главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 40. (представление рефлексии) |
§ 63. (чтение статьи Н.Г.Алексеева "«Формирование осознанного решения учебной задачи") |
Ответы на вопросы |
§ 63. (продолжение) |
Ответы на вопросы |
§ 63. (чтение доклада Г.П.Щедровицкого "Рефлексия в деятельности") |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 29 октября 2010 года |
лекция 40 | (представление рефлексии) |
§ 63/?? (1) | (чтение статьи Н.Г.Алексеева "«Формирование осознанного решения учебной задачи") |
Щедровицкий П.Г. Так, коллеги. Под большим давлением у нас начали появляться какие-то вопросы и комментарии к лекциям. Значит, есть, очевидно, отрицательный такой горизонт комментариев. Это, на мой взгляд, все, что пытается проделать и организовать Ищенко. Почему он отрицательный? Потому что принципиально неправильное отношение к тому, что я рассказываю. Я пытаюсь строить онтологию, а это значит, что нельзя из нее выдергивать отдельные фрагменты и пытаться оформить их в качестве понятий. То есть можно, но не целесообразно. Смысл именно в сетевых отношениях между разными фрагментами, которые я рисую. Поэтому я бы поставил запрет на попытку трактовать тот текст, который я произношу, отдельно как понятие «рефлексии», отдельно как понятие «цели», «акта деятельности» или еще чего-то. Правильный горизонт вопросов начал задавать Флямер, но там другая проблема. Я отвечать на них не буду, потом, наверное, коснусь частично этих вопросов. Но, на мой взгляд, ты путаешь объектно-онтологическую интерпретацию и операционально-деятельностную. У тебя каждый вопрос содержит в себе ряд вопросов, которые отнесены к технологии и к операциям, и ряд вопросов, которые отнесены к объектно-онтологическим интерпретациям. Я, прочтя два раза этот текст, понял, что в таком виде, синкретическом, трудно на них отвечать. Направленность вопросов правильная, но вопросы не доведены до того уровня, где в самом вопросе ты бы проделал разложение вопроса и текста, который ты анализируешь, на объектно-онтологическую составляющую и операционально-деятельностную. Все больше ничего говорить не буду. |
Дальше стало довольны быстро понятно, что, сколько не увеличивай этого срока, никакого серьезного эффекта добиться нельзя, следовательно, нужно было пройти по принципиально другому пути – начать менять сами единицы организации содержания. Вот эта проблема была поставлена в начале 60-х годов, она была достаточно очевидна. При этом деструктивность подхода по расширению массива учебного материла с потерей основополагающих понятийных и категориальных курсов тоже была совершенно понятна. Причем она была понятна не только группе Щедровицкого, но она была понятна не в меньшей степени группе дидактов во главе с Лернером и с Кадкиным. И собственно этот тандем: с одной стороны, институт содержания образования Академии педагогических наук, с другой стороны, Институт дошкольного воспитания и Георгий Петрович с его группой аспирантов – они впервые в советский период ввели акцент дискуссии на проблематике содержания образования. А Никита Глебович занимался эмпирическими работами со школьниками, и ему нужно было фактически сконструировать новую единицу учебного материала. Ну, если забегать далеко вперед уже, когда я столкнулся Никитой Глебовичем, разговаривал с ним, это был уже достаточно поздний период – 75-77 года – он всегда говорил о том, что, в общем, все содержание современного школьного образования можно освоить за полтора года. И вот он знает, как организовать само содержание, для того чтобы это решить. А то, что мировая и советская педагогика не воспользовались результатами этих работ по, фактически, выходу, ну извините за каламбур, в рефлексивную плоскость по отношению к существовавшему содержанию учебных курсов и формированию рефлексивных единиц второго уровня, которые были бы направлены на формирование более общих способностей. Это с его точки зрения было обусловлено чисто социальными причинами. Поскольку школа является не образовательным институтом, а камерой хранения, как он любил говорить, то в камере хранения ставить вопрос об ускорении процесса хранения довольно бессмысленно, потому что деньги платишь за каждый день. И простаивающие ячейки никому не нужны. |
Статья называется «Формирование осознанного решения учебной задачи». В примечании сказано, что мысли, сформулированные в этой статье, стали исходным пунктом к диссертации автора. Первый раздел называется «Представление об осознанности». И начинается это так: «Когда в психолого-педагогическом исследовании говорят об осознанном решении учебной задачи, то, по сути дела, имеют в виду наличие у решающего задачу особой связи трех компонентов: понимания поставленной задачи, представления конкретной ситуации и соответствующего построения порядка действий. При этом задача выступает как требование дать ответ на точно поставленный в условии вопрос в некоторой общественно-зафиксированной форме, а конкретная ситуация дана через сами эти условия. В каждом конкретном случае построение порядка действий определяется первыми двумя компонентами. |
