вместе со своей прошлой деятельностью, впервые увидел ее как целое, потому что я ее увидел не изнутри; вот этот же человечек – он же изнутри смотрит на акт деятельности. Он видит только границы комнаты. А когда я смотрю извне, то при определенной, так сказать, проникающей способности моего взора я могу увидеть и внешнюю рамку этой деятельности, и ее внутреннюю структуру, как рентгеном просветить. Помните, что рентген Иван Грозный придумал, сказав: «Я тебя насквозь вижу!» Так вот, значит, поэтому – это переход, а с другой стороны, – это кооперация. Это значит, что это может существовать не как последовательность перехода из одной позиции в другую, а потом в третью, то есть в будущем, но это может существовать как одновременное функционирование разных деятельностей, одна из которых по отношению к другой выполняет функцию рефлексии, будучи самостоятельной деятельностью. Кстати, сразу хочу вам сказать, что это залог институционализации. |
Ширшов А. Институционализации чего? Щедровицкий П.Г. Не «чего», а институционализации как феномена. Потому что то, что было способностью индивида, становится системой кооперации, в которой одна деятельность по отношению к другой выполняет функцию рефлексии. При этом обратите внимание: у каждого из участников этой кооперации может не быть рефлексии как индивидуальной способности, но друг по отношению к другу они будут выполнять функцию рефлексии. Представляете, какая ерунда? И собственно многие системы деятельности так и устроены. Там кого ни спроси – рефлексии нет, не только что чужой, а даже своей собственной деятельности. А система рефлексии есть, потому что так выстроены отношения между деятельностями. Вопрос. А она исторически была так выстроена или её кто-то запроектировал? Щедровицкий П.Г. Жидомасоны. Алейник В. Скажите, а здесь есть некая параллель с развитием системного подхода, когда вот можно так попытаться проинтерпретировать? Ну, вот различили, увидели в элементе организованность и место, и в этом смысле уже безразлично, что человек как организованность перемещается из функциональной структуры одного акта к другому. Теперь уже рефлексия обсуждается как отношение собственно… ну, как некая система, в которой на место одного из элементов деятельности положен другой акт деятельности. Щедровицкий П.Г. Ну и что? Алейник В. И в этом смысле ведь здесь как бы параллель с изменением, с развитием системного подхода правильна, с Вашей точки зрения, или это так? Щедровицкий П.Г. Ну, зачем она, что она тебе дает, эта параллель, помимо того, что у тебя, конечно же, развитие категориальных средств системного подхода должно идти параллельно или в связи с тем, как у тебя меняются теоретические модели и схемы? Это же у тебя инструментарий, значит, он должен схватывать тип тех задач, которые ты решаешь. Алейник В. Просто Вы вначале давали установку смотреть изменения практик, изменения групп схем и типов схематизаций. Щедровицкий П.Г. Да. Алейник В. Имеет отношение эволюция системного подхода к изменению типа схематизации? Щедровицкий П.Г. Имеет. Я даже специально про это выступал на конференции по схематизации, потому что, с моей точки зрения, именно эволюция системного подхода и приводит по мере осознания этой эволюции к изменению требований к схемам. |
Потому что сначала, в общем, устраивают схемы состава, то есть даже не структурные схемы, то есть даже схемы без стрелочек и связей. Они достаточны, они как бы разборные ящики, они, в общем, будучи результатом и нумерацией материальных организованностей, выполняют очень важную роль. В котомке, которую носит с собой человек, который ремонтирует канализацию у вас в доме, может, конечно, быть структура. Ну, в том смысле, что он разные инструменты разложил на разные полочки в этом выдвижном ящичке. И в этом плане у него в голове некоторая структура котомки есть. Для внешнего человека там нет никакой структуры, просто вал инструментов, разложенных на этажи с