главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 41. (представление рефлексии) |
§ 64. (чтение и обсуждение текста Г.П.Щедровицкого «Методологические проблемы терминологической работы») |
Ответы на вопросы |
§ 64. (продолжение) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 12 ноября 2010 года |
о лекциях на сайте Фонда предыдущей (до публикуемх лекций) версии - https://www.fondgp.ru/old/projects/jointly/school/0.html |
лекция 41 | (представление рефлексии) |
§ 64/?? (1) (1.1) | (чтение и обсуждение текста Г.П.Щедровицкого «Методологические проблемы терминологической работы») |
П.Г. Щедровицкий Мы с вами остановились в прошлый раз на статье, точнее на докладе «Рефлексия в деятельности» 1972 года, прошли первую часть и остановились на пороге второй части, в которой Георгий Петрович вводит представление о рефлексии. Но прежде, чем мы перейдем к этой второй части (я надеюсь, что сегодня успеем её дочитать), я бы хотел вернуться на шаг назад, к поза-позапрошлой лекции, то есть к той лекции, где впервые вводилось исходное представление о рефлексии, и прочитать вам фрагмент из другого текста. «Вместе с тем, до сих пор почти не было попыток описать рефлексию или тем более построить ее модель в рамках собственно научного, а не философского анализа деятельности и мышления. Во многом это объясняется тем, что не ставилась сама задача создания собственно научных теорий деятельности и мышления. Но если мы ставим и всячески подчеркиваем эту задачу, то непосредственно сталкиваемся с проблемами системно-структурного моделирования, теоретического описания и эмпирического анализа рефлексии в рамках соответствующих научных предметов. Эта задача определяет как тот ракурс, в котором мы должны рассматривать рефлексию, так и средства, с помощью которых мы будем ее изображать. |
Представления, накопленные в предшествующем развитии философии, связывают рефлексию, во-первых, с процессами производства новых смыслов, во-вторых, с процессами объективации смыслов в виде знаний, предметов и объектов деятельности, в третьих, со специфическим функционированием знаний, предметов и объектов в практической деятельности. И, наверное, это еще не все. Но даже этого уже слишком много, чтобы пытаться непосредственно представить все в виде единого механизма или формального правила для конструирования и развертывания схем. Поэтому мы должны попытаться каким-то образом свести все эти моменты к более простым отношениям и механизмам, чтобы затем вывести их из последних и таким образом организовать все в единую систему. Здесь повтор того куска, который мы читали. Самым простым будет случай, когда он сам (или кто-то другой) уже осуществляли деятельность, направленную на достижение подобной цели в сходных условиях, и, следовательно, уже есть образцы такой деятельности. Тогда ответ будет простым описанием соответствующих элементов, отношений и связей этой деятельности, лишь переведенным в форму указания или предписания к построению ее копии. |
Более сложным будет случай, когда деятельность, которую нужно осуществить в связи с поставленными целями и данными условиями, еще никогда никем не строилась, и, следовательно, нет образцов ее, которые могли бы быть описаны в методических положениях. Но ответ все равно должен быть выдан, и он создается, теперь уже не просто как описание ранее совершенной деятельности, а как проект или план предстоящей деятельности. Но сколь бы новой и отличной от всех прежних ни была проектируемая деятельность, сам проект или план ее может быть выработан только на основе анализа и осознания уже выполненных раньше деятельностей и полученных в них продуктов.
|
Повторяется схема, которую я вводил две лекции тому назад. Два квадратика (один – полноценный акт деятельности, другой – пустой акт деятельности, только с одной фигуркой позиции) и объемлющий квадрат, в котором находится позиционер, две интенции от которого, или от табло сознания (здесь нарисовано – от самого индивида) собственно упираются в верхнюю и в нижнюю деятельность. Отношение рефлексивного поглощения, выступающее как статический эквивалент рефлексивного выхода, позволяет нам отказаться от принципа «изолированного всеобщего индивида» и рассматривать рефлексивное отношение непосредственно как вид кооперации между разными индивидами и, соответственно, как вид кооперации между разными деятельностями. Теперь суть рефлексивного отношения уже не в том, что тот или иной индивид выходит «из себя» и «за себя», а в том, что развивается деятельность, создавая все более сложные кооперативные структуры, основанные на принципе рефлексивного поглощения. |
Вместе с тем мы получаем возможность даже собственно рефлексивный выход отдельного изолированного индивида рассматривать единообразным способом как образование рефлексивной кооперации между двумя «деятельностными позициями» или «местами». Но для того, чтобы две деятельности – рефлектируемая и рефлектирующая – могли выступить в кооперации друг с другом, как равноправные и лежащие как бы наряду, нужно, чтобы между ними установились те или иные собственно кооперативные связи деятельности и были выработаны соответствующие им организованности материала. Это могут быть собственно практические или инженерно-методические производственные связи передачи продуктов одной деятельности в качестве исходного материала или средств в другую деятельность; это могут быть собственно теоретические, идеальные связи объединения и интеграции средств деятельности, объектов, знаний и т.п. при обслуживании какой-либо третьей деятельности. То или другое, но какая-то собственно кооперативная связь должна быть. И это требование сразу создает массу затруднений и парадоксов. Дело в том, что рефлексивный выход, или, что то же самое, отношение рефлексивного поглощения, превращает исходную деятельность даже не в объект, а просто в материал для рефлектирующей деятельности. Рефлектируемая и рефлектирующая деятельности не равноправны, они лежат на разных уровнях иерархии, у них разные объекты, разные средства деятельности, они обслуживаются разными по своему типу знаниями. И чтобы теперь, преодолевая все эти различия, их можно было соединить в рамках единой кооперации практического, теоретического или инженерно-методического типа, нужны весьма сложные и изощренные организованности. Важнейшее место здесь занимают проблемы организации таких научных предметов, которые могли бы постоянно снимать, «сплющивать» рефлексию, т.е. объединять знания, онтологические картины, модели, средства и т.п., полученные в рефлектируемой и рефлектирующей позициях. И именно это породило специфический круг логических и методологических проблем, определявших развитие теоретической логики в XVIII и первой половине XIX столетия. Такая постановка вопроса заставляет нас углубляться в более детальный анализ самой рефлексивной связи и объединяемых ею деятельностей. Не имея возможности проводить этот анализ систематически, мы отметим лишь несколько моментов, наиболее важных для дальнейшего. |