Разведя форму выражения различных компонентов задачи и безотносительное к этой форме определенное единство в решении задачи, мы можем раскрыть первый характерный момент данного представления об осознанности. Если учащийся решил задачу о движении велосипедистов, но тут же не решил задачу о движении поезда, отличающуюся от первой лишь формой предметной ситуации, то и первому решению придется отказать в наличии такой характеристики, как осознанность. Короче, мы можем говорить об осознанности решения лишь тогда, когда решаются все задачи данного класса, независимо от внешней формы их выражения… Значит, возвращаясь к тому, что я говорил в первой части в преамбуле. Проделав подобный типологический анализ школьных решебников того периода, то есть 62-64 года Никита Глебович пришел к выводу, что там внутри существует всего-навсего девять типов задач. И понятно, что как только мы превращаем в предмет освоения тип задачи в отличие от вида ее, то выясняется, что эти 9 типов задач за две недели осваиваются. Но мне это не удается. …Это эквивалентно тому, что осознанность предполагает типологичность связи трех вышеназванных компонентов решения задачи. Отсюда следует, что для каждого отдельного класса или типа задач существует одна единая связь трех компонентов, не меняющаяся внутри возможных вариаций в самом типе. Дальше сноска: Принадлежность задач к одному типу выявляется в логическом анализе деятельности решения задач и употребляемых в ней средств, при этом к одному и тому же типу относятся задачи, решаемые одним способом. Логически анализируемый способ решения выступает как норма решения, которая должна быть усвоена индивидом. По поводу понятия «способ решения» см. работу [9] Ну, насколько я понимаю, сейчас проверим, это работа Георгия Петровича про решение арифметических задач. Да. 9 – «Исследование мышления детей на материале арифметических задач»(1.1). Мы с вами ее читали. |
Психологическое представление о том, что осознанная деятельность решения учебных задач характеризуется особой связью трех компонентов... Внимание! …складывается на основе рефлексивного осознания процедур по проверке умения решать все задачи данного типа. Сноска. Оговоримся, что в большинстве случаев сам «тип» в педагогике понимается, исходя из интуиции, а не на базе строгого логического анализа, практически-конкретно, а не теоретически. Пропускаем второй раздел. III. АНАЛИЗ ПРИМЕНЯВШИХСЯ В АКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ, КАК ОСНОВНОЙ МОМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧПрежде всего, уточним понятие «процедура», которым мы часто пользуемся. Под процедурой мы будем понимать действие, для которого в каждом конкретном рассматриваемом случае можно выделить его цель и которое можно описать в словах естественного языка. |
Такое определение, не претендуя на точность, весьма удобно как рабочее и позволяет ряд других терминов – «операция», «процесс» и т.п. – использовать для иных целей. |
Анализ употреблявшихся в некотором акте деятельности средств сам есть деятельность. Следовательно, имеются два акта деятельности, связь между которыми состоит в том, что задача последующего акта деятельности заключается в исследовании средств предыдущего акта. В каждом акте деятельности по решению задачи принимают участие несколько разных средств; может оказаться, что во втором акте деятельности рассматриваются не все средства первого акта, а лишь некоторые из них. Поясним на примере. При решении алгебраической задачи употребляются самые разные средства, грубо их можно разделить на: 1) средства, на основе которых осуществляется переход от условий задач к составлению уравнения; 2) средства преобразования алгебраического уравнения к некоторой канонической форме; 3) арифметические средства. То есть опять статью Георгия Петровича и т.д. …Когда мы говорим об анализе средств решения учебных задач, то здесь специфическими выступают средства первой группы. Данные средства не формализованы, по их поводу – выбор, последовательность задания и т.д. – не существует единого мнения, они отданы на произвол интуиции и опыта каждого отдельного педагога, значительно усложняя его работу. |
Спрашивается: какими путями идет этот анализ, на какой основе, при помощи чего? Первоначально мы дадим только очевидный негативный ответ: такой анализ осуществляется не с помощью имеющихся у ученика математических средств. Правомерна версия, что он носит рефлексивный характер и, следовательно, регулируется совокупностью логических представлений. В нашей работе мы принимаем именно эту версию. Кто скажет, что здесь не нарисована схема акта деятельности и даже, может быть, схема шага развития, пусть первым бросит в меня камнем. IV. НЕОБХОДИМОСТЬ ОСОБЫХ ЗАДАЧ. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАНИЙПосле того… |