выдвижными этими полочками, ну или, так сказать, в раздвижную какую-то там конструкцию. Когда мы от такого представления переходим к представлению структурному, простейшему, у нас появляются другие схемы. У нас появляются схемы, где разные элементы изображаются разными значками. Вспомните схемы из работы по игре: ромбиком – детей, кружочком – взрослых, игрушки – квадратиками и так далее. И между ними, так сказать, некие связи. На первом этапе вообще неспецифические связи. Просто всё связано со всем стрелочками и кружочками. Вот тебе и структурное представление. Очень похоже на то, как Курт Левин рисовал ситуации. Он просто физически изображал разные предметы. Ну, то есть как бы стул – стул, вот схема такая, а между ними связи. Откуда связи, чего связи, какие могут быть связи между стулом и игрушкой? Понимаете? Ну, это вот в башке-то связи у нас есть же какие-то. И ребенок, который хочет игрушку посадить на стул, – у него они связаны. Ну да, вот мы взяли, вынесли из сознания эти связи в схему. Получили такую схему. Смотришь на нее – что за схема? Мощная штуковина вообще. Потом переходим к различению функционального и морфологического на одном процессе. Получаем схемы следующего поколения, в которых есть место, есть наполнение. Схемы такие вот специфические, построенные на различении места и наполнения. Типичный пример – схема воспроизводства. Я уже про это говорил, не хочу повторять. Про рефлексию кто-то хочет что-то спросить? Соколов А. Про схему можно? Щедровицкий П.Г. Можно. Соколов А. Вы сказали, что эта схема получена наложением схемы знания на схему акта деятельности. Щедровицкий П.Г. Это я сказал Алейнику на его вопрос. Это не было основным лейтмотивом моего говорения. |
Соколов А. Да, не было. Я от этого хочу просто оттолкнуться, чтобы задать вопрос. Схема знания получена в содержательно-генетической логике. В способах схематизации правильно ли, как сказать, что если смотреть на эту схему из другой логики (например, формальной), то содержание, спрятанное за ней, будет недоступно? Оно доступно, только если смотреть… Щедровицкий П.Г. Я про это вам читал всю прошлую лекцию. Соколов А. Какую, тридцать седьмую? Щедровицкий П.Г. Да. Соколов А. Про это? Щедровицкий П.Г. Про это. Соколов А. Ну, то есть вопрос-то простой. Схема одна, но когда смотришь в разных логиках, вот разговаривая с представителем формальной логики, вроде бы как смотришь, рисуешь одно и то же, но передать содержание не удается. Способ схематизации… Щедровицкий П.Г. А тебе деньги за это что ли платят, передавать это содержание представителям формальной логики? Соколов А. Нет. Щедровицкий П.Г. Тебе должны молоко еще за вредность давать. Соколов А. Нет, не передав взаимопонимание, то есть проблема в коммуникации возникает. Щедровицкий П.Г. Может быть. Но ты как, что ты от меня хочешь? Ну, возникает. Есть два способа выхода из этой ситуации. Первый – не париться и не строить коммуникацию с представителями формальной логики; не тратить на это время, а работать только с теми, кто работает в той же логике, что и ты. Соколов А. А второй? Щедровицкий П.Г. Второй – не париться. Люди, владеющие и опирающиеся на разные онтологии, отличаются друг от друга больше, чем люди отличаются от животных. Соколов А. Это цитата? Щедровицкий П.Г. Конечно. И между ними, скорее всего, никакого понимания быть не может. Реплика. Но можно применить рефлексивный подход, рефлектировать его, этого представителя формальной логики, и тем самым построить с ним коммуникацию вопреки его желанию. Щедровицкий П.Г. А зачем тебе с ним коммуникацию строить? |