Объединение рефлектируемой и рефлектирующей позиций может проводиться либо на уровне сознания – случай, который более всего обсуждался в философии, – либо на уровне логически нормированного знания. В обоих случаях объединение может производиться либо на основе средств рефлектируемой позиции – в этих случаях говорят о заимствовании и заимствованной позиции(3), либо же на основе специфических средств рефлектирующей позиции – тогда мы говорим о рефлексивном подъеме рефлектируемой позиции. Когда рефлектирующая позиция вырабатывает свои специфические знания, но при этом не имеет еще своих специфических и внешне выраженных средств и методов, то мы говорим о смысловой или допредметной рефлексии. Если же рефлектирующая позиция выработала и зафиксировала свои особые средства и методы, нашла им подходящую онтологию и, следовательно, организовала их в особый научный предмет, то мы говорим о предметной рефлексии(4). Каждое из этих направлений объединения и организации знаний характеризуется своей особой логикой и методами анализа. При этом одни способы и формы связи сохраняют специфику рефлексивного отношения, т.е. отнесенность знаний к определенным способностям познания (в терминологии Канта), к определенным видам деятельности и предметам (в нашей собственной терминологии), а другие, напротив, совершенно стирают и уничтожают всякие следы рефлексивного отношения(5). Но это все вопросы, которые нужно обсуждать в специальных работах. Хотя все изложенное в этом разделе должно рассматриваться скорее как намек на огромную область проблем, нежели как описание или введение каких-то средств и генетических принципов анализа деятельности, этого будет достаточно, чтобы понимать в дальнейшем использование идеи рефлексивных отношений при анализе терминологической ситуации и материала, на котором она складывается». Есть ли здесь какие-то вопросы? |
Вопросы - ответы |
Верховский Н. А нельзя перечитать еще раз? |
И собственно моя реплика против Ищенко в начале прошлой лекции и была направлена на то, что, с моей точки зрения, установка на понимание того текста, который я плету из имеющегося подручного тканевого материала, как на совокупность понятий (разрозненных, отделенных друг от друга единиц организации смысла-понимания) является неправильной установкой. А я изъясняю онтологию Георгия Петровича Щедровицкого; оно же – система мыследеятельностного подхода. И как онтология она связна, она не дробится на отдельные объекты, схемы и понятия. |
Не по грани «понятие онтологии», а по грани «онтология, доведенная до схематизации или не доведенная». Онтология, в этом смысле обустроенная для действия и деятельности или не доведенная. И критика спекулятивной философии осуществляется по другой грани проблематизации. Да, они были онтологичными философами, но при этом оставались в спекулятивной зоне, и их онтология оказалась не транслируема в ситуации научно-инженерного взрыва или научно-инженерной революции и формирования научно-инженерных профессий XVIII века. И поэтому пока вот этих, так сказать, инженерных типов деятельности не было в массовом порядке или пока эти инженерные деятельности самоопределялись относительно локально (педагогическая деятельность, медицинская деятельность, ну и так далее, там, архитектурная, военная), но не было тотальной инженерии, можно было ограничиться спекулятивной онтологией, или онтологией, существующей в философской форме её фиксации и трансляции. А после этой революции приходится трансформировать саму онтологию. Она должна быть адекватна новой ситуации. |
Флямер М. Но научность в этом смысле – это момент вот этой онтологической работы? |
Флямер М. Здесь есть один такой нюанс, относящийся к пониманию при чтении текстов и обсуждении самой методологии. Какой нюанс? Действительно, на уровне текстов идет всё время ссылка на исследование, то есть создание предмета по поводу рефлексии, для того чтобы стало возможно исследование – экспериментальное, эмпирическое – ее. Но при этом не понимается – что здесь? Но на уровне схемы, в которой обсуждается смена базовых практик Кружка, к этому времени – это не исследование. |
Понимаешь, а ты говоришь так: «Ну что они прятались, так сказать, за эту метафорику исследования?! Нет, чтобы сказать правду в лицо!» |
Данилова В.Л. К тому ответу, где ты сказал, что они строили онтологию, противопоставленную господствующей, и если бы это кто-нибудь понял, то это десять лет без права переписки. А в чем, собственно говоря, ты видишь это противопоставление? На мой взгляд, это просто доведение до схематического уровня, до какой-то абсолютной дуракоустойчивости. И, в общем, понятно всем, все это во вполне Марксовой онтологии. То есть, что есть всемирный кооперированный труд. То есть, в основе всей этой огромной системы лежит продуктивная деятельность – «от материала к продукту», а рефлексия мышления возникает как надстройка, связанная с тем, что в этой самой «от М (материал) к Пр. (продукт)» возникают какие-то разрывы. По-моему, у Маркса один к одному; в общем, даже упрощенно. То есть, по отношению к этому Маркс выступает как философ, который слишком эзотеричен, а Георгий Петрович действительно доводит до конца эту самую протестантскую революцию, рисуя вот эту онтологию максимально такой простой и доступной для инженерного действия (между прочим, тоже марксистская ценность; Марксова, не марксистская) форме. |
Данилова В.Л. Если в таком масштабе применить, но хотя тогда, на мой взгляд… Ну, чтобы это эксплицировать, нужно обращаться и к работам коммуникативного периода. То есть, вот на этом уровне построения кооперативных схем – не пройдешь. |
Просто вы почему-то решили, что это я читаю про некое пространство там, как объект. А я читал про пространственную организацию мыследеятельности, в том числе и на вашем полюсе. Потому что на моем полюсе она присутствует, а вот на вашем – я не знаю, что присутствует. И в этом смысле – ну да, конечно, я виноват, не могу, так сказать, лучом мысли одновременно передать вам всё пространство в целом, вынужден излагать его по частям и в определенной последовательности. А мог бы – просто мы бы собрались, я бы, значит, кнопочку нажал – и у вас сразу бы отобразилась в подкорке полностью вся онтология. И разошлись бы на этом. Времени бы сэкономили. |
Щедровицкий П.Г. Слова «сначала», «потом» – не работают. Уж если переходить в эту логику, то я бы сказал так: сначала рамка. А где рамка? А черт её знает, где она. Она то ли на объектной доске, то ли на технологической, а скорее всего вообще в третьем пространстве, в подпространстве принципов. Потом действие в соответствии с принципом, а потом его – действия – онтологизация и превращение рамки уже в более насыщенную – как опытным, так и мыслительным материалом, или промысленным. |
Щедровицкий П.Г. О! Это очень важное дополнение! Потому что молчание молчанию рознь. |
§ 64/?? | (...) |
Мой анализ будет раскладываться по двум тесно связанным между собой планам. С одной стороны, я буду строить модель той системы, которая, по моим представлениям, объемлет рефлексию и может задать для нее пространство существования. Здесь я буду осуществлять конструктивные шаги, рассуждать, оперировать с моей моделью. С другой стороны, одновременно с этой работой и параллельно ей я буду рефлектировать и буду стремиться осмыслить и описать все шаги и средства моей работы, ответить на вопрос, что я делал и почему я так делал, а вместе с тем буду пытаться еще и нормировать мою работу, в частности обращаясь к каким-то уже существующим логическим и методологическим знаниям и принципам. Таким образом, один план и одну действительность моей работы будут составлять нормы и принципы моих рассуждений, а другой план – сами рассуждения, описания и конструктивные процедуры, посредством которых я буду строить модель системы, объемлющей рефлексию и определяющей способ ее существования. При этом вы все время должны будете фиксировать и отмечать мои переходы из одного плана в другой, ибо без этого нельзя правильно понять всего того, что я буду делать. |