Вопросы - ответы |
Данилова В.Л. Вопросик можно бросить? Щедровицкий П.Г. Можно, бросай. Данилова В.Л. По-моему, совершенно явно нарисована эта схема, которую ты рисовал на позапрошлом занятии: Акт 1, над ним рефлексивный выход, возвращение в Акт 2 и 3. Ну, я приблизительно. Но при этом из акта деятельности указано тут наличие смысла. В этом смысле схема акта не нарисована, а рефлексия нарисована, на мой взгляд. Щедровицкий П.Г. Ну, слушайте, дело в том, чем хороша любая функциональная схема. Да ей до фонаря, что у вас в отдельных функциональных местах. Вы можете вынуть одно морфологическое наполнение данного места, мы с вами потратили 3 занятия на обсуждение логики системных процедур и на различение функционального места и наполнения и вставить туда другую морфологию с условием, что эта морфология выполняет соответствующий набор функций. Или ничего не вставлять, а работать с пустыми местами, что вообще гораздо эффективнее. Данилова В.Л. Но в этом-то смысле я и сказала. Есть функциональная схема рефлексивного выхода, при этом акт, не акт – это не суть. Щедровицкий П.Г. Послушай, если мою схему рефлексивного выхода, которую я вам приводил в тексте 73 года повернуть вот так вот. Ну, как нарисована схема. Вот у вас один акт, вот у вас другой акт, вот здесь у вас рефлексивная позиция. Все это обведено в еще один квадрат. То есть, матрешка присутствует. Теперь я беру вот эту схему, поворачиваю ее вот так, чтобы тот акт, который у нас второй, получился справа от меня, а это слева. После этого беру акты и поворачиваю по своей оси. Ну, потому что в предыдущей перерисовке они стояли друг над другом, а после того, как я их положил – ну, неудобно. Народ все время вверх смотрит, на спине лежит. Я их повернул на своей оси. Что получилось? Рефлексивная позиция получилась сверху, в объемлющем квадрате. Схема шага. Данилова В.Л. А.., тогда я не то услышала, мне показалась, ты сказал, что схема акта. Щедровицкий П.Г. Нет, еще раз, ребята. А акт у нас существует 15 раз. У нас существует самый простой акт, который характеризует структурный этап, где конверт, где человечка еще нет. И есть схема акта последняя, которую я вводил из уже работ 80-го года. Где уже акт вписан в пространство способа, где результат рефлексии и культурной нормировки по схеме воспроизводства сплющен обратно в инфраструктуру самого акта. Я продолжаю гнуть свою линию. Что схема одна. Что, Миша? |
Флямер М. Во-первых, насколько я помню по поводу схемы рефлексивного выхода, Дубровский говорил, что она к нему применима только на уровне акта деятельности. Но стоит ли переносить эту ограничивающую с его точки зрения характеристику, на схему шага развития? Щедровицкий П.Г. Слушай, я не знаю, что говорил Дубровский. Понимаешь, ведь все ученики Георгия Петровича отличаются одной проблемой, включая меня. Они, будучи сформированы в определенный этап жизни кружка, морфологически запечатлели на себе характеристики этого этапа, и дальше потом двигаться не смогли. Более того, при переходе от одного этапа к другому уходит вся генерация учеников. При переходе от эпистемологического этапа к деятельностному ушла целая генерация, от деятельностного к коммуникационному – еще одна, и от нее, от переходного этапа к мыследеятельностному ушла еще одна. Друг с другом они не разговаривают. Понимания того, что делают другие нет. Более того, наиболее продвинутые из них, имеется в виду в масштабе этапа, становятся самыми долдонистыми в масштабе целого – неспособными к какому-либо восприятию другой картинки. При этом – говорю я – удивительная вещь, для Георгия Петровича, с моей точки зрения, они были просто этапами развития одного представления. А для них, почему-то, нет. Я не могу объяснить пока почему, пока – вот доживу лет до 90, может, объясню. Флямер М. Тем не менее, мне этот момент не ясен. Зачем в схеме рефлексивного выхода, как ее не крути вертикальной или горизонтальной указывать одно и то же. Щедровицкий П.Г. Ну, подожди, слово «одно и то же» надо понимать не в том смысле, что я отождествляю акценты, производимые тем или иным типом схематизации, а я утверждаю, что это разные проекции одной и той же онтологической картины. Схема выступает в качестве проекции, ну и визуализации того видения, которое формируется, конечно же, из определенной позиции по отношению к одному онтологическому целому. При этом конструктивы, отдельные конструктивы мигрируют из схемы в схему вместе со своей категориальной интерпретацией, как то: знак позиции, табло сознания и т.д. Мы с вами помним о том, что весь цикл называется «Введение в синтаксис и семантику графического языка СМД-методологии». Поэтому нужно понимать, что сам перенос букв из схемы в схему ну или слов формирует... Шутка, повторенная трижды, становится понятием. Поэтому перенос отдельных графических узлов с их интерпретацией из схемы в схему, или на другом языке из проекции в проекцию, формирует собственно язык. Потому что для ребенка слова до определенного периода, сказанные в единственном и множественном числе, являются разными. |