Реплика. Если нужно. Человеку же нужно зачем-то коммуникацию устраивать. Щедровицкий П.Г. Правильно, я же и спросил. Он, судя по всему, получает за это бабло, а хочет, чтобы мы решили какую-то его проблему с коммуникацией, за которую он его получает. Реплика. Я и говорю ему: отрефлектировать с помощью схемы рефлексии представителя формальной логики и самому выстроить за него с собой коммуникацию. Щедровицкий П.Г. Ну, подожди, я не понимаю. Точно не моя проблема. Соколов А. Нет, ну вроде бы заявляется, что рефлексия – она такой универсальный механизм, который… Щедровицкий П.Г. Нет, никто не говорит, что она – универсальный механизм. Соколов А. …может связать всё. Акт деятельности всё может связать, в том числе и разные логики. Щедровицкий П.Г. Нет, подожди. Соколов А. По-хорошему – должна связывать разные логики? Щедровицкий П.Г. Сейчас, еще раз. Мы не дошли до проблем понимания. Ширшов А. А до субъекта дошли или нет еще? Щедровицкий П.Г. До субъекта? Да, мы уже давно прошли его. Я отвечал на вопрос Алейника – про практики. Я сказал, что да, была сначала одна практика – ну, ровно в том смысле, в каком можно говорить про особую исследовательскую работу с текстами, которую они проводили на первом этапе, предполагая, что практика их будет конструированием новой логики. Но, не дойдя до этого – это мы с вами обсуждали, - они впервые столкнулись на материале с эффектами рефлексии. Зафиксировали эти эффекты, не нашли слова – и отложили как бы на будущее, то есть сказали, что есть что-то такое в регулярном мышлении, что не описывается как регулярное мышление, но играет очень важную роль. И, судя по всему, за этим стоит какая-то странная штука со сменой средств мышления, которая выражается, ну или проявляется через вот эти скачки рассуждений, в том числе скачки, вызванные сменой объекта и так далее. |
Теперь, после этого, уча детей решать задачи и описывая этот процесс решания задач, и главное – описывая, как научить решать задачу, то есть фактически попав в ситуацию, где им надо это средство сконструировать, для того чтобы обеспечить ребенка им и научить его решать задачи, ну или осуществлять какую-то деятельность, они вдруг вспомнили про это и сказали: «О! Наверное, это то, что педагоги называют осознанностью, а Гегель называет рефлексией». Вот тут начали читать про рефлексию вовсю заново. Ну, потому что люди же хорошие книжки читают много раз, каждый раз находят там что-то новенькое в зависимости от того, что с ними самими произошло за время, прошедшее с предыдущего чтения. Поэтому они переоткрыли этот феномен, а потом сказали: «Ну да, всё понятно, так это они про это именно говорили!» Поворот сознания, так сказать, с деятельности на самого себя и так далее. Может, прочитаем все-таки этот кусок? А то… Называется глава, сначала, прежде чем Никиту Глебовича, а Никиту Глебовича отложим на следующий раз, глава называется в самой статье Георгия Петровича «Усвоение. Рефлексия как механизм усвоения(5)»: |
§ 61/?? | (текст ГП "Усвоение. Рефлексия как механизм усвоения") |
«Усвоение. Рефлексия как механизм усвоения |
Резюмируя все эти различения, можно сказать, что ребенок научается строить разнообразные процессы деятельности, овладевая материалом необходимых для этого средств и усваивая способы деятельности, в которые эти средства организованы. |
Отвечая на этот вопрос, нам нужно произвести довольно тонкое различение: по-видимому, всякое построение каких-либо сложных процессов деятельности приводит к развитию каких-то психических функций. Но это чисто индивидуальный процесс; вновь появившиеся психические функции не находят никакого определенного и общественного фиксируемого выражения. Каждый индивид должен вырабатывать эти психические функции сам, он не может передать их другим, и поэтому с его смертью они умирают. Мы можем сказать, что здесь развиваются психические функции, но не появляется никаких новых объективных средств, а вместе с тем никаких новых объективных способов деятельности. А что нужно для появления новых средств и способов? По нашей гипотезе, для этого нужно, чтобы сама деятельность стала предметом специальной обработки, чтобы на нее направилась бы новая, вторичная деятельность. Иначе говоря, должна появиться рефлексия по отношению к исходной деятельности. Ее