Мне важно подчеркнуть, что на этом этапе речь идет даже не о нормах и правилах создания научного предмета или знания. Речь идет о тех функциональных и культурно-нормативных требованиях, которые мы предъявляем и обязаны предъявлять к продукту нашей работы. |
Этот переход обусловлен тем, что в современных прикладных и даже собственно теоретических разработках моменты собственно научного мышления и его продукты – знания – всегда совмещаются с элементами и системами конструктивно-технического и инженерного мышления. По сути дела, сейчас граница между естественнонаучным и инженерным мышлением во многом стерлась и сместилась, расплылась. Вы прекрасно понимаете, что это обстоятельство точно также приводит к деформации и трансформации норм и стандартов научного исследования. Как правило, в научное мышление довольно свободно включаются самые разные моменты и элементы из других сфер и типов деятельности, а это ведет к общей «свободе нравов», к ослаблению нормировки и стандартизации. Дальше, соответственно, про то, что надо создать новые стандарты и так далее. …По сути дела, я тем самым уже сформулировал еще один методологический принцип, очень важный для моего рассуждения. Я утверждаю, что недостаточно сказать, что мы хотим превратить рефлексию в предмет научного мышления и инженерной практики; нам необходимо еще знать, какого типа научное знание мы хотим сформировать о рефлексии, каким именно предметом должна быть и будет рефлексия. Это тем более важно, что сейчас мы уже знаем достаточно большое число разных по своему типу знаний. |
1) естественнонаучное знание типа «ботанического»; Я перечислил все эти знания без какой-либо претензии на их классификацию, рассчитывая лишь на то, что сам этот перечень даст вам представление о том ареале, в рамках которого мы должны ставить сам вопрос о том, какого типа знание о рефлексии мы хотим получить в результате нашей работы. |
Ведь наша задача состоит в том, чтобы прежде всего выбрать какой-то из этих образцов, а соответственно ему – ту или иную технику исследовательской работы. Я бы даже рискнул сказать, что если мы этого не сделаем, то наша работа будет просто непрофессиональной… Дальше чуть-чуть пропустим. Он, собственно, обсуждает, надо ли выбирать, как процесс этого выбора происходит, чем он регулируется и так далее и тому подобное. …Я сослался на пример этой дискуссии, чтобы показать, что уже в середине XVII столетия была отчетливо осознана разница между естественным и искусственным представлением знания и что крупнейшие умы европейской философии и науки встали на точку зрения искусственного образования и формирования знаний. Кстати, хочу сказать, что из наиболее развернутых форм типологизации я у Георгия Петровича нашел двадцать четыре типа знаний. Ну, это так, на будущее. …и сформулировал то основное положение, что мы встаем перед необходимостью выбрать тот или иной образец для построения знаний о рефлексии, в конечном счете, теоретической системы, описывающей рефлексию. Я утверждаю, что эта акция выбора является, по сути дела, решающей в определении направлений и результатов всей нашей работы. Поэтому все вы должны обратить на нее особое внимание. |
Реализуя заданный выше методологический принцип и осуществляя предначертанный им выбор основных онтологических схем, я утверждаю, что для меня рефлексия существует в деятельности… Слово «для меня» можно опустить, Миша. То есть это, поскольку в зале сидит Лефевр, то это специально для него. Это можно было сказать так: не «для меня рефлексия существует в деятельности», а «для вас я сообщаю, что она существует в деятельности». Что она существует в деятельности, а для вас я это сообщаю, что вот она так существует. …является особой структурой и особым механизмом в деятельности. Сделав этот выбор… Верховский Н. А у него там деятельность в списке знаний есть? …я вместе с тем отвечаю на вопрос, каким по своему типу должно быть знание о рефлексии: это будет знание о деятельности и ее организованностях. Это последнее утверждение вытекает из того, что деятельность для меня является объектом особого категориального типа… Это онтологическое утверждение. Это утверждение о типе онтологии. …и что в моем арсенале существуют специальные методологические знания, описывающие, с одной стороны, специфику деятельности как объекта, а с другой – специфику знаний о деятельности. Между тем и другим – характеристиками объекта и характеристиками знаний – установлены соответствия и связи. Главное здесь не в том, что я задаю для рефлексии более широкий контекст; главное состоит в том, что я задаю специфическую категориальную характеристику этого контекста, т.е. объемлющей системы, и тем самым накладываю целый ряд методологических принципов на саму рефлексию. |
Я исхожу из предположения, что деятельность уже стала, точнее, уже сделана особым предметом мысли, что она изучается и что, следовательно, созданы основные элементы того, что может быть названо идеей деятельности и концепцией деятельности. Но я бы говорил, конечно, жёстче. Я бы говорил: не «исходя из схем», а «в онтологии деятельности», с помощью такого инструмента, как моделирование и схематизация. … Я строю и должен построить модель рефлексии, исходя из схем деятельности и развертывая эти схемы; в этом и состоит смысл сформулированного мною выше положения. Но когда модель рефлексии будет построена, я смогу употреблять ее разными способами. Я буду накладывать ее на любую действительность, где обнаружатся подобные структуры, в том числе за рамками самой деятельности. Значит, я использую сформулированное выше утверждение как методическое средство работы, но оно никак не используется мною в онтологическом смысле. |
Выдвинув это первое предположение, мы решаем сразу массу разных задач. Щедровицкий П.Г. Вера, так где, на какой…? …Причем, отвечать на этот вопрос я буду, уже имея перед собой изображение рефлексии, и, следовательно, смогу работать методологически. |
Здесь очень важно понять, что подобное изображение рефлексии, полученное в онтологии теории деятельности, не будет знанием о рефлексии – такие знания мы еще только должны будем получить, – а будет, повторяю, изображением рефлексии как объекта. Но наличие такого изображения объекта в соединении с методологическими знаниями о возможных типах предметных знаний и методах их получения даст мне возможность проектировать мой будущий результат и планировать весь процесс его получения, всю совокупность разработок системы, описывающей рефлексию. По сути дела, я буду решать задачу так же, как Архимед решал свои математические задачи на определение площадей, ограниченных кривыми: сначала он моделировал их из кусков кожи, взвешивая эти куски, таким путем определял величину площади, а потом искал метод чисто математического вычисления. В этом и состоит смысл приема двойного знания. Короткое изложение лекций «Знак в деятельности». …Соответственно этому, знак будет существовать один раз и одним способом на уровне синтагматики, другой раз и другим способом – на уровне парадигматических конструкций значения, третий раз и третьим способом – на уровне парадигматических знаний и т.д. |