И их употребление превращает через некоторое время в одно и то же. Так же и здесь – графема, погруженная в одну из схем, казалось бы, отличается от графемы из другой схемы. Но, по сути, сам перенос из схемы в схему создает ее впервые как единицу языка. Флямер М. Второй момент по поводу зачитываемого текста, уместно его сейчас задавать? Щедровицкий П.Г. Да, давай. Флямер М. Просто не очень понятно, каким образом состоялся переход анализа примененных в акте деятельности средств. Слово анализ указывает на «примененных», то есть, анализ того, что есть. Таким образом происходит переход к словам складывания способа, то есть, задание того, что должно быть. Щедровицкий П.Г. Слушай, вот уж точно не знаю, как у него осуществляется переход от одного к другому. Понимаешь, я пока не способен вызывать духов, поэтому ты можешь задавать вопросы мне, но задавать вопросы через меня Никите Глебовичу это… тарелочку мы не крутили, необходимой рассадки нет, медитации тоже. Да? Данилова В.Л. Но ведь можно сказать, что есть логическое условие, которое снимает лишние недоумения, по-моему. Никита Глебович – раб учебной ситуации. Поэтому может ли произойти внеучебная ситуация, вот этот переход от анализа того, что один раз сделано к способу? Ну, Бог его знает, там я понимаю, эти вопросы возникают. А в учебной ситуации там просто за скобками вынесена некая активность учителя, которая, собственно говоря, должна это объяснять. Поэтому ведь понятно, на какой момент указывает Бишоп. Щедровицкий П.Г. Еще раз, коллеги. Вот мне кажется, что многие парадоксальные моменты вызваны отсутствием паранормального зрения. Не может быть на этой схеме дан ответ на этот вопрос. Что ты и указываешь, потому что ты говоришь: а на этот вопрос мы отвечаем на схеме коммуникации, которая является развитой формой, схемой коммуникации учителя и ученика и различия ситуации учения и обучения, в которых в разных типах по-разному формируется способ. Ну, или можно сказать разный способ формируется. То, что он формируется по-разному в акте деятельности в предыдущем или в рефлексии. Но на этой схеме этого нельзя ответить. Данилова В.Л. Первое – коммуникация, а второе – погруженность того, что обсуждает Никита Глебович в оргтехническое яйцо, вниз этого яйца. |
Щедровицкий П.Г. Нет. Я бы про управленческое яйцо пока не говорил, я бы пока относился исключительно к пройденному материалу. К схеме воспроизводства деятельности и функционализации институтов обучения в рамках представления о воспроизводстве. Потому что трактовка отношений между учителем и учеником в терминах управления – это гораздо более поздняя интерпретация. Потому что для этого нужно ввести коммуникацию, потом протрактовать более широко, чем в оргтехнической схеме, отношения в мыследеятельности, а потом… Даже в одной из дискуссий, как сейчас помню, Георгий Петрович долго мне объяснял: почему полный... Почему не додумали педагоги, поскольку они построили периодизацию деятельности учащегося игра-обучение, ну и переход вот этот от игровой, как основной деятельности, к обучению. Да, ерунда все это, с момента рождения у него базовая деятельность – это управление. Поскольку первое, что научается делать ребенок – это управлять своими родителями и т.д. и т.п. А все остальные деятельности уже вытекают из деятельности управления, порождаются ею. И в этом – говорил он мне и объяснял, я, правда, про это даже книжку хотел написать, но не успел вовремя, а теперь некогда – и в этом смысл трактовки игры у Выготского. Что Выготский писал вроде бы про игру, а на самом деле увидел этот феномен управления и не смог отделить друг от друга игру и управление. Смотри все злоключения Даниил Борисовича. Данилова В.Л. Правдоподобно. Щедровицкий П.Г. Хорошо. |
§ 63/?? | (продолжение) |
Щедровицкий П.Г. Четвертый раздел. Так точно не дойдем до конца: …После того как была сформулирована необходимость в особом акте деятельности, направленном на анализ средств некоторого другого акта, встает вопрос, как этот акт деятельности реализовать. На него необходимо, прежде всего, ответить абстрактно, ибо, конечно, в каждом конкретном случае это будет своя особая реализация. Мы не найдем ответа на поставленный вопрос в стабильных задачниках и учебниках. Учебник на этот вопрос ответа не дает, а стабильный задачник содержит набор задач на вычисление и доказательство и небольшую группу задач иного типа – их мы разберем ниже. |