специфическая задача будет состоять в том, чтобы выделить в построенном процессе деятельности какие-то новые образования, которые могли бы служить средствами для построения новых процессов деятельности. При этом, очевидно, должно происходить какое-то сопоставление процессов деятельности с уже имеющимися системами объективных средств и способов, и только на этой основе может происходить действительно продуктивный анализ процессов. При этом, конечно, анализ не сможет ограничиться одним лишь процессом, а должен будет охватить также задачи, объекты и продукты процессов деятельности. Итогом рефлексии будет выделение и оформление в каком-то виде новых объективных средств построения деятельности. И только после того, как они будут выделены и оформлены, после того, как они станут особой действительностью, появится возможность усвоения их (в точном смысле этого слова, т.е. в форме способов деятельности) и развития тех психических функций, которые необходимы для оперирования этими средствами. Все это можно представить на схеме: |
Схема – очень смешная (рисует схему). Итак, чтобы построение различных процессов деятельности вело к нужному, собственно человеческому развитию способностей, необходимо, чтобы над этими процессами надстраивалась вторичная рефлективная деятельность. В свою очередь, она выделяла бы новые средства, оформляла их в виде объективно данных способов деятельности, и чтобы эти средства или способы деятельности затем усваивались в своей функции средств построения новых процессов деятельности, обеспечивая развитие соответствующих психических функций. |
Чтобы выйти из этого положения, человечество выделило рефлективную деятельность из процессов усвоения. Оно создало методологию, а затем науку как специализированные деятельности по выделению из всей массы тех процессов, которые строятся людьми, новых средств и способов деятельности. Оно отделило специализированную учебную деятельность, обеспечивающую усвоение этих выделенных средств и способов их применения. Оно построило особую систему обучения, т. е. особую искусственную систему задания этих средств, с одной стороны, в чистом виде знаковых и предметных оперативных систем, с другой - в виде специальных моделей деятельности. Вопросы есть? |
Вопросы - ответы |
Флямер М. На прошлой лекции обсуждался в связи с теми вопросами, которые Верховский тогда задавал, принцип рефлексии, но применительно к схеме акта деятельности, как уровневое построение самого акта деятельности. Разные организованности как бы на разных уровнях. И вроде бы тот же самый смысловой момент обсуждался, то есть закрепление новообразования в уровне. Вот, вроде бы, значит, когда мы рисуем схему акта, в том числе и вот на этой схеме, когда мы ее рисуем, мы как бы помним про такой принцип «уровневости» в самом акте. Теперь, а что это значит, что рисуется еще какая-то другая теперь рефлексия – рядом, в виде вот позиции? Это та же рефлексия, что при выявлении деятельностного содержания самой схемы акта с учетом ее – схемы – включенности в связи со схемой воспроизводства ***? |
Ну и более того, если ты теперь мысленно представишь, куда мы движемся, а движемся мы в сторону оргтехнических систем, то я ведь как могу теперь сказать? Что такое управление? Управление – это специализированная рефлексия. И поэтому один тип управления сфокусирован на одних типах организованностей деятельности, отслеживает их функционирование в деятельности и обеспечивает их развитие от одних актов деятельности к другим актам деятельности. Поэтому есть те управленцы, которые озабочены средствами, есть те управленцы, которые озабочены исходным материалом, есть те, которые озабочены знаниями. А есть те – это топ-менеджеры, которые озабочены ценностями. И над деятельностью возникает несколько рефлексивных обводов, каждый из которых кооперативно закрепляется как отдельная подсистема управления. Флямер М. Понятный сюжет, но я хотел в другую сторону задать