Поэтому, если мы будем подлинными гуманитариями и не будем сводить свою исследовательскую позицию к плохой позиции естественника, то мы поймем, что смысл как создается, так и восстанавливается. Оба эти определения в равной мере справедливы и не противоречат друг другу, модель смыслообразования такова, что она заставляет нас объединять эти две характеристики. Таким образом, индивид, получивший текст сообщения, будет понимать его, т.е. восстанавливать его смысл, соответственно той ситуации деятельности, в которую он этот текст включает. Но, кроме того, есть еще третий индивид, осуществляющий тот самый акт деятельности, который входит второй компонентой в структуру рефлексии как кооперации, тот индивид, который осуществляет специфическую часть рефлексивной кооперации. Он тоже должен понимать текст сообщения, созданного первым, но он будет понимать его совершенно иначе, нежели второй индивид, прежде всего потому, что он, соответственно своей позиции, осуществляет и должен осуществлять совсем иную деятельность. Этот момент является главным в понимании, как природы рефлексии, так и возникающих относительно нее проблем. Для третьего индивида ситуация понимания является принципиально иной, нежели для второго – уже хотя бы потому, что в его ситуацию в качестве материального элемента входит сам второй индивид со всеми его процессами понимания и деятельности. Это различие ситуативных позиций, определенных относительно одного, единого для них текста, различие позиций, заставляющее видеть в этом тексте принципиально разный смысл, и создает, собственно, то, что может быть названо ситуацией рефлексии. Это положение настолько важно, что я хотел бы повторить его еще раз. Рефлексия возникает потому, что люди, работая в сложных системах разделения деятельности и кооперации, имеют в этих системах деятельности отличающиеся друг от друга позиции. Каждый из них в одной и той же системе деятельности имеет перед собой всегда принципиально разные ситуации. И даже в тех случаях, когда их работа связана с одним и тем же, общим для них для всех текстом, они должны понимать его по-разному, должны восстанавливать в нем разный смысл соответственно различию своих позиций и определяемых этим ситуаций. Но эти индивиды обязательно должны общаться друг с другом, должны коммуницировать, и, следовательно, должны понимать друг друга и обмениваться своими разными смыслами. |
Это положение вносит вторую дополнительную компоненту в противопоставление и различение позиций второго и третьего индивидов; они извлекают из одного и того же текста разные смыслы, но в системах деятельности эти смыслы должны быть обобществлены. И именно это соединение и сочетание двух разнородных характеристик разных позиций в деятельности, соединение и сочетание того, что выделяемые в тексте смыслы должны быть разными и вместе с тем они должны быть обобществлены и, следовательно, должны быть одинаковыми, именно это сочетание двух, казалось бы, исключающих друг друга требований и создает ситуацию рефлексии. Если мы обратимся к историческим условиям возникновения подобных ситуаций, то должны будем рассмотреть такие организации деятельности, в которых появляется необходимость в собственно знании об объекте (в отличие от мнения) и, соответственно, необходимость в мышлении. Ведь если у всех нас, общающихся, скажем, в условиях этого семинара будут разные понимания одного и того же текста, если мы будем извлекать разные смыслы, не имеющие общей обобществленной части, то мыслить и научно исследовать объект мы не сможем. У нас не будет единого объектного поля, к которому может быть отнесен этот текст, мы не сможем такое поле восстанавливать, у нас не будет мышления. Но и наоборот, потребность в мышлении и в знании порождает рефлексию как средство и путь восстановить единое объектное поле и единую систему смысла для текста. И, по-видимому, эти процедуры восстановления единого объектного поля и единой системы смысла для определенных наборов и комбинаций позиций могут быть нормированы и зафиксированы в правилах. Но это и означает, что будет нормирована и зафиксирована в виде определенных правил сама рефлексия. Другими словами, хотя каждая позиция в системе деятельности влечет за собой строго определенный смысл и тип смысла – и это обстоятельство, казалось бы, должно нарушать и расстраивать взаимопонимание между действующими индивидами, – несмотря на это и в добавление к этому существует еще единое объектное поле, обеспечивающее взаимопонимание. И к этому единому объектному полю должны быть сведены все разнообразные смыслы, полученные в разных позициях. И эта процедура сведения разных смыслов к единому объектному полю, процедура нивелировки различий в позициях и точках зрения составляет важную, можно даже сказать, решающую часть того, что мы называем рефлексией. Без этой завершающей части сведения смыслов к объектному полю рефлексия вообще не может рассматриваться и анализироваться. |
Эта задача – приведение смыслов к общему знаменателю – может решаться разными способами: путем создания определенных логических правил, путем создания особой онтологии, задающей единый объект, путем особых структур рассуждения и т.д. и т.п. Но все это – лишь разные способы завершения рефлексии, приведения смыслов к единому объектному полю. Более того, если мы рассматриваем рефлексию не в субъективном, а в объективном плане, то мы должны будем сказать, что именно эти процедуры выражения смыслов через объекты, или, иначе, управления процессами смыслообразования путем включения в них определенных объектных представлений, составляют ядро и сущность рефлексии. То же самое можно сказать еще и другим способом. Ядро и сущность рефлексии составляет такая организация ситуации, единой для всех действующих индивидов, которая дает возможность всем индивидам, несмотря на различие их позиций и объективное различие тех смыслов, которые должны в этих ситуациях образовываться, видеть, понимать и восстанавливать один и тот же объективированный, а, следовательно, и нормированный смысл. Я утверждаю, что каждый раз, когда возникает такая ситуация, то вместе с ней возникает рефлексия или, во всяком случае, появляется потребность в рефлексии. А это значит, что если мы хотим проанализировать и объяснить сущность рефлексии, то мы должны обращаться к анализу подобных ситуаций». Вот теперь, Миша, пауза. |
Вопросы - ответы |
Соколов А. Можно, пока Миша думает, маленький вопрос? Щедровицкий П.Г. Всё можно. Соколов А. А что, на самом деле рефлексия нужна для того, чтобы как-то восстанавливать процесс понимания? Ну, ликвидировать вот эти вот разрывы, порывы, взрывы и так далее. Только для этого? Щедровицкий П.Г. Знаешь, как это, всегда важно… Соколов А. Нет, я понимаю, что это важно. Щедровицкий П.Г. До или после. Знаете, когда кефир надо пить, до или после? Знаешь? Верховский Н. Вместо. Щедровицкий П.