Дальше длинное разбирательство. Единство типа обусловлено применением общих средств. VII. АНАЛИЗ СРЕДСТВ. ДВОЙНОЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕННЫХ ЗНАКОВЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ ЗАДАННЫХ СРЕДСТВ И ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Написано, кстати, «рефлективное». …рассмотрение ранее решенных задач на предмет установления тождества применяемых средств и процедур. Ключевым продуктом этого анализа будет представление о процедурах решения как о последовательности действий. После того как сложился такой развернутый способ деятельности… Я ответ на твой вопрос пропустил, но на примере, не в общем виде, а на примере, он со страницы 387 "Педагогики и логики" по стр.403. …С психологической точки зрения можно утверждать, что способ решения по этой норме будет осознанным, так как в ее построении была задана особая связь трех необходимых компонентов: поставленной задачи, конкретного условия и последующего построения порядка действий. С точки зрения логики мы сформировали способ решения, так как в процессе проделанной работы учащиеся овладевают всеми тремя составляющими способами решения: средствами определения типа, средствами перехода, а третья группа – средства движения по оперативной системе – ими была отработана в другой деятельности… И, наконец, завершающий абзац. …Анализ деятельности по формированию способа решения дает интересные выходы к проблемам, связанным с творческой активностью учащихся. |
Ранее мы писали: «При анализе проблем, связанных с деятельностью индивида, для их решения и продвижения ко все более и более глубокому пониманию и отображению существа дела необходимо все время возвращаться к тому, как был выделен материал и основные линии исследования. Необходим анализ методологии самого исследования. Центральным пунктом такого анализа является понятие деятельности и его расшифровка. Высказанное имеет отношение и к проблеме творческой активности учащихся. Подчеркиваю, к вопросу о связи со схемой знаний. …где каждый последующий уровень возникает как замещение предыдущего или предыдущих уровней. Это обеспечивает их взаимосвязь и возможность построения генетического ряда уровней. Последнее, в свою очередь, позволяет построить определенную иерархию действий, к которой подводится ученик, и предугадать, могущие появиться вариации. |
Вторая деятельность – необходимый перекидной мост между первой и получившейся в итоге, когда были построены два общих необходимых средства, позволяющих решить все задачи данного типа. Вопросы здесь? |
Вопросы - ответы |
Верховский Н. От двоечника. |
Вот, у него выпятилось другое. У него выпятилась рефлексия, о существовании которой большевики догадывались давно. Еще начиная с периода анализа процессов доказательства и размышления. Но там это оставалось некой неуловимой материей, которая почему-то выступала таким своеобразным землетрясением, переводящим деятельность с уровня на уровень. Двигался-двигался-двигался, потом хлоп – и вдруг перешел на следующий уровень. И стал двигаться в другом уровне. И это фиксировалось в известных схемах из Аристарха Самосского – с перескоком. Лефевр их даже рисовал в тот период. За счет того, что он ушел в армию, он чуть позже пришел в Кружок, он застал концовку эпистемологического периода. Он рисовал схемы, которые потом получили название нотной азбуки. Схемы замещения знаний, переход он рисовал так: кружочек, такая стрелочка на другой уровень, стрелочка, стрелочка и кружочек здесь. Получалось, вот движется-движется в одном уровне, потом раз – и перескочил в следующий уровень и вот эта стрелочка его интересовала. Потому что он говорил: это что такое? Что выталкивает человека из одного уровня движения рассуждения в другой? Рефлексия. Но что такое рефлексия, они не понимали в тот момент. Это был некий всеобщий объяснительный механизм некого эффекта в деятельности, ну или в эпистемологических структурах. По сопричастности или как объемлющая система деятельности. Кто первый сказал: «Мяу» – не хочу разбираться. |
Щедровицкий П.Г. И схема другая. И, конечно, другой. В этой статье Никиты Глебовича фактически описана та схема рефлексии, которая приводится Георгием Петровичем в статьях 70-х годов – с рефлексивным выходом и т.д. Все это там есть. Только там за счет того, что с самого начала берется кооперация учителя и ученика – выхода рефлексивного нету. Там скорее две позиции, находящиеся в рефлексивном отношении друг к другу и задача заключается в том, что способ деятельности, который держит один из участников, то есть учитель, можно передать другому за счет специальной организации учебного процесса. А если мы смотрим с позиции ученика, то у него над одной деятельностью надстраивается другая. Если мы видим всю ситуацию, то мы говорим, что на самом деле это не он вышел в рефлексию, а это его вывели в пространство способа, который по отношению к первому акту выполнял рефлексивную функцию. Дальше можно разделить систематическое обучение и всякие провокационно-активные методы. Потому что в провокационно-активных методах я должен создать искусственный разрыв с тем, чтобы он сам туда вышел. И чтобы произошла встреча со способом, который я уже имею, как учитель, и потребности в этом способе, который формируется в момент выхода в рефлексию и начала анализа, и предыдущего акта с точки зрения его средствиального обеспечения. Но могут быть другие, более сложные конструкции, при которых я, например, не передаю ему способ. Мы начинаем вместе формировать в особом процессе дополнительном, который по отношению к предыдущему выполняет свою рефлексивную функцию. Поэтому функциональная структура рефлексии морфологически не рефлексивна. Там нет выхода в рефлексию. |