вопрос, не в сторону движения оргтехнической схемы, а в сторону вопроса о схематизации. Потому что вроде бы опять же на прошлой лекции начиналось всё с чтений по этому вопросу, да? То есть, понимание и интерпретация схемы знания. И там обсуждался такой момент на материале этой схемы знания, что мышление, которое строится в содержательно-генетической теории, которое уже не традиционное, не обыденное и не научное, работая со схемой, не выполняет ее формальной онтологизации. И вот этот момент создания каких-то механизмов в самом мышлении, предотвращающих формальную онтологизацию, чтобы не ограничивать это мышление только традиционным, был поставлен как вопрос. Причем Вы вообще предлагали относиться к этому тексту Георгия Петровича шире, не только про схему знания, но и вообще про схематизацию. В частности, значит, про схему акта. Так вот, таким длинным как бы кульбитом возвращаемся… Щедровицкий П.Г. Так, а куда? Да, к чему же Вы ведете? Флямер М. Да, возвращаемся вот в этот момент. Щедровицкий П.Г. И что? Флямер М. Когда на доске реализуется схема акта деятельности… Щедровицкий П.Г. Да. Уровней в ней нет. Флямер М. …к которой ищется вот этот мыслительный подход, реализующий… |
Щедровицкий П.Г. Сейчас, подожди. Вот как раз очень хорошо. Я тебе отвечаю. Когда на доске реализуется схема акта деятельности, единственное, что нам намекает на наличие в ней уровней, – это сопоставление исходных зарисовок, простейших, и развитых зарисовок. Зарисовок исходных, в которых три-пять элементов, конечных зарисовок, в которых пятнадцать-двадцать элементов. И только это сопоставление этих зарисовок намекает нам на то, что внутри схемы акта существуют уровни: организованности при определенном мыслительном усилии могут быть отнесены к этим уровням, и в этом смысле принцип рефлексии присутствует в схеме акта деятельности и других схемах в качестве принципа их чтения. Соколов А. В самом способе схематизация отсутствует или нет? Щедровицкий П.Г. Нет, почему. Присутствует. Ты же не дурак, ты же помнишь, что была схема из пяти элементов и пятнадцати. У тебя элементарный вопрос, а как они друг с другом соотносятся, есть? Почему в 1961 году рисуют схемы из пяти элементов, причем сначала вообще без различения, грубо говоря, предметной организации и акта деятельности? Ну, потому что фигурки позиции нет. Мы с вами специально обсуждали долго, как внутрь схемы из организованностей вводится значок, графема позиции, и к какому перевороту в трактовке акта деятельности это приводит. Теперь я говорю: ну правильно, ребята, это в другом уровне. По отношению к схеме исходный материал-продукт-средство. Ну, вот эта исходная матрица. Знак позиции, конечно, находится в другом рефлексивном уровне. Он туда напечатывается как результат, в том числе, определенной фокусировки рефлексии. А то, что эта позиция конкретно возникла в определенной исторической ситуации на определенном материале, когда эта схема, как матрица, прикладывалась к определенному материалу, – эту дополнительную подсказку вам я даю, цитируя соответствующие тексты и выстраивая их в определенной последовательности. Соколов А. Способ схематизации без фигурки и с фигуркой разный или один и тот же? Щедровицкий П.Г. Разный. И что? Соколов А. И это самое важное. Щедровицкий П.Г. Кому как. Кому-то, например, больше всего интересно, почему в схеме акта деятельности нет ценностей, и он над этим вопросом медитирует, так сказать, весь оставшийся период времени. |
Сноски и примечания |
(1) - Нумерация параграфов дана в виде дроби. В ее числителе - сквозной номер параграфа в соответстсвии с данной интернет-публикацией. В знаменателе - номер параграфа в соответствиии с текстом лекций, который у меня на руках (Виталий Сааков). |
(1.1) - Вопрос Бахтурина к 37-й лекции в ее расшифровке не найден (Виталий Сааков) |