Г. Да. До того, как она образовалась или после того, как она уже образовалась? После того как она уже образовалась, вы в своем индивидуальном движении можете применять её по любому назначению, в том числе и гвозди заколачивать. А если её у вас нет, то источником её образования являются подобные ситуации, потому что если источником её образования являются другие ситуации – ну, например, ситуации самоанализа… Вот у меня в свое время с Фруминым был такой спор. Они поучаствовали в оргдеятельностной игре, потом приехали к себе в физико-математическую школу, сделали для детей такую же программу, как оргдеятельностная игра: общее заседание, групповая работа и всё – а вечером вместо строчки «рефлексия» написали «вечерний самоанализ». И я ему говорю: «Ты пойми: вы уничтожили суть, потому что если рефлексия формируется как вечерний самоанализ, то она становится шизофренией, а не мышлением». И поэтому если у вас рефлексия и её элементы, или, точнее, если у вас, так сказать, элементы будущей возможной рефлексии начали формироваться не в ситуации взаимодействия, коммуникации и создания вот этих общих мест, то, скорее всего, то, что у вас получится, будет не рефлексией. Хотя по элементному составу она будет на нее похожа. Я понятно отвечаю? А вот если она у вас формировалась правильно, то потом её можно использовать и как инструмент самоанализа, и как инструмент анализа других людей, то есть как элемент работы психоаналитика. Она работает в любых поворотах потом – в своих прямых, ну и, так сказать, превращенных формах. Соколов А. Нет, но разговор же идет о знании рефлексии, то есть знание рефлексии ***. Щедровицкий П.Г. Нет, разговор идет о техниках. Ты задаешь вопрос о техниках, то есть о самой рефлексии, а не о знании о ней. Соколов А. Я о знании: как оно сформировывается, то есть вот так должно… |
Щедровицкий П.Г. Нет, подожди. Как сформировывается знание рефлексии – я не знаю. Вот Георгий Петрович формирует знание рефлексии. Соколов А. Вот, да, и вот она, схема, да? Вот так оно должно сформироваться. А потом это знание можно ***. Щедровицкий П.Г. Нет, так рефлексия формируется, а не знание о ней. Соколов А. Секундочку... Щедровицкий П.Г. На этой схеме формируется не знание о рефлексии, а сама рефлексия. А знание о рефлексии должно учитывать специфику самой рефлексии, знание о которой вы хотите сформировать. Ну, потому что будет странно, если вы будете формировать знание о рефлексии не по поводу рефлексии, а по поводу чего-то другого. Скорее всего, у вас и знание будет такое же дурацкое. А рефлексия возникает в подобных ситуациях. Вот теперь, возвращаясь назад, и ситуация, которая изображена на предыдущей схеме, то есть схеме «Два акта и объемлющее пространство между ними», есть превращенная форма ситуации коммуникации. Например, между педагогом и учеником, когда в будущей деятельности без акта стоит ученик – ну, мысленно, а в прошлой – носитель деятельности, который может быть, в том числе и учителем, ну или, так сказать, демонстратором, да? Верховский Н. С другой стороны. Щедровицкий П.Г. Нет, ну почему? Учитель же может демонстрировать деятельность. Верховский Н. Но учителем он становится в тот момент, когда он ***. Щедровицкий П.Г. Подожди. Это, знаешь, в разных школах по-разному. В некоторых школах, знаешь, когда в школе восточных единоборств ты подходишь к сэнсэю и спрашиваешь: «А правильно ли я понимаю, что…» – он в этот момент бьет тебя по ушам и говорит: «Делай так! Делай так!» – понимаешь? Не надо ничего этого лишнего. И показывает, как делать. Показывает. Ты должен сначала его скопировать. Верховский Н. Показывает из одной позиции, а бьет из другой, поэтому. Щедровицкий П.Г. Нет, бьет он для того, чтобы ты смотрел, сволочь. Верховский Н. Я и говорю: из другой, не из демонстративной, а из рефлексивной. Щедровицкий П.Г. А рассказывать о том, как делать – это уже, знаешь, как бы следующая история. А когда рассказывают те, кто делать не умеют, это вообще следующая история. Тогда начинается современное образование. Верховский Н. В рефлексивной позиции не рассказывают. Ковалевич Д. Вот схема, значит, Вы сказали, что показывает ситуацию, демонстрирует ситуацию, в которой возможна рефлексия. Щедровицкий П.Г. В которой необходима рефлексия. |
Ковалевич Д. Необходима; не возможна, а необходима. Щедровицкий П.Г. Да. Ковалевич Д. Но на самой этой схеме слово «рефлексия» не написано. Щедровицкий П.Г. Не написано. Ковалевич Д. Так же, как и не показан тот самый тип кооперации, который возникает. Щедровицкий П.Г. Правильно. Ковалевич Д. А если все-таки вот на эту схему смотреть, то между кем и кем возникает кооперация, которая называется рефлексией, между какими двумя позициями на этой схеме? Щедровицкий П.Г. Между тремя позициями, и прошлая схема будет выглядеть вот так (рисует). Прошлая – это которую Вы сейчас вспомнили, про акты коммуникации, в смысле про акты деятельности? Щедровицкий П.Г. Ну, конечно. Флямер М. Про схему рефлексивного выхода? Щедровицкий П.Г. Ну, да. Вот будет прошлая схема. Ковалевич Д. И говорится, что рефлексия есть тип кооперации в деятельности, возникающий у третьей позиции. Щедровицкий П.Г. Нет, между позициями. Ковалевич Д. Рефлексия есть тип кооперации между этими тремя позициями? Щедровицкий П.Г. Да. |
Ковалевич Д. То есть, можно нарисовать кооперативные связи, которые здесь не нарисованы… Щедровицкий П.Г. Теперь тебе что нужно сделать? Ты теперь начинаешь вот эту схему, нарисованную мной поверх, делать жирной, а ту убирать бледным. И как только у тебя, так сказать, та схема фактически сотрется, останется только её очень расплывчатый контур, а возникнет жирная, у тебя и будет связь кооперации. Верховский Н. Вопрос. На предыдущей схеме коммуникации нет. Щедровицкий П.Г. На какой? Верховский Н. Которая с двумя блоками. Там акт один ***. Щедровицкий П.Г. Естественно, там нет уже коммуникации. Еще раз: вы начинаете рисовать вот эту схему кооперации поверх, и потом делаете её жирным – ну, фокусировка. Повернули – там голая женщина, еще повернули – там что-то другое. Так и здесь. Расфокусируйте зрение. Сконцентрировались на одном – у вас кооперация. Повернули по-другому – у вас всякая кооперация имеет в своей подложке коммуникацию. Верховский Н. Этажом выше? Щедровицкий П.Г. Да. А поэтому, уж если продолжать логику Георгия Петровича, можно сказать, что рефлексия – это та единственная кооперация, которая возможна по поводу коммуникации. Ну, или которая делает предметом кооперирования коммуникативные отношения. Потому что вы не сможете коммуникацию упаковать не в рефлексивную кооперацию, потому что вас пошлют просто, что и делают регулярно. Между рабочими в цеху коммуникации нет. А там, где коммуникация есть и является важнейшим элементом деятельности, там невозможна цеховая кооперация. Верховский Н. Вы бы еще *** объяснили. Щедровицкий П.Г. Ну, я – знаешь, как? – на птичках пытаюсь пояснить. Ковалевич Д. Понятно. Поэтому как бы говорится именно об определенном типе кооперации, а не о всякой кооперации, собственно содержащей определенное содержание? Щедровицкий П.Г. Да, поэтому говорится об определенном типе кооперации. Кооперация может быть другой. Ковалевич Д. Да. Щедровицкий П.Г. И нерефлексивной, ну или не рефлексией, или не включающей в себя механизмы рефлексии и соответствующие кооперативные отношения. Может быть. Соколов А. Сущность тогда теряется. Щедровицкий П.Г. Нигде ничего не теряется. Это на разных плашечках нарисовано. |