Флямер М. А с этой точки зрения, если вернуться к расширенной схеме акта деятельности, в которой есть этаж над способом и есть еще эта вертикальная полоса, которая называлась «рефлексия мира деятельности». Вроде бы расширенная эта схема – она «способ» как то, что оформляется, сдается в акт и соотносится с этой рефлексией мира деятельности, да? В отличии, как ее считать, что завязанные друг на друга горизонтальные и вертикальные… |
§ 63/?? | (чтение доклада Г.П.Щедровицкого "Рефлексия в деятельности") |
«Рефлексия в деятельности». Доклад на совместных заседаниях системно-структурного семинара и семинара по исследованию рефлексивных процессов 5-12 января 1972 года: «В моем докладе должно быть три относительно самостоятельных смысловых части. В первой части я постараюсь связать проблему рефлексии, как мы ее сейчас ставим и пытаемся решать, с культурной традицией обсуждения рефлексии в истории философии, с теми ситуациями и движениями мысли, в которых «рефлексия» была задана как некоторый культурный смысл и предмет философского обсуждения. Во второй части я буду излагать, и характеризовать те схемы и основополагающие представления, с помощью которых и в средствах которых мы пытаемся представить саму проблему рефлексии и объективировать ее, т.е. сделать рефлексию предметом собственно научного изучения. В третьей части доклада я попробую наметить те проблемы, которые возникают в разных научных предметах в связи с изучением рефлексии или использованием ее в качестве некоторой объясняющей и конструктивной схемы. |
Господствующей эта точка зрения стала только в XIX столетии. А до того широкие круги специалистов, я уже не говорю о великих философах, прекрасно понимали и знали, что в мире человеческой деятельности и в сознаваемом мире существуют не только вещи и предметы практического действия и научного изучения, но также смыслы и значения, к которым надо относиться совершенно иначе, нежели мы относимся к вещам и предметам нашей практической деятельности. Люди знали, что в мире человеческой деятельности, в сознаваемом мире существуют духи и призраки, что они подчиняются иным законам жизни, нежели вещи, и требуют к себе иного отношения. Этим я, конечно, не хочу сказать, что смыслы и культурные значения подобны духам и призракам; путем такого сопоставления я хочу лишь показать, что во времена Средневековья, Возрождения и Реформации, а затем Контрреформации понимание смыслов и значений как сущностей особого рода, отличных от вещей, облегчалось большим разнообразием существований, чем то разнообразие, которое мы признаем сейчас. |
А это, в свою очередь, связано с необходимостью оценить эту культурную традицию, определить модус ее существования, а затем найти определенную форму перехода от этой традиции к естественнонаучному подходу. Это необходимо, потому что наша задача состоит в том, чтобы превратить «рефлексию», заданную в качестве культурного значения и определенных смыслов, сначала в предмет научно-теоретической мысли, а потом в предмет практико-инженерной деятельности; одним из моментов такого преобразования будет задание рефлексии в качестве предмета эмпирического и экспериментального исследования. Пропускаю большой кусок. А может, не пропускаю. …Мой исходный тезис состоит в том, что мы можем понимать, и понимаем самые разные слова. Например, когда произносится слово «рефлексия», то подавляющее большинство слушателей понимает это слово, хотя каждый делает это по-своему, и, как правило, нет двух абсолютно одинаковых пониманий. Но это обстоятельство еще отнюдь не означает, что этому слову соответствует определенная вещь или определенный идеальный объект, что мы можем объяснять значение или смысл этого слова, указывая пальцем на какую-то вещь или на какой-то знаковый предмет. Наоборот, очень часто – а для слова «рефлексия» почти всегда – такого объекта или предмета просто не существует; но мы все равно можем понимать, и понимаем это слово – понимаем и без этого. |
Если бы мы теперь спросили, а откуда знали это слово старшие или откуда получил значение и смысл этого слова автор статьи в энциклопедии, то должны были бы ответить точно таким же образом: ему объяснили старшие, или же он прочел другие справочники или другие книги. Таким образом, из поколения в поколение передаются слова, включенные в определенные тексты, используемые нами при составлении новых текстов. Нас учат понимать эти тексты, при этом мы выявляем или создаем смысл и значение этих слов, и при этом отнюдь не всегда существуют вещи или предметы мысли, обозначаемые этими словами. |