(2) - «Рефлексия не имеет дела с самими предметами и не получает понятий прямо от них; она есть такое состояние души, в котором мы приспособляемся к тому, чтобы найти субъективные условия, при которых мы можем образовать понятия. Рефлексия есть сознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания, и только при ее помощи отношение их друг к другу может быть правильно определено. Раньше всякой дальнейшей обработки самих представлений мы должны решить вопрос, в какой способности познания они связаны друг с другом... Не все суждения нуждаются в исследовании, т.е. во внимании к основаниям их истинности... Но все суждения и даже все сравнения требуют рефлексии, т.е. различения той способности познания, которой принадлежат данные понятия». [Кант 1907: 185, 189]. | |
(3) - «Рефлексия, которая должна происходить в том же осознании, есть состояние совершенно отличное от внешнего восприятия, отчасти даже противоположное ему... Знание в своей внутренней форме и сущности есть бытие свободы... Об этой свободе я утверждаю, что она существует сама по себе... И я утверждаю, что это самостоятельное, особое бытие свободы есть знание... В знании действительного объекта вне меня как относится объект ко мне, к знанию? Без сомнения, так: его бытие и его качества не прикреплены ко мне, я свободен от того и другого, парю над ними, вполне к ним равнодушен... Свободу, необходимую для того, чтобы сознание носило хотя бы форму знания, оно получает от объективирующего мышления, благодаря которому сознание, хотя и связанное с этим определенным построением образов, подымается, по крайней мере, над бытием и становится свободным от него. Таким образом, в этом сознании соединяются связанная и освобожденная свобода: сознание связано в построении, свободно от бытия, которое поэтому переносится мышлением на внешний предмет. Рефлексия должна поднять знание над этой определенной связанностью, имеющей место во внешнем восприятии. Оно было связано в построении, следовательно, оно должно стать свободным и безразличным именно по отношению к этому построению, подобно тому, как раньше оно стало свободным и безразличным по отношению к бытию... В рефлексии есть свобода относительно построения, и поэтому к этому первому сознанию бытия присоединяется сознание построения. В восприятии сознание заявляло: вещь есть, и больше ничего. Здесь новое возникшее сознание говорит: есть также образ, представление вещи. Далее, так как это сознание есть реализованная свобода построения, то знание высказывает о себе самом: я могу создать образ этой вещи, представить ее, могу также и не создавать» [Фихте 1914: 8-10]. |
(4) - Решающую роль здесь сыграли два момента: 1) необходимость объяснять специфику и происхождение методологических знаний (см. [Щедровицкий, Дубровский 1967d]) и 2) полемика с В.А.Лефевром по поводу предложенных им схем и формальных описаний рефлексии (см. [Лефевр 1965], а также для сравнения [Лефевр 1967/1973; Генисаретский 1968a]). |
(5) - О системе педагогических исследований (методологический анализ) // Оптимизация процессов обучения в высшей и средней школе. Душанбе, 1970. см.также "Педагогика и логика". М.: Касталь, 1993 |
Щедровицкий Петр Георгиевич. Родился в семье русского советского философа
Г.П.Щедровицкого. С 1976 года начинает активно посещать Московский методологический
кружок (ММК), организованный Г.П.Щедpовицким. В ММК специализируется
в области методологии исторических исследований, занимается проблемами
программирования и регионального развития. С 1979 года участвует в организационно-деятельностных
играх (ОДИ), специализируется в сфере организации коллективных методов
решения проблем и развития человеческих ресурсов. В настоящее время занимает
должность заместителя директора Института философии РАН, Президент Некоммерческого
Института Развития "Научный Фонд имени Г.П.Щедровицкого" - - - - - - - - - - - - - - - - смотри сайт "Школа культурной политики": http://www.shkp.ru - - - - - - - - - - - - - - - - источник фото: http://viperson.ru/wind.php?ID=554006 |
|
|
|