Соколов А. Изначально было сказано, что рефлексия – сущность её кооперативная. Щедровицкий. Да. Верховский Н. Но не всякая кооперация является рефлексией, да? Щедровицкий П.Г. Ну, так что, Коля? Верховский Н. Нет, у меня… я просто дорисовываю в картинке. Восстановление предмета. Щедровицкий П.Г. Важно. Верховский Н. На месте предмета лежит деятельность? Щедровицкий П.Г. Нет, подожди. Верховский Н. Акт деятельности дорисовывается. Щедровицкий П.Г. Подожди секундочку. А вот здесь хороший момент. Рефлектируется то, что рефлектируется. Может рефлектироваться предмет совместной деятельности. Может рефлектироваться что-то другое. Ковалевич Д. Средства могут рефлектироваться. Верховский Н. Если вы положили, возвращаясь к первой части, деятельность как норму того, как я буду брать рефлексию, тогда какое «что-то другое»? Не может там что-то другое. Щедровицкий. Может. Верховский Н. А у вас деятельность задает всю рамку, всей этой работы, и всю норму. Щедровицкий. И что? Верховский Н. А внутри деятельности не деятельностные объекты? Щедровицкий П.Г. И что? Ну, хорошо, могу ответить чуть иначе. Давай. Флямер М. В тексте сказано «предмет мысли». Щедровицкий П.Г. В тексте сказано то, что сказано в данном тексте. Но если теперь смотреть шире, то можно сказать так. Не знаю, какой бы пример... Ну, вот говорят: кошка подходит к больному человеку и ложится на больное место. Вот так и здесь, рефлектируется больное место деятельности. Ну да, в ситуации, которую описал Георгий Петрович специфически, таким больным местом является общий объект. Но, вообще-то, может быть предметом рефлексии что-то другое; например, средства. Верховский Н. Нет, больным местом является отсутствие общего объекта. Щедровицкий П.Г. Ну, неважно, да. И когда мы с вами разбирали полтора года назад ситуацию учения и обучения, то там это на предметном материале специально пояснялось, что когда ребенок не может осуществить деятельность, то педагог сначала должен произвести рефлексию ситуации с точки зрения выявления причин невозможности осуществить деятельность. |
И тогда первое, как бы рефлексивное, отношение – это отношение своеобразной диагностики, в котором он сверяет эту деятельность с образцом, который у него присутствует, накладывает этот образец на реальную деятельность, выделяет проколы, провальные места, незаполненные, и потом строит свою дальнейшую работу как работу по передаче недостающего. Аналогичную работу выполняю я, отвечая на ваши вопросы, то есть какую работу я проделываю? Я, слушая ваш вопрос, реконструирую то пространство, которое у вас возникает по поводу моего текста, выявляю ваше понимание, а точнее – непонимание, и в отсутствующее место вставляю протез какой-то (я могу разные протезы вставлять). Ну и фактически вот эта работа, которая проделывается, проделывается вот из той третьей позиции. Ковалевич Д. Смотрите: а вот когда мы нарисовали поверх вот эту вот вторую схему и начали, так сказать, уводить на фон первую, у нас на первой слово «понимание» на этой схеме уходит на фон? Щедровицкий П.Г. Ну, да, конечно, уходит. Ковалевич Д. Или оно остается как указание на деятельность этой вот третьей позиции? Ну, как на особую специфичность вот этой деятельности третьей позиции. Щедровицкий П.Г. Подождите. А это сложный вопрос, потому что… Ковалевич Д. Вроде бы никогда не говорили, что понимание не есть деятельность. Мы всегда говорили, что деятельность может обладать * **. Щедровицкий П.Г. Подождите-подождите. Это сложный вопрос, потому что он как раз для своего ответа требует введения схемы мыследеятельности, потому что отношение между пониманием и рефлексией в этих позициях, и вообще, требует введения более широкого пространства. Здесь у нас ситуация сведена к акту коммуникации, ну или даже акта коммуникации нет, есть его урезанная форма. Поэтому я должен вам сказать, что, конечно, в развитой мыследеятельностной организации есть много всякого добра. Есть рефлексивно организованное понимание. Ковалевич Д. Есть понимающая организованная деятельность. Флямер М. Ну, схем… этап ***. Щедровицкий П.Г. Есть рефлексия понятого. Потому что, когда я произношу текст, а потом задаю кому-то вопрос: «А как ты понял?» – он вынужден для ответа на этот вопрос, если он принимает этот вопрос, выйти в рефлексию по поводу своего понимания и всей ситуации, и предметом рефлексии становится понятое им. |
Ковалевич Д. Смотрите, давайте я по-другому задам вопрос. А, так сказать, я по отношению к каждой из этих трех позиций должен восстановить схему акта деятельности, правильно? Ну, чтобы вот нарисовать. Щедровицкий П.Г. Как вариант. Ковалевич Д. Как вариант. И для третьей позиции я буду восстанавливать такую же, ту самую схему акта деятельности, как для первой и для второй, или какую-то другую? Учитывая то, что это, так сказать… что её отличие от первой и второй принципиально. Щедровицкий П.Г. А именно? Ковалевич Д. Она рефлексивна. Именно ее возникновение ***. Щедровицкий П.Г. И что это… и как это принципиальное отличие… Верховский Н. Никакого. Вопрос. Кто «она»? Ковалевич Д. Не она, не она. Верховский Н. Состав будет тот же самый. Ковалевич Д. Именно возникновение этой деятельности влечет формирование кооперации по имени «рефлексия». Щедровицкий П.Г. Подожди, секундочку. И как это влияет на состав… Ковалевич Д. Я не знаю, я спрашиваю, влияет ли? Вот я спрашиваю: влияет ли? Должен ли я нарисовать какую-то другую схему этой деятельности? Ну, в силу ровно того, что появление в первой деятельности второй деятельности как бы не восстанавливает кооперацию рефлексивную, а в третьей появляется. Верховский Н. Да вот и путаница возникает, потому что… Щедровицкий П.Г. Сейчас, подожди. Верховский Н. …коммуникация – это коммуникация, а деятельность – это деятельность. Щедровицкий П.Г. Подождите, нет. Ответ может быть предельно абстрактным на твой вопрос. Он будет выглядеть так: граница перегибания схемы акта деятельности по признаку «объективированная и субъективированная часть акта» будет двигаться. То есть чем более сложной является ситуация, в которой нам приходится применять рефлексию, тем более изощренными должны быть инструменты организации субъективированной части акта. И, собственно, про это и писал Лефевр, но только Лефевр это писал не с целью, так сказать, нарисовать нормативную структуру этой организации. |
Ковалевич Д. В смысле, как именно усложнится? Щедровицкий П.Г. Да. А лишь указывая метафорически, через это «я знаю, что ты знаешь, что ты знаешь» и так далее, то есть через эту идею, так сказать, «вложенных кругов» указывая на её сложность. А Георгий Петрович всегда старался – ну, по установке – перевести эту сложность в максимально репрезентированный и объективированный вид через схематизацию и через расщепление разных видов организованностей, в том числе знаний, ну или, так сказать, ну, как… Ковалевич Д. То есть ответ – нет. Щедровицкий П.Г. Почему нет? Ответ – да. Она будет другой. Она будет по принципу другой. Ковалевич Д. Не принципиально, да. ***. Щедровицкий П.Г. Подожди. Ну что значит, принципиально, не принципиально? Ковалевич Д. Нет, я понял, да. Щедровицкий П.Г. Нет, ну смотри: ты же тоже должен понимать, что когда у тебя исходным материалом является заготовка для стола, а продуктом – стол, то это одна организация акта деятельности. А когда у тебя исходным материалом является система деятельности с людьми, включенными туда… Флямер М. Продуктом стратегия – то..? Щедровицкий П.Г. Нет. А продуктом является другая система деятельности, иначе организованная, то структура акта будет иной, хотя формально ты можешь, конечно, представить её в том же элементном составе. Но поскольку у тебя вся морфология будет другой, то, что тебе дает внешнее тождество функциональной структуры? Ничего. Ну, я грубо сейчас говорю. Ковалевич Д. Кроме как способы размышления ***. Щедровицкий П.Г. Подожди, секундочку. Но способ рассуждения не отвечает на твой вопрос. Ты говоришь: «Отличается или не отличается структура третьего акта?» – я говорю: «Отличается». Ты говоришь: «Чем?» – я говорю: «Морфологическим наполнением». Ты говоришь: «А, это ерунда! Главное – функциональная структура». Но так не получится. Ковалевич Д. Хорошо, давайте тогда разведем вопрос. То есть, функциональной структурой не отличается, а отличается морфологической? Щедровицкий П.Г. И функциональной структурой может немножко отличаться; в частности, уровнем её дифференциации. Ковалевич Д. Ну, опять-таки, сложностью. Щедровицкий П.Г. Подожди. Ну, сложностью, да. Но и смотри: и дальше действует этот старый принцип, что нельзя управлять чем-то, имея более простую структуру. |