Я должен буду делать это именно в силу того первоначально принятого тезиса, что слово «рефлексия» не имеет предметного и объектного референта. Существование таких референтов очень бы облегчило всю ситуацию; если же я отрицаю их, я должен прибегать к очень сложному анализу ситуаций деятельности и мышления и таким путем восстанавливать смысл и значения, минуя обращение к референтам. |
Этот второй большой переворот был связан с направлением, так называемого концептуализма, родоначальником которого был П.Абеляр (1079-1142), с попыткой трактовать мышление и дух как субъективные, душевные (впоследствии стали говорить «психологические») явления, а знания – как заключенные в сознании, в психике. |
Эта проблематика, таким образом, была непосредственно связана с проблематикой «истины» (или «истинности») и непосредственно выводила нас к проблемам объекта и объектности. Вы знаете, что уже Демокрит обращал внимание на типичные заблуждения и ошибки человеческой чувственности: палка, опущенная в воду, кажется как бы переломленной, сахар кажется печеночному больному горьким и т.д. и т.п. Так было понято, что восприятие постоянно нас обманывает. Очень скоро люди убедились в том, что и мышление не свободно от этого греха, хотя его развивали и культивировали именно для того, чтобы освободиться от подобных заблуждений. Но как только сам факт заблуждений был зафиксирован, так тотчас же встал вопрос об их причинах и источниках. Именно в этом контексте рефлексия была объявлена одним из важнейших источников заблуждений и ошибок. Рефлексия была объявлена механизмом, приводящим к ошибкам, причем – именно в силу ее специфической природы, в силу того что она не была связана непосредственно с объектами и объектностью. Это была «свободная» работа ума с другими идеями, работа, не детерминированная непосредственно самим объектом, а потому – приводящая к ошибкам разного рода. |
Особые ситуации, приведшие наряду с другим к формированию проблематики рефлексии, были связаны с анализом дискуссии и обсуждения. Это были ситуации, в которых один из спорщиков начинал объяснять, что именно делает его оппонент. Уже простейшие утверждения, что кто-то ошибается или, наоборот, прав, что кто-то нечто думал об объектах, а объекты «на самом деле» – другие и т.п., содержали в себе важный момент рефлексии – смену позиции и соединение в одном рассуждении двух позиций и двух точек зрения. |
Считалось, что очень многие схемы рассуждений могут быть развернуты по схемам силлогизма, и поэтому, когда сталкивались с невозможностью этого, т.е. с разного рода странностями, возникал очень важный и принципиальный вопрос, почему так происходит. По сути дела, это был вопрос о том, как же на самом деле развертывается рассуждение не по схемам искусственно нормирующей его силлогистики, а в его как бы естественном, природном течении. Но как только был поставлен этот вопрос и стали искать ответы на него, то тем самым произвели дифференциацию и членение на, с одной стороны, формальные правила, часто выступающие в виде схем рассуждения, а с другой – какие-то иные «натуральные» механизмы, развертывающие рассуждение независимо от формальных правил и вопреки им. |
Таким образом, рефлексия выступила как особая способность человеческого ума или сознания «копаться» в своем собственном содержании, расчленять это содержание и представлять отдельные его части в той или иной форме. Важно отметить, что в этом пункте появляются две традиции, или два направления разработок, которые первоначально, от Локка до Канта, были тесно связаны или даже склеены друг с другом, а затем начали постепенно дифференцироваться и разделяться, оформившись в существенно-разные направления исследований; первая их этих линий – собственно философская, а вторая – психологическая. Но и для той, и для другой, несмотря на все их различия, характерна трактовка рефлексии как самосознания индивида, или сознающего себя сознания. Для философской традиции проблема рефлексии выступала, прежде всего, как проблема разделения единого сознания на планы объективности и субъективности. Для психологии это была преимущественно проблема механизмов рефлексивной работы или же способностей выполнять эту функцию. Различение философского и психологического планов в обсуждении проблем рефлексии очень важно, и нужно будет специально обсуждать взаимоотношения между ними; но для этого, как вы понимаете, опять-таки нужны специальные исследования… Хочется уже, чтобы параграф закончился. Но не так-то было. …Весьма важным, если не решающим, обстоятельством была дискуссия с В.А.Лефевром… Собственно говоря, я все ради этого читал. … которая развертывалась в ходе работы системно-структурного семинара. Собственно говоря, именно его исследования, его работы, а также необходимость спорить с ним определили характер наших поисков и тот результат, который получился. |