Поэтому у рефлексивно более высоких этажей деятельности, которые являются важным фоновым условием управления, структура должна быть не менее сложна, а лучше – более сложна, чем структура объекта. Если этим объектом является сложная кооперация и коммуникация разных деятельностей, то и эта структура усложняется соответствующим образом. Ковалевич Д. Ну и в этом смысле… Сейчас, один последний момент. И в этом смысле как бы прорисовка этой схемы такова, что третья позиция, собственно, и возникает только в силу того, что есть необходимость в появлении кооперации под названием «рефлексия»? То есть она есть продукт необходимости. Щедровицкий П.Г. Ну, можно, конечно, и так. Тут всё зависит от изощренности. Флямер М. Про это на 114 странице. В конце, последний абзац прочитайте. Щедровицкий П.Г. Ну, мы до этого не дойдем сегодня, друзья мои. Мы исчерпали... Флямер М. А Вы прочли же. Щедровицкий П.Г. Прочел, да? Не знаю. 114 страницу прочел. Прочел, прочел. 114-ю прочел. Я не прочел дискуссию с Лефевром. Кстати, между прочим, позиция Лефевра на самом деле изложена в дискуссии в довольно развитой форме, поэтому те, кто интересуются, могут на страницах 123-125 прочесть эту дискуссию. Да, вопрос. Флямер М. Вопрос такой. Вот в преддверии этой схемы, но во второй части обсуждается вот этот принцип искусственного образования знаний. И, соответственно, Георгий Петрович и перечисляет вот эти типы знаний, чтобы требования к продукту задать. Щедровицкий П.Г. Да. Флямер М. И там про научное знание о деятельности и организованности. Вот мой вопрос относится к тому, что еще же параллельно обсуждается вот этот принцип мышления как схема двойного знания, где, собственно говоря, статусы этих образований разделялись: то становится объектом, а то становится знанием. И вроде так получается, что это (ну, не это, в смысле, та схема, которую он вводит), в общем-то, про то, что статус объекта получаем в работе со знанием, а не знание. А вопрос об образовании знания на этой основе предполагается дальше решать. Ну, ремарка, что «знание о рефлексии должно соответствовать самой рефлексии, смотри на её объект». |
Так вот, значит, получается, что в 1972 году вот этот вот объект – рефлексия как объект – выражен на схеме, изображенной на 113 странице. Следовательно, та модель схемы рефлексивного выхода, которая была создана раньше, теряет свой статус (выражение объекта), превращаясь в одно из знаний. Стоит ли делать то, что Вы сделали, объединив это на одном рисунке? Щедровицкий П.Г. Стоит-стоит. Флямер М. Отсюда был бы вопрос. Щедровицкий П.Г. Георгий Петрович по этому поводу говорил очень хорошую вещь. Он рисовал вот такую схемочку и говорил: «Вот здесь вот оргдеятельностно, а вот здесь вот онтологически». Потом он говорил: «Скажите, а где оргдеятельностно?» Ну, естественно, ему говорили: «Вот здесь оргдеятельностно». Он говорил: «А если взять вот за эту пипочку и потянуть? Произойдет следующее: оно сползет, и то, что было вчера оргдеятельностным, станет онтологическим, а то, что вот здесь было онтологическим более высокого порядка, станет оргдеятельностным. А если за пипочку потянуть вверх, что произойдет?» Щедровицкий П.Г. А поэтому можно туда потянуть, а можно сюда потянуть. Главное – помнить, что можно потянуть. А куда потянуть – это зависит, знаешь, от целей. Поэтому да, конечно. Только, единственное, я бы всё перевернул, смыкая это с вопросом, который задавала Вера. У тебя схема кооперации лежит на объектной доске, а схема коммуникации – на оргдеятельностной. И в твоей трактовке это – про знания, а это – про объект. |
Флямер М. Но я сейчас не про свою трактовку. Про… Щедровицкий П.Г. Ну, неважно. Ты же пользовался схемой двух знаний, как бы мысленно забывая, что Георгий Петрович всегда говорил про схему многих знаний, а про два знания он говорил как про принцип. Принцип двух фиксирует факт множественности, и поэтому я должен сказать, что помимо того, что мы производим отслоение чего-то из поля знаний и полагания в функциональное место объекта, мы этой же процедурой (это то, что я обсуждал как принцип двойного полагания) обязательно должны положить рамку для этого освоения. Потому что если эта рамка одновременно в том же акте не кладется, то принцип разделения чего-то на объект и знание никогда не понятен. Поэтому не вот так вот, не растяжка, а фактически тройное движение: рамка, и одновременно что-то выслаивается как объект. Ковалевич Д. А что-то остается как знание? Щедровицкий П.Г. А что-то остается как знание. Ковалевич Д. То есть вообще знание ***. Щедровицкий П.Г. При этом я всё время подчеркиваю, что то, что выслаивается как объект, должно соответствовать типу онтологии. Не может просто так, с бухты-барахты, появиться объект. Ковалевич Д. Типу онтологии, а в данном Вашем примере собственно – типу рамки? Щедровицкий П.Г. Смотри: если у тебя рамочная онтология. А если у тебя онтология картинного типа, то она должна соответствовать типу картинной, иначе у тебя будет как в квартире: так сказать, ребенок разрисовал стену фломастером, а ты взял, какой-то другой краской (ну, тебе-то казалось зрительно, что она такая же) покрасил. Вечером было. А день начался, и всем видно, что цвет другой. Чтобы у тебя не было этого диссонанса, у тебя объект должен соответствовать типу онтологической картины и в нее вписываться. Кстати, я, конечно, больше люблю рамочные онтологии, а есть люди, которые… ну, мыслители, которые любят картинные. Вот они всю жизнь, значит, пишут это самое полотно, вписывают туда детальки. При этом если так вот начать, например, не как современные художники – шестьдесят на шестьдесят за тысячу долларов, - а так вот монументально, понимаете, как в свое время делали великие художники Эпохи Возрождения, то можно так полжизни и провести в этом соборе. Поэтому всё зависит. Просто, конечно, для практической деятельности рамочной онтологии достаточно. Она более функциональна, она больше соответствует изменчивости, так сказать, ситуации и так далее. Хочется уже закончить. |
Реплика. Только начали. Щедровицкий П.Г. Это вы только начали, а мы начали три года назад. Я, когда начинал, точно не знал, во что я втравлюсь. Коллеги, значит, мы с вами пропустим небольшой аппендикс, который я хотел обсудить. Может быть, потом к нему вернемся: как сам Георгий Петрович трактовал роль разных участников в формировании представления о рефлексии. Этот сюжет важен с исторической точки зрения, но не очень важен с систематической. А поэтому в следующий раз мы с вами, как и договаривались, обсуждаем схемы методологической работы. Ну, представление о методологии и схемы методологической работы, которые фактически уже сделаны с использованием представлений о рефлексии. И этим фрагментом завершаем эту часть. Я еще раз думал, Миша, над твоим вопросом, что сначала, что потом – итоги раздела про акт, а потом оргтехническая схема или наоборот. Честно говоря, пришел к выводу, что мне всё равно, я могу и так, и так. Конечно, введение представления об оргтехнической схеме частично прояснит вопрос Ковалевича о типах актов, поэтому, наверное, вот так. Ну, если у вас не вылетит всё из головы за это время, то можно после оргтехнической схемы. Флямер М. Раз так, то один важный вопрос по поводу еще этой схемы, потому что… не правой, а схемы рефлексии. А именно: правильно ли я понимаю, что в неё уже категория организации впечатана за счет какой-то особой трактовки работы с объектом? Щедровицкий П.Г. Скорее, нет. За счет параллельного развертывания представлений об «организованности» в деятельности на системно-структурных картах и введения категории «организации», которая заменяет категорию «формы» в эпистемологический период. И, собственно, потом появление метакатегории «формы-организации» – это и есть квинтэссенция этого движения. Но это движение идет скорее в логической или технической плоскости, то есть в плоскости развития методологии системно-структурного анализа, и связано с большим набором, можно сказать, исследовательских программ, когда предметом анализа становятся разные организованности… ну, не так… разные вещи деятельностного мира: знаки, знания, понятия и так далее. |
Когда мы с вами начнем коммуникативный период, то мы начнем с лекций Георгия Петровича, которые называются «Понятие о понятии», потому что именно в этих лекциях впервые введена схема акта коммуникации. Это 1967 год. И понятно, почему: потому что, сделав предметом рассмотрения (вслед за знаком, знанием) понятие, стало необходимо прорисовать несколько другой контекст существования этой организованности. Поэтому накопление опыта анализа разных организованностей деятельности в традиции деятельностного и системодеятельностного рассмотрения привело к кристаллизации самого понятия организованности. И поскольку параллельно Георгий Петрович читает для дизайнеров курс лекций под названием «Люди и вещи», то вот это понятие организованности фактически заняло то же место, которое в аристотелевской онтологии играет категория «вещи». Флямер М. А вопрос можно? Щедровицкий П.Г. Да. Флямер М. О другом немножко. Про третью позицию, про деятельность в третьей позиции, а именно… Щедровицкий П.Г. Или мышление? Флямер М. Или мышление. Щедровицкий П.Г. Ну, это же важно. Флямер М. Ну, я понимаю. Ну, в данном ***. Хотя там и к мышлению переход ***. То, как введена схема, позволяет интерпретировать эту деятельность и мышление с этих позиций как оргтехническую. Щедровицкий П.Г. Да. Естественно. Я про это всё время и твержу. Впрямую не видно на схемах кооперации. Флямер М. Да. Щедровицкий П.Г. Да, согласен. Конечно. Флямер М. Именно впрямую. Щедровицкий П.Г. На схемах кооперации. Там оргтехническое отношение примысливается в той мере, в какой мы уже про него знаем, но не выводится из самой этой схемы. И поэтому так важно обсудить методологию. Понимаешь? Потому что собственно сцепка, когда я говорил о том, что вот это представление об управлении возникает несколько раз в разных контекстах, как всполохи. Оно возникает отдельно в контексте педагогической деятельности, когда речь идет об управлении со стороны учителя процессом усвоения. Один раз возникает в терминологической работе, когда речь идет об управлении процессом понимания с помощью создания значений. |
Один раз возникает в контексте, скажем так, обсуждения методологии, при котором методолог присваивает себе функцию управления развитием профессионального знания или профессиональной предметной организации. А потом вплоть до культуртехники; это то, что мы обсуждали на развитых схемах воспроизводства, где появляется специальный участник, который влияет либо на процессы трансляции, либо на процессы реализации норм в ситуациях, и его деятельность тоже является по типу управленческой. А вот само представление об управлении складывается скорее, как популятивное понятие. Но это мы забегаем вперед. Флямер М. Ну, это просто одна из норм. Верховский Н. Можно один короткий вопрос? Просто ответьте «да» или «нет». Щедровицкий П.Г. И на вопрос «есть ли Бог?» мы, атеисты, отвечаем утвердительно: Да! Бога нет! Верховский Н. Я хотел спросить: а можно вот взять схему, которая первая, где один, два, три, коммуникация – убрать из неё восстановление предмета, развернуть вот так, а ту схему вложить вот? Вы ответьте «да» или «нет», я же спросил просто. Щедровицкий П.Г. Да. Верховский Н. Спасибо, разошлись. Щедровицкий П.Г. Давайте. Значит, в следующий раз у нас 10 декабря. |
Сноски и примечания |
(1) - Нумерация параграфов дана в виде дроби. В ее числителе - сквозной номер параграфа в соответстсвии с данной интернет-публикацией. В знаменателе - номер параграфа в соответствиии с текстом лекций, который у меня на руках (Виталий Сааков). |
(1.1) - В исходной расшифровке лекций большинство ссылок привязано к "старой", времен чтения лекций, версии сайта фонда им.Г.П.Щедровицкого. Нынешняя версия сайта на эти ссылки не отвечает. Поэтому ссылки на "Фонд Г.П.Щедровикого" заменены ссылками на другие ресурсы. В данном случае интернет-ресурсов не найдено (Виталий Сааков) |
(2) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
(3) - См.: «Конфликтующие структуры», стр. 14-16; ср. также: «Хотя сознание освободилось от первого состояния, оно все же может свободно в него возвращаться. Оно может себя делать таким сознанием, причинность которого заключается только в его бытии. Это возвращение известно всякому под именем внимания. К первому бытию, которое продолжает существовать, не поглощая всецело бытия сознания, прибавилось второе, властвующее над первым. Это второе, раз появившись, не может быть уничтожено, но оно свободно может снова отдаваться первому» (И.Г.Фихте. Факты сознания, стр.14). | |
(4) - Точнее, нужно было бы говорить о рефлексии, успокоившейся в предмете, ибо здесь стираются все следы рефлексивного происхождения предмета и дальнейшее развитие его может происходить без помощи и посредством знаний, получаемых в заимствованной позиции; сама рефлектируемая деятельность превращается при этом в «чистую практику», оторванную от каких-либо процедур получения знаний. | |
(5) - Хорошим примером принципа, сохраняющего рефлексивные отношения в знаниях, могут служить принцип двойного знания (см.: «Проблемы методологии системного исследования», стр. 25-29) или принцип и схемы конфигурирования (см., например, «Конфликтующие структуры, стр. 4-22). |
(1) - | |
(2) - | |
(3) - |
Щедровицкий Петр Георгиевич. Родился в семье русского советского философа
Г.П.Щедровицкого. С 1976 года начинает активно посещать Московский методологический
кружок (ММК), организованный Г.П.Щедpовицким. В ММК специализируется
в области методологии исторических исследований, занимается проблемами
программирования и регионального развития. С 1979 года участвует в организационно-деятельностных
играх (ОДИ), специализируется в сфере организации коллективных методов
решения проблем и развития человеческих ресурсов. В настоящее время занимает
должность заместителя директора Института философии РАН, Президент Некоммерческого
Института Развития "Научный Фонд имени Г.П.Щедровицкого" - - - - - - - - - - - - - - - - смотри сайт "Щедровицкий Петр Георгиевич" - https://shchedrovitskiy.com/ - - - - - - - - - - - - - - - - источник фото: http://viperson.ru/wind.php?ID=554006 |
|
|
|