Напомню также, прежде чем приступить к изложению и разработке самой темы, что в предшествующем изложении для меня особенно важными были три момента. Во-первых, я очертил те области и те ситуации, в которых, на мой взгляд, возникала реальная проблематика рефлексии. Я стремился показать, что при этом были охвачены или, во всяком случае, как-то участвовали в деле очень важные аспекты или стороны человеческой деятельности, мышления, сознания; так что сейчас, по сути дела, мы уверены в том, что рефлексия – это какая-то очень важная функция и очень важный механизм, без которого не может быть понят ни один предмет из области гуманитарного изучения. Во-вторых, я стремился показать, что на рубеже XI и XII столетий в поисках того места, куда могла бы быть помещена рефлексия, произошел очень важный перелом. Из плана «внешнего» для человека, из плана культуры, из плана мышления и деятельности, трактуемых как соотношение человека с внешним миром, рефлексия была перенесена в план сознания и психики, в план души, а дальше весь анализ, даже культурологический, направленный на внешние и экстериоризованные проявления человеческой деятельности, проводился в соответствии с этим новым представлением, т.е. на основе предположения, что имеется сознание, само себя и деятельность человека рефлектирующее. В-третьих, я стремился показать, что во всех попытках анализа рефлексии, исходящих из представления о рефлектирующем сознании, так и не было до сих пор найдено ни одной естественнонаучной модели рефлексии. Конечно, такое утверждение заставляет меня обсуждать работы Лефевра и его сотрудников, ибо, наверное, они претендуют на создание такой модели. Как вы знаете, я уже не раз пытался провести такое обсуждение, но оно не встретило достаточного понимания со стороны моих оппонентов. Поэтому, чтобы избавить вас от малопродуктивных препирательств, я несколько ограничу и сужу мое утверждение: я буду говорить, что, во всяком случае, такой естественнонаучной модели рефлексии не было найдено до 1960 г. После всех этих предваряющих замечаний, предполагая, что вы будете иметь их в виду и все время учитывать, я могу перейти ко второй части моего сообщения». А я уже не могу. Вопросы. |
Вопросы - ответы |
Верховский Н. Я представил… |
Щедровицкий П.Г. Можете спасти меня и сами прочитать эту первую часть, тем более что она опубликована в книжке, достаточно доступна, а вторую часть придется читать в следующий раз и завершать в следующий раз представление о рефлексии. Значит, я Верховскому уже рассказал план дальнейшего изложения. Повторю частично. Итак, мы завершаем момент про рефлексию, в следующий раз, если повезет. Потом обсуждаем представление о методологии и методологической работе как рефлексии. Это известная статья Дубровского и Щедровицкого 67 года. Потом переходим к анализу оргтехнической схемы от первых самых ранних зарисовок к самым сложным. А потом, пока еще не придумал на каком материале, рассматриваем проблему объекта управления. Ну, или рассматриваем проблему представления деятельности как объекта управления. И на этом этот фрагмент должен быть завершен. Когда это произойдет, я пока не понимаю. Ищенко Р. А потом акт коммуникации? Щедровицкий П.Г. А потом начнется, собственно, обсуждения акта коммуникации. |
Сноски и примечания |
(1) - Нумерация параграфов дана в виде дроби. В ее числителе - сквозной номер параграфа в соответстсвии с данной интернет-публикацией. В знаменателе - номер параграфа в соответствиии с текстом лекций, который у меня на руках (Виталий Сааков). |
(1.1) - В исходной расшифровке лекций большинство ссылок привязано к "старой", времен чтения лекций, версии сайта фонда им.Г.П.Щедровицкого. Нынешняя версия сайта на эту ссылку не отвечает, выдавая только название статьи (Виталий Сааков) |
(1.2) - Ссылка на "Фонд Г.П.Щедровицкого" заменена. |
(2) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
Щедровицкий Петр Георгиевич. Родился в семье русского советского философа
Г.П.Щедровицкого. С 1976 года начинает активно посещать Московский методологический
кружок (ММК), организованный Г.П.Щедpовицким. В ММК специализируется
в области методологии исторических исследований, занимается проблемами
программирования и регионального развития. С 1979 года участвует в организационно-деятельностных
играх (ОДИ), специализируется в сфере организации коллективных методов
решения проблем и развития человеческих ресурсов. В настоящее время занимает
должность заместителя директора Института философии РАН, Президент Некоммерческого
Института Развития "Научный Фонд имени Г.П.Щедровицкого" - - - - - - - - - - - - - - - - смотри сайт "Щедровицкий Петр Георгиевич" - https://shchedrovitskiy.com/ - - - - - - - - - - - - - - - - источник фото: http://viperson.ru/wind.php?ID=554006 |
